Торопясь утром на работу, спеша в магазин за хлебом, отправляясь на давно предвкушаемое романтическое свидание, замедлите на минуту шаг. Видите вон тот серый двухэтажный домик за глухим кирпичным забором? Никогда не обращали внимания? А ведь там, в этом домике, сто судеб, искалеченных едва ли не с самого начала жизни. Сто пар печальных глаз, сто девочек и мальчиков, одетых в общие колготки и трусики. Там нет ничего личного, все принадлежит всем – одежда, обувь, горшки, игрушки и торопливые
прикосновения добрых, но вечно занятых рук воспитателей и нянечек. Сироты бывают разные. Кому-то не повезло с самого начала, и беспутная мамка, даже не взглянув на только что появившегося на свет малыша и ни разу не приложив его к груди, недрогнувшей рукой вывела свою подпись на листке бумаги со словами: «отказываюсь от своего ребенка». Кому-то – чуть позже, когда добрые соседи не вынесли ежедневных попоек и детских криков в квартире этажом выше, и в зале суда раздались слова: «лишить родительских прав
гражданку…». А кто-то был нужным и желанным, и любящие мама с папой целовали его в розовую попку и пели ласковые песни, но однажды завизжали тормоза пошедшей юзом машины, и все рухнуло… Кому из них не повезло сильнее? Трудно сказать, ибо все они так или иначе оказались в казенном доме и теперь спят в общей спальне, где стоят четырнадцать стареньких кроваток, и едят в общей комнате за общими столами. И нет возможности уединиться, и нет ничего своего – все принадлежит всем. Впрочем, эти еще маленькие, они
пока не понимают, что бывает и по-другому. Понимание придет позже, когда они станут постарше. В домах ребенка содержатся дети от рождения до трех лет. Иногда там не хватает места, и тогда так называемый отказной ребенок – тот, который не нужен был своей матери с самого начала – долго лежит в детской больнице, дожидаясь, когда освободится казенная кроватка в большой спальне двухэтажного серого дома. Все эти дети, даже самые умненькие, отстают в развитии от домашних. Это неизбежно. Дома на одного малыша
приходится несколько взрослых – мама, папа, бабушки, дедушки, тетки и дядья, друзья, которые приходят, чтобы полюбоваться на Ванечку или Катеньку и поиграть с ними. Они разговаривают с младенцем, читают ему книжки и поют ему песни, а самое главное – его любят, и он это чувствует. Любовь, подаренная только ему, облагораживает маленького человечка, помогает ему ориентироваться в этом большом мире и найти в нем свое, и только свое место. Вопреки распространенному мнению, в домах ребенка работают вовсе не
жестокие люди. Над детьми никто не издевается – если исключения и происходят, то от такой воспитательницы мгновенно избавятся. Женщины, которые приходят на работу в сиротские учреждения, жалеют «казенных» детей – ведь у каждой, или почти у каждой, дома свои дочери и сыновья, и эти женщины не понаслышке знают, что такое материнская любовь. Да только проявлять ее некогда – они на работе. У них существуют строгие санитарные правила, распорядок дня, расписанный по минутам, и так называемые режимные моменты. Режимный
момент - это действие воспитателя, рассчитанное на определенный временной отрезок. И воспитатель обязан уложиться, иначе у него возникнут проблемы. Наполняемость группы (это тоже официальный термин) составляет от 6 до16 детей, в зависимости от их возраста – чем старше дети, тем их больше, так как считается, что они уже в состоянии частично себя обслуживать – одеться, обуться, ручки помыть, есть самостоятельно. То есть стоит 16 кроваток в спальне и имеется 16 мест за столиками. К счастью, полностью группы бывают
заполнены нечасто. У воспитателей есть свой критерий наполняемости. 8 трехлетних детей - это не работа, а курорт. 10 - уже тяжеловато. А уж свыше десяти... Объясняю. Режимные моменты утром начинаются с 7 утра, то есть с подъема детей. До 8.30 воспитатель должен: поднять всех, отвести в туалет, высадить на горшки (и помыть горшки), умыть, одеть, причесать, снять мокрые постели (как правило, до 90 процентов детей мочатся в постель, а многие еще и кучи валят ночами), застелить новые, отнести грязное белье в прачечную,
принести детям завтрак, всех покормить (за этим тоже следили - еду оставлять на тарелках запрещается, то есть всех 14-16 детей в возрасте 2-3 лет), полагается докормить с ложки, а фактически - полностью накормить, поскольку сами они толком есть не умеют, нужно еще контингент учитывать. Дальше - помыть посуду, поставить ее в жарочный шкаф, вымыть полы в спальне и в туалете. Уф. Няньки полагаются, конечно, но их, как правило, нет, потому что "за санитарку" платят дополнительно, и воспитатели крепко держатся
за эти деньги. Сколько там времени? Снова высаживаем детей на горшки, моем эти чертовы горшки, подтираем пол в туалете - 8.30, пора проводить занятия. На занятия частенько приходят с проверкой, а хотя бы и не приходили. Воспитатели пишут планы - недельные, помесячные, тематические, ежедневные… Много. Проверяются и планы, и соответствие занятий этим планам. Как правило, "с элементом неожиданности". То есть сидишь себе, проводишь занятие, а тут - опаньки! - методист. "Ну-ка, ну-ка, пожалуйте ваш
планчик. А что вы делаете сейчас?" Ну, и так далее. Потом детей ведут гулять. Особенно зимой здорово, когда всех нужно одеть в шубы, шапки и варежки, а потом всех раздеть. Обед - принес, накормил, не дай Бог, что на тарелках осталось - греха потом не оберешься, а дети, как все дети, капризничают, выпендриваются и есть не желают, хотя готовят для них вполне прилично, не хуже, чем в детских садах. Посуду помыть, ну, горшки, естественно, потом спать всех уложить, помыть полы в группе, потом поднять, поменять
постели, помыть пол в спальне, одеть, причесать, накормить полдником. В теплое время года снова ведешь их на улицу, зимой разрешается оставаться в группе. И не забывайте, что в обязанности воспиательницы входит: учить детей разговаривать, самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться ложкой, проситься на горшок и пользоваться им, застегивать пуговицы и сандалики, рисовать, лепить, строить из кубиков и конструкторов - как в детском саду. Да еще мелкая починка одежды - пуговицы, дырки, штопка.
Да еще делать наглядные пособия и дидактический материал для занятий. Да еще протирать ежедневно пыль "на всех поверхностях" - шкафы, оконные рамы, дверные косяки и прочая. Особенно перед визитом санстанции. В семь вечера - ужин (помыть посуду-прожарить ее-высадить детей на горшки-уложить всех спать-помыть пол в группе). Вы живы еще? На ночь воспитатели остаются, между прочим, без права сна. Дремлют, конечно, иначе они просто умрут, но именно дремлют. Во-первых, не сильно-то и поспишь, когда рядом
куча детей, во-вторых, полагается им и ночью менять мокрые и грязные постели, в-третьих, может в любой момент нагрянуть с проверкой либо главврач, либо старшая м/сестра - и в три ночи, и я пять утра. Поэтому воспитательнице некогда особо нежничать с детьми, ей бы успеть сделать все, что полагается. Конечно, все равно стараются – то по головке погладят, то ласковое слово скажут, но любви этим деткам не хватает катастрофически, а все беды в этом мире происходят именно от недостатка любви.