Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературное чтиво

  Все выпуски  

Литературное чтиво


Информационный Канал Subscribe.Ru

Литературное чтиво

Выпуск No 261 от 2005-07-13


Число подписчиков: 20


   Бел КАУФМАН "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ"

Часть
4
   20. Такова жизнь

9 октября

Дорогая Эллен!

     Твое письмо взбодрило меня, а это мне очень нужно: я уж было начала думать, что потеряла связь с миром. Мои ученики пришли ко мне с такими ничтожными знаниями, что я не соображу, с чего начать, что им давать, как наверстывать упущенное.
     Как-то Бестер пришел в мой "ОО" класс (особо отстающих), и я срочно дала ученикам классное сочинение на тему "Мой лучший друг", и, проверяя тетрадки, я думала: как их исправлять и что исправлять - правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк? Я не знаю, смеяться мне или плакать. Впрочем - и то и другое.
     Внушить им интерес к литературе мне не удается. В этом я убедилась после контрольной по мифологии.
     Лучше вернемся к тебе. С интересом прочла твой рассказ о малярах. Конечно, желтый для спальни не годится, заставь их перекрасить в бледно-голубой.
     С той же почтой получила письмо от Мэтти, которая пишет, что в феврале ожидается вакансия в Уиллоудэйле. Очень соблазнительно. Это маленький колледж, где я могу получить работу даже без ученой степени. Но вот беда - мне нравятся мои ученики, я сама выбрала школу, я чувствую, что нужна им. Особенно ребятам вроде Фероне.
     Я заглянула в его УКУ. Это учетная карточка ученика, которая заводится на каждого школьника на все время пребывания его в школе. Туда заносятся оценки, результаты всевозможных тестов, кривая колебания отметок, замечания учителей, письма, счета, записи бесед, отчеты дежурных - история ученика, вшитая в канцелярскую папку.
     Умственный уровень Фероне - 133, отметки за прошлый семестр - 65, 20, 94, 45 (94 - за социологию, 20 - за язык и литературу). Недоумеваю, почему 20? Почему не 18, не 33, не 921? На чем это основано: на его мышлении, чувствах, пунктуации, пропусках уроков, самовыражении, памяти, наглости? Какой кривой он соответствует? Или такая девушка, как Алиса. Или такой паренек, как Эдди. Какую отметку надо поставить Эдди за то, что его обидел мир белых? Или Алисе за те грезы, которыми напичкали ее кинофильмы? Или мне - даже мне?
     Слева от синей черты выставляются оценки гражданских качеств человека - патриотизм, организаторские способности, у Фероне - очень низкие оценки. Отношения с равными себе - хорошие, отношения с учителями - неудовлетворительные.
     За этим следует длинный список наказаний и провинностей, заканчивающийся "непристойной руганью в классе".
     Справа от синей черты записывается УХ - ученическая характеристика. В конце каждого семестра каждый учитель вписывает всеобъемлющую типовую фразу о каждом ученике. Самая любимая здесь - "Должен больше стараться".
     Просматриваю другие УКУ:
     "Хороший мальчик",
     "Хорошая девочка",
     "Должен больше стараться",
     "Хороший мальчик".
     Это застенчивый пуэрториканец, чье имя никто не может запомнить, а потому он подписывается "Я". (Тот, что сам себя поздравил с днем рождения.) Попытаюсь запомнить его имя и фамилию: Хосе Родригес.
     За УХ следует ПУП - персональный ученический профиль, изобретенный мисс Фриденберг, нашим доморощенным Фрейдом. Эти записи составляются на основе бесед с учениками, и ведутся они в псевдонаучном стиле. Фероне, например, следует обращать свои "чувственно-агрессивные импульсы на социально приемлемые моменты". Вивиан Пейн "страдает дисфункцией самооценки от чрезмерной тучности". Лу Мартин "проявляет симптомы извращенной озлобленности, выражающиеся в маниакальных поступках". Алиса Блэйк "уравновешенна и сосредоточенна".
     Но иногда среди благоглупостей УКУ встречаются записи учителей, умеющих проникнуть в душу ученика и стремящихся помочь ему, рассказ о внешкольных беседах с учениками и посещении их квартир, о воспитательном воздействии, о честных попытках как-то разобраться в ребячьих проблемах.
     А я чувствую, что именно сейчас наши питомцы переживают тот критический возраст, когда решается, кем они станут потом. И многих мы теряем навсегда. Статистика отсева угрожающая. А что сталось с теми, кто ушел, где они сейчас?
     Фероне пока не входит в этот список. И Эдди Уильямс не входит. И Хосе Родригес (наконец-то я запомнила его имя). Но как мало дает им школа Калвина Кулиджа!
     Вот что пишут учителя о причинах отсева:
     "Нашел работу",
     "Денежные затруднения",
     "Появились другие возможности".
     Но я обратилась непосредственно к источнику - попросила самих учеников написать честно, почему они хотели оставить школу. Прилагаю некоторые ответы.

***

     Я не за школу; если ты негр - это все сплошь ложь, в книгах не то, что в жизни. Поскольку я знаю. И учителя не лучше родителей - или заняты, или орут на тебя. И к тому же дискриминация.

Эдуард Уильямс.

***

     Я знаю, что школа вроде бы должна помочь мне в жизни, но пока этого не случилось.

Рэсти.

***

     Когда мне исполнится 17, отец скажет, почему он должен кормить лишний рот. Ха-ха. Это я.

Лу Мартин.

***

     Еще в школе мы должны узнать - что там, "за книгами". Это показывает, что мы, американские ребята, должны не глотать на веру, пока не заглянем в содержание бутылки. В эти "атомные дни" мы никогда не знаем, когда "Америка призовет своих сыновей", так что мы должны научиться думать сами за себя. Чтобы нас не погнали на войну вслепую, как наших отцов. Но мой хочет, чтобы я оставался в школе.

Чарльз X. Роббинс.

***

     Чем больше времени в школе, тем меньше времени, чтобы зашибать деньгу.

Убывающий.

***

     Чтобы быть честным я должен сказать, что у меня большие трудности с матерью потому что она больная и некому о ней позаботиться, пока я не приду из школы. У нее плохое сердце так что завтра ее может не стать. Какая мне польза от школьных уроков когда в жизни есть другие вещи как заработок.
     В конце концов когда-нибудь я женюсь и мне придется взять маму, чтобы она жила вместе со мной и с моей женой. Так какой же смысл в школе?

Неудачник.

***

     Учителя меня ненавидят.

Вивиан Пейн.

***

     Я знаю, что год назад умер мой отец и моя мать постоянно в нервном состоянии, поэтому вот я и хочу заработать побольше, чтобы быть себе хозяином.

Честолюбивый.

***

     Я ничем не особенный так что никто меня не знает. Может быть я стану кем-то, когда найду работу.

Я.

***

     Укажите хоть одну вескую причину, почему я должен остаться.

Джо Фероне.

***

     Я тоже хочу посмотреть, "что там, за книгами". Я хотела бы привести Фероне несколько веских причин, почему он должен остаться в школе. И понимаю Вивиан, когда она заявляет, что учителя ненавидят ее. Она имеет в виду, что сама ненавидит учителей - так же, как и самое себя. УКУ мне ничего не говорят, а ученики - очень много. Расскажу тебе о Хосе.
     "Мифы и их значение" пройдены, и моему "ОО" классу ведено изучать сборник современных рассказов. К счастью, их было достаточно в читальном зале. В первом рассказывалось о мальчике, которому нельзя было есть сладкое, и о жалостливой соседке, накормившей его конфетами, несмотря на запреты матери. После этого мальчик серьезно заболел, и мать пригрозила соседке судом. Вот и все.
     Обсуждение, начавшееся в классе - о добрых намерениях и об ответственности, - было таким оживленным, что я подумала, не завершить ли его инсценировкой. Я объявила детям, что завтра наш класс будет превращен в зал суда и мы рассмотрим "дело о сладостях". Напомнив им, что нужно как следует разобраться в сюжете рассказа и в характерах его героев, я раздала роли: матери, отца, соседки, ребенка, прокурора (конечно, Гарри Кагану), защитника, свидетелей защиты и свидетелей обвинения, даже врача. Но мы забыли про судью. И тут меня осенило - я повернулась к Хосе Родригесу и попросила его взять на себя эту роль. Несколько человек захихикали, Хосе поклонился, а я и сама не знала, что из всего этого получится.
     На следующий день Хосе явился в класс в шапочке и в чем-то похожем на судейскую мантию - ума не приложу, где он все это раздобыл, - с молотком в руках. Держался он с таким достоинством, что никто не посмел скалить зубы.
     Он сел за мой стол и изрек: "Секретарю суда вроде надо сказать, чтобы все встали". Его голос звучал так авторитетно, что медленно, один за другим, поднялся весь класс. Мне кажется, я никогда не забуду этой минуты.
     Потом классу велено было садиться. И завертелись колеса правосудия. Выступали прокурор и адвокат, вызывали свидетелей, начался допрос, возбуждение росло. Когда кто-нибудь выступал не по порядку, Хосе стучал своим молоточком по столу: "Здесь в суде пусть будет тихо. Вызовите следующего свидетеля. А ты сиди спокойно, а то тебе влепят за оскорбление суда".
     Он не признавал никаких возражений: "Пусть я дурак, но сегодня я - судья, и вы должны меня слушаться".
     А когда Гарри Каган обвинил его в нарушении судебной процедуры, он ответил со спокойной уверенностью: "Не лезь, я лучше знаю".
     Суд поддержал защиту.
     Когда раздался звонок, Хосе медленно снял шапочку и мантию, аккуратно сложил их и положил на свою тетрадь и пошел на следующий урок. Но шел он так, как будто на нем все еще было судейское облачение.
     Думаю, что теперь он никогда не будет таким, как прежде.
     Вот почему я хочу учить, вот в чем вознаграждение за труд: постоянно воздействовать на ученика, изменять его жизнь.
     В конце концов, так ли уж соблазнительно предложение из Уиллоудэйла?
     С любовью,

Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что в Нью-Йорке из 77000 отсеявшихся 90 процентов - негры и пуэрториканцы?

С.


   21. Доска объявлений, комната 304

     КЛАСС МИСС БАРРЕТ
     (пользоваться только левой стороной доски)

     ПОТЕРЯНО - НАЙДЕНО

     ПОТЕРЯНО: Зеленая клетчатая куртка с рваной подкладкой и испорченной молнией. Экстренно нужна.

Лу Мартин.

***

     ПОТЕРЯНО: Румяна в красной коробочке под кожу.

Линда Розен.

***

     ПОТЕРЯНО: Журнал "Голливудский гороскоп звезд". Вознаграждение.

Алиса Блэйк.

***

     ПОТЕРЯНО: (или украдено...): Левое стекло от моих очков между Литературой и Историей.

Эдуард Уильямс.

***

     ПОТЕРЯНО: Плакат, написанный тушью, в котором говорится, что ПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ, СИЛАМИ УЧЕНИКОВ И ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАВСЕГДА СОХРАНЯЕТСЯ В ШКОЛЕ КАЛВИНА КУЛИДЖА.

Гарри А. Каган,
избранник учеников.

***

     НАЙДЕНО:

***

     ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ:
     "Театр абсурда" и "Рассерженные молодые люди"
     Критический этюд Элизабет Эллис

     Если есть связь между абсурдом и отчаянием, а я считаю, что она есть, то Эдвард Олби, Джон Осборн, Гарольд Пинтер и Артур Копит - все одна компания. Анализируя как симптомы, так и более явные феномены (продолжение на следующей странице):
     Отлично, как всегда.
     ЧТЕНИЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЮЩИМ, БЕСЕДА - НАХОДЧИВЫМ, А ПРИВЫЧКА ЗАПИСЫВАТЬ - ТОЧНЫМ.

ФРЭНСИС БЭКОН.

     Учительница: Есть два слова, которые никогда не следует употреблять. Одно из них - "муровое", а другое - "модерновое".
     Ученик: А что это за слова?

     Св. Петр: Кто ты в этот час стучишься?
     Голос: Неправильно. В "Гамлете": "Кто ты без права в этот час:"
     Св. Петр: Уходите! Нам здесь больше школьные учителя не нужны.

***

     ТРЕБУЮТСЯ:
     Опытная приходящая няня. Обращаться в кабинет 211.

***

     КЛАСС МИСС ЛЬЮИС
     (ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО ПРАВОЙ СТОРОНОЙ ДОСКИ)

     "А". Произношение в открытом и закрытом слоге.
     "О". Произношение в открытом и закрытом слоге. Окончание деепричастий настоящего времени.

     ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ
     ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ - 100%

     1. Т 6. Ф
     2. Ф 7. Т
     3. Ф 8. Ф
     4. Т 9. Ф
     5. Т ОЧЕНЬ ХОРОШО! 10. Т

***

     ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИССИЙ

     Комиссия по распределению бумаги - Луис Рамон.
     Комиссия, ответственная за классные доски, - Джуди Торнуолл.
     Санитарная комиссия - Сибел Клопоткин.
     Комиссия по размещению по кабинетам - Уонг Джи.

     КРИВАЯ УСПЕВАЕМОСТИ


   22. Волнующий вопрос

ИЗ 304-й В 508-ю.

Дорогая Беа!

     Спасибо, что разрешили мне побывать на Ваших уроках и познакомиться с "почетными шекспироведами" и "способными старшеклассниками". На это стоило потратить свободные часы и обеденный перерыв. Чудесно было послушать на таком взрослом уровне спор ребят об отношении Гамлета к Офелии. Их заинтересованность и увлеченность, их высказывания о книгах, прочитанных вне программы, - все это произвело на меня огромное впечатление. И Ваши "способные старшеклассники" показали мне, какие интересные внутренние процессы в них происходят, как они серьезны и как еще трогательно юны. Мне хотелось обнять каждого из них. И Вас!
     Конечно, я понимаю, что это специально отобранные группы, так сказать - школьные сливки, но по крайней мере я знаю теперь, что такие ученики есть и такое обучение возможно.
     Не могли бы мы встретиться на несколько минут? Я просто жажду поговорить с Вами обо всем этом.
     (Вы обещали показать мне короткие сочинения, которые они писали на уроке)

С завистью,
Сил.

***

ИЗ 508-й В 304-ю.

Дорогая Сил!

     О сливках заботиться нет нужды. Они всегда будут сверху. Хорошие учителя требуются для снятого молока.
     Вот несколько их работ. Я их еще не проверила. К сожалению, не могу встретиться с Вами сейчас.
     Занята с учеником.

Беа.

***

     ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСС МИССИС ШЕХТЕР.
     ЗАДАНИЕ:
     Придумайте краткий эпизод, посвященный волнующему вас вопросу на любую тему. Дайте ему подходящий заголовок. Вспомните, что у нас говорилось о роли фантазии в усилении эмоционального воздействия рассказа.

     РАВНОДУШИЕ МИРА
     Вонь и смрад ударили ему в ноздри, когда он пьяный ввалился в комнату. Выпитое виски распирало все нутро. Его тошнило. "Сейчас меня вырвет", - подумал он. И тут его взяли. Наручники. Все. "Почему?" - истошно крикнул он. "Почему меня?" Но мир продолжал вертеться.

     ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕСНЕ
     Помню весну. Сирень и звезды. Розу и росу. Тебя и ночь. Помню мою руку в твоей руке под луной, висевшей, как серебряный замочек звездного ожерелья, надетого на шею облачка. Помню на деревьях шепот листьев - этих бездумных болтунов. Помню всплески озера. Помню острое, как шип, чувство любви. Но почему я не помню твоего Имени?

     КАРТИНКИ
     Я вижу кошку. Кошка на окошке. Я знаю, как пишется кошка. Но что такое кошка? Вот в чем вопрос. Кошка - облачко, или дымок от сигареты, или мурлыкающий меховой комок, или тигр, готовый броситься на тебя? Кто знает?

     ЖИЗНЬ, НЕ ГОРДИСЬ
     Жизнь, не гордись. Сколько ты натворила ошибок! Сколько раз упустила шанс свершить добро. И почему столько страданий и горя. Почему столько бездушия человека к человеку? Почему есть расовые предрассудки? Почему есть тюрьмы и трущобы? И линчевание и безработица? Почему есть смерть? Жизнь, не гордись.

     СНЕГ
     Снег лежит на горах и долинах, как обнаженная женщина, с гордостью и сладострастием раскрывающая свое сверкающее тело навстречу теплому солнцу. Вскоре теплое солнце все растопит. Что тогда?

     МЕТРО
     Метро - чудовищная гигантская змея. Она ползет по кишкам земли и выплевывает полученную пищу на разных остановках. Затем набивает чрево новой порцией нас и опять заползает во мрак кишок. Кто знает, когда она снова вынырнет?

     ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ?
     Моя любовь. Черная борода у него и мужественное сложение и улыбчивые глаза с длинными ресницами. Его жадные уста, преисполненные страсти, нежно прикасаются к моим устам. И хотя моя любовь отзывается болью в сердце, меня это не смущает. Я люблю. Почему люблю? Не знаю. Знаю только, что люблю.

     ЖИЗНЬ, ОТОБРАЖЕННАЯ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ГЛАЗУ
     Я вижу телевизионный глаз. Он не видит меня, хотя я кричу, прыгаю, смеюсь, плачу, дурачусь, сержусь, показываю ему язык. Внутри телевизионного глаза, среди теней и горизонтальных полос маленькие люди живут, и любят, и едят, и умирают, прерываемые рекламой. И в это время я: да, я обладаю силой выключить их, когда мне заблагорассудится. Мы боги над ним, как и он над нами. Он может заткнуть нам рты в середине фразы и безжалостно разбить наши сердца. Его Глаз видит нас, хотя мы не видим Его. Что есть Бог? Бог - универсальная антенна.

     БУДУЩЕЕ?
     На этот вопрос нельзя ответить сейчас, когда он задан. Потому что речь идет о будущем. И только само будущее может рассказать о себе. Есть ли оно для нас? Мы спешащее племя, ибо не знаем, есть ли у нас впереди еще время, или нас ждет полное уничтожение человечества. Я иногда задумываюсь о том, что произойдет со мной и моими будущими детьми?

     ВЫДЕЛИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
     Что?
     Кто?
     Когда?
     Где?
     Почему?
     Как?
     Чепуха? Неважно, что из шести выделить. Важна суть. Что из них выявит твои дурные черты или выдвинет проблемы, коих лучше не знать. А уйти от них нельзя.

     О, С КЕМ МНЕ СРАВНИТЬ ТЕБЯ?
     Ты для меня воскресное утро с аппетитным ароматом жареного бекона, утро, полное радужных надежд. Ты для меня гоночная машина со скоростью 95 миль в час, какой ни у кого нет. Ты для меня ленивая куртизанка в своей женственной спальне, со страусовыми перьями, украшающими прическу. Ты для меня заливной луг. Ты для меня шум большого города - тамбурины цыганского оркестра в сочетании с буйной симфонией грохочущих грузовиков и рок-н-роллом тысяч топочущих ног. Ты для меня конечная цель. А кто я для тебя?

     ИНТЕГРАЦИЯ
     Говорят об интеграции. А что означает это слово? Автобус? Полицейский? Школа? Заголовок? Могильная плита? Драка соседей? Крики родителей? Речь? Бойкот? Политический деятель? Мне все равно, ибо слова - это только слова. И все же что-то глубокое и темное, глубже любого колодца и темнее любой кожи, заключено и дремлет в этом слове. Выкопай его и вслушайся, что оно говорит? Простую истину - "брат мой".

     БЕЗ ЗАГЛАВИЯ
     Быть иль не быть:
     Под этим я имею в виду:
     Быть самой собой
     (а, кстати, какая я?)
     Или быть такой,
     какой мои родители
     (Увы, бедный Йорик, я хорошо знала их!)
     Хотели бы меня видеть
     после
     их собственных неудач,
     Или такой,
     Какой ждет меня мир?
     (Выбор трудный.)
     Дальше - тишина.

     СТАРИК
     Старик просто там стоял. Просто стоял. Там. Где была я. Укор моей молодости, быть может. Моему цветущему здоровью? Впалая грудь, дрожащие руки. Конец. Все. Finis 
2. Песок в его часах истек. А в моих только начал сыпаться. Когда-нибудь я тоже: Но не сейчас. Еще нет. Почему же я чувствую себя такой виноватой?

     УБИЙЦА
     Вот он крадется, как вор, удирающий от погони по грязной, покрытой жиром посуде в мойке, и несет кусочек съестного своим сыновьям, что прячутся за стенкой сушилки. Сколько страха в его глазах. Убить его? (Миссис Шехтер, вы догадались, что я говорю о таракане?)


   23. Смешные стороны

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОТЧЕТ О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ КЛАССА

     КОМНАТА: 304.
     УЧИТЕЛЬ: С. Баррет.
     13 октября
     Дверь слетает с петель.
     Скользящая дверь шкафа не скользит.
     Невозможно пользоваться доской.
     Книжный шкаф сломан, полка разбита.
     Заднее окно справа разбито.
     В учительском столе не хватает двух ящиков.
     Батарея по-прежнему гудит.
     (Все остается в том же состоянии, как и в отчете за прошлый месяц, прибавилась батарея. Дыра в окне становится все больше. Через нее проникают дождь и ветер. К тому же под ногами хрустит стекло.)

С. Баррет.

***

Уважаемая мисс Баррет!

     Вы не сдали листок посещаемости учащихся на сегодня.

Сэди Финч,
школьный секретарь.

***

Уважаемая мисс Финч!

     Я не сумела сделать это по той простой причине, что Линда Розен явилась в школу в малиновом свитере и лиловых эластичных брюках. Ее заметил мистер Макхаби и пригласил в свой кабинет для проработки. Ее заметили также мальчики из моего класса и начали массовую миграцию в район ее местопребывания. Так как состав класса постоянно менялся, я не могла отметить присутствующих. Я сделаю это в конце занятий, конечно если они не ушли за ней, как крысы в море, и не утонули.

С. Баррет.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Мисс С. Баррет.

Уважаемая мисс Баррет!

     Губок в наличии не имеется, красных карандашей в наличии не имеется. Требование на оконные крюки выслано в управление прошлой весной. Наберемся терпения.
     В последнее время наблюдается эпидемия кражи мела. Держать мел под замком, кроме тех моментов, когда он находится в непосредственном пользовании.
     Имеются в наличии плакаты. Желтыми буквами на зеленом фоне "ПРАВДА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА" и черными буквами на белом фоне "НАУЧИТЬСЯ - ЗНАЧИТ ДОБИТЬСЯ".

Дж. Дж. Макх.

     (Легкомысленное отношение и шутливый тон, когда речь идет о перекличке в классе, несовместимы с серьезностью нашей профессии.)

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ИЗ 304-й В 508-ю.
     Дорогая Беа!
     Вдохновленная посещением Ваших классов, я спросила доктора Бестера, можно ли мне посетить уроки других учителей языка и литературы, познакомиться с их методами. Каменное молчание. Догадываюсь: никто не хочет, чтобы к нему приходили на уроки. (А мне особенно хотелось бы посмотреть, как Генриетта обучает пунктуации. Насколько я понимаю, она использует систему сигналов, таких как "стоп", "вперед", "впереди поворот":)
     У меня было еще одно столкновение с Дж. Дж. Макх. - упрекает меня в легкомыслии. Но я буду верна своему чувству юмора - оно мне служит противовесом.
     Один ученик сказал мне: "Только вы и миссис Шехтер обладаете чувством юмора. Вы замечаете смешные стороны, поэтому все легче воспринимается".
     Легче воспринимается! Как можно воспринимать всерьез такую несуразицу, как "Опоздание по отсутствию", "Лучший неуспевающий" и "Привитие прививок".

Сил.

***

     ИЗ 508-й В 304-ю.
     Дорогая Сил! Я Вас сразу переплюну: что Вы скажете насчет "Прошу игнорировать нижеследующее".

Беа.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ВАШЕ ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НЕОБХОДИМО В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМИ ОПОЗДАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ОТНИМАЮТ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ УЧЕБЫ. НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ.

Дж. Дж. Макх.

***

     Допустить в класс. 9.30. Опоздание по неуважительной причине. Утверждает, что заблудился по дороге в школу.

Дж. Дж. Макх.

***

     ЦИРКУЛЯР № 59.
     ХРАНИТЬ ВСЕ ЦИРКУЛЯРЫ В ДЕЛЕ.
     ТЕМА: БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧИТЕЛЕЙ.
     ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАТИЛСЯ В СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПОДДЕРЖАТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОВЫШЕНИИ ПОСОБИЙ ПО СМЕРТИ И НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, УМЕРШИХ ИЛИ ПОСТРАДАВШИХ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.

***

     Мисс Баррет!
     Джозеф Фероне из Вашего класса отсутствовал сегодня на уроке математики. По его словам, он выполнял работу для Грэйсона. Прошу подвергнуть наказанию и внести в УКУ.

Фредерик Лумис.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     ТАК КАК ДЕЖУРНЫЕ ПОМОЩНИКИ ОСВОБОДИЛИ УЧИТЕЛЕЙ ОТ МНОГИХ НЕУЧИТЕЛЬСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, УЧИТЕЛЯ ПРИГЛАШАЮТСЯ В КАНЦЕЛЯРИЮ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ПОРУЧЕНИЙ.

Дж. Дж. Макх.

***

     Уважаемая мисс Баррет!
     Джозеф Фероне пропустил сегодня контрольную по физике, так как он был у Грэйсона. Если Вы сумеете прислать его ко мне, я проведу контрольную специально для него.

С приветом,
Маркус Мангейм.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА

     ОТ: П. Барринджера, 309.
     КОМУ: С. Баррет, 304.
     Сильвия!
     Извините за неявку на вчерашнее свидание.
     Предлагаю перемирие.
     Скоро Вам грозит День открытой школы.
     Это страшное испытание.
     Примерные родители посетят примерных учителей в примерных классах. Так давайте же споем им:

     Я - образцовый педагог,
     Учителям служу примером.
     Новинки все узнать я смог
     От Айовы до Делавэра.
     Держу в мозгу я и в руках
     Все о моих учениках.
     А это знать весьма непросто.
     Хоть голова полна огня,
     Психоанализа коростой
     Спина покрылась у меня.
     Я всем вниманье уделяю,
     Учу прогульщиков, лентяев,
     Тот, кто отстал, виновен разве?
     Мы ликвидируем беду.
     А кто умен, нормально развит -
     И для того часок найду.

     Остальное - в другой раз, меня ждут на репетицию. Последняя мольба - поступите хотя бы в хор! В гримеры! В костюмеры, в художники-декораторы! До встречи в обычное время в таверне.

Пол.

***

     КОМУ: Всем учителям.
     ВО ВРЕМЯ ОБЩЕШКОЛЬНОГО СОБРАНИЯ Я НАБЛЮДАЛ И ЗАМЕТИЛ, ЧТО МНОГИЕ УЧЕНИКИ НЕ ЗНАЮТ ГИМНА НАШЕЙ ALMA MATER "ПУРПУР И ЗОЛОТО". ОСОБЕННО ЧАСТО ОНИ ПУТАЮТ СЛОВА ПЕРВОГО КУПЛЕТА. УЧИТЕЛЯМ ПОЛОЖЕНО И НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ ТЕКСТ СО СВОИМИ КЛАССАМИ, ЧТОБЫ НА СЛЕДУЮЩЕМ И ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ СОБРАНИЯХ УЧЕНИКИ ИСПОЛНЯЛИ ГИМН С ЧУВСТВОМ И ОСОЗНАННО. НАПОМИНАЮ ЭТИ СЛОВА:

     И будут ваши души молоды,
     И будет вам неведом страх,
     Покуда гимн "Пурпур и золото"
     Звучит в распахнутых сердцах.

Максуэлл Э. Кларк,
директор.

***

     ЦИРКУЛЯР №61.
     ХРАНИТЬ ВСЕ ЦИРКУЛЯРЫ В ДЕЛЕ ПОД ПОРЯДКОВЫМИ НОМЕРАМИ.
     ТЕМА: НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.
     В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ЭПИДЕМИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКАМИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. УЧЕНИКАМ, НЕ ВЫПОЛНИВШИМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПРЕДСТАВИТЬ УЧИТЕЛЮ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ ИЛИ ПРИЧИН НЕВЫПОЛНЕНИЯ. ХРАНИТЬ ЭТИ ОБЪЯСНЕНИЯ В ДЕЛЕ В ПРАВОМ ЯЩИКЕ ВАШЕГО СТОЛА.

Н. адм. о. с.


   24. Из правого ящика стола, комната 304

     Я знаю, что домашние задания необходимы для нашего просвещения, и я его приготовил, но по дороге в школу подрался с мальчиком, и он выбросил мою тетрадь в лужу.

***

     Наша собака его съела.

***

     Я не знал, что это нужно было приготовить.

***

     Я заснул в метро, потому что всю ночь готовил уроки, а на своей остановке я быстро выскочил, чтобы не опоздать, и забыл тетрадь в метро на сиденье.

***

     Кошка изорвала его, и мне некогда было написать еще раз.

***

     Почему я не приготовил? Я не люблю, когда вы нам задаете изложение. Это значит идти в библиотеку и доставать книгу. Потом нужно два месяца или больше, чтобы ее прочесть, да еще платить за задержку. Это разорительно для моего кармана. Ха-ха! Чем тратить время на чтение, лучше посмотреть телевизор или пошататься по улицам.

***

     Когда я переписывал с доски, что задано, испортилась моя шариковая ручка.

***

     Я должен был готовить французский, поэтому не успел приготовить английский.

***

     Я приготовил, но по ошибке забыл дома.

***

     Если учительнице надо что-то узнать, почему она сама не посмотрит в книжку, вместо того чтобы задавать нам это на дом. Мы больше получаем, слушая ее. В конце концов, она - учительница.

***

     Малыш залил его молоком.

***

     Мой братишка захватил мою тетрадку вместо своей.

***

     Я работаю после школы, и меня продержали до 12 часов ночи.

***

     У меня в книге не хватало этой страницы.

***

     Хотя я принес справку об отсутствии, он отослал меня назад. Вот почему я не приготовил.

***

     Я должен был кормить младших сестренок, потому что моя мама в больнице.

***

     Я потерял книгу и только что ее нашел.

***

     У нас дома нет места - к нам приехал дядя. Мне пришлось спать в коридоре, а кухонный стол был занят.

***

     Кто-то его стащил.

***

     Я заболел, и меня уложили в постель.

***

     Какое домашнее задание?

***

     Собака наделала на него.


   25. Внутришкольная переписка

     КОМУ: Всем учителям.
     ДЛЯ ТЕХ, КТО В ПОНЕДЕЛЬНИК ПРОПУСТИЛ УЧИТЕЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ИЗ-ЗА НЕРАЗБЕРИХИ С УРОКАМИ, ПРИЛАГАЕМ КОПИЮ ОБРАЩЕНИЯ ДОКТОРА КЛАРКА К ПОЧЕТНЫМ УЧЕНИКАМ НАШЕЙ ШКОЛЫ.

     Я РАД И СЧАСТЛИВ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ТЕХ, КТО БЛАГОДАРЯ СВОИМ СТАРАНИЯМ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ УДОСТОИЛСЯ БЫТЬ ВНЕСЕННЫМ В СПИСОК ПОЧЕТНЫХ УЧЕНИКОВ. ВАМ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТИГАТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ЛЕТ И ВНОСИТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ВКЛАД В ЕГО РАЗВИТИЕ ДЛЯ НЫНЕШНИХ И ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, КАК ПРОШЛЫЕ ПОКОЛЕНИЯ ДЕЛАЛИ ЭТО ДЛЯ ВАС. ТЕПЕРЬ ВАША ЗАДАЧА ЧЕРПАТЬ ИЗ КЛАДЕЗЯ ПРЕМУДРОСТИ И СТРЕМИТЬСЯ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ И НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ. КАК ПРЕКРАСНО СКАЗАЛ ВЕЛИКИЙ ПОЭТ: "НЕ ТВЕРДИ, ЧТО БОРЬБА БЕСПЛОДНА". НЕТ, БОРЬБА ВСЕГДА ПЛОДОТВОРНА, ИБО НИЧЕГО ЦЕННОГО И ДОСТОЙНОГО НЕ ДОСТИГАЛОСЬ БЕЗ БОРЬБЫ. И ВЫ БИЛИСЬ И БОРОЛИСЬ, ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ ВЫСШЕЙ ЧЕСТИ - ПОЯВИТЬСЯ В СПИСКЕ ПОЧЕТНЫХ УЧЕНИКОВ. ВЫ, КТО БИЛСЯ И ДОБИЛСЯ ВЫСШЕЙ ЧЕСТИ, СТАВ ПОЧЕТНЫМИ УЧЕНИКАМИ НАШЕЙ ШКОЛЫ, ПРЕКРАСНО ЭТО ЗНАЕТЕ. И, ГЛЯДЯ В ВАШИ ГОРДЫЕ, СЧАСТЛИВЫЕ ЛИЦА, Я ВСПОМИНАЮ ВСЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ДОБИВШИХСЯ ВЫСОКОЙ ЧЕСТИ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТЕ ИЗ ВАС, КТО НЕ СТАЛ НАШИМИ ПОЧЕТНЫМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕУДАЧНИКАМИ. НАОБОРОТ, ЭТО ВЫ ОПОРА И АРЬЕРГАРД ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЫДВИНУЛСЯ. И, ЕСЛИ БЫ НЕ ВАШ ВКЛАД В ОБЩЕЕ ДЕЛО, ОНИ НЕ ДОБИЛИСЬ БЫ ТОГО, ЧЕГО ДОСТИГЛИ. В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ МЕРЕ МЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС, ВНОСИМ СВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ - И ТЕ, КТО ЗА ТРОНОМ, И ТЕ, КТО НА ТРОНЕ, - ЧТО И ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ЦЕЛЬЮ ДЕМОКРАТИИ В ДЕЙСТВИИ. ТЕ, КТО БЫВАЛ НА НАШИХ СОБРАНИЯХ "ВО", ЗНАЮТ, ЧТО МОЖЕТ ДЕМОКРАТИЯ, И ОТ НАС ЗАВИСИТ, СУМЕЕМ ЛИ МЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ В БУДУЩЕМ.

***

     Сильвия!
     Никакой надежды увидеться сегодня в школе.
     В классе меня кто-то подменяет, а я тем временем пыхчу над представлением. Между прочим, я пишу собственный вариант текста для декламации. Едва ли он получит визу цензуры, но, может быть, вызовет у Вас улыбку. А большего мне и не надо:
     Учителя должны играть детей. Что вы скажете о следующем номере в исполнении талантливого трио - Г. Пасторфилд, М. Льюис и Ш. Вулф?

     Мы, три прелестных крошки,
     Глупеем понемножку и т.д.

     А навстречу им выходят в коротких штанишках Лумис, Мангейм и Макхаби:

     Мы три прелестных пупсика,
     У нас пробились усики,
     Но не пробился ум.

     Как приятно быть вне класса и вдали от глазеющих на тебя глупых рож. Есть одна такая в Вашем классе, Алиса, не помню фамилии, которая обдает меня долгими обволакивающими взглядами. Боже, храни меня от экзальтированных голубок. Мне больше по душе некоторые специалисты по Чосеру...
     Встретимся в таверне после занятий. Мне надо напиться (до потери сознания). Я получил от издательства очередное "Ваша-рукопись-не-лишена-интереса-но-к-сожалению" письмо. Мои образы чересчур неправдоподобны - по их мнению, - а место действия чересчур экзотично. А если мое сердце жаждет уйти от повседневности?
     Наша работа - не для мужчин, да и не для женщин тоже. Если только не сидеть весь день, хлопая ушами, как наш директор. Я для него тоже кое-что сочинил:

     Когда в младенческие годы
     Я посещал занятия,
     Я все подряд с доски зубрил
     Без всякого понятия.
     И, вызубрив несколько пышных глаголов,
     Я стал досточтимым директором школы.

     Почему Вы не хотите участвовать в моем спектакле? Вам даже не придется петь.

Пол.

***

     ОТ: Джеймса Дж. Макхаби, н. адм. о. с.
     КОМУ: Всем учителям.
     Не принимать во внимание оправданий за опоздания из-за пожара на транспорте. Мною проверено в транспортном управлении - никакого пожара не было.

Дж. Дж. Макх.

***

     КОМУ: Всем учителям.
     Получите талоны на привитие прививок в медицинском кабинете сегодня до 3-х часов.

Фрэнсис Игэн,
медсестра.

***

     ЦИРКУЛЯР №42.
     ХРАНИТЬ ВСЕ ЦИРКУЛЯРЫ В ДЕЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ.
     ТЕМА: ПУП И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.
     ЧТОБЫ ПРЕДОСТАВИТЬ УЧИТЕЛЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ГЛУБЖЕ ВНИКНУТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЖДОГО УЧЕНИКА И ПОЛНОСТЬЮ ОХВАТИТЬ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЕГО ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ, ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГЛУБОКИХ ИНТЕРВЬЮ ДАЛ ОЦЕНКУ КАЖДОМУ УЧЕНИКУ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ПУП И УХ.

Элла Фриденберг,
советник по воспитанию.

***

     ИЗ: Медицинского кабинета. Секретно.
     КОМУ: Мисс Баррет, комн. 304.
     КОПИИ: Мистеру Макхаби Мисс Финч.
     Розен Линда из вашего официального класса не будет посещать занятий до соответствующего разрешения отдела здравоохранения. Реакция Вассермана - положительная. Исключить ее из вашего журнала временно.
     Лазар Эвелин из вашего официального класса скончалась два дня тому назад от инфекции после самодельного АБ, что удостоверено медицинскими документами. Исключить ее из вашего журнала навсегда.

Фрэнсис Игэн,
медицинская сестра.


   26. Прикасаться к ранам

Дорогая Эллен!

     Умерла Эвелин Лазар. Та девочка, что просила меня встретиться с ней в день учительской конференции. Может быть, повидайся я с ней тогда, она была бы сегодня жива. Умерла она от заражения крови, пытаясь вызвать выкидыш с помощью вязальной спицы. У меня осталось только ее имя в классном журнале и указание вычеркнуть его. Навсегда.
     Пол говорит: "Sauve qui peut3. Думай о себе. Незачем принимать все близко к сердцу".
     Беа говорит: "Вы не бог. Винить себя нам можно только за плохое преподавание".
     Генриетта говорит: "Если вам удалось отвлечь их от улицы и заинтересовать хотя бы ненадолго, вы заслужили свой заработок".
     Сэди Финч говорит: "Сдайте до трех часов дня ключ от шкафчика и библиотечный формуляр Лазар Эвелин".
     Элла Фрейд говорит: "Не зависящее от нас влияние окружающей среды часто вызывает эмоциональную неуравновешенность".
     А Фрэнсис Игэн, школьная медсестра, на минуту отвлеклась от составления меню и сказала, что помочь здесь было ничем нельзя: "Эвелин часто попадало от отца, однажды она пришла в школу вся в синяках".
     - И что же вы?
     - Напоила ее чаем.
     - Почему чаем? О господи!
     - Почему? Потому что я все знаю, - сердито крикнула она, - знаю больше всех, что происходит за стенами школы: нищета, болезни, наркомания, вырождение. Но мне не положено даже делать перевязки. Вначале я требовала, стучала по столу, спорила до хрипоты: Никто не хотел слушать меня. И теперь я предлагаю детям чай. Хоть что-то.
     - Но вы же медсестра, - сказала я.
     Она показала мне распоряжение Совета по образованию, висящее у нее над столом:

     ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА НЕ ДОЛЖНА ПРИКАСАТЬСЯ К РАНАМ, ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА, ВЫНИМАТЬ ИЗ ГЛАЗ ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА.

     Значит, никому из нас не дозволено прикасаться к ранам?
     В чем же тогда ответственность учителя? С чего начинается и где кончается? Какая доля вины падает на нас?
     По этому поводу завязалась дискуссия в учительской столовой.
     Мэри Льюис шокировала моральная распущенность современной молодежи. "Нельзя ожидать, - сказала она, - чтобы и без того перегруженные учителя занялись еще и нравственной опекой своих учеников". Генриетта Пасторфилд ничего не имела против сексуальной свободы, если она проявляется открыто. Будь девочка в ее классе, такого бы не случилось; ее ученики доверяются ей, она говорит с ними на их языке. Фред Лумис изрек: "Стерилизация - вот ответ на вопрос. Стерилизовать их и выкинуть из школы". Беа Шехтер говорила о том, как тоскуют эти дети по любви. Пол Барринджер с ней не согласился: "Они не умеют обращаться с любовью, не знают, что это такое. Ироническая отстраненность - вот единственный способ не расстраиваться". "Но мы не можем отстраниться, если мы учителя, - сказала Беа. - И мы должны учить вопреки всему, что мешает нам учить в самом прямом смысле этого слова". "Чепуха, - сказал Лумис, - школа для ребят - чужой мир".
     Так и сидели мы за белым столом с искусственной розой в пластмассовой вазе и надписью на стене, призывающей убирать после еды подносы. И каждый пробивал в зарослях джунглей свою тропинку. Вскоре в столовой остались только Мэри, Генриетта, Пол и я. Я снова попыталась заговорить, но Мэри оборвала меня:
     - Я начинала так же, как вы, но обнаружила, что ничего из этого не выходит. Так что и вам лучше не пытаться. Проработаете столько, сколько я, доведете себя до ручки, но никто вам не скажет "спасибо". Чем больше делаешь, тем больше тебя нагружают. И так во всех школах, поверьте уж мне. У нас хоть есть Сэди Финч и пара помощников, но не больно-то они о нас заботятся. У меня нет классной доски, никак не починят батарею, а на меня навалили подготовительные занятия, внеклассное чтение, продленку. Я еще и советник при редакции "Фанфар". Приходится бегать с третьего на пятый этаж, это при моих-то больных венах. За двадцать три года я ни разу, ни на минуту не опоздала, всегда первой сдаю все отчеты - спросите у Финч, - и я никогда не жалуюсь. Я просто выполняю свою работу, хотя всем известно, что я классная наставница в самом худшем классе, и вся моя энергия уходит на то, чтобы как-то утихомирить ребят прежде, чем начать занятия.
     - Если ученики ведут себя беспокойно, - сказала Генриетта, - я стараюсь шуткой вывести их из этого состояния. Не важно, сколько они выучат, важно, чтобы им хотелось ходить в школу; чтобы на них воздействовало обучение. И они знают, что могут говорить со мной о чем угодно - будь то секс или еще что-нибудь. Ребята чувствуют, что я своя. Пусть я и старая дева, но я еще не сдаюсь.
     - Тут не до шуток, - сказала Мэри, - мы их слишком балуем. Они так к этому привыкли, что приходят ко мне в класс без малейшего представления о том, как надо учиться и что такое предложение. И могут ли они выучить иностранный язык, когда и своего-то не знают?
     - Те, кто хочет, выучат, - ответила Генриетта, - возьмите Боба - лучший ученик в школе по английскому языку и литературе. Не сочинения, а мечта. Победитель конкурсов, красив, вежлив, радость класса. Мне не приходится обучать его грамматическому разбору предложений.
     - Потому что это уже сделала я, - парировала Мэри. - Ваши новомодные штучки и превращение урока в игру и оставляют их неграмотными. Я им даю твердую основу, навыки. В моих классах они не отделываются шумными дискуссиями, обменом мнений и описанием своих ощущений. Какие могут быть у них мнения? Что они испытали в жизни? Что они знают? Они изучают то, что знаю я.
     - Беда в том, - Пол улыбнулся своей очаровательной улыбкой, - что учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала.
     - Может быть, у вас и стихи есть об этом? - вежливо осведомилась Мэри.
     - Конечно, - ответил Пол, становясь в позу. - Слушайте!

     Нас можно рифмовать, объединяя
     Психиатрию, технику, науку;
     С улыбкой входишь в класс, сияя,
     И ломкий мел к доске направит руку.
     В нас аккуратность и образование,
     Умны, тверды и не грубим с рожденья,
     Вниманье к нам - в соседстве с пониманьем.
     Такое наше в жизни положенье.

     - Очень забавно, - сказала Мэри. - Наверно, у вас все время уходит на стихи, неудивительно, что вы никогда не приходите к первому уроку. Кто пробивает вашу карточку - Джилберт или Салливэн4?
     Но он сыграл свою роль, и, когда зазвенел звонок, все улыбались.
     Бедная Эвелин Лазар - неоплаканная, невоспетая, ушедшая в небытие! Ее смерть преследует меня. Я все время думаю - если бы я услышала тот ее зов о помощи! Но нам не дано прикасаться к ранам...
     Эвелин - единственная девушка, о которой мне что-то удалось узнать, потому что она оказалась в моем классе и потому что о ней случайно стало известно. А бесчисленное множество других, тех, кто, отсеявшись, исчезает или одиноко бьется во мраке? Пол считает, что я придаю этому слишком большое значение, что вполне вероятно, она хотела поговорить со мной всего лишь о перемене замка в шкафчике или о разрешении на пересдачу зачета. Но дело не в этом, дело вовсе не в этом.
     Разве нам платят только за то, чтобы мы учили их разбору предложений, и поддерживали порядок, и задавали читать книги, которые есть в нашей библиотеке.
     И все же вот Генриетта, со своим стародевичьим восторгом рассказывающая о своем лучшем ученике Бобе. Вот Пол, высмеивающий заимствованные из цветных кинофильмов мечты маленькой Алисы. Вот я, сражающаяся с Макхаби за душу Фероне. Я все еще стремлюсь пробиться к нему. Он все такой же наглый и настороженный, отказывается встретиться со мной после уроков, врывается в класс с зубочисткой во рту, руки в карманах, как будто бросает мне вызов. Что хочет он доказать? Наконец-то он согласился поговорить со мной: "А вы уверены, что вы этого хотите? Что ж, вам решать!" Но до того, как нам удалось встретиться, его исключили из школы на две недели за то, что он носил с собой финский нож. Понимаешь, временное исключение - это такая форма наказания, которая оставляет ребят вне всякого контроля на какой-то период, пусть болтаются по улицам и попадают в разные банды.
     Когда я попыталась убедить Макхаби, что куда полезнее было бы дать Фероне возможность встретиться со мной, чем выкидывать его, Макхаби выдал мне на полную катушку:
     - Когда вы поработаете в нашей системе столько, сколько я - (все они говорят это!), - вы поймете, что не взаимопонимание нужно им. Я их прекрасно знаю - в них нет ничего хорошего. Дисциплина - вот что им нужно. У них нет ее дома. Вот вы и должны показать им, кто здесь хозяин. Мы обязаны учить их, наказывая каждый раз, сто раз, так, чтобы они поняли, что к чему. Если мы этого не сделаем, они получат то, что заслужили, от полицейского, судьи или своего начальника, если им посчастливится найти работу. Они не отличают плохое от хорошего, они не отличают свою задницу от - извините, пожалуйста. Вы молоды, хороши собой, они говорят вам комплименты, а вы с радостью принимаете их, заводите для них пластинки, уговариваете писать пожелания в ящик для пожеланий, ведете с ними задушевные беседы. Что от этого толку? Конечно, мы должны добиваться их уважения, но только страх - наш помощник. Только это они понимают. Пусть и стоят по струнке, иначе сделают из нас котлету. Вы бывали когда-нибудь у них дома? Вы бывали в суде для малолетних преступников? Вы слышали, как они говорят о нас между собою? Это скверные дети. Их надо научить закону и порядку, и если не мы, то кто же научит их? Мы связаны с ними, и они связаны с нами, так пусть ведут себя как следует. Попробуйте-ка вы, люди с высокими идеями, руководить этой школой по-своему хотя бы один день, и у вас будет бунт в каждом классе. Говорю вам это, желая добра, - вам многому еще надо научиться.
     Вероятно, надо.
     На этой неделе мой урок собирается посетить Бестер. Он был так мил, что предупредил меня об этом. Собираюсь заняться придаточными предложениями или стихотворением Фроста.
     Не думала, что это письмо получится таким длинным, но мне так муторно и беспокойно, а тебе я могу излить душу. Бывает, что я чувствую себя здесь совсем чужой. Может быть, мне стоило бы работать в Уиллоудэйле? Может быть, мне стоило бы вовсе отказаться от учительства? Или, может быть, мне бы стоило найти молодого человека, который говорил бы прозой, и осесть в своем гнездышке? Ты, по-видимому, нашла ответ на этот вопрос.
     Но я не хочу сдаваться, не попытавшись чего-то добиться. Думаю, ученики заслуживают лучшего, чем то, что получают. Да и учителя тоже.
     Попытаюсь пробиться к ним через родителей. Недели через две у нас будет День открытой школы. Пожелай мне счастья и поцелуй от меня Джима и малышку.

С любовью,
Сил.

     P. S. Знаешь ли ты, что госдепартамент организовал для своих сотрудников языковые курсы, чтобы они понимали получаемые друг от друга меморандумы.

С.


   27. Уточнение служебного статута

СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА НЬЮ-ЙОРКА

     КОМУ: Мисс С. Баррет
     Средняя школа имени Калвина Кулиджа
     Нью-Йорк

     МНОГОУВАЖАЕМЫЙ СЭР ИЛИ МАДАМ!

     В ОТВЕТ НА ЗАПРОС ОБ УТОЧНЕНИИ ВАШЕГО СЛУЖЕБНОГО СТАТУТА СООБЩАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ: ВСЕ ШТАТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ НАЗНАЧАЮТСЯ ИНСПЕКТОРСКОЙ КОМИССИЕЙ С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ НА ТРИ ГОДА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОРАБОТАЛИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО В ТЕЧЕНИЕ ГОДА. ЭТИМ УЧИТЕЛЯМ ВМЕСТО ОСТАЮЩИХСЯ ДВУХ ЛЕТ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА ДОСТАТОЧНО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ПРОРАБОТАТЬ ВСЕГО ДВА ГОДА В КАЧЕСТВЕ ПОСТОЯННОГО ИЛИ ПОДМЕННОГО ПЕДАГОГА В ТОЙ ЖЕ ДОЛЖНОСТИ, ПО ТОМУ ЖЕ ПРЕДМЕТУ, НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ ПРЕПОДАВАНИЯ, КАКОГО ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. НО ДЛЯ ЭТОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НЕ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ПОДМЕННАЯ РАБОТА, ЕСЛИ ОНА СОСТАВИТ МЕНЕЕ 80 УЧЕБНЫХ ДНЕЙ В ЛЮБЫЕ 90 ПОСЛЕДУЮЩИХ ДНЕЙ В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ШКОЛЕ. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОРАБОТАЛ НЕ МЕНЕЕ 160 УЧЕБНЫХ ДНЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА. ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.
     НАДЕЕМСЯ, ВАС УДОВЛЕТВОРИЛ ОТВЕТ НА ВАШ ЗАПРОС ОБ УТОЧНЕНИИ ВАШЕГО СЛУЖЕБНОГО СТАТУТА.

ОТДЕЛ ШТАТОВ И НАЗНАЧЕНИЙ.


   28. Из ящика пожеланий

     Дорогая учительница, лучше - дорогой друг!
     Все ваши поступки добрые. Я еще не встречала таких, как вы, нигде: ни дома, ни в школе. (Я потеряла в весе еще два фунта)

В надежде услышать вас.
Вивиан Пейн.

***

     Макхаби - тюремщик, и его надо смести. Предупреждаю, на этот раз я окончательно пишу в последний раз.

Ястреб.

***

     Я изменил свое мнение. Учитель может быть человечным. Предлагаю Совету по образованию найти молодых и красивых учительниц, как вы, - подходящих для нас. А не старых ведьм.
     Да здравствует вы!

Фрэнк Аллен.

***

     Отмените дискриминацию. Отмените беседы мисс Фриденберг, от которых меня тошнит. Например, когда она спрашивает меня, не стыдно ли мне, где я живу.

Эдуард Уильямс.

***

     В нашу "страшную" эпоху атомов вы напоминаете мне другую "учительницу", которая была у меня в "начальной". Она не боялась смеяться над нашими "шутками", даже если они не были смешными.

Чарльз X. Роббинс.

***

     Слишком воображаете о себе и имеете любимчиков.

Ваш враг.

***

     Вы считаете справедливым, когда учитель вычитает пять очков за то, что я неправильно написал его фамилию? (Баринджор).
     Вы сказали, подписывайтесь своей фамилией, чтобы показать, что вы не боитесь своих убеждений. А я боюсь.

Анонимный.

***

     Предлагаю только учителей - мужчин. У вас есть один недостаток, перекрывающий все ваши хорошие черты - то, что вы - баба, а мой естественный инстинкт подсказывает мне, что хороших баб не бывает. Противоположный пол и я не имеют между собой ничего общего и очень сожалею, что вы не мужчина.

Рэсти.

***

     Вы у меня только классная наставница, а я хотел быть у вас и по языку. Вы велели нам не называть фамилий, но у меня миссис Л-с. Голос у нее такой нудный, что у меня от него вянут уши. Прошлое полугодие было не лучше - у нас была миссис П-ф-д и нас заставляли изображать, что мы экран Т. В. или футбольная команда. С вами я бы может быть чему-нибудь научился но я все равно ухожу из школы. Уже поздно что-нибудь изменить.

Бывший ученик.

***

     Вы убедили нас, что вы - учительница.

Опытный ученик.

***

     Получилось так, что у меня другой учитель по языку и литературе. Я чувствую в глубине души, что должна быть более глубокая связь между учителем литературы и учеником потому что этот предмет доходит до самого сердца: Я уверена, что вы тоже хорошая учительница и очень у вас интересная внешность. (Мне нравится серебряная брошка, которую вы носите с серым вязаным костюмом.)

Алиса Блэйк.

***

     Так Линде Розен и надо!

Угадайте кто?

***

     Продолжайте преподавать мифы и разные книги. Это хорошая мысль, и я считаю, что она принесет пользу будущим поколениям. Еще мне хочется похвалить и поблагодарить вас за интерес ко мне и ко всему классу в смысле грамматики в целом.

Гарри А. Каган,
избранник учеников.

***

     Федеральные завтраки дрянные.

Едок.

***

     Вы умеете одеваться, ваши вещи все вам очень идут, особенно красный костюм. Других жалоб у меня нет.

***

     Вот что! Я лично не возражаю против плохих учителей, но некоторые их привычки меня изводят. Например, сосет свои очки (Лумис), хлюпает носом (мисс Пасторфилд), каждый день надевает одно и то же платье (миссис Льюис). Не забудьте, что мы должны смотреть на них весь урок. О присутствующих не говорят, ха-ха! Учителям нужно зеркало в глубине класса, чтобы они видели, какими мы их видим.

Лу Мартин.

***

     Не задавайте уроков на понедельник, s'il vous plais5!
     С пятницы до понедельника я хочу выбросить все это из головы.

Votre Ami6

***

     Сгинь! Ни с места!

Отрава.

***

     Не сможете ли вы преподавать нам творческие сочинения в следующем полугодии?
     Вы показали мне, что писать ясно - значит мыслить ясно и что нет ничего важнее взаимопонимания.

Элизабет Эллис.

***

     Я бы хотел, чтобы вы были у нас по математике - мой любимый предмет. Но, увы, хорошего понемножку.

Застенчивый Никто.

***

     Дж. Дж. Макхаби пора отправиться к ч.

Поэт.

***

     Я отстаю потому, что занятия идут слишком быстро, чтобы я мог все запомнить. Нельзя ли читать немножко помедленнее.

Второгодник.

***

     Я предлагаю: I. Бесплатные завтраки.
         А. Классы с кондиционерами.
         Б. Никаких заданий на дом.
     II. Телевизор в каждом классе.
         А. Учителя - кинозвезды.
     III. 6-месячные каникулы, занятия с 10 до 12, командуют ученики.

Подросток.

***

     Не огорчайтесь, мы за вас на 85%.

***

     Мне нравится все, что мы делаем в классе, но я не люблю читать книг, и мифы я тоже не люблю.
     P. S. Я не люблю грамматику. Ненавижу устные изложения.
     Вы забываете, что мы не такая нормальная школа, как другие.

Прилежный ученик.

***

     Уроки очень интересные, особенно если приходить в класс. Я желаю себе лучшей посещаемости.

Отсутствующий.

***

     Я не могу отвести от вас глаз, так вы хороши. Вы точно такая же, как моя придуманная сестра-близнец Розеанна. Если б я была мальчиком, меня бы даже не интересовал урок, я бы просто сидела и глядела на вас. Но я не мальчик, и мне остается только переносить последствия.

Ваша неизвестная поклонница.

***

     Разбив ногу во время ручного мяча, медсестра дала мне чашку чая. Считается, что это помогает ноге?

Атлет.

***

     Я многое узнала из мифов, они помогают нам лучше понять наших молодых людей. Особенно Нарцисс очень похож на мистера Барринджера, но он еще не утонул.

Одиссей.

***

     Я езжу в школу на автобусе и вся измучена от домашней работы и мытья посуды и я бы хотела, чтобы бездельники мальчишки хоть раз уступили мне свое место, я бы наверно умерла от удивления. Можно ли что-нибудь сделать?

Прекрасный пол.

***

     Список достоинств:
     1. Вы всегда готовы выслушать нашу сторону, что бы ни случилось.
     2. Если вы чего-то не знаете, вам не стыдно признаться, что вы этого не знаете.
     3. Вы не боитесь выдать улыбку, когда надо.
     4. Вы всегда выглядите довольной, когда мы входим.
     Список недостатков:
     нет.
     Список пожеланий:
     больше таких, как вы.

Ваш болельщик.

***

     Моя мама живет вместе со мной уже 16 лет, но продолжает меня изводить.

Мура-Вей.

***

     Когда на уроке мисс Льюис ученику надо посетить мужскую комнату, ему отказывают в этой привилегии.

Страдающий.

***

     Литературе было бы гораздо лучше, будь больше таких учителей, как вы, что интересуются учениками, а не просто учат по обязанности. С тех пор как вы меня выбрали судьей, я стал чувствовать себя человеком.
     Я вас не забуду всю жизнь.

Хосе Родригес.

Продолжение следует...


     1 В американских школах принята 100 балльная система оценок, проходной балл 65  >>>
     2 Finis - конец (лат.)  >>>
     3 Sauve qui peut - спасайся, кто может (фр.)  >>>
     4 Название фирм универсальных магазинов  >>>
     5 S'il vous plais! - пожалуйста! (искаж. фр.)  >>>
     6 Votre Ami - ваш друг (фр.)  >>>


  


Уважаемые подписчики!

     В последующих выпусках рассылки планируется публикация следующих произведений:
    Виктор Пронин
    "Чисто женская логика"
    Артур Хейли
    "Аэропорт"
    Александр Бушков
    "Охота на пиранью"
    Владимир Войнович
    "Москва 2042"
Ждем ваших предложений.

Подпишитесь:

Рассылки Subscribe.Ru
Литературное чтиво


Ваши пожелания и предложения


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.worldliter
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное