Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Появилось видео перестрелки в центре Москвы



Появилось видео перестрелки в центре Москвы
2015-06-10 20:40 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

На кадрах видеозаписи, которую опубликовало издание, видно, как черный внедорожник Mercedes врезается в автомобиль, припаркованный недалеко от Даниловского монастыря. Из джипа выбегают трое мужчин, которые пытаются скрыться. Спустя несколько мгновений возле внедорожника останавливается микроавтобус, из которого выскакивают спецназовцы.

Полицейские начали преследовать машину преступников, которых подозревают в разбойных нападениях, начиная с Садового кольца, говорят в МВД. Остановить автомобиль грабителей удалось после меткой стрельбы по колесам. Полицейские задержали троих человек, в их автомобиле нашли два боевых пистолета.

Во время задержания один из преступников оказал активное сопротивление и получил «огнестрельное ранение, неопасное для жизни», рассказали МИА «Россия сегодня» в пресс-службе Главного управления МВД по Москве. Пострадавшего осмотрели врачи.

Пометили отверстия. С одной стороны их 7. По окну стреляли из травмата, видимо. По колесам - боевыми pic.twitter.com/EE6qnDvCXy

— Magomed Edilsultanov (@batsuev) 10 июня 2015

Эксклюзив pic.twitter.com/a4HaUuIkul

— Magomed Edilsultanov (@batsuev) 10 июня 2015

Возле нашего офиса произошел захват с перестрелкой. Думали за нами. Журналистов @lifenews_ru замечено не было pic.twitter.com/T9I9hs3rSj

— Beslan Uspanov (@beslanu) 10 июня 2015



Катар согласился принять ЧМ-2018 вместо России
2015-06-10 20:17 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Руководство ФИФА опасается, что Россию могут оставить без чемпионата мира по футболу из-за войны на Украине. Катар рассматривают как запасной вариант: в 2022 году в этой стране также запланировал чемпионат мира.

Власти ФИФА попросили Катар построить к лету 2018 года как минимум восемь стадионов, готовых принять мировое первенство. Как отмечает испанская газета, Катар способен уложиться в эти сроки, поскольку несколько стадионов в окрестностях Дохи, столицы страны, уже построили.

Представители Катара считают, что чемпионат мира 2018 года пройдет в России, а не в их стране. «У России не отнимут чемпионат мира. Этого не случится. Но если это все же произойдет, мы будем готовы», — сказал неназванный катарский чиновник.

О возможном переносе чемпионата мира 2018 года из России начали говорить после начала боевых действий на юго-востоке Украины. В ФИФА неоднократно заявляли, что не станут лишать Россию первенства.

Глава комиссии ФИФА по аудиту Доменико Скала в июне сообщил, что Россию и Катар могут оставить без турниров, если выяснится, что при выборе стран-хозяек ЧМ чиновники ФИФА получили взятки.

В ФИФА заявили 8 июня 2015 года, что у организации «нет никаких правовых оснований лишать Россию и Катар возможности провести чемпионат мира». Обе страны «получили право провести ЧМ после честного голосования исполкома ФИФА», отметили в организации.

В ФИФА в конце мая разразился коррупционный скандал: ФБР США завело дело на 14 чиновников федерации, которые больше 20 лет брали взятки. Одновременно с этим прокуратура Швейцарии начала выяснять, законно ли Россия получила право провести чемпионат мира. Аналогичное расследование идет и против Катара.



Курс доллара опустился ниже 54 рублей
2015-06-10 19:25 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Биржевой курс евро во время торгов опустился ниже 61 рубля, на минимуме достигнув отметки в 60,75 рубля, что на 2,07 рубля меньше, чем при закрытии биржи 9 июня. Евро опустился ниже 62 рублей впервые с начала недели.

Банк России установил официальный курс доллара на 11 июня на уровне 54,82 рубля, что на 1,09 рубля меньше, чем 10 июня. Курс евро составляет 62,20 рубля, что на 86 копеек ниже.



Главу хабаровской думы задержали за хищения при строительстве «Восточного»
2015-06-10 18:33 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

По версии следствия, в 2006-2009 годах Чудов, начальник «Дальспецстроя» Юрий Хризман и его сын Михаил похитили около 106 миллионов рублей компании «Дальспецстрой».

Следователи считают, что «Дальспецстрой» приобретал цемент, трубы, металлопродукцию и автомобильные шины по завышенным ценам у фирм, подконтрольных Чудову и Михаилу Хризману — организации были созданы именно для осуществления этой схемы, уверено следствие.

«Причем покупка через них была только на бумаге. В действительности цемент, трубы, металлопродукция и автомобильные шины поставлялись напрямую от поставщиков продукции на склады "Дальспецстроя" и его филиалов, а расчетные счета перечисленных фирм использовались лишь для транзита денежных средств от заказчика к поставщику продукции и позволяли оставить разницу от продажи товаров по завышенной цене, которую фигуранты дела присваивали себе», — говорится на сайте СКР.

Управление по расследованию особо важных дел СКР предъявило обвинение Чудову по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса (присвоение денежных средств, совершенное организованной группой в особо крупном размере). Юрий и Михаил Хризманы уже находятся под стражей.



Мединский предложил москвичам выбрать место для памятника князю Владимиру
2015-06-10 18:09 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Чиновник поддержал решение Российского военно-исторического общества (РВИО) не устанавливать памятник на смотровой площадке перед Московским государственным университетом. «Я спрашивал сотрудников общества, а там был целый консилиум ученых, чем они руководствовались при предложении перенести в другое место. Их аргументация очень разумна и взвешена», — рассказал министр.

По мнению членов общества, объем землеустроительных работ превысил предварительные расчеты, из-за чего проект подорожает. Однако, уверен Мединский, памятник князю все равно необходимо поставить. Место установки нужно решить «строго в соответствии с законом».

Днем ранее РВИО попросило Мосгордуму изменить предполагаемое место установки памятника. Еще раньше сотрудники МГУ попросили президента России Владимира Путина не возводить монумент на Воробьевых горах. Петицию против памятника подписали около 60 тысяч человек.



Сына Мустафы Джемилева приговорили к 5 годам тюрьмы
2015-06-10 17:35 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Прокуроры требовали приговорить Джемилева к 5,5 года лишения свободы. Адвокаты настаивали на самом мягком наказании и подчеркивали, что ему нужно отбывать его на Украине.

Сам подсудимый сообщил, что «два года под арестом помогли осознать серьезность произошедшей ситуации», и попросил суд о снисхождении.

Присяжные не признали Джемилева виновным в умышленном убийстве, но сочли доказанной его вину в причинении смерти по неосторожности, в хищении и в незаконном хранении оружия. Суд оставил без рассмотрения гражданский иск на семь миллионов рублей брата убитого Джемилевым человека. По мнению суда, его следует рассматривать в рамках гражданского процесса.

В мае 2013 года в крымском городе Бахчисарай Джемилев-младший во дворе собственного дома застрелил из ружья друга семьи Февзи Эдемова, считают следователи. По их мнению, он совершил убийство умышленно, из хулиганских побуждений.

На Украине Джемилева-младшего также приговорили к трем годам и восьми месяцам тюрьмы. По Европейской конвенции защиты прав человека и Конституции России, ни одно лицо не может быть осуждено дважды за одно и то же преступление. В связи с этим адвокаты требовали отпустить подсудимого на Украину. По мнению адвоката Николая Полозова, Джемилева надо судить на Украине, поскольку он является гражданином Украины, совершил преступление на территории Украины и против украинского гражданина.Украина направила в Россию запрос об экстрадиции Джемилева. Европейский суд по правам человека также обязал Россию освободить сына депутата.

Мустава Джемилев возглавлял крымско-татарский меджлис до 2013 года. После присоединения Крыма к России ему запретили въезд в республику на пять лет. По версии властей, Джемилев способствовал разжиганию межнациональной розни.

Гособвинение в ответ заявило, что оригинал дела и вещественные доказательства хранятся в краснодарском суде и в Краснодаре же были опрошены свидетели. Соответственно, считает представитель обвинения, основания для приговора в Киеве вызывают серьезные сомнения.



В центре Москвы произошла погоня со стрельбой
2015-06-10 17:04 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

По его словам, от погони уходил черный Mercedes. «Я сейчас был на Павелецкой. Дубининская или как-то так улица называется. Там расстреляли черный джип. Он мимо меня пронесся весь в дырках. За ним поехали, не знаю кто, полиция, наверное, в обмундировании. А джип прямо весь расстрелянный, в крови весь был и с колесами пробитыми. Еще бы секунду и он бы меня снес. Все машины рядом растолкал и поехал. Там какие-то кавказцы были», — сказал Андрей.

«Человек 20 с автоматами, частично в форме ОМОНа, устроили перестрелку, трупы покидали в машины и скрылись с места», — Эксклюзив%20pic.twitter.com/a4HaUuIkul

—%20Magomed%20Edilsultanov%20(@batsuev)%2010%20июня%202015%20" target="_blank">написал в фейсбуке пользователь Сергей Пильгуй.

За происходящим следил сотрудник «Кавполита» Магомед Эдилсултанов. Перестрелка и задержание прошли прямо напротив его офиса. По его словам, «кажись, одного пристрелили». Двоих задержали, еще один человек, возможно, ранен, сообщил Эдилсултанов.

pic.twitter.com/AwlDfATZ73

— Magomed Edilsultanov (@batsuev) 10 июня 2015

«Грят, аж Якунин едет. Кто такие, что сделали — не говорят. Среди зевак есть те, которые до сих пор считают, что это действительно была свадьба с ДТП. Лал», — написал Эдилсултанов. Позже он добавил, что виновниками инцидента были не чеченцы. Одного из них задержали напротив монастыря — «вроде славянин». Еще двое остались на улице — «вроде не славяне». Водителя, по некоторым данным, сразу госпитализировали.

Эксклюзив pic.twitter.com/a4HaUuIkul

— Magomed Edilsultanov (@batsuev) 10 июня 2015

Возле нашего офиса произошел захват с перестрелкой. Думали за нами. Журналистов @lifenews_ru замечено не было pic.twitter.com/T9I9hs3rSj

— Beslan Uspanov (@beslanu) 10 июня 2015



Рукопись новых «50 оттенков серого» украли за неделю до публикации
2015-06-10 16:41 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

В издательстве Penguin Random House боятся, что теперь рукопись попадет в интернет. Пропажу книги обнаружили вечером 9 июня. Издательство не дает комментариев из-за «ведущегося полицейского расследования».

После многочисленных просьб фанатов Джеймс решила написать продолжение книги «50 оттенков серого». По ее словам, читателям захотелось больше узнать о мотивации, желаниях и тяжелом прошлом главного героя Грея.

Новая книга должна была быть опубликована 18 июня, в день рождения Грея. В ней повествование ведется не от лица героини Анастейши Стил, а от лица самого Грея.

В 2007 году в интернет за несколько дней до релиза попал полный текст последней части «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. В 2008 году в интернете были опубликованы черновики романа «Солнце полуночи» Стефани Майер, из-за чего писательница решила приостановить работу на неопределенный срок.

Первая книга «50 оттенков серого» вышла в 2011 году. Основой для нее послужили «Сумерки» Стефани Майер. Работа Джеймс рассказывает об отношениях студентки Анастейши Стил и миллиардера Кристиана Грея. В книге описаны сцены интимной близости героев и БДСМ. В 2012 году роман занял первое место в списке бестселлеров The New York Times и не покидал его 28 недель.



Алексей Герман-младший:С мира сходит глянцевитость
2015-06-10 16:28 dear.editor@snob.ru (Юлия Дудкина)

Интервью

САлексей, вы начали снимать фильм пять лет назад, но как будто угадали, каким все будет сегодня. Как это получилось?

Почти все было очевидно. Есть дыхание времени, есть вещи, которые могут развиваться только так и никак иначе. Есть, в конце концов, инерция, какие-то исторические закономерности, цикличность в истории России. Я показал в фильме свое ощущение Вселенной и того, в какую сторону она двигается, почему-то мне казалось, что будет именно так. Я не утверждаю, что я что-то там угадал, просто вышло похоже. Хорошо это или плохо — не знаю. Что-то было таким, как в фильме, уже тогда. Когда я еще только начинал работать над сценарием, я хотел показать несовпадение городской жизни со всеми ее выставками и того, что происходит за несколько тысяч километров. Это как раз то, что я видел уже пять лет назад. Не знаю, догнал ли фильм время, но мне определенно кажется, что то, что в нем показано, начнет происходить раньше, чем в 2017-м. Есть в людях какая-то энергия, которая делает такой ход событий неизбежным. И это не плохо и не хорошо, это данность. Вот как есть у нас почки, печень. Их можно не любить в себе, но отказаться от них — никак.

СА откуда взялось ощущение предвоенного времени? Некоторые сцены снимались на Украине — неужели уже тогда оно там было?

Нет, мы закончили снимать там еще задолго до всех этих ужасных событий. Так что это не про конкретную войну, это просто про ощущения от жизни. Я еще в 2007 году чувствовал, что в мире что-то меняется.

СВаш фильм про Россию получил награду Берлинского кинофестиваля. Как вы думаете, западный зритель воспринимает его иначе, чем мы?

В Берлине высоко оценили работу художников, операторов. Но поняли ли они, про что это кино, не знаю. Не уверен. Думаю, 80% смысла для них не считывается. В картине, например, есть музыка Шевчука, потому что для нас это целый огромный пласт культуры. А для них что? Ничего. То, что Запад понимает под словом «Россия», можно уложить в два предложения. Я слышал, как многие говорят: «Да, очень красивый фильм. А про что это?» Как тут объяснишь, про что? Жители Восточной Европы, например Югославии, это чувствуют, понимают. Можно было бы упростить картину, сделать, например, олигарха, который умер и оставил наследство героям, полностью положительным героем. Зарубежному зрителю это было бы понятнее. Но у нас не бывает так. В истории русского бизнеса все проходили разные пути и долг тоже отдавали по-своему. И вообще, все, что происходит, случается не от того, что одни хорошие, а другие плохие, это деление не нужно.

СА от российского зрителя вы ждете понимания этого фильма?

Зачем чего-то ждать от зрителя, зачем бояться его? Когда мы боимся зрителя, мы упрощаем язык, от этого зритель тоже упрощается, и тогда наш следующий шаг — упростить язык еще сильнее. Кончится тем, что лет через пятьдесят мы будем писать на столбик с высунутым языком. Я не жду, что всем будет интересна и понятна эта картина. И уж точно многие будут с ней не согласны — мы сознательно строили диалоги так, чтобы люди могли мысленно спорить с тем, что говорят герои.

СПочему один из персонажей мысленно постоянно возвращается в 1991 год? Значит ли это, что в 91-м — причины всего, что сегодня происходит?

Во многом причины всего, что сейчас происходит в мире, лежат в 91-м. Это некая точка отсчета. И, кроме того, я очень хорошо помню это время, и герой, который постоянно в него возвращается, — примерно мой ровесник.

СДиалоги в фильме напоминают чеховские. Вы сознательно их такими сделали?

Я вообще во многом пытался вернуться к структуре русской литературы XIX — начала XX века. Мне кажется, проблематика с тех пор совсем не изменилась, все совпадает до мелочей. Русская литература всегда была богоискательской, она ставила сложные вопросы выбора и призвания. А уходить в постмодернизм и сводить все на «хи-хи-ха-ха», мне кажется, не очень правильно.

СМногие назвали ваш новый фильм мрачным.

А кому-то он, наоборот, показался позитивным. Мне сложно комментировать комсомольские глупости. Русская культура вообще-то изначально не особенно позитивна, я ведь не сам это придумал. Между прочим, чем бездарнее работник, тем чаще он рассказывает начальству, что у него все в шоколаде.

СЕсть мнение, что в кризисные времена искусство начинает возрождаться. Вы чувствуете сейчас это в России?

Несколько лет назад мы достигли во всем апогея пластиковости. Жизнь была очень сытая, по крайней мере в Москве. Многие понакупали себе домов, квартир, жили прекрасно, дежурно ворчали на начальство… То, что с мира сходит глянцевитость, не значит, что что-то поменяется навсегда. Рано или поздно и деньги опять появятся, и все вернется на круги своя. Но сейчас пластик трескается, и, может быть, из этих трещин что-то вырастет.С



На YouTube вышло видео с разрешением 8K
2015-06-10 16:14 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

В двухминутном ролике «Ghost Towns» показан старый шахтерский поселок, по которому среди остовов автомобилей и сломанных телег ходит молодая женщина. Она заходит в потертые дома, в которых продолжают жить люди, при этом самих жильцов не видно.

Чтобы посмотреть видео без задержек, как пишет TJ, скорость интернета должна быть на уровне 96-128 мегабит в секунду.

Видео в разрешении 7680 на 4320 пикселей сняли на камеру RED Epic Dragon 6K в портретной ориентации, рассказали авторы ролика. После они смонтировали видео в программе Adobe After Effects, в некоторых местах растянув кадры до 125 процентов.

Компания Google позволила заливать на YouTube ролики в разрешении 8K в 2010 году, однако посмотреть видео в таком качестве стало возможно только в 2015-м, отмечает The Independent.



Журналист после ухода с НТВ извинился за «общее пропагандистское безумие»
2015-06-10 15:50 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«По своему желанию, давно (и все же поздно) назревшему, я ухожу из НТВ, где проработал с перерывами 12 лет», — написал журналист. Он поблагодарил коллег, которые «помогали, учили, прощали, растили, дружили», а зрителей — за то, что смотрели.

«И простите за то, что в последнее время сам порою участвовал в общем пропагандистском безумии, — добавил Гольденцвайг. — Вывод банален, но неизбежен: сделки с собственной совестью хороши только тем, что их все-таки можно расторгнуть. Как и любой трудовой договор, даже самый удобный. Да здравствует личная гигиена, ура».

Ну, и пару слов о наших творческих планах, о которых руководству сообщил ещё в марте.По своему желанию, давно (и всё же...

Posted by Konstantin Goldenzweig on Tuesday, June 9, 2015

Телеканал НТВ планировал расстаться с Константином Гольденцвайгом во второй половине июня, однако 9 июня с ним досрочно расторгли трудовой договор. По словам журналиста, его уволили после того, как он дал интервью немецкому телеканалу Phoenix, в котором рассказал о реакции властей России на исключение из клуба «Большой восьмерки».

«На моем примере товарищи показали желающим, как на российском ТВ работает цензура, самоцензура и пропаганда. Опять же спасибо — приносить извинения за постыдное участие в этом позоре проще, когда собраны за тебя воедино все грехи и огрехи», — написал Гольденцвайг.Он добавил, что пошел на дезинфекцию.

Ну и вдогонку... хотя, сор из этой телеизбы я меньше всего хотел выметать. Тут я дал вчера откровенное интервью в прямом...

Posted by Konstantin Goldenzweig on Tuesday, June 9, 2015

В интервью немецкому Phoenix журналист сказал, что президент России Владимир Путин болезненно отреагировал на то, что его не позвали на саммит G7, поэтому «чувствует себя оскорбленным». Происходящее в России Гольденцвайг сравнил с СССР конца 1980 годов и другими «авторитарными системами», которые развалились.



Умер автор «Одинокого пастуха» композитор Джеймс Ласт
2015-06-10 14:37 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Джеймс Ласт умер в штате Флорида в кругу родных и близких после непродолжительной и серьезной болезни, рассказал организатор концертов Ласта. Чем болел композитор, не уточняется.

Общественная панихида по Джеймсу Ласту пройдет в Гамбурге, однако, в какой день она состоится, пока неизвестно.

Ласт родился в 1929 году в Бремене. После Второй Мировой войны он возглавил джазовый ансамбль Last-Becker Ensemble, а в 1964 году основал собственный оркестр, который занимался аранжировками популярных мелодий. Оркестр Ласта выпустил около 50 альбомов.

В 1977 году композитор написал свою самую известную композицию — Einsamer Hirt («Одинокий пастух»). В 2003 году режиссер Квентин Тарантино использовал эту мелодию в фильме «Убить Билла».



В Кремле посоветовали «подольше» пожить под санкциями
2015-06-10 13:40 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Если Россия отменит контрсанкции, то это станет ударом в спину производителей овощей и фруктов, приводит слова Иванова ТАСС. С точки зрения плюсов для аграриев, «лучше бы нам подольше пожить в режиме санкций — антисанкций», отметил глава администрации Кремля, выступая на Всемирном конгрессе русской прессы

Иванов пояснил, что Россия готова продлить контрсанкции «в связи с заявлениями G7», которая 8 июня призвала продлить санкции против России. Если страны «Большой семерки» продлят санкции, то «вполне логично предположить, что и Россия продлит свои контрсанкции», сказал глава администрации президента.

«Что касается наших контрсанкций и можем ли мы их отменить: я 15 лет проработал в МИДе, поэтому скажу дипломатично: сильно в этом сомневаюсь, это крайне маловероятно», — добавил Иванов.

В августе 2014 года правительство России запретило ввозить в страну продукты питания, которые произвели в Евросоюзе, США, Канаде, Австралии, Норвегии. Под запретом оказались молочные продукты, рыба, мясо, фрукты, овощи. В постановлении правительства отмечалось, что продуктовое эмбарго вводят на один год.



Гомер Симпсон разведется с Мардж ради фармацевта
2015-06-10 13:20 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

В новом сезоне у Гомера начнется нарколепсия, из-за чего он станет засыпать в самых разных местах. Это поставит брак Гомера с Мардж под угрозу и они официально разведутся.

«Гомер влюбится в своего фармацевта — ее озвучит Лина Данэм. Мы пригласим и других девушек из сериала "Девчонки"», — рассказал продюсер «Симпсонов». Лина Данэм сыграла главную роль в сериале «Девчонки», который выпускает HBO.

Гомер Симпсон не отличался верностью Мардж. В 1993 году, когда вышел пятый сезон сериала, он впервые изменил жене.

В 27 сезоне создатели «Симпсонов» также собираются убить Барта Симпсона, сына Гомера и Мардж. Убийцей станет клоун Сайдшоу Боб (Второстепенный Боб), который ненавидит Барта больше 20 лет. Как говорил Эл Джин, одного из главных героев убьют в выпуске, который выйдет к Хэллоуину. Однако после смерти Барт оживет.

«Я всегда хотел, чтобы Койот съел Дорожного Бегуна, если вы понимаете, о чем я. Ненавижу фрустирующие комедии и выжму из хэллоуинского выпуска все!» — пообещал продюсер сериала.



Мороженоекак десерт и лекарство от скуки
2015-06-10 13:05 dear.editor@snob.ru (Ирина Прохорова)

Культура повседневности

Идея проекта «Культура повседневности» — расширить традиционные представления о рамках и границах культуры, показать, как элементы повседневной жизни закладывают основу глубоких цивилизационных процессов и определяют траекторию развития общества в исторической перспективе.

Позже мы добавим текстовую версию программы.



450 жителей Северной Осетии отравились водой
2015-06-10 12:50 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

В больницы направили 66 человек, у которых диагностировали гастроэнтероколит. Среди госпитализированных людей есть 18 детей в возрасте от 2 до 12 лет. В каком состоянии находятся больные, не уточняется, ранее сообщалось, что состояние некоторых оценивается как средней тяжести.

Жители Северной Осетии отравились из-за норовируса, который привел к эпидемии желудочно-кишечного заболевания, рассказал 9 июня глава республиканского Роспотребнадзора Алан Тибилов. «Это водная вспышка, люди отравились после потребления некипяченной воды. Мы обнаружили норовирус в воде. Это вспышка, которая была и в прошлом году, но тогда был вирус чуть посильнее», — рассказал он. Для борьбы с эпидемией жителям Алагирского района начали давать вакцину.

Причиной эпидемии в Северной Осетии мог стать неисправный водозабор, считают в Роспотребнадзоре. Точную причину предстоит выяснить Следственному комитету, который возбудил уголовное дело из-за массового отравления водой.



Вадим Рутковский: Искусство о концлагере: «Человек» в БДТ
2015-06-10 12:36 dear.editor@snob.ru (Вадим Рутковский)

Культура

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Зрителей, входящих в зал, встречает растянувшаяся во всю ширь сцены надпись «Добро пожаловать» и оркестр, развлекающий почтенную публику горько-сладким клезмером. Последним звонком к началу спектакля — вместо привычной (и, увы, бесполезной) просьбы выключить мобильные телефоны — оказывается задорный клич певицы: «Вода стынет!» Точно так — приветствиями, оркестром и «Водой!» — встречали эшелоны, прибывающие в Треблинку. Вы провели дни в вагонах для скота, под завязку набитых людьми, теперь вас ждет труд, душ, газ.

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Спектакль словенского режиссера и психолога Томи Янежича «Человек» — вольная инсценировка книги австрийского врача, психиатра и невролога Виктора Франкла «Скажи жизни "да": Записки психолога, пережившего концлагерь». Текст не о столько том, как выжить, сколько о том зачем. В чем смысл, насколько спасительна последняя из человеческих свобод — выбирать, как относиться к обстоятельствам, когда все, что можно отнять, у тебя отняли. Что делать, наконец, в почти анекдотической ситуации: сосед по бараку кричит от ночного кошмара — что, разбудить его и сказать: «Все хорошо, ты в Освенциме»? У искусства есть разные способы говорить о концлагерях; не буду сейчас развивать вечную дискуссию о том, есть ли у него такое право вообще и допустимо ли писать стихи после Освенцима — Франкл точно не согласился бы с Адорно, в спектакле же актеры, задаваясь вопросом «Есть ли право говорить о боли у того, кому не больно?», отвечают на него утвердительно — талантом и честностью. У каждого способа свои достоинства и изъяны. Гиперреализм недавней каннской премьеры «Сына Шауля», заимствованный, в свою очередь, у «Иди и смотри» Элема Климова, принуждает зрителя почти физически испытать ад; но если «Иди и смотри», правда, один из самых страшных фильмов на свете, то в «Сыне Шауля» я холодным взором оценил только режиссерское мастерство (вкупе с режиссерскими понтами); аттракцион не сработал. Спектакль мастерской Дмитрия Брусникина «СЛОН»идет по окольному пути абстрактной рефлексии о насилии и несвободе вообще: сделано изощренно и в памяти держится долго, но отсутствие конкретики и зашкаливающий формализм делают почти невозможным непосредственный эмоциональный отклик. «Человек» — практически образец того, как можно высказываться на тему, о которой мучительно говорить. Это театр прямого диалога, в котором актеры не скрывают, что они — актеры, называют друга друга по именам (в антракте в зале звучит запись с репетиций, рассказ артиста Евгения Чудакова о собственном военном детстве), рассказывают о Викторе Франкле и вспоминают его книгу, по очереди примеряя опыт заключенного под номером 119104 (так же как в другом эпизоде каждый по очереди превратится в капо, надсмотрщика, безжалостно гоняющего партнеров по кругу). Режиссер Борис Павлович, дебютировавший как актер в спектакле «Что делать», вновь выступает медиатором, посредником между сценой и залом, иногда — посредником-провокатором. Он спрашивает: «Спустя почти 70 лет мы снова читаем Франкла — почему?» под вспыхивающий титр «Жизнь в концлагере»; дальше опасную тему сопоставления лагерного существования с существованием вроде бы свободного современного человека спектакль не развивает, но я невольно вспомнил фильм Николя Клотца «Человеческий фактор», поставивший метафорический знак равенства между Холокостом и истребляющим человеческое механизмом работы больших корпораций. Это резкий, но осмысленный вызов; есть и менее удачные: вот артист Валерий Дегтярь пересказывает, как Франкл, спасавшийся от безумия научным, как бы со стороны, наблюдением за собственными поведенческими реакциями, подмечает утрату эмоций: рядом катится мертвая голова твоего товарища, а ты продолжаешь хлебать суп. Павлович, обращаясь в зал, сравнивает это клиническое равнодушие с нашей реакцией на теленовости из Украины или Сирии; некорректное сравнение, чувствую в нем малооправданную — и банальную — натяжку; что прикажете делать, ехать на войну? Но на чьей стороне? И совсем не преступление, что в антракте «Человека» люди идут в буфет и фотографируются в парадных интерьерах БДТ. Люди должны оставаться людьми — это и один из мотивов Франкла, сопротивлявшегося злу не насилием, но мыслью.

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Про ужас нацистских концлагерей и массового истребления гражданского населения я, будучи советским школьником, узнал довольно рано: нас чуть ли не в начальной школе возили на экскурсию в Песчаный Лог — локальный воронежский аналог Бабьего Яра, мы знали наизусть торжественную и страшную песню «Люди мира, на минуту встаньте, слышите, слышите, гудит со всех сторон: это раздается в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон», наш трудовик и военрук Виктор Петрович Божко по собственной, кажется, инициативе, вне программы, рассказывал о крематориях, абажурах из человеческой кожи и медицинских экспериментах над людьми. Тогда же, в детстве, возник — и остается до сих пор безответным — вопрос: как такое могло произойти? Как миллионы людей позволяли творить над собой такое? Как становились добровольными палачами — Франкл вспоминает, что капо из «своих», заключенных, часто были несоизмеримо более жестокими, чем эсэсовцы? Франкл хирургически точно анализирует ступени эмоциональной защиты узников: от бреда помилования к апатии, от апатии — к возможности отстраниться, возвыситься над немыслимой ситуацией. Один из самых сильных эпизодов спектакля — «Искусство в концлагере»; название главы проецируется на занавес БДТ, до поры скрытый серой стеной. Это реконструкция лагерного кабаре, шоу, устраивавшегося заключенными, — на него приходили и охранники, и узники. Те, кто находил силы петь и танцевать, находили силы и шутить: «Сегодня в лагере банный день: моется первый барак, топят — вторым». «Входишь в ворота — вылетаешь в трубу». «Смена белья: первый барак меняется с третьим, второй — с четвертым». Запредельная ситуация рождает запредельный юмор.

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

За содержанием спектакля легко упустить его форму, что было бы несправедливо: «Человек» еще и практически совершенный театральный текст (вообще, четыре грандиозных премьеры подряд — «Что делать», Zholdak Dreams, «Пьяные»— большая редкость, и в этом сезоне место силы определенно в БДТ). Аскетичный, без аффекта и лишних эффектов, только с нужными, по делу деталями — вроде стеклышка для бритья: чтобы пройти селекцию, не попасть «в газ», надо выглядеть румяным и здоровым, насколько это возможно, надо бриться всем, что может уничтожить предательскую щетину. В подвижном, полифоническом мире, выстроенном Томи Янежичем, не выглядит неуместным и эпизод-галлюцинация, вдруг обдающий зал ледяным холодом исполинской сценической коробки и гудящий в ушах мерным стуком лошадиных копыт. Правда, фирменной театральной сентиментальности избежать не удалось. Ее не было в жизни Франкла-узника — когда он, транспортируемый из одного лагеря в другой («счастье, что не в Маутхаузен, а в Дахау, где нет газовых камер и "каминов"»), проезжал родную улицу в Вене, другие узники не пустили его к окну: раньше, что ли, не насмотрелся? Сентиментальные уколы в спектакле — лирика воспоминаний о женах или солнце, красящем своим нежным светом стволы баварских сосен, — болезненны, потому что чужеродны. Такой же чужой оказывалась для выживших мирная жизнь: белые скатерти, цветные лампочки, шансон о маме, которую застрелили в гетто. В эпизоде возвращения домой невозможность сразу принять повседневность с ее рядовыми радостями, можно почувствовать физически. Но у Франкла получилось; и человек для него — не порождение крокодилов, а все же то, что звучит гордо. В своей лекции, фрагменткоторой завершает спектакль, Франкл цитирует своего летного инструктора, непреднамеренно повторившего Гёте. Лишь рассчитывая на лучшее в человеке, можно уберечь его от возможности проявить худшее. И это не идеализм. Единственно возможный путь. Доказано эмпирически.

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра


В Новгородской области отказались считать дефолт региона дефолтом
2015-06-10 12:36 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Правительство Новгородской области отмечает, что сведения о невыполненных обязательствах перед банками (дефолте) не соответствуют действительности, просроченной задолженности по кредитам на 1 июня 2015 года нет», — сообщили в пресс-службе областного правительства.

О дефолте Новгородской области 10 июня сообщил РБК. Издание отметило, что область стала первым с 2008 года регионом России, который допустил дефолт по определению рейтингового агентства Standard & Poors.

В феврале 2015 года Новгородская область не смогла вовремя погасить перед ВТБ кредит в размере «около двух миллиардов рублей», рассказал неназванный источник в областном департаменте финансов. Кредит нужно было погасить до 25 февраля. На 1 марта, говорится в отчетности ВТБ, один регион России просрочил выплату на 1,68 миллиарда. Однако в итоге область договорилась с банком о рефинансировании кредита по пониженной ставке.

Агентство Standard & Poors сообщало, что в первом квартале 2015 года один из регионов России просрочил выплату по банковскому кредиту из-за ограниченного доступа к средствам рефинансирования. По терминологии агентства, это дефолт региона. В S&P отмечали, что банку пришлось пролонгировать старый кредит по ставке, которая оказалась ниже рыночной.

В правительстве Новгородской области подтвердили, что смогли погасить кредит под 25,3 процента годовых, взяв кредит у того же банка под 17 процентов годовых. «Это позволило сэкономить региональному бюджету 72 миллиона рублей», — рассказали в пресс-службе правительства.

В 2008 году дефолт допустила Мурманская область, которая не исполнила оферту по облигациям предприятия. Тогда федеральные власти помогли региону уже после наступления дефолта.



Путин досрочно уволил губернатора Калининградской области
2015-06-10 12:03 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

До выборов нового главы региона Цуканов будет временно исполняющим обязанности губернатора. Путин дал согласие политику на участие в губернаторских выборах. Если Цуканов победит на них, он станет первым калининградским главой, оставшимся на второй срок.

В 2015 году истекают полномочия 14 глав регионов. В девяти из них уже назначены временно исполняющие обязанности: в Марий Эле, Татарстане, Чувашии, Камчатском крае, Калининградской и Кемеровской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Еврейской автономной области. В этом же году заканчиваются полномочия у глав Северной Осетии, Калужской, Пензенской, Ростовской и Тамбовской областей.

Губернатор Краснодарского края досрочно ушел в отставку, чтобы возглавить федеральное министерство сельского хозяйства, сахалинского главу отстранили из-за подозрений в коррупции. Приамурский губернатор ушел работать на Сахалин. В этих регионах пройдут досрочные выборы. Досрочно ушли с постов, чтобы участвовать в выборах, главы Иркутской, Омской, Костромской, Ленинградской, Архангельской и Смоленской областей.



«Исламское государство» уничтожило старинное 90-килограммовое Евангелие
2015-06-10 11:36 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

«Они сожгли старинное Евангелие в Мосуле весом в 90 килограмм. Священник призывал их продать эту книгу, но они не согласились», — сказал муфтий. Он отметил, что в мире нет места понятию «религиозная война». «Религия не проникает в сердца людей мечом», — сказал Хассун.

Он призвал всех людей работать над тем, «чтобы эта зараза не выходила из Сирии и не поразила весь остальной мир». Он обеспокоен тем, что страну пытаются поделить по религиозному признаку.

В марте 2015 года боевики ИГ с помощью тяжелой техникиуничтожили руины древнего города Нимруд в Ираке, который был столицей древнего ассирийского государства. Город был основан в XIII веке до нашей эры недалеко от современного Мосула ассирийским царем Салманасаром I. В 612 году до нашей эры его разрушили мидийцы и халдеи.



«ВКонтакте» временно перестал работать
2015-06-10 11:08 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

«"ВКонтакте" недоступен. Мы сейчас разбираемся в причинах. Скоро все заработает, и заживем, как раньше!» — написал в твиттере пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин.

У кого еще Вконтакте не работает?

— Москва 24 (@infomoscow24) 10 июня 2015

вк чот прилег #вкживи pic.twitter.com/46PiS8pvXI

— Лентач (@oldLentach) 10 июня 2015

Около 10:15 сайт соцсети снова начал загружаться в редакции. The Village также сообщилв твиттере, что «кажется, заработало». «Ага, сайт подняли», — подтвердил Лобушкин.

В сентябре 2014 года из-за обрыва кабеля у одного из магистральных провайдеров у части европейских пользователей пропал доступ к «ВКонтакте». Ресурс был недоступен в Румынии, Испании, Франции, Германии и Нидерландах. Другой крупный сбой произошел летом того же года из-за аномальной жары в Санкт-Петербурге.



Юлия Козлова: Где ты, Лулу?
2015-06-10 10:54 dear.editor@snob.ru (Юлия Козлова)

#04 (81) июнь-август 2015

Фото: Camera Press/Fotodom
Фото: Camera Press/Fotodom
Лулу де ла Фалез с дочерью Анной в саду своего дома в Бури-ан-Вексен, 1991 год

– Я буду ждать вас в 11.20 на платформе Жизор. Ехать надо с вокзала Сен-Лазар. Дорога займет всего час с небольшим, – сказал мне Таде по телефону.

День нашей встречи выдался на редкость жарким – в начале апреля градусник на солнце показывал плюс двадцать восемь! Скоростной поезд летел сквозь еще сухие, не проснувшиеся после зимы поля, пустынные поселки и поросшие мхом остановки с редкими одуванчиками. А я сидела и смотрела вокно, как когда-то Лулу. Поезд мчался в далекую деревню, где на вокзале меня ждал ее муж.

…Посреди безлюдной платформы возвышался красивый стройный старец в странной восточной тюбетейке. Он нервно курил:

– Ольга? Вы не потерялись, значит, я все правильно объяснил. О, простите, опять назвал вас другим именем… Так звали жену Пикассо, мою старинную подругу, – начал Таде.

– Ничего… так зовут мою маму. Так что у каждого из нас своя Ольга, – отозвалась я.

Этот обмен любезностями мгновенно разрушил все возможные страхи и опасения, будто эта невидимая Ольга весело похлопала нас по плечу, предложив безбоязненно доверять друг другу.

Мы сели в машину с панорамной крышей и на дикой скорости помчались в самое сердце бескрайних полей и старых лесов. Тормоза визжали на особо крутых виражах. Одной рукой Таде крутил руль, другой держал сигарету.

– Странный поселок. Редкие дома, людей нет. Тут вообще кто-то живет? – спрашиваю я.

– Конечно. Тишина всего лишь иллюзия. А во времена, когда мы были здесь с Лулу, поселок этот населяли в основном охотники. Их пальба была постоянным звуковым фоном, что бы мы ни делали – сидели в саду, читали, дремали. Постоянно – бах-бах-бах.

– А здесь есть дикие звери?

– В основном кабаны. Как выяснилось, это очень хитрые звери. Они каким-то образом незаметно пробирались в деревню и спаривались с домашними свиньями. В результате тут вывелся новый вид кабанов – очень выносливых, прожорливых, умных и на генетическом уровне чувствующих людей. От этого с ними стало тяжело справляться. Они безбоязненно разгуливали по всей деревне. И к нам всад с Лулу тоже забредали… Я часто приезжал сюда на машине первым. Разжигал камин, готовил еду. Лулу добиралась на поезде в субботу, я встречал ее на вокзале, как сегодня вас. Дела постоянно держали ее в городе. Она много и тяжело работала. В 9.30 в офисе, как штык. И выбраться за город могла только на выходные.

…Мы подъезжаем к глухой каменной стене, Таде открывает ворота пультом дистанционного управления, и мы оказываемся среди дремучего, неухоженного и безнадежно заросшего сада. Тишину пронзает лишь голос горлицы.

– Слышите? Лулу почему-то различала в их крике вопрос: «Что-что ты сказал?» (Qu’est-ce que tu as dit?)

Некогда белоснежный дом с голубыми ставнями на окнах заметно потемнел и как-то осел. Теперь он плотно схвачен плющом, таким мощным, что еще немного, и, кажется, он сокрушит стены и кровлю. Окна и двери раскрыты, деревянные ставни во многих местах сломаны. Мы заходим внутрь.

– Вы не закрываете двери?

– Последние годы нет. Мне все равно теперь.

– А как же пресловутые воры?

– Воры? Был у нас с Лулу неприятный случай – в нашу парижскую квартиру проникли двое посреди ночи. Мы проснулись, когда они уже стояли возле нашей постели, направив на нас свои обрезы. Меня связали, заткнули кляпом рот. Стали грозить изнасиловать жену, если я им не укажу тайник сденьгами. А Лулу повела себя на редкость смело и артистично. Конечно, она испугалась, но заставила себя разыграть спектакль, притворилась очарованной грабителями дамочкой. Она активно кокетничала, смущалась, извинялась, заигрывала с ними. Говорила, что у нас ничего такого нет, кроме коллекции ее бижу (которая на самом деле почти ничего не стоила). Но они поверили, что это целое состояние, и забрали с собой все ее брошки, бусы, клипсы, которые нашли в шкатулках. Уходя, они еще сняли у нее с пальца обручальное кольцо. (Свое я не носил.) Это была единственная вещь, которой она действительно дорожила. Когда они убрались, нас трясло как в лихорадке. Кое-как справившись снервами, вызвали полицию. Конечно, этих подонков никто не нашел. Но через какое-то время мы получили по почте конверт без обратного адреса. Там было… кольцо Лулу. Письмо пришло незадолго до ее смерти. Мне уже было не до поисков отправителей.

– И вы все равно не закрываете двери?

– Все равно. Потому что теперь, когда нет Лулу, мне ничего не страшно…

Таде водит меня по дому – создается впечатление, что хозяйка была тут всего пару минут назад испешно выбежала в сад полить цветы или сорвать к обеду пучок зелени. На кухонных полках ее поваренные книги, посуда, чашки и тарелки. На стене старый выцветший календарь – я уверена, если отыскать год, он наверняка совпадет с годом ее смерти. Именно тогда Таде решил ничего здесь не трогать и не передвигать, чтобы не нарушить ею заведенный порядок.

Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Таде Клоссовски
Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Таде Клоссовски

– Знаете, я постоянно живу в Швейцарии. В комфортабельном особняке со всеми удобствами, который когда-то принадлежал моему отцу. Это далеко-далеко отсюда. Но несколько раз в год я все бросаю и приезжаю в Жизор. Просто чтобы побыть с ней. Потому что она по-прежнему здесь. Я это чувствую. И мне становится как-то легче. Как правило, я провожу в этом доме по три недели через каждые два месяца. Здесь мое сердце успокаивается. Пусть и ненадолго.

Мы выходим в сад и садимся на старые железные стулья с облезлой белой краской, у пустого ржавого стола, по которому ползают толстые черные шмели. У Таде слегка дрожат пальцы, когда он сбрасывает пепел с сигареты в блюдце. Каждый раз, когда он произносит имя жены, его скулы непроизвольно вздрагивают, а глаза наполняются слезами. Я чувствую, что ему по-прежнему очень больно говорить о ней.

– Я не верю в призраков и никогда их не видел. Хотя нет… Помнится, мы с Лулу только поженились и отправились в Ирландию, где заехали в гости к ее первому мужу. Симпатичному такому неврастенику, типичному англичанину. У него был родовой замок, похожий на обитель фей. Как это обычно бывает у англичан, хозяева обживают лишь центральный холл, который можно кое-как прогреть камином. Все остальные комнаты погружены во мрак и холод. И все они полны загадочных звуков: непонятных скрипов, стонов, вздохов. Сколько легенд написано на эту тему! Нас поместили в комнату для гостей по соседству с холлом. И вот, когда наступила ночь, мы с Лулу услышали протяжный тоскливый вопль, переходящий в стон. Звук шел откуда-то сверху, будто из башен замка. Муж пришел нас успокоить: «Не бойтесь. Этот крик давно живет здесь. Я называю его своей Мукой». Вот такой момент я пережил. Наверняка в том самом замке была своя давняя история, которая так и не покинула его стен и теперь проявляется в причудливых звуковых эффектах. Уверен, энергия человека, его дух, его смех, его эмоции навсегда впитываются в стены дома. Поэтому хозяин, по сути, никогда не покидает свое жилище, даже после смерти.

– Вы скучаете по ней?

– Очень.

– Время не лечит?

– Нет. Ведь Лулу была любовью всей моей жизни. Я влюбился в нее в 1972 году, поженились мы много позже и провели тридцать пять лет вместе. Эти годы никуда не ушли… они продолжаются здесь и сейчас. Когда мы только встретились, у нас у каждого были свои увлечения, романы. Она даже успела побывать замужем и развестись. Мы казались такими беспечными и благополучными. Даже представить себе не могли, что чувства овладеют нами столь глубоко и мы решим навсегда остаться вдвоем.

– Помните знаменитую фразу Ива Монтана: «Наши любимые не умирают, а превращаются в невидимок».

– На самом деле смерть ничего не меняет. Мы продолжаем думать о них, любить, заботиться и разговаривать. Все просто. Поэтому Лулу рядом.

У Таде закончились сигареты. Он постоянно курит. Уходит за новой пачкой, оставляя меня одну. Яиду в гостиную. Здесь, как и во всех комнатах, – деревянная и плетеная мебель покрыта яркими паласами с желто-красными и оранжевыми графическими мотивами. Солнечные цвета обивки создают очень теплое настроение. Множество книг, старых виниловых пластинок, альбомов поискусству… На стенах – фотографии совсем молодой Лулу, зрелой Лулу с маленькой дочерью Анной и Таде с Лулу в период первых лет совместной жизни. Сердце сжимается при взгляде на этих двух влюбленных – совсем молодые, они смеются, прижимаясь друг к другу где-то на обдуваемом ветром мостике. Сильные порывы ветра треплют волосы, но, кажется, они этого совсем не замечают.

Вижу маленький снимок с их свадьбы – которая праздновалась на островке озера в Буа-де-Булонь, вШале-дез-Иль. Самая громкая свадьба семидесятых, собравшая «весь Париж»: тонны цветов, пятьсот приглашенных, организаторами выступили близкие друзья новобрачных – Ив Сен-Лоран и Пьер Берже. Таде возвращается с новой пачкой сигарет и жадно закуривает. После первой затяжки успокаивается, закрывает глаза и долго-долго молчит. У нас под ногами вертится белый котенок.

– Я привез его с собой из Швейцарии. Еще малыш, но все-таки у меня есть компания.

– А как же ваша дочь?

– У Анны своя жизнь. Впрочем, иногда она вспоминает, что у нее есть старенький папа. В этом году ей исполнится тридцать лет. Ей было три года, когда мы с Лулу купили этот дом с садом. Хотелось хотя бы на выходные выбираться с малышкой на свежий воздух. Нам повезло, хозяин оказался милым человеком, но абсолютным пропойцей. Ему срочно нужны были деньги, так как долги поджимали. Мы быстро сговорились. В этот дом и сад мы влюбились с первого взгляда, хотя дом выглядел заброшенным, как, впрочем, и сад. Почва тут на редкость влажная, поэтому все быстро растет. Сейчас вы видите перед собой лишь воспоминание о том, каким этот сад был при Лулу – тогда здесь всюду буйно цвели розы, а сейчас хозяйничают кроты и ежи. Иногда барсуки забредают, когда я забываю закрыть калитку. Вы ведь приехали посмотреть на знаменитый сад Лулу де ла Фалез. И, наверное, разочаровались? Смотрите, все заросло. После того как Лулу умерла, я принципиально ничего здесь не стал делать. Ничего! Хотя у меня есть садовник, который регулярно следит за садом – подпиливает старые деревья, зачем-то сажает нарциссы, стрижет газон. Но это так, чтобы сад совсем уж не одичал. Он старается хотя бы внешне сохранить графический рисунок, каким его видела Лулу. Вон там, видите, кусты подстрижены в форме куба? Так нравилось Лулу. Но эти кусты скорее исключение – ведь ей хотелось, чтобы сад был диким, выносливым, необузданным. Ей нравилась идея «неправильного» сада, в котором все растения выживают, а не цветут строго по графику. Она и розы-то сажала, не следуя никаким правилам. Где захочет, там и посадит. Сад очень походил на нее – легкий, непредсказуемый, диковатый… К тому же эта местность знаменита своими источниками. Даже у нас на территории сада есть свой родник. Если задержусь здесь надолго, заставляю себя посадить георгины и пионы, которые она так любила. Или что-то на огороде… – у нее там осталось много семян.

– А в саду есть растения Лулу?

– Да, розы. Но за ними нужно ухаживать. Многие из них потерялись где-то в зарослях, их и не отыскать теперь. Вон там был огород, где Лулу сажала овощи и травы, очень гордилась тем, что может срывать их и использовать в своей кухне. Конечно, она придумывала множество блюд из кабачков, салатных листьев, артишоков. Когда-то у нас даже куры были. Мы думали, что свежие яйца – это отличный завтрак, но очень быстро отказались от них. На наших кур активно охотились местные коты. Получалось, как говорила Лулу, мы едим кошачью еду. Вон, посередине сада, видите корявое дерево? Это ясень плакучий. Он такой страшный, будто гигантский монстр срастопыренными пальцами, готовый наброситься на вас. Мы называли его Хэллоуин, и чтобы как-то притушить его агрессивность, Лулу посадила рядом глицинию. Вскоре она так плотно оплела ствол Хэллоуина, что совсем его спрятала. И теперь он никого не пугает. Пойдемте, япокажу вам удивительный уголок.

Мы пересекаем сад и подходим к каменной стене и калитке с тяжелым замком, который Таде легко открывает:

– Замок всего лишь декорация!

Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Таде Клоссовски
Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Таде Клоссовски

Он распахивает калитку, и мы оказываемся перед бесконечным пшеничным полем, на горизонте которого виднеются очертания леса и деревни.

– Вот это секрет нашего с Лулу сада. Эта дальняя калитка с выходом на поле. С юности она очень любила путешествовать и особенно бывать в пустынях. Они притягивали ее к себе. И вот парадокс, приобретя этот кусочек земли, она не стала очищать его, создавая любимое пустое пространство. Анаоборот, плотно засадила цветами, овощами и розами. Наверное, потому, что ее истинным представлением о счастливом оазисе был как раз цветущий живой мир, а не гладкая безжизненная поверхность.

– Так странно, что вы оба, светские люди, городские жители, вдруг бросили все и спрятались так далеко от Парижа. Почему?

– Нам все на-до-ело. Неожиданно появился ребенок, которого мы совсем не ждали, да и возраст стал сказываться, заставляя постепенно замедлять ритм. Лулу, вечно служившая кому-то, вдруг ощутила потребность завести и обустроить собственное пространство, свой личный Ватикан, вкотором она бы ни откого не зависела, а просто жила в подчиненном себе пространстве. Она выращивала тут только то, что хотела. И ей нравилось, что этот мир не агрессивен, не враждебен. Выулыбаетесь? Я понимаю почему– мне тоже в свое время было немного странно прогуливаться поэтому саду и вспоминать, что еще вчера я беседовал в Венеции с Теннесси Уильямсом, который называл меня today.

– А почему вы сказали, что ребенок появился неожиданно?

– Потому что у Лулу был давний вердикт врачей, ей сказали, что она никогда не сможет стать матерью. Мы свыклись с этой ситуацией, ни на что не надеялись, а потом Лулу неожиданно забеременела. Казалось, она бросила вызов природе или сумела возвыситься над природой. В любом случае ее беременность стала чудом, счастьем, совершенно неожиданным счастьем. И она захотела разделить его сэтим садом. Здесь, на этом клочке земли, она будто обрела свою планету, как Маленький Принц.

– А Лулу можно было спасти от ее смертельной болезни?

– Возможно. Но с ее характером… Она терпеть не могла врачей и их запретов. Она прекрасно понимала, что услышит от них: не делайте то, не пейте этого, вы должны воздержаться от... Она знала, что унее гепатит С. Знала, какую цену придется заплатить за беспечное отношение к болезни. Но следовать режиму и диктату врачей было против ее натуры. Даже недуг не мог заставить ее разлюбить свободу. Одно время она, правда, пыталась лечиться, но потом почему-то приняла решение все бросить. Всем говорила, что она здорова. Хотя, вне всяких сомнений, это был всего лишь период временной ремиссии. Два последних года ее жизни она будто играла в прятки со своей болезнью. Делала вид, что ничего не чувствует, что многое ей только кажется… Она закрывала глаза на все свои недомогания истранную усталость до поры до времени. А когда стала совсем уж неважно себя чувствовать, мы отправились к врачам и услышали: вы запустили болезнь. Слишком поздно пришли. Мы ничем не можем вам помочь. Вам осталось два-три месяца. Мы выпишем вам морфин… Услышав такое, она стала чахнуть на глазах, но все равно собирала друзей. И конечно, понимала, что они приходят попрощаться с ней, а не выпить вина и прогуляться по саду, как в старые времена. Видеть, как угасает Лулу, было для меня пыткой… Удивительно, что даже в последний период жизни она умудрялась успокаивать меня, убеждать: теперь лучше, уже почти все прошло. И ведь проходило! Боль отпускала ее ненадолго, ия вновь удивлялся способности моей жены подчинять себе законы природы. И потом, этот ее сад убеждал Лулу в том, что Природа гениальна и не знает конца. За холодной зимой, когда все умирает, обязательно приходит весна, и, казалось бы, мертвые корни пробуждаются, дают новые побеги. Лулу была связана тысячью нитей со своим садом – и он говорил ей о бесконечности жизни, сад отрицал Смерть. Лулу ему верила…

Но противостоять болезни ей все же было трудно. В какой-то момент на нашу семью посыпались несчастья: вначале от рака легких умер ее любимый брат, потом скончалась мать. Еще не старая! Стали умирать наши друзья – кто от наркотиков, кто от СПИДа. Да и финансовые наши обстоятельства были хуже некуда. Бутик, который она открыла на Сен-Жермен, приносил одни убытки. Деньги, полученные за годы работы у Ива Сен-Лорана, быстро закончились. Мы обанкротились. Так что нам ничего не оставалось, как покинуть Париж и поселиться здесь, в тихом далеком углу. Мне кажется, в какой-то момент Лулу сложила руки и сказала самой себе: хватит цепляться за жизнь. Надо перестать строить планы, надо все отпустить. У нее не осталось сил сопротивляться несчастьям и болезни. Правда, до конца своих дней она продолжала работать, рисовала эскизы украшений. Любила бабочек, стрекоз, всяких букашек, ну и, конечно, цветы – это были постоянные герои ее рисунков. Считается, что Художник всегда делится с миром своей внутренней вселенной. Получалось, внутренней вселенной Лулу и был ее сад.

– Говорят, в последние годы жизни Ив Сен-Лоран практически совсем не принимал участия в создании своих коллекций, и Лулу была из тех, кто творил за него. Это правда?

– Не совсем. Ив мог наметить ей направление или набросать эскиз, а Лулу уже начинала разраба­тывать его идею, оттачивать детали. Шесть коллекций в год – была норма Ива. И Лулу его вэтом поддерживала. В конце жизни Ив совсем разочаровался в моде. Прет-а-порте Yves Saint Laurent было продано сначала Gucci, потом Пино. Многое в его творчестве последних лет держалось на энтузиазме инервной энергии Лулу – она его заводила, настраивала на творчество. Он рисовал платье, акогда его шили и привозили показывать Иву, результат ему не нравился! Тогда они с Лулу вместе начинали над ним колдовать, изменяя линии, крой, добавляя детали, которые радикальным образом меняли фасон. В чем-то Лулу облегчала жизнь Ива, она возвращала ему веру в себя.

Мы возвращаемся обратно в дом, где Таде спешно накрывает на стол: «Вы приехали на целый день! Не могу же я отпустить вас голодной!»

Окна и двери во всем доме распахнуты настежь. Жуки, шмели, мушки свободно залетают внутрь. Ветер приносит из сада запахи нагретой солнцем сырой земли. Слышны посвисты птиц и тишина.

– Наверное, я рассуждаю, как замшелый старик, но я вошел в тот период, когда жизнь вокруг кажется мне бесконечным повторением того, что я уже пережил в юности. Особенно это касается мира моды. Сегодня даже не могу заставить себя пролистать модный журнал – точно знаю, что ничего там не увижу. Ничего нового, а лишь неловкие вариации уже сделанного кем-то когда-то. К тому же закончилась великая эпоха прошлого – эпоха большого стиля и ручной работы. Раньше кутюрье рисовали эскизы, выбирали ткани, думая о том, как материя будет взаимодействовать с телом. Сегодня дизайнер приносит своим ассистентам вырванный листочек из журнала или старую книжку, а то и вовсе показывает фото на своем iPhone, быстро сделанное на улице, говорит: «Вот такое настроение мне нужно». И помощники начинают что-то чертить и придумывать. Ушла эпоха созидателей, творцов, индивидуального мышления… художники стали поверхностными, пустыми. Некие таинственные субъекты, похожие на Большого Брата, наверное, забрасывают нам идею: этим летом в моду войдет зеленый. И вся дизайнерская братия начинает выпускать коллекции в зеленой гамме. Почему, зачем? Мода стала одинаковой, как духи в Duty Free. Такое чувство, что одна и та же приторная жидкость просто налита в разные флаконы. Все у всех одинаковое. Но люди этого не замечают. Им опасно хоть как-то выделяться из толпы. Кажется, им даже комфортно ощущать себя частью одноликой армии. Еще отец говорил мне: наша эпоха лишает людей зрения, люди утрачивают способность видеть. Сказано им это было давно, но, я думаю, его слова актуальны и сегодня. Мы уже давно не в состоянии ничего написать рукой. Мы теряем связь с миром чувств и тактильных ощущений. Люди не знают, в каком они лагере – рабов или солдат? Так вот я считаю, что лучше быть солдатом.

В саду отчаянно стучат дятлы. Поют дрозды. И скрипят деревья. Таде знает «голос-скрип» каждого из них.

– Помню, мы с Лулу были потрясены знакомством с мужской семейной парой. Они были американцами. У обоих был СПИД, им оставалось жить совсем немного времени. Но при этом они купили себе замок и сад (куда, собственно, нас и пригласили в гости). Их главным требованием было создание старинного сада. Им привезли подлинные столетние деревья-крупномеры, которые заполнили все пространство вокруг. Стоило это, наверное, миллионы! Но хозяевам была важна идея сада систорией, пусть и искусственно созданной. Они чувствовали энергию, идущую от старых деревьев, они наслаждались их вневременной красотой и величием. И, может быть, им было принципиально важно умереть вот так, рядом с деревьями, которые пережили уже не одно поколение разного мелкого люда.

Этот дом полон только счастливых воспоминаний. Мы с Лулу тут неоднократно праздновали Новый год. Топили камин, наряжали елку – на последнее наше Рождество она купила множество новых елочных игрушек, почему-то только птиц. Так и вижу эту елку, всю увешанную птицами. Очень символично – птицы вроде как все время летят куда-то, но все равно находят время, чтобы свить гнезда.

…С наступлением сумерек Таде привез меня на вокзал. На прощание поцеловал и провел ладонью по моим волосам:

– Спасибо за этот чудесный солнечный день, который мы провели вместе. И все эти счастливые воспоминания, которыми я поделился с вами.

Я сажусь в поезд. Поворачиваюсь, смотрю в окно. Вижу, как Таде закуривает свою очередную сигарету, садится в машину и стремительно уезжает прочь. Домой к Лулу.

Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Лулу Де ла Фалез и Таде Клоссовски
Фото: Gwendoline Bemberg/Личный архив Лулу Де ла Фалез и Таде Клоссовски
Лулу де ла Фалез и Таде Клоссовски на вилле Фарнеза, Капрарола, Италия, 1977 год. (Изкниги Loulou De La Falaise, Rizzoli, 2014.)

Моя Лулу

Бури-ан-Вексен, 10 апреля 2015 года

Фред Хьюз (молодой человек с зализанными волосами) как-то пожаловался: «Ее всегда распирает, она побьет любого в первом же раунде». «Во мне слишком много энергии», – смеялась в ответ Лулу. Когда наступал спад, она торопилась снова подзарядиться. Duracell, бесконечная батарейка, так прозвали ее в маленьком гей-баре в Авиньоне, где она всех перетанцевала. Она любила рассказывать мне, как однажды наблюдала за одним жизнерадостным карапузом, который плохо держался на ногах, но после каждого падения вскакивал с веселым криком: «Не беда!»

Лулу с удовольствием повторяла: «Не беда!»

В декабре 1972-го она приходила в себя после гепатита (подхватила его то ли когда купалась в Ниле во время круиза с Рикардо Бофиллом, восхищавшимся ее беспечностью, то ли когда на Миконосе танцевала босиком на битом стекле с Хирамом Келлером, который был в ужасе). На Рю де Бабилон в очаровательной студии «шамбр де бон», принадлежавшей Иву Сен-Лорану и Пьеру Берже, Лулу выглядела как сумасшедшая сумасбродка, бедовый оторва на отдыхе. Я ее обожал. Приходил навестить днем, иногда поспевал кее раннему обеду (чудесное детское питание, которое приносил помощник Ива), мы выкуривали косячок, дразнили друг друга историями о своих любовных похождениях, плакали над «Таинственным садом» или говорили о Вирджинии Вулф. Мы оба прыгали от восторга, когда читали в биографии Вулф, написанной Квентином Беллом, как ее тоскующий отец, поднимаясь полестнице, не переставал бормотать: «Боже, почему у меня не растут бакенбарды?» Эту дивную фразу яслышал от нее потом всякий раз, как осмеливался принять страдальческий вид.

Почти двадцать лет спустя, когда нашей дочери Анне было около шести, мы смотрели с ней мульт­фильм – «Смелый Чух-Чух»? – где маленький красный паровозик спасал весь поезд от крушения. Отважная улыбка озаряла его физиономию, и я сказал Анне: «Смотри, как Чух-Чух похож на твою маму!» Да, Лулу – это смелый маленький Чух-Чух!

Медовый месяц мы провели в сказочном замке Монтекальвелло (мой отец щедро отдал его в наше распоряжение): поездки и прогулки по живописнейшим окрестностям, походы по бесконечным достопримечательностям, веселые деньки в компании добрых друзей... Каждый день мы с Лулу спускались в ущелье у подножия стены, и она постепенно нагружала меня букетами полевых цветов икаких-то колючек, в изобилии произраставших вокруг. Потом мы устраивались на чудной мшистой полянке, откуда открывались захватывающие виды, под стать фрескам, которые мы видели в замке, инаслаждались нашей удачей.

Милая, ты была так счастлива! Так хороша, так по-детски непосредственна. Теперь яприношу эти цветочки, которые ты так любила, к мшистому обелиску посреди лужайки. Мы поставили его там после того, как развеяли твой прах под ясным небом, наполненным веселым щебетанием птиц…

Я пишу эти строки в саду Лулу в Иль-де-Франс. Ранняя весна, небо прекрасно. Я снова слушаю веселое щебетание птиц. И в этот разноголосый хор вплетается что-то еще, что-то вибрирующее, нарастающее, что-то знакомое. Я говорю: «Лулу?»

Лети высоко

Над землей,

Высоко-высоко в небо.

ТадеС



«Медузу» заподозрили в экстремизме из-за интервью с «проповедником "Исламского государства"»
2015-06-10 10:30 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Деньгина заинтересовало интервью журналиста Даниила Туровского с имамом берлинской мечети Мурадом Атаевым. В материале Атаев назван «проповедником "Исламского государства"».

Такой же запрос в московскую прокуратуру направил политтехнолог Владислав Калашник. Инициативу Калашника и Деньгина поддержал первый зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев. Между тем первый зампред комитета парламента по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов полагает, что Туровский «сработал прекрасно», представив имама в плохом свете.

Главный редактор «Медузы» Галина Тимченко отвергла все обвинения в экстремизме. «Более разоблачительного материала про ИГ, чем интервью Дани Туровского с имамом Атаевым, сложно придумать: из него напрямую следует, что ИГ — это чудовищная, средневековая, бесчеловечная организация, существование которой — катастрофа и угроза миру, каким мы его знаем. Более того, каждый абзац высказываний имама сопровождается фотографиями и описаниями зверств ИГ. Ничего, кроме содрогания, этот текст у нормального человека вызвать не может», — написала журналистка в фейсбуке. По ее словам, немецкая полиция прочитала интервью Туровского и начала расследование в отношении имама – тот же после публикации пустился в бега.



В избранное