Вот и до научной фантастики добрались. Напомню я вам, друзья мои, об одном из лучших, на мой взгляд, научно-фантастических «боевиков» конца 20 столетия. И будет это.. нет. Не «Штамм Андромеда», хотя он тоже неплох.
Я говорю о «Мутанте-59» Кита Пэдлера и Джерри Дэвиса.
В моём мире были поздние семидесятые. Мы, Страна, регулярно покоряли космос, вовсю клеймили империалистов, а телевизоры назывались «голубыми экранами» ещё исключительно за преобладающее синеватое свечение люминофора. У нас был дозированный Азимов и добрый Беляев, и журнал «Наука и Жизнь» раз за разом раздвигал горизонты моего детского познания. Там, на этих безоблачных горизонтах, наука могла всё. То была легенда, миф, сага.
Ну, а здесь, поближе, в телевизоре и на бумаге наука представала сказкой. Иногда – странствием в поисках чуда. Порой - увлекательным историческим романом.
В «Мутанте-59» - и, полагаю, именно поэтому я выделила его среди общей массы «фантастики», - наука представала потусторонней силой. Какой-то безответственной. Неуправляемой. Меня пугал этот старик, Эйнсли, одержимый биолог-одиночка, разбитый параличом, и до мурашек леденило воображаемое зрелище – серенькая струйка питательной среды из треснувшей пробирки стекает в канализацию, а с ней – Мутант-59… Раковина представлялась при этом та самая, над которой я умывалась каждое утро в большой холодной
ванной комнате бабушкиного дома.
Сейчас, когда я уже давно не воображаю, что всё описанное в самодельной лаборатории Эйнсли происходило исключительно у нас в ванной, роман Пэдлера и Дэвиса дорог мне своеобразным отточенным драматизмом. В нём на диво пропорционально сочетаются гладкая кинодрама и крепкий научный детектив, и каждая часть по-голливудски точно отмерена. Молодой учёный-кибернетик со смелым проектом автоматизации дорожного движения. Катакомбы военного ведомства. Эксперимент, идущий прахом в момент, казалось бы,
полного триумфа. Учёные, создавшие, по нынешним понятиям, малое частное предприятие – такой, такой и ещё вот такой, все разные. Их босс – талантливый администратор, зануда и вообще нехороший человек. Жена босса, умница-журналистка, несчастная в личной жизни. Любовь, отчаяние, мелкие неприятности и большая Катастрофа, описанная скупо и страстно: сердце Лондона, разбитое, взорванное, застывшее на зимнем ветру. Призрак новой войны, в которой враг невидим и неумолим.
И сам этот враг - Мутант-59, конечно. Бессловесный, зловонный, прожорливый, задуманный и созданный на пользу людям, чтобы не захламлять свалки мириадами вечных, не поддающихся гниению пластиковых пакетов, бутылок, упаковок…
По счастью, роман не высокопарен. Упущенная ответственность – результат нелепого несчастного случая. Остальное – дело рук природы, и авторы ни разу не позволяют себе трепетного, с Большой Буквы, придыхания по этому поводу. Природа равнодушна, не зла и не добра. У неё свои правила, и человек может оказаться исключением из них. В особенности, если будет достаточно долго делать вид, что эти правила писаны для всех, кроме homo sapiens. По этому случаю тоже нет хождения на цыпочках и исполнения
трагических кантат.
И, безусловно, роман не страдает научной наивностью. Здесь не будет места чудищам из городских легенд, которые образуются из остатков бутерброда лаборанта и трёх капель йода, а затем злобно лезут из канализации, ища, кого бы полностью превратить в собственную биомассу. Чашки Петри, питательные среды, процесс размножения Мутанта со всеми уникальными особенностями, суть работы микробиолога при выявлении нового вида бактерий, методики и технологии описаны в достаточной степени верно,
чтобы дать толчок любознательности юного читателя или поразить воображение тех, кто постарше.
Совсем уж взрослым читателям придётся по душе довольно прозрачная любовная интрига и психологически напряжённое приключение в разрушенном метро (впрочем, замечу, что никто из оставшихся в живых положительных героев не проявляет запредельных умственных или физических способностей, не творит чудес и не ходит по фекальной жиже яко посуху).
И, конечно, закончится всё вполне победой разума над новым штаммом. Правда, вместе с нехорошим боссом, не желающим думать о насущных проблемах окружающей среды, Мутант погубит ещё несколько десятков невинных душ в сожранном «заживо» самолёте. Кое-кто не переживёт взрыва в подземке. Кому-то доведётся лишиться дома, кто-то взлетит на воздух вместе с неправедно добытыми деньгами. Жизнь провернётся вхолостую – пара оборотов колеса Судьбы, не больше – и снова вернётся к прежнему ритму.