Новости за 15/07/2024
============================================================
7 - 12 июля Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургскую митрополию и Валаам
Москва, 15 июля. 7 – 12 июля 2024 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первосвятительский визит в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам, сообщает Патриаршая пресс-служба.
7 июля, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, праздник Рождества пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, предстоятель Русской Православной Церкви (РПЦ) совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге.
9 июля Патриарх Кирилл прибыл в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в г. Тихвине Ленинградской области, где возглавил торжества по случаю 20-летия возвращения чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Россию.
По окончании Божественной литургии в Патриарших покоях монастыря состоялась встреча предстоятеля РПЦ с губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.
10 июля Патриарх Кирилл, прибывший в этот день на Валаам, посетил Казанский скит Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
После посещения скита Патриарх побывал на Игуменском кладбище обители, где совершил заупокойную литию.
По окончании заупокойного богослужения предстоятель посетил Музей современной иконы, расположенный в Зимней гостинице обители.
Вечером 10 июля, в канун дня памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря.
11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, предстоятель Русской Церкви возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. За богослужением состоялась хиротония архимандрита Мелетия (Кисняшкина) во епископа Ардатовского и Атяшевского.
12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Кирилл, накануне прибывший с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. За литургией была совершена хиротония архимандрита Макария (Муминова) во епископа Нерчинского и Краснокаменского.
По окончании богослужения Патриарх направился в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, где посетил Благовещенский храм обители, а также совершил заупокойное богослужение на Никольском кладбище лавры.
В тот же день в завершение официальной программы визита предстоятель посетил Большеохтинское кладбище, где совершил литию на месте погребения своих родителей.
Барселона, 15 июля. В Испании возрождают забытое искусство колокольного звона как средства оповещения и общения – новые мастера возвращают этому древнему языку богатство, утраченное в машинную эпоху, пишет «Седмица» со ссылкой на apnews.
Ксавьер Паллас (Xavier Pallàs) и его 18 учеников из школы звонарей в Валь-д'эн-Бас пытаются возродить подзабытое искусство звонарей и вернуть звону прежнее богатство и универсальность как языка оповещения и общения. Звонница служит им классной комнатой, а Паллас является основателем и директором этой маленькой школы.
«Когда в прошлом столетии свершился переход на механические устройства исполнения колокольных мелодий, быстро пропала живая динамика колокольных мелодий, из них ушла жизнь, ослабла их сила как древнего “средства массовой информации”, – говорит мастер. – А вот старые звонари развивали и оттачивали свое искусство, и каждый из них имел в нем свои изюминки – “ноу-хау”. У них звучание церковных колоколов в различных мелодиях, тонах и ритмах говорило приходам о радостях и скорбях, либо возвещало тревогу, призывало на помощь попавшему в беду соседу. Многие века звон церковных колоколов был нашим самым важным средством коммуникации».
«Мне довелось посетить многие церковные колокольни Испании, которые перешли на автоматику в 1970-80-х годах, и все они находятся в плачевном состоянии, – говорит Паллас. – Я был в составе группы экспертов, изучавших колокольни Гаррочи, графства на северо-востоке Каталонии, и все они оказались проблемными, упадочными».
В ходе исследования Паллас посетил и храм Сант-Рома 12-го века в Жуанетисе – крошечной деревушке примерно в двух часах езды к северу от Барселоны. Мастер обосновался в этом храме и вот уже 10 месяцев проводит для звонарей практические занятия по субботам. «Поскольку последнее поколение искусных звонарей ушло в небытие, единственный способ возрождения этого искусства – это обучение новых звонарей, – говорит Паллас. – Именно в этом храме и родилась у меня идея школы звонарей».
Возможно, не случайно эта идея родилась у мастера через два года после того, как ЮНЕСКО включила ручной колокольный звон в Испании в свой список нематериального культурного наследия человечества. Экспертам ЮНЕСКО прекрасно известно, что искусство колокольного звона служило средством единения и оповещения общин задолго до возникновения многих современных государств.
Курс колокольного звона, официально признанный теологической школой ISCREB в Барселоне, завершился на прошлой неделе показательным выступлением класса. Первый выпуск школы – энтузиасты колокольного искусства обоих полов и всех возрастов, с разными уровнями образования и профессионального опыта – от инженеров до преподавателей. Самому молодому из них едва исполнилось 20 лет, а есть и несколько пенсионеров.
Студенты по очереди исполняли колокольные возвещения всех типов – призывы к пасхальной службе, предупреждения о плохой погоде, призывы на тушение пожара, даже приказы деревенской милиции. В репертуаре звонарей есть созыв работников на уборку пшеницы, весть домохозяйкам о доставке свежей рыбы и даже насколько она дорога.
Школа звонарей поначалу многим казалось донкихотской затеей, но многообещающее начало уже положено. «Я и сам понимаю, что моя мечта об искусном звонаре на каждой колокольне, мягко говоря, утопична, – говорит Паллас. – Однако на осень у меня уже собран новый полный класс и еще около 60 человек ждут в очереди на обучение».
Паллас уверен, что возвращение ручного колокольного звона в жизнь района или города поможет одухотворить и укрепить общины в наш век головокружительных – и не всегда посильных для человека – технологических, экономических и политических перемен.
Тверь, 15 июля. В Тверской государственный объединенный музей после реставрации привезли четыре уникальные фрески XVII века. Их демонтировали еще в конце 1939 – начале 1940 годов со стен Троицкого Макарьева монастыря в Калязине, сообщает «МК-Тверь».
До недавнего времени фрески находились на реставрации в Российском государственном художественно-промышленном университете имени Строганова в Москве. Были восстановлены четыре произведения, которые теперь смонтированы на новое основание и готовы к экспонированию, – это «Девушки со свечами», «Песьеглавое чудовище с дубиной», «Макарий Калязинский» и «Ангел».
Фото: tver.mk.ru
«Рассчитываем, что еще четыре фрески отреставрируют в следующем году», – рассказала главный хранитель музейных предметов Тверского государственного объединенного музея Елена Мойкина.
На сегодняшний день в Калязинском краеведческом музее имени Никольского хранятся 10 уникальных фресок из 150 фрагментов монументальной живописи, спасенных сотрудниками музея архитектуры имени Щусева. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска «Апокалипсис. Страшный суд» можно увидеть в действующей экспозиции.
Как рассказывают краеведы, в 1654 году храм Троицкого Макарьевского монастыря был от пола до свода расписан фресками, выполненными лучшими иконописцами страны. Калязинские фрески по своей цветовой гамме превосходили фрески Московского Кремля, что в своем труде «История русского искусства» отметил русский и советский живописец Игорь Грабарь. Монастырь попал в зону затопления, как и большая часть города. Когда об этом узнали деятели искусств, они начали обращаться в правительство, собирали конференции и решали, как сохранить Троицкий собор и его уникальные фрески. На тот момент стены монастыря уже начали разбирать, чтобы использовать кирпич для строительства жилья и хозяйственных построек. Когда зимой 1935 года реставраторы поняли, что фрески не спасти, сюда прибыли художники, которые в мороз смогли снять фрески со стен: они мочили в теплой воде холст, ветошь, присоединяли это к стене и после примерзания запускали под конструкцию полоски металла, откалывая кусочки ш
тукатурки, затем фиксируя результат на деревянных рамах, заливая клеем. Все эти фрагменты долгое время хранились в музее архитектуры имени Щусева в Москве. Они стали лучшими сохранившимися фресками в нашей стране.
Корреспондент «МК в Твери» отправился на тот самый остров за Калязинской колокольней, где вновь оживает монастырь – подробнее об этом в материале.
Фото: пресс-служба Министерства культуры Пермского края / zwezda.su
Пермь, 15 июля. В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» ведутся реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения – церкви Преображения Господня из села Янидор, сообщает краевая газета «Звезда».
В пресс-службе краевого министерства культуры напоминают, что проектом предусмотрена полная реставрация объекта: ремонт фундамента, кровли, крыльца, галереи, главы с крещатой бочкой, пола, перекрытий, протезирование и замена поврежденных венцов сруба, восстановление гидроизоляции из бересты между срубом и фундаментом.
«Проект реставрации разрабатывался с учетом двух задач – обеспечения сохранности объекта культурного наследия и его приспособления к современному использованию. Предложенные решения направлены в том числе и на максимальное сохранение подлинного материала памятника», – отмечает директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.
Церковь Преображения была построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского уезда Пермской губернии. Церковь поставлена «кораблём» – все части выстроены друг за другом по одной оси. Клинчатая кровля моленной части церкви имеет необычное декоративное завершение – на ней установлена крещатая бочка, увенчанная главкой. В феврале 1983 года здание церкви было разобрано и перевезено на территорию музея «Хохловка».
Санкт-Петербург, 15 июля. Выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» открылась в Государственном музее истории религии. На ней представлены богослужебные предметы из его коллекции, многие выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов – памятники серебряного дела в России XIX – начала XX веков, изготовленные фабриками и мастерскими, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, представленным в 2021 году экспозицией о храмовом зодчестве, а в 2023-м – экспозицией о Викторе Васнецове и его последователях. Экспонируются около ста предметов – облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы «в драгоценных окладах. Среди наиболее ценных раритетов – икона Богоматери Иверской начала XX века в серебряном окладе, киот «Державная Богоматерь», выполненный по рисунку Сергея Вашкова в 1917 году, Царские врата в стиле модерн с серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест.
Замдиректора музея Екатерина Терюкова подчеркнула, что церковное искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков было вовлечено в общий художественный процесс.
«Каждая мастерская находилась под влиянием стиля модерн, это была мировая тенденция, – отметила автор экспозиции, главный хранитель музея Елена Денисова. – Русский модерн зиждется на древнерусских образцах. Ювелирные фабрики имели художественные цеха, осознавали себя не ремесленниками, а творцами церковного искусства».
Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства, привносили и свой взгляд. Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, среди них – фабрики Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Оловянишниковых, Игнатия Сазикова.
Представлены предметы, созданные по рисункам главного художника фирмы Оловянишниковых Сергея Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Им посвящен целый зал, и не случайно: он работал на этой фабрике в 1901-1911 годах и был очень популярен. В коллекции музея есть каталог с изображениями более 300 предметов и 41 образца церковной парчи, созданных по эскизам Сергея Вашкова. Ее можно «полистать» с помощью электронной презентации.
Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы Мстеры: Алексей Вашуров, братья Сеньковы, Иосиф Чириков создавали иконы в том числе по мотивам произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Завершают экспозицию произведения нынешних мастеров: швейные и вышитые изделия мастерской «Покров», Константино-Еленинского монастыря, богослужебные предметы, изготовленные на фабрике «Софрино», произведения современных иконописцев Мстеры.
Самахидж, 15 июля. Археологи обнаружили одно из древнейших известных христианских сооружений в Персидском заливе, расположенное в Самахидже, Бахрейн. Это первое материальное доказательство существования давно забытой христианской общины в регионе, сообщает Planet Today со ссылкой на ArkeoNews.
Сегодня христианство обычно не ассоциируется с Персидским заливом, но древняя несторианская Церковь Востока процветала там до тех пор, пока не началось массовое обращение в ислам после того, как эта религия была основана в 610 году н. э.
Расположенное в Самахидже здание было исследовано с помощью радиоуглеродного метода датирования. Результат указывает на то, что оно было заселено между серединой IV и серединой VIII веков нашей эры. Место было заброшено после того, как население обратилось в ислам.
Его принадлежность к христианскому контексту подтверждается тремя найденными гипсовыми крестами, два из которых украшали здание, а один выглядит так, будто его носили или хранили как личный предмет.
Другим индикатором является фрагмент граффити, нацарапанный на гипсе с изображением хризмы – монограммы имени Иисуса Христа, и рыбы – раннего христианского символа.
Раскопки, проведенные британскими и бахрейнскими археологами под курганом на деревенском кладбище, выявили большое здание с восемью сохранившимися комнатами. Среди них были кухня, трапезная или столовая, возможная рабочая комната и три жилые комнаты. Оно сохранилось, поскольку на нем позже была построена мечеть.
Считается, что здание могло быть дворцом епископа – главы епархии, в которую входил Самахидж, называемой в исторических источниках Мешмахиг.
Сохранившиеся источники указывают на бурные отношения между Мешмахигом и центральными церковными властями, в результате чего один епископ этой епархии был отлучен от Церкви в 410 году, а другой был осужден в VII веке за то, что бросил вызов церковному единству.
Ранее немногие христианские здания – церкви, монастыри, епископские резиденции, – обнаруженные в Персидском заливе, были найдены в отдаленных районах Ирана, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и восточной части Саудовской Аравии. В основном они датируются более поздними периодами. Самахидж уникален тем, что расположен в современном поселении.
Дополнительные открытия включают бусины из полудрагоценных камней сердолика и осколки керамики индийского происхождения, что указывает на торговлю. Также были найдены небольшие винные бокалы и медные монеты, отчеканенные в Сасанидской империи. Пряслица и медные иглы, найденные в здании, указывают на то, что здесь производили текстиль, вероятно, использовавшийся в богослужении.
Раскопки проводились с 2019 по 2023 год в рамках совместного проекта под руководством профессора Тимоти Инсолла из Эксетерского университета и доктора Салмана Альмахари из Управления культуры и древностей Бахрейна.
Сейчас на месте раскопок ведется работа по созданию музея, открытие которого запланировано на 2025 год.
Москва, 15 июля. На 94-м году жизни 12 июля скончался Борис Александрович Нелюбов, более 60 лет работавший в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата и Московской духовной академии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Он родился 15 ноября 1930 года в городе Перово Московской области в семье служащего.
В 1950 году поступил в семинарию, в 1957-м – в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил ее со степенью кандидата богословия и начал преподавать в МДА греческий язык, в 1964 году удостоен звания доцента. В 1974 году ему присудили учёную степень магистра богословия за магистерскую работу на тему «Древние Восточные Церкви». В том же году был утверждён в звании профессора, в 1976-м – назначен председателем Исторической комиссии. В 2004 году за многолетние труды в МДА Б. Нелюбову было присвоено звание заслуженного профессора Московской духовной академии.
С 1962 года работал в ОВЦС на разных должностях, в том числе референта, переводчика, консультанта. Как было упомянуто в поздравительном адресе в честь одной из юбилейных дат, на его глазах и при его участии «Отдел из небольшого подразделения Московской Патриархии вырос в интеллектуальный и научный центр Русской Православной Церкви, где проводятся серьезные богословские, церковно-исторические и религиозно-общественные исследования».
Среди церковных наград, которыми отмечены труды Б. Нелюбова, – орден равноапостольного князя Владимира, орден благоверного князя Даниила Московского, орден преподобного Сергия Радонежского, орден святителя Макария Московского, а также высшая награда ОВЦС – медаль святителя Марка Эфесского.
По слову Патриарха Кирилла, жизненный путь Б. Нелюбова – «замечательный пример служения Богу и верности своему долгу»: в эпоху торжества государственной идеологии атеизма он «принял серьезное решение связать судьбу с Православной Церковью и всегда, даже в самых непростых обстоятельствах, оставался преданным своему призванию».
Отпевание Бориса Нелюбова состоится 15 июля в 12:00 в Троицком храме Данилова монастыря. Он будет похоронен на Тучковском кладбище (поселок Тучково Московской области).