Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Власти Кыргызстана отчитались перед Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации. А правозащитники помогли



Власти Кыргызстана отчитались перед Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации. А правозащитники помогли
2013-02-26 16:16 Екатерина Иващенко

Эта известная фотография, сделанная в Оше (Кыргызстан), превратилась в своего рода символ трагических межэтнических столкновений июня 2010 года

18 и 19 февраля делегация из Кыргызстана принимала участие в работе 82-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в штаб-квартире Управления верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (англ. Committee on the Elimination of Racial Discrimination, CERD) — это исполнительный орган Организации Объединённых Наций, ответственный за надзор за исполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Перед Комитетом Кыргызстан не отчитывался с 2007 года, поэтому властями был подготовлены и объединены пятый, шестой и седьмой Периодический доклады республики о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Полный текст доклада можно прочитать на нашем сайте (нажмите, чтобы скачать и сохранить файл).

Официальную делегацию из Кыргызстана возглавляла заведующая отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата президента республики Мира Карыбаева. В состав делегации вошли представители Генпрокуратуры, МВД, МИДа, а также постоянный представитель страны при ООН и других международных организациях в Женеве.

Пять авторитетных правозащитных организаций страны также подготовили свой - Альтернативный доклад. Его авторами являются директор Института региональных исследований Атыркуль Алишева, руководитель правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко, представитель Общественного Объединения «Молодежная правозащитная группа» Наталья Утешева, глава ОО «Центр поликультурного образования» Дильдора Хамидова. Кроме этого глава Общественного фонда «Открытая позиция» Дмитрий Кабак представил еще один - второй альтернативный отчет (полный текст доступен здесь), представили свои доклады и международные правозащитники.

В течение десяти дней после заседания, то есть не позднее 1-го марта, Комитет ООН должен направить правительству Кыргызстана свои рекомендации.

ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАСТИ

Официальный доклад, полный текст которого вы можете прочитать здесь, содержит перечисление межэтнических столкновений, произошедших в период с 2007 по 2011 года (в селах Искра, Маевка, Петровка). Про события июня 2010 года говорится, что «лицам узбекской национальности был причинен больший ущерб». Однако о том, что большинство уголовных дел и вынесенных приговоров было вынесено также в отношении лиц узбекской национальности, не сказано ни слова.

Отмечается, что «Верховный суд КР предоставил статистические данные о вынесенных судебных решениях по уголовным делам о преступлениях, связанных с возбуждением национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды с 2007 года по первый квартал 2011 года, согласно сводному отчету работы судов. Статистические данные по этнической или национальной принадлежности по вышеуказанным уголовным делам, а также по гражданским делам о возмещении или компенсации, связанным с расовой дискриминацией, в судах республики не ведутся».

Власти признают: факты нарушения прав человека при производстве следствия и в ходе судебных разбирательств есть. Они «были отмечены главой государства. В своем выступлении на состоявшемся 1 февраля 2011 года в г. Ош совещании с активом южных областей, Президент КР Отунбаева Р.И. потребовала от руководителей органов внутренних дел прекратить незаконные действия при задержании людей, рейдерство, передел собственности». О том, были ли выполнены эти требования, не сказано ни слова.

Впрочем, о том, что хорошего в межэтнической сфере сделали сами власти, в Докладе все же говорится. «Открытое и широкое обсуждение трагических событий в июне 2010 года, политическая воля руководства страны, привели к решительным усилиям по осмыслению межэтнической ситуации, принятию ряда мер со стороны государства и общества по борьбе за соблюдение прав человека, дальнейшему развитию демократии и необходимости реформирования правоохранительных органов страны». Звучит, согласитесь, красиво.

Во второй части Доклада, посвященном выполнению положений Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, перечисляются законы и статьи Конституции Кыргызстана, согласно которым «общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы КР, а за возбуждение расовой дискриминации следует наказание». Генеральная прокуратура отмечает, что «за первый квартал 2011 года по категории - разжигание межнациональной розни возбуждены 32 уголовных дела, из них органами прокуратуры - 1, МВД - 24, ГКНБ - 7. Из числа возбужденных дел окончено производство и направлено в суд 17 уголовных дел в отношении 18 лиц, а также приостановлены 2 дела из-за не установления лиц, подлежащих привлечению к ответственности в качестве обвиняемых. На стадии расследования находятся 13 уголовных дел».

По мнению авторов доклада, «в стране создана достаточно прочная правовая основа для предотвращения дискриминационных проявлений в судах. Исходя из практики работы института Омбудсмена КР, есть основания утверждать, что эта конституционная норма, в основном, соблюдается в процессе судопроизводства. Так, только в 2010 году сотрудники аппарата Омбудсмена присутствовали на 683 судебных заседаниях. В представленных по итогам отчетах периодически сообщается об отдельных нарушениях процессуальных норм, но не упоминаются факты дискриминации участников процесса по этническим, расовым и каким-либо другим социальным признакам». Получается, что, несмотря на такую активность Омбудсмена, его аппарат или не знает, или скрывает факты дискриминации в судах, о чем «Фергана» также неоднократно писала.

В пункте №135 Доклада говорится о том, что «много нареканий в обществе вызывали решения судов по так называемым Ноокатским событиям 1 октября 2008 года», но - ни слова о нареканиях по судам по июньским событиям.

Интересны пункты №154 и, 155, касающиеся языковой политики: «В настоящее время языковая политика осуществляется на основе Закона КР «О государственном языке КР», где определено, что кыргызский язык как государственный язык считается и языком межнационального общения. При этом овладение детьми, наряду с государственным, и родным языками, поддерживается государством. Законом КР «О государственном языке КР» признается, что функционирование государственного языка в КР не препятствует использованию на ее территории других языков».

Пункт №174 гласит: «в республике газеты, журналы, радиопередачи, телепередачи выходят на двух языках, только в южном регионе есть СМИ на узбекском языке». Но в пункте №182 власти все же признают, что «общее состояние СМИ на узбекском языке сегодня весьма плачевно, практически все они не функционируют с июньских событий 2010 года. Причина, в основном, продиктована соображениями безопасности владельцев СМИ».

В заключении Доклада говорится, что несмотря на трагические события июня 2010 года «ясно вырисовывается четко наблюдаемая тенденция, проводимая государством и характеризуемая как стремление к межэтническому миру и согласию, недопущение впредь возникновения межэтнических конфликтов в Кыргызстане и фактов дискриминации людей по расовым, национальным и иным признакам».

После прочтения Доклада и сравнения его с реальной ситуацией складывается стойкое ощущение, что этот документ написан не про Кыргызстан. Содержащаяся в нем информация давно устарела. В частности, за период со второй половины 2011 по конец 2012 года, что не вошел в Доклад и войдет только через четыре года, в стране произошли довольно серьезные изменения в межэтнической сфере: резко уменьшилось количество школ с узбекским языком обучения, языковая тема еще сильнее обострилась, в том числе было отменено общереспубликанское тестирование на узбекском языке...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Альтернативный совместный доклад четырех НПО описывает период с 2007 по настоящее время. В настоящее время полная версия этого доклада конфиденциальна и не публикуется. Таковы условия Комитета: в документе указаны фамилии жертв, и оглашение их имен может им навредить. Сокращенный текст доклада будет представлен общественности в ближайшее время, а полную его версию видели только члены Комитета. Тем не менее, как рассказали «Фергане» правозащитники, представители госделегации имели возможность ознакомиться с докладом во время открытых слушаний, за исключением фамилий пострадавших.

Альтернативный доклад был подготовлен на основе мониторинговых отчетов местных и международных правозащитных организаций, консультаций с экспертами, интервью с жертвами расовой дискриминации. Представляем его резюме:

«1. Местные межэтнические столкновения зачастую приводят к выселению этнических меньшинств из мест проживания.

2. Судебные разбирательства дел, связанных с вооруженным конфликтом на юге страны характеризуются несправедливостью и этнической предвзятостью. Пытки в отношении задержанных этнических узбеков не расследуются.

3. В постконфликтной ситуации произошло выдавливание узбекского языка из медиа-пространства. В кыргызско-язычных СМИ практикуются этнические стереотипы и язык вражды.

4. Конфликты, произошедшие в 2010 г. в Кыргызстане показали, что государство не обеспечило фундаментальной обязанности по защите своих граждан от насилия и погромов. Постконфликтная ситуация на юге страны характеризуется рейдерскими захватами бизнеса этнических узбеков. В судебных разбирательствах сложилась тенденция квалифицировать межэтнические конфликты как бытовые. Преступления, совершенные на почве ненависти не расследуются должным образом, что порождает безнаказанность.

5. В постконфликтных районах юга страны произошли увольнения этнических узбеков. Кадровая политика государства не отвечает этническому составу населения страны. Свыше 91% государственных служащих составляют кыргызы.

6. Национальное законодательство не содержит антидискриминационного принципа. Кыргызстан не выполняет рекомендации CERD по имплементации международных стандартов.

7. Кыргызстан не выполнил рекомендацию CERD по внедрению поликультурного образования и включению в учебники материалов по истории и культуре этнических меньшинств. В школах, находящихся в местах компактного проживания меньшинств исключено изучение родного языка. Преподавание государственного языка в школах не является эффективным и не соответствует потребностям этнических меньшинств.

8. В Кыргызстане сложилась тенденция принудительной экстрадиции беженцев».

* * *

«Фергана» задала несколько вопросов главе правительственной делегации Мире Карыбаевой. Так как она категорически отказалась давать нам «живое» интервью, мы приводим ее письменные ответы на наши вопросы.

«Фергана»: - Как вы оцениваете ситуацию с дискриминацией в КР?

Мира Карыбаева: - Все данные и оценки по этому вопросу содержатся в официальном тексте пятого, шестого и седьмого периодического Доклада КР. Объединенный Доклад - это результат коллективного труда, он был многократно обсужден и прошел процедуру согласования в правительстве. Был направлен правительством КР в Комитет 20 февраля 2012 г.

- Что Вам показалось неверным в альтернативном докладе?

- Там был не один, а сразу несколько альтернативных докладов. Причем всем им был придан статус конфиденциальных. То есть официальная делегация с ними не была ознакомлена до заседания Комитета. Поэтому дать им оценку не представляется возможным в настоящий момент. На сайте Комитета уже после заседания опубликованы документы Human Right Watch, Института открытого общества и Норвежского совета по беженцам на английском языке. Будем изучать.

- Какие рекомендации дал Комитет ООН?

- Согласно существующим правилам, Комитет ООН дает рекомендации в формате Заключительных замечаний после публичного рассмотрения доклада. На их формулирование членам Комитета требуется время.

- Как и в какие сроки вы их намерены исполнять?

- Будем решать в зависимости от рекомендаций.

- Над чем сейчас работает государство в этой области?

- В целом работа ведется по нескольким направлениям. В рамках реализации «Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 гг.», где предполагалось создание системы ответственных за вопросы регулирования межэтнических отношений, создано Государственное агентство по МСУ и межэтническим отношениям. На стадии завершения работа по разработке концептуального документа по межэтническим отношениям. Идет работа по формированию новых подходов в осуществлении языковой политики. Создается система повышения квалификации работников местного самоуправления, местных государственных администраций по раннему выявлению напряженности, предотвращению конфликтов. Более подробный ответ на этот вопрос содержится в пп. 14-30 устного доклада.

- Последний раз КР отчитывался в 2007 году, какие изменения в этой сфере произошли с тех пор?

- Ситуацию 2007 и 2013 года сравнивать невозможно. Очевидно, что после событий 2010 года все ветви власти, гражданское общество, предпринимали усилия для преодоления последствий конфликта. Теперь, по прошествии трех лет, настало время для систематической работы по формированию долгосрочного, прочного мира, межэтнического согласия.


Видеокадры — с веб-сайта Комитета ОНН по ликвидации расовой дискриминации

* * *

О деталях работы Комитета по ликвидации расовой дискриминации «Фергане» рассказала и руководитель правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко: «С каждой страной происходит две встречи: в полном составе, на которых Комитет знакомится с докладами стран и задает вопросы ее представителям от обеих сторон - правительственной и правозащитной, и конфиденциальные». Гриценко отметила, что, судя по слушаниям, член Комитета, который был докладчиком по Кыргызстану, Ион Дьякону очень хорошо знаком с ситуацией в стране.

«На первой, открытой встрече присутствовали все члены Комитета, его секретариат, члены правительственной и неправительственной делегаций, журналисты. Первыми выслушали нас, причем нас предупредили о закрытой встрече, где мы могли назвать фамилии жертв. Затем выступило государство, доклад зачитала глава делегации Мира Карыбаева».

Гриценко отметила, что на ее взгляд, в госдокладе было много лишнего и того, что не касается расовой дискриминации: «Да, власти признали, что в стране были межнациональные столкновения: в Петровке, Маевке (кстати, я заметила, что они не упомянули принудительную высылку представителями титульной национальности 30 семей курдов из городка Кок-Жангак Джалал-Абадской области в феврале 2010 года), сделали акцент на июньских событиях 2010 года и на этом все. Отражено было как будто бы все, но о том, какие меры были сделаны для урегулирования ситуации и не повторения ее в будущем, не было ни слова».

«Когда отвечали по июньским событиям, власти дали расклад: сколько было возбуждено уголовных дел, кто пострадал, и правительство само показало, что больше пострадало узбеки и осужденные в большинстве – тоже узбеки. По этой теме члены Комитета задали очень много вопросов. Отмечу, что отвечающей стороне, то есть государству, дается выбор, либо отвечать на вопросы сразу, либо брать время на подготовку ответов. Дело было вечером, и государство взяло паузу. Так вот, один из вопросов, от которого никак не отставали члены Комитета, почему больше всего пострадали узбеки и больше всего уголовных дел возбуждено против них, это же как раз показатель дискриминации? В ответе представители КР снова повторило свою же информацию по количеству уголовных дел и т.д., но уже без указания национальностей. То есть на вопрос они не ответили», - рассказывает Гриценко.

«Потом у них спросили, почему они не выполняют рекомендации Комиссии Кильюнена, в частности, пересмотр связанных с июньскими событиями уголовных дел. Наши умалчивают, отвечают что-то совершенно другое. Докладчик по стране вновь к этому возвращается, но не получает ответа. Сам Ион Дьякону назвал наши суды «позорными». Он так и сказал: «эти позорные суды выносили такие решения, что ставится под сомнение весь ход следствия» и предложил, чтобы не только были пересмотрены все уголовные дела, проведено объективное следствие, но все-таки найдены виновники событий».

Естественно, что на Комитете также много вопросов было задано по делу Азимжана Аскарова. «Я удивляюсь, что наши члены правительства думают, что это все забудется. Куда бы они не поехали - их все равно будут спрашивать про Аскарова и к этому надо быть готовым», - уверена Валентина Гриценко.

«На вопросы про Аскарова отвечал заместитель джалал-абадского прокурора Нурлан Конкошев, который ограничился тем, что просто перечислил статьи, по которым осужден Аскаров. Отметил, что Верховный суд свой вердикт вынес, у Аскарова была возможность возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, что он (Конкошев) лично встречался с новыми свидетелями, и его разговоры с ними показали, что пока пересматривать дело по вновь открывшимся обстоятельствам смысла нет. По факту пыток в отношении Аскарова Конкошев сказал, что лично с ним разговаривал и Аскаров рассказал, что на него с кулаками напал сокамерник, у которого во время событий сгорел дом, Аскаров упал на спину и поэтому у него вся спина в синяках. Конкошеву он сказал, что пыток в отношении него не было», - рассказала Гриценко.

«Были вопросы относительно отмены Общереспубликанского тестирования на узбекском языке. Члены Комитета допытывали: «как же так, вы признаете, что обучение государственному языку не поставлено на достаточном уровне, не только в школах с узбекским языком обучения, а в целом, но вы требуете, чтобы люди сдавали тест на нем? Вы вначале должны обучить госязыку, а потом проводить тестирование на нем». То есть членами Комитета неоднократно подчёркивалось недостатки в обучении государственному языку», - отметила Гриценко.

На Комитете была затронута тема СМИ. «В своём выступлении я сказала, что после июньских событий в Кыргызстане закрылись узбекские СМИ: два телеканала – ОшТВ и Мезон ТВ, газеты. Поэтому сейчас узбеки, испытывая трудности в доступе к информации, смотрят каналы Узбекистана. Я отметила, что это никак не работает на установление мира в регионе, так как граждане нашей страны должны получать информацию на родном языке, но по кыргызстанским, а не зарубежным каналам. Знать новости, получать информацию о миротворческих проектах, понимать, что о них, как о нацменьшинствах, государство беспокоится. Это будет работать, как на примирение, так и на патриотическое воспитание. Однако пока этого нет. Я отметила, что ЮСАИД выдал грант 7 каналу для выпуска новостей на узбекском языке, однако националистически настроенным гражданам это не понравилось и 15 февраля они вышли в Джалал-Абаде на митинг против. Комитет мое выступление внимательно выслушал, но что он - решит покажут рекомендации».

«На следующий день, - продолжила Гриценко, кыргызстанская делегация пришла с подготовленными ответами, на что-то ответила, на что-то нет. Затем члены Комитета вновь задавали вопросы, но уже в системе «блиц». Однако на самые острые вопросы, которые до сих пор привлекают внимание мировой общественности, полных ответов получено не было».

Комментируя появление на заседании Комитета Кадыржана Батырова, Гриценко отметила, что все подряд на заседание Комитета попасть не могут, но у Батырова, который пришел вместе с двумя представителями Института Алишера Навои аккредитация была. Однако члены Комитета отдельно встречались с кыргызстанскими НПО и отдельно с членами Института Алишера Навои и Кадыржаном Батыровым.

«Удивила реакция властей... Постоянный представитель Кыргызстана при ООН и других международных организаций в Женеве Гульнара Искакова высказала Комитету свои претензии, мол, как вы могли разрешить присутствие Батырова, он признан виновным, а тут свободно расхаживает, она сказала, что члены Комитета должны иметь минимальное уважение к стране. Комитет это проигнорировал, но на лицах его членов можно было видеть недоумение, мол, что она говорит?!».

«Конечно, с 2007 года ситуация существенно ухудшилась. Вначале были локальные вспышки, потом конфликт на юге и это все близорукая работа властей с нацменьшинствами. Судя по тому, как Комитет изучил ситуацию в стране, какие неудобные и острые вопросы они задавали, я думаю, что рекомендации тоже будут достаточно злободневными. И кыргызстанским властям придется с этим считаться, потому что это влияет на имидж страны», - заключила Валентина Гриценко.

* * *

Дискуссия в Женеве продемонстрировала, что члены Комитета ООН хорошо осведомлены о происходящем в Кыргызстане и что замалчивание фактов расовой дискриминации, на которых настаивают правозащитники, не делает чести властям Кыргызстана. Может быть, правительству республики уже пора перестать отрицать проблемы и начать серьезные изменения?

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



Госдума России пока не намерена рассматривать вопрос о визах со странами Средней Азии
2013-02-26 16:29 ИА Фергана.Ру

В Госдуме России не рассматривается вопрос о введении визового режима со странами Средней Азии, сообщает официальный сайт партии «Единая Россия» со ссылкой на заместителя председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрия Вяткина.

«Вопрос визового режима в настоящее время не рассматривается, хотя такие предложения и делаются. Это вопрос обсуждения. Действовать нужно в тех рамках, которые задал президент в своем послании. Для ряда стран СНГ возможно введение въезда по загранпаспортам, а не по национальным паспортам, как это делается сейчас. Речь должна идти все-таки о въезде по загранпаспортам, а не о визах», - заявил Вяткин.

При этом депутат отметил, что это не должно затронуть страны, входящие в Таможенный союз – Белоруссию и Казахстан. «Загранпаспорт дает более жесткий контроль при въезде. В частности, при въезде по внутренним паспортам не ставятся штампы на границе о въезде или выезде, что ослабляет контроль», - отметил Вяткин. И добавил, что «определенное ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства должно быть, и оно есть и уже рассматривается Госдумой».

Под рамками, которые задал президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному собранию, подразумевается его заявление о том, что с 2015 года необходимо ввести въезд в Россию из других государств, включая страны СНГ, только по загранпаспортам.

Напомним, что в соответствии с соглашениями между правительствами в Россию без виз и по внутренним паспортам могут въезжать граждане Абхазии, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины и Южной Осетии. В свою очередь, по внутренним паспортам в эти страны могут въезжать россияне.

По словам Вяткина, депутаты могут обсудить вопрос пересечения границ не по внутренним, а только по загранпаспортам.

Ранее член Коммунистической партии (КПРФ), первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин заявил, что Россия должна ввести визы с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.

«У нас открытые границы, это безотчетно: въезжают, выезжают. Необходимы ли данные профессии сегодня? Вопрос в этом. И второе, я считаю, что предприниматели и те, кто дает заявки на применение иностранной рабочей силы, должны аргументировать и объяснить, почему они заказывают иностранных работников для своих предприятий. Что не хватает работников в России, нет такой категории работающих?», — цитирует Рашкина Коммерсант.

Заявление КПРФ аналогично требованию Координационного совета оппозиции о необходимости отмены безвизового режима со странами Средней Азии. В частности, КС заявил, что «неконтролируемая миграция подрывает попытки России интегрироваться в Европу. Европейские власти опасаются притока мигрантов на территорию ЕС и потому блокируют введение безвизового режима с РФ, которого уже много лет добивается российское руководство». Ошибочность этого заявления и ряд других иллюзий сторонников введения визового режима были рассмотрены в статье «Ферганы» «Визовый режим со Средней Азией: Аргументы против стереотипов».

Между тем, бывший министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что количество мигрантов необходимо увеличивать, чтобы компенсировать сокращение работоспособной части населения страны. По мнению Кудрина, «тех, кто реально вошел в трудоспособный возраст становится все меньше и меньше». Сейчас, считает Кудрин, необходимо ввести в действие программу по легализации фактически находящихся на территории страны гастарбайтеров. «Сегодня нужно помочь значительной части легализоваться, помочь в реализации определенных прав этих граждан, потому что это просто наш ВВП, наш рост», - цитирует политика Русский обозреватель.

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, российские законодатели сознательно или бессознательно подходят к проблеме не с той стороны. «Визовый режим у нас отсутствует не только с этими странами, но и с половиной стран мира, но оттуда поток эмигрантов не наблюдается, — отметил эксперт в интервью «Электорату.Инфо». — На самом деле депутаты пытаются делать все, что угодно, кроме одного, то есть ужесточения законодательства по отношению к тем российским предпринимателям, которые берут на работу незаконных мигрантов — в этом проблема».

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Абашин считает введение виз со странами Средней Азии опасным предложением еще и потому, что, кроме того, что визовый режим ударит по экономике России и может привести к появлению недружественных режимов в странах региона, - «это идея, которая основывается на многих ксенофобских и расистских заблуждениях; поддержка этой идеи и ее реализация означает шаг к усилению националистической и расистской повестки как главной темы и силы политического будущего России».

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное