В кризисный 2009 г. бюджет потратил 1,2 трлн руб
Правительство впустую потратило 450 миллиардов рублей
Автор Ольга КувшиноваИсточник
vedomosti
Треть из 1,2 трлн руб. антикризисных расходов была потрачена неэффективно и
напрасно, провел аудит бюджетной поддержки экономики Центр развития ВШЭ.
В кризисный 2009 г. бюджет потратил 1,2 трлн руб. на поддержку экономики, но
по меньшей мере треть этих средств - 450 млрд руб. - можно было бы
сэкономить,
пришел к выводу Центр развития, проанализировав эффективность антикризисных
мер. Исследование выполнено <в интересах правительства>, сообщается на сайте
Высшей школы экономики. Пока готов черновик документа, уточняет замдиректора
Центра развития Валерий Миронов.
Падение экономики (на 7,9% за год) лишь на четверть было вызвано сжатием
спроса и на три четверти - сокращением избыточных запасов. <Поддержка спроса
не
могла быть эффективной: промышленность сокращала выпуск независимо от
что
это не учитывалось. На меры, которые центр отнес к стимулированию спроса,
потрачено 92 млрд руб., или 8% бюджетного антикризисного пакета, почти все -
на поддержку РЖД и госзакупки автотехники.
Львиная доля расходов сомнительной необходимости - 360 млрд руб. в уставные
капиталы ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, <Росагролизинга> и Государственной
транспортной
лизинговой компании. Банковская система и так получила масштабную поддержку
от ЦБ, а всего прямая госпомощь финансовому сектору составила 7,6% ВВП
(около
3 трлн руб.) и при этом так и не помогла запустить кредитование экономики:
кредиты населению упали на 11%, компаниям - стагнировали при росте
просрочки.
Необходимость бюджетной поддержки банкам под вопросом, говорит Миронов.
Бесспорны и логичны 248 млрд руб., непосредственно направленные в реальный
сектор (дотирование ставок по кредитам), на поддержку населения и рынка
труда.
В кризис наиболее эффективна поддержка <низколиквидных субъектов>, т. е.
тех, кто не станет сберегать или участвовать в спекуляциях, ссылается
Миронов
на рекомендации ОЭСР. Впрочем, в странах <двадцатки> (кроме <группы семи>)
мало кто эти рекомендации рьяно выполнял, отмечает он.
Госзакупки автотехники были одной из самых эффективных мер, возражает
замминистра экономического развития Андрей Клепач: без них спад у
производителей
грузового автотранспорта был бы больше. Поддержка банков помогла им выжить,
но не в полной мере поддержала кредитование, из чего не следует, что мера
неэффективна,
говорит Клепач: во многом мешала неплатежеспособность предприятий. Эту
проблему не удалось решить никому, кроме Китая, отмечает замминистра.
<Чтобы изучить эффективность расходов, надо понять, что было бы без них>, -
согласна главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. Не было и резкого спада
кредитования, напоминает она: вливания в капитал помогли реструктурировать
плохие кредиты компаний.