Новости за 22/05/2024
============================================================
На Бутовском полигоне пройдет богослужение в память о жертвах политических репрессий
Москва, 22 мая. 1 июня на Бутовском полигоне пройдет ежегодное богослужение в память о жертвах политических репрессий, которое возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сообщает Regions.Ru,
«В богослужении принимают участие множество священнослужителей и свыше четырех тысяч молящихся» , — рассказал настоятель храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.
В конце 30-х годов прошлого века на Бутовском полигоне находилось место массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий. В 1930-1950-х годах здесь было расстреляно более 20 тысяч человек.
Богослужение начнется в 9:00. Добраться до места можно на автобусе 18 от станции метро Бульвар Дмитрия Донского (выход 9) или от станции железной дороги Курского направления «Бутово» до конечной остановки «Бутовский полигон».
Новый труд по истории русских баптистов вышел в издательстве "Библиороссика"
22.05.2024 16:15 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107821
------------------------------------------------------------
Москва, 22 мая. В серии «Современная западная русистика» издательства «Библиороссика» вышла книга профессора истории в Университете Альберты в Канаде Хизер Колман «Русские баптисты и духовная революция (1905–1929 гг.)», сообщает «Богослов.Ru» со ссылкой на сайт издательства.
К началу ХХ века баптисты были самой быстрорастущей неправославной религиозной группой среди русских и украинских христиан, чему способствовал указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года. В своем труде Хезер Колман прослеживает развитие баптистских евангелических общин в период индустриализации, войны и революции, когда остро встали новые вопросы о религии и ее месте в современной жизни.
Хезер Колман — профессор истории в Университете Альберты в Канаде.
Москва, 22 мая. Свято-Духовский храм в микрорайоне Смолино в Кургане сильно пострадал при паводке – нарушены инженерные коммуникации, разрушились деревянные элементы иконостаса, вздулись полы и стены. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Telegram-канал правительства региона.
Ранее сообщалось, что специалисты МЧС эвакуировали настоятеля из храма – священнослужитель остался в затопленном паводком здании, чтобы спасти иконы и церковную утварь.
«От паводковых вод храм и жилые постройки на архиерейском подворье сильно пострадали: вздулись полы и стены, разрушились деревянные элементы иконостаса, пострадали инженерные коммуникации. В связи с этим впервые за многие годы вынуждено прекратились богослужения в любимой зауральцами церкви», – приводятся в сообщении слова митрополита Курганского и Белозерского Даниила.
Отмечается, что законодательством не предусмотрено выделение бюджетных выплат на восстановление храма, поэтому обители требуется любая посильная помощь от жителей – например, отделочные материалы или рабочие руки.
В Курганской области объявлен режим ЧС из-за паводка. В областном центре подтоплено правобережье. Все последние дни уровень воды в Тоболе в районе Кургана снижается. В регионе остаются подтопленными 134 жилых и 4 704 дачных дома.
Рим, 22 мая. Папа Франциск обратился с посланием к участникам первого международного и межрелигиозного симпозиума о паллиативном уходе. Симпозиум, который проходит в Торонто с 21 по 23 мая, организован Папской академией защиты жизни и Канадской епископской конференцией, сообщает Vatican News.
Папа подчеркивает актуальность темы этой научной встречи: «На пути к нарративу надежды». О надежде особенно важно говорить в наши дни, когда «на фоне трагических последствий войны, насилия и несправедливости всякого рода очень легко поддаться боли и даже отчаянию». Но только надежда может придать нам сил, чтобы отвечать на вызовы, поставленные жизнью. Это особым образом относится к ситуациям тяжелых заболеваний и конца жизни. Люди, столкнувшиеся с неопределенностью болезни и смерти, нуждаются в свидетельстве надежды от тех, кто о них заботится и остается рядом с ними. Паллиативный уход направлен не только на всевозможное облегчение страданий, но это в первую очередь конкретный знак близости и солидарности со страждущими. В то же время такой тип заботы помогает пациентам и их родным принять уязвимость, хрупкость и деликатность человеческой жизни.
«Подлинный паллиативный уход радикально отличается от эвтаназии», – напоминает Папа. Эвтаназия никогда не бывает источником надежды или проявлением настоящей заботы о больных и умирающих. Это, напротив, «крах любви», отражение «культуры отбросов». Часто эвтаназию хотят представить как некую форму сострадания. Однако сострадание означает «страдать вместе с человеком», и оно не предполагает намеренных действий по прекращению человеческой жизни, но лишь желание разделить со страждущим его бремя. Паллиативный уход и есть истинная форма сострадания, потому что он «утверждает основоположное и неприкосновенное достоинство каждого человека, в особенности умирающего, и помогает принять неотвратимый момент перехода от земной жизни к жизни вечной».
Папа отметил, что религиозные убеждения предлагают глубокое понимание болезни, страданий и смерти как части тайны Божественного провидения, а христианская традиция видит в этом еще и средство освящения. Благодаря паллиативному уходу «люди в конце своей жизни смогли обрести духовное утешение, надежду и примирение с Богом, с членами своей семьи и с друзьями», – подчеркнул Папа, пожелав участникам встречи «даровать надежду тем, кто переживает последние мгновения жизни».
Москва, 22 мая. Доставленная в храм Христа Спасителя Тихвинская икона Божией Матери будет доступна для поклонения до 26 мая. Встречу иконы возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе всенощного бдения, сообщает ТАСС.
«20 лет назад произошло возвращение великого чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. <...> Тогда казалось, что возвращение иконы является символом возрождения жизни нашей церкви в ее полноте, все эти чаяния оправдались. Церковь сегодня проникает во многие сферы жизни нашего народа», – сказал Патриарх.
Ранее в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата сообщали, что икона будет доступна для поклонения верующих с 22 по 26 мая.
Тихвинская икона Божией Матери – одна из величайших православных святынь. По преданию, образ был написан самим евангелистом Лукой еще при земной жизни Божией Матери. Средневековые рукописные сказания повествуют, что в конце XIV века икона семь раз появлялась перед очевидцами, в том числе на Ладожском озере, на Куковой горе, на горе у реки Тихвинки. На месте последнего явления иконы для ее хранения была построена деревянная церковь Успения Богородицы.
Позднее, в 1507-1515 годах, великий князь Московский Василий III приказал построить в Тихвине каменный Успенский собор и перенести в него икону, которая с тех пор называется Тихвинской. Сохранились свидетельства, что в 1547 году, перед венчанием на царство и Казанским походом здесь побывал Иван Грозный, по указу которого в 1560 году был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Икона покинула собор в ноябре 1941 года, когда во время оккупации Тихвина ее вывезли в Псков и передали Псковской духовной миссии. Затем она попала в американскую зону оккупации Германии, откуда ее вывезли в США и поместили в Свято-Троицкий собор в Чикаго. В 2004 году икона была торжественно возвращена на историческое место в Тихвинский Успенский монастырь.
Москва, 22 мая. В пространстве «Благосфера» в Москве 6 июня состоится конференция «Церковная помощь: вызовы, смыслы, ресурсы», сообщает Патриархия.ru. Форум организован порталом «Милосердие.ru» в рамках своего 20-летнего юбилея при поддержке Фонда президентских грантов. К участию приглашаются представители НКО, церковных благотворительных проектов, журналисты некоммерческого сектора и академические исследователи.
В конференции примут участие: председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон;
настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы игумения Елисавета (Позднякова); председатель социального отдела Московской (городской) епархии протоиерей Михаил Потокин; главный редактор благотворительного портала Милосердие.ru Юлия Данилова; главный врач Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие», педиатр, паллиативный врач Ксения Коваленок; психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа имени В.В. Миллионщиковой Фредерика де Грааф; детский и семейный психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская.
Участники конференции обсудят, в чем цель служения ближним и как она соотносится с исчисляемой эффективностью деятельности НКО, как преодолеть кризис в помощи подопечным и где найти силы.
Темы конференции: «Истинная задача церковного НКО – изменить мир или… себя?», «Определение границ власти и помощи в коммуникации с подопечными: как не злоупотребить доверием и сохранить человеческое достоинство», «Как пребывать в христианской любви к ближнему и не “сгореть”», «Успешные практики фандрайзинга из ничего» и др.
Практический модуль мероприятия будет посвящен практикам привлечения ресурсов, корректной маршрутизации подопечных и борьбе с выгоранием.
Сегодня у «Милосердие.ru» миллион читателей в месяц. На портале публикуются просьбы о помощи на лечение детей и взрослых, реабилитацию для инвалидов, нужды людей в трудной жизненной ситуации. Всего за 20 лет на помощь людям был собран почти миллиард рублей.
Церковные НКО – это 265 центров гуманитарной помощи, более 100 приютов для бездомных, 86 приютов для женщин в кризисной ситуации. Многие из них работают более 20 лет, другие появились недавно. Решая самые острые проблемы, ежедневно сталкиваясь с человеческим горем, они накопили большой опыт преодоления трудностей и выстраивают масштабный процесс системной благотворительности в России.
Муфтий Ильдар Аляутдинов. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Москва, 22 мая. Зампред Духовного управления мусульман России, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов раскритиковал предложенный главой СПЧ Валерием Фадеевым запрет на ношение никаба, об этом он заявил в интервью РБК.
«Сегодня Россия выходит на новый уровень в укреплении отношений со странами Востока. Сложно представить, что это будет возможно в случае, если в России никаб будет под запретом», – сказал он.
Муфтий выразил мнение, что такая мера может вызвать недовольство у российских мусульман, а сам предлагаемый запрет счел нарушением Конституции.
«Эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии», – сказал Аляутдинов РБК. Он добавил, что введение такого запрета негативно скажется на улучшении отношений России со странами Ближнего Востока.
По словам московского муфтия, сам вопрос ношения никабов остается дискуссионным. Его готов обсудить с властями совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ). Он уточнил, что ДУМ не пропагандирует ношение никаба в условиях современного светского государства. Однако «посягательство на право» ношения этого головного убора исламские страны могут оценить как репрессии против их религии.
При этом Аляутдинов заявил о готовности совета улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России обсудить данную инициативу с властями.
Накануне глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев, размышляя о факторах, повышающих риски экстремизма, выступил с идеей запретить ношение никаба в России. Он уточнил, что собирается обсудить этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей.
Никаб – традиционный женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб появился еще в доисламские времена, однако сейчас его носят практически исключительно мусульманками.
Ограничения на религиозную одежду введены в ряде стран Европы. В 2019 году в Нидерландах запретили ношение в том числе бурки и никаба. В сентябре 2023 года швейцарский парламент по итогам референдума принял закон, запрещающий носить никаб и хиджаб в общественных местах.
Москва, 22 мая, Благовест-инфо. Презентацию учебного пособия «Обзор историографии истории Церкви в России» провели 21 мая сотрудники кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Этот коллективный труд, вышедший под редакцией завкафедрой профессора Вениамина Симонова (архимандрита Филиппа) и его заместителя историка Глеба Запальского, состоит из трех томов, он издан в Санкт-Петербурге Библиотекой академии наук (БАН).
Как сказал, открывая презентацию, профессор Симонов, уже изданные кафедрой книги из цикла учебных пособий «Введение в историю Церкви», которые впервые в отечественной исторической науке обобщают материал по источникам и историографии истории Церкви, используются в учебном процессе не только в МГУ, где работает единственная в стране подобная кафедра в светском вузе, но и в духовных школах РПЦ и академических учреждениях.
Новое пособие продолжает этот цикл. Замысел издания состоял изначально в том, чтобы обеспечить студентов учебной литературой, но получился «не просто справочник, уже не столько учебник, а монографическое исследование, которое носит проблемный характер», отметил Симонов. К работе над книгой были привлечены специалисты из разных вузов, научных структур РАН и сотрудники Исторического факультета МГУ. Задача этого коллективного труда – «вписать церковную историю в общий ход исторического процесса, и нам это удалось», сказал завкафедрой.
Сам он является автором первых двух томов. В первом проанализирована историко-церковная проблематика в обобщающих трудах отечественных гражданских историков, начиная с «Истории российской» В. Татищева, М. Щербатова и «Истории государства российского» Н. Карамзина до трудов С. Соловьева, В. Ключевского и заканчивая работами наших современников. Как отмечается в аннотации, книга посвящена анализу объемов и методов экспозиции историко-церковной проблематики в этих трудах, а также концептуальных решений, которые вырабатывались русскими историками на основании изученных и представленных историко-церковных источников в отношении оценки места и роли Русской Церкви в развитии отечественной истории.
Во второй книге В. Симонова представлены обобщающие труды по истории Русской Церкви отечественных церковных историков: от митрополита Платона (Левшина) до учебных курсов и монографий, опубликованных в XXI в. Н. Глубоковский, архиепископом Филаретом (Гумилевским), университетскими историками второй половины XIX в., историками в русской эмиграции – их труды проанализированы в этом томе. Автор отмечает, что это конфессионально ориентированные исследования отечественной церковной истории – труды, нацеленные не только и не столько на экспозицию церковно-исторической проблематики в познавательных целях, но на использование полученных результатов в педагогическом процессе в духовных школах, семинариях и академиях. К этим же пособиям можно отнести и «даже такой, казалось бы, чисто научный, источниковедческий прежде всего труд, как многотомная «История Русской Церкви» преосвященного Макария (Булгакова)», считает автор.
За оба этих тома профессор Симонов в 2023 году был удостоен премии памяти митрополита Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук.
Над последней, только что вышедшей книгой, трудились многие авторы, они рассматривают ключевые проблемы историографии истории Церкви в России, по которым накоплен значительный объем литературы. В книге 14 глав, первые из них посвящены так называемым вспомогательным дисциплинам: церковной археологии, каноническому праву и историко-литургическим исследованиям. В остальных главах раскрываются следующие темы: Крещение Руси, обретение автокефалии Русской Церковью, раскол XVII в. и история старообрядчества, церковная реформа Петра I, Церковь и революция 1917 г. и т.д. Как подчеркнул представлявший том Г. Запальский, освещается не только история православия в России, но и исследования по истории католичества и протестантизма, а также различных религиозных течений и сект. «Мы хотели сделать своеобразный путеводитель, который поможет сориентироваться в наиболее важных направлениях исторических исследований, включая зарубежную историографию», – сказал он.
Доктор исторических наук Алексей Беглов (ИВИ РАН) написал для этого тома главу «Приходское духовенство». Выступая на презентации, он отметил, что историография этой темы – весомый пласт в исторической науке, по объему исследований она во много раз превышает работы по истории церковного прихода, чем в основном занимается Беглов. Он построил свою главу не описательно, а аналитически, показав ту полемику, которую ведут историки по тем или иным вопросам: например, спорят, осталось ли духовенство в пореформенный период замкнутым сословием или стало социальной группой. Беглов предлагает «менять исследовательскую оптику», разворачивая ее в сторону региональных архивов, и это было бы поле для исследовательской работы студентов и аспирантов вузов.
Историк Анастасия Романова заведует отделом редкой книги БАН, она написала главу «Почитание святых», в которой больше внимания уделено допетровской Руси, чем последующим периодам. Романова ставит важные методологические вопросы: что можно считать началом историографии русской святости (она полагает, что первым историографом был прп. Иосиф Волоцкий) и «где кончается историография почитания святых», какое место в этом ряду занимает рукопись «Книга глаголемая «Описание о российских святых...», теперь датированная началом XVIII в. «Само явление «почитание святых» пережило все войны, революции, оно развивается, иногда затухает и опять вспыхивает» – причины этого пытается отыскать в историографии петербургская исследовательница.
Обзор греческой историографии ряда тем в сборнике представляет доцент кафедры Афанасий Зоитакис, обзор англоязычной – профессор Зоя Метлицкая, которая написала главу «Католицизм и протестантизм в России». Зоя Дашевская, декан богословского факультета Свято-Филаретовского института, поставила перед собой задачу систематизировать и обобщить работы русских литургистов, которые в начале ХХ в. опередили своих западных коллег. «Наш долг – вернуть в академическое поле их достижения», – сказала Дашевская.
В числе авторов последней книги также профессор университета Париж–Сорбонна Александр Лавров, доктор исторических наук Сергей Таранец (Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины), доцент РГГУ Ксения Сергазина, Павел Кузенков (Севастопольский госуниверситет), Тимофей Житенев (Волжский университет им. Татищева), Глеб Запальский и Любовь Покровская (Исторический факультет МГУ).
Белград, 22 мая. Завершил работу Архиерейский собор Сербской Православной Церкви, проходивший в Белграде. Это высший орган церковной законодательной власти в вопросах веры, богослужения, церковного строя или церковной дисциплины и внутренней организации церкви. На своем заседании Собор принял решение образовать четыре новых епархии в Европе: Скандинавскую, Британскую, Австрийскую и Швейцарскую, сообщает Global Orthodox со ссылкой на сайт Сербской Церкви.
В результате разделения Британско-Скандинавской епархии были созданы Скандинавская епархия со штаб-квартирой в Стокгольме, управлять которой станет нынешний епископ Британско-Скандинавский Досифей, и Британо-Ирландская епархия со штаб-квартирой в Лондоне, ее возглавит епископ Игарский Нектарий.
Вместо бывшей Австро-Швейцарской епархии были созданы Австрийская епархия со штаб-квартирой в Вене, которой до дальнейшего уведомления будет управлять епископ Бачский Ириней, и Швейцарская епархия со штаб-квартирой в Цюрихе, епископом которой станет бывший епископ Австрийско-Швейцарский Андрей.
Собор также утвердил новые уставы Дюссельдорфско-Германской епархии, а также епархий на территории США.
Архиерейский собор Сербской Церкви созывается ежегодно. Нынешнее заседание должно было состояться в Печском ставропигиальном монастыре, на территории частично признанной республики Косово. Однако власти региона запретили въезд Патриарху Порфирию и еще семи архиереям. Сербская Церковь решительно осудила действия властей Приштины и обратилась за поддержкой к мировому православному сообществу.