Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературное чтиво

  Все выпуски  

Литературное чтиво


Информационный Канал Subscribe.Ru

Литературное чтиво

Выпуск No 263 от 2005-07-22


Число подписчиков: 19


   Бел КАУФМАН "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ"

Часть
8
   37. Аккуратно, чернилами

ТЕТРАДЬ

     Алиса Блэйк.
     Классный наставник - мисс Баррет.
     Школа им. Калвина Кулиджа.
     Комната 304.
     Вносить все записи в тетрадь. Писать аккуратно, чернилами.
     Поля - 1,5 дюйма.

     Не я построил этот мир.
     Я в нем блуждаю, чужд и сир.

     Как верно сказано, как верно! Откуда автор знал?..
     К пятнице исправить:
     1. Катаясь в лодке, луна навевала грусть.
     Испр. Луна, катаясь в лодке, навевала грусть.
     Или: Луна, навевала грусть, катаясь в лодке.
     2. Выглядывая из окна, было дерево.
     Испр. Выглядывая из окна, перед нами виднелось дерево.
     3. Проходя по коридору, нашелся карандаш.
     Испр. Карандаш, проходя по коридору, был найден мной.
     Активный словарь: примените три раза, чтобы сделать это слово своим.
     Пассивный словарь: не примените три раза.

     Составить три предложения с новыми словами:
     Таинственный - Она была очень таинственной.
     Мстительный - Она была очень мстительной.
     Нерешительный - Она была очень нерешительной.
     На завтра история и математика: прочитать и выучить даты и события, относящиеся к войне.
     Гл. 14 ответить на вопр. Загл. в конец учебника.
     Завтра может быть контрольная - (Отсутствовать!)
     "Апрель - беспощадный месяц..."

     Не забыть выучить наизусть все стихи, кот. читал нам Барринджер.
     Его голос... Изогнутая бровь... нет, я не выдержу. Это невыносимо...

     Дать маме подписать

     СПРАВКА О СОГЛАСИИ РОДИТЕЛЕЙ
     Я даю своему сыну (дочери) разрешение приобрести билеты на...... и мне известно, что эта постановка в основном предназначена для взрослых, а не для детей.

Подпись родителя или опекуна
Дата

     Кэрол, ты уже прочла "Фанни Хилл"?
     Алиса.
     Я читаю "о раке" - ничего нового.
     Кэрол.
     Дай взглянуть на твою математику..
     Алиса.
     Я не приготовила. У меня задержка уже четыре дня. Я схожу с ума!
     Кэрол.
     Кого ты хочешь обмануть? Ты же еще девушка. А.
     Ты так думаешь! Какой длинный классный час. К.
     Не разбираю твой почерк. Шепни на ухо, а не пачкай тетрадь. А.
     Нельзя - мисс Баррет смотрит в нашу сторону. К.
     Она - хорошенькая. А.
     Я знаю, что ты ее ненавидишь. К.
     Дура. А.
     Она неравнодушна к Барринджеру. К.
     Ты дура. У нее приятная улыбка, не искусственная. А.
     Ты все равно ее ненавидишь. Как упр. 9? Чему равен х? К.
     5,3 галлона. А.
     Как это получилось? К.
     Списала ответ в конце учебника. А.

     О, мой любимый: если бы Вы знали: если бы Вы понимали меня: Когда я в первый раз вошла в 309-ю, сердце подсказало, что это судьба: Когда вы посмотрели на меня: Никто на свете не сможет понять это глубокое чувство, как Вы, мой единственный: Если бы только в прошлое воскресенье я доехала на метро до Вашей:

     Кэрол, тебе нравится ее платье. Т.е. мисс Баррет? Цвет?
     Алиса.
     Оно ей идет. К
     Она уж очень красится. А.
     Только губы. Она неравнодушна к Барринджеру. К.
     Ты измазала мою тетрадь... А.
     Ты первая начала. К.
     Потому что мы сидим по алфавиту... Сзади меня никого нет. А.
     Ты, видно, гений. Ты знаешь, что Кэрол идет после Алисы. К.
     Шепчи лучше. А.
     Не забыть: найти Т. Элиота, поэта. Посмотреть, что значит "дремучий"?

     Je veux tu veux il veut
     nous voulons vous voulez ils

     Приготовить математику. Стр. 51, упр. 3, стр. 60, упр. 1, 7, 10. Французский - Traduizes § 2 и повторить глаголы для контрольной. Физика - ??? Мангейм опять забыл дать домашнее задание. (Отсутствовать!)

     (Записать в дневник, как видела Пола и Баррет в кафе и теперь болит душа: И как он держал дверь, когда я проходила и его рукав дотронулся до моей руки. Как описать невыносимое волнение?..)

     Приобрести - 3 разных тетради. По математике он хочет с твердой обложкой 6 на 4 без линеек и только карандашом. По английскому должны быть отдельные листы 8 на 10, а французскую тетрадь она хочет с мягкой обложкой для спряжений. Для занятий по соц. - таблицы разных цветов.

     "Апрель - беспощадный месяц"... (Прочесть учить наизусть.)
     Сколько до звонка? Кэрол.
     Тебе некогда? Алиса.
     Классный час противный. К.
     Дура. А.
     Вся школа противная. К.
     И мальчишки противные. Особенно Фероне. А.
     Он безумно влюблен в Баррет. К.
     Дура. Не пачкай мою тетрадь. А.
     И книги, что мы проходим, противные.
     Совесть о двух бородах.
     Дурацкий осел Марнер.
     Не забыть: четверг - День открытой школы. (Сказать маме, чтобы не ходила!)
     Ведь может случиться, что кто-то, кого ты вдруг увидела на платформе в метро, послан тебе судьбой, но он едет в другую сторону. И вы никогда больше не встретитесь. Алиса.
     Ты веришь в судьбу? Кэрол.
     Нет, только в рок. Алиса.
     Я тоже. К.
     Спряжение.
     Decline et ecrivez en francais .

     Просмотреть и подготовить к обсуждению закон Маккаррена.

     Алиса Блейк - замужество
     Пол Барринджер - дружба

     Любовь-ненависть-дружба-брак
     Алиса Блэйк - замужество
     Поли Барринджер - тоже получается свадьба!!!
     Миссис Поли Барринджер, Алиса Барринджер
     Миссис Алиса Б. Барринджер
     Барринджер, Алиса

     Список моих любимых книг:
     1. Это мой любимый
     2. Над пропастью во ржи
     3. Поэмы о любви всех веков
     4. Брачный учебник
     5. Зен
     Новолуние - ночь без луны.
     Полная луна - не прозевать полную луну и попробовать сочинять стихи!
     Мой день рождения - под знаком Вола или Быка. А день рождения Пола?
     Кто родился в апреле: камень - бриллиант, цветок - душистый горошек.
     Кто родился в мае - изумруд, цветок - ландыш.
     Они всегда перебивают, когда она обращается к нам.
     Ты купила билет у Кагана на танцы в День благодарения? Алиса.
     А кто это выбрал Гарри Кагана и зачем? Он у меня в печенках. Кэрол.
     А у меня еще глубже. Ты пойдешь? А.
     Фрэнк взял мне билет. А ты пойдешь? К.
     Каждый день уродуешь мою тетрадь! А.
     Ты сама начала. К.

Я

     Рост - 5 футов, 2 дюйма
     Вес должен быть 110 (ф.), а на самом деле 112
     Цвет волос - брюнетка
     Цвет глаз - серо-голубые или сине-серые
     Моя фамилия, адрес, телефон, ближайший родственник, школа, класс, группа крови, аллергия, любимый цвет, счастливый номер, любимое, нелюбимое.

***

     Калории: бекон - 95 кал.
     гамбургер - 245
     печ. картошка - 145?
     мороженое (ванильное) - 200
     кока-кола - 80
     пицца - ?
     Заметка себе: не горбиться. Узнать, что значит "дремучий".
     Самые большие города мира: Токио, Лондон, Нью-Йорк.
     Самые элегантные женщины.
     Самые известные кинозвезды.

***

     О, мой любимый, если бы Вы знали: Я так близко и так далеко: в той же комнате. Вы слышите, как бьется мое сердце?.. Я готова: я готова ради Вас на все: В прошлое воскресенье я доехала на метро до Вашей остановки (Ваш адрес я списала с табельной карточки), и я ходила взад и вперед по улице у Вашего дома: взад и вперед: чтобы только увидеть, где Вы живете. Секунду я видела Вас в окне: А может быть, это были и не Вы. Мое сердце разрывалось от любви и горя: Если бы я могла умереть ради Вас!: Как леди Шалот, про которую Вы нам читали, как ее мертвое тело проплывет по реке под его окном, и Ланселот так и не узнал: так и не узнал: а только говорил: "Прелестное личико леди Шалот:"
     Не знаю, хватит ли у меня силы послать Вам это письмо: чтобы оно попало в Ваши руки: Доверить Вам свою душу: Может быть, тогда Вы по-настоящему узнаете меня: узнаете меня!!!! "Алиса, - скажете Вы, - милая Алиса, когда Вы в первый раз вошли в 309-ю, сердце подсказало мне: Что это моя судьба..." Пол, любимый мой, я тоже это почувствовала, и сердце мое бьется сильно-пресильно. Помните, как Вы держали дверь, когда я проходила, и мой локоть дотронулся до Вашего рукава?
     Иногда мне кажется, что я совсем одна в Мире и даже во Вселенной: Нет никого, кроме меня, и мне хочется прыгнуть в небо все выше и выше и раскрыть объятья и кричать как сумасшедшая или плакать и рыдать: Не знаю, что со мной, но это невыносимо. "Меня преследуют тени", - сказала леди Шалот... Сегодня утром, когда Вы говорили с мисс Баррет в кафе, я хотела умереть или убить ее, хотя она очень хорошая учительница. По ночам в постели я молюсь потолку. Дорогой Потолок, сделай так, чтобы он полюбил меня или заметил мою парту: Сделай меня достойной его... Сделай так, чтобы я попала в его волнующие объятия! Когда я гляжу на трещины в потолке и на все уродливое кругом, мне кажутся не настоящими мой дом и мои родители... Как будто настоящая жизнь где-то в другом месте: на освещенных лунным светом террасах, в тропических садах, иностранных городах и дремучих лесах. Мы вместе стоим на дремучей горе, и Ваши жадные губы рвутся:

     Ацетилен в воде плюс что?
     Поташ.
     Щавелевая кислота
     Закон Бойля

     Слова - мучители - переписать в тетрадь три раза, аккуратно, чернилами:
     нодаедать
     нодаедать
     нодаедать.

     Je me porte tres bien et vous?
     Merci. Je aussi .

     Не забыть написать письмо Барринджеру красиво, на розовой бумаге и опустить в его ящик для писем. Слабо!

     Вторник - собрание отложено на среду. Музыкальная программа. Слушать внимательно. Не топать ногами, когда аплодируешь.

     Кавычки, когда обращаются к одушевленному предмету.
     Без кавычек - к неодушевленному (3-е лицо).

     Принести деньги на "Схоластик" (Достать у КОГО???)

     Кэрол, что я вчера пропустила? Алиса.
     Доктор Бог Е. Кларк произнес речь. Одно и то же. И д-р Бесдар высказался по поводу литературы, и мы пропустили половину физики из-за учебной тревоги. Ты ничего не пропустила. Кэрол.

     Гость - докладчик о "Призваниях у молодежи":
     Археология
     Диэтика
     Лесничество
     Право
     Медицина
     Шляпное дело
     Холодильники
     Религия
     Педагогика.

     Мой обожаемый: В прошлое воскресенье, когда я доехала на метро до Вашей остановки, Вы совсем не знали, что я...
     Не забыть: укоротить юбку, взять туфли у сапожника. Бросить письмо в ящик П. Б. завтра и отсутствовать.

     Алисе Блэйк Барринджер - А. Б. Б.
     (А. Б. - такие же инициалы, как до замужества!!!)
     Кэрол, ты подготовила Диктатуры? Алиса.
     Макхаби - диктатор! Кэрол.
     Он дрянь. А.
     Мисс Пасторфилд - дрянь. Она влюблена - ты знаешь в кого! К.
     Он ведь совсем еще ребенок! А.
     Ей все равно. Она без ума! К.
     Я считала, что Боб ухажер Линды. А.
     Один из ее ухажеров. Она идиотка. К.
     Наоборот. А.
     Мне кажется, что Пол Б. безумно влюблен в С. Барр. К.
     Ты дура! И перестань пачкать мою тетрадь! А.

     Дорогой Любимый, мое сердце разрывается от одиноч.

     Американская Партия Труда
     Laissez-Faire Capitalisme

     Если X = 2y/4 то сколько

     Не забыть: хватит таскать его с собой и Решись!!!
     Алиса, что с тобой? Тебе было дурно? Отчего ты вышла из класса? К.
     Мне нужно было достать из ящика для писем то, что я туда бросила. Алиса.
     Достала? К.
     Нет, уже слишком поздно. А.
     О боже, милый боже, что я сделала! Мое письмо уже у него... Он держит в руках мою раскрытую душу. Я умру... Я просто умру...

     Ответьте на следующие вопросы в конце главы:

Дорогой мистер Барринджер,

     В прошлое воскресенье я доехала на метро до Вашей остановки ^ я списала ее с Вашей табельной карточки. Надеюсь ^ что Вы не рассердились ^ что я нодаедаю... Я ходила взад и вперед у Вашего дома... ^ взад и вперед ^ и мне казалось ^ что я увидела Вас и мое сердце разрывалось от той любви ^ которой я к Вам горю.




^ тчк
^ зпт 
^ зпт орфография
^ зпт^ тчк^ штамп зпт
опустить ^ зпт

     Как глубоко до меня доходит красота и истина в поэзии, которую Вы читаете в классе... ни до того так... особенно подобные строчки ^ как "прелестное личико у леди Шалот".

неудачное построение фразы
^ такие

     Я все время думаю о Вас ^ и дремучей ночью я молюсь ^ чтобы стать достойной Вас и Ваших переживаний ^ Надеюсь ^ что мы понимаем друг понимаем друг друга и больше никто другой. И если Вы пожeлаете ^ чтобы я умерла ради Вас я готова с радостью... Я надеюсь ^ Вы не считаете меня нодаедливой, но я должна была высказать всю правду... ^ чистую правду.

С теплым приветом
Ваша Алиса Блэйк

^ зпт слово! ^зпт
^ зпт ^тчк
непонятно - неудачное построение ^зпт
^ зпт неоконч. фраза орфография ^ зпт

     Алиса, спасибо за записку. Вам следует обратить внимание на орфографию и пунктуацию. Не злоупотребляйте многоточиями. Избегайте повторений и штампов. Проверьте точный текст приведенного вами стиха в поэме Теннисона "Королевские идиллии".

П.Б.


   38. Досадное происшествие

Дорогая мисс Баррет!

     Спасибо за все... Вы не виноваты... Я желаю Вам счастья и радости в жизни... Когда-нибудь все поймут... Всего самого лучшего... Надеюсь, вы не будете переживать из-за меня.

Алиса Блэйк.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     Дорогая Сильвия!
     Найдется ли у Вас кусочек мела?
     Что за шум во дворе?

Генриетта.

***

     ОТ: Мэри Льюис, дирекция.
     КОМУ: С. Баррет, комн. 304.
     Сильвия!
     Как это ужасно! Совершенно ужасно! У нас такого не было с тех пор, как я работаю в школе. Где Пол? Его табельная карточка на месте, а его нигде нет. Как ужасно, что это случилось в его классе.

Мэри.

     (В дирекции настоящий бедлам. Финч - в истерике, я никогда ее не видела в таком состоянии.)

***

     ОТ: Маркуса Мангейма, комната 306.
     КОМУ: Сильвии Баррет, комната 304.
     Уважаемая мисс Баррет, меня вызывают в свидетели, хотя я, собственно, ничего не видел, а только проходил мимо 309-й комнаты. Если у Вас нет урока, не можете ли Вы посидеть в моем классе, пока я подпишу всякие бумаги и протоколы? Благодарю Вас.

М. Мангейм.

***

     ОТ: Дж. Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ И УЧЕНИКАМ ОСТАВАТЬСЯ В СВОИХ КЛАССАХ, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА ЗВОНКИ, ПОКА НЕ ПРИБУДЕТ "СКОРАЯ ПОМОЩЬ".

Дж. Дж. Макх.

***

     Уважаемая мисс Баррет, прошу прислать медицинскую карточку Алисы Блэйк - срочно! Есть ли у Вас бланки рапортичек "Несчастный случай"? У меня они все вышли - срочно! Не знаете ли Вы, где мистер Барринджер? Срочно!

Фрэнсис Игэн,
медсестра.

***

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Дорогая Сил! Это тяжело, я знаю, но постарайтесь чем-нибудь занять класс. Вы не знаете, где Пол? Она, кажется, оставила ему письмо на столе в его классе.

Беа.

***

     ОТ: Дж. Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ПРОИЗОШЛО ДОСАДНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, НЕ ОБСУЖДАТЬ НИ В ЗДАНИИ ШКОЛЫ, НИ ВНЕ ЕЕ, ПОКА НЕ ПРИБУДЕТ ПОЛИЦИЯ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОПУСТИТЬ НАНЕСЕНИЯ УЩЕРБА РЕПУТАЦИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ.

Дж. Дж. Макх.

***

     Уважаемая мисс Баррет! Пожалуйста, заполните графу "Прыгнула или упала" над красной чертой в ПУП Блэйк Алисы.
     Обратите внимание на то, что ее характеристики за последние четыре семестра заметно улучшились:
     Семестр 1: приветлива и трудолюбива.
     2: потенциальный руководитель.
     3: исполнительна - дежурная по доске.
     4: добрая девушка, вежлива.
     Весьма нетипично для девушки с таким устойчивым ПУП совершить подобный поступок, но есть факторы вне нашего контроля.

Элла Фриденберг,
советник по воспитанию.

***

     Уважаемая мисс Баррет! Пожалуйста, заполните прилагаемую рапортичку об экстренном вызове.
     КОМУ: Родителям или опекуну
     ПРЕДУПРЕЖДЕН
     НЕ ПРЕДУПРЕЖДЕН
     ПО ТЕЛЕФОНУ
     ПО ТЕЛЕГРАФУ
     КОМУ: Родителям или опекуну.....
     С СОЖАЛЕНИЕМ ИЗВЕЩАЕМ ВАС, ЧТО ВАШ
     СЫН......
     ДОЧЬ......

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Дорогая Сил, нужна ли Вам моя помощь?

Беа.

***

     ОТ: Дж. Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ПРЯМЫМ СВИДЕТЕЛЯМ СЛУЧИВШЕГОСЯ НЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ПОЛУЧЕНИЮ ПОЛИЦИЕЙ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ЕЙ СВЕДЕНИЙ, О ЧЕМ НЕМЕДЛЕННО ДОЛОЖИТЬ В КАНЦЕЛЯРИЮ.

Дж. Дж. Макх.

***

     ОТ: Г. Пасторфилд, комн. 307.
     КОМУ: С. Баррет, комн. 304.
     Дорогая Сильвия!
     Что нового? Появился ли Пол? Говорят, она послала ему любовное письмо! Вот что происходит, когда подавляются половые инстинкты. Обо всем этом надо говорить открыто.

Генриетта.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям
     СЛЕДУЮЩИЕ ДВА УРОКА БУДУТ СОКРАЩЕНЫ ДО 38 МИНУТ КАЖДЫЙ, С ТЕМ ЧТОБЫ УДЛИНИТЬ ПЕРВЫЙ УРОК В СВЯЗИ С ДОСАДНЫМ ПРОИСШЕСТВИЕМ. ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОДОБНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ В БУДУЩЕМ, УЧИТЕЛЯМ НАДЛЕЖИТ УДВОИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ И НЕ ОСТАВЛЯТЬ КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ БЕЗ ПРИСМОТРА В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ.

Дж. Дж. Макх.

***

     Не обращать внимания на звонки. Сэди Финч, школьный секретарь.

***

     ТЕЛЕФОНОГРАММА
     ДЛЯ: Мисс Баррет, 304.
     В ответ на Ваш звонок из больницы сообщили, что положение без изменений.

***

     Уважаемая мисс Баррет, если Вы свободны, посидите за меня в медицинском кабинете. Мне надо где-нибудь полежать.

Фрэнсис Игэн,
медсестра.

***

     ОТ: Мэри Льюис, дирекция.
     КОМУ: С. Баррет, комната 304.
     Дорогая Сильвия, Пол только что появился на горизонте. Угадайте, кто пробивал каждое утро его табельную карточку? Сэди Финч!

Мэри.

***

     Уважаемая мисс Баррет, это было ужасным ударом для всех нас, и особенно для тех, кто, как и Вы, знал девушку. Если Вам сейчас трудно проводить уроки, я готов Вас заменить.

Искренне Ваш,
Сэмюел Бестер.

***

     Сильвия! Стоило мне открыть дверь, как я попал в это осиное гнездо. И оказался злодеем из мелодрамы. Неужели кто-нибудь считает, что следует поощрять несовершеннолетних неврастеничек? Мое преступление, собственно, сводится к тому, что я не был в своем классе на первом уроке - хотя у меня по расписанию урока не было. Как я мог предвидеть, что она войдет сюда и сделает это? Говорят, что все могло быть еще хуже, если бы она не зацепилась за выступ окна. Благодарю Бога за эти скудные милости. Она оставила мне записку, полную многоточий и нежностей. Это после ранее посланного любовного письма, с которым я обошелся единственно мыслимым способом.
     Ну как не выпить с горя! Пойдем обедать вместе?

Пол.

***

     ОТ: Дж. Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     УРОКАМ СЛЕДОВАТЬ ПО РАСПИСАНИЮ, НЕВЗИРАЯ НА ДОСАДНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, УЧИТЕЛЯМ ПРЕСЕКАТЬ НЕЗДОРОВОЕ ЛЮБОПЫТСТВО СО СТОРОНЫ УЧЕНИКОВ.

Дж. Дж. Макх.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Можно собрать в нашем классе деньги на цветы для Алисы? Если она выживет. Дело в том, что она всегда сидела впереди меня.

Кэрол Бланка.


   39. Дебет и кредит

17 ноября

Дорогая Эллен!

     Столько произошло с тех пор, как я писала тебе в последний раз. Не знаю, с чего и начать. Маленькая Алиса Блэйк выбросилась из окна. Но вместо того, чтобы, как у Теннисона, проплыть мимо любимого бледной и прекрасной, она лежит в больнице в гипсе и на вытяжении. Девочке грозит операция бедра, сказал мне врач. Может быть, она останется хромой на всю жизнь. Ни школьных подруг, ни учителей она к себе не пускает.
     А нас захлестнул поток директив.
     Макхаби приказал держать престиж школы на высоте, а учеников - на своих местах.
     Бестер напомнил преподавателям, что окна следует открывать только сверху. Я обещала - но что делать с разбитым окном, оно ведь разбито внизу?
     Появился циркуляр Кларка, адресованный классным наставникам, предметникам, советникам, заведующим учебной частью, администрации, канцелярским работникам, тренерам и хранителю здания: все мы, напомнил он, должны сознавать свою ответственность за демократию.
     Пол спрашивает: а как бы я отнеслась к любовному письму от ученика. Не знаю, может быть, поговорила бы с ним, может быть, выслушала его. Не знаю.
     Как грустно, что никто из нас не слышит друг друга.
     Важное тонет в мелочах, катастрофы - в нелепостях. В школе поднялся было шумок из-за секретарши, которая, как выяснилось, пробивает табельную карточку Пола. В общем-то это вполне благородно - она на практике доказала свою любовь. После неожиданного взрыва чувств мисс Финч по-прежнему бесстрастно стучит на своем мимеографе.
     Это была неделя прорвавшихся страстей. Генриетта Пасторфилд. наша просвещенная старая дева, "своя в доску", добрая подружка всех учеников, застала своего любимца Боба с Линдой Розен в пустой читальне. С ней началась истерика, и ее отправили домой. "Девчонка совсем безграмотна, - выкрикивала она, рыдая, - он - победитель литературного конкурса, а у нее в каждом слове ошибки:"
     Она до сих пор не вернулась, и ее замещает молодая учительница, до последнего времени работавшая в профессиональном училище. Хотя у нее диплом преподавателя языка и литературы, ее в свое время определили на отделение обувщиков, где она преподавала историю обуви, начиная с "Золушки" и "Кота в сапогах", кончая Голсуорси и современной рекламой. "Лучших уроков по истории обуви у них не было, - улыбаясь, похвасталась она. - Все было хорошо, пока однажды в класс, позвякивая наручниками, не пришел полицейский: "Сударыня, я должен забрать этого парня"". Конечно, наша школа кажется ей раем.
     Пока Генриетта приходит в себя после столкновения с действительностью, а Алиса лежит в больнице, жизнь идет своим чередом. Мы сейчас готовимся к полугодовым экзаменам и к празднованию Дня благодарения.
     Но попытка Алисы покончить самоубийством не прошла бесследно для школы. Учителя теперь своевременно отбивают табельные карточки, а Пол назначил дежурного, который стережет класс в его отсутствие.
     Ты спрашиваешь о Уиллоудэйле и о Фероне. Отвечу по порядку. Из Уиллоудэйла я получила чрезвычайно приятное письмо от декана. Он обращается ко мне как к знатной даме и видному специалисту (это ко мне-то!) и приглашает в декабре для переговоров.
     А Фероне? Он все испытывает меня своими фокусами. То притворится глухим и просит меня повторить. То с шумом уронит книги, долго возится, поднимая их, и снова роняет. Приходит поздно и стоит, осклабясь, в дверях. Отвечает мне с фальшивой покорностью: "Как прикажете, вы - начальство". Покачивается на каблуках, руки в карманах, во рту - неизменная зубочистка.
     - Я не приготовил урока.
     - Почему?
     - Не приготовил.
     - Почему?
     - Просто так.
     - Как же ты сдашь экзамен?
     - Мне положено успевать в соответствии со своими способностями. Мне положено превзойти себя. Но мне что-то неохота.
     Почему я так беспокоюсь о нем? Потому что чувствую, он стоит этого, и потому что однажды он написал мне: "Если бы я мог вам верить!"
     Не могу сказать, чтобы он часто бывал в классе, он по-прежнему пропадает у Грэйсона. Не знаю, что там происходит. После скандала из-за неправильного использования хозяйственных фондов я смотрю на подвал настороженно. Конечно, была и директива: "УЧЕНИКАМ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЕСТНИЦЕЙ, ВЕДУЩЕЙ В ПОДВАЛ". Хотя все лестницы, кроме одной, ведут в подвал.
     Но стоит мне расстроиться из-за чего-нибудь, как тут же - неожиданная радость: то у девчушки лицо вспыхивает от удовольствия, когда она входит в класс; то паренек начинает разбираться в книге; то целый класс недоволен, что прозвенел звонок, возвестивший конец урока...
     Я даже составила список, куда заношу свой "дебет и кредит". Чтобы не забывать о радостях, когда становится слишком грустно.

     ДЕБЕТ
     Фероне (не найден общий язык)
     Эдди Уильямс (-"-)
     Гарри Каган (-"-)
     Макхаби (!!!)
     Неприятные ощущения из-за невозможности вовремя сбегать в уборную.
     Писанины все больше и больше. Ноябрьская школьная конференция: снова (из-за недостатка времени) не решены проблемы, ставившиеся и на сентябрьской, и на октябрьской: перегруженность учителя, перенасыщенность классов, отсев, учительские забастовки, зарплата, вопросы подготовки педагогов.
     Обеденный перерыв - в 10.17 утра.
     Не хватает книг, мела, времени и терпения:
     И т.д., и т.д., и т.д.

     КРЕДИТ
     Хосе Родригес уже не подписывается "Я".
     Вивиан Пейн худеет и нравится себе все больше.
     Лу Мартин в разгаре клоунады вдруг поднимает руку, чтобы ответить на вопрос.
     Четверо моих учеников впервые в жизни записались в публичную библиотеку.
     После 35 лет непрерывной работы я смогу уйти на пенсию; в 70 лет это обязательно.

     Да, мама все посылает мне "кровавые" вырезки из газет. И в то же время деликатно осведомляется, не появился ли в моей жизни молодой человек. Я отвечаю, что появился - и не один. Больше ста.
     Как я рада, что Сюзи понравился мой подарок ко дню рождения. До чего же приятно покупать для двухлетней девочки! И пожалуйста, не обижай меня: хоть я и учительница, но бедна не до такой степени.
     Расскажи мне, как будешь праздновать День благодарения. Я предполагала пойти поужинать с Полом. Но как ломать дужку с человеком, способным исправлять ошибки в любовном письме?

С приветом,
Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что треть нью-йоркских учителей - это почасовики, временно исполняющие обязанности?

С.


   40. Из ящика пожеланий

     Я предлагаю покончить с злоупотреблениями и коррупцией и устроить школу, где нам не придется стоять на собраниях и во время завтрака. Неплохо бы организовать сидячую забастовку, но нет места, где сесть. Ха-ха, это шутка.

Лу Мартин.

***

     1. Мне нравится, как вы "добиваетесь цели" (Юлий Цезарь).
     2. Открытая школа - фарс!
     3. Вам незачем было секретничать - мы все знали.
     А. Почему она хотела сама убийства?
     1. Непонимание чувств между учениками и учителями.
     2. Непонимание чувств между детьми и родителями.

Подросток.

***

     Вы меня никогда не вызываете, а если вызываете, то редко.

Прогульщик.

***

     Большинство ребят ненавидит учителя не потому, что учитель хороший или плохой, а просто потому, что он - учитель. Вы другая, вы не обращаетесь с нами как учительница. А если подойти с человеческой стороны, то не похожи на старую ведьму, а прекраснее с каждым днем. Это убивает меня. Никогда я такого в школе не чувствовал. Ваша походка меня приводит в восторг. Я думаю, вы поймете меня правильно.

***

     В наше страшное время, когда в любой день весь мир может взять и взорваться, я наслаждаюсь поэзией. Я пошел в школьную библиотеку взять еще что-нибудь Фроста, но она закрыта.

Чарльз Роббинс.

***

     Если бы только вы могли стать мужчиной вместо бабы, я бы сказал, что единственные пристойные учителя в нашей школе - это вы и мистер Грэйсон, а он даже еще и не учитель.

Рэсти.

***

     Мне не нравится, как вы читаете. Слишком эмоционально и слишком возвышенно.

Ваш рваг.

***

     Вы вызвали у меня мужество читать книги.

Читатель.

***

     Когда он сказал Бруту, что не жребий наш, а мы сами виноваты в своем порабощенье, то он не был негром.

Эдуард Уильямс.

***

     Не меняйтесь. Есть что-то очень приятное в вашей манере одеваться и в вашей фигуре. С вами я мог бы провести весь день только занимаясь языком и литературой.

Застенчивый Никто.

***

     По-моему, вы ничего не стоите.

Отрава.

***

     Я никогда в своей жизни не считал стихи полезными для своей пользы но когда вы их читаете вслух все слова становятся живыми. Если бы все читали как вы не осталось бы никого кто ненавидит стихи. Вы можете порекомендовать другое стихотворение?

Хосе Родригес.

***

     У меня учитель математики по языку и литературе и учительница машинописи по ЭКО, вы - классная наставница, а учителя французского каждый раз меняются. Я готов стараться, если бы мне пошли навстречу хотя бы на ½.

Верный ученик.

***

     Вы задаете слишком много уроков на дом, но мне все равно, потому что я их и так не готовлю. На этот раз я пишу в самый последний раз.

Ястреб.

***

     Мне нравится, что вы умная. В хорошем смысле. Мне хотелось бы остаться у вас, но я должен покинуть вас и идти работать и поэтому искренне прощаюсь с вами.

Убывающий.

***

     Если бы другие учителя были бы молодые и привлекательные, как вы, им было бы незачем бегать и подсматривать за влюбленными парочками, портить им жизнь. А из-за этих подсмотрщиков трудно обучиться просвещению.

Линда Розен.

***

     Будем по понедельникам заниматься только устным, по вторникам и четвергам - тоже. Когда выступаешь перед толпой, перестаешь стесняться.

Марк Антоний.

***

     Предлагаю, чтобы было больше тихих классов, потому что я люблю спать во время уроков.

Отшельник.

***

     В понедельник, какого черта! Кто мы по-вашему - ораторы?

Разочарованный.

***

     Нехватка туалетных комнат - катастрофа для человечества. Большая уборная в центре школы была бы большой поддержкой для всех заинтересованных.

Второклассник.

***

     Не будьте такой доброй - этим пользуются. Например, когда я не приготовил домашнее задание, вы мне позволили сделать это на следующий день. Я сразу почувствовал себя пупом земли и написал все наскоро перед самым уходом. С кем-нибудь могло получиться еще хуже для вас. Но не принимайте близко к сердцу.

Мистер Икс

***

     Я быстро теряю в весе, глядя, какая вы тоненькая в вашем красном костюме и в других нарядах. Вы красивее моей сестры. Вы пример для меня. (Вы заметили, что я теперь забираю волосы назад, раз вы сказали, что вам так нравится.)

Вивиан Пейн.

***

     Мое убежденное мнение, что вы очень квалифицированная. Каким бы нудным ни был урок, у вас он всегда интересный. Желаю вам продолжать ваше приятное и просветительное преподавание.

Гарри А. Каган,
избранник учеников.

***

     Я даже не из вашего класса, но все равно привет.

Доктор Бен Кэйси.

***

     Когда вы меня вызываете, не вызывайте меня тогда, когда я не знаю. Я тогда выгляжу дураком перед всем классом. Других вы всегда вызываете, когда они могут ответить.

Эдуард Уильямс.

***

     Я только выгляжу взрослым. На самом деле наоборот.

Мура-Вей.

***

     Я должен честно и искренне сказать, что мне не понравилась книга Ю. Цезарь (У. Шекс.). В ней есть отдельные хорошие места, но как-то она меня не привлекает. Я предлагаю Ю. Цезарю больше юмора, а так очень грустно.

Ученик, разочарованный в Шекспире.

***

     Мисс П-лд влюблена в Б-ба, а мисс Б-т мисс Ф-ч в мистера Б-ра и Алиса Б. тоже.

Угадайте кто?

***

     Вы на самом деле довели меня до самой глубины Юлия Цезаря.

Стоящий.

***

     Мы за вас на 95%. Не расстраивайтесь. Почему это д-р Бестер любезный и совсем не такой в классе, как у себя в кабинете. Он хороший учитель, а этого не скажешь, глядя на него.

Лентяйка Мэри.

***

     Не следует разрешать непристойные поступки в читальне.

Без подписи.

***

     Я еще никогда в жизни не встречала такого чуткого человека, как вы, и такой хорошей учительницы. И это включает другие предметы. Это не просто слова. Они идут от сердца.

Кэрол Бланка.

***

     Учителя губят Америку.

Ноль.

Часть
9
   41. Любите ли вы индейку

Суббота, 21 ноября

Дорогая Эллен!

     Вчера был денек, который запомнится. Была проиграна вся гамма, я получила, говоря педагогическим языком, "полный спектр переживаний". Утром я оказалась в самом центре бунта в ученической столовой - бунта, который сама, можно сказать, спровоцировала, а вечером танцевала в спортивном зале с теми же ребятами, что бунтовали несколькими часами раньше.
     Это началось в классе, где я веду язык и литературу. Несколько учеников пришли на урок прямо после обеда, и я услышала их жалобы на ученическую столовую. Сейчас у нас по программе деловая переписка. А почему бы не предложить темой очередного письма "Жалобу в Совет по образованию на плохую работу ученической столовой"? Мы обсудили такое письмо, и я почувствовала, что открыла отдушину для давно сдерживаемого раздражения: "Попробуй проглоти обед за двадцать минут, когда тебя уже ждут", "Повернуться негде:", "Друг друга не слышно", "Дрянная еда", "Будто мы не люди, а скотина!".
     Потом я пошла выпить кофе через ученическую столовую. Дежурного на месте не было. Все помещение забито ребятами, половина стоит, душно, шумно, грязно - горой лежат побывавшие в употреблении подносы, бутылки от кока-колы, картонные стаканчики, бумажные пакеты, конфетные обертки. Под плакатом "Не разговаривать", прислонившись к стене, стоял Джо Фероне.
     - Спустились в трущобы? - осведомился он.
     - Да, стульев у вас здесь маловато, - зачем-то сказала я.
     - А в учительском буфете их полным-полно, - сказал Джо. (И правда, в это время там обычно бывает всего несколько человек.) - Считается, что мы не хуже вас. Можно нам притащить несколько стульев оттуда?
     - Пожалуйста, - ответила я. - Только потом обязательно отнесите их на место. Попроси кого-нибудь помочь тебе...
     Не успела я договорить, как бешеная ватага ринулась в учительский буфет, мальчишки толкались, кричали, тянули стулья во все стороны, размахивали ими над головой, вырывали друг у друга, вопили:
     Вдруг раздался свист - появился сам Адмирал.
     - Тихо! Я требую полной тишины! - Он был в бешенстве. - Прекратить все разговоры! Кто посмеет открыть рот, будет иметь дело со мной. Чтобы я больше не слышал ни звука.
     Они подчиняются. Прекращаются все разговоры. Ни звука. И потом медленно, методично, в напряженном молчании они как по команде начинают бить тарелки, бутылки, бросать книги, подносы, бутерброды. Представь себе эту бунтующую банду, топот ног, звон стекла и беспомощный свист Макхаби!
     Зрелище было необычным и пугающим. Кто позвал полицейских, откуда они взялись, не знаю - но стоило им появиться, как вместо разъяренной банды передо мной оказались ребята, медленно отступившие на свои места в том же угрюмом молчании.
     - Боюсь, не моя ли это вина, мистер Макхаби, - начала я.
     - А чья же еще, черт возьми?! Я предупреждал вас. Я знал, к чему ведут ящики пожеланий и разговоры по душам. Вы мне не верили? Теперь, может быть, поверите.
     Потом полетели циркуляры, распоряжения, указания: "предусматриваемые наказания", "твердые меры", "фамилия и имя каждого ученика, находившегося в учительской столовой", "уродливое проявление", "в целях предотвращения подобных инцидентов в будущем" вместе с неизменным "до моего сведения дошло".
     А насмешливые глаза Фероне, казалось, все время следили за мной..
     Я попыталась выяснить, почему нельзя улучшить работу столовой: претензии ребят были совершенно справедливы. И почему нельзя им питаться вне школы? И вновь я обратилась к своему верному источнику - самим ребятам. Вот несколько их ответов:

***

     Один семестр нам разрешили ходить в закусочную напротив и в магазинчик на углу. Но мы слишком нарушали общественный порядок и мешали спокойно есть другим посетителям. Поэтому разрешение отменили.

***

     Если произойдет несчастный случай в школьные часы - это противозаконно. Например, угодил под машину по дороге в закусочную. В прошлом году школе попало за то, что учитель послал ученика за аспирином и его переехала машина. Теперь мы все из-за этого страдаем.

***

     Поесть вне школы стоит дорого. И все же пусть нам разрешат. Мы ведь тоже люди.

***

     Ну и что, если мы разобьем солонку или прольем что-нибудь в толкотне или будем громко разговаривать в ресторане? Разве мы становимся несовершеннолетними преступниками или сексуальными маньяками?

***

     Оправдания и оправдания, причины и причины - вот всё, что нам выдают, а я этого не принимаю.

***

     Пытались добавить 10 минут для еды и сделать настоящую получасовую большую перемену для каждого класса. Но эти минуты надо было вычесть из уроков, и учителя сказали, что не могут терять учебное время, особенно в классный час.

***

     Кто-то придумал позволить нам есть в классе еду, что мы принесли из дома. Но сказали, что еще покупать себе молоко или мороженое - нельзя. И нельзя, чтобы в классе завелась грязь, как в столовой. И понадобился бы специальный учитель для наведения порядка.

***

     Какая польза от того, что достали больше стульев для столовой, когда не хватает столов.

***

     Начинаю понимать трудности, с которыми приходится сталкиваться Макхаби. В порядке дисциплинарной меры он хотел было отменить назначенные на тот же вечер танцы в честь Дня благодарения, но билеты уже были проданы, школьный оркестр подготовлен, пунш сварен. Макхаби убедили, что наказывать всех за проступки немногих не только недемократично, но и может привести к новой "нежелательной вспышке" со стороны учащихся.
     После уроков я нашла на своем столе размякшую шоколадную индейку с поздравительной открыткой:

     Желаем счастья, лучшего в мире,
     От комнаты номер 304.

     А вечером на танцах (я была одной из дежурных наставниц) я едва узнала в причесанных, начищенных, принаряженных и до чего же вежливых ребятах тех, кто громил столовую.
     Спортивный зал был украшен гирляндами и воздушными шариками, ленты из бумажного крепа обвивали баскетбольные корзинки и прожекторные установки. Параллельные брусья, деревянные кони и маты были сдвинуты к стене. В углу разместился школьный оркестр, музыканты - в малиновых блейзерах с золотыми буквами "КК", барабан задрапирован в малиновый атлас с золотыми буквами. В другом углу был накрыт стол - чаша с пуншем, бумажные стаканчики, печенье.
     Другие дежурные наставницы - Беа, веселая и сияющая, Мэри, раздраженная дополнительными обязанностями, - разливали пунш. Генриетты, которая, как мне говорили, не пропускала ни одного вечера танцев, не было. Не было и Пола.
     Но главным открытием стали для меня мои мальчишки и девчонки. Особенно мальчишки, потому что девушки и так приходят в класс подкрашенными, причесанными. Но мальчишек я впервые видела в костюмах, пиджаках, при галстуках, в начищенных ботинках, с торжественно-напряженными лицами. У всех на лацканах приколоты бумажные оранжевые тыквочки, на них написано имя.
     - Добрый вечер, мисс Баррет! - солидно говорил каждый.
     Причем самым вежливым и самым застенчивым оказался наш вечный шут Лу Мартин. Подтянутый и напряженный от избытка учтивости, он подошел ко мне:
     - Позвольте пригласить вас на танец, пожалуйста?
     Он повел меня почтительным шагом, держа осторожно под локоть, словно мыльный пузырь. И развлекал меня светской беседой:
     - Любите ли вы индейку? Весьма мило украсили наш спортзал, не правда ли? Вам нравится работать в нашей школе? Вы танцуете очень отлично.
     Фероне не было, Эдди Уильямса и Вивиан Пейн тоже. Зато Гарри Кагана было больше чем надо: танцы устраивала Всеобщая организация учеников, а он - ее президент.
     Когда же ребята танцевали друг с другом, они такое выделывали - и крутились, и скакали, и выгибались. Лу Мартин с Кэрол Бланка выдавали почти акробатические номера, а Линда и Боб исполнили сольный танец.
     Как все они были мне милы в тот вечер, особенно Хосе Родригес, он не танцевал, но заплатил свои 75 центов за билет, надел лучший костюм и стоял в ожидании, когда можно будет поговорить со мной. Уже перед уходом он наконец собрался с духом, подошел ко мне и сказал:
     - Мне хочется, чтобы вы знали, как я полюбил язык и литературу. Я думаю, что это самые замечательные предметы. Мне просто хочется, чтобы вы это знали.
     Бывают минуты, когда я ни на что не променяла бы свою работу!
     Я страшно устала, предстоящая неделя будет еще труднее - надо проверить за четыре дня каникул полугодовые контрольные.
     Желаю счастья, лучшего в мире от Сильвии, комн. 304.

С любовью,
Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что школьников в Нью-Йорке больше, чем солдат во всей армии США?

С.


   42. Я не жульничаю, я левша

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ПО ПОВОДУ: Полугодовых экзаменов.
     ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО СЕМЕСТРОВЫЕ ОТМЕТКИ БУДУТ ЗАЧИТЫВАТЬСЯ КАК 2/3 ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ, ДОВЕСТИ ДО СОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ ВАЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ВЫСОКИХ ОЦЕНОК, БДИТЕЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ ПРЕДУПРЕДИТЬ ИСКУШЕНИЕ СЖУЛЬНИЧАТЬ.

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ

     1. ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ ПАРТЫ В КЛАССЕ ПОСТАВИТЬ АККУРАТНО ДРУГ ЗА ДРУГОМ. ПАРТА, НАХОДЯЩАЯСЯ В СДВИНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ ТЕТРАДЬ УЧЕНИКА, СИДЯЩЕГО ВПЕРЕДИ НЕГО.
     2. КНИГИ, ТЕТРАДИ, БЛОКНОТЫ И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ СЛОЖИТЬ НА ПОЛ У ПЕРЕДНЕЙ СТЕНЫ КЛАССА.
     3. ЛИСТЫ С ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМИ ВОПРОСАМИ КЛАСТЬ ПОСРЕДИ ПАРТЫ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ К ЛИСТАМ С ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМИ ОТВЕТАМИ, ВПЛОТЬ ДО ЗВОНКА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОГО ВСЕ ЛИСТКИ ОДНОВРЕМЕННО СДАЮТСЯ.
     4. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РАЗРЕШАТЬ УЧЕНИКАМ ВСТАВАТЬ С МЕСТ. ЕСЛИ УЧЕНИКУ ПОНАДОБИТСЯ БУМАГА ИЛИ У НЕГО ВОЗНИКНЕТ ВОПРОС, К НЕМУ ДОЛЖЕН ПОДОЙТИ ДЕЖУРНЫЙ УЧИТЕЛЬ.
     5. ДЕЖУРНЫЕ УЧИТЕЛЯ НЕ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ НИ НА КАКИЕ ВОПРОСЫ.
     6. ЕСЛИ УЧЕНИК ВЫРАЗИТ ЖЕЛАНИЕ ПОЙТИ В УБОРНУЮ, ДЕЖУРНЫЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ДОВЕСТИ ЕГО ДО ДВЕРЕЙ КЛАССА И ВЫЗВАТЬ КОРИДОРНОГО ДЕЖУРНОГО, КОТОРЫЙ ПРОВОДИТ УЧЕНИКА В УБОРНУЮ И ПРОБУДЕТ ТАМ, ПОКА УЧЕНИК НЕ СДЕЛАЕТ ВСЕ СВОИ ДЕЛА. ДЕЖУРНЫМ УЧИТЕЛЯМ МУЖСКОГО ПОЛА СОПРОВОЖДАТЬ МАЛЬЧИКОВ, А УЧИТЕЛЯМ ЖЕНСКОГО ПОЛА - ДЕВОЧЕК. ИМ ЖЕ ПРОВОДИТЬ УЧЕНИКА ОБРАТНО К ДВЕРЯМ КЛАССА И СДАТЬ ЕГО С РУК НА РУКИ КЛАССНОМУ ДЕЖУРНОМУ.
     7. ДЕЖУРНЫМ УЧИТЕЛЯМ ОСОБО ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА НИЖЕСЛЕДУЮЩИМ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ: МОРГАНИЕ ГЛАЗ, ДВИЖЕНИЕ ГУБ, НАГИБАНИЕ ДЛЯ ЗАВЯЗЫВАНИЯ ШНУРКА ИЛИ ПОДНЯТИЯ УПАВШЕГО ПРЕДМЕТА, СДВИГАНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЛИСТА, ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ СМОРКАНИЕ, ЗЕВОТА ИЛИ ЧИХАНИЕ, ЗАЛЕЗАНИЕ РУКОЙ В КАРМАН, СВЕРТЫВАНИЕ БУМАГИ В ШАРИК, ВЫТЯГИВАНИЕ НОГ ИЗ-ПОД ПАРТЫ, РАССМАТРИВАНИЕ НОГТЕЙ ИЛИ ЛАДОНЕЙ.
     ДОВЕСТИ ДО СОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ ВАЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ВЫСОКИХ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ: ЖУЛЬНИЧАЯ, ОНИ ЛИШЬ ОБЖУЛИВАЮТ САМИХ СЕБЯ. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЖУЛЬНИЧЕСТВА ДЕЖУРНОМУ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ВЫГОВОР ЗА ОСЛАБЛЕНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ИЗ 304-й В 508-ю.
     Дорогая Беа!
     Только что получила адмиральский циркуляр о полугодовых экзаменах. Я попросила ребят написать, что они думают об отметках и экзаменах. Интересно, что они скажут. Что же касается жульничества, то даже у тех, кто не намеревался списывать, ястребиный взор дежурного вызывает желание во что бы то ни стало перехитрить его. А почему не испытать систему чести? Мне кажется, окажи мы доверие ученикам - и они постараются его оправдать.
     Я назначена дежурной в три класса. Еще слава Богу, что мне не поручили дежурства по коридору.
     А что мне делать, если ученик не закрывает левой рукой лист бумаги, да и бумага лежит не под тем углом?

Сил.

***

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Дорогая Сил!
     В таких случаях остается только повесить его или повеситься.
     Система чести здесь никогда не пройдет, уж слишком большую ценность представляет всемогущая отметка. Ведь она решает, попадет ли ученик в колледж, и вызывает родительское рвение и нервозность у старшеклассников. Это касается успевающих учеников. Неуспевающие жульничают из спортивного интереса, ради бравады, хвастовства или из солидарности с остальным классом. Не пытаться жульничать - значит признаться в своей ограниченности.
     Сейчас мода не на индивидуальное жульничанье, а на групповое, из чувства товарищества, а один оправдывался так: "Я не жульничаю, я левша".
     Ребята все сваливают на учителя: "И что, вам жалко прибавить мне десять очков?", "Зачем вы меня провалили? Я ничего не сделал!". Ответ в таких случаях: "Вот именно".
     Интересно, что вы почерпнете из их высказываний об отметках? Смелый шаг: "идущие на смерть тебя приветствуют".

Беа.


   43. Что касается отметок

Что касается отметок, то они могут улучшаться или ухудшаться. Отметки бывают справедливые и несправедливые - в зависимости от того, как ученик отвечает на вопросы учителя и задает ли учитель вопросы, на которые ученик может ответить.

Гарри А. Каган,
избранник учеников

***

     Проходной балл должен быть 50, а не 65. Мне самому наплевать, но жалко родителей.

Чарльз Роббинс.

***

     1. ЗА: отметки хороши для учителя - он знает, кто знает и кто не знает.
     2. ПРОТИВ: отметки плохи для ученика, когда он не знает.

Подросток.

***

     Из-за отметок нельзя не жульничать.

Постоянно жульничающий.

***

     Учителя слишком скупы на отметки и несправедливо их раздают. Вопросы придуманы такие, чтобы меня запутать, а контрольные слишком трудные.

Эдуард Уильямс.

***

     Уничтожьте их. Для личной жизни отметки совершенно не нужны.

Линда Розен.

***

     Отметки важны потому, что для поступления в колледж или на работу требуется средняя, а средняя по предмету составляется из отметок, а средняя за год - из средних по всем предметам, а средняя за все полугодия как раз и нужна.

Репетитор.

***

     Е. В. списывала у Ф. А. французский, а Л. М. у Л. Р. И другие.

Угадайте кто?

***

     Иногда я приготовлю письменный урок, а учитель даже не ставит отметку, или отвечаю в классе, а это не в счет. Получается, что учишь зря.

Прилежный ученик.

***

     Почему нельзя раскидать экзамены на разные дни, чтобы не заставлять нас учить несколько предметов в один вечер. Кому это надо?

Неудачник.

***

     Я считаю, что если болтаешь на уроке или дурачишься, это не должно входить в среднюю отметку. Учитель может разозлиться, - в конце концов, он тоже человек. Ха-ха! - и поставить нам ноль по поведению. Один ноль по поведению может сбить всю среднюю. Но в конце концов все переходят. Рано или поздно.

Лу Мартин.

***

     Я написал одно и то же сочинение для двух разных учителей в прошлом семестре, один поставил мне 91, а другой - 72. Пойди разберись.

***

     Я считаю, что надо учитывать ответы в классе, а не контрольные. Отвечая, вы говорите то, что думаете, а не то, что вас заставляют сказать.

Кэрол Бланка.

***

     Отметки толкают нас на жульничанье, хотя я лично этого не делаю.

Честный чудак.

***

     Ты или переходишь, или остаешься на второй год. Другого пути нет.

Ноль.

***

     Лучшие отметки попадают ловкачам и зубрилам. Отметки зависят от запоминания, а не от знаний. Набивая себе голову, поднажмешь перед контрольной, получишь хорошую отметку, а назавтра все забудешь. Какое это образование? Я предлагаю просто "хорошо" или "плохо" на УКУ в конце семестра. Или ничего.

Фрэнк Аллен.

***

     У меня плохие отметки потому, что учителя всегда вызывают меня, когда я не знаю, и никогда - когда я выучил урок.

Разочарованный.

***

     Экзамены - больше цифры на бумаге, чем знания ученика.

Мистер Икс.

***

     Учителя проводят контрольные назло и в отместку. Или просто для тишины в классе (это я уже в последний раз пишу вам ответ).

Ястреб.

***

     Отметки должны быть основаны на классной работе, а не на контрольных, когда сдают нервы. Когда я отвечаю в классе (по языку) и учитель слушает меня, у меня больше храбрости сказать то, что надо.

Хосе Родригес.

***

     Мы используем для отметки только десять процентов или даже меньше из того, что учим. Какая потеря времени!

Убывающий.

***

     Если я учителю пожертвую свою букву "М", по лучится "Мучитель".

Ура-вей

***

     КОМУ: Всем учителям.
     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     ПРОШУ СОСТАВИТЬ И ВРУЧИТЬ МНЕ КРИВУЮ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ СЕМЕСТРА ПО КАЖДОМУ ИЗ ВАШИХ КЛАССОВ. ЕСЛИ КРИВАЯ ОКАЖЕТСЯ НИЖЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ, БУДЕТ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС О КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПЕДАГОГИ, ДОБИВШИЕСЯ ВЫСОКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ, БУДУТ ОТМЕЧЕНЫ.

Дж. Дж. Макх.


   44. В уборную без провожатого

Среда, 25 ноября

Дорогая Эллен!

     Кажется, меня могут уволить из школы за то, что я не смогла найти провожатого в уборную для Джо Фероне.
     Если тебе это кажется нелепым, то так оно и есть. Но начну сначала. Это случилось сегодня утром во время полугодовых экзаменов, которые проводятся в ноябре с такой же помпой, как и выпускные. Парты расставлены крест-накрест, ребята шумят: "Это нечестно, мы этого не проходили", "Можно списывать?", "Как ответить на второй вопрос?" Неразбериха с деньгами, которые собирают для Дня благодарения, неразбериха с экзаменационными билетами, направленными не в тот класс; неразбериха с дежурством и всегдашняя неразбериха со звонками. Наконец тишина: слышится только скрип перьев и шарканье ног.
     И вдруг - проблема. Фероне надо выйти из класса. Я провожаю его до двери, но в коридоре нет дежурного, а ученику не положено выходить без провожатого. Что делать? Не пускать его нельзя. С минуту мы стоим в дверях, меря друг друга взглядами. Положение щекотливое. Впрочем, это и возможность завоевать его доверие. Шепотом, чтобы не отвлекать остальных, разрешаю ему идти без провожатого. Я уверена, что он не станет пользоваться уборной для подсматривания ответов или курения. Он уходит, а я возвращаюсь на свой пост за последней партой - чтобы ученики не могли видеть, за кем я слежу: ценная идея Адмирала. А через несколько минут сам Адмирал появляется в дверях, зеленый от гнева. Рядом с ним Фероне. Шпаги скрещены, враги стоят по обе стороны Фероне. Бой начинается, но вполголоса - нас ведь слушают:
     Макх.: Что это значит?
     Я: Что именно?
     Макх: Вы выпустили его из класса без провожатого?
     Я: Ему надо было выйти.
     Макх.: Без провожатого?
     Я: Коридорного дежурного не было на месте.
     Макх.: Следовало подождать его.
     Я: Ждать было нельзя.
     Макх.: Вы понимаете, что его экзаменационный листок может быть признан недействительным?
     Я: Почему?
     Макх.: Он мог подсмотреть ответы.
     Я: Не думаю. Он сказал, что не будет.
     Макх.: Это он сказал?
     Я: Да.
     Макх.: И вы поверили ему?
     Я: Я ему верю.
     Макх.: Идите на свое место, молодой человек. Мисс Баррет. сейчас не время и не место объяснять вам всю серьезность вашего поведения. У вас были точные инструкции, вы их нарушили. Мы еще вернемся к этому вопросу. А пока извольте положить его работу отдельно, когда он ее сдаст. Исход его экзамена непосредственно отразится на вас. Вам это понятно?
     Я: Думаю, что да.
     Макх.: Вторая девушка в третьем ряду, смотрите в свою тетрадь!
     Адмирал уходит.
     Мы с Фероне глядим друг на друга. Его лицо непроницаемо. Неужели он завалит экзамен, чтобы наказать меня? Он ведь очень способный и учится посредственно только потому, что большего ему не надо.
     Так вдруг от него стала зависеть моя судьба. В случае с уборной проявилось все то, что восставало во мне против Макхаби, все то, во что я верю, восстало против мелочности, заорганизованности, гнилости школьной системы, против того, что унижает достоинство моей профессии, а следовательно, и моих учеников. Мое стремление учить хорошо восстало против бюрократизма, рутины, пустобрехства.
     Кажется, я теряю чувство юмора. Здесь это нетрудно. Ведь я все еще новичок в школьной системе и не могу принимать как должное все ее нелепости. Не попался бы Макхаби на пути, я горы могла бы своротить.
     А пока что за четыре дня каникул мне предстоит проверить 201 контрольную. Каждая - из пяти частей. В каждой - по два сочинения.
     Я буду держать тебя в курсе всех перипетий "Дела об уборной Баррет-Фероне-Макхаби". А пока напиши мне, что там за стенами моей школы?

С любовью,
Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что, по подсчетам Национального совета учителей языка и литературы, на проверку одного сочинения уходит от шести до десяти минут и что каждый городской учитель имеет от 150 до 200 учеников в полугодие?

С.


   45. Как мне стало известно

     КАНЦЕЛЯРИЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ИМ. КАЛВИНА КУЛИДЖА
     Копии: Мистеру Макхаби,
     Доктору Бестеру.
     Уважаемая мисс Баррет!
     Как мне стало известно, в связи с ослаблением бдительности с Вашей стороны во время дежурства на семестровых экзаменах один из ваших учеников находится под подозрением в жульничанье. Это может оказать деморализующее и разлагающее воздействие на остальную часть нашего ученического контингента, в котором всегда и во все времена поддерживался высокий моральный и этический уровень.

Максуэлл Э. Кларк, директор.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Прошу Вас занести мне экзаменационный листок Джозефа Фероне, как только Вы его проверите. Насколько мне известно, он был неуспевающим по языку и литературе последние два семестра.

Сэмюел Бестер, заведующий учебной частью по языку и литературе.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ИЗ 304-й В 508-ю.
     Дорогая Беа!
     Только что проверила работу Фероне - он набрал 89 баллов. Как Вы полагаете, мне грозит трибунал?

Сил.


   46. Из ящика пожеланий

     Я знал учителей, ошалевших от слишком многого преподавания, но не вы. Как это получилось? Вас надо поставить на пьедестар.

Застенчивый Никто.

***

     Мое предложение - свергнуть Макхаби, а вам руководить школой вместе с мистером Грэйсоном. Вот когда начнется райская жизнь.

Мистер Икс.

     (В середине семестра я лодырничал оттого, что не понимал вопросов.)

***

     Так им и надо (разбитая посуда). Здорово мы перевернули вверх дном столовую, и мы это повторим, если с нами будут обращаться как с арестантами. Это мое последнее предостережение.

Ястреб.

***

     Сначала я себе сказал, что я никогда не вынесу еще один язык и литературу с учительницей женского пола. И вот, видите я здесь и это благодаря вам.

Рэсти.

***

     Слишком строго ставят отметки. Меня бы устроило и 80 очков.

50-ник.

***

     Предлагаю: 1. Больше учителей со смелостью.
     А. Отстаивать нас.
     Б. Как вы отстаивали Джо Фероне.
     2. Воевать с Макхаби.
     3. Характер замечательный и не трусливый.
     4. И прекрасные голубые глаза.

Подросток.

***

     Я уже обжаловал семестровую отметку. Какой смысл в интеграции, если отметки все такие же плохие?

Эдуард Уильямс.

***

     Я никогда не встречала учительницу с настоящим интересом. А вы такая. Не бросайте нас. Я бы хотела быть с вами до самого окончания школы.

Кэрол Бланка.

***

     К чертям.

***

     Я хочу перейти от книг о войне, таких как Шикспир, к "танцам" в зале, но мне не удалось "потанцевать" с вами. Может быть повезет "в следующий раз".

Ч. X. Роббинс.

***

     Вы слишком много очков вычли у меня за орф. и за гр. и за пункт. Когда вы были в моем возрасте вам бы не хотелось, чтобы с вами так обошлись.

Ноль.

***

     Мне нравится ваша открытая манера разговаривать с нами и мне нравится как вы преподаете и как вы одеваетесь. Мне нравится ваша деликатность и вся ваша личность. Рассказывайте нам больше о своей жизни, как в тот раз - о вашем колледже. Это по-человечески сближает нас с вами и нам хочется быть похожими на вас. (Я уже перешла на 15-й размер.) Дома я чувствую себя несчастной, а на ваших уроках - никогда. Вот почему у меня возникло желание стать учительницей языка и литературы. Вы можете мне сказать, как вы подготовились к этой карьере?

Ваш друг
Вивиан Пейн

***

     Я еще никогда не встречала такого чувства юмора, как в вас. Вы делаете уроки смехотворными.

Третий ряд.

***

     Мне не нравится, как вы одеваетесь, слишком ярко для учительницы. Красок сбавьте, а отметки прибавьте.

Ваш враг.

***

     Я люблю ваши уроки языка потому, что вы нас так учите английскому, чтобы мы могли его использовать в жизни и стать кем-то. Вы так устроили свой язык и литературу, что они стали интересными и совсем не похожи на эти предметы, хотя это и они. С вами начинаю любить то, что раньше не любил. Как, например, читать. Вы учите нас хорошо и равномерно. Не слишком быстро и не слишком медленно. Можно, чтобы и в следующем семестре опять были вы?

Хосе Родригес.

***

     Я знаю, кто жульничал на экзаменах и легко отделался, и еще кое-что.

Угадайте кто?

***

     Что бы я ни делал, моя мама продолжает ворчать.

Мура-Вей.

***

     Я не в вашем классе, но тем не менее как насчет свидания? Я очень стоящее знакомство. У меня средний рост, черные жгучие глаза, круглое лицо, и местами я немножко толстоват. Вы, вероятно, меня уже заметили.

Прохожий.

***

     Хотя контрольная по языку и литературе была крайне интересной, мне было трудно ее выполнить с присущим мне умением. Поэтому я хочу поблагодарить вас за предоставление мне возможности повысить мою отметку дополнительным изложением, чтение которого, я надеюсь, доставит вам удовольствие.

Гарри А. Каган,
избранник учеников.

***

     Я не говорю, что вы слишком много задаете на дом, но не скажу, что мало. Но для вас я готов приготовить даже вдвое больше.

Фрэнк Аллен.

***

     Я собирался уйти из школы, а теперь раздумал. Я очень удивился, когда вы сказали, что я могу исправить свою блестящую (ха-ха!) отметку, если напишу дополнительное изложение, что я и сделаю.

Лу Мартин.

***

     У меня это первый класс, где я был рад, что провалил ответ из-за того, что смотрел на вас.

***

     Никаких поблажек за то, что я вымыл доску!

Недовольный.

***

     Выходите за меня замуж.

Окончание следует...


  


Уважаемые подписчики!

     В последующих выпусках рассылки планируется публикация следующих произведений:
    Виктор Пронин
    "Чисто женская логика"
    Артур Хейли
    "Аэропорт"
    Александр Бушков
    "Охота на пиранью"
    Владимир Войнович
    "Москва 2042"
Ждем ваших предложений.

Подпишитесь:

Рассылки Subscribe.Ru
Литературное чтиво


Ваши пожелания и предложения


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.worldliter
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное