Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Звезда махиста Богданова


 
ежедневная рассылка Somus!
2007-05-10 
 Рубрика: Libri Legendi с Юлией Сиромолот

Звезда махиста Богданова

Утопия или нет? Последняя или первая? Роман или публицистика? Большевик или меньшевик? Трезвый учёный-практик или вдохновенный мистик?

Впрочем, по одному пункту – достаточно определённо и однозначно. Роман.

Александр Богданов (Малиновский). «Красная звезда».

Среди моих Libri legendi «Красная звезда» появилась довольно поздно. Мне было около двадцати лет, я была начитанная девушка и снисходительно полагала, что единственная приемлемая для чтения (и то с оговорками) книга такого рода – это «Туманность Андромеды». Всё остальное представлялось безнадёжно отсталым в эстетическом плане. Уж не говоря о том, насколько смешны оказываются реалии почти столетней давности, экстраполированные на тонкую ткань социальной фантастики.

Тем сильнее было впечатление.

«Красная звезда» оказалась весьма далека от скучного пережёвывания социалистических идеалов. Это действительно роман красного цвета – история о любви, войне, борьбе и печали. И в конце концов – о счастье и надежде.

Удивительно, но Александру Богданову удалось в «Красной звезде» почти всё. Психология коммунистических марсиан, разнообразие характеров, достаточно острый сюжет, даже технические детали. Разумеется, полёт в открытой гондоле со скоростью 250 км/ч – это уж автор хватил, но вот межпланетный корабль (этеронеф, какое слово!) с комбинацией антиграва и фотонного двигателя – спустя всего пять лет после первой работы Циолковского об исследовании мировых пространств реактивными приборами – производит впечатление и сейчас ещё. Удивительно закрепились в массовом воображении марсиане Богданова: стройные, изящные, с чрезмерно увеличенной верхней частью лица, с огромными, почти без белков, глазами – ничего не напоминает?

Тем большее впечатление на фоне этих «внешних» узнаваемостей, анти-анахронизмов, производит внутренняя конструкция романа. За довольно обычными перипетиями сюжета о путешествии в Утопию открывается множество драматических пружин. Они-то и делают большевика Леонида полноценным участником событий, а не просто авторским глазом, ухом и рупором идей. И драматизм отнюдь не сводится к тому, что герой влюбляется в прекрасную марсианку (он влюбляется в двух по-разному прекрасных марсианок). Жизнь главного героя на Марсе вовсе не сводится к экскурсиям по ухоженной красной планете или лекциям по статистике, архитектуре и даже поэзии – как она должна выглядеть с точки зрения разумно устроенного общества. Напряжённый, при этом нисколько не пафосный реализм событий, подлинная внутренняя борьба – то, чего зачастую так недоставало рациональной эстетике Ефремова, - проступает буквально в каждом эпизоде. Практическое воплощение коммунизма в «Красной звезде» оттенено то юмором, то нежностью, то поэтическим словом (при этом Богданов устоял и не разбавил роман стихотворениями «на тему», без которых тогда почти не обходилось в этом визионерском жанре), то жёсткой, почти болезненной логикой. И без того не слишком благодатный Марс быстро оскудевает под напором растущих потребностей своего человечества. Ограничения рождаемости марсиане не признают, считая это опасным нарушением связи с природой. Самые радикальные, не дожидаясь естественной стабилизации, предлагают колонизировать Землю – всё равно род людской морально низок, разобщён и не способен к братскому сотрудничеству. Вот так вот, а вы что думали? Не способны к всеобщему братству – ну, так мы вас под нож. Эту идею, конечно, проповедует персонаж несимпатичный, рационально одержимый. Большая часть марсиан не намерена и не рассчитывает брать Землю к ногтю, но и одного Стэрни довольно, чтобы придать интриге изрядное напряжение. Предельно достоверны и одиночество землянина в, казалось бы, вполне дружелюбном сообществе марсиан, и любовь, за которую он хватается, как за спасательный круг. Межпланетная любовь здесь совсем не та, что, скажем, в «Аэлите» - где Лось прячется в неё – не видеть, не слышать, как рушится мир. Нэнни, умница Нэнни любит своего «Лэнни», как равного. Несмотря на то, что он всё же ей не ровня. Несмотря на то, что её мир, личный и социальный, тоже сокрушён вторжением человека с другой планеты, из другой жизни. Внутреннее родство двух человечеств, способность к эмпатии, сопереживанию оказывается сильнее и существеннее политики и социологии. Любовь Нэнни восстанавливает и соединяет трагически разобщённые миры. И ещё одна мысль проницает роман, выступая объёмно в финале. Она для активного социалиста почти крамольная – счастье, очевидно, обеспечивается человеку не только справедливым общественным строем. Социальная защищённость, свобода от голода и трудовой гонки – лишь внешнее условие. Душевный покой, необходимость любви как понимания, совместного переживания жизни – вот равновесная точка человечности, источник устойчивого благополучия и личности, и общества.

Напоследок, пожалуй, скажу немного о самом Богданове. Это был не только деятельный революционер, позитивно мыслящий экономист и весьма талантливый писатель. Богданов-Малиновский был одним из тех, кто заложил в начале прошлого века основы междисциплинарных наук. Его «тектология», или «Всеобщая организационная наука», сейчас выглядит, конечно, весьма механистической – но это не оттого, что сам учёный был наивен в попытке вычленить то, что можно назвать алгоритмами решения познавательных задач. Опережение было настолько серьёзным, что прежде всего за Богдановым и его единомышленниками не поспевал математический аппарат, бывший тогда в научном употреблении. Спустя почти сто лет идеи Богданова продолжают осуществляться в развитии кибернетики, структуралистики, синергетики, в теории и практике экономики и социологии.

Жизненный путь Богданова-учёного оказался весьма драматичен. Отойдя от политики  и будучи устранён из сферы культуры (а он стоял у истоков Пролеткульта, расформированного властью в середине двадцатых годов), Богданов  основал в 1926 году первый в России Институт переливания крови в Москве. Сейчас это НИИ переливания крови, часть Гематологического центра РАМН. Практический энтузиаст этой отрасли медицины, Богданов активно участвовал в экспериментах по обменным переливаниям крови. Он перенёс одиннадцать успешных переливаний, двенадцатое - закончилось трагически. Чисто медицинских задач в этих опытах было ничуть не меньше, чем своеобразной культурной и даже своего рода мистической составляющей – так или иначе, этот оригинальный мыслитель буквально отдал жизнь ради познания и ради последующего спасения сотен тысяч человек в мирное и военное время.

Он любил людей и не считал их винтиками в социальном механизме. Не каждому из тех, кто громко вещал о социальной справедливости, удалось подкрепить идейное человеколюбие трудами и делами всей жизни. Александр Александрович Богданов сумел.

А вы попробуйте сами открыть для себя поэтическое и очень человечное чудо «Красной звезды» - одного из лучших в русской литературе романов об Утопии.

Автор:  Юлия Сиромолот

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                     Прочитать еще >>>   
Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное