Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературное чтиво

  Все выпуски  

Литературное чтиво


Информационный Канал Subscribe.Ru

Литературное чтиво

Выпуск No 262 от 2005-07-20


Число подписчиков: 19


   Бел КАУФМАН "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ"

Часть
6
   29. Неизбранная дорога

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА

     1. Тема: "Неизбранная дорога" Роберта Фроста.
     2. Цель: Понимание и оценка стихотворения.
     3. Мотивация: интересные, побуждающие мысль вопросы, наводящие на разговор о жизненном опыте самих ребят.
         а. Какой решающий поворот был в вашей жизни?
         б. Какой выбор вы сделали и почему?
         в. Что вы думали потом о своем выборе?
     4. Ожидаемые трудности:
     Написать на доске и объяснить слова:
         развилка,
         выбор.
     5. Содержание урока:
     Прочитать вслух стихотворение:

     В осеннем лесу, на развилке дорог,
     Стоял я, задумавшись, у поворота и т.д. 6. Вопросы, заставляющие оценить человеческие побуждения:
         а. Почему он выбрал именно эту дорогу?
         б. Почему он говорит:

     Еще я вспомню когда-нибудь
     Далекое это утро лесное?

     Как вспомнит - с сожалением или с облегчением?
         в. Стихотворение заканчивается словами:

     Ведь был и другой предо мною путь,
     Но я решил направо свернуть -
     И это решило все остальное1.

     Почему это решение столь важно в жизни поэта?
         г. Если бы он избрал другую дорогу, как бы кончалось стихотворение?
     (Навести их на ответ: "так же".)
         д. Почему Фрост называет стихотворение "Неизбранная дорога", а не "Избранная дорога"?
     (Подвести к ответу: мы больше сожалеем о том, что не сделано, чем о том, что сделано.)
         е. Каким человеком видится вам Фрост после того, как вы прочитали стихотворение?
     (Извлечь: прямым, простым, думающим человеком, любящим природу и умеющим видеть!)
         ж. Каков стиль его письма?
     (multum in parvo, или "многое в малом" - экономный в словах, щедрый в мыслях.)
     7. Наглядные пособия:
     Пустить по рядам фотографию Фроста.
     8. Заключение:
         а. Навести на мысль о пагубности конформизма.
         б. Сожаление присуще любому решению.
         (Примечание: Записать заключение на доске.
         Окна.
         Никаких обрывков бумаги на полу.
         Не допустить, чтобы отвечал только Гарри Каган.
         Не посадить ли Линду рядом с девочкой?
         Если останется время, завести пластинку: Фрост читает свои стихи.)

***

     ОТ: Сэмюела Бестера, заведующего учебной частью по языку и литературе.
     КОМУ: Мисс С. Баррет, комната 304.
     Следующие пожелания неофициальны: они не появятся в моем инспекционном отчете. Если хотите переговорить лично, давайте встретимся.
     1. Во избежание опасности окна надо открывать сверху на 4 дюйма, так чтобы ученики не могли выглядывать из них.
     2. Увязывать задаваемые вопросы с жизненным опытом учеников - прекрасно, но не позволяйте им уводить Вас в сторону. Они частенько пользуются этим, чтобы протянуть время или вообще отделаться от занятий. Пример: в разговоре о выборе обсуждение вопроса о том, какое надеть в субботу платье девочке из 4-го ряда - розовое или зеленое, было интересным, но 6 минут на него - слишком много.
     3. Не разрешайте одному ученику (Кагану?) монополизировать обсуждение. Вызывайте и тех, кто не вызывается сам.
     4. Всегда сначала задайте вопрос и только потом вызывайте ученика - это заставит думать весь класс. Избегайте двусмысленных и неопределенных вопросов, таких как "Какие чувства вызывает у вас стихотворение?" (слишком неопределенно) и "Сожалеем ли мы о том, чего не свершили?" (Слишком очевидно, что учитель ждет в ответ "да".)
     5. Ваша неизменная вежливость по отношению к ученикам - выше всяких похвал. Учитель - нередко единственный человек из окружения ученика, относящийся к нему с уважением. Вместо того чтобы наказать юнца, "вернувшегося из исключения", который опоздал на урок и к тому же вошел в класс с зубочисткой во рту, Вы сумели дать ему почувствовать, как классу его недоставало. Великолепно! (Следовало, однако, заставить его вынуть зубочистку.)
     6. "Обратите внимание на простоту языка Фроста", - сказали Вы. А могли бы воспользоваться прекрасным приемом, разыграв неведение или удивление: "А я-то думала, что в стихах должны быть красивые слова" или "Но разве Марк Антоний не говорит добрые слова о Бруте?"
     7. Сидевший рядом со мной мальчик делал домашнее задание по математике. Учителю следует прохаживаться по классу.
     8. Вы сразу же исправляли ошибки в языке. Однако пропустили неправильное употребление вспомогательных глаголов.
     9. Энтузиазм заразителен. Радует, что Вы не стесняетесь показать, что тронуты чувствами или возбуждены идеями, взволнованы, увлечены мыслью, заложенной в стихотворении. Вторжение посторонних (водопроводчика и т. п.) ни в коей мере не должно Вас обескураживать.
     10. Чем меньше говорит учитель, тем лучше. Не перекармливайте их, извлекайте из них. В процессе обучения учитель и ученик открывают друг друга. Не упускайте неожиданные реакции учеников, например слова мальчика, занимавшегося математикой, о том, что у человека нет выбора.
     11. Не давайте уроку заканчиваться на неверной ноте. Пример: на Ваш вопрос, каким человеком был Фрост, последовал ответ: "Он был человеком, любящим писать стихи". И в это время зазвенел звонок, и Вы их отпустили.
     12. Ваше умение отмечать успехи учеников, Ваша искренняя заинтересованность в том, что они говорят, заслуживают похвал. Прекрасно, что девочки стремятся Вам подражать, а мальчики - Вам угождать. Но несколько рискованно выглядеть слишком привлекательной. Нет сомнений - Вы прирожденный учитель!

Сэмюел Бестер.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ИЗ 304-й В 508-ю.
     Дорогая Беа!
     Мы встретились с противником и покорили его!
     Я знала, что сегодня ожидается посещение моего урока, и подготовилась к этому. По крайней мере я полагала, что подготовилась.
     В примерном плане урока есть раздел "Ожидаемые трудности", но я встретилась с трудностями, которых не ожидала.
     Мальчик заикал и чуть не вывалился из окна; раздался сигнал тревоги, оказавшийся ложным; явился Макхаби, чтобы сделать очередное объявление; зашел водопроводчик и начал стучать молотком по батарее.
     Бестер сидел в последнем ряду и что-то записывал, в то время как я пыталась держать в уме и в поле зрения 39 ребят, план урока, доску, Фроста, возмутителей спокойствия, обрывки бумаги на полу, исправлять ошибки в языке, расширять сферу урока, вовлекая учеников в обсуждение моральных и этических проблем.
     Я не успела выполнить и половины плана, я забыла о заключении и об окнах, но я таки задавала "наводящие вопросы", увязывая стихотворение с жизнью ребят. Бестер говорит, что я прирожденный учитель. Поздравьте меня!

Сил.

***

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Так оно и есть. Вы - прирожденный учитель. Связывать урок с жизненным опытом учеников - хорошо, если удается. Но иногда это выглядит искусственно. Вспоминаю молодую учительницу из профессиональной школы. Ее ученики - грубые городские парни. А она начала обсуждение стихов Вордсворта с вопроса к ученикам: "Вас часто радовал вид моря нарциссов?"

Беа.

***

     Дорогая мисс Баррет!
     Я буду отсутствовать завтра по болезни, так пожалуйста, пусть кто-нибудь другой прочтет мои записи по сегодняшнему уроку.
     Это был очень интересный и поучительный урок языка и литературы. Мисс Баррет собирала деньги на "Схоластик" и тот, кто не принесет их завтра, его не получит. Мисс Баррет прочла несколько замечаний относительно "ВО", а мистер Макхаби зашел, чтобы поговорить о нехватке столов в столовой. Мисс Баррет выгнала Роя из класса за то, что он плевал через окно, чтобы избавиться от икоты, и прочитала нам прекрасное стихотворение мистера Роберта Фроста. Заглавие называлось "Неизбранная дорога". Д-р Бестер посетил нас. Он сидел рядом с Фредом.
     Мы обсуждали разные решающие повороты в жизни. Решающим поворотом Вивиан был колледж или работа после окончания школы. Но это нехороший пример потому, что она второгодница. Решающим поворотом Линды был - какое платье надеть в субботу вечером. Решающим поворотом у Эдди было, когда он спустился в погреб и ушиб голову. У Лу решающего поворота не было.
     Поэт пытается это сказать потому, что он избрал дорогу и это был решающий поворот. Он рассказывает о желтых листьях. Он решает прогуляться и делает неправильный поворот и теряется, и вздыхает. Мораль, что нельзя пройти по двум дорогам одновременно. Некоторые ученики в классе с этим не согласились.
     Поэт (м-р Фрост) учит нас жизни и другим вещам. Он был простым. Он был экономным и недавно умер. Он попытался проложить новую дорогу.
     Мисс Баррет пустила по классу его фотографию. Но она дошла только до первого ряда, потому что какой-то умник ее стянул и не послал дальше. "Multum in parvo" и означает, что он очень мало говорит. Развилка - значит когда две дороги расходятся.
     У него был очень хороший стиль. Он умел видеть вещи.
     В моем последнем семестре по языку и литературе мы должны были распределить стихи под различными заглавиями, как "Стихи о Любви и Дружбе" или "о Природе и Твореньях божьих" или "о Религии и Смерти" и указывать, куда входит то или иное стихотворение. Но я не знаю, куда отнести это.

С уважением,
Джанет Амдур, секретарь класса.


   30. Автор пытается сказать

Пятница, 6 ноября

Дорогая Эллен!

     Да здравствует расставание с малярами! Неужели ты хочешь сказать, что все получилось темно-желтым?
     Ты права: Пол Барринджер меня привлекает. Он и правда очень привлекателен. Но поверхностен, и все в нем так гладко отполировано, что не за что зацепиться. Наши отношения тоже поверхностны: иногда вместе поужинаем, иногда сходим в кино в мое "свободное время" - "ха-ха!", как сказал бы один из моих учеников. Я улыбаюсь его забавным стихам и выслушиваю его жалобы на издателей, школу и судьбу. Хотелось бы, чтобы он нравился мне больше.
     Отвечаю на твои вопросы: Линда Розен вернулась, надо полагать, что ее вылечили. Джо Фероне передумал и не хочет встретиться со мной после уроков. "Зачем это вам?" - спрашивает он.
     В тот день, когда он вернулся в класс с двумя разрешениями на позднее опоздание (он и сам опоздал, еще его задержал за это Макхаби - конечно, бессмыслица), мой урок посетил Бестер. Я знакомила ребят со стихотворением Роберта Фроста "Неизбранная дорога". Но познакомила ли? Не думаю, чтобы до них что-нибудь дошло, несмотря на все мои аккуратные планы, несмотря на точные указания Бестера.
     Беда в том, что у них нет никакого багажа. "Я не читал ни одной книги в жизни и не собираюсь", - сообщил мне один ученик. Нелегко заставить их полюбить книгу, не удалось это и моим предшественникам - ни Генриетте с ее уроками-играми, ни Мэри с ее строгостью. Или, может быть, причину этого надо искать еще глубже, в начальной школе?
     Как заставить их почувствовать боль короля Лира, а не просто напичкать общеизвестными цитатами из Шекспира? Вызвать у них душевный отклик, а не заставить вызубрить текст? Как бы мне хотелось, чтобы они тянулись к книжке всегда - и вместо телевизора, и после кино, и когда отзвенят для них школьные звонки.
     Но что значит для них устное изложение книги? Вспомнить любопытный факт о ее авторе ("Эдгар По был психом"); прийти к какому-то выводу: книга побудила удивиться, осознать, решить; пересказать забавный (трагический) случай или, предприняв отвлекающий маневр, нарисовать для нее суперобложку, провести интервью с давно умершим классиком, поиграв в игру "Кто я?", и оживить классика? Иными словами, сделать все, чтобы не читать книгу. Пример:

     ЛУ: У моей книги...
     Я: У книги, которую ты прочитал...
     ЛУ. Угу. Заглавие называется "Макбет" Шекспира.
     Я: Ее название...
     ЛУ: "Макбет".
     Я: Я ожидала от тебя изложение еще какой-нибудь книги. Насколько я знаю, пьеса "Макбет" входила в прошлогоднюю программу. Разве вы ее не проходили?
     ЛУ: Нет, мы ее не прочитывали.
     Я: Мы ее не читали.
     ЛУ: И я тоже. В этой книге автор передал...
     Я: Описал...
     ЛУ. Описал, как этот...
     Я: Кто?
     ЛУ: Ну, который хотел того...
     Я: Кого?
     ЛУ: Ну, которого он описал...
     Я: Автор?
     ЛУ: Угу. Он передает, как...
     Я: Он рассказывает...
     ЛУ: Миссис Льюис велела не говорить "рассказывает", когда мы рассказываем. Она дала нам вместо целый список разных "передает" и "преподносит"...
     Я: Да, Гарри?
     ГАРРИ: Повествует.
     Я: Прости, что ты сказал?
     ГАРРИ: "Рисует", "отображает". У меня записано.
     Я: Она, видимо, учила вас избегать повторений. Ничего плохого в слове "рассказывает" нет. Какова тема пьесы, Лу?
     ЛУ: Ну, автор рассказывает про убийство...
     Я: Я спрашиваю про тему, а не про сюжет. Кто-нибудь знает разницу между сюжетом и темой? Линда?
     ЛИНДА: Сюжет - то, что они делают в книге, а тема - как они делают.
     Я: Не совсем. Тема... - Да, Вивиан?
     ВИВИАН: Тема - то, что стоит за этим.
     Я: За чем "этим"?
     ВИВИАН: За сюжетом.
     Я: Фрэнк?
     ФРЭНК: Урок.
     Я: Какой урок? Пожалуйста - полное предложение.
     ФРЭНК: Автор дает урок. Моральность пьесы.
     Я: Мораль. Нет. Да, Джон?
     ДЖОН: Он упоминает три события.
     Я: Но мы сейчас говорим о... Гарри?
     ГАРРИ: О личном отношении.
     Я: Что?
     ГАРРИ: Он не сказал про личное отношение.
     ЛУ: У меня его еще нет.
     Я: Мы все еще стараемся определить разницу между сюжетом и темой. Салли?
     САЛЛИ: Одно - то, что есть, а другое - что задумано.
     Я: Что ж, пожалуй... Да, Кэрол, что ты скажешь?
     КЭРОЛ: О, слава богу. Я думала, вы меня никогда не спросите. Автор пытается сказать...
     Я: Пытается? И ему не удается?
     КЭРОЛ: Пытается показать...
     Я: Показывает.
     КЭРОЛ: Он показывает, что не надо быть честолюбивым.
     ЛУ: Рисует.
     Я: Он утверждает, что честолюбие - это плохо?
     КЭРОЛ: Да.
     Я: Разве? Нехорошо быть честолюбивым? Лу?
     ЛУ: Хорошо, когда не слишком.
     Я: Не слишком что?
     ЛУ: Не слишком честолюбивым, а то нехорошо.
     Я: Ты хочешь сказать, что чрезмерное честолюбие может привести к беде?
     ЛУ: Правильно.
     Я: Почему же ты так не сказал? Тема "Макбета": чрезмерное или, точнее, безжалостное честолюбие часто ведет к беде. Так и надо было сказать. Что значит "безжалостное"?
     ЭДДИ: Переступает через все.
     Я: Скажи полную фразу.
     ЭДДИ: Он переступает через все.
     Я: Рэсти, ты хотел что-то сказать?
     РЭСТИ: Миссис Макбет подбила его.
     Я: Ты хочешь сказать, подтолкнула?
     РЭСТИ: Подбила. Как все бабы, она его подвела.
     Я: Да, Джон? Ты поднял руку.
     ДЖОН: Я прочел ту же книгу, но у меня другая тема.
     Я: Какая?
     ДЖОН: Моя тема, что он убивает ради собственной выгоды.

     Но не беда. Хотя я, наверное, и "стремлюсь слишком высоко", могу споткнуться и упасть, но пока не отступаю.

С любовью,
Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что на проверочных экзаменах обнаружилось, что треть учителей языка и литературы не отвечает предъявляемым требованиям?

С.


   31. Искусство общения

     ОТ: КОМИТЕТА ПО СОКРАЩЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ И ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПО ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИИ

УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

     ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПРОГРАММОЙ ИСКУССТВА ЧТЕНИЯ И ОЦЕНКИ (УСВОЕНИЯ) ПРОЧИТАННОГО В СОЧЕТАНИИ С ПОСТОЯННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ВСЕГО ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ИЗЛОЖЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ И СВЯЗЫВАНИЯ ЕГО С ЛИЧНЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ УЧЕНИКОВ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРШИНОЙ ИСКУССТВА ОБЩЕНИЯ.

Часть
7
   32. Над табельными часами

Доска объявлений

     ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ СЛЕДУЮЩИМ УЧИТЕЛЯМ, ДОБИВШИМСЯ ВЧЕРА СТОПРОЦЕНТНОЙ ПОСЕЩАЕМОСТИ.
     Таких не оказалось

***

     В КОНЦЕ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА БУДЕТ ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА: ПРОСЬБА НЕ ДАВАТЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

***

     В ВАШИ ЯЩИКИ ДЛЯ ПИСЕМ ОПУЩЕНЫ ЦИРКУЛЯРЫ ПО ПОВОДУ ДНЯ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ИХ И ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ УКАЗАНИЯ.

***

     ПОТЕРЯНО - НАЙДЕНО
     ПОТЕРЯНО: Мужской черный зонтик с деревянной ручкой.
     Вернуть: мистеру Мангейму.
     ПОТЕРЯНО: Одна галоша, черная.
     Вернуть: мистеру Мангейму.
     ПОТЕРЯНО: Книга в бумажной обложке "Как отвыкнуть от курения в 24 часа".
     Вернуть: Ф. Игэн, медицинский кабинет.
     НАЙДЕНО: Синяя шариковая ручка - не пишет.
     Обратиться в канцелярию.

***

     УЧИТЕЛЯ, ВЫСТРАИВАЮЩИЕСЯ В ОЧЕРЕДЬ ПОД ЧАСАМИ, ЧТОБЫ ПРОБИТЬ СВОИ КАРТОЧКИ НА ВЫХОД, ОБРАЗУЮТ В ПРОХОДЕ ТОЛПУ. ПРОШУ ДОЖИДАТЬСЯ ЗВОНКА ОБ ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СПУСКАТЬСЯ ВНИЗ. Дж. Дж. Макх.

***

     ПРОСЬБА НЕ ТРОГАТЬ СТРЕЛКИ НА ЭТИХ ЧАСАХ.

***

     НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕЛЕФОНОМ В КАНЦЕЛЯРИИ ДЛЯ ЛИЧНЫХ РАЗГОВОРОВ. ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ В ПОДВАЛЕ.

***

     СЕГОДНЯ В ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ В КОМНАТЕ 404 СОСТОИТСЯ ВСТРЕЧА УЧИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА. ПРОСЬБА ПОТОРОПИТЬСЯ С ОБЕДОМ - ПРОШЛЫЙ МЕСЯЦ НИКТО НЕ ЯВИЛСЯ.

ХРОНИКА

     У мистера Дрэйпера умер отец; похороны завтра. Выражаем соболезнование.

***

     Миссис Джейн Тесслер, находящаяся в декретном отпуске, родила девочку весом 6½ фунтов. Она в больнице Родс.

***

     Зена Холл, выпускница школы имени Калвина Кулиджа, выступает в хоре в новом ревю "Когда ты влюблен".

***

     Мисс Сара Дэниелс, ушедшая в прошлом году на пенсию, будет рада получить весточку от своих коллег. Ее адрес: Отель Мидтаун, комната 611.


   33. День открытых дверей

     КОМУ: Родителям наших учеников.
     СЕРДЕЧНО ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПОСЕТИТЬ НАШУ ШКОЛУ В ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ЧЕТВЕРГ 12 НОЯБРЯ С ЧАСУ ДО ТРЕХ ДНЯ И С СЕМИ ДО ДЕВЯТИ ВЕЧЕРА.
     ДЛЯ ВАШЕГО УДОБСТВА ВАШ СЫН (ДОЧЬ) ПОДГОТОВИЛ ЭКЗЕМПЛЯР РАСПИСАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ФАМИЛИЙ КАЖДОГО ИЗ ЕГО (ЕЕ) УЧИТЕЛЕЙ И КОМНАТЫ, ГДЕ МОЖНО ЗАСТАТЬ НУЖНОГО УЧИТЕЛЯ. ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОСЕТИТЬ ШКОЛУ, ОБРАТИТЕСЬ С ВОПРОСОМ ИЛИ ВОПРОСАМИ ПО ПОВОДУ ВАШЕГО СЫНА (ДОЧЕРИ) К УЧИТЕЛЮ НА ПРИЛАГАЕМОЙ ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ.

Джеймс Дж. Макхаби,
н. адм. о. с.

***

     ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ:
     Я УБЕЖДЕН И ВЕРЮ, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ЭТУ БЛЕСТЯЩУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ БОЛЕЕ ТЕСНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНТАКТА МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ В ДЕНЬ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ. МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПРИЛОЖИТЬ СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ И СОДЕЙСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТОБЫ ЭТОТ ДЕНЬ ПРОШЕЛ УСПЕШНО, ПОТОМУ ЧТО ЛИШЬ ПУТЕМ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ МОГУТ БЫТЬ ДОСТИГНУТЫ ИХ ОБЩИЕ ЦЕЛИ И УСТРЕМЛЕНИЯ ВО ИМЯ НАИВЫСШЕГО БЛАГА УЧЕНИКА.

Максуэлл Э. Кларк,
директор.

***

     ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ:
     Я УБЕЖДЕН И ВЕРЮ, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ЭТУ БЛЕСТЯЩУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ БОЛЕЕ ТЕСНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНТАКТА МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ В ДЕНЬ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ. МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПРИЛОЖИТЬ СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ И СОДЕЙСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТОБЫ ЭТОТ ДЕНЬ ПРОШЕЛ УСПЕШНО И ПЛОДОТВОРНО: ЛИШЬ ПУТЕМ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ МОГУТ БЫТЬ ДОСТИГНУТЫ ИХ ОБЩИЕ ЦЕЛИ И УСТРЕМЛЕНИЯ ВО ИМЯ НАИВЫСШЕГО БЛАГА УЧЕНИКА.

Максуэлл Э. Кларк,
директор.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ДО ПРИХОДА РОДИТЕЛЕЙ УДОСТОВЕРИТЬСЯ В НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ И ПРОВЕРИТЬ КАЖДЫЙ ПУНКТ:
     НАЛИЧИЕ МАТЕРИАЛОВ НА СТОЛЕ УЧИТЕЛЯ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГО (ЕЕ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КНИГИ И Т. П.). НАЛИЧИЕ МАТЕРИАЛОВ НА ДОСКЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.
     УКРАШЕНИЕ КЛАССА (НА УРОВНЕ).
     ШКАФЧИКИ (ПУСТОТА).
     ПОЛЫ (ЧИСТОТА).
     ОКНА (ОТКРЫТЫ ИЛИ ЗАКРЫТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОГОДЫ).
     СТУЛЬЯ (РОВНЫМИ РЯДАМИ).
     ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧИТЕЛЮ УВИДЕТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РОДИТЕЛЕЙ, УДЕЛЯТЬ НЕ БОЛЬШЕ ПЯТИ МИНУТ КАЖДОМУ. СПИСОК РОДИТЕЛЕЙ, ПОСЕТИВШИХ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ, БУДЕТ ХРАНИТЬСЯ В КАНЦЕЛЯРИИ. УЧИТЕЛЯ, ПОБЕСЕДОВАВШИЕ С НАИБОЛЬШИМ ЧИСЛОМ РОДИТЕЛЕЙ, БУДУТ ПООЩРЕНЫ.
     УЧИТЕЛЬ - ЗЕРКАЛО ШКОЛЫ.

Дж. Дж. Макх.

***

     КОМУ: Всем учителям языка и литературы.
     НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ ОСОЗНАЛИ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ЖЕЛАТЕЛЬНА ВЫСТАВКА УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ С ЗАМЕЧАНИЯМИ УЧИТЕЛЕЙ И ИЗЛОЖЕНИЕ НА ДОСКЕ ПОСЛЕДНЕГО УРОКА.
     УЧИТЕЛЬ - ЗЕРКАЛО ОТДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Сэмюел Бестер,
заведующий учебной частью по языку и литературе.

***

     КОМУ: Всем учителям.
     ПРОШУ НАПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ, С КОТОРЫМИ ВЫ БУДЕТЕ БЕСЕДОВАТЬ, О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПИТАНИЕМ И УСПЕВАЕМОСТЬЮ.

Фрэнсис Игэн,
школьная медсестра.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ОТ: Г. Пасторфилд.
     КОМУ: С. Баррет, 304.
     Дорогая Сильвия!
     Не найдется ли у Вас двух-трех сочинений Ваших учеников для моей доски? Я еще не успела провести ни одного. Уйма благодарностей.

Генриетта.

***

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Дорогая Сил!
     Если возникнут трудности, посылайте мне SOS. Вы встретитесь со всякими родителями. Но те, кто Вам больше всего нужен, не придут.

Беа.

***

     ОТ: М. Льюис, 302. КОМУ: С. Баррет, 304.
     Дорогая Сильвия!
     Нет ли у Вас тазика и губки? Сойдет и тряпка. Уборщица не явилась, и мне все это приходится делать самой!

Мэри.

***

     ОТ: П. Барринджера, 309.
     КОМУ: С. Баррет, 304.
     Сильвия!
     Если какие-нибудь родители все-таки покажут свой нос, постарайтесь от них скорее отделаться. Встретимся в обычном месте.

Пол.

ПОЧТОВЫЕ ОТКРЫТКИ

     Уважаемая мисс Баррет, я мать Эдуарда Уильямса, но я не могу прийти, мне и без этого хватает дела, его отца увезли, он психический, и у меня хватает своих неприятностей и без школы. У Эдуарда много работы, он помогает мне по дому, так что не можете ли вы отпускать его пораньше?

Миссис Дж. Уильямс.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Моя дочь Вивиан очень хотела, чтобы я пошла в школу, но я очень занята как раз сегодня. Вы - ее любимая учительница. Она пытается подражать Вам во всем, не знаю, принесет ли ей это пользу при ее-то фигуре. Моя вторая дочь совсем другая. Вивиан ест много сладостей, это сказывается на ее коже, она толстеет и ужасно выглядит. Я ей говорю-говорю об этом, но все как в пустую бочку.

Искренне ваша,
Элси Пейн.

***

     Знают ли в Совете по образованию, что вы разрешаете своим ученикам читать вне школы такие сальные книги, как "Над пропастью во ржи"? Вы бы лучше заставили их читать Библию, но ее объявили вне закона.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Не вина моего сына (Лу), что он неправильно пишет. Он из разбитой семьи. Когда он получает плохие отметки, он совсем опускает руки и начинает пропускать уроки. Он уже всех перерос в своем классе, так что все учителя сказали, что они его все равно переведут. В конце концов, это всего лишь орфография.

Миссис Бесс Мартин.

***

     Меня интересует, с кем Линда шляется после школы. Когда я ее спрашиваю, она дерзит. Отец ее колотит время от времени, но она все равно шляется. Ее сестры плохо кончили после того, как я всем пожертвовала для них, так что я очень тревожусь. Можете ли вы что-нибудь сделать?

Миссис Люсил Розен.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Алиса не захотела, чтобы я пришла. А я рассчитывала на встречу с Вами. Не знаю, отчего она такая взвинченная. Не знаю, чем я ей не угодила.

Миссис Мэриэн Блэйк.

***

     Моя дорогая мисс Баррет!
     Я не успела поговорить с Вами, потому что была занята беседами с другими учителями. Для меня было бы удовольствием познакомиться с такой обаятельной учительницей, как Вы. Гарри Каган, мой сын, всегда очень хорошо отзывается о Вас. Надеюсь, что Вы будете по-прежнему руководить им в его карьере?

С искреннейшим приветом,
Альберта Каган.

***

     Мисс Б.
     Я вижу по работе моего сына, что школа не изменилась. Я в свое время тоже ненавидел ее, но я знаю, что им нужно образование. Я не понимаю, почему Чарльз пока получил только 68. Ему нужна средняя хотя бы 85, чтобы поступить в колледж, который я выбрал для него, хотя ему кажется, что он не хочет туда. Как налогоплательщик, пожалуйста, вникните в это.

Роджер Роббинс.

***

     Уважаемая мисс Барнет, спасибо за приглашение, но я не смогу прийти и поговорить о своем сыне Хосе, будучи занят на фабрике в ночную смену, кроме дневной работы. Его мать тоже не может прийти, будучи умершей. Надеюсь, что вы извините за это.

С уважением,
Раймонд Родригес.


   34. Вы же учительница!

12 ноября

Дорогая Эллен!

     Только что вернулась домой после Дня открытой школы и должна кому-то высказаться.
     Это был полный провал, хотя я и выполнила все инструкции. Достала в библиотеке суперобложки для украшения стен и навела порядок в стенном шкафу. (Почему это так бывает, что всегда что-нибудь да обнаружишь на дне шкафа? На этот раз - растрепанная, вся исписанная каракулями тетрадка девушки из моего класса Алисы Блэйк.) Я даже удостоверилась, что воткнутый в батарею флажок, которому мы салютуем каждое утро, прежде чем исполнить гимн нашей alma mater имени Калвина Кулиджа ("Вы, верные сыны и дочери"), стоит под требуемым углом. (Как-то раз Адмирал Осел заметил, что он клонится куда-то не туда.)
     Я общаюсь ежедневно с 243 учениками: 201 - на уроках английского языка и 42 - на классном часе. Но родителей пришло совсем мало. Одни прислали открытки, другие вообще никак не откликнулись. Те, с кем мне особенно хотелось повидаться, вовсе не пришли.
     Не понимаю, зачем назначили День открытой школы так скоро после начала семестра. Мы даже не успели познакомиться со всеми учениками. И на классный журнал невозможно положиться - пометки о пропусках, опозданиях, галочки, крестики, а за что, разве упомнишь? Неприготовленный урок? Свист в классе? Брань?
     Вот пришел чей-то отец прямо в рабочем комбинезоне. Пришел и сел, задумчиво скрестив руки на парте, - наверно, вспомнил свои школьные дни. Матери - привыкшие к терпеливому ожиданию, изможденные, робкие, недоумевающие - сидели, сжимая в руках сумочки, готовые просить, уговаривать, жаловаться или просто надеясь на доброе слово. Некоторые были настроены вызывающе, это те, кто пришел либо отомстить своим давним учителям за пережитое когда-то в школе, либо просить особых привилегий для своих детей, либо требовать от учителя сделать то, с чем не справились сами.
     А я? Кто я такая, чтобы советовать этим взрослым людям? Что я знаю об их детях? Несколько штампованных фраз из характеристик: "Старается, не старается, прекрасный мальчик, прекрасная девочка". Несколько эвфемизмов: "С удовольствием проводит время в школе" - это о болтуне; "Весьма активен" - это о том, кто разбивает окна.
     Была минута, когда мне захотелось всмотреться - не похожи ли родители на детей; но нет - передо мной сидели тупо смотревшие на меня незнакомые люди.

     МАТЬ: Как дела у моего сына?
     Я: Его имя?
     МАТЬ: Джим.
     Я: А фамилия?
     МАТЬ: Стобарт.
     Я: Ах да. (Кто же это?) Давайте посмотрим. (С авторитетным видом открываю журнал, быстро просматриваю - бесполезно. Стобарт? Это не тот ли парнишка, который все стучал карандашом по парте? Или это маленький розовощекий крепыш, который никогда не снимает пальто? Не вижу его фамилии в классном журнале. Может быть, мать что-нибудь подскажет?)
     МАТЬ: Я по поводу плохой отметки, что вы ему поставили.
     Я: По-видимому, он не старается. (Должно быть, это тот ученик, сочинение которого состояло из одной фразы: "Я много пропустил, не знаю, что писать".) Он должен упорнее работать.
     МАТЬ: Исправьте ему отметку, и он больше не будет.
     Я: Боюсь, что это не выход из положения. Он, по-видимому, мало занимается.
     МАТЬ: Вы считаете, что он тупица?
     Я: О нет.
     МАТЬ: Он боится открыть рот. Шлепайте его, не стесняйтесь давать ему шлепка.
     Я: Он должен проявлять больше инициативы.
     МАТЬ: Я все перепробовала. (В ее голосе - беспомощность, а в глазах - уж не слезы ли?) Ну, будьте добры, исправьте ему отметку.
     Я: Как по-вашему, почему он так плохо успевает?
     МАТЬ: Вам виднее. Вы же учительница.
     Я: Он едва-едва плетется.
     МАТЬ: Что вы хотите от него, ведь он у меня недоношенный. Он больше не будет.
     Я: Что ж, хорошо, что это волнует нас обеих. Если дома будут следить, пусть его отец:
     МАТЬ: Этот сукин сын, подонок, шесть лет о нем ни слуху ни духу, надеюсь, он гниет где-нибудь в аду. (Все тем же извиняющимся мягким, просящим голосом.)
     Я: Хорошо. (Прошли положенные пять минут, я слежу по часам.) Очень рада была с вами познакомиться. (Но она не уходит.) Что-нибудь еще?
     МАТЬ: (Так это были не слезы, а злость!) Ну что вам стоит исправить ему отметку? Головы с вас не снимут за это.
     Я: Но вы понимаете, что его знания не соответствуют...
     МАТЬ: Ну, будьте так добры, хотя бы оставляйте его после занятий. Я уже измучилась с ним.
     Я: Боюсь, это невозможно. Видите ли...
     МАТЬ: Но вы же учительница. Он послушается учительницу!
     Я: Давайте постараемся общими усилиями заставить его больше работать, он ведь так много пропустил:
     МАТЬ: Наверно, он ходил бы чаще, если бы вы понятнее объясняли физику.
     Я: Физику? Я преподаю литературу.
     МАТЬ: То есть как это?
     Я: В какую комнату вас приглашали?
     МАТЬ: В 306-ю. К миссис Мангейм.
     Я: Это недоразумение. Вам нужен мистер Мангейм, а я - мисс Баррет, 304-я комната.
     МАТЬ: Что же вы сразу не сказали?

     И все-таки этот день мне кое-что дал. Я узнала, что отец ученика не является в школу по той простой причине, что отец этот в тюрьме; что государственные завтраки, на которые всегда жалуются ребята, - зачастую все, что они едят за день; что засыпающий в классе парень работает по ночам в гараже; что девушка не готовила уроков, потому что ей негде их готовить.
     Сколько мне еще всего предстоит узнать!
     А пока пиши мне, пиши поскорее. Твои письма как проблеск "настоящей жизни". А здесь можно врасти в себя, как врастают в кожу ногти.

Твоя Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что из-за постоянного переезда семей, скрывающихся от уплаты налогов, в некоторых школах состав учащихся в течение учебного года сменяется на 100%?

С.

***

13 ноября

     КОМУ: Всем учителям.
     ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС И С РАДОСТЬЮ ОТМЕЧАЮ ПОЛНЫЙ И БЕЗУСЛОВНЫЙ УСПЕХ ПРОВЕДЕННОГО ВЧЕРА ДНЯ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ. ИМЕННО С ПОМОЩЬЮ ТАКИХ ВСТРЕЧ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ И ДОСТИГНУТЫ БОЛЕЕ ТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ.

Максуэлл Э. Кларк, директор.


   35. Просьба не стирать!

Класс мисс Льюис
     Кого ты видел вчера?
     дополнение
     Джон видел кого вчера
     обстоятельство времени
     Джон - подлежащее
     он - кто
     его - кого
     Задание на понедельник:
     Написать сочинение из трех главок на одну из следующих тем. Подчеркнуть подлежащее одной чертой, дополнение - двумя.
     Что значит быть американцем?
     Осенний заход солнца.
     Наш атомный век.
     Наш сад.

     Не стирать!
     Не стирать!!!

     Классы мисс Баррет:
     Мисс Б. Я здесь, так что не считайте меня отсутствующей. Почему меня здесь нет, это потому, что я в канцелярии.

Кэрол

     Не стирайте!!!

     Книги для дополнительного чтения на моем столе. Прошу перед уходом взять по одной.

***

Мура-Вей

***

     Напишите свои краткие соображения по поводу интеграции2 в школах.
     Не стирать!


   36. Интеграция

     Хотя я лично белый и поэтому вне этого, я верю в интеграцию. Я считаю, что мы должны быть на уровне нашего времени и поэтому быть более терпимыми к другим расам. У нас тоже есть право на человечность. В конце концов, они тоже голосуют. "ВО", председателем которой я являюсь, гордится тем, что мы живем в демократической стране.

Гарри А. Каган, избранник учеников.

***

     1. До какой глупости можно дойти?
     А. Возить ребят в школу на автобусах за многие мили.
     1. Чтобы бессмысленно тратить время.
     2. Потом возвращаться в жалкие трущобы (после школы).
     2. Нельзя нами играть, как шариками разного цвета.
     3. Требуется время.
     А. Линкольн (Рабы).
     Б. Рим. (Не был построен за один день).

Подросток.

***

     Я горжусь своим африканским происхождением, но терпеть не могу пуэрториканцев.

Аноним.

***

     Доброе утро, вдруг проснулись! Давно пора! Только взялись не с того конца. Так или иначе, хорошо, что ребятам можно не заниматься. Надо бы устраивать бойкоты каждый день, чтобы не ходить в школу. (Ха-ха, шутка!)

Лу Мартин

***

     По-моему, вот чего они боятся - если мы будем сидеть в школе рядом, мы все переженимся, а какого же цвета будут дети? Это глупо. Все идет от личного магнетизма.

Линда Розен.

***

     Что в этом хорошего, если за школой дискриминация остается. Никуда не денешься. Прежняя школа хоть была близко от дома, и я мог спать побольше, но тоже без всякой пользы.

Эдуард Уильямс.

***

     Много всяких чувств носится вокруг. Надо их зажать и выпустить пар.

Мура-Вей.

***

     В этой школе примерно 65 к 35 в пользу белых, но если бы счет был 50 на 50 и больше учителей-негров, можно было бы сравнивать. А если дойдет до 35 к 65 в нашу пользу, тогда придется начинать все сначала, чтобы вернуть равновесие.

Мистер Икс.

***

     В нашем квартале на этой почве произошла поножовщина. Интеграция только уменьшает уважение к нашей школе и прибавляет обидные прозвища для цветных.

***

     Мир слишком сложен, и все мое будущее в тумане. Посмотрели бы вы на нашу кухню. Ходить в другую школу бесполезно. Нельзя нас укладывать, как близнецов в одну ванну. Может быть, тебе этот тип не нравится, почему ты должен сидеть с ним рядом? Им бы только увидеть свою фамилию в газетах.

Присутствующий.

***

     Почему нет пуэрториканских учителей? Почему нет пуэрториканского президента (ВО) или директора? Ответ - интеграция.

Американский гражданин.

***

     И не у белых
     Права должны быть,
     Но не в драках их раздобыть.

Поэт.

***

     У людей бывает с самого рождения ненависть к каким-то народам. Законами это не изменишь. Только добровольно. Наша страна - плавильный котел, в нем разное может перевариться.

Хосе Родригес.

***

     Когда "бомба" летит вверх, а "нравственность" падает вниз, к чему вся эта "шумеха"?

Чарльз Роббинс.

***

     Я считаю, что все белые, черные, коричневые и желтые должны объединиться и интегрироваться против красных (комми) и розовых.

Убывающий.

***

     Неприятности начинаются там, где мы живем, а не в школе. Я говорю о вонючих жилищах.

Фрэнк Аллен.

***

     Г. Д. (негр из нашего класса) обнимал Дж. Н. (белую на лестнице), а К. Б. (пуэрториканка) неравнодушна к К. Р. (белому). Мне все равно, но мои родители против этого.

Угадайте кто?

***

     Интеграция просто розыгрыш. Кого они думают обмануть? А как насчет работы? А насчет будущего, о нем забывают.

Меньшинство.

***

     Бог создал нас всех одинаковыми изнутри. Дело только в коже. Можно исправить свою наружность, несмотря на все приграды. Одни расы худее других. И дело учителя - заставить всех почувствовать себя равноправными, как делаете это вы. Вот почему я хочу быть учительницей литературы.

Вивиан Пейн.

***

     Меня это не волнует. Хватает других проблем.

Рэсти.

***

     Я очень дружу с негритянкой Бетти, и я ничего не замечала, пока один раз не пошла к ней домой. Когда ее отец открыл мне дверь, я удивилась, что он негр. Я к ней так привыкла, что она мне казалась нормальной.

Лентяйка Мэри.

***

     Если сравнивать неинтегрированную школу, откуда я пришел, с нашей, то это как день и ночь. Здесь учителя стараются обучить нас всему, что возможно и выданные книги можно брать с собой на дом. И классы в разных комнатах, все удобства, как дома.

Переведенный.

***

     Если бы поручить это ребятам, такой вопрос даже бы не поднимался.

Кэрол (бывшая Кармелита) Бланка.

***

     Пусть они имеют дело со своими. Нам они не нужны. У нас есть своя жизнь. Мы долгое время обходились без них, зачем же сейчас все менять? От этого одни неприятности. Ученик-негр.

***

     На уроке социологии мы уже обсуждали это до смерти. Осточертело. Я пишу в последний раз.

Ястреб.

***

     Лично я давно прошел интеграцию, сдувая из тетрадей всех учеников нашего класса.

Неудачник.

***

     Вы можете угадать по моему почерку, белый я или нет?

Застенчивый Никто.

Продолжение следует...


     1 Перевод Г. Кружкова (под названием "Другая дорога". Фрост Роберт. Стихотворения. М.: Радуга, 1986)  >>>
     2 Имеется в виду совместное обучение белых и цветных.  >>>


  


Уважаемые подписчики!

     В последующих выпусках рассылки планируется публикация следующих произведений:
    Виктор Пронин
    "Чисто женская логика"
    Артур Хейли
    "Аэропорт"
    Александр Бушков
    "Охота на пиранью"
    Владимир Войнович
    "Москва 2042"
Ждем ваших предложений.

Подпишитесь:

Рассылки Subscribe.Ru
Литературное чтиво


Ваши пожелания и предложения


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.worldliter
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное