По данным Международной федерации транспортников (ITF), сегодня на Черном море работают около 2400 судов, из которых две трети составляют каботажные суда дедвейтом менее 4000 тонн и возрастом старше 20, а то и 30 лет. Экипажи субстандартных судов получают заниженную зарплату, каждый день рискуют жизнями, а травматизм здесь практически стал нормой.
В эксклюзивном интервью порталу Mortrans.info о положении дел в регионе рассказала Ольга Ананьина, инспектор ITF в Новороссийске.
- В чем причина сложившейся ситуации на Черном море, и есть ли выход?
- Судоходные компании Причерноморья давно попали в зону пристального внимания Федерации из-за огромного количества нарушений. Это и системная невыплата заработной платы, и высокий уровень травматизма на судах при отсутствии страхового покрытия, и трудовое бесправие, когда любой моряк, осмелившийся высказать претензии, может оказаться в "черном списке" у работодателей.
Согласно требованиям Морской конвенции о труде (MLC), которая ратифицирована Россией и вступила в силу 19 августа прошлого года, на инспекторов государственного портового контроля (PSC) возложена обязанность не только проверять техническое состояние судов, но и документы, относящиеся к выплате заработной платы моряков: контракты, платёжные ведомости и т.д. Таким образом, моряки должны были получить защиту в лице государств, ратифицировавших конвенцию, а также администраций флагов (регистров).
Из стран Причерноморья конвенция ратифицирована в России и Болгарии, и, казалось бы, наконец-то должен восторжествовать закон и порядок и прекратиться мытарства моряков, месяцами не получающих заработную плату. Однако по факту оказывается, что проверяют, в лучшем случае, только наличие контрактов, а задолженности по заработной плате обнаруживаются только после того, как о них заявляют сами моряки. Причём, они почему-то обязаны это делать в виде письменного заявления на имя капитана порта (во всяком случае,
так происходит на Юге России).
*
"Черное море позора" - так называется акция ITF, стартовавшая в мае 2013 года и продолжающаяся до сих пор. Цель кампании - привлечь внимание общества тяжелому положению моряков в шести причерноморских странах: Болгарии, Грузии, России, Румынии, Турции и Украины.
В рамках этого проекта турецкий профсоюз "Dad-Der" при участии коллег из ITF снял документальный фильм "Темная сторона Черного моря: морское судоходство на субстандартных судах".
"Все знают о ситуации с этими судами, - говорит один из участников проекта, председатель турецкого профсоюза DAD-DER Ural Cagicici. - Это маленькие "Волго-Балты", "Волго-Доны"… Осадка три-четыре мера, длина 135 метров, а ширина - 15-16. Грузоподъемность 4-5 тысяч тонн, но случаются перегрузы. Судно изношено, прогнило, в шторм оно может сломаться, как карандаш. Об этом капитаны портов хорошо знают, инспекторы PSC тоже. Правда заключается в том, что такие случаи являются обыкновенной практикой, нормой.
Например, затонувший "Волго-Балт 199" был судном речного типа, так же как и "Сормовский". Но "Волго-Балт" пересек Черное море и затонул в шторм у входа в Босфор. Что он вообще там делал?
.Неизвестно, сколько судов затонуло за последние десять лет, сколько моряков погибло, сколько было производственных травм. "Вера" утонула - восемь человек погибло. "Оган Бей" утонул. "Волго-Балт 199" утонул, затонули "Толстой", "Амира 1", "Резак", "Эрол Шенкая".
Можно ли предупредить смерти? Конечно. Если бы государственные органы и портовый контроль всех шести причерноморских стран надлежащим образом осуществляли инспекции, можно было бы спасти и теплоходы, и моряков. Однако сложившаяся ситуация говорит о противоположном. Потеря судов и гибель людей свидетельствует о том, что власти не выполняли своих обязанностей. Контроль и проверки не проводились должным образом, а моряки продолжают расплачиваться за это".
Контактная информация:
------------------------------
Контактное лицо: Стриженая Ирина
менеджер проектов
E-mail: irina.strizhenaya@yandex.ru
Телефон: +7 921 3330411