Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Иран представил первый отечественный боевой самолет -- истребитель Qaher 313



Иран представил первый отечественный боевой самолет — истребитель Qaher 313
2013-02-02 21:26 Reuters

Самолет Qaher-313, название которого переводится как «доминирующий», по форме напоминает американские «невидимки» пятого поколения и, по заявлению разработчиков, также способен быть незаметным для радаров. Многочисленные снимки нового самолета опубликовало иранское агентство IRNA.


«В этом проекте заложено послание братства, мира и безопасности, и он ни для кого не представляет угрозы. У нас нет намерения вмешиваться в дела других стран», — подчеркнул на торжественной церемонии в Тегеране президент Махмуд Ахмидинеджад.

Ранее на вооружении ВВС Ирана стояли лишь несколько десятков самолетов либо российского, либо американского производства, приобретенные еще перед революцией 1979 года. Из-за международного эмбарго на экспорт оружия в Иран местные специалисты столкнулись с проблемой дефицита запасных авиадеталей, а многие эксперты заявляли, что иранский воздушный флот устарел.


О своем новом достижении иранская авиакосмическая отрасль страны заявила через несколько дней после запуска на орбиту Земли обезьяны.

Министр обороны Ирана Ахмад Валиди заявил, что Qaher-313 - полностью иранский самолет, разработанный и построенный собственными авиационными специалистами.


Впрочем, некоторые эксперты, проанализировавшие фото и видео самолета, назвали его фальшивкой.


Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: Назарбаев создает фундамент для смены власти
2013-02-03 20:10 Талгат Мамырайымов

Едва наступил новый 2013 год, как в Казахстане произошли события, которые окажут определяющее влияние на дальнейшее будущее республики. Это - масштабные кадровые перестановки в ключевых государственных органах.

Казалось бы, для нашей страны кадровая чехарда не является чем-то из ряда вон выходящим. Казахстанское общество уже привыкло к периодически проводимым Н. Назарбаевым различным перестановкам в органах власти. Многие понимают, что во многом благодаря этому он поддерживает баланс сил элитных группировок. Но на этот раз кадровые перестановки носили несколько иной характер.

Главным их итогом стало восстановление безоговорочного доминирования президентской власти во всей политической системе Казахстана. В предыдущий период экс-глава администрации президента А.Мусин, по сути дела, замкнул на себе управление страной, расставив на различных центральных и региональных должностях своих приближенных. В результате многие областные акимы (главы администраций. - прим. ред.) стали проводить самостоятельную от президентской власти деятельность, управляя областями как своими вотчинами. Впрочем, такого рода настроения были присущи большей части правящей элиты. Во многом этому способствовали предположения о надвигающейся смене верховной власти в Казахстане в виду заявления (бывшего зятя президента, ныне опального эмигранта. - прим. ред.) Рахата Алиева о якобы наличии у Нурсултана Назарбаева смертельной болезни - рака предстательной железы. В пользу высокой вероятности близкой смены верховной власти в Казахстане также говорили досрочные выборы президента в апреле 2011 года, заявление Е.Ертысбаева о Тимуре Кулибаеве как о потенциальном преемнике Н.Назарбаева и т.д.

События в Жанаозене показали, что Н.Назарбаев ослабил контроль над деятельностью элитных группировок в стране. Эта трагедия, по всей видимости, произошла за счет усилий некоторых казахстанских элитариев. Посредством этого, возможно, конкуренты пытались нейтрализовать Т.Кулибаева как потенциального преемника Н.Назарбаева и как человека, контролирующего нефтедобывающие разработки региона. Конфликт в Жанаозене продемонстрировал Ак орде мощь местных элит, их претензии на распределение доходов от нефтяных разработок.

Талгат Мамырайымов
Талгат Мамырайымов
Трагедия в Жанаозене стала в первую очередь реакцией на надвигающийся постназарбаевский период. В таком же русле можно рассматривать и террористические акты, произошедшие в стране за последние два года. Следует отметить, что большинство террористических актов по своему характеру были призваны продемонстрировать некомпетентность комитета национальной безопасности – главного антитеррористического органа. Поэтому, вполне возможно, главной целью терактов, помимо демонстрации слабости казахстанской верховной власти, было стремление устранить с поста председателя Комитета Национальной безопасности (КНБ) Нуртая Абыкаева, как одного из вероятных претендентов на пост второго президента Казахстана.

Таким образом, начиная с 2011 года, внутриэлитная борьба в Казахстане стала разворачиваться главным образом на основе ожиданий постназарбаевского периода. Казахстанские элитарии понимают, что рано или поздно этот период наступит. Поэтому им необходимо уже сейчас иметь гарантии неприкосновенности своих интересов в будущем. А для этого необходимы политические рычаги, в первую очередь - силовые структуры. Поэтому за них и разворачивается борьба, ведущая к столкновениям внутри элиты. (В этой связи показательно, что в своем выступлении 30 января 2013 года на совещании Н.Назарбаева с руководителями правоохранительных органов генеральный прокурор А.Даулбаев фактически признал наличие конфликта между различными силовыми структурами в Казахстане и стремление его прекратить.)

Кроме того, многие политические игроки, набравшие силу, не прочь заняться переделом крупного бизнеса. Это, соответственно, сталкивает их с другими представителями элит. Тем более что крупный бизнес в некоторых сферах становится все прибыльнее и прибыльнее. Например, в этом году должна начаться эксплуатация Кашагана. Она в разы увеличит выработку и экспортирование казахстанской нефти. Соответственно, расширится борьба как за теневой, так и за легальный рынки сбыта нефти. Эта борьба уже начинается. Видимо, этим обусловлен недавний выброс информации о том, что китайцы якобы контролируют 40% казахстанского рынка нефти. То есть в данном случае разворачивается борьба в первую очередь за контроль над КазМунайГазом. И события в Жанаозене были началом этой борьбы.

Представляется, что именно такой разворот событий во внутриполитическом поле вынудил Н.Назарбаева пойти на перезагрузку политической системы Казахстана за счет наведения порядка в среде правящей элиты: укрепления президентской власти и ее доминирования над региональными и центральными органами власти.

Этот процесс был запущен уже в 2012 году с уходом с поста руководителя администрации президента А.Мусина, кадровых перестановок в системе исполнительной власти, силовых структур, аттестации сотрудников правоохранительных органов. Необходимо отметить, что аттестация сотрудников правоохранительных органов была запущена еще до отставки А.Мусина. Соответственно, он как глава президентской администрации должен был контролировать этот процесс. Но руководителем комиссии по надзору за данной аттестацией стал тогда еще премьер-министр К.Масимов.

Недавние кадровые перестановки стали, таким образом, продолжением перезагрузки Н.Назарбаевым политической системы Казахстана. Она продолжилась в первую очередь в виде укрепления контроля президентской власти над региональными властями. Произошло это за счет создания министерства регионального развития, которое возглавил близкий Н.Назарбаеву человек – Бакытжан Сагинтаев. Теперь данное министерство будет, по сути, курировать региональную политику и деятельность акимов на местах. Поэтому-то Б.Сагинтаеву был дан высокий статус вице-премьера.

Большую роль в надзоре за деятельностью региональных властей будет играть, разумеется, и администрация Н.Назарбаева. Этим, видимо, займется Габидулла Абдрахимов, назначенный заместителем руководителя администрации президента. Он в силу большого опыта работы в агентстве по делам государственной службы может заняться подбором лояльных президенту кадров - как для региональных, так и для центральных органов власти.

Новый секретарь совета безопасности республики Кайрат Кожамжаров, имеющий большой опыт работы в финансовой полиции и прокуратуре, может заниматься надзором за деятельностью региональных и центральных элит, особенно в аспекте столкновения их интересов в борьбе за различные ресурсы.

Контроль над деятельностью региональных властей будет также, по-видимому, обеспечиваться с помощью влияния пропрезидентской партии «Нур Отан». Не случайно на прошедшем 23 января совещании Н.Назарбаев заявил о необходимости повышения активности региональных филиалов правящей партии. Во многом это будет обеспечиваться идеологической работой. После назначения бывшего заместителя руководителя президентской администрации Б.Байбека на пост первого заместителя председателя НДП «Нур Отан», возможно, последует разработка ее внятной идеологической платформы, которая на настоящий момент отсутствует. Соответственно, в реализации новой идеологии будут принимать участие и региональные власти, входящие в структуру правящей партии.

Кадровые перестановки января 2013 года стали также своеобразной перезагрузкой баланса сил элитных группировок. Это произошло благодаря замещению кадрового состава центральных и региональных органов, сформированного ранее А.Мусиным и другими крупными политическими игроками. Видимо, эту же цель преследовало сокращение двух агентств - Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Агентства по управлению земельными ресурсами - путем введения их в состав нового министерства регионального развития. Тем самым, руководители этих агентств были лишены крупных ресурсных баз.

Причем, некоторые кадровые перестановки, возможно, планировались еще в конце 2011 или начале 2012 года. Показательным в этом плане является переход А.Кусаинова с поста акима Карагандинской области на неравноценную позицию председателя Федерации профсоюзов. По-видимому, поэтому А.Кусаинова в январе прошлого года сначала назначили акимом Карагандинской области, прежде чем устранить его от ключевых постов. По-иному говоря, сделали это аккуратно. Также аккуратно поступили и в отношении Д.Мынбая, пониженного с поста министра культуры и информации до директора Национального музея. Напомню, что Д.Мынбай в январе 2012 года перешел на пост министра культуры и информации с должности заведующего отделом внутренней политики администрации Н.Назарбаева.

Одной из ключевых кадровых подвижек в плане укрепления власти Н.Назарбаева следует рассматривать назначение Марата Тажина на пост государственного секретаря, подчиняющегося непосредственно президенту. С этой позиции М.Тажин, видимо, будет наблюдать за всеми процессами во внутренней и внешней политике, особенно ее выработку в администрации президента и, соответственно, докладывать Н.Назарбаеву. То есть, Тажин будет также своеобразным противовесом руководству администрации президента. В настоящее время Карим Масимов стал «главным приближенным» к Н.Назарбаеву. В то же время печальный опыт А.Мусина, который на посту руководителя администрации президента замкнул на себе, по сути, управление всей страной, вероятно, подвинул Н.Назарбаева создать противовес К.Масимову в лице государственного секретаря М.Тажина. Вообще, должность государственного секретаря, видимо, и создавалась для противовеса в первую очередь руководству администрации президента. Иначе говоря, М.Тажин будет оком Н.Назарбаева во внутренней и внешней политике.

Теперь для полного завершения «перезагрузки» политической системы и кардинальной смены правящей элиты Казахстана Н.Назарбаеву следует сделать кадровые перестановки и в других ключевых государственных органах, особенно в силовых структурах. И они, по всей видимости, последуют в скором времени.

Свидетельством этому стало прошедшее 30 января совещание Н.Назарбаева с руководителями правоохранительных органов. На этом совещании президент и, видимо, с его подачи генеральный прокурор А.Даулбаев раскритиковали деятельность практически всех силовых структур. Причем больше всего досталось судебной системе, министерству внутренних дел и комитету национальной безопасности. Соответственно, следует ожидать смены руководства в первую очередь этих структур.

Уход Калмуханбета Касымова уже практически подготовлен за счет смены руководства структурных подразделений МВД, произошедших, как в прошлом году, так и в январе текущего года. Но это не означает, что, например, карьера Н.Абыкаева пойдет на спад. Наоборот, Н.Абыкаев в ближайшее время, по-видимому, получит некий пост, который является стратегическим в плане преемственности верховной власти в Казахстане.

Усиление, вернее говоря, восстановление тотального доминирования президентской власти, в свою очередь, может быть направлено на обеспечение безболезненной преемственности верховной власти в Казахстане. В этом аспекте назначение Кайрата Кожамжарова (в свое время учившегося вместе с Дмитрием Медведевым) секретарем Совета безопасности может также означать, что безопасность президентской власти, ее преемственность, будет обеспечиваться в тесной кооперации с ОДКБ.

В последнее время Н.Назарбаев провел ряд совещаний, выступлений, в ходе которых он словно демонстрировал казахстанской и мировой общественности свою способность контролировать и направлять дальнейшую жизнедеятельность Казахстана, его элиты и народа. В ходе этих выступлений он также коснулся стратегических основ будущего страны. Это в полной мере показало его послание «Казахстан-2050», похожее на «завещание» казахстанской элите и общественности. Все это дает основание полагать, что кадровые перестановки настоящего времени, которые получат свое продолжение в ближайшем будущем, можно рассматривать как попытку Н.Назарбаева создать фундамент для передачи своей власти второму президенту Казахстана.

Талгат Мамырайымов, политолог, эксперт по проблемам национальной безопасности

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: Сангтудинская ГЭС может быть остановлена из-за долгов
2013-02-04 08:32 ИА Фергана.Ру

Финансовые проблемы могут привести к остановке крупнейшей в Таджикистане гидроэлектростанции. Госэнергохолдинг «Энергия Таджикистана» задолжала за поставляемую в Таджикистан электроэнергию порядка 66 млн долларов. 30 января руководство Сангтудинской ГЭС-1 провело пресс-конференцию, на которой заявила о постоянном росте долгов со стороны государства. Подробности ситуации изучал корреспондент «Голоса России» Галимджон Фасхутдинов.

Открытое акционерное общество «Сангтудинская ГЭС-1» — совместное предприятие Российской Федерации и Республики Таджикистан, образованное 16 февраля 2005 года с целью завершения строительства и дальнейшей эксплуатации гидроэлектростанции на реке Вахш в Республике Таджикистан. Доля компаний Российской Федерации в уставном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» составляет 75% минус 1 акция, доля Республики Таджикистан - 25% плюс 1 акция.

Полный запуск объекта состоялся в июле 2009 года. С тех пор о возврате затраченных средств инвесторы даже не думают. Их заботит сейчас только одно – это выживание. Все дело в том, что гидроэлектростанция производит продукт, за который потребители в лице государственной энергетической компании «Барки Таджик» не спешат расплачиваться, пояснил директор Сангтудинской ГЭС-1 Сергей Кобцев:


«В 2012 году мы отпустили продукцию на 200 миллионов сомони, получив оплату за нее в объеме 41 процент. Это вызывает определенное недоумение на фоне красивых рапортов руководства "Барки Тоджик" о собираемости платежей по республике на уровне 92 процентов. Странно: 92 собрали, нам отдали 40. Спрашивается, а где остальное? К сожалению, вынужден признать, что 2012 - это самый худший год за всю историю Сангтудинской ГЭС», - цитирует Кобцева «Голос России».

По словам Сергея Кобцева, из-за хронических неплатежей за электроэнергию с трудом удается поддерживать станцию в рабочем состоянии. Сангтудинская ГЭС-1 не может завершить и плановые технические работы. К этим проблемам в январе добавились новые – нужно расплачиваться по кредиту с коммерческим банком, а также заплатить налоги.

«Покупатель у нас один – это компания "Барки Тоджик", - сказал Сергей Кобцев. - Сколько нам перечисляют, столько и мы можем перечислять в бюджет. Соответственно, если Налоговый комитет вдруг реализует свои намерения по аресту счетов Сангтудинской ГЭС-1, то у нас есть запасы материалов, которых хватит на пять дней. Прежде всего, это ГСМ, поскольку мы работаем вахтовым методом и возим людей. Есть у нас кое-какие запчасти. Вот этого всего хватит на пять-семь дней. У нас сначала закончатся запасы ГСМ, потом запчасти, ну а далее мы, к сожалению, будем вынуждены останавливаться».

В офисе «Барки Тоджик», в свою очередь, неплатежи объясняют недобросовестностью своих должников. Среди них Министерство мелиорации и водных ресурсов Таджикистана, а также рядовые потребители. Как отметил на пресс-конференции в Душанбе глава компании Абдулло Еров, финансовая ситуация вокруг Сангтудинской ГЭС-1 станет одной из главных тем в повестке дня предстоящего в феврале заседания таджикско-российской межправительственной комиссии:

«Сангтудинской ГЭС-1 руководит Совет директоров. Возможно, мы придем к какому-то согласию по графику погашения задолженности. Возможна реструктуризация долгов».

На сегодняшний день долги таджикской энергетической компании «Барки Тоджик» перед Сангтудинской ГЭС-1 достигли 320 миллионов сомони, что эквивалентно 66 миллионам долларов США. Эксперты, анализируя ситуацию, называют разные причины появления такой задолженности. Одной из проблем они считают низкие тарифы на электроэнергию в Таджикистане.

Фактически компания «Барки Тоджик», которая занимается распределением электроэнергии, дотируя целые отрасли, работает себе в убыток. Аналитики призывают таджикские власти поскорее расплатиться с долгами перед гидроэлектростанцией, чтобы не подрывать инвестиционную привлекательность республики.

Международное информационное агентство «Фергана»



Алексей Винокуров: Слова о «мирных и ненасильственных тибетцах» могут прокатить только в конгрессе США»
2013-02-04 09:12 ИА Фергана.Ру

По просьбе нашей редакции статью Михаила Калишевского «Пекин закрывает Тибет «изнутри», еще больше загоняя проблему в тупик» прокомментировал писатель, исследователь Китая, главный редактор сайта «Весь Китай.ру» Алексей Винокуров.

* * *

Алексей Винокуров
Алексей Винокуров
Подробно разбирать эту статью и вообще подобную тему – это огромная работа. Если сказать кратко - статья довольно тенденциозная: там на каждое «а» можно ответить тремя «б»...

Политическое устройство Тибета было на протяжении веков чрезвычайно замысловатым. Рассказы «про мирных и ненасильственных тибетцев» могут прокатить только в конгрессе США. «Мирные и ненасильственные» убивали друг друга так, что никаким китайцам и не снилось. В средние века монахи одних школ вырезали монахов других школ целыми монастырями. Целые школы исчезли просто потому, что их представителей в живых не осталось.

Пока тибетцы были в силе, они захватывали все земли, до которых дотягивались, в первую очередь китайские. Тибетский буддизм вообще чрезвычайно жесток. Он кое-что заимствовал у религии Бон, в которой были до последнего времени человеческие жертвоприношения. Ни для кого не секрет, что мирные тибетцы до прихода китайцев закапывали в основание храмов живых людей – для мистических целей.

Далай-лама был провозглашен владыкой всех тибетцев? Политическим – может быть, но не духовным. Оставались другие школы, со своими лидерами, например, тот же Кармапа (школа линии Карма-Кагью, о которой Гребенщиков поет «до чего ж вы хороши!»).

Я уже не говорю про то, что до прихода Народно-освободительной армии Китая (НОАК) там было чистое рабовладение.

Голод в Тибете был параллелен с голодом во всем Китае. Это все равно, что сейчас думать, будто Сталин исключительно украинцев морил голодом, а остальные жировали.

Валить все на коммунистов тоже неверно. Презрение китайцев к варварам общеизвестно. Тут коса нашла на камень – жестокость тибетцев против жестокости китайцев.

«В Пекин была отправлена делегация, которая под ультимативным давлением КНР и, не имея должных полномочий от Далай-ламы, подписала 23 мая 1951 года «Соглашение 17 пунктов» (цитата из статьи М.Калишевского). «Не имея должных полномочий»? 24 октября 1951 года Далай-лама посылает Мао Цзэдуну телеграмму, где полностью одобряет соглашение 23 мая 1951. В этом же году Далай-лама был избран в члены Всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая.

Вообще там была внутривидовая борьба. Свои же подставили Далай-ламу, когда начали восстание в пятидесятые. Он оказался заложником, ничего не оставалось ему, как уехать, его даже особенно не спрашивали. В свое время Далай-лама сам призывал к активному сопротивлению. Регулярно там ловят этих монахов, которые устраивают склады оружия в монастырях. Поначалу не предполагалось даже менять традиционного уклада тибетцев. Мао Цзэдун, когда встречался с тибетской делегацией 8 октября 1953 года, говорил им: «Насчет передела земли – вопрос должны решать сами тибетцы, мы не можем делать это за вас». Вопрос стоял о внешнеполитическом протекторате Китая над Тибетом, а не о борьбе с ламами. Формально восстание началось потому, что у населения (в монастырях в первую очередь) стали изымать оружие. Любопытствующих отсылаю к книгам Всеволода Овчинникова, который бывал в Тибете как раз в эти годы и был даже на короткое время захвачен одним из местных вооруженных племен.

Если бы не восстание, так бы там до сих пор эти монахи и сидели на шее у остальных. Надо понимать, что монахи у них – не монахи, а в первую очередь крупные землевладельцы и рабовладельцы. Вопрос сейчас не в запрете религии, (в том же Пекине действует чрезвычайно популярный и посещаемый ламаистский монастырь Юнхэгун), а в том, что монахи эти хотят жить как раньше...

Алексей Винокуров, главный редактор сайта «Весь Китай.ру», специально для «Ферганы.Ру»

Международное информационное агентство «Фергана»



Пекин закрывает Тибет «изнутри», окончательно загоняя проблему в тупик
2013-02-04 10:09 Михаил Калишевский

Власти Китая негласно лишили большинство жителей Тибета права выезда за рубеж. Оказывается, согласно правилам, которые действуют уже почти год, но официально так и не были обнародованы, большинству тибетцев фактически отказано в возможности получить паспорт для загранпоездок.

Формально в Китае действует закон, согласно которому любой гражданин КНР может получить паспорт через две недели после подачи заявления. Если в выдаче паспорта ему отказано, то власти обязаны в недельный срок прислать заявителю обоснование подобного решения. Однако в Тибете эти правила с начала 2012 года действовать перестали. Абсолютное большинство соискателей из числа тибетцев без всякого объяснения отсеиваются в ходе проверки на лояльность, которую должен пройти каждый желающий совершить заграничную поездку – судя по всему, власти занесли большинство тибетцев в категорию «неблагонадежных», которых нельзя выпускать за пределы страны. Даже тем, кто успешно прошел проверку на нескольких уровнях, а также в центральном управлении полиции Тибетского автономного района, и вроде бы доказал свою лояльность, паспортов приходится ждать месяцами.

Кроме того, с 2012 года Китай начал переходить с обычных паспортов на биометрические. В связи с этим все население страны обязали поменять документы, но если китайцы (ханьцы) могут сделать это по истечении срока действия старых, то у тибетцев паспорта отобрали сразу. Формально их должны были просто заменить, однако начались бесконечные проверки и новых документов так пока никто и не получил.

Обозреватели расценивают действия китайских властей, как еще одно доказательство того, что Пекин не намерен ничего менять в своей политике по отношению к Тибету – главная ставка, как и прежде, делается на репрессии, запугивание и усиление административного контроля. И перемены в руководстве компартии Китая, произошедшие в ноябре 2012 года, здесь ничего не изменили. А это значит, что одна из самых застарелых международных проблем будет сохранять свою остроту.

Что такое «сюзеренитет»?

Тибетское государство существовало с VII века нашей эры. В VIII-IX веках Тибет превратился в мощную державу, чье влияние распространялось далеко за пределы собственно Тибетского горного плато. В конце IX века война с Китаем завершилась подписанием договора, устанавливавшего границы Великого Тибета (с включением части территорий нынешних Непала, Китая и Индии) и постановлявшего: «Тибетцы да будут счастливы на земле Тибета, а китайцы -- на земле Китая».

Проникновение в Тибет буддизма (приблизительно с VII века) сопровождалась религиозным противостоянием («коренная» религия Тибета - Бон, видимо, разновидность шаманизма, до сих пор сохранила последователей, но достоверно известно о ней немного), которое в середине IX века привело к острейшей междоусобице и распаду Тибета на отдельные «княжества». Их духовными и политическими центрами стали буддистские монастыри. С тех пор политическая власть в стране традиционно принадлежала монахам (в 1642 году Далай-лама V, тогдашний глава ламаистской школы Гелуг, был провозглашен полновластным владыкой всех буддистов Тибета).

После распада Великого Тибета тибетское государство было слабым в военном отношении. Поэтому страна неоднократно попадала под иностранное влияние. В XIII веке Тибет превратился в «вассала» монголов, захвативших Китай (там стала царствовать монгольская династия Юань), затем их сменила китайская династия Мин (XIV – XVI век), потом пришли маньчжуры (династия Цинь).

Природа китайско-тибетских отношений в эти периоды до сих пор является предметом острых разногласий между Китаем и тибетцами. В Пекине безапелляционно утверждают, что Тибет уже с XIII века являлся неотъемлемой частью китайского государства и потому по праву остается таковым и сейчас. Тибетцы же считают, что тогда, в XIII веке, отношения Тибета с империей не являлись отношениями собственно с Китаем, так как Юань - это монгольское, а не китайское государство, в него покоренный Китай входил лишь как одна из составных частей. В последующие же периоды, по мнению тибетцев, зависимость Тибета от той или иной правившей в Китае династии (подчеркивается, что именно династии, а не государства) носила чисто символический характер (присвоение тибетским властителям китайских титулов), а Тибет всегда был по существу независимым государством.

Официально «покровительство» Китая над Тибетом было конституировано в 1720 году, после похода китайских войск в Лхасу – они изгнали временно захвативших Тибет монголов (ойратов из Джунгарского ханства) и доставили в тибетскую столицу Далай-ламу VII. После войны с Непалом (1788 – 1792), за которым стояла Великобритания, Тибет объявил о закрытии страны и прекращении всяких контактов с иностранцами (кроме китайцев).

В XIX – начале XX века Тибет попал в орбиту «Большой игры», которую вели в Азии Великобритания и Россия. Соперничество двух империй превратило его в своего рода буферную зону, где ни один из соперников не смог добиться первенства. То есть экспансия обеих держав была как бы взаимно нейтрализована.

Правда, британцам однажды вроде бы удалось подчинить Тибет – в 1903 году 7-тысячный корпус Фрэнсиса Янгхазбенда вторгся в Тибет и даже занял Лхасу. В 1904 году было подписано «Лхасское соглашение», по которому тибетская внешняя политика переходила под британский контроль, его торгово-экономические отношения с иностранными державами запрещались, а британский капитал, наоборот, получал всевозможные льготы. Кроме того, в стране оставались британские войска.

Однако затем «Лхасское соглашение» было аннулировано - перед Первой мировой войной Лондон, заинтересованный в союзе с Россией, был вынужден пойти на компромисс с Петербургом. В результате в 1907 году была подписана конвенция, по которой обе стороны признавали «сюзеренные» права Китая над Тибетом, обязались уважать территориальную целостность Тибета и воздерживаться от вмешательства в его внутренние дела. Россия и Великобритания также соглашались сноситься с Тибетом только через китайское правительство.

Непризнанная независимость

Ободренная международным признанием своего «сюзеренитета» над Тибетом (надо сказать, что именно Россия и Великобритания ввели европейское понятие «сюзеренитета» в китайско-тибетские отношения, где оно ранее было неизвестно), Циньская монархия в 1910 году даже затевала военную экспедицию в Тибет, чтобы превратить свой символический «сюзеренитет» в фактический и юридический суверенитет Китая над Тибетом. Однако Синьхайская революция 1911 года помешала реализации этих планов.

В Лхасе тем временем воспользовались крахом Циньской монархии, чтобы объявить полную независимость. Для этого был использован все тот же тезис, что вассальные отношения связывали Тибет только с Циньской династией, а не с китайским государством. Стало быть, с падением Циней эти отношения прекращались. Правда, правительство Китайской республики независимости не признало. Но в условиях перманентной гражданской войны, фактического развала Китая, а потом и японского вторжения, китайцам было не до Тибета. Однако и попытки Лхасы заручиться международным признанием независимости, в том числе и в Лиге Наций, успеха не имели. Мировые державы, преследуя свои интересы, сочли тибетскую проблему китайским внутренним делом. Лишь Монголия, тоже обретшая в 1911 году независимость от Циньской империи, еще в 1913 году заключила с Тибетом Договор о взаимопомощи, где оба государства признали друг друга. Тем не менее, во время Второй мировой войны Тибет, в отличие от воевавшего Китая, провозгласил нейтралитет, который уважался всеми державами, что стало своего рода прецедентом.

Не имели успеха и попытки модернизировать страну. Далай-лама XIII начал было реформы, прежде всего в военной области, установив контакт с британцами. Но его реформы фактически провалились из-за пассивности населения и противодействия консервативной элиты - монахи интересовались больше внутренними делами монастырей и школ (для самообороны они имели собственные вооруженные формирования).

«Возвращение» в Китай

Китайские коммунисты, разгромившие Гоминьдан и изгнавшие его на Тайвань, обратили внимание на Тибет еще даже до того, как 1 октября 1949 года провозгласили КНР: уже 2 сентября было объявлено, что Народно-освободительная армия (НОАК) намерена «освободить» в том числе Тибет. При этом у коммунистов имелась своя «пятая колонна» среди тибетских кланов. Именно с ее подачи малолетний Панчен-лама Х (второе лицо в духовной иерархии, играющее важнейшую роль в процедуре распознавания будущего Далай-ламы) отправил Мао Дзэдуну приветственную телеграмму и призвал его поскорее «освободить» Тибет.

После этого Пекин начал пропагандисткую кампанию против правительства в Лхасе, сопровождавшуюся угрозами и концентрацией войск на границе. 7 октября 1950 года 40-тысячная китайская армия начала продвигаться вглубь Тибета одновременно по трем направлениям. 8-тысячная тибетская армия, вооруженная допотопным оружием, оказала, тем не менее, упорное сопротивление. Главное сражение состоялось в районе Чамдо. К 19 октября тибетские войска были разбиты (по тибетским источникам, в период с 7 по 25 октября китайцы убили более 5700 тибетских солдат и заключили в тюрьмы 2 тысячи человек). 15-летний Далай-лама XIV, провозглашенный в эти дни полновластным духовным и светским властителем страны, обратился к США, Великобритании, Индии и ООН с призывом осудить китайскую агрессию и обеспечить независимость Тибета. Однако обсуждение тибетской проблемы в Совете Безопасности было заблокировано СССР и Китаем (причем не КНР, а антикоммунистами с Тайваня, который в то время представлял Китай в ООН). Ведущие западные державы, а также Индия, ограничились выражением весьма невнятного осуждения китайских действий, но не более того.

В связи с недостатком сил для сопротивления и отсутствием поддержки извне, тибетское правительство согласилось на переговоры. В Пекин была отправлена делегация, которая под ультимативным давлением КНР и, не имея должных полномочий от Далай-ламы, подписала 23 мая 1951 года «Соглашение 17 пунктов». Документ предписывал Тибету «вернуться в великую семью народов матери-родины - КНР», предоставлял ему (точнее, тем тибетским территориям, которые не были ранее включены в китайские провинции) статус национальной автономии в составе Китая. Формально сохранялась прежняя политическая система, функции и полномочия Далай-ламы и Панчен-ламы, провозглашалась «самостоятельность» тибетских властей в проведении реформ. Военные и внешнеполитические вопросы полностью отходили под юрисдикцию Пекина: в Тибете учреждался штаб военного округа, а армия Тибета становились частью НОАК. (Схожая модель была применена при переходе Гонконга и Макао под суверенитет КНР в 90-е годы). Далай-лама не решился публично отказаться от этих условий, дабы не спровоцировать дальнейшего кровопролития.

Между тем, китайская армия, используя соглашение, 9 сентября 1951 года вошла в Лхасу. Прибывшая вместе с ней китайская делегация отказалась обсуждать выдвинутые тибетской Национальной Ассамблеей поправки и объявила, что Далай-лама соглашение полностью одобрил. Впоследствии, когда Далай-лама получил возможность свободно высказываться, он это утверждение опроверг.

Вхождение в «социалистический рай»

Китайцы, объявив, что они избавляют Тибет «от рабства, крепостного права, феодальных пережитков и предрассудков», пообещали тибетцам «социалистический рай» и приступили к «демократическим преобразованиям». Преобразования эти проводились в свойственной коммунистам манере и выразились в массовых репрессиях, в том числе массовых казнях, насаждении атеизма и преследованиях священнослужителей и верующих, всевозможных экспроприациях. Быстрыми темпами наращивалось китайское военное присутствие, параллельно во все более возрастающих масштабах завозились китайские колонисты, принимались интенсивные меры по китаизации образования, культуры и т.д. Все это вызывало недовольство тибетцев, усиливало антикитайское сопротивление, в том числе партизанскую борьбу, которая после поражения тибетской армии, собственно, и не прекращалась.

В марте 1959 года во время празднования тибетского Нового Года в Лхасе вспыхнуло восстание, спровоцированное слухами о готовящемся похищении Далай-ламы китайцами. Организаторами восстания были тибетские беженцы из областей Кам и Амдо (где уже несколько лет до этого происходило масштабное восстание против властей КНР), торговцы, крестьяне и монахи, недовольные политикой коммунистического Китая. Восставшие захватили контроль над Лхасой и даже созвали Национальную ассамблею. Но вскоре восстание было жестоко подавлено китайской армией - около 15000 тибетцев погибли только в первые дни. Пекин обвинил в организации «контрреволюционного мятежа» правительство в Лхасе и дезавуировал «Соглашение 17 пунктов». Далай-лама вместе с членами правительства, многими религиозными и общественными деятелями был вынужден укрыться в Индии, где и находится по сей день. Между тем, репрессии продолжались. По данным тибетских источников, за 1959-60 годы только в центральном Тибете были убиты 87000 человек. Но, несмотря на карательные меры, партизанская война продолжалась еще более 20 лет.

Последующие годы были для Тибета не менее трагическими. В 1961 году голод, ставший следствием китайской аграрной политики, унес 70000 жизней. В 1965 году был создан Тибетский автономный район (причем за его пределами остался ряд населенных тибетцами территорий, включенных в «чисто» китайские провинции), что должно было символизировать торжество коммунистической национальной политики. При этом «автономия» носила чисто декоративный характер, никакой реальной автономности, не говоря уже о реальной власти на собственной земле, тибетцы так и не получили. (По мнению экспертов по Тибету, в частности, Дж.Пауэрса и Д.Темплмана, «с начала оккупации Тибета и по сей день ни один тибетец никогда не имел реальной власти, так как все важные посты отдаются нетибетцам, членам компартии Китая»).

А тут еще началась «Культурная революция» (1966), протекавшая в Тибете с особым ожесточением. Сильнее всего она ударила по монастырям, традиционно имевшим огромное влияние на население страны. Хунвейбины и стоявшие за ними китайские силовые структуры фактически уничтожили 6254 монастыря. Согласно официальным китайским данным, после «Культурной революции» (в 1976 году) в Тибете осталось всего 800 монахов в 8 монастырях (в 1958 году в Тибете было 114000 монахов). По тибетским источникам и оценкам правозащитных организаций, в 60-70-е годы жертвами репрессий в Тибете стали не менее 1,2 миллиона человек. Свыше 100000 тибетцев оказались в изгнании, большинство осело в Индии и Непале.

Развитие тибетского сопротивления

С началом в Китае рыночных реформ, связанных с именем Дэн Сяопина, власти стали уделять больше внимания экономике Тибета, развитию его инфраструктуры. В 1984 году Тибет был открыт для посещения иностранцами (однако каждый раз на тибетский Новый год, в очередную годовщину восстания 1959 года, его снова закрывают). Безусловно, общий экономический прогресс Китая повысил и жизненный уровень тибетцев.

Согласно официальной статистике, за время китайского правления в Тибетском автономном районе утроились сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 36 до 67 лет, само население якобы выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек (в это число не входит примерно половина всех тибетцев, проживающая на территории «чисто» китайских провинций). Китайская пропаганда постоянно подчеркивает, что ныне 99 процентов тибетских детей посещают школы (по оценочным данным, до китайского вторжения школы посещали только 2 процента детей, в стране было всего 100 казенных и частных школ).

Благодаря обширным инвестициям центрального правительства, крупные города Тибета в 80-е – 90-е годы переживали настоящий бум. Однако, как подчеркивают эксперты, интенсивное развитие экономики шло на пользу в основном более квалифицированным китайским колонистам в ущерб коренным тибетцам. Ведь большинство тибетцев живут в отдаленных деревнях или кочевьях, они пасут яков или обрабатывают землю. Их крайне низкая образованность не оставляет им шансов получить постоянную и хорошо оплачиваемую работу в городах.

С другой стороны, китайские власти проводили и проводят активную политику перевода кочевников в оседлость, что ведет к утрате традиционного уклада. Да и в целом, все последние десятилетия власти энергично «китаизировали» Тибет, что приводило к утрате тибетского языка и многовековой культуры. Правда, национально-культурная политика Пекина стала, конечно же, более «либеральной», чем в годы «Культурной революции». Согласно заявлению китайского правительства от 2004 года, в Тибетском автономном районе было открыто 1700 мест отправления культа с 46 тысячами монахов и монахинь, в тибетских административных единицах вне ТАР – 1535 мест. Однако, по данным из тибетских источников, в последние годы количество монахов снизилось в результате «патриотической просветительной кампании» и изгнания многих монахов и монахинь, которые отказались осуждать Далай-ламу или просто оказались «политически неблагонадежными». Известно, что восстановление религиозных объектов сильно ограничивается властями, а те из них, которые строятся без согласования с ними, разрушаются. Китайские власти неоднократно заявляли, что «религия должна приспособиться к нуждам социализма, а не социализм к нуждам религии».

Тибетские эмигранты продолжают обвинять Пекин в политике, направленной на изменение этнического баланса в Тибете. По тибетским источникам, китайцы на территории «исторического» Тибета (ТАР и тибетских районов китайских провинций) стали численно превосходить коренное население. Время от времени в СМИ появляется информация о том, что власти принуждают тибетских женщин к абортам и стерилизации.

Новая серия протестов началась с небольшой демонстрации за независимость страны, проведенной группой монахов в Лхасе 27 сентября 1987 года. 1 октября произошло крупное столкновение с открывшей огонь полицией, в ходе которого погибло 6 демонстрантов (19 полицейских было ранено). Волнения продолжились в 1988 году (наиболее крупные выступления имели место в марте и декабре опять в Лхасе - 42 погибших демонстранта), а потом протесты охватили весь Тибетский автономный район, а также распространились на провинции Сычуань, Цинхай, Юньнань и Ганьсу. Самые крупные столкновения имели место 5 – 8 марта 1989 года в Лхасе, в ходе которых убили порядка 400 тибетцев. 7 марта было введено военное положение, которое действовало более года. С 27 сентября 1987 года и до конца 1990 года в Тибете произошло более 150 демонстраций различного масштаба.

Общее ужесточение политического режима в Китае после событий на площади Таньаньмэнь, естественно, сказалось и на Тибете. Властям удалось не допускать крупных протестных выступлений в течение почти двух десятилетий. Новые антикитайские волнения вспыхнули в Тибете 14 марта 2008 года, в преддверии Олимпиады в Пекине. Инициаторами опять стали буддийские монахи, вышедшие на марш в годовщину изгнания Далай-ламы. Вечером того же дня в Лхасе начались погромы китайских магазинов и поджоги машин. В город ввели части китайской армии, для разгона демонстрантов было применено огнестрельное оружие (китайская сторона это категорически отрицала). 16 марта волнения перекинулись на соседние с Тибетом провинции. Например, в Сычуани тибетцы разгромили полицейский участок. Пекин обвинил Далай-ламу в подстрекательстве к беспорядкам «с целью раскола Китая». Четверо «зачинщиков беспорядков» были приговорены к смертной казни, один – к пожизненному заключению.

Тибетское правительство в изгнании

Тибетское национально-освободительное движение имеет авторитетный политический и организационный центр, а именно правительство Тибета в изгнании, официально именующее себя Центральной тибетской администрацией (ЦТА). Оно было образовано 29 апреля 1959 года Далай-ламой из членов тибетского правительства, ряда других авторитетных тибетцев, бежавших вместе с ним в Индию. Согласно официальным документам этой организации, Далай-лама, «находясь в изгнании, восстановил Тибетское правительство» в лице Центральной тибетской администрации, которая «является правопреемником правительств независимого Тибета» и «признается единственным и легитимным правительством всеми тибетцами, живущими как на территории Тибета, так и за его пределами». Кроме того, утверждается, что «его легитимность и право представлять интересы тибетского народа признают также парламенты по всему миру». ЦТА ставит перед собой следующие цели: «Помощь тибетским беженцам и восстановление свободы Тибета». В основе программ помощи «лежат вопросы образования». Первоначально ЦТА находилась в северо-индийском местечке Массури, а с 1960 года - в Дхарамсале, тоже на севере Индии.

ЦТА во главе с Далай-ламой изначально заявила о приверженности демократии. В 1960 году, по инициативе Далай-ламы, был создан тибетский парламент в изгнании (ныне – Ассамблея тибетских народных депутатов), большинство членов которого было избрано тибетскими эмигрантами, а также тибетцами, тайно прибывшими с родины. В 1990 году состав Ассамблеи был расширен до 46 членов (под 10 человек от традиционных провинций У-Цанг, Кхам и Амдо, по 2 человека от четырех буддистских школ и представителей религии Бон, 2 депутата из Европы и 1 из Северной Америки. Еще 3 предлагаются Далай-ламой из числа выдающихся людей искусства, науки, литературы и общественных деятелей). В Ассамблею может быть избран любой тибетец, достигший 25 лет. Выборы в парламент проходят раз в 5 лет, право голоса имеет любой тибетец, достигший 18 лет. Сессии проводятся два раза в год в Дхарамсале. В том же 1990 году Ассамблея была наделена правом избрания подотчетного ей Совета министров (Кашага). Подобным же образом был создан и орган судебной власти — Верховная судебная комиссия Тибета. Ассамблеей народных депутатов была выработана конституция тибетских беженцев («Хартия тибетцев в изгнании»). В подчинении Кашага 7 департаментов: внутренних дел, религии и культуры; образования; здравоохранения; безопасности; финансов; информации и международных связей. Департамент финансов располагает целым рядом предприятий и трестов и ежегодно формирует бюджет правительства в изгнании, обеспечивающий его бесперебойное функционирование. Департамент безопасности занят приемом беженцев и обеспечением безопасности Далай-ламы. По существу 100-тысячная тибетская община в Индии представляет собой «государство в государстве», располагая своими школами, больницами и т.д. У ЦТА имеются представительства в 12 странах: Дели, Женеве, Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Катманду, Канберре, Будапеште, Москве, Париже, Претории и Тайбэе.

Проблема статуса

Между тем, ни одно государство не признает независимость Тибета -- практически все признают его частью КНР. Однако делается это в достаточно расплывчатой форме, что придает проблеме еще больше сложности и противоречивости. Потому что, скажем, западные и многие другие страны не уточняют, идет ли речь о простой констатации факта власти Китая над Тибетом или же о признании законности его прав на Тибет. Согласно мнению ряда специалистов по международному праву, на данный момент только позиция Великобритании опирается на более-менее четкий правовой прецедент, то есть на то самое давнее признание пресловутого китайского «сюзеренитета». Тем не менее, в официальных британских документах лишь подтверждается, что Лондон не признает независимость Тибета и считает его частью КНР.

Из всех западных стран наиболее резкую позицию в отношении Китая занимали США. В законе о деятельности госдепартамента, подписанном Джорджем Бушем-старшим в 1991 году, говорится: «В понимании Конгресса Тибет - в том числе области, ранее включенные в китайские провинции Сычуань, Юньнань, Ганьсу и Цинхай - является оккупированной страной по признанным принципам международного права… Подлинными представителями Тибета являются Далай-лама и тибетское правительство в изгнании, как это признается тибетским народом». Однако во время встречи с Далай-ламой президента Барака Обамы в июле 2011 года американская сторона ограничилась заявлением о своей решительной поддержке борьбы тибетцев за свободу и права человека, констатировав в то же время признание Вашингтоном принадлежности Тибета Китаю.

В общем, подавляющее большинство правительств демократических стран, не желая портить отношения с КНР, очень осторожно подходят к вопросу о статусе Тибета, стараясь воздерживаться от вовлечения в тибетские дела, но одновременно не препятствуют в этом своим органам законодательной власти, общественным и международным организациям. Впрочем, признание Тибета частью КНР не помешало ряду правительств неоднократно выражать протест против расправ над тибетцами, не говоря уже о международных организациях, в первую очередь, правозащитных, со стороны которых раздавались заявление в поддержку тибетской независимости. Многие национальные парламенты приняли резолюции, осуждающие оккупацию Тибета и провозглашающие Далай-ламу и ЦТА единственными законными представителями тибетского народа.

С другой стороны, нынешние правители России и стран СНГ, не желая раздражать «китайских товарищей», занимают еще более лояльную по отношению к Пекину позицию. Характерно, что в 1989 - 1996 годах Далай-лама семь раз посещал Россию, а в 1994 году даже выступал в Госдуме. Но с 2000 года Москва неоднократно отказывала ему в визе, несмотря на протесты российских буддистов. Лишь в 2004 году Далай-ламе вновь было разрешено побывать в России (в Калмыкии) с условием отсутствия каких-либо контактов с официальными лицами. С тех пор в визе ему снова отказывают под разными предлогами.

«Срединный путь»

В условиях такой «робкой» позиции мирового сообщества и регулярных обвинений в «сепаратизме» и «терроризме», которыми Пекин обосновывал свои репрессии, Далай-лама и тибетское правительство в изгнании выступили с рядом инициатив, существенно повысивших международный авторитет тибетского национально-освободительного движения. Во время визита в США в 1987 году Далай-лама заявил о постоянной приверженности тибетцев принципам ненасилия и выдвинул план мирного урегулирования тибетской проблемы, состоявший из 5 пунктов: 1) объявить Тибет «Зоной мира»; 2) прекратить массовое переселение на его территорию китайцев; 3) восстановить уважение к демократическим нормам и правам человека в регионе; 4) сохранить уникальную экологию Тибета; 5) прекратить хранение и производство на его территории ядерного оружия и материалов.

15 июня 1988 года Далай-лама выступил перед Европейским парламентом в Страсбурге, где он представил свой «План мира», дополненный положениями о «Срединном пути между полной независимостью Тибета и полным его поглощением Китайской Народной Республикой». Далай-лама подчеркнул, что Тибет ищет не независимости, а «подлинной автономии, где тибетцы «могли бы жить свободно». По его мнению, Тибет может стать «самоуправляемой демократической политической единицей в ассоциации с КНР». После этого выступления Европарламент принял резолюцию с выражением «серьезной обеспокоенности» по ситуации в Тибете. В 1989 году за проводимую им политику ненасилия Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира и превратился в одного из наиболее авторитетных и почитаемых людей современного мира.

Пекин сходу отверг все инициативы Далай-ламы. Неоднократно заявлялось, что КНР никогда не отступит от тезиса о принадлежности Тибета единому и неделимому китайскому государству еще с XIII века. Правда, в условиях подготовки и проведения пекинской Олимпиады, а также роста международной солидарности с тибетским народом в результате подавления волнений в Тибете в 2008 году, Китай выразил готовность вступить в переговоры, но исключительно об условиях возвращения Далай-ламы в Тибет. В ноябре 2008 года в Пекин прибыли представители Далай-ламы, которыми был представлен «Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа», где подтверждался отказ от борьбы за независимость и согласие на «подлинную автономию» в случае удовлетворения Китаем ряда требований тибетской стороны. В ответ было сказано, что, по мнению китайских властей, сутью «Срединного пути» является изменение юридического статуса Тибета и фактическое отрицание суверенитета центрального правительства КНР над Тибетом, а сам план мирного урегулирования имеет два ключевых момента, совершенно неприемлемых для Пекина: 1) в территорию «подлинной автономии» предлагается включить весь «исторический Тибет», то есть «большой район компактного проживания тибетцев, который займет четверть всей территории Китая»; 2) «высокая степень автономии» якобы подразумевает запрет размещения китайской армии на ее территории, а также неприемлемый для Пекина безъядерный статус и разрешение Тибету поддерживать дипломатические отношения с другими странами. После этого даже неофициальные контакты между Пекином и зарубежными тибетцами прекратились, а возможность переговоров, пусть даже только о возвращении Далай-ламы, полностью исчезла. Наоборот, в его адрес из Пекина раздавались лишь обвинения во все том же «раскольничестве», а его почитатели в Тибете, осмеливавшиеся, например, вывесить портрет Далай-ламы, жестоко преследовались.

Подтвердить и обеспечить преемственность

В начале 2011 года Далай-лама предпринял важный политический шаг - отказался от верховной политической власти, которая перешла к ЦТА во главе с новым премьер-министром (калон-трипой) Лобсангом Сенге (Сангаем), юристом, искусствоведом и правозащитником, получившим образование в Делийском университете и Гарварде. Он был избран голосованием всемирной тибетской диаспоры. В своей инаугурационной речи, состоявшейся в главном храме Дхарамсалы Цуглаканге 8 августа 2011 года, Сенге поклялся продолжать и развивать «великую преемственность наших старших, укреплять и поддерживать движение до тех пор, пока свобода не будет восстановлена в Тибете и Его Святейшество Далай-лама не вернется на родину».

Новый калон-трипа предложил работать «ради создания светского демократического общества согласно тому, как его видит Далай-лама». Заявив, что китайское правление в Тибете напоминает не «социалистический рай», а «колониализм» и «геноцид», он вместе с тем подчеркнул: «Наша борьба – не против китайского народа или Китая как страны. Наша борьба – против жестокости китайского режима в Тибете. Наша борьба – против тех, кто отвергает свободу, справедливость, достоинство и саму национальную идентичность тибетского народа». При этом он напомнил о древнем договоре Тибета с Китаем: «Тибетцы должны быть счастливы на земле Тибета, а китайцы – на земле Китая».

14-я Ассамблея народных депутатов приняла обусловленные решением Далай-ламы конституционные поправки, подтвердив и обеспечив тем самым сохранение преемственности ЦТА как легитимного правительственного органа и представителя всего тибетского народа (преемственность, восходящую к воцарению в 1642 году Далай-ламы V и от него через все последующие тибетские правительства вплоть до последнего, изгнанного в 1959 году). Новая преамбула была ратифицирована Далай-ламой. За ним сохранилась духовная власть и право давать советы, наставления, встречаться с мировыми лидерами и говорить с ними от имени тибетского народа. Далай-лама утверждает, что тибетское правительство в изгнании будет распущено сразу после того, как Тибет вновь обретет свободу и будет создано новое демократическое правительство, сформированное после всеобщих выборов.

Подтвердить и обеспечить преемственность – вот основной смысл политической акции, предпринятой Далай-ламой. Дело в том, что в Пекине с нетерпением ожидают его «перерождения». На этот случай 1 сентября 2007 года в КНР было принято постановление о поисках и утверждении «перерождений» высших лам, парадоксальным образом передающее реинкарнацию высших лам, то есть процедуру их выявления и утверждения, под контроль компартии Китая. Далай-лама и другие лидеры основных школ тибетского буддизма, а также религии Бон, категорически отвергли это постановление, как не имеющее даже малейших точек соприкосновения с религиозными канонами. Далай-лама заявил, что решение о будущем «перерождении» примет он сам, а не китайские коммунисты, а процедура поиска и распознавания будет выполнена в соответствии с традициями и священными текстами.

Однако в Пекине надеялись, опираясь на свое постановление, «подобрать» лояльную себе «кандидатуру» на роль Далай-ламы XV. К тому же вроде бы имелась возможность использовать в этих целях так называемого «Панчен-ламу XI» (Панчен-лама Х, несмотря на свою подконтрольность Пекину, был посажен в тюрьму, потом находился под домашним арестом, а в 1989 году внезапно умер в возрасте 51 года после речи с осуждением китайской оккупации Тибета). «Панчен-лама XI» весьма беззастенчиво «выявлен», а вернее, назначен китайскими коммунистами, и поэтому не признан тибетской иерархией. В противовес она «выявила» своего Панчен-ламу XI, причем на территории Тибета, но он бесследно пропал в 1995 году.

До недавних пор в Пекине рассчитывали, что если бы тибетцы не признали китайского «кандидата» в Далай-ламы и «выявили» бы его следующее «перерождение» вне пределов КНР, результатом мог стать религиозный раскол, что было бы выгодно опять же китайцам. Но теперь ситуация изменилась. Далай-лама XIV больше не является политическим лидером Тибета. Политическое руководство и политическая преемственность перешли к ЦТА. Следовательно, переговоры о политическом будущем нынешнего Далай-ламы лишены смысла, как и обвинения его в «сепаратизме».

Китайских коммунистов не пристыдишь

Причины, мягко говоря, неуступчивости Пекина по тибетской проблеме очевидны. Ну, во-первых, коммунистам в принципе не свойственны уступчивость, терпимость, уважение к правам человека, праву наций на самоопределение и так далее. Особенно, когда они полагают, что они в силе. А китайские коммунисты полагают, что они в силе. Во-вторых, китайские коммунисты никогда не забывают, что они именно китайские коммунисты. Соответственно, им, как и многим прочим китайцам, присуща уходящая корнями в тысячелетнюю имперскую историю почти религиозная приверженность постулату о единой и неделимой «Поднебесной». Поэтому, имея обыкновение мыслить на перспективу, властители Китая опасаются, что, в случае получения Тибетом автономии многие другие этнические и религиозные группы, в первую очередь, уйгуры могут потребовать аналогичные права, а это, по их мнению, уже может грозить развалом китайской государственности. Поскольку считается, что ресурсов, прежде всего силовых, у Пекина вполне достаточно, то делается вывод о нецелесообразности и даже вредности любой гибкости и политического маневрирования. Следовательно, основной упор делается на репрессивное подавление, тем более, что подобная политика пользуется поддержкой подавляющего большинства ханьцев.

Впрочем, как показывает практика последних лет, репрессии и запугивание на тибетцев не действуют. После событий 2008 года они стали все чаще прибегать к такому, в общем, жутко трагичному способу борьбы, как самосожжение. С 2009 года в знак протеста против политики Китая в Тибете покончили с собой таким образом около 100 монахов, монахинь и обычных людей. Это наносит огромный ущерб репутации Китая на международной арене. Китайское руководство сразу же взяло курс на искоренение практики самосожжений силой. Было объявлено, что все происходящее инспирировано «иностранными врагами-сепаратистами». Те, кто якобы помогает организовывать самосожжения (чаще всего в этом обвиняют друзей и родственников), являются, по версии властей, «убийцами». За этим следуют аресты и допросы.

Прямые репрессии дополняются мерами, призванными загнать тибетцев в информационную блокаду. Совсем недавно власти отправили в северо-восточные провинции Тибета специальные отряды, которые конфисковали в частных домах и буддистских монастырях спутниковые тарелки. Эта мера уже коснулась 300 монастырей в Хуаннань-Тибетском автономном округе. Местные чиновники выделили примерно 1,39 миллиона долларов (в юанях, естественно) на установку вместо конфискованного оборудования 50 телепередатчиков, которые позволят властям транслировать около 70 процентов региональных китайских телеканалов. В декабре 2012 года местное руководство объяснило, что общественное мнение необходимо направлять в нужное русло в тех случаях, когда дело касается Далай-ламы. Прямо говорилось, что «вредную информацию нужно блокировать».

Многие подозревают, что оборудование, навязанное сверху, служит еще и для слежки за гражданами. На тех, кто слушает передачи Radio Free Asia или Voice of America, налагаются штрафы (до 800 долларов). Доносы на несогласных поощряют вознаграждением в 1,6 тысячи долларов.

Развернулось очередное наступление на тибетские традиции и язык. В школах автономии постепенно внедряют учебники на китайском, несмотря на сопротивление детей и родителей. В январе источники сразу в нескольких районах Тибета сообщили, что китайские власти запретили волонтерам во время зимних каникул давать школьникам уроки тибетского языка и культуры. Раньше языку можно было научиться в некоторых монастырях, однако запрет распространился и на них. Более того, в ноябре прошлого года китайские власти опубликовали брошюру, посвященную тибетскому языку и культуре, и начали распространять ее среди студентов и школьников. В ней тибетский язык был назван «неактуальным», а акты самосожжения монахов объявлялись «проявлением глупости». Ну, и, наконец, стали приниматься меры к тому, чтобы закрыть Тибет «изнутри» и сделать тибетцев «невыездными».

Вполне понятно, что подобного рода действия не могут не вызвать в мире роста сочувствия к тибетцам. Движение международной солидарности с Тибетом стало особенно интенсивно развиваться после кровавых лхасских событий 1987 года. Появилось множество организаций, выступающих за независимость или полную автономию Тибета, среди которых наиболее известны Free Tibet Campaign (1987), International Campaign for Tibet (1988), Students for a Free Tibet (1994). Еще больший размах движение приобрело после событий 2008 года и последовавших вслед за ним самосожжений. Популярность движения за независимость Тибета, безусловно, повышает участие в нем всевозможных знаменитых людей. Достаточно вспомнить Ричарда Гира, Гаррисона Форда или Джулию Робертс.

Трудно представить, как может быть иначе – ведь за прошедшие десятилетия накопилось очень солидное «досье» тяжелейших преступлений, совершенных китайскими коммунистами против народа Тибета. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1959, 1961 и 1965 годах приняла резолюции, осуждающие «нарушение основных прав человека» в Тибете. В 1960 году Международная комиссия юристов заявила в своем докладе, что «акты геноцида были совершены в Тибете в попытке уничтожить тибетцев как религиозную группу». В резолюции конгресса США от 22 декабря 1987 года говорилось, что «более 1 миллиона тибетцев погибло с 1959 по 1979 год, что явилось прямым следствием политической нестабильности, казней, тюремных заключений и крупномасштабного голода, порожденных политикой КНР в Тибете». В 1992 году «Международная амнистия назвала Тибет «пыточной лабораторией пенитенциарной системы КНР».

Список можно продолжать долго, но Пекин это не особо смущает. Китайских коммунистов не пристыдишь. Но, возможно, международное осуждение даже не самое главное. Ведь Тибет – это проблема в первую очередь для самого Китая. Сейчас, как и в предыдущие десятилетия, все определяется уверенностью Пекина в том, что ему всегда будет хватать силовых ресурсов для поддержания ситуации в «стабильном» состоянии. У кого-то, например, в России такая позиция вызывает понимание, а то и восхищение. И горькое сожаление, что советские властители в свое время не последовали китайскому примеру.

Но, как говорится, поживем – увидим. Ведь тибетская «стабильность», то есть отсутствие массового вооруженного сопротивления, далеко не в последнюю очередь объясняется авторитетом Далай-ламы и его политикой ненасильственных действий. Вместе с тем Далай-лама неоднократно заявлял, что пока не решил, продолжится ли институт далай-лам после его смерти. По его словам, он собирается обсудить этот вопрос с единоверцами, когда его возраст приблизится к 90 годам. Не исключено, что на Далай-ламе XIV многовековая традиция прервется. Тогда тибетцев будет возглавлять лишь правительство в изгнании, и уже от его действий во многом будет зависеть, насколько проблемным регионом Тибет будет оставаться для Китая.

Между тем, тибетское население в самом Тибете и тибетские диаспоры за рубежом стремительно молодеют. То же самое относится к тибетскому движению сопротивления – в его акциях чаще всего участвуют молодые беженцы, недавно прибывшие из Тибета, а также молодые тибетцы, родившиеся вне Тибета. Среди тибетской молодежи все нарастающей популярностью пользуется Тибетский молодежный конгресс, созданный в 1970 году. Опять же беженцами из Тибета. Конгресс тоже выступает за ненасильственную борьбу, но в отличие от Далай-ламы и ЦТА требует не автономии, а полной независимости, и критикует ЦТА за «медленное решение вопроса возвращения на родину». (По мнению китайских властей, деятельность Конгресса вообще носит террористический характер). По оценкам ряда экспертов, лозунг полной независимости пользуется поддержкой большинства населения самого Тибета и большинства молодых тибетцев за рубежом, взгляды которых все больше радикализуются. Так что в перспективе Пекин может еще пожалеть, что не пошел в свое время на диалог с Далай-ламой.

Сейчас китайские коммунисты загоняют в тупик эту острейшую проблему и, судя по всему, окончательно переводят ее в разряд «вечных». Такие проблемы если и решаются когда-нибудь, то совсем не насилием (если, конечно, не уничтожить физически противную сторону). Такие проблемы могут очень сильно «аукнуться», а то и «рвануть». Причем для Китая Тибет может послужить весьма своего рода «запалом-детонатором». Неисчерпаемость китайских ресурсов по определению не может быть вечной. Это очевидно на примере многочисленных и очень сложных проблем экономического, социального, политического и межнационального характера, все отчетливее проступающих сквозь блистательное разбухание китайского «дракона». Вот они-то и могут «сдетонировать» от тибетского «запала» -- весьма мощно и очень больно для «китайских товарищей».

Михаил Калишевский

Международное информационное агентство «Фергана»



Пакистанская школьница-блогер Малала Юсафзай успешно прошла операцию по реконструкции черепа
2013-02-04 10:38 ИА Фергана.Ру

Пакистанская школьница-блогер Малала Юсафзай, которую пытались убить талибы, успешно перенесла операцию по реконструкции черепа и восстановлению слуха, сообщает Газета.Ру. В бирмингемской Больнице королевы Елизаветы, где проходит лечение Малала, во время операции в левую часть черепа девочки установлена титановая пластина и имплантат, позволяющий частично восстановить слух. Медики надеются, что Малале больше не понадобятся операции.

По словам представителя больницы, состояние 14-летней девочки стабильное, «врачи очень довольны тем, как продвигается лечение. Она в сознании и разговаривает с персоналом больницы и родственниками».

Напомним, Малала Юсафзай с 11 лет вела блог, в котором активно поддерживала светский образ жизни, выступала против движения «Талибан» и отстаивала право девочек на образование. Блог вела под вымышленным именем, талибы смогли узнать, кто скрывается под псевдонимом, после того, как Малала получила национальную премию за храбрость и была выдвинута на международную детскую премию мира.

9 октября 2012 года талибы обстреляли из автоматического оружия школьный автобус, в котором находилась Малала и ее одноклассники, пуля попала ей в голову. Предварительно Малалу окликнули по имени. Нападавшие скрылись с места происшествия. Девушка была доставлена в больницу Национальной службы здравоохранения Великобритании. Лечение оплачивает правительство Пакистана.

Ответственность за теракт взяло на себя движение «Техрик-и-талибан Пакистан». Талибы пообещали, что не оставят Малалу в покое, и заявили, что теперь они убьют ее отца, директора школы для девочек в долине Сват. Правительство Пакистана резко осудило нападение и предложило в десять миллионов рупий (более 100 тысяч долларов) за информацию, которая поможет задержать преступников.

В январе 2013 года Малала Юсафзай была награждена премией Симоны де Бовуар, которую вручают защитникам прав женщин. 1 февраля стало известно, что Малала выдвинута на Нобелевскую премию мира.

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: Тысячи людей вышли на демонстрацию протеста против похищения и убийства ребенка
2013-02-04 11:27 ИА Фергана.Ру

1 февраля, в субботу, тысячи людей вышли на улицы в провинции Герат (Афганистан) в знак протеста против похищения и убийства ребёнка, сообщает Афганистан.Ру. 11-летний Али Сина Нурзай, сын владельца алюминиевого завода, три дня назад был найден мертвым в уезде Инджил, спустя полтора месяца после его похищения. Похитители требовали 400 тысяч долларов выкупа, но семья успела выплатить только 65 тысяч, пообещав найти недостающую сумму. Однако похитители не стали ждать и убили ребенка.

Протестующие, среди которых было около 200 женщин, принесли тело ребёнка на площадь перед администрацией губернатора и заявили, что не похоронят его, пока убийцы не будут казнены. Отмечается, что на данный момент в рамках расследования происшествия были арестованы две женщины, а мать погибшего ребенка рассказала, что в похищении участвовал один из охранников ее мужа.

Промышленники провинции объявили, что останавливают работу производств на три дня в знак траура по сыну своего коллеги, и 1 февраля было закрыто около 75% магазинов провинции.

Президент Афганистана Хамид Карзай выразил семье погибшего ребенка соболезования, обсудил произошедшее с губернатором провинции Герат и пообещал помощь в расследовании дела и наказании виновных.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Жители анклава Сох вернулись из Узбекистана домой
2013-02-04 12:50 ИА Фергана.Ру

1 февраля 2013 года начал функционировать пункт пропуска «Кадамджай - Вуадиль» для жителей Баткенской (Кыргызстан) и Ферганской (Узбекистан) областей, сообщает ИА 24.kg. Киргизская и узбекская стороны обязались обеспечить беспрепятственный проезд местных жителей через анклавы Сох и Шахимардан, продолжаются переговоры о возможности открытия других пунктов пропуска.

Напомним, что узбекистанский эксклав Сох был заблокирован после инцидента на границе: киргизская сторона установила столбы электропередач на территории, которую жители анклава считают своей, после чего начались беспорядки, которые киргизские пограничники остановили, открыв стрельбу (узбекистанская сторона утверждала, что есть раненые; киргизская - что стреляли в воздух). После беспорядков жители Соха взяли 34 жителей киргизского села Чарбак в заложники и удерживали их почти сутки.

1 февраля жители заблокированного анклава Сох смогли вернуться домой из Узбекистана, где они провели почти месяц, сообщает UzNews.net. Отмечается, что в Ферганской области Узбекистана за этот месяц блокады скопилось порядка двух тысяч жителей Соха, причем их число постоянно росло за счет прибывающих из России гастарбайтеров. В ожидании снятия блокады жители Соха были размещены местными властями в санатории и общежитиях колледжей, многие поселились у родственников в Риштане и других городах Ферганской области. Людям за счет бюджета бесплатно выдавали продукты.

Однако вернувшись в Сох в сопровождении узбекистанской милиции, жители подтвердили, что анклав до сих пор находится в жесткой блокаде, ощущается нехватка продовольствия, лекарств, топлива и других средств жизнеобеспечения. Трасса Риштан - Сох, по словам жителей анклава, остается закрытой.

Кроме того, обстановка остается небезопасной: сообщается, что колонну с жителями Соха, въезжающую в анклав по объездной дороге, обкидали камнями возле киргизского населенного пункта Хайдаркан.

Интересно, что Погранслужба Кыргызстана сообщает, что 1 февраля состоялся акт примирения между жителями Баткенского района Кыргызстана с жителями Сохского района Узбекистана. Подробности не сообщаются, говорится лишь, что «цель мероприятия - укрепление дружбы и взаимопонимания между жителями приграничных районов двух стран, мирное урегулирование конфликтных ситуаций».

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное