Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

За 2010-07-22

Если мы хотим нормальной жизни, нам надо стремиться не к нанотехнологиям

Государство как инструмент личного обогащения

Автор Михаил ДелягинИсточник
ej

Давний эмпирический вывод, согласно которому главной спецификой российского
государства является его коррупционный характер, нацеленность ключевой части
чиновников на личное обогащение, а не на достижение общественного интереса,
получил подтверждение со стороны не кого-нибудь, а непосредственно
представителей
<Единой России>.

По данным газеты <Ведомости>, проведенный специалистами партии опрос 4535
членов ее кадрового резерва принес шокирующие результаты: <госслужба
привлекает
людей возможностью решать личные проблемы (58%), высоким статусом (51%),
шансом получать левые доходы (46%) и льготы для себя и семьи (37%). А
попадают
туда люди по знакомству или по звонку (86%)>.

О себе, разумеется, костяк <партии власти> думает совершенно по-иному - и
это сказывается на его судьбе: из примерно 2,5 тысяч полностью прошедших
многоступенчатую
систему отбора на должности назначено лишь около 400 человек. Более пяти
шестых <резервистов> остаются невостребованными: насколько можно понять,
система
российского государственного управления весьма эффективно отторгает даже
самых квалифицированных и способных людей, если они относятся к исполнению
своих
обязанностей добросовестно.

Понятно, что сложившиеся в ней после изгнания правительства
Примакова-Маслюкова, спасшего страну после дефолта 1998 года (в частности,
запретом фиктивных
<ускоренных> банкротств, замораживанием тарифов естественных монополий и
отменой незаконного трехкратного повышения пенсионных взносов - напомню, что
нефть
начала расти в цене лишь летом 1999 года), кадровый состав и корпоративная
культура не позволяют не только заниматься <эффективной модернизацией на
основе
инноваций>, но даже добросовестно выполнять простейшие действия вроде
государственных закупок.

Большинство государств стремится к общественному благу. Да, чиновники
подворовывают, а само общественное благо иногда трактуется поразительно
извращенным
образом. Однако разница между государственными системами, созданными Ф.Д.
Рузвельтом (который сделал свою страну лидером мира) и Пол Потом
(намеревавшимся
ради общего блага уничтожить 5 из 8 миллионов кампучийцев), все же,
по-видимому, существенно меньше, чем между любой из них и современной
российской государственной
системой. Они обе стремились к общественному благу; российское же
государство, насколько можно судить, искренне полагает себя инструментом
личного обогащения
образующих его чиновников.

Это страшный диагноз, но лишь он позволяет объяснить и видимую неспособность
к модернизации (которая вот-вот станет таким же ругательством, каким при
Горбачеве
стала перестройка), и феерическую коррупцию, и откровенную безнаказанность
открыто пренебрегающих своими обязанностями чиновников, и сообщения о
намерении
потратить на Олимпиаду в Сочи 39 млрд долларов.

Российское государство поразительно и необъяснимо неэффективно, только если
рассматривать его с точки зрения интересов народа. Если же рассматривать его
просто как машинку для личного обогащения, его действия представляются
поразительно логичными и эффективными, а сформировавшийся класс клептократии
(ворующей
части чиновников) - подлинным правящим классом современной России.

Беда лишь в том, что подобная мотивация несовместима с жизнью: именно
поэтому подобные государственные образования являются редкими и нетипичными
в мировой
истории.

Если мы хотим нормальной жизни, нам надо стремиться не к нанотехнологиям,
широкополосному Интернету и уже забытым энергосберегающим лампочкам, а к
оздоровлению
государства. Не на Сколково, а на Кремль должен быть направлен вектор
активности российского общества - и то, что даже креатуры <Единой России>
понимают
это с поразительной ясностью, дает основания для исторического оптимизма.

   2010-07-22 18:26:48 (#1144649)

Сложившаяся со статистикой ситуация не просто парадоксальная, а позорная!

Всё закатали в асфальт. Кроме дорог

Автор Егор ЛысенкоИсточник
novayagazeta

Россия занимает первое место в рейтинге самых дорогих дорог в мире. Один
километр может здесь стоить до $140 000 000. Почему? Исследование доктора
экономический
наук Никиты Кричевского.

Я смотрю данные Росстата за 2009 год и вижу, что, судя по отчетности, с
дорогами в России все неплохо. Ведомство сообщает нам, что за прошлый год
протяженность
автомобильных дорог выросла на 42 тысячи километров, включая дороги общего и
необщего пользования. Для нас важны дороги с твердым покрытием, на них и
остановимся.
Так, согласно статистике, дороги федерального значения, магистральные трассы
остались на прежнем уровне, уменьшилась протяженность дорог регионального
и муниципального значения, то есть дороги субъектов Федерации, а вот дороги
местного значения выросли аж на 23 тысячи километров.

Для статистики это, безусловно, здорово. Что же касается реального состояния
дорог и бюджетного финансирования, то это нонсенс. Ведь с 2009 года
всеобъемлющий,
страшнейший дефицит местных бюджетов был практически повсеместно! В 2010
году из 83 регионов России 65 не сводят концы с концами. Поэтому эта
величина
- 23 тысячи километров - совершенно запредельная, несоразмерная и не
соответствующая действительности в автодорожной отрасли, тем более - на
местном уровне.
В этот показатель, очевидно, были включены абсолютно все дороги, которые
только сумели найти. И абсолютно непонятна методология подсчета
протяженности
дорог, ведь строить их было просто не на что. Кстати, существуют разные
мнения о том, сколько дорог было построено в действительности: называют и
2700
км, и еще меньше.

Кто-то приукрашивает реальность цифрами, и это не Росстат. Информацию ему
предоставляют министерства и ведомства.
Сложившаяся со статистикой ситуация не просто парадоксальная, а позорная,
потому что любой иностранец, если
заглянет в росстатовский сборник, ахнет. Протяженность дорог местного
значения при
нынешних условиях увеличились на 23 тысячи километров! Сначала это вызывает
нервный смех, а потом ощущение позора. Эти цифры просто провоцируют
недоверие
ко всем прочим показателям Росстата, находящимся в общем доступе.

Текущее положение дел в сфере автодорожного строительства характеризуется
тем, что денег нет и расходы местных бюджетов на дороги в этом году
минимальны,
причем подразумевают в основном не строительство, а содержание дорог.

Между тем в одном из ближайших к Москве регионов местный коммерсант мне
рассказывал очень показательную историю. Он выиграл конкурс на ремонт дороги
местного
значения. И когда он пришел подписывать договор, чиновник, который также
подписывал документ, напомнил ему, что есть некие правила игры, и назвал эти
правила:
70/30. Коммерсант почесал макушку, посчитал и сказал: <Да, я согласен, в 30%
я, пожалуй, уложусь>. На что чиновник ему ответил: <Вы меня неправильно
поняли:
70% вы отдаете, а 30% остается вам>.

Сегодня в системе дорожного строительства и содержания автомобильных дорог
ситуация такова, что люди стараются урвать по максимуму.

В Китае в 2008 году было построено 6443 километра дорог, в ЕС - 3210, в
США - 1960. То есть в развитых странах в год строится примерно 2-3 тысячи
километров.
А в России якобы дорог с твердым покрытием стало больше на 23 тысячи
километров (правда, годом позже, но это несущественно). На ФЦП <Модернизация
транспортной
системы России> и <Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)> в
этом году было выделено 220 млрд рублей. В 2008 году на строительство и
поддержание
дорог - на те же две ФЦП - было выделено 285 млрд рублей, или $9,5 млрд.
Средняя стоимость строительства дорог в Китае составляет $2,2 миллиона за
один
километр. Если бы китайцам на дороги были даны такие деньги, как в России,
то они построили бы на них 4320 км, что доказывает несостоятельность
российской
статистики в этой области.

Для сравнения: средняя стоимость одного километра в ЕС - $6,9 млн, в
Америке - $5,9. При этом в тех же США есть дороги, километр которых стоит и
$2,5 млн,
и $7,5 млн - все зависит от конкретных обстоятельств. В России же, если
считать по ФЦП, средняя стоимость километра в 2010-2015 гг. составляет
$17,6. При
этом Краснодар и Новороссийск построены по цене $32 млн за км. Затраты на
центральную кольцевую автодорогу, так называемую бетонку, - $40 млн. Трасса
Москва
- Петербург, 15-58 км, - $65 млн. Рекордсмен - Западный скоростной диаметр в
Санкт-Петербурге, 1 километр которого в среднем стоит $140 млн. Цена просто
запредельная. Объяснение такому ценообразованию очень простое - повальные
воровство и коррупция.

В то же время у нас существует разработанная и апробированная в центральной
полосе Сибири инновационная технология строительства автодорог без
<многослойного
пирога> из песка, щебня и гравия, который является основанием для
традиционных дорог. Альтернатива, о которой я говорю, - это преднапряженные
железобетонные
плиты с повышенной долговечностью. Подобная технология применяется в США.
Одна только компания в Техасе, которая называется GTI, строит таким образом
около
700 километров четырехполосной автострады в год. Себестоимость этого
строительства, включающая затраты на материалы и изделия, а также на работы,
составляет
примерно $900 тысяч за один километр трассы в четыре полосы, то есть
практически в 20 раз меньше, чем предусматривают федеральные целевые
программы. А
ведь это - наша технология! И у нас в стране множество заводов
железобетонных изделий, которые сегодня загружены от силы наполовину. Потому
что строительство
сейчас в загоне, а заказов из других сфер им не поступает. Применение этой
альтернативы позволило бы создать новые рабочие места, оптимизировать
загрузку
предприятий и сократить расходы на строительство дорог в 20 раз. Это,
разумеется, без учета выкупа объектов, которые расположены как бы на месте
строительства
и расширения тех или иных автотрасс, что является не более чем пылью,
пускаемой в глаза теми, кто занимается прокладкой дорог. Дополнительные
затраты,
конечно, существуют, но они не столь существенны, чтобы увеличивать
стоимость километра трассы многократно.

На Западе более благоприятные, нежели в России, погодные условия, которые, в
зависимости от конкретной местности, позволяют применять ту или иную
автодорожную
технологию - их у них множество. В России же все куда сложнее, и
значительная часть ее территории по полгода зимует. Наша природа не просто
позволяет,
она диктует необходимость использования преднапряженных железобетонных плит
при дорожном строительстве. Потому что у нас промерзает грунт, и этот
<многослойный
пирог> кладется до отметки промерзания грунта. Иначе бы дороги просто плыли.
Использование предлагаемой методики позволило бы не учитывать этот фактор.
Наконец, она позволила бы отойти от правила <три по четыре>, как я его
называю: в России, по сравнению со странами со схожими климатическими
условиями,
строительство дорог в среднем в четыре раза дороже, служат они в четыре раза
меньше, а денег на ремонт и содержание дорог требуется в четыре раза больше.

Почему альтернативная технология не применяется? Потому что она не оставит
места для того, чтобы развернулись души чиновника и аффилированного с ним
предпринимателя.
Потому что не на чем станет воровать. Вернее, воровать-то всегда есть на
чем, но это уже будут не те объемы и не те масштабы.

И все это - на фоне негодующих высказываний со стороны и президента, и
премьера, и членов правительства по поводу безумной дороговизны дорожного
строительства
в России. Технологии известны, а почему дальше этого дело не идет - мне
непонятно.

Дороги в России строить хотят, и у тех, кто этого хочет, это получается. Мы
с вами оцениваем ситуацию с позиции обывателя, поэтому нам что-то не
нравится.
А вот с позиции чиновника и дорожного строителя у всех все получается. Для
нас - ситуация аховая, а для них - все хорошо.

В отношении содержания и ремонта дорог ситуация та же, что и с их
строительством: во главе угла - коррупционный интерес, который диктует
необходимость
регулярного, а не разового выделения средств на содержание дорог. Мы
ежегодно ремонтируем в принципе одни и те же участки. Мы ежегодно устраняем
колейности.
Чего опять же не пришлось бы делать, если бы мы укладывали более долговечный
асфальт по современным технологиям, которые практикуются на Западе и
которыми
располагают и российские ученые. Но мы этого не делаем по тем же причинам:

Победить коррупцию, извести ее под корень, конечно, нельзя. Даже в развитых
странах она колеблется от 3 до 10% ВВП. В России она составляет в среднем
49%
за последние годы. Таковы оценки и Всемирного банка, и Дойче банка, и других
аналитических центров. Это показатель развивающейся страны, которая плетется
в хвосте развивающихся стран. Те же из них, которые входят в первую десятку,
имеют коррупцию в пределах 20-30% ВВП.

При существующей системе государственного управления сделать абсолютно
ничего нельзя. Потому что мотивация чиновника идентична - не коррелирует, а
идентична!
- мотивации бизнесмена. Все годы существования новой России власть
рассматривалась как инструмент получения сверхдоходов. И вдруг, ни с того ни
с сего,
в стране ничего не изменится. Мотивацию за одну ночь не поменяешь. Если
чиновник занимается обогащением себя и своих приближенных за счет
федерального
бюджета, то будет этим заниматься абсолютно все то время, что он находится у
власти. Причем в последнее время коррупционные аппетиты существенно
возросли.
Это связано с тем, что усилилась неопределенность будущего финансирования:
будут деньги - не будут? Останется ли чиновник на своем месте? По моим
экспертным
оценкам, коррупционные аппетиты возросли до 50-70% стоимости автодорог. Это
запредельные величины, потому что даже в жилищном строительстве этот
показатель
равен примерно 40%.

Если выделить на строительство дорог больше денег, то это будет медвежья
услуга бюджету, государству и лишь поспособствует дальнейшему обогащению
коррупционеров.

Если сократить финансирование, то увеличится коррупционная составляющая и
ухудшится качество автомобильных дорог.

Проблема нерешаема. При существующей властной организации, если мы поставим
на управление или на строительство автодорог человека, свободного от
корысти,
кристально честного и чистого, которому положим огромную зарплату и
предоставим все возможные блага, мы не просто сделаем его белой вороной, мы
просто
подпишем ему смертный приговор. Он наступит на горло очень многих
бизнесменам. И его уберут. Все это прекрасно понимают. И никакая охрана его
не спасет
- она хороша от дилетантов.

Как можно с этим бороться? Постепенно и последовательно, с применением самых
жестких санкций; я говорю в первую очередь об уголовной ответственности за
нецелевое использование бюджетных средств. Уголовное наказание должно быть
увеличено многократно, до 20 лет и до пожизненного заключения. Только таким
образом, с публичными прецедентами, можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки,
потому что обмен, плата за коррупционные доходы будет несопоставимой. Если
человек будет знать, что за украденные $20 миллионов из бюджета он получит
20 лет тюрьмы, то он не пойдет на это воровство.

Кроме того, когда мы говорим о системной борьбе с коррупцией, мы должны
понимать, что без специально созданного ведомства - а его создание
продиктовано
ратифицированными Россией конвенциями ООН и Совета Европы по противодействию
коррупции - не обойтись. И говорить о том, что это будет самое
коррумпированное
ведомство в России, - это не верить в собственную страну и своих сограждан.
У нас много честных людей, тем более что тем, кто будет работать в этом
ведомстве,
несложно обеспечить все необходимые условия для нормальной жизни:
предоставить жилье, предложить нормальный оклад, льготы и т.д.

Возвращаясь к дорожной теме, скажу, что, по моему мнению, протяженность
российских дорог нужно увеличить минимум в два раза. Сложно сказать, сколько
времени
на это может уйти. Если брать на веру данные Росстата, то около 20 лет. Но
совершенно очевидно, что эти данные неверны. Я думаю, в год Россия может
строить
порядка 7-8 тысяч километров дорог. Это не так много. Ближайшая задача, как
мне кажется, - довести общую протяженность дорог общего пользования до 1
миллиона
километров (напомню, что сейчас их протяженность составляет 776 тысяч
километров). Это по силам сделать лет за 20-25.

Прогнозы развития автодорожного строительства объективно будут
пессимистичными. У нас только на бумаге все хорошо. А в реальности, по
экспертным оценкам,
транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%,
тогда как в развитых странах данный показатель колеблется в районе 8%. В
Европе
средняя скорость перемещения грузов - 1000 км в день. В России - 300 км в
день. А себестоимость автомобильных перевозок в нашей стране в 1,5 раза
выше,
чем в странах ЕС.

Следует ожидать дальнейшего ухудшения как этих показателей, так и
технического состоянии российских дорог. Все в комплексе приведет к тому,
что автодорожная
инфраструктура в стране будет ухудшаться год от года. Для обывателя это
прежде всего грозит дополнительными расходами на приобретение топлива, на
ремонт
автомобиля, грозит ухудшением экологии и, к сожалению, ростом ДТП, в том
числе со смертельным исходом.

Предлагаем Правительству России и Минтрансу эксперимент: построить 1 км
дороги по <безоткатной> технологии

Акционер <Новой> Александр Лебедев 2 года назад уже обращался в Минтранс с
просьбой построить 1 (один) километр самой современной дороги за свой счет,
чтобы понять, сколько же на самом деле этот километр стоит.

В редакции имеются многочисленные официальные ответы, суть которых в том,
что <вопрос надо изучить>, <документацию подготовить>, но дело не сдвинулось
с места.

<Новая> предлагает правительству провести эксперимент: построить на частные
деньги в любой точке России <идеальный километр>. Транслировать в
онлайн-режиме
стройку в интернете, опубликовать все затраты, выбрать подрядчиков на основе
реального конкурса и выявить в результате настоящую стоимость дорожного
полотна
в России.
public/redirect.php?url=http%3A%2F%2Fwww.novayagazeta
public/redirect.php?url=http%3A%2F%2Fwww.novayagazeta

   2010-07-22 11:26:09 (#1144228)

Дружите с солнцем и будете жить долго

Ученые поделились секретами долголетия

Источник
tainamira

Недавно учёные из Университетского госпиталя Женевы определили 30 способов
продлить жизнь - их сейчас горячо обсуждает вся Европа, сообщают "Аргументы
и
факты".

Читайте вверх тормашками. Ставьте перед своим мозгом нетривиальные задачи,
разгадывайте кроссворды, учите стихи. Исследования, проведённые в
Великобритании,
доказали: среди людей умственного труда смертность ниже... в 4 раза!

Добавляйте помидоры в бутерброды. Если в ежедневный рацион ввести немного
томатов, риск сердечно-сосудистых заболеваний снизится аж на 30%, так как
они
богаты калием.

Не ссорьтесь с семьёй. Старайтесь регулярно общаться с родственниками. По
мнению экспертов из Медицинской школы Гарварда, пребывание рядом с <кровными
родственниками> нормализует давление, а также... помогает бороться с
алкоголизмом. (От редакции: в России, похоже, всё наоборот - семейные
застолья самые
беспощадные и алкогольные! Но надо не увлекаться.)

Женитесь. Как показали итальянские исследования, длившиеся в течение 20 лет,
женатые мужчины живут на 3 года дольше, чем холостяки.

Избавьтесь от будильника. Особенно если он звонит громко, а также от чайника
со свистком, таймера и прочих <резких нарушителей тишины>. Согласно японским
исследованиям, внезапный громкий звук повышает риск сердечного приступа у
людей с высоким кровяным давлением.

Ешьте хлебные корки. В них содержится в 8 раз больше противоракового
антиоксиданта прониллизина, чем во всей буханке.

Игнорируйте общественное мнение. Согласно исследованиям немецких учёных, вы
проживёте дольше, если не будете переживать о том, что про вас думают
окружающие.
Для смелых психологи рекомендуют такое экстремальное упражнение: в
транспорте громко повторять название остановок вслед за водителем. Сначала
вам будет
неловко, а потом вы научитесь не обращать внимания на реакцию окружающих.
Ходите в церковь

Заведите домашнего питомца. Как доказывают эксперименты учёных из разных
стран, владельцы собак и кошек меньше подвержены стрессам, к тому же у них
более
низкое кровяное давление.

Полюбите шоколад. По данным исследования Гарвардской школы здравоохранения,
люди, которые потребляют шоколад в умеренных количествах, живут дольше тех,
кто любит конфеты. В <чистом шоколаде> содержатся химические вещества
полифенолы, которые предотвращают развитие рака и сердечных заболеваний.

Обретите веру. Американские учёные из медицинского колледжа Альберта
Эйнштейна исследовали 92 тыс. человек и доказали, что посещение религиозных
заведений
хотя бы раз в неделю увеличивает жизнь на 20%. До этого британские медики
заявляли о том, что набожные люди меньше подвержены стрессам, так как легче
и
позитивнее справляются с жизненными неурядицами.

Учитесь. Начните изучать язык, овладейте игрой на музыкальном инструменте.
Многие долгожители, переступившие 100-летний порог, говорят, что обязаны
этим
новому страстному увлечению, которое просто-напросто... отвлекло их от
мыслей о смерти.

Слушайте классическую музыку. Как доказали исследования Оксфордского
университета, Бетховен, например, снижает кровяное давление и расслабляет
мышцы.

Дружите с солнцем. Если вы избегаете его лучей, чтобы предохраниться от рака
кожи, не забывайте принимать витамин D. Он снижает риск диабета и помогает
бороться с депрессией, которая, как известно, запускает механизмы многих
смертельных заболеваний.

Займитесь танцами. По мнению французских учёных, самый полезный для
долголетия танец - это сальса. Укрепляет позвоночник, развивает лёгкие, даже
помогает
избавиться от астмы.

   2010-07-22 11:19:01 (#1144218)

Россия - страна туалетов во дворе

Народ-баблоносец

Андрей Колесников
Источник
krizis-kopilka

Бюджетное послание президента до такой степени противоречит политической
реальности, что кажется, будто оно создано для какой-то другой страны.

Россия - страна туалетов во дворе, больших неосвоенных пространств с
редкими, но перенаселенными очагами жизни и бюджетников. Поэтому само слово
<бюджет>
в российском социолекте и политическом словесном обороте всегда имело особое
значение - судьбоносное. Все чаяния, надежды и причины для гнева у
большинства
русского народа имели и имеют своим источником государственный бюджет. А уж
региональный, федеральный, консолидированный он или вообще бюджет
расширенного
правительства - простой народ это мало интересует, лишь бы родное
государство копеечку выдавало. Народ-богоносец стал народом-баблоносцем:

Поэтому народ-бюджетник заинтересован в Бюджетном послании президента.

Основная форма жизни белковых тел политиков - это лоббистская деятельность.
Наследница по прямой работы советских снабженцев и отраслевых королей,
осаждавших
Госснаб и Госплан. Источник дармовых денег - бюджет.

Поэтому отраслевые лоббисты заинтересованы в Бюджетном послании.

Руководство финансово-экономического блока правительства и экономическое
<бюро> администрации президента формируют бюджетную политику так, чтобы не
нарушить
макроэкономическое равновесие; уменьшить, насколько возможно, дефицит
бюджета (поскольку из-за него рождаются ситуации, схожие с греческой);
стремятся
снизить инфляцию, съедающую длинные деньги, в которых так нуждается реальный
сектор. Логика Минфина при всей тонкой профессиональной нюансировке и вовсе
проста: выделишь деньги - их немедленно разворуют. Как говорил поэт,
<взгляд, конечно, очень варварский, но верный>.

Поэтому недобитые либералы в органах власти тоже заинтересованы в правильном
Бюджетном послании.

Нынешнее Бюджетное послание президента, направляемое в правительство в
соответствии с Бюджетным кодексом, должно содержать бюджетную же философию
главы
государства. Поэтому оно не обязано изобиловать цифрами. Скорее, это
методичка для тех, кто отвечает за доходы и расходы. Эту свою функцию
нынешнее послание
главы государства выполнило.

Больше того, у президента получился вполне либеральный документ, где в
очередной раз изложена азбука государственных финансов, выстраданная в
1990-е годы,
когда целая нация, включая истеблишмент и простых россиян, постигала теорию
на практике. Убеждалась во вреде дефицита бюджета, высокой инфляции,
чрезмерном
расходовании средств, не обеспеченных источниками дохода. Такой подход, и он
в лучшем виде представлен в послании, позволяет сохранять стабильными
макроэкономические
параметры, не допускать разбазаривания средств путем их направления на
разного рода экзотические проекты. Но в то же время послание до такой
степени противоречит
политической реальности, что кажется, будто оно, как Сколково, создано для
какой-то другой страны.

Кстати, Сколково в послании - одна из главных тем, чтобы не сказать
приоритетов. Символ модернизации, та точка роста, в которую будут нацелены
государственные
средства. То, что это шарашка, медведевская кукуруза, - об этом говорилось
неоднократно. Но должна же у лидера быть своя шарашка и своя кукуруза - то
есть
та сфера, куда направляет деньги лично он и за расходованием которых глава
государства имеет возможность следить персонально. Во всяком случае в этой
ситуации
снижаются возможности для воровства. Но при этом президент выглядит
отраслевым лоббистом - только таким, с которым сложно спорить и которому не
так-то
просто взять и не выделить денег.

Сбалансированность бюджета - икона либерализма - выглядит нереалистичной не
только потому, что расходы на социально уязвимые сферы снова повышаются.
Причем
с особым упором на тех же военных, прокуроров, правоохранителей,
спецслужбистов, милиционеров, судей, которые, пожалуй, все-таки не
отрабатывают тот процент
ВВП, который на них тратится государством. Этот акцент неадекватен, но к
нему все привыкли как к чему-то специфически советскому. Главная проблема в
том,
что оперативным хозяйственным управлением (ручным) занимается в стране Путин
Владимир Владимирович. Его, конечно, в начале нулевых обучил всем догмам
либерализма
тогдашний советник президента Андрей Илларионов. Но эта школа имела, скорее,
обратный эффект - резкую неприязнь ученика к преподававшемуся предмету и к
той доктрине, которая лежала в основе обучения. Из всей учебы он, кажется,
вынес только одно: есть сферы, на которые не надо жалеть денег. Есть друзья,
которые этих денег заслуживают, хотя и путают свою шерсть с государственной.
Есть ситуации, когда нельзя экономить. А в остальном - да, конечно, нельзя
нарушать макропараметры. Но как это сделать, пусть думает Кудрин.

Так вот, решительно непонятно, как совместить благородные основы Бюджетного
послания и принципы неформального расходования средств в интересах ручного
управления экономикой. Опять создается впечатление, что речь идет о двух
параллельных реальностях, в одной из которых живет президент, в другой - все
остальные,
включая крепкого хозяйственника премьер-министра.

Есть в послании и идеи, возвращение которых в финансово-политический обиход
происходит раз в пять-шесть лет. Идея частно-государственного партнерства,
когда на рубль госсредств приходится несколько рублей от частных компаний
или наоборот, прорабатывалась еще в первой половине 1990-х годов. Но ни
тогдашнее
бедное государство, ни сегодняшнее богатое так и не смогли сдвинуть с
мертвой точки это начинание.

Возможно, потому что нормальные предприниматели, чей бизнес не зависит от
того, что высокопарно называется <джиаром>, или связями с государственными
органами,
чураются государства. А может, и по той причине, что за какое бы дело ни
взялось наше государство, оно непременно его проваливает. Ростки здоровой
экономики
появляются ровно там, где государства или его присных нет.

Словом, если президент хочет чего-то добиться в бюджетной сфере, он должен
взять на вооружение фразу Виктора Степановича Черномырдина, произнесенную
более
десяти лет назад: <Занимались монетаризмом - и будем заниматься!>. И вести
себя как выдуманный блестящим писателем-сатириком Кристофером Бакли
президент
США Дональд П. Вандердамп, чья <работа сводилась к тому, что он ставил <нет>
на каждом билле о расходах, который присылал ему конгресс>.

   2010-07-22 07:22:49 (#1143951)