Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 04/07/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 04/07/2024
============================================================
Заброшенную церковь во Владимирской области передали московскому монастырю

04.07.2024 19:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108274
------------------------------------------------------------




Фото: newsvladimir.ru



Москва, 4 июля. Здание храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Клины Кольчугинского района Владимирской области передано в собственность Андреевскому ставропигиальному мужскому монастырю г. Москвы, сообщают «Владимирские новости».



Это здание, известное как «Покровская церковь, 1777 г.», является объектом культурного наследия регионального значения. Храм был построен в 1777 году по инициативе графа Федора Алексеевича Апраксина и представляет собой памятник усадебной архитектуры позднего барокко.



В планах Андреевского монастыря реставрация храма и его использование для развития монастырской жизни.


============================================================


Ватиканская детская больница "Бамбино Джезу" продолжает миссию в Иордании

04.07.2024 16:55
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108273
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 4 июля. Ватиканская детская больница «Бамбино Джезу» продолжает оказывать медицинскую помощь и проводить обучение в итальянской больнице в Караке, Иордания, управляемой монахинями-комбонианками, сообщает Vatican News. После недавней кампании по детской и подростковой нейропсихиатрии, во время которой была оказана медпомощь 45 пациентам и обучены два местных физиотерапевта, команда ватиканских специалистов отправляется на новую миссию по нейрореабилитации с 9 по 15 июля.



Президент «Бамбино Джезу» Тициано Онести заверил, что сотрудничество с больницей в Караке, начавшееся в 2013 году, будет продолжено и расширено с более структурированными программами обучения и использованием телемедицины.



Миссия больницы в Караке имеет важнейшее значение для местных жителей. «Некоторые семьи преодолевают по 300-400 километров только ради консультации, потому что здесь они находят ответы, которые нельзя получить в других местах», – отметили сёстры-монахини Адель Брамбилла и Алессандра Фумагалли. По словам руководства «Бамбино Джезу», проект в Иордании предлагает непосредственную помощь семьям: он направлен на передачу знаний и передового опыта как родителям, так и местным физиотерапевтам.



В июне прошлого года миссия получила поддержку итальянской гуманитарной ассоциации им. Алессандро Парини, которая занимается повышением квалификации специалистов и заботой о нуждающихся. Сотрудничество между двумя больницами «направлено на оказание медицинской помощи местным сообществам, на развитие необходимых навыков для ухода за детьми», пояснил президент ассоциации Энцо Парини.



Итальянская больница сестёр-комбонианок в Караке работает с 1939 года, продвигая межрелигиозный диалог и помогая самым бедным и отверженным, включая многочисленных беженцев из Сирии и Ирака. В 2013 году, когда началось сотрудничество с «Бамбино Джезу», о приезде специалистов сообщили по радио, предложив возможность получить бесплатную консультацию по детской нейропсихиатрии и нейрореабилитации. Сразу же откликнулись 150 семей. С тех пор была оказана медицинская помощь более чем 800 детям; врачи приняли около 2300 обратившихся к ним больных. Кроме того, были обучены местные физиотерапевты и создана программа помощи родителям в управлении поведенческими аспектами их детей.


============================================================


В Ингушетии восстановят более 100 объектов культурного наследия за 10 лет

04.07.2024 15:08
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108271
------------------------------------------------------------




Храм Тхаба-Ерды. Фото: florcvet.ru



Магас, 4 июля. Более 100 объектов культурного наследия, в том числе средневековых башенных комплексов, склепов и храмов, восстановят в горах Ингушетии в течение 10 лет. Об этом сообщил глава республики Махмуд-Али Калиматов в ходе своего послания Народному собранию (парламенту) Ингушетии, передает ТАСС.



«В планах благотворительного фонда «Сафмар», которые рассчитаны на 10 лет, работа по восстановлению 100 и более объектов культурного наследия горной Ингушетии ежегодно. В 2023 году проведены ремонтно-реставрационные работы с участием благотворительного фонда на 17 объектах культурного наследия и исторических ценностей «Эгикал» – на 8 объектах», – сказал Калиматов.



Зимой 2023 года в Ингушетии начали реализацию программы, рассчитанной на 20 лет, по развитию горного Джейрахского района. Планируется, что за это время в горах отреставрируют средневековые башни и древние храмы, а также будет создана туристическая инфраструктура.



Всего в горной Ингушетии более 5 тыс. древних памятников от эпохи бронзы до позднего Средневековья: башни, замки, склепы, храмы, святилища. Среди наиболее известных памятников – башенные селения Таргим, Хамхи и Эгикал, крупнейший и отлично сохранившийся замок Эрзи, самый древний в РФ христианский храм Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, ставший финалистом конкурса «Семь чудес России».


============================================================


Никогда такого не было, и вот никаб
В ряде регионов предложено временно отказаться от ношения головных уборов, закрывающих лицо

04.07.2024 14:04 | "Коммерсантъ"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108269
------------------------------------------------------------




Фото: Виктор Коротаев, kommersant.ru



Вчера вечером Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который объединяет муфтияты десяти регионов, постановил считать наносящим вред мусульманам России ношение никаба, паранджи и других скрывающих лицо головных уборов. Ранее в тот же день муфтият Дагестана опубликовал фетву о временном запрете на ношение никаба. Решение принято в том числе на основе обращения от регионального министерства по нацполитике и делам религий о существующей угрозе безопасности населения. В дагестанском миннаце считают, что «эта форма одежды ассоциируется в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом». В духовном управлении мусульман Дагестана пояснили, что запрет будет действовать «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».



В среду муфтият Дагестана объявил, что вынес фетву (богословское заключение), которая временно ограничивает ношение никабов (женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз). Решению предшествовала продолжительная общественная дискуссия, которая началась в мае с заявления главы СПЧ Валерия Фадеева о необходимости запрета никабов (см. справку). Новым толчком к обсуждению послужили теракты в Дербенте и Махачкале 23 июня. Глава Дагестана Сергей Меликов предупредил жителей республики об опасностях радикализма, но в то же время обвинил «сторонних наблюдателей»: «Нас (дагестанцев.— “Ъ”) обвиняют в радикализме, смешивают преступников со всеми верующими, усматривают признаки террора в никабах, дают публично неосторожные, я бы даже сказал, опасные комментарии».



Впрочем, уже через несколько дней на встрече главы региона и духовных лидеров с общественниками муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев сообщил, что региональный ДУМ готовит фетву о запрете на ношение никабов: «Истина одна будет. На днях никаб будет полностью по нашему решению шариатскому в запрете». Это заявление вызвало неоднозначную реакцию представителей исламского духовенства. «Очень прискорбно, что муфтият Дагестана пошел на поводу тех, кто раскалывает религиозную ситуацию в стране»,— заявил, в частности, бывший муфтий Саратовской области.



2 июля в муфтияте Дагестана заявили, что отдел фетв «тщательно проанализировал» шариатские (посвященные исламскому праву) тексты в рамках четырех мазхабов (исламских правовых школ) и пришел к выводу: «В определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет на ношение никаба, поскольку безопасности общества в исламе отводится первостепенное значение». На следующий день муфтий республики объявил «о временном запрете ношения никабов».



Как выяснил “Ъ”, этому предшествовало обращение в адрес муфтията министерства по национальной политике и делам религий Дагестана. По утверждению помощника муфтия Дагестана Мухаммада Мухаммадова, представители миннаца со ссылкой на главу республики подчеркивали, что «эта одежда (никаб.— “Ъ”) не свойственна для кавказских народов и препятствует идентификации личности, в связи с чем возникает угроза безопасности населения республики. Такая форма одежды ассоциируется в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом». Как сообщил господин Мухаммадов, при принятии решений, касающихся всей уммы, важно проводить консультации с другими духовными управлениями мусульман России, однако «в данном случае муфтият Дагестана не проводил таких консультаций, так как проблема является локальной и решение принято временно».



Контроль за исполнением религиозных запретов «в основном остается на совести самих верующих», сообщили “Ъ” в муфтияте.



Там признали, что в Дагестане, как и в других регионах, существует сложность «в обеспечении единства в соблюдении религиозных указаний»: «Есть также радикальные течения, которые не следуют за официальными духовными управлениями. Для эффективного контроля муфтият может использовать различные просветительские встречи, диалог имамов с местным населением».



Мухаммад Мухаммадов рассказал и о том, когда запрет может быть снят: «Определяющими факторами могут быть позиции миннаца, ФСБ и главы республики, однако конечное решение должно учитывать религиозные и социальные аспекты». По его словам, важно учитывать изменения в социальных и политических условиях, а также мнение мусульманского сообщества. «Консультации с другими ДУМ и религиозными учеными помогут сделать заключение объективным и актуальным»,— заключил он.



В Совете муфтиев и ДУМ России, куда обратился “Ъ”, воздержались от комментариев по поводу запрета на ношение никаба. Глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов обратил внимание “Ъ”, что полномочиями вводить подобные запреты обладает только государство, тогда как решение ДУМ Дагестана не имеет юридической силы: «Духовных управлений в России более 80, и они, по своей сути и законному статусу, являются общественными организациями, не имеющими полномочий государственных органов и законодательной инициативы». Он подчеркнул, что решения ДУМ не могут быть общеобязательными.



Тем не менее, к вечеру среды вслед за дагестанским муфтиятом Координационный центр мусульман Северного Кавказа (в КЦМСК входят муфтияты Адыгеи и Краснодарского края, Ингушетии, КБР, Калмыкии, КЧР, Северной Осетии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана) постановил считать ношение никаба, а также паранджи и других скрывающих лицо головных уборов, наносящим вред мусульманам, поскольку это угрожает раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях.



«Мы, мусульмане Северного Кавказа, как и наши предшественники богословы, поддерживаем мнение большинства исламских ученых о необязательности никаба»,— подчеркивается в официальном заявлении.



«Нагнетая напряженность вокруг вопроса ношения никабов, мы невольно содействуем радикалам, создавая дополнительный инструмент выражения протеста. Те, кто не носил никаб, могут теперь принять решение из протеста носить его»,— допускает эксперт по исламу, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД Ахмет Ярлыкапов, уточнив, что никабы в Дагестане носит «абсолютное меньшинство». Господин Ярлыкапов уточняет, что обеспечить соблюдение запрета ношения никабов в состоянии только государство, если он будет введен законодательно.



Эмилия Габдуллина; Юлия Рыбина, Махачкала; Павел Коробов



4 июля


============================================================


Выставка "Воссоединение. Деисус XV века" открылась в Музее им. Рублева

04.07.2024 13:26 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=108268
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Москва. 4 июля, Благовест-инфо. Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» открылась 3 июля в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). Уникальность экспозиции в том, что в небольшом зале музея впервые воссоединились разделенные временем три иконы из одного деисусного чина третьей четверти XV столетия – выдающиеся произведения тверской живописи: иконы «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел».



Лишь один из этих памятников – «Апостол Павел» – из постоянной экспозиции ЦМИАР. Ранее он находился в одной из церквей Весьегонского района, куда свозили иконы из закрытых храмов. Две другие иконы – у него «в гостях»: «Христос Вседержитель» приехал из Тверской областной картинной галереи, куда он попал в 1938 г. из Весьегонского художественного музея (в тверском собрании это самая ранняя икона), а «Богоматерь» находится в частной коллекции. «У всех трех икон разный провенанс, мы пока не можем сказать, откуда они изначально происходят, кто был их заказчиком, но совершенно очевидно, что их технологические и художественные характеристики очень близки», – сказала в интервью «Благовест-инфо» куратор выставки – кандидат искусствоведения, ученый секретарь ЦМИАР Мария Яковлева.



Она отметила ряд особенностей, которые позволяют объединить эти памятники в один чин: это одинаковая конструкция досок с двумя шпонками, один и тот же фон изображений, идентичный рисунок левых рук Христа и апостола Павла. Еще одну особенность заметили все, кто ранее видел апостола Павла в постоянной экспозиции ЦМИАР: это редко встречающийся двухцветный нимб, моделированный таким образом, что интенсивность цвета снижается к центру, создавая «вспыхивающий радужный ореол» вокруг лика святого. Подобные нимбы, только более разбеленные, – у Христа и Богоматери. Это художественное решение – одна из загадок данного Деисуса, поскольку трудно пока понять, где могли видеть подобное художники (Яковлева припоминает аналогии только в ранних византийских памятниках IX–X вв.).



Интересно, что иконы «Христос Вседержитель» и «Апостол Павел» ранее уже «встречались»: в 1990-е гг. их выставляли вместе. Куратор упомянула ряд публикаций своих старших коллег, которые доказывали их принадлежность к одному ряду и высказывали предположение о датировке. Сейчас, когда воссоединились три иконы, можно более точно сказать, что деисусный чин был создан в третьей четверти XV столетия, в период относительной политической стабильности в тверских землях, незадолго до их присоединения к Московскому княжеству. Особенности стиля и иконографии свидетельствуют о том, что образцами для мастеров Деисуса послужили памятники греческого художественного круга. Манера ведущего иконописца, исполнившего образ Христа Вседержителя, сформировалась под влиянием константинопольской живописи первой половины XV века. Он старался воспроизвести ряд византийских художественных приемов, но интерпретировал их по-своему. Яковлева, в частности, указала на «
;тяжелые подглазья» и две параллельные складки на верхнем веке у всех персонажей, что дает «острое, взыскующее выражение ликов».



Помимо сходства живописной манеры, нельзя не увидеть и различий: образы Христа и Богоматери «более византинизирующие», тонкие, а апостол Павел ближе к так называемой «посадской» школе тверского ореала, и эти различия наиболее заметны на примере личного письма. Яковлева заметила интересную деталь, которую удается рассмотреть не сразу: над правой частью лба апостола есть совсем небольшое затемнение, которое отсылает к древним образам, где художники писали хохолок темных волос, что, наряду с развивающейся бородой, напоминало о стремительном, энергичном характере Павла. Русский мастер тверского чина отдает должное византийской традиции, но по-своему, «не нарушая цельности образа», отметила искусствовед.



В целом же можно сказать, что главный мастер артели стремился к созданию плавных силуэтов, что должно было хорошо восприниматься на расстоянии. Куратор отмечает также склоненную фигуру Богоматери и прямую осанку апостола Павла и предполагает, что подобным же образом были решены парные им иконы по другую сторону от центральной фигуры Христа: соответственно, св. Иоанна Предтечи и апостола Петра. Такое чередование ритма препятствовало монотонности восприятия, считает она.



Вопрос о происхождении Деисуса остается открытым. Если предположить, что деисусный чин мог включать семь икон, то он должен был поместиться в иконостас шириной 4 м – это мог быть сравнительно небольшой монастырский храм, осторожно размышляет куратор. Возможно, храм был не очень богатым, если иметь в виду, что иконы не были закрыты драгоценными ризами (следы прикрепления небольшого венца есть только вокруг головы Христа). С другой стороны, великолепное качество живописи предполагает и состоятельных заказчиков.



Было бы настоящим чудом, если со временем нашлись бы и другие иконы из этого чина, считают музейщики. Но уже то, что все три иконы после долгого перерыва объединились в одном экспозиционном пространстве и впервые предстали как художественный комплекс, позволило не только уточнить их образные и стилистические характеристики, но и по-новому взглянуть на творческую активность в Тверском княжестве – одном из наиболее значительных культурных центров Древней Руси.



Выставка открыта в ЦМИАР с 4 июля по 11 августа 2024 года.



Юлия Зайцева


============================================================


Впервые за 500 лет строится новый храм в монастырском комплексе Метеора

04.07.2024 12:55
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108266
------------------------------------------------------------




Фото: viewsnap.ru



Трикала, 4 июля. В монастырском комплексе Метеора (Фессалия, Греция) совершается особое событие – впервые за последние 500 лет здесь возводится новый храм, сообщает «Православие.ru» со ссылкой на Trikalaola.gr.



В Свято-Троицком монастыре, одной из шести ныне действующих обителей, расположенных на вершинах скал знаменитой древней горной «монашеской страны» (второй по значимости после Святой Горы Афон центр православного монашества в Греции), строится церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.







24 июня, в праздник Святого Духа, митрополит Стагонский и Метеорский Феоклит (Ламбринакос) посетил Свято-Троицкий монастырь, где совершил литургию. После богослужения игумен Дометий провел митрополита по территории обители и, в частности, показал ему строящуюся новую церковь.



Строительство храма планируется завершить примерно через год.


============================================================


Древние брачные венцы покажут в Историческом музее в Москве

04.07.2024 12:09
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108264
------------------------------------------------------------




Фото: shm.ru



Москва, 4 июля. В День семьи 8 июля в Историческом музее представят уникальные брачные венцы XVII–XVIII вв., возрождённые реставраторами, сообщает журнал «Коллекция» со ссылкой на пресс-службу ГИМ.



«Исторический музей обладает крупнейшей в России коллекцией деревянных брачных венцов XVII–XIX вв. Она уникальна по своему характеру, весьма разнообразна по составу и представляет собой исторически сложившийся целостный комплекс памятников, позволяющий изучать не только тенденции развития русского церковного искусства, но и национальную культуру и традиции», – говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.



Специалистами были отреставрированы две пары брачных венцов XVII–XVIII вв. Технология создания брачных венцов из дерева тесно связана с традиционным иконописанием. На деревянную, лубяную или берестяную основу обычно накладывали паволоку, затем грунтовали и расписывали темперными красками. Причём уборы чаще всего создавались из цельного деревянного блока, путем выдалбливания сердцевины, после чего заготовку об­ра­батывали стамеской, либо вытачивали на токарном станке. Луб и бересту подготавливали традиционным способом, делая с одной стороны надрез, а потом сшивали пенькой или льняной нитью. Иногда обруч соединяли, вставляя или врезая одну часть в другую, применяя различные виды креплений, например, так называемый ласточкин хвост.



Благодаря поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь» была проведена реставрация памятников из собрания Исторического музея и подготовлено издание «Деревянные брачные венцы XVII–XVIII веков в собрании Исторического музея». В книге представлены 63 уникальных свадебных убора, различных по декору. Книга является первой публикацией коллекции.


============================================================


Кряшенский храм восстанавливают в Татарстане

04.07.2024 11:36
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108263
------------------------------------------------------------




Фото: tatar-inform.ru



Казань, 4 июля. В селе Верхний Багряж Заинского района Татарстана восстанавливают кряшенский храм. Церковь Живоначальной Троицы была освящена в 1889 году, но в 1930-е годы из нее сделали клуб, а в 90-е и вовсе забросили. Люди просили спасти единственный на три села храм. Сейчас реставрация объекта культурного наследия идет полным ходом, сообщает «Татар-информ».



Исторически это поселение было кряшенским. Храм здесь был особенным, с непростой судьбой.



Деревянная однопрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена на средства елабужского купца Ивана Стахеева и прихожан. Проект для нее разработал уфимский епархиальный архитектор Александр Перкинец.



Церковь была освящена 17 июня 1889 года, один раз она горела, но ее восстановили. А в 1931 году, как и многие другие религиозные объекты, она была закрыта. В советскую эпоху использовалась сначала как склад зерна, а с 1935 года — как сельский клуб. Местные жители вспоминают, что сцена располагалась прямо в алтарной части.



С 90-х годов XX века храм был бесхозным, практически заброшенным. При советской власти купол и колокольню снесли. К сожалению, исторических сведений о том, какими они были, не сохранилось. Зато остался целым фундамент, именно по нему и восстанавливают храм.



«Это кряшенская церковь, и мы взяли аналоги именно кряшенских церквей. Не базовые православные храмы, а именно те храмы, которые были построены в кряшенских селах. Взяли аналоги и начали верхнюю часть компоновать», – рассказал председатель Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.



Когда комитет в прошлом году проводил экспертизу, объект не был подключен к инженерным сетям, а все его конструкции были в аварийном состоянии. Из-за обширных повреждений кровли стены и перекрытия постоянно подвергались воздействию влаги, слой штукатурки на перекрытиях и деревянных балках отслоился и обрушился. В некоторых местах балки обрушились, часть крыши отсутствовала. Фрагменты деревянных конструкций разрушилась до трухи.



Сейчас строители уже улучшили состояние фундамента храма – там, где это было необходимо, и работают со срубом.



Епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий в свою очередь рассказал, что уже давно рассматривались разные варианты – разобрать этот храм совсем, построить новый из кирпича.



Сегодня в Верхнем Багряже живут 183 человека, село входит в Багряжское сельское поселение. В трех населенных пунктах, входящих в поселение, 878 человек.



Деньги на строительство и реставрацию постепенно находятся благодаря благотворителям. «Объект строится на благотворительные средства, на сегодня их объем составляет 15,2 млн рублей. В этом году появилась возможность изыскать ещё 42 млн рублей спонсорских денег. Единственное, что потратил бюджет, это 4,8 млн рублей в прошлом году – комитет заказывал проектную документацию, мы прошли историко-культурную экспертизу, защитились», – рассказал Иван Гущин.



В этом году по плану нужно завершить 75–80% работ – закончить все внешние работы, стены, крышу. Оставшиеся работы пройдут в 2025 году: внутренняя отделка, убранство храма.



На территории рядом с храмом разобьют небольшой сад. Епископ Альметьевский и Бугульминский выразил надежду, что в этом храме будут восстановлены традиции и службы будут совершаться на церковно-кряшенском языке.


============================================================


Новым кардиналом-протодиаконом стал Доминик Мамберти

04.07.2024 10:26
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108262
------------------------------------------------------------




Фото: armenpress.am



Ватикан, 4 июля. Французский кардинал Доминик Мамберти, префект Апостольской сигнатуры, стал протодьяконом Коллегии кардиналов и отныне имеет полномочия объявить о новоизбранном понтифике на следующем папском конклаве, сообщает «Седмица» со ссылкой на Vatican News.



Эта задача возлагается на старшего прелата среди кардиналов-дьяконов, присутствующих на конклаве.



72-летний кардинал Мамберти получил этот статус 1 июля, когда Папа Франциск возвел трех кардиналов-дьяконов — Джеймса Харви, Лоренцо Бальдиссери и Герхарда Мюллера —в кардиналов-священников.



Старшим по возрасту кардиналом-дьяконом является Ренато Мартино, он занимает этот пост с 2003 года. Но поскольку ему 91 год, он утратил право участвовать в конклаве.


============================================================

В избранное