Архангельск, 10 июля. Благодаря совместным усилиям Министерства культуры РФ, регионального правительства, волонтеров и местных жителей Вознесенскую церковь в деревне Пияла Онежского района удалось спасти от разрушения – началась подготовка к ее реставрации, сообщает «Двина-Информ».
Деревянная церковь на подклете, обшитая тесом, построена в 1654 году. Она считается одним из самых высоких деревянных храмов на Русском Севере и представляет собой крестообразный шатровый храм с боковыми прирубами, перекрытыми двухъярусными бочками с главками. Западная трапезная с Флоро-Лаврским и Рождество-Богородицким приделами сооружена в 1882 году. Рядом с храмом на высоком берегу реки Онеги находится колокольня.
Церковь повторила участь большинства деревянных храмов и часовен: в ХХ веке ее закрыли, иконы оказались в собраниях советских, а потом российских музеев. Это более 70 икон XVI–XIX веков, резные царские врата с сенью 1800 года, образцы художественной резьбы иконостасов XVII–XIX веков. Большинство из них хранится в собрании музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», ряд произведений находится в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике.
«Удивительно, что в самом храме почти полностью сохранились замечательные «небеса», созданные на средства прихожан в 1811 году «радением крестьян Пияльского прихода». Восьмигранная композиция «неба» представлена изображением семи Архангелов и распятием на восточной радиальной грани, в центре – новозаветная Троица. На четырех угловых треугольных гранях – символы евангелистов, – говорится в описании храма на портале проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».
Волонтеры «Общего дела» не один раз ездили в Пиялу. Это были экспедиции-разведки и поездки, направленные на уборку внутри храма и близлежащей территории. Храму необходима реставрация.
Работы по сохранению архитектурного объекта продолжаются. Так, в 2022 и 2023 годах за счет средств федерального бюджета уже на Вознесенской церкви проведены противоаварийные работы, в том числе устройство консервационных кровель, укрепление конструкций глав и ослабленных участков стен, устройство подпорных противоаварийных конструкций чердачного перекрытия. Однако пока церковь по-прежнему находится в неудовлетворительном состоянии: зафиксирован крен здания.
«Важно сохранить уникальный памятник деревянной архитектуры федерального значения – это понимаем и мы, и представители социально ответственного бизнеса. Договорились с Банком ПСБ совместно начать приводить его в надлежащий вид – партнеры выделили средства на разработку научно-проектной документации, – сообщил в социальных сетях Александр Цыбульский.
Подрядчик – АНО «Традиция» – уже приступил к работам. В июне проведены предварительные исследования и фотофиксация текущего состояния объекта, в настоящее время готовится исходно-разрешительная документация, ведутся историко-архивные и библиографические исследования. До конца лета будет проведено обследование фундаментов памятника, к работам привлекут археологов. Согласно контракту, проектная документация на реставрацию объекта культурного наследия федерального значения должна быть разработана к октябрю 2024 года.
Ватикан, 10 июля. 9 июля в Зале печати Ватикана состоялась презентация Instrumentum laboris (IL) для второй сессии XVI генеральной ассамблеи Синода епископов, которая пройдёт в октябре на тему: «На пути к синодальной Церкви: общение, сопричастность и миссия». Документ основан на результатах предыдущих обсуждений, международной встречи приходских священников и работе исследовательских групп, сообщает Vatican News.
Документ Instrumentum laboris, стремящийся ответить на вопрос «Как быть миссионерской синодальной Церковью?», состоит из пяти разделов: введения, основных положений и трёх центральных частей. Преамбула напоминает о пройденном пути и описывает достигнутые цели. В основных положениях подчёркивается роль Церкви как знака единства, примирения и внимания к бедным и отверженным, а также указывается, что синодальность как способ обращения и реформы не умаляет авторитет пастырей и не является самоцелью, а тесно связана с миссией Церкви.
Особое внимание уделено роли женщин в Церкви, их дарам и призванию; необходимо повсеместное признание их вклада. Рабочий документ призывает к более широкому участию женщин в процессах принятия решений и к большему доступу к руководящим позициям в епархиях и церковных учреждениях. На вопрос о допуске женщин к служению диаконата мнения поместных Церквей разделены, и хотя богословские размышления продолжаются – на октябрьской сессии эта тема обсуждаться не будет.
В первой части основного текста обсуждаются важнейшие для синодальной Церкви отношения с Богом, братьями, сёстрами и между Церквами; подчеркивается важность харизм, служений и богопосвящённости в современном мире. Молодёжь хочет видеть Церковь, основанную на живых взаимоотношениях, а не бюрократическую структуру. На октябрьской сессии будет обсуждаться возможность создания новых видов служения, например, «слушания и сопровождения». Instrumentum laboris подчёркивает: семья должна рассматриваться как ключевой элемент воспитания христианской жизни.
Во второй части рабочего документа обсуждаются пути христианского становления с учётом местного контекста. Синодальная Церковь нуждается в прозрачности и подотчётности для укрепления доверия, для своей миссии и во избежание «клерикализма», особенно в контексте финансовых скандалов и случаев злоупотреблений. Это должны касаться всех уровней церковной жизни, включая пастырские планы, методы евангелизации и условия труда в церковных учреждениях. Необходимы структуры для оценки выполнения различных служений, включая ежегодные отчёты по управлению ресурсами и миссионерской деятельности.
Третья часть Instrumentum laboris анализирует контексты, в которых развиваются отношения и пути синодальной Церкви. Речь идёт не только о физических пространствах, но и конкретных сферах культуры и человеческой динамики: необходимо преодолеть статичное и пирамидальное видение отношений, признавая их разнообразие. В этом контексте документ подчёркивает важность экуменического, межрелигиозного и культурного диалога.
В финальной части документа звучит призыв к христианам продолжать путь в качестве «паломников надежды», особенно в преддверии Юбилея 2025 года. Благодаря синодальному пути Церковь может стать более открытой, инклюзивной и близкой к людям.
Килниниан, 10 июля. Румынская Церковь возродила древний православный монастырь на шотландском острове Малл. Освящение главного храма обители 7 июля совершил иерарх Румынской Церкви, епископ Богданский Афанасий. В литургии принял участие архиепископ Сан-Францисский Вениамин (Православная Церковь Америки), а также представители Антиохийской и Элладской Церквей, сообщает Global Orthodox со ссылкой на новостной портал Румынской Церкви.
Это первый православный монастырь, основанный в Шотландии за последнюю тысячу лет. Монастырь Всех кельтских святых основан на месте древнего монашеского поселения первого тысячелетия. Румынской архиепископии Западной Европы эта обитель была передана в 2009 году. Монастырь восстановлен благодаря усилиям верующих из США, Великобритании и Канады, а также монахов с островов Малл и Иона.
«Сегодняшний день особенный, мы возрождаем благодать здесь, где первые кельтские монахи посвятили свою жизнь служению», – отметил епископ Афанасий. Он назвал монастырь Всех кельтских святых символом возрождения православной жизни на шотландских островах и выразил надежду, что обитель станет духовным центром для верующих со всего мира.
Монашеская община в Килниниане действовала с VI века до набегов викингов в конце первого тысячелетия. Первая община возникла вокруг источника святого Ниниана. Кельтский монастырь в честь святого Ниниана процветал с конца VI века до конца X века, когда нападения викингов положили конец монашеской жизни на Шотландских островах. После этого периода Килниниан был заброшен на несколько столетий, а затем преобразован в протестантский приход. В 1755 году на фундаменте древней монастырской церкви была построена новая, которая до сих пор используется общиной.
Псков, 10 июля. В Пскове снесли старинный дом на Красноармейской набережной, который располагался вблизи городского пляжа. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на группу «Сообщество защиты памятников Пскова» в соцсети «ВКонтакте».
«Дом пережил царизм, советскую власть, мог пережить и власть нынешнюю. Но, увы. Старина мозолит глаза своей неказистостью. Она мешает. И это весьма печально. Ведь именно в этих невзрачных псковских домиках дух истории», — сказано в сообщении.
Фото: Сообщество защиты памятников Пскова в сети VK
Речь идет о доме по адресу Красноармейская набережная, 19а. Здание также называли «Дом священника», его построили в XIX веке. Ранее рядом с домом находилась Михайло-Архангельская часовня, которая, как предполагается, относилась к церкви Александра Невского Омского полка. По информации Псковской ленты новостей, ее снесли в XX веке.
Санкт-Петербург, 10 июля. Государственный музей истории религии в Петербурге открыл выставку «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» на которой, в числе прочего, впервые представил саккос (элемент архиерейского богослужебного облачения – прим. ТАСС) с коронации Николая II. Об этом корреспондент ТАСС рассказала главный хранитель музея и автор выставки Елена Денисова.
«В первом зале вас сразу встретит роскошный саккос, который был выполнен для православного духовенства, которое участвовало в коронации Николая II. Рисунок парчи был одобрен Церковью – она изготавливалась в 1895 году, а впоследствии были пошиты и облачения. Одеяние украшено традиционными русскими орлами – символами власти. Эту реликвию мы экспонируем впервые», – сказала Денисова.
Помимо этого, посетители смогут увидеть около 100 предметов, которые используются в литургической практике Православной Церкви – облачения, кадила, лампады, кресты, иконы в роскошных окладах, в том числе и настоящие памятники серебряного дела России XIX-XX веков, изготовленные крупными фабриками и мастерскими.
«Понимая, что предметы должны иметь какие-то особые нюансы, каждая из фабрик старалась пригласить к себе талантливых художников. И целый раздел выставки посвящен одному из таких художников – Ивану Сергеевичу Вашкову. В конторе Оловянишникова («Товарищество П. И. Оловянишникова Сыновья» - прим. ТАСС), где он работал, всегда стояла огромная очередь на заказы. Он стал главой художественного отдела этой фирмы в 1901 году, а в 1911 году выпустил книгу под названием «Религиозное искусство», в которой отчитался за 10 лет своей деятельности – эта книга представлена у нас на выставке», – поделилась Денисова.
Она также подчеркнула, что к книге была сделана определенная презентация – посетители смогут увидеть целую коллекцию предметов, выполненных по эскизам Вашкова.
Государственный музей истории религии является федеральным государственным бюджетным учреждением культуры, находится в ведении Министерства культуры РФ. Его музейные фонды насчитывают около 200 тыс. экспонатов, представляющих собой памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов.
Рим, 10 июля. В воскресенье 7 июля Папа Франциск посетил итальянский город Триест с пастырским визитом, участвуя в мероприятиях 50-й Социальной недели итальянских католиков по теме «В сердце демократии. Между историей и будущим», сообщает Vatican News.
После приветственной церемонии с участием гражданских и церковных властей Епископ Рима провёл ряд встреч с католической общиной, представителями других христианских Церквей и религий, присутствующих в городе, с представителями академического сообщества, а также с группой мигрантов и инвалидов.
В ходе визита Папа Франциск возглавил мессу на Площади единства Италии. В торжественном богослужении приняли участие 98 епископов, 260 священников, около 8500 паломников, а также духовенство лютеранской и православных Церквей.
В полдень 7 июля, в конце евхаристического богослужения, Папа возглавил чтение молитвы Angelus, предварив ее словами благодарности организаторам его визита, и заверил в своей близости к «больным, заключенным, мигрантам и ко всем, кто испытывает наибольшие трудности».
Обращаясь к участникам 50-й Социальной недели в местном Конгресс-центре, понтифик подчеркнул, что это событие отражает стремление Церкви активно реагировать на изменения в обществе и вносить вклад в общее благо. По словам Папы, современная демократия находится не в лучшем состоянии, и её можно сравнить с сердцем, израненным беззаконием, коррупцией и социальной изоляцией: общество теряет способность служить и выслушивать своих граждан. «Равнодушие – это раковая опухоль демократии», – подчеркнул Папа, добавив, что демократические процессы требуют самовыражения и участия всех людей, которых следует наставлять в духе инклюзивности, диалога и критического мышления, чтобы избежать идеологических и популистских соблазнов.
Демократию, отметил Епископ Рима, можно также сравнить с сердцем, которое можно исцелить всеобщим, ответственным, креативным участием в жизни общества. Вдохновлённая Святым Духом Церковь позитивно влияет на экономику, политику и устойчивое развитие.
В конце обращения Епископ Рима поблагодарил итальянских католиков за общественную деятельность, призвал их быть «ремесленниками демократии» и преподал апостольское благословение.
Папа также обратился к итальянцам со специальным посланием, которое было опубликовано в качестве предисловия к собранию Папских текстов.
Махачкала, 10 июля. Восстановление объектов, которые были повреждены в результате терактов в Махачкале и Дербенте 23 июня, началось в Дагестане. Средства выделил сенатор от республики Сулейман Керимов, сообщает ТАСС со ссылкой на Telegram-канал депутата Госдумы Хизри Абакарова.
«Как и обещал Сулейман [Керимов], помощь оказывается и в восстановлении церкви и синагоги в Дербенте. <…> Дом отца Николая начали восстанавливать, а по самой церкви еще не предоставили смету расходов», – написал Абакаров.
Он уточнил, что Керимов уже перевел первый транш на восстановление синагоги в размере 50 млн рублей.
23 июня 2024 года вооруженные боевики напали на церкви и синагоги в Махачкале и Дербенте. В результате погибли 27 человек, в их числе протоиерей Николай Котельников. Более 50 были ранены.