← Февраль 2013 → | ||||||
6
|
||||||
11
|
||||||
22
|
24
|
|||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Дорог путь до Типперэри, или Баллада о проданном оружии
Дорог путь до Типперэри, или Баллада о проданном оружии 2013-02-17 23:05 Ядгор Норбутаев It’s a long way to Tipperary / It’s a long way to go…» - Из британской солдатской «песни возвращения». Уже с самого начала текущего года многие западные издания обращают своё внимание на неожиданно возросшую активность прежде и вовсе тишайших дипломатических служб Узбекистана. При этом отмечается, что она, эта активность, нацелена своим остриём на соответствующие ведомства Великобритании и Германии и касается предстоящего в недалёком будущем вывода войск НАТО из Афганистана. Точнее, размеров и формы оплаты самого транзита через территорию «солнечной республики». Утверждение, что президент Узбекистана Ислам Каримов может, не моргнув глазом заломить запредельную цену, а западные союзники за ней в любом случае не постоят, вряд ли сегодня кого-нибудь сможет удивить. Куда чёрт с копытом, туда и рак с клешнёй. Если американцы делают свою ставку исключительно на «северный маршрут», то уж европейцам сам Бог велел следовать по данной проторённой дорожке. Наиболее характерным в данном процессе является феноменальная напористость узбекских дипчиновников. Они не то, чтобы просят каких-либо уступок для себя, скорее наоборот - жестко требуют и ставят свои условия ребром. Или так, как мы предлагаем, или же вовсе никак! На узбекских дипломатов в данном случае работает и само поджимающее время. Примером тому может послужить хотя бы давнее, ещё позапрошлогоднее бесцеремонное заявление тогдашнего замминистра иностранных дел Узбекистана Владимира Норова, сделанное им на встрече с представителями Бундестага. «Мы всего лишь делаем вам одолжение, позволив разместить военную базу в Термезе», - так приблизительно это звучало. Знайте же, своё место, немецкие господа, и держите язык за зубами. В противном случае разговор будет коротким. Ауфвидерзейн и никаких гвоздей! На то, что подобный стиль взаимного общения сохранился и в настоящее время указывает многое. Сообщает Deutsche Welle/ Суммарные расходы Германии: 20 млн. евро ежегодно за аренду авиабазы в Термезе, около 90 млн. евро в качестве задабривающего «подарка» узбекской стороне в виде помощи системам образования и здравоохранения. Пока что узбекская сторона остановилась на сумме в 100 млн. евро, как на предварительном, вроде начальной ставки на аукционе, размере оплаты предстоящего транзита. То ли ещё будет! Такова «Арифметика Афганской Границы»! Тем более что, как правило, аппетит приходит во время еды. Немецкий Der Spiegel со своей стороны устами обозревателя Маттиаса Гебауэра (Matthias Gebauer) рассказывает обо всех возможных перипетиях будущего отхода частей Бундесвера из Афганистана, а огромные уступки претензиям Каримова практически оправдывает, считает их наиболее рациональным выходом («НАТО гарантирует первый путь отхода из Афганистана»). Всё это очень напоминает феномен аутотомии, когда отдельные пресмыкающиеся в момент опасности отбрасывают свой хвост, чтобы не лишиться всего остального. В отношениях же с правительством Её Величества дело обстоит ещё того похлеще. Так «The Independent» отмечает, что в данном случае (имеется в виду предстоящий вывод войск) «узбекский диктатор натурально «имеет» Великобританию «прямо на бочке». Как вы себе представляете такую камасутру – «прямо на бочке»? («Uzbek dictator «has UK over a barrel»). (Автору этих строк своевременно подсказали, что данное английское выражение «have over the barrel» является идиомой, то есть устойчивым выражением, значение которого отличается от буквального смысла. Когда-то утонувших людей клали животом вниз поверх бочки, чтобы при этом из лёгких вытекла вода, с тех пор и пошло. Ныне же такое сочетание слов означает «пребывание в беспомощности». При этом допускаются довольно-таки вольные переводы этого «has over a barrel». Например: «застать врасплох», «брать за жабры». Потому позвольте вашему покорному слуге в данном случае воспользоваться своим «ius ad interpretem» и оставить буквально-дословный смысл, обозначающий сексуальное насилие. Тем более что так оно и есть на самом деле. Узбекский диктатор действительно «имеет» Объединённое Королевство «в особо извращённой форме».) А вот ВВС. Вывод британских войск по предварительным данным обойдётся казне Её Величества в кругленькую сумму в $700 тысяч, при этом не включающую в себя вооружение и военную технику, оставляемые Узбекистану. Здесь явно просматривается натуральная нестыковочка. Как же так? Немецкая сторона должна платить за «выход» 100 млн. евро, а британская, так меньше 1 млн. долларов? Или британский министр ошибся на два-три порядка, или же просто пудрит мозги своим наивным налогоплательщикам? Или?.. Давайте поразмышляем. Что же изменилось за последнее время в данном вопросе? Многое и причём самым коренным образом. Узбеки, видите ли, больше не хотят денег за транзит, они желают получить оплату в основном «натурой», то есть преимущественно оружием и военной техникой. И не просто абы какой техникой, а именно той, на которую сами и укажут. В частности Der Spiegel упоминает тяжёлое стрелковое вооружение, армейские GPS, миноискатели и даже беспилотные летательные аппараты… Со слов же Frankfurter Allgemeine Zeitung в данный список требований включены и несколько ударных вертолетов, пока ещё базирующихся в Термезе. Не плохие аппетиты проявились, не правда ли? На большую часть данного ассортимента Германия уже дала своё согласие, по отдельным же пунктам идут соответствующие переговоры и уточнения. С другой стороны только вообразите себе все сложности возвращения на родину такой тяжёлой техники как, например, германская самоходная гаубица PzH-2000. (Длинный восьмиметровый ствол калибром 155 мм. При штатной стрельбе орудие выпускает десять снарядов за 56 секунд на расстояние около 30 км. Экипаж 5 человек, боевая масса 55 с лишним тонн. Сегодня данная САУ признана лучшим оружием в своём классе.) В Афганистане находятся около десяти единиц данного вида оружия. Как же их возвращать обратно? На самолётах?.. Или разобрать (порезать на части?) и в таком виде отправить домой? Или же на специальных железнодорожных платформах малой скоростью тянуть через четыре границы, да ещё потом и по морю? Не проще ли подарить данные САУ узбекам? Нет сомнений, что данный вопрос уже решён положительно. Приблизительно так же по данной проблеме обстоят дела и у англичан. Особенно подробно об этом пишет Джереми Келли (Jeremy Kelly) в номере The Times от 8 февраля с.г. «Армия готовит сделку по продаже военной техники авторитарному Узбекистану» («Army to sell military hardware to authoritarian Uzbekistan in retreat deal»). Автору этой статьи самому не раз приходилось на протяжении последних лет бывать в Афганистане и потому он данную проблему знает не понаслышке. Господин Келли в частности приводит соответствующие высказывания британского министра обороны Филипа Хаммонда после встречи с Исламом Каримовым по существу данного вопроса. Из всех слов министра, пожалуй, стоит выделить два основных положения. Первое из них заключается в том, что Великобритания, якобы, «сама» определяет номенклатуру передаваемого Узбекистану оружия и боевой техники исходя из соотношения «цена-качество», то есть выбирает, что выгоднее по стоимости операции – везти «вещь» домой или же ею расплатиться за перевоз других «вещей». Здесь в словах министра просматривается явная двусмысленность, многое объясняющая. Он в данном случае был бы абсолютно прав, ежели бы только та техника была новой, а цены мировыми. Однако все эти танки-пушки являются б/у (бывшими в употреблении), а цену перевозки назначает не мировой рынок вооружения, а тоталитарный Узбекистан на основе своих собственных соображений. Так что оставлять британцам придётся именно то, на что узбеки им укажут. Во-вторых, всё это подтверждается ещё и тем, что министр в беседе с журналистами отказался (!) озвучить номенклатуру оставляемого «в подарок» оружия, а больше напирал на тот факт, что данное вооружение может очень понадобится узбекской армии при возможной защите от нападений талибов. Это всё в совокупности означает, что Ислам Каримов теперь в отношении получения натовского оружия имеет на руках полный карт-бланш. Потому-то все заявления британского министра обороны, а также подобные от других представителей западного мира, о том, что-де Узбекистану будет оставлено лишь «чисто оборонительное» и «несмертельное» оружие, с настоящего времени можно считать лишь пустопорожней болтовнёй. Что узбекам потребно, то они и получат. Разумеется в каких-то определённых, взаимооговоренных пределах. По сообщениям отдельных агентств весь подлежащий возвращению британский груз укладывается в 11 тыс. спецконтейнеров, около 40 процентов их них перейдут в распоряжении узбекской армии. Та же участь и в приблизительно том же соотношении ожидает 3000 единиц транспортных средств и бронетехники. Прикиньте, сколько всё это может стоить. Может потому и столь незначительна указанная выше британским министром цена за транзит? Значит, действительно сняли штаны гордые сыны Альбиона и на бочку вскарабкались? «Мы все очень надеемся, что оставляемое нами вооружение будет использовано для борьбы с исламистами, преступностью и наркотрафиком» - так заявил Филип Хаммонд. Видимо в наше время всех этих наркоборонов ничем другим не возьмёшь, кроме как гаубицами PzH-2000, а боевые беспилотники позволят успешно обуздать уголовников в пределах самого Узбекистана. К слову сказать, упомянутый выше обозреватель The Times Джереми Келли опровергает заявления отдельных политиков, что английская армия таким образом, якобы, избавляется от «металлолома». Отнюдь нет, вся боевая техника находится во вполне удовлетворительном, если не сказать хорошем состоянии, и может эксплуатироваться ещё очень продолжительное время. Да и у узбекской стороны тоже, кстати, губа не дура, на чём – на чём, а на качестве предлагаемого им товара они ни за что не дадут себя провести. Глядя на происходящее и американцы также решили расщедриться. Они теперь дополнительно выделят узбекской армии абсолютно уникальные по своей легкости (всего 14 тонн) и проходимости бронетранспортёры MRAP, обладающие противоминной защитой. Кстати, ничего подобного вообще не имеет даже российская армия. В ответ на множественные претензии правозащитных организаций европейские политики отвечают, что они, дескать, прекрасно осознают сам тот факт, что власти Узбекистана чрезвычайно коррумпированы, что в стране не соблюдаются права человека, а пресса находится «под прессом». Тем не менее, обстоятельства в данном случае, типа, «сильнее их». Ergo – если Узбекистану будет передано даже не всё из указанного здесь вооружения, а хотя бы значительная часть его, в любом случае можно будет говорить о приобретении узбекской армией ….. НОВОГО КАЧЕСТВА. К сожалению, многие обозреватели уделили недостаточно внимания последнему февральскому заявлению генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, в котором говорится о расширении помощи Альянса Узбекистану и в частности углублению там качественного военного образования. И действительно, узбекские военнослужащие теперь особенно нуждаются в обучении владением новым для себя оружием и современной техникой. Причём это касается не только одних лишь офицеров. Наверняка вместе с танками-пушками прибудут и зарубежные инструкторы (входит в цену за транзит) для всего личного состава. Между прочим, в своё время The Guardian сообщала, что ещё до «Андижанской резни» британские инструкторы обучали узбекских солдат многим премудростям ведения боевых действий, вплоть до стрельбы из табельного оружия, причём за очень короткие сроки они добивались очень хороших результатов. Так что соответствующий положительный опыт уже имеется и некоторым Томми-инструкторам пришла пора тряхнуть стариной. Возникает интересный вопрос - стоит ли Узбекистану менять привычное российское вооружение на натовское? Не получится ли так, что они как бы «шило на швайку» сменяют? Пожалуй, что для Узбекистана на этот раз игра вполне стоит свеч. Все ныне состоящие на вооружении узбекской армии образцы военной техники остались ещё с советских времён. Уже тогда они были далёко не новыми, а во что превратились теперь, не представляет себе даже сам главнокомандующий Ислам Каримов. Ежели копнуть поглубже, то наверняка выяснится, что на самом деле на складах и в ангарах под надлежащей охраной пылятся груды натурального металлолома. Двадцать лет для военной техники, это как восемьдесят лет для человека, если по аналогии. Ну, может и чуть меньше, но это не играет особой роли. В последние годы Россия под видом поставок оружия практически сбагривала Узбекистану все свои неликвиды, да и то в весьма ограниченном количестве. И, наконец, - что бы вы, как автолюбитель, предпочли? Новенькую «Ладу – Калину» или же «Мерседес» с пятилетним сроком эксплуатации? То-то и оно! Так что стоит брать, причем, не задумываясь! Предвижу замечания скептиков – такого не может быть, чтобы в одной армии использовались разные типы оружия, а именно российского и натовского. Они категорически несовместимы! Э-э нет, господа хорошие! Вспомните, как во время Великой Отечественной войны Красная армия использовала оружие, получаемое по ленд-лизу! Великий лётчик-истребитель Покрышкин воевал на американской «Аэрокобре»! В 1942-1943 гг. на Волховском и Донских фронтах существовали танковые «полки прорыва», укомплектованные исключительно машинами «Черчиль». Имеется множество и других подобных примеров. Так что Узбекистану есть чему поучиться в данном случае, то есть просто взять и укомплектовать отдельные части только натовским вооружением. Кроме этого желательно получить соответствующих военных советников, инструкторов и даже офицеров-наёмников. Запчасти, боеприпасы… Вопросы, конечно же, трудные, но вполне осуществимые, если при этом обладать достаточными волей и решительностью. Вот и получается, что всё описанное выше есть не что иное, как разумная альтернатива тому, чтобы наивно ждать в ближней перспективе заступничества со стороны генерала Шаманова и его «армии». Кстати, последний 8 февраля с.г. повторил в своём интервью практически слово в слово все предположения и заключения скромного автора этих строк, высказанные в статье «С кем будут воевать российские десантники?». Что ж, будем надеяться – все последние выступления вашего покорного слуги (а возможно статься, что и многих других экспертов) дошли до слуха Ислама Каримова. Неужели он таки решился взяться за ум и провести подлинную армейскую реформу в преддверии неминуемых в будущем осложнений военно-политической обстановки в регионе? Однако имеют место и отдельные смутные сомнения. А что если Каримов, получив гору натовского оружия, пожелает распродать его в розницу и на том жутко обогатиться? Но ведь остаётся надежда: каримовы приходят и уходят, а…. дальше вставьте сами что-нибудь, по собственному усмотрению. …Говорят, что во времена Тамерлана на Великом Шёлковом пути свирепые разбойники никогда не обирали усталые караваны буквально до нитки. - Ты, верблюжий командир, знай, что пересекаешь транзитом нашу суверенную национальную территорию! Чем расплачиваться собираешься? Только этой мелочью? Ну-ка снял штаны и на бочку залез! Нет? Не хочешь? Тогда оставь ровно половину своей поклажи и проваливай ко всем шайтанам! Ядгор Норбутаев Международное информационное агентство «Фергана» Международные правозащитники призывают Британию, США и Германию отказаться от продажи Узбекистану военной техники 2013-02-18 09:07 ИА Фергана.Ру Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (Франция) призывает депутатов парламентов и правительства Великобритании, США и Германии не утверждать сделку по продаже Узбекистану военной техники, вывозимой из Афганистана в рамках вывода войск из этой страны. Приводим полный текст заявления Ассоциации. «Нет второй андижанской трагедии! Остановить продажу военной техники Узбекистану! По сообщению газеты «The Times», (8 февраля 2013 г.), британское военное ведомство планирует продать Узбекистану ту часть вывозимой из Афганистана военной техники, которую якобы невыгодно везти назад в Великобританию. Нас удивляет то, что британское правительство принимает в расчет только узкие финансовые соображения, но не права человека. Известно, что Узбекистан добивается от США, Великобритании и Германии продажи бронированных военных машин и вертолетов, то есть техники, используемой в военных операциях. Но в каких военных действиях Узбекистан, скорее всего, будет использовать эти военную технику и вооружение? Практика показывает, что режим Каримова готов применять военную технику против своего населения. По различным независимым источникам, от 500 до 700 человек, включая детей и женщин, были убиты в результате расстрела мирной демонстрации протеста в Андижане в мае 2005 года. При расстреле мирных граждан использовались бронетранспортеры советского производства и вертолет, совершавший рекогносцировку огневых целей. В случае новых массовых акций протеста в Узбекистане, вероятность которых растет с каждым днем, Каримов не остановится перед применением военной силы, в том числе военной техники британского и, возможно, американского и германского производства, если получит ее в свое распоряжение. Если это случится, то часть ответственности за жертвы нужно будет возложить на правительства, которые поставят Узбекистану это военное оборудование, а также на лиц, инициировавших это решение, включая премьер-министра Дэвида Камерона и министра обороны Филипа Хаммонда. Еще не поздно остановить эту сделку. Поэтому мы призываем депутатов парламента Великобритании не утверждать ее и назначить комиссию, которая, рассмотрев номенклатуру предлагаемой техники, определит, может ли она быть использована против мирного населения. Мы призываем правительства и парламенты США и Германии принять аналогичные меры, чтобы не допустить продажу Узбекистану военной техники, которая может использоваться для подавления демонстраций протеста. Правительства Великобритании, США и Германии должны поставить на первое место приоритеты прав человека при рассмотрении вопроса о продажи вооружений авторитарному режиму Узбекистана, на совести которого тысячи загубленных жизней». Под заявлением уже подписались 110 человек, в том числе: правозащитница Наталья Горбаневская, председатель Turkmen Initiative for Human Rights (TIHR) Фарид Тухбатуллин, лидер Демократической партии Узбекистана «Эрк» Мухаммад Салих, лидер коалиции «Солнечный Узбекистан» Санжар Умаров, председатель Демократического форума Узбекистана Исмаил Дададжанов, председатель правления Российского общества «Мемориал» Сергей Ковалев, исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарёв, генеральный директор Института Прав человека (Москва) Валентин Гефтер, руководитель программы «Право на убежище» Елена Рябинина, журналист Александр Подрабинек, главный редактор Международного информационного агентства «Фергана.Ру» Даниил Кислов, поэт Ёдгор Обид, председатель Демократического гражданского союза Туркменистана Вячеслав Мамедов, президент European Association of Ukrainians (Киев) Олексий Толкачов, председатель ОФ «Голос свободы» (Бишкек) Сардар Багишбеков и другие. Сбор подписей продолжается. Все желающие могут выразить свое мнение, пройдя по этой ссылке. Международное информационное агентство «Фергана» Туркменистан: Гражданские активисты А.Аманклычев и С.Хаджиев вышли на свободу 2013-02-18 09:12 ИА Фергана.Ру 16 февраля 2013 года туркменские гражданские активисты Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев, полностью отбыв сроки тюремного заключения, вышли на свободу. Напомним, что А.Аманклычев и С.Хаджиев были осуждены вместе с журналисткой Радио «Свобода» Огульсапар Мурадовой в августе 2006 года, О.Мурадова погибла в тюрьме в сентябре 2006 года, обстоятельства ее смерти до сих пор не расследованы. Родственники и друзья погибшей уверены, что смерть была насильственной: по словам родственников, на теле Огульсапар были видны явные следы пыток. А.Аманклычев, С.Хаджиев и О.Мурадова были связаны с «Туркменским Хельсинкским Фондом», с «Туркменской правозащитной группой в изгнании». Они собирали информацию о правозащитной ситуации в Туркменистане и передавали эти сведения иностранным медийным агентствам. А.Аманклычева и С.Хаджиева осудили на семь лет лишения свободы по сфабрикованному обвинению в нелегальном владении огнестрельным оружием, О.Мурадовой дали шесть лет. В 2008 году Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев обратились с прошением о помиловании, президент Г.Бердымухамедов в помиловании отказал. В защиту активистов постоянно выступали международные и правозащитные организации: ООН, Human Rights Watch, ОБСЕ. В 2011 году «Международная Амнистия» назвала Аманклычева и Хаджиева узниками совести. Европарламент в 2006 году сделал вопрос их освобождения одним из условий для улучшения отношений с Туркменистаном и так далее. Но никакие международные усилия или ультиматумы не повлияли на судьбу заключенных - они отбыли полный срок. Как сказала Рейчел Денбер, исполнительный директор «Хьюман Райтс Вотч» по Европе и Центральной Азии, комментируя освобождение Аманклычева и Хаджиева, «Мы очень рады, что они, наконец, свободны, но репрессивная практика государства продолжается». Human Rights Watch заявляет, что туркменское правительство должно немедленно освободить всех, кто был несправедливо осужден и чьи аресты могли быть политически мотивированы. Так, родственники политического заключенного Гулгельды Аннаниязова, арестованного в 2008 году, до сих пор не имеют с ним никакой связи и не знают, где он. Международное информационное агентство «Фергана» Таджикистан посетят начальник Генштаба России Герасимов и помощник Госсекретаря США Блейк 2013-02-18 10:20 ИА Фергана.Ру На этой неделе Таджикистан посетят начальник Генштаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов и помощник Госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк. Как передает Азия-плюс, военная делегация России прибывает в Душанбе с двухдневным визитом 18 февраля. Цель визиты - обсуждение вопросов военного и военно-технического сотрудничества между Таджикистаном и Россией. Ожидается, что Герасимов встретится с президентом Эмомали Рахмоном и министром обороны Таджикистана генерал-полковником Шерали Хайруллоевым. Роберт Блейк прибудет в Душанбе во второй половине дня 20 февраля. Он проведет с президентом Таджикистана переговоры по вопросам взаимовыгодного сотрудничества между странами и ситуации в Афганистане. Кроме того, Блейк планирует встретиться с представителями местного бизнес-сообщества и лидерами гражданского общества. Напомним, первые политические консультации между Таджикистаном и США прошли в феврале 2010 года в Вашингтоне, затем - в апреле 2011 года в Душанбе и в мае 2012 года в американской столице. Формат политических консультаций со странами Центральной Азии был инициирован администрацией президента США Барака Обамы в декабре 2009 года. Международное информационное агентство «Фергана» Институт «Открытое общество» предлагает гранты для фотографов-документалистов из Центральной Азии 2013-02-18 11:15 ИА Фергана.Ру Институт «Открытое Общество», а именно «Проект Открытого Общества в области документальной фотографии» (Documentary Photography Project) объявляет об открытии очередного ежегодного фотоконкурса для документалистов из Центральной Азии, Южного Кавказа, Афганистана, Монголии и Пакистана. «Мы наградим около десяти фотографов стипендиями (3500 долларов США наличными) для создания фотоэссе на актуальную тему о правах человека или социальной жизни региона, - говорится в релизе конкурса. - Наряду со стипендией грантополучатели получат возможность принять участие в двух семинарах для профессиональных фотографов (ранее подобные семинары проводились в Стамбуле и Тбилиси) по визуальному повествованию средствами фотографии и мультимедиа». Семинары проводят известные фотографы: ранее в качестве наставников выступали Томас Дворжак, Юрий Козырев и Антонин Краточвил. В течение шести месяцев от грантополучателей потребуется ежемесячно загружать фотографии и обсуждать их с наставниками. Грантополучатели должны свободно говорить по-русски или по-английски. Заявку на участие необходимо прислать до 5 марта. Все подробности - тут (.pdf, на русском языке). Грант вступит в действие в декабре 2013 года и завершится в июне 2014 года. Первый - пятидневный - семинар пройдет в декабре 2013 года. На нем будут обсуждены предложенные проекты, пройдут занятия по съемке и редактированию, аудио- и мультимедийные тренинги. Второй семинар займет около семи дней и пройдет в июне 2014 года. На нем грантополучатели представят окончательные варианты своих проектов. Оплату всех расходов берет на себя «Открытое Общество». Вот приблизительный список тем, которые предлагаются для проектов: Конфликт и его последствия; Дискриминация и права; Окружающая среда; Здоровье; Правосудие; Миграция; Городское обновление; Женщины; Молодежь. Напомним, что подобный конкурс проводится Институтом «Открытое Общество» ежегодно. Детальную информацию о предыдущих получателях данного гранта и их проектах можно получить здесь. Международное информационное агентство «Фергана» Туркменистан: Помилованы граждане Казахстана, осужденные за незаконный переход границы 2013-02-18 11:26 ИА Фергана.Ру Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов помиловал семерых граждан Казахстана, осужденных в декабре 2012 года на семь лет лишения свободы за незаконный переход казахстанско-туркменской границы, сообщает ИА «Новости-Казахстан». Посольство Казахстана в Ашхабаде уже выразило признательность за «проявленное великодушие» и выразило уверенность, что «государственная граница между Республикой Казахстан и Туркменистаном будет неизменно оставаться границей дружбы и тесного взаимовыгодного сотрудничества». Напомним, что в октябре 2012 года туркменские пограничники задержали группу казахстанских полицейских и охотников и обвинили их в незаконном пересечении границы, контрабанде оружия и боеприпасов. 19 октября четверо сотрудников миграционной полиции Каракиянского района Мангистауской области отправились на станцию Болашак, по дороге к ним присоединились трое охотников из поселка Жетыбай, которые при себе имели два гладкоствольных ружья и один нарезной карабин. В тот же день полицейские и охотники благополучно добрались до станции, заночевали там, а наутро отправились обратно, однако по дороге заблудились и оказались в Туркмении, где и были задержаны. Случайность проникновения на территорию Туркменистана подтвердили и в Департаменте внутренних дел Мангистауской области Казахстана: «с 18 по 19 октября сотрудники одного из РОВД (районного отделения внутренних дел), в частности, миграционной полиции, согласно приказу исполняющего обязанности начальника РОВД выехали в служебную командировку. Отрабатывали приказ по розыску мигрантов. Но по пути они отклонились от маршрута и пересекли границу Туркмении, где их задержали пограничники». Указ о помиловании был подписан президентом Туркменистана в честь Дня Государственного флага, который отмечается 19 февраля. Международное информационное агентство «Фергана» Россия: Госдума озаботилась положением российских граждан в Туркменистане 2013-02-18 15:00 ИА Фергана.Ру Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы России по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Совета московского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Александр Агеев внес на пленарном заседании Госдумы 15 февраля протокольное поручение в защиту прав граждан, имеющих двойное гражданство России и Туркменистана, сообщает Гундогар. Депутат объяснил свои действия тем, что «к июлю 2013 года в Туркменистане завершится обмен загранпаспортов старого образца. При получении загранпаспорта нового образца граждане, по сути, поставлены перед выбором: либо отказаться от российского гражданства, либо навсегда уехать из страны. Для большинства это мучительный выбор, поскольку они хотят жить в Туркменистане, но при этом из-за жесткого визового режима между странами лишатся возможности свободно выезжать в Россию, где у многих проживают родственники или находятся могилы близких. Не секрет, что в результате такой политики двойных стандартов, принятой властями Туркменистана, российское гражданство сейчас осталось лишь примерно у пятой части граждан, его имевших», — сообщил российский депутат. А.Агеев предложил депутатам поручить комитету Госдумы по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками запросить информацию в российском МИДе о ситуации, связанной с массовым отказом органами Государственной миграционной службы Туркменистана в выдаче российским гражданам с двойным гражданством паспорта гражданина Туркменистана для выезда из Туркменистана и въезда в Туркменистан. Он также предложил запросить информацию о действиях посольства Российской Федерации в Туркменистане, принимаемых для защиты прав российских граждан, имеющих двойное гражданство России и Туркменистана, на свободу передвижения и свободу выбора места жительства (пребывания). «Считаю, что любые методы давления на граждан с двойным гражданством в целях отказа от российского гражданства могут быть расценены как нарушение прав и свобод человека», — подчеркнул Александр Агеев. Напомним, что 10 апреля 2003 года в Москве было подписано Соглашение о стратегическом газовом сотрудничестве между Россией и Туркменистаном на 25 лет. Одновременно был подписан протокол о прекращении действия Соглашения о двойном гражданстве, которое действовало с декабря 1993 года. Журналисты окрестили эти соглашения, которые выглядели как пакетные, сделкой «газ-люди». 22 апреля 2003 года Ниязов издал указ о расторжении Соглашения о двойном гражданстве, в котором обязал имеющих двойное гражданство людей в течение двух месяцев определиться, гражданство какой из двух стран они намерены оставить. В Туркмении среди русскоязычного населения началась паника, многие отказались от туркменского гражданства и приехали в Россию. Российский МИД в ответ на ультимативный указ Ниязова заявил, что не признает односторонних действий Ашхабада и продолжает считать Соглашение о двойном гражданстве действующим: закон не имеет обратной силы, и те, кто получил двойное гражданство до 10 апреля 2003 года, могут его сохранять. В 2008 году в Туркмении были приняты поправки к Конституции, в которых подтверждался отказ Туркмении о признании двойного гражданства. Власти начали выдачу новых туркменских паспортов, но тем, у кого есть российский паспорт, новый туркменский паспорт не выдают. Нынешние туркменские паспорта действительны до середины 2013 года, после чего люди, обладающие российским гражданством и не имеющие нового туркменского паспорта, лишатся права выезда из страны. Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов так прокомментировал «Фергане» инициативу депутата от «Справедливой России» (СР): «Инициатива «эсеров» выглядит своевременной: уже летом судьба обладателей двойного российско-туркменского гражданства должна быть окончательно решена, им придется отказаться от гражданства одной страны, чтобы сохранить преимущества гражданства другой - со всеми горестями, вытекающими из этого выбора. Но, к сожалению, опыт последних десяти лет борьбы против самодурства туркменских властей, в одностороннем порядке приостанавливающих действие соглашения, подписанного еще 20 лет назад, обнаруживает грустные вещи: попытки российских депутатов отстаивать права соотечественников, живущих в Туркмении, носят конъюнктурный характер и преследуют имиджевые цели. Так было в 2003 году, когда бывший тогда председателем думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин поддержал активную кампанию против отмены двойного гражданства. Однако очень скоро активность эта ушла в песок и ныне г-н Рогозин, вице премьер российского правительства и один из самых известных системных российских «патриотов», уже не вспоминает о правах туркменских россиян… Боюсь, что нынешний всплеск заботы о них со стороны московских «справороссов» имеет такой же характер. Приближаются выборы в Московскую городскую думу, и нужно срочно нарастить патриотический рейтинг. С трудом себе представляю, что российское руководство, будь то в Кремле, Белом доме или в МИДе, займет жесткую позицию в споре с Ашхабадом, демонстрируя силу, пусть даже мягкую, в защиту российских граждан в Туркмении. В Москве до сих пор не могут опомниться от счастья после того, как удалось уговорить этот нейтральный оазис тоталитаризма взять на себя в прошлом году председательство в СНГ», - отметил А.Дубнов. Международное информационное агентство «Фергана» Иран построит новую военно-морскую базу на границе с Пакистаном 2013-02-18 15:02 ИА Фергана.Ру Новая военно-морская база Ирана будет построена в портовом городе Пасабандар на побережье Оманского залива - в 30 километрах к западу от пакистанского портового города Гвадар, сообщил 17 февраля в интервью агентству ИРНА командующий ВМС Исламской Республики контр-адмирал Хабиболла Сайяри, передает Иран.Ру. Строительство базы является частью плана Ирана по расширению военного присутствия за пределы Персидского залива. В будущем Иран планирует отправлять боевые корабли в Атлантический океан и Средиземное море. По словам аналитиков, Иран хочет добиться того, чтобы его военно-морской флот играл более активную роль за пределами Персидского залива, передает Би-би-си. Международное информационное агентство «Фергана» Deutsche Welle: Немецкий бизнес уходит из Узбекистана 2013-02-18 16:32 ИА Фергана.Ру По данным Федерального статистического ведомства Германии, товарооборот между ФРГ и Узбекистаном сокращается второй год подряд: в 2011 году он упал более чем на 30 процентов по сравнению с 2010 годом (с 759 миллионов евро до 518 миллионов). По итогам 2012 года министерство экономики ФРГ ожидает дальнейшего спада еще примерно на 20 процентов. Для сравнения: объем взаимной торговли Германии с Казахстаном в 2011 году превысил 6 миллиардов евро, передает Deutsche Welle. Нежелание предпринимателей из Германии выходить на узбекский рынок объясняют сложным инвестиционным климатом в Узбекистане, попытками местных влиятельных чиновников отнять чужой бизнес, коррупцией, проблемами с конвертацией. Двум десяткам немецких строительных фирм, которые помогали возводить и отделывать фешенебельный Дворец международных форумов в Ташкенте, до сих пор не выплачена существенная части денег за их работу - не менее 60 миллионов евро. Общий объем долгов узбекской стороны перед немецкими фирмами, по некоторым данным, оценивается в полмиллиарда евро, что равняется годовому объему двустороннего товарооборота. По словам Мартина Хоффмана (Martin Hoffmann) из Восточного комитета немецкой экономики, «структура долгов очень сложная. Основную массу составляют суммы, связанные с невозможностью конвертировать выручку в национальной узбекской валюте в доллары или евро», разрешения на конвертацию «иногда приходится ждать от трех месяцев до года». По мнению Хоффмана, не столько накопившиеся долги, сколько именно проблема конвертации на фоне сложной конкурентной среды заставляет немецких предпринимателей уходить из Узбекистана. Азиатские бизнесмены, которые, по его словам, «решают многое через прямые контакты с президентом страны», оказываются успешнее. По его данным, доля немецких инвестиций в узбекскую экономику составляет не более 3 процентов общего объема зарубежных средств, вкладываемых в эту страну. Международное информационное агентство «Фергана» Визовый режим со Средней Азией бесполезен 2013-02-18 17:00 Максим Бейлис Приезжие из Средней Азии на вокзале в Москве. © Илья Питалев/РИА Новости На волне определенных настроений в России ряд общественных движений выдвинул требования о введении визового режима со странами Средней Азии, под которыми подразумеваются Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. В этой публикации я не собираюсь давать этическую оценку таким требованиям, тем более что такие оценки уже прозвучали. Я хочу поднять вопрос об осуществимости такого шага и его возможных последствиях с практической точки зрения. Для этого предлагаю оценить последствия введения визового режима по нескольким пунктам. 1. Последствия для русского населения, проживающего в этих странах. Не секрет, что в странах, с которыми отдельные политические и общественные деятели собираются ввести визовый режим, проживает немалое число русских. Большая часть из них – пожилые, бедные, социально незащищенные люди. Поскольку визовый режим предполагает двустороннюю конструкцию, наверняка сократится доля людей из России, которые посещают своих родных, оставшихся в этих странах. Плохо, что многие русские бросают своих стариков, плохо вдвойне, что тем, кто заботится о своих, будут созданы дополнительные барьеры для посещения родных. Стоит отметить, что среди проживающих в этих странах русских немало людей вполне состоявшихся и трудоспособного возраста, которые сами выезжают в Россию к родственникам и друзьям. У них на руках - узбекские (таджикские, киргизские) паспорта. Получается, им тоже нужно будет получать визу, как иностранцам. При этом Российская Федерация не принимала законов или положений в законах касательно репатриации, в отличие от Израиля, Греции, Германии и многих других стран. Известны даже случаи, когда русских пытались депортировать и выдворяли из России в страны Средней Азии. Принятие визового режима скажется, в первую очередь, на русских, все еще проживающих в этом регионе. 2. Организационные пороки, присущие российской бюрократии. Выдача виз, как правило, происходит либо через консульства, либо в местах официального пересечения границы. Если рассматривать процесс выдачи виз через консульства Российской Федерации в странах региона, то можно вспомнить, как через посольские и консульские учреждения выдавалось российское гражданство. У этих учреждений выстраивались громадные очереди, как грибы после дождя выросли многочисленные фирмы-посредники, предлагающие решить вопрос за немалую сумму. В Узбекистане, например, где много безработного населения, сформировалась целая когорта людей, которые стояли в очередях и продавали места. Как правило, всевозможные посредники очень быстро находили общий язык с персоналом российских дипломатических миссий в этих странах. В дипломатическом представительстве России в Узбекистане не существует предварительной записи через Интернет, а телефоны зачастую молчат. Неэффективная работа российских дипломатов в этих странах известна и в самой России, все помнят недавние истории с российскими летчиками в Таджикистане, когда вмешательство дипломатов в ситуацию произошло только после огласки в прессе. Неэффективная работа дипломатических представительств стала одной из основных причин провала Программы по переселению, на которую были выделены значительные бюджетные средства. 3. Стоит обратить внимание и на то, что Российская Федерация не имеет общей границы со странами Средней Азии, сухопутная коммуникация осуществляется через Казахстан. Введение виз со странами Средней Азии не приведет к автоматическому введению Казахстаном визового режима с этими странами, поскольку Казахстан – независимое государство, ведущее самостоятельную политику, и вряд ли оно будет следовать российским шагам. Значит, встанет вопрос организации пограничного контроля, поскольку без виз на территорию России можно будет попасть только через Казахстан, только сухопутным путем, что и будут делать большинство нелегальных мигрантов. Мне кажется, стоит рассмотреть опыт США, куда въезд из третьих стран возможен только при наличии виз. Начиная с 1992 года (после проведения иммиграционной реформы, начатой в 1986 году), американцы стали укреплять границу с Мексикой, откуда идет основной поток нелегальных мигрантов. С 1992 года по 2009 год ежегодный бюджет только Пограничной Службы США (US Border Patrol) увеличился с 326 миллионов долларов до 2,7 млрд долларов США, количество пограничных агентов на границе выросло с 3.555 человек до 17.415 человек. При этом число нелегальных мигрантов за этот же период времени выросло с 3,5 миллиона человек до 11,9 миллиона. Протяженность границы США с Мексикой составляет 3.141 километр, а протяженность сухопутной границы России с Казахстаном - 7.512 километров, плюс ко всему есть еще морская граница по Каспию. Эффективность и расходы России на борьбу с будущими нелегалами в случае введения визового режима трудно даже спрогнозировать. Ужесточение режима въезда только укрепит позиции криминального бизнеса, занимающегося торговлей людьми и доставкой нелегальных мигрантов. Меры по укреплению границы США с Мексикой и увеличение числа патрулей привели только к росту цен за нелегальный въезд в США, за последние несколько лет цена поднялась с 2000 до 3000 долларов США за одного нелегального мигранта. Разумеется, увеличение числа патрулей не привело к уменьшению количества мигрантов. 4. Возникает вопрос: если ввести визовый режим, то что делать с трудовыми мигрантами, уже находящимися на территории России? Есть два основных решения. Первое – легализовать всех мигрантов, находящихся на территории России, второе – депортировать. Вернемся к опыту США, тем более что их ситуация с мексиканской границей имеет немало общего с российскими реалиями. Итак, в 1986 году в Америке был принят Закон о реформе и контролю над иммиграцией (IRCA). В соответствии с ним, нелегальные мигранты, прибывшие на территорию США до 1 января 1982 года, были легализованы. Они обязаны были заплатить определенные финансовые санкции за нарушение пограничного режима, выплатить налоги и признать свою вину в незаконном пребывании на территории США. Взамен им предоставлялся постоянный вид на жительство с возможностью получения американского гражданства. Этим же законом устанавливались обязанности работодателей по проверке легального статуса пребывания работников, ответственность за прием на работу нелегалов. Кроме того, устанавливался особый порядок заключения трудовых контрактов и пребывания на территории США сезонных работников. С момента принятия этого закона, несмотря на визовый режим и существенные санкции для работодателей, действовавшие с 1992 по 2009 годы, число нелегалов в США выросло втрое. И сегодня президент США и американские законодатели рассматривают новый закон об иммиграции, который призван легализовать нелегальных мигрантов. Наверняка после введения визового режима на территории России будет циклически накапливаться количество мигрантов, которых придется легализовать. Введение визового режима в России не остановит поток нелегальных мигрантов и не уменьшит объем рынка нелегальной рабочей силы. Все коррупционные издержки и потенциальные риски недобросовестные работодатели будут перекладывать на работающих у них мигрантов. Массовая депортация и мероприятия по депортации не решат никаких вопросов и обойдутся очень дорого российскому бюджету и российским предприятиям. Например, по расчетам американцев, массовая депортация нелегальных мигрантов из США уменьшит ежегодный ВВП на 1,46 процента, что составит 2,6 трлн долларов в течение 10 лет, не считая текущих затрат на депортацию в виде стоимости билета домой и содержания нелегальных мигрантов до отправки (Источник: Cato Journal, Vol. 32, No. 1 (Winter 2012). Copyright © Cato Institute. All rights reserved). Думаю, российские потери в процентном отношении к ВВП будут, как минимум, не меньшими. 5. Если введение визового режима не уменьшит, а увеличит рост числа нелегальных мигрантов, то количество людей, желающих получить вид на жительство или просто приехать в Российскую Федерацию легальным путем, может существенно снизиться. Представления российских инициаторов введения визового режима об Узбекистане как о дикой стране сродни представлению отдельных иностранцев о России, как о стране, по улицам которой ходят медведи, а большинство населения только пьет водку и играет на балалайке. Среди выходцев из Узбекистана, пребывающих в России, немалую часть составляют предприниматели и инвесторы. Ввиду катастрофического ухудшения условий ведения бизнеса в самом Узбекистане многие предприниматели из этой страны вложились и пока вкладываются в бизнес на территории Российской Федерации. Деньги бегут из Узбекистана, и немалая часть этих денег оседает в России. В основном, это касается среднего бизнеса, но есть и крупные инвесторы. С другой стороны, выходцы из Узбекистана, которые сумели заработать в России, зачастую вкладываются в бизнес на ее территории, а не на своей исторической родине. Кроме того, мигранты пополняют российский бюджет хотя бы за счет того, что они потребляют товары на территории России. Как минимум, в цену каждого купленного товара входят косвенные налоги (НДС, налог с продаж), которые идут на пополнение российского бюджета. Бизнес мигрантов не уменьшает, а увеличивает количество рабочих мест. Исследования, проводимые по заказу влиятельных (а не маргинальных) политических институтов по всему миру, показывают, что добросовестная миграция не оказывает существенного влияния на уровень безработицы и уровень заработных плат коренного населения. Такие исследования проводились в Европе после присоединения к Евросоюзу новых стран-членов, в Южно-Африканской Республике и в Соединенных Штатах. Мигранты не едят хлеб коренных жителей, а зарабатывают свои деньги, оказывая при этом положительное, а не отрицательное влияние на экономику страны пребывания. Все вопросы, касающиеся негативного отношения к миграции, лежат исключительно в плоскости внутренней политики, а не экономики. Неэффективные решения и практики в сфере государственного и муниципального управления, высокий уровень коррупции, промахи правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью - не вина мигрантов. Максим Бейлис Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||