[Гласность] образование инвалидов
Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Образование для детей-инвалидов - обучение в школах и ВУЗах
20 июня 2012, 9:40
Президентом нашей страны 1 июня был подписан указ <О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы>. В этом указе идёт речь о <необходимости
законодательного закрепления права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья на инклюзивное дошкольное, общее и профессиональное образование>.
Уточним, что инклюзивное образование - это общее образование, доступное для всех
детей, т.е. в плане того, что оно обеспечивает и гарантирует процесс доступного
образования для детей с особыми потребностями - детей инвалидов.
После подписания данного Указа от всех ВУЗов нашей страны потребуют создание
доступной среды для обучения инвалидов. Все образовательные нормы в этом случае
будут согласовываться с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Напомним,
что Конвенцию по правам инвалидов была ратифицирована Россией в апреле
2012 года.
Конечно, в нашей стране и сейчас уделяется внимание образованию инвалидов, но,
к сожалению, в большей степени это касается школьного образования, которое
инвалиды могут получать в общеобразовательных школах, в специализированных школах
и инклюзивно. Что касается высшего образования, которое получается в
ВУЗах страны, то пока что законодательно не была закреплена доступность высшего
образования для инвалидов. Всё, что было до этого времени - это действия
на уровне инициативы и экспериментов. Ответственность за свои экспериментальные
действия несли сами ВУЗы.
Например, МГТУ им. Баумана с 30х годов 20 века ведёт обучение инвалидов по слуху.
Когда-то это решение было принято на уровне правительства. Сейчас опыт
Бауманки уже стал передовым во всём мире и был по заслугам оценён ЮНЕСКО. Сегодня
некоторые ВУЗы нашей страны следуют по стопам Бауманки и в них есть уже
свои - вполне высокие достижения. Но таких ВУЗов, к сожалению, крайне мало и
этого совсем не достаточно для всей страны.
На самом деле, сейчас речь идёт о том, что ВУЗы нашей страны должны формировать
иное - совершенно новое развитие социокультурных взаимоотношений разных
людей. Для этого в 2009 году Союзом ректоров была учреждена благотворительная
программа интеллектуального попечительства детей и молодежи с ограниченными
возможностями здоровья <Талант преодоления>. Эта программа направлена на поддержку
возможностей профессионального и образовательного обучения детей-инвалидов.
Научное творчество и знания смогут помочь студентам-инвалидам осваивать интересные
для них профессии, для того, чтобы впоследствии стать достойными профессионалами
в той или иной отрасли, следовательно, активными членами общества. Сейчас в этой
программе участвуют многие ВУЗы, благодаря стараниям своих ректоров.
К сожалению, очевидно, что не получив достойного образования, как правило, люди
с ограниченными возможностями вынуждены быть замкнутыми в четырёх стенах
своего дома и существовать на нищенские пособия. Практически самое важное для
инвалида
- это возможность получения профессии, при этом, соответственно, повышается
шанс найти достойную работу, а значит получить возможность общаться и жить
более полноценной жизнью.
1 июня 2012 года Союзом ректоров России было проведено межвузовское онлайн-совещание,
на котором обсуждалась адаптация в ВУЗах нашей страны студентов-инвалидов.
В этом совещании принимало участие более половины отечественных ВУЗов. Обсуждались
возможности инклюзивного образования. Союз ректоров привёл в пример
лауреатов программы <Талант преодоления>, ребят, которые учатся в ВУЗах и планируют
свою дальнейшую работу в госкорпорациях <Ростехнологии> и <Росатом>.
Таким образом, современному обществу и бизнесу дают понять, что инвалиды могут
составить достойный потенциал работников в серьёзных компаниях.
Сейчас большинство ВУЗов уже начали реализовать свои программы развития доступной
среды для инвалидов. Но надо понимать, что эти программы сталкиваются
с рядом сложностей, ведь для их успешного применения нужны новые методики образования,
оснащение специальной техникой и специальным программным обеспечением.
Для всего этого нужны новые разработки и внедрения. На данный момент те немногие
ВУЗы, в которых уже налажено обучение инвалидов, готовы делиться опытом
с остальными учебными заведениями нашей страны.
Сами инвалиды также готовы помогать и работать над вопросами применения инклюзивного
образования. Например, группа аспирантов Московского университета,
которую возглавляет вице-президент Общероссийского Союза общественных организаций
инвалидов Леонид Шорохов, выступила с предложением создать в российских
вузах ряд специальных центров поддержки учащихся-инвалидов. <Эти центры будут
помогать первокурсникам адаптироваться к учебному процессу и вузовской среде,
координировать волонтерские сети, содействовать трудоустройству выпускников с
ограниченными возможностями здоровья, поддерживать участие студентов-инвалидов
в деятельности малых инновационных предприятий при вузах, обеспечивать доступный
для инвалидов обмен информацией и многое другое>.
Будем надеяться, что все эти и другие шаги, а также всеобщие усилия приведут
к тому, что в нашей стране людям с ограниченными возможностями будут созданы
достойные условия для обучения, следовательно, новые возможности для самореализации
в обществе.
*
Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Данное сообщение отправлено 261 подписчикам.