Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] образование инвалидов

Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Образование для детей-инвалидов - обучение в школах и ВУЗах

20 июня 2012, 9:40

Президентом нашей страны 1 июня был подписан указ <О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы>. В этом указе идёт речь о <необходимости

законодательного закрепления права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья на инклюзивное дошкольное, общее и профессиональное образование>.

Уточним, что инклюзивное образование - это общее образование, доступное для всех
детей, т.е. в плане того, что оно обеспечивает и гарантирует процесс доступного

образования для детей с особыми потребностями - детей инвалидов.

После подписания данного Указа от всех ВУЗов нашей страны потребуют создание
доступной среды для обучения инвалидов. Все образовательные нормы в этом случае

будут согласовываться с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Напомним,
что Конвенцию по правам инвалидов была ратифицирована Россией в апреле

2012 года.

Конечно, в нашей стране и сейчас уделяется внимание образованию инвалидов, но,
к сожалению, в большей степени это касается школьного образования, которое

инвалиды могут получать в общеобразовательных школах, в специализированных школах
и инклюзивно. Что касается высшего образования, которое получается в

ВУЗах страны, то пока что законодательно не была закреплена доступность высшего
образования для инвалидов. Всё, что было до этого времени - это действия

на уровне инициативы и экспериментов. Ответственность за свои экспериментальные
действия несли сами ВУЗы.

Например, МГТУ им. Баумана с 30х годов 20 века ведёт обучение инвалидов по слуху.
Когда-то это решение было принято на уровне правительства. Сейчас опыт

Бауманки уже стал передовым во всём мире и был по заслугам оценён ЮНЕСКО. Сегодня
некоторые ВУЗы нашей страны следуют по стопам Бауманки и в них есть уже

свои - вполне высокие достижения. Но таких ВУЗов, к сожалению, крайне мало и
этого совсем не достаточно для всей страны.

На самом деле, сейчас речь идёт о том, что ВУЗы нашей страны должны формировать
иное - совершенно новое развитие социокультурных взаимоотношений разных

людей. Для этого в 2009 году Союзом ректоров была учреждена благотворительная
программа интеллектуального попечительства детей и молодежи с ограниченными

возможностями здоровья <Талант преодоления>. Эта программа направлена на поддержку
возможностей профессионального и образовательного обучения детей-инвалидов.

Научное творчество и знания смогут помочь студентам-инвалидам осваивать интересные
для них профессии, для того, чтобы впоследствии стать достойными профессионалами

в той или иной отрасли, следовательно, активными членами общества. Сейчас в этой
программе участвуют многие ВУЗы, благодаря стараниям своих ректоров.

К сожалению, очевидно, что не получив достойного образования, как правило, люди
с ограниченными возможностями вынуждены быть замкнутыми в четырёх стенах

своего дома и существовать на нищенские пособия. Практически самое важное для

инвалида

- это возможность получения профессии, при этом, соответственно, повышается
шанс найти достойную работу, а значит получить возможность общаться и жить

более полноценной жизнью.

1 июня 2012 года Союзом ректоров России было проведено межвузовское онлайн-совещание,
на котором обсуждалась адаптация в ВУЗах нашей страны студентов-инвалидов.

В этом совещании принимало участие более половины отечественных ВУЗов. Обсуждались
возможности инклюзивного образования. Союз ректоров привёл в пример

лауреатов программы <Талант преодоления>, ребят, которые учатся в ВУЗах и планируют
свою дальнейшую работу в госкорпорациях <Ростехнологии> и <Росатом>.

Таким образом, современному обществу и бизнесу дают понять, что инвалиды могут
составить достойный потенциал работников в серьёзных компаниях.

Сейчас большинство ВУЗов уже начали реализовать свои программы развития доступной
среды для инвалидов. Но надо понимать, что эти программы сталкиваются

с рядом сложностей, ведь для их успешного применения нужны новые методики образования,
оснащение специальной техникой и специальным программным обеспечением.

Для всего этого нужны новые разработки и внедрения. На данный момент те немногие
ВУЗы, в которых уже налажено обучение инвалидов, готовы делиться опытом

с остальными учебными заведениями нашей страны.

Сами инвалиды также готовы помогать и работать над вопросами применения инклюзивного
образования. Например, группа аспирантов Московского университета,

которую возглавляет вице-президент Общероссийского Союза общественных организаций
инвалидов Леонид Шорохов, выступила с предложением создать в российских

вузах ряд специальных центров поддержки учащихся-инвалидов. <Эти центры будут
помогать первокурсникам адаптироваться к учебному процессу и вузовской среде,

координировать волонтерские сети, содействовать трудоустройству выпускников с
ограниченными возможностями здоровья, поддерживать участие студентов-инвалидов

в деятельности малых инновационных предприятий при вузах, обеспечивать доступный
для инвалидов обмен информацией и многое другое>.

Будем надеяться, что все эти и другие шаги, а также всеобщие усилия приведут
к тому, что в нашей стране людям с ограниченными возможностями будут созданы

достойные условия для обучения, следовательно, новые возможности для самореализации
в обществе.

*

Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru

*
Данное сообщение отправлено 261 подписчикам.

Ответить   Sun, 3 Nov 2013 00:01:09 +0300 (#2861811)