Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Customs-news


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Customs-news
 
В рассылке «Customs-news» размещаются новости таможенного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, консультации по вопросам в сфере таможенного дела, статьи ведущих юристов по проблемам применения положений законодательства.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

н
о
в
о
с
т
и
новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 
Дайте дорогу сквозным тарифам!

Процесс ускорения интеграции между государствами - членами Евразийского экономического сообщества требует от таможенных служб принципиально новых подходов и методов в администрировании, считают участники бизнес-встречи "Использование возможностей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС для активизации деловой жизни Сообщества", прошедшей в Москве на прошлой неделе при информационной поддержке еженедельника "Экономика и жизнь".
Новая система контроля должна базироваться на опыте мировых достижений и способствовать развитию торговли. Однако обеспечивать беспрепятственное перемещение товаров и транспортных средств можно, лишь используя передовые информационные технологии, предварительно предоставляя достоверную информацию. Рано или поздно это коснется всех участников ВЭД, поэтому готовиться надо уже сейчас.
Соглашение о предоставлении предварительной информации между таможенными службами России и Казахстана подписано в октябре. На очереди - Соглашение с Украиной, сообщил заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко. Ведется работа и с другими таможенными администрациями.
В государствах ЕврАзЭС следует активнее внедрять систему оценки и управления рисками, переходить к совместному таможенному контролю на внутренних границах государств Сообщества, привлекать бизнес к формированию новых подходов в таможенном администрировании.
Требуется ускорить разработку и принятие Основ таможенного законодательства Сообщества. Это будет способствовать созданию общей системы таможенного регулирования с унифицированными правилами таможенного оформления и контроля, едиными таможенными режимами. Собравшиеся обратились с просьбой к министерствам транспорта, таможенным службам и ведущим национальным компаниям в области железнодорожных перевозок Беларуси, Казахстана и России, а также заинтересованным представителям деловых кругов государств - членов ЕврАзЭС считать целесообразным более широкое применение сквозных тарифов на перевозки грузов между членами Сообщества и транзитом по их территориям.
Попросили рассмотреть инициативу по ускоренному пропуску контейнерных поездов по маршруту Урумчи - Москва и Урумчи - Брест как пилотного проекта для реализации транзитно-транспортного потенциала государств ЕврАзЭС. Уделять внимание инфокоммуникационным решениям в области унификации внешнеторговой и таможенной документации, использованию электронных форм документов, мониторингу местоположения и состояния грузов, предоставлению информации для различных участников транспортного рынка в рамках единого информационного веб-портала.
Участвующие во встрече руководители и представители предпринимательских структур, таможенных служб России, Казахстана и Белоруссии, органов исполнительной власти, Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС, ассоциации "Деловой Совет ЕврАзЭС", дипломатических представительств России и Казахстана выразили уверенность в том, что состоявшийся диалог позволил уточнить цели, принципы и стратегию таможенной интеграции в рамках Сообщества.
Для руководства ЕврАзЭС очень важно получать обратные сигналы от предпринимательских кругов, которые осуществляют коммерческую деятельность в рамках Сообщества, подчеркнул генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, чтобы лучше понимать потребности экономической жизни и иметь представление, насколько эффективно работают межправительственные соглашения и договоры.
«Экономика и жизнь» 24.11.05

Нулевой вариант

Поручение Президента и неоднократные просьбы членов Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей к правительству о снижении импортных пошлин на ввозимое технологическое оборудование наконец-то услышаны. Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на своем заседании 8 ноября рекомендовала правительству не просто снизить, а обнулить ставки.
Технологическое оборудование в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) занимает порядка 1200 позиций. Около 900 из них ввозятся в Россию с применением так называемой фискальной ставки пошлины в размере 5-10 процентов. Пока комиссия определилась с нулевой ставкой по 630 наименованиям. В основном это высокотехнологичное наукоемкое оборудование, аналоги которого не производятся в России.
"Неохваченное" нынешним решением оборудование комиссия, как заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф, изучит более детально "на уровне кода подсубпозиции" и примет по нему решение в конце ноября - начале декабря.
Решение, оформленное соответствующим постановлением правительства, может вступить в силу уже 1 февраля.
Нулевую ставку пошлины планируется ввести временно сроком на 9 месяцев. Это своеобразное окно даст возможность предприятиям обновить фонды и провести технологическую модернизацию производств. Затем комиссия подведет итоги и определит, насколько эффективно сработала временная мера.
Отмена пошлины значительно снизит налоговое бремя производителям. Предприниматели сэкономят на отмене пошлины около полумиллиарда долларов. Такой же суммы недосчитается бюджет. Министра это не смущает. Выпадающие доходы, считает Г. Греф, будут компенсированы главным образом за счет улучшения таможенного администрирования. Таможенная служба уже наводит порядок с таможенной стоимостью, достоверным декларированием, внедряет электронное декларирование. Только за 10 месяцев таможня получила 5, 5 млрд. дол. дополнительных доходов, из них за счет улучшения администрирования таможенной стоимости - около 1, 5 млрд. До конца года эта сумма скорее всего составит 2 млрд. дол.
Другой вопрос, обсуждавшийся на заседании комиссии, касался отмены вывозной пошлины на сжиженный природный газ. С такой инициативой вышел "Газпром". По мнению газового холдинга, эта мера будет стимулировать привлечение частных инвестиций в разработку месторождений и строительство производств СПГ в Восточной Сибири и Ленинградской области. Для партнеров "Газпрома" критически важно понять, будет пошлина или нет, поскольку цена вопроса упирается в сроки окупаемости проектов.
Принятие решения отложили до следующего заседания комиссии в конце ноября. Как объяснил Г. Греф, требуется более детально изучить бизнес-план, представленный "Газпромом" по строительству заводов СПГ.
Правда, одно решение по СПГ все же приняли. Комиссия рекомендовала внести изменения в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и выделить в ней сжиженный природный газ в отдельную позицию.
«Экономика и жизнь» 24.11.2005.

Нефть изменила правительству

МЭРТ отчиталось о замедлении роста
Вчера МЭРТ отчиталось о развитии российской экономики в январе-октябре 2005 года. Картина получилась печальной: при росте цены на нефть Urals за тот же период по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 46,7% ВВП вырос всего на 5,9% по сравнению с 7,2% в 2004 году.
МЭРТ меланхолично констатирует: "Динамика ВВП с исключением сезонного и календарного факторов указывает на устойчивую тенденцию к замедлению роста". И эта не радующая тенденция по всем признакам будет продолжена - замедление распространяется и на инвестиции в основной капитал (за 10 месяцев 2005 года он составил 9,9% по сравнению с 11% в 2004 году).
Цифр можно приводить еще много, главные же выводы достаточно очевидны. Первый - счастье не вечно. Владимира Путина с полным основанием называли "счастливчиком": с момента его назначения премьером в августе 1999 года, когда его уже можно было считать преемником Бориса Ельцина, и до сих пор цены на нефть ни разу не подводили. Настолько, что в кулуарах кремлевской администрации приходилось слышать, что, знай Борис Ельцин о подобной перспективе, он еще трижды подумал бы перед тем, как уйти в отставку. В любом случае нефтяные цены только росли, толкая российский ВВП вверх и наполняя бюджет. Конечно, в МЭРТ есть масса уточнений: там считают, что нефтяной фактор роста не единственный, есть и рост внутреннего спроса и внутренние инвестиции. Все так, но и внутренний спрос, и инвестиции кормили в значительной степени все те же нефтяные доходы: ЦБ скупал нефтедоллары, в экономике появлялись новые рубли, а они и были и спросом, и инвестициями. Так вот, статистика, которой делится МЭРТ, свидетельствует: эта, с позволения сказать, модель экономического роста хиреет на глазах. Любопытно, что на напрашивающийся вопрос "почему?" МЭРТ ответа не дает, предпочитая сохранять олимпийское спокойствие статистической службы. Но ответ уже дан: "голландская болезнь". Другими словами, если в экономике появляется избыток иностранной валюты (избыток - это значит, что валюта не заработана, что полностью соответствует российскому феномену), то местная промышленность будет "угнетена" импортом. Ничего хитрого в такой последовательности нет - это чистая арифметика.
Второй вывод - нужно менять модель экономики. "Газета" 7 и 8 ноября уже излагала позицию Андрея Белоусова, советника премьера. Она сводится к тому, что в российской экономике есть перспективный сектор - торговля, откуда инвестиции должны последовать прежде всего во внутреннее производство. Однако при этом главный упор делается на развитие инфраструктуры нефтяного экспорта, которую предлагается не только развивать, но и "разворачивать" в сторону поставок в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию.
Третий вывод - при подобной стратегии (о других предложениях из властных структур, которые по своей проработанности можно было бы сравнить с докладом Белоусова, неизвестно) примат нефти в российской экономике остается и даже консервируется. То есть излечение от "голландской болезни" откладывается за пределы 2017 года - именно до этого революционно-юбилейного года рассчитан прогноз Белоусова. А излечением может быть только прогресс в диверсификации российской экономики, ее избавление от тотальной нефтяной зависимости.
«Газета» 24.11.2005

Москва перевалочная

До 8% грузов, прибывающих в Москву, следуют транзитом. Здесь большая их часть проходит таможенное оформление, сортируется на распределительных центрах и перегружается с одного вида транспорта на другой. В инфраструктуре не обходится без казусов: крупные железнодорожные станции находятся в центре города, куда запрещен доступ грузовикам, которые должны доставить груз получателю.
По словам менеджера по развитию группы компаний "Армадилло" Анны Клинсковой, грузопоток, прибывающий в Москву автомобильным транспортом, можно оценить в 55% от общего грузопотока. Из-за границы на автомобилях доставляются продукты, электроника, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, уточняет генеральный директор транспортно-экспедиционной компании "Паллий" Александр Мартынюк.
По его словам, грузы поступают по четырем направлениям: по Можайскому и Новорижскому шоссе из центральной Европы, по Лениградскому шоссе - из Скандинавии, по Киевскому и частично по Симферопольскому шоссе - с Украины и из юго-восточной Европы (Венгрии, Турции и т. д.). Чтобы пройти таможенное оформление, грузы следуют на один из нескольких десятков складов временного хранения (СВХ), расположенных в основном за чертой города.
Транзит в полтора конца
По оценке Клинсковой, только для 20% грузов пункт назначения - Москва. Остальное - транзитные грузы, из которых чуть больше половины проходят в столице конечное таможенное оформление, а на остальные оформляется транзитный режим.
В то время как перевозчики заинтересованы в том, чтобы вывести транзитные потоки из Москвы, столичные таможни стремятся к тому, чтобы как можно больше грузов проходило оформление на ее территории - таким образом увеличиваются сборы, говорит Клинскова. При этом, отмечает она, на московских таможнях процедура оформления транзита непростая и бюрократичная. Кроме того, чтобы везти транзитный груз в регион, перевозчику необходима специальная лицензия, которая есть у немногих транспортных компаний.
В то же время, по мнению Мартынюка из "Паллия", большое количество транзитных грузов в Москве обусловлено тем, что транспортировка импортного груза напрямую в регион стоит дороже, как это ни парадоксально, чем с перегрузкой на другую машину в Москве. "Водитель из Латвии или Белоруссии, который везет товар из Европы, не сможет взять в регионе груз на весь обратный путь, чтобы компенсировать расходы", - говорит Мартынюк. В то же время, если в Москве передать груз российскому водителю, он не поедет в обратный рейс порожняком и сможет в пункте назначения взять груз на Москву. Поэтому услуги водителя в первом случае стоят почти в полтора раза дороже, чем во втором, говорит Мартынюк.
По словам генерального директора консалтинговой компании "КИА центр" Николая Титюхина, многие дистрибуторы товаров сегодня обладают в Москве развитой инфраструктурой и распределительными центрами, что тоже привлекает транзитные потоки в Москву. Таможня одобряет эту схему - так ей проще контролировать поток импортных грузов, говорит он.
Как отмечает Клинскова, поток грузов из регионов в Москву значительно меньше, чем в обратную сторону, что сказывается на цене перевозки. По ее мнению, пока грузопотоки не удастся сбалансировать, стоимость перевозки останется достаточно высокой. По словам Мартынюка, из регионов в Москву приходит сырье - химическое, металлы, стройматериалы, бумага, картон, дерево, а также продукты питания, мебель, паркет. Соотношение импортных грузов и грузов из регионов составляет приблизительно один к одному, считает он. На экспорт идет очень небольшое количество грузов: в частности, поролон, гипсокартон, шкуры крупного рогатого скота, станки.
По словам начальника управления мультимодальных перевозок группы компаний "Армадилло" Юрия Минакова, сегодня пропускная способность московских колец - МКАД, Третьего транспортного и Садового - составляет 50-60% от необходимого грузоперевозчикам уровня. Расчетная скорость движения внутри Садового кольца - 15 км/ч, от Садового до МКАД - 20-22 км/ч, по
МКАД - 40 км/ч, говорит он. Проблемными местами являются практически все въезды в Москву, ситуация на которых дополнительно усложняется сужением проезжей части перед постами ГАИ. По мнению Мартынюка, наиболее трудная московская трасса - шоссе Энтузиастов, переходящее в Горьковское шоссе. Минаков отмечает, что перевозчики уже сегодня стараются объезжать город по первому или второму бетонным кольцам.
Дешево, но с перетряской
По оценке Анны Клинсковой из "Армадилло", около 40% грузопотока, прибывающего в Москву, приходится на железную дорогу. Как сообщили в пресс-службе МЖД, ежедневно в Москву прибывает до 1500 вагонов и столько же отправляется из Москвы. 20% из них содержат транзитные грузы. Большую часть прибывающих грузов - 60% - составляют строительные материалы, остальное приходится на промышленные товары, продукты, сборные грузы, нефтепродукты и химикаты. Из Москвы отправляются промышленные товары (40%), а также продукты, сборные грузы, металл и оборудование.
При этом железная дорога, в отличие от автотранспорта, в меньшей степени обеспечивает сохранность груза (здесь сильнее тряска и больше количество перегрузок). Из-за этого на железной дороге ниже доля грузов высокой стоимости.
В основном транспортировка железнодорожным транспортом используется на более дальних расстояниях: автомобильный транспорт, по словам Клинсковой, на плечах более 4 тыс. км неэффективен.
Большее количество дешевых грузов на железной дороге обусловлено низкой стоимостью транспортировки. По словам Александра Мартынюка из "Паллия", расценки на транспортировку груза по железной дороге в целом в два раза ниже, чем автомобильным транспортом. Например, аренда крытого вагона (64 т) из Москвы в Мурманск стоит столько же, сколько фрахт тентованной фуры (20 т) - 40 тыс. руб. При станционных расходах около 10-15 тыс. руб. транспортировка будет стоить в пересчете на тонну груза на автомобиле 2 тыс. руб., а в вагоне - 1 тыс. руб. Другое дело, что по железной дороге груз в общем случае будет идти дольше.
Однако существуют и скрытые платежи. "Многие отказываются от работы с железной дорогой, потому что там нужно давать взятки, вплоть до того, чтобы маневровый тепловоз вовремя подал вагоны", - поясняет сотрудник экспедиционной компании, пожелавший остаться неназванным. Он отмечает, что железная дорога зарабатывает на транспортировке больших объемов груза и работа с повагонными отправками ей малоинтересна: поэтому так низок и уровень сервиса.
Недоступные станции перевалки
Как сообщили в МЖД, сегодня в черте Москвы расположено 36 грузовых станций, из них девять работают с контейнерами, 20 предоставляют складские услуги, 12 работают с тяжеловесными и длинномерными грузами. 25 станций предоставляют возможность отправить один вагон или еще более мелкую партию груза, на 13 есть инфраструктура для выгрузки сыпучих грузов, десять станций являются универсальными - на них присутствует весь спектр операций.
Наиболее крупные контейнерные площадки - Павелецкая-товарная, Рижская-товарная, Москва-2 Митьково (в районе трех вокзалов), Казанская-товарная - находятся на расстоянии 4-6 км от нулевого километра, говорит Николай Титюхин из "КИА центра". При том что въезд днем в пределы Третьего транспортного кольца автомобилей грузоподъемностью более 1 т запрещен, для разгрузки и погрузки на эти площадки приезжают большегрузные автомобили, которые потом вынуждены перемещаться по Садовому и Третьему транспортному кольцам. Ночью, когда запрет на въезд не действует, эти площадки не работают, говорит Мартынюк. В департаменте транспорта и связи Москвы признались, что на сегодняшний день город не предусматривает никакой программы по выводу контейнерных площадок и товарных станций из центра Москвы. Поэтому запрет въезда в центр грузовиков так и остался на бумаге - все, кто работает с товарными станциями, получает (или покупает) эти пропуска. И это отрицательно сказывается на скорости движения в Москве, по сути дела запрет не достиг своей цели - разгрузить столичные улицы.
Положение с пробками, безусловно, не удовлетворяет и транспортников. Поэтому, по словам Мартынюка, экспедиторы предпочитают работать со станциями, расположенными на окраине или даже за пределами Москвы: там меньше грузопоток и ниже расценки.
Ноутбуки почтой
По оценке Клинсковой, на авиацию приходится примерно 5% грузопотока, прибывающего в Москву. Однако при оценке стоимости грузов доля авиатранспорта вырастает до 15%. В основном самолетом доставляются дорогие грузы: ноутбуки, мобильные телефоны и т. д. Кроме того, авиатранспорт перевозит скоропортящиеся грузы и требующие соблюдения температурного режима: цветы, вакцины, фармацевтику, косметику. По воздуху приходят в Москву запчасти для автомобилей и для производственных машин, если простой оборудования стоит дороже, чем авиатранспортировка. Самолетом обычно транспортируется и почта.
По оценкам самих аэропортов, около 40% грузов и почты обслуживается регулярными пассажирскими рейсами, а остальные 60% обеспечиваются грузовыми авиакомпаниями. В основном московские аэропорты обслуживают транзитные грузы. Так, например, на линии Франкфурт-на-Майне- Москва-Сеул только 10% грузов предназначены для России, в обратном направлении 75% грузов оседает в Москве, и самолет загружается экспортируемыми товарами. А вот грузоперевозки между Москвой и российскими регионами (без учета грузоперевозок на пассажирских рейсах) осуществляются в основном чартерными рейсами и в общем объеме грузопотока московского авиаузла (МАУ) составляют около 5%.
В 2004 году через аэропорты МАУ прошло более 360 тыс. т грузов и почты. Лидером стал Домодедово, на который пришлось 52% грузооборота МАУ - около 190 тыс. т грузов и почты. Аэропорт Шереметьево с показателем 152 тыс. т стал вторым. А доля Внуково едва превысила 5% (около 20 тыс. т).
В этом году из Шереметьева во Внуково перевела свои грузовые рейсы четвертая по объемам перевозимых грузов авиакомпания страны - "Атлант-союз". В 2004 году она перевезла около 53 тыс. т грузов и почты. Но, несмотря на потерю "Атлант-союза", аэропорт Шереметьево наверняка приблизится в этом году к показателям Домодедова. В августе грузовая авиакомпания "Волга-Днепр" перевела все свои рейсы в Шереметьево (ранее она пользовалась и Шереметьево, и Домодедово). В прошлом году эта авиакомпания, которая считается мировым лидером рынка чартерных перевозок негабаритных и сверхтяжелых грузов самолетами Ан-124 "Руслан", начала осваивать сегмент регулярных грузовых перевозок на Boeing 747 по направлению Европа-Азия с промежуточной посадкой в Москве. Теперь Шереметьево ежедневно обслуживает два-три грузовых рейса "Волга-Днепр" Франкфурт-на-Майне-Москва-Шанхай. По схожей схеме работает в Шереметьеве и грузовой департамент национального перевозчика - "Аэрофлот-Карго", осуществляющий четыре-шесть рейсов в день.
Домодедово, уже имеющий в распоряжении комплекс, способный обрабатывать до 800 т грузов, и 12, 7 тыс.кв.м складских помещений, планирует дальнейшее развитие грузового терминала. В частности, как сообщили в пресс-службе "Истлайна", будет построена третья очередь комплекса площадью более 5 тыс. кв. м, а также будут реконструированы зоны приема и выдачи с вводом в эксплуатацию линии для обработки контейнеров и паллет.
Стройматериалы плывут по реке
Перевозки грузов по воде одни из самых дешевых. Речные грузовые перевозки из Москвы в регионы обеспечивают Северный, Южный и Западный речные порты. За восемь месяцев 2005 года по водным путям Московской области (канал им. Москвы и Москворецкая система) было перевезено 8, 1 млн. т грузов. В Северном порту, который находится на левом берегу Химкинского водохранилища в черте Москвы и в Дмитрове Московской области, так же как и в Южном, "переваливаются" в основном продукты питания, лес, уголь, бумага и строительные материалы. Западный порт в Филях специализируется на переработке минерально-строительных грузов (песка, гравия, щебня) и является единственным каналом поставок этих материалов на стройплощадки "Москва-Сити", а также других объектов столицы. Не исключено, что в дальнейшем Западный порт станет структурной единицей "Москва-Сити". К концу 2007 года здесь намечено построить новые таможенный и оптовый терминалы, а также крупный логистический центр.

В то время как перевозчики заинтересованы в том, чтобы вывести транзитные потоки из Москвы, столичные таможни стремятся к тому, чтобы как можно больше грузов проходило оформление на ее территории - таким образом увеличиваются сборы
«Бизнес» 23.11.2005

Полная конвертируемость рубля: зачем и как?

Требование платить за наш экспорт в российской валюте создаст ее мировой рынок
Если конвертируемость рубля - национальная экономическая идея (а так считает целая когорта специалистов), то, можно сказать, навязчивая.
За многие годы обсуждения она вполне фетишизировалась, а вожделенного свободного хождения рубля по миру нет.
"Неполноценность" нашей валюты всегда воспринималась в России болезненно. Еще Салтыков-Щедрин переживал, что за наш рубль в Европе хорошую цену дать не могут, а могут дать только в морду. Чувствительность проблемы конвертируемости рубля в обществе вполне позволяет говорить о ней, как об одном из признаков национальной самоидентификации в глобальном мире.
Наконец, власть заявила о необходимости закончить этот многосериальный эпос, и в прошлогоднем президентском Послании В. Путина уже обозначены сроки: в течение двух ближайших лет создать условия для полной конвертируемости рубля.
Стоит ли так жестко ставить задачу? Ведь рубль и сейчас обратим при проведении внешнеэкономических сделок, а резиденты практически свободно перемещают капитал через границу.
Действительно, Россия практически готова декларировать конвертируемость рубля. Нет только одного - мирового рынка нашей валюты, такой рынок явочным порядком не учредишь.
Но есть возможность радикального административного ускорения его формирования. У страны впечатляющее положительное торговое сальдо, и, значит, возможность ввести оплату российского экспорта только в рублях, а это вытянет значительную рублевую массу на многочисленные международные валютные площадки.
Снова "особый российский путь"
Под полной конвертируемостью денежной единицы понимается свободный двусторонний обмен ее на иностранные валюты без ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций является частичной. Частичная конвертируемость рубля введена в России с 1992 года. Это внутренняя конвертируемость - по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями. Они постепенно ослаблялись, в первую очередь по текущим операциям.
В 1996 году Россия приняла на себя обязательства по статье VIII Соглашения МВФ, включая раздел 2(а), согласно которому "ни одно государство - член МВФ не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом". Статью VIII подписали уже около 160 стран. Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В России часть экспортной выручки подлежит обязательной продаже, хотя ее норматив снижен с 75 процентов уже до 10 процентов, а с 2007 года она отменяется.
В 2004 году с принятием нового Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте вместо разрешительного. Уже все резиденты получили с 19 июня 2005 года право открывать без ограничений счета в иностранной валюте в зарубежных банках. С 2007 года отменяется регулирование валютных операций движения капитала. Однако рубль не станет внешнеконвертируемым, так как сохранятся ограничения на валютные операции с рублями для нерезидентов.
В отличие от Западной Европы послевоенного периода Россия сначала ввела внутреннюю конвертируемость рубля в ходе либерализации внешней торговли. Внешняя конвертируемость не вводилась, чтобы иностранцы не скупили "по дешевке" российские предприятия в ходе приватизации. Но многие государства начинали именно с внешней конвертируемости своей валюты. Она необходима для придания иностранным инвесторам уверенности в возможности вывоза вложенного капитала и прибылей из страны, конвертировав полученные рубли на валютном рынке. Таким образом, внешняя конвертируемость - это первый шаг на пути к полной конвертируемости, а внутренняя конвертируемость - второй.
Россия же сделала сначала второй шаг, и ситуация все больше напоминает затянувшуюся на годы "беременность наполовину". Сейчас, когда в основном приватизация уже осуществлена и финансовая стабилизация достигнута, продолжать откладывать "на потом" первый шаг уже не имеет практического смысла. Ведь внешняя конвертируемость рубля нужна прежде всего для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и странами - эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Она необходима также для стимулирования иностранных инвестиций. И уж затем - для соблюдения статусного уровня России как члена МВФ и "большой восьмерки".
Кроме того, с 2007 года вывозить капитал из России в долларах можно будет свободно, а в рублях - нет. Но тогда сохранение ограничений на валютные операции с рублями и рублевыми финансовыми инструментами не имеет малейшего смысла. Это лишь повысит трансакционные издержки их использования инвесторами.
Капитал, который хотел убежать, уже убежал
Многие возражения против полной обратимости рубля касаются, как правило, только внутренней конвертируемости, отменять которую уже, по-видимому, поздно да и вряд ли возможно в принципе. Симптоматично, что эти аргументы любят высказывать политики. Они обеспокоены, например, различиями в структуре цен в России и развитых экономиках, заниженностью курса рубля к СКВ, невысокой конкурентоспособностью российских товаров. Но эти проблемы не решить замораживанием конвертируемости рубля, они больше относятся к совсем другой повестке дня: либерализации внешней торговли и ряду фундаментальных изъянов российской экономики.
А опасения, что полная конвертируемость рубля позволит свободно выводить из России капиталы, я бы вообще рассматривал за рамками экономической дискуссии. Ибо они уже давно входят в репертуар постоянного политического ангажемента и рефреном повторяются несмотря на хорошо известные данные о многомиллиардной утечке капитала во все годы после введения внутренней конвертируемости рубля. Последние такие сведения говорят о том, что несанкционированный вывоз капитала, оцененный по методике ЦБ, составил в 2004 году 29 миллиардов долларов и возрос за год на 9,5 миллиарда долларов.
Реальная же угроза устойчивости рубля и финансовой системы России в другой плоскости - в отмене регулирования валютных операций (текущих и движения капитала). Полная конвертируемость рубля означает лишь отмену оставшихся ограничений на конвертацию нерезидентами рублей в СКВ и наоборот, а они и раньше не спасали рубль от "бегства капитала" из России.
Рубль созрел
Де-факто полностью конвертируемый рубль нескоро станет СКВ для широкого использования в международных текущих и капитальных операциях. Для этого должны существовать ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России, среднедневной оборот которого - миллиарды долларов.
Но поскольку от неполной конвертируемости национальной валюты российские предприятия несут существенные убытки (главным образом в отношениях со странами СНГ и "третьего мира"), можно нацелить активность экономических агентов на создание международной системы платежей в рублях. Россия экспортировала в 2004 году товаров на 183 миллиарда долларов при импорте на 96 миллиардов долларов. Положительное торговое сальдо составило почти половину экспорта. Вполне резонно было бы принимать в оплату за российские товары российскую же валюту, как это делается в большинстве развитых экономик. Достаточно ввести требование оплаты российского экспорта рублями, а импорта любой валютой. С учетом двукратного превышения экспорта над импортом в качестве первого шага, чтобы избежать катаклизмов в валютно-финансовой системе и постепенно адаптировать ее к этой революционной новации, имеет смысл обязать экспортеров продавать товары и услуги за рубли и СКВ в пропорции 50:50. А через несколько лет, когда выявятся все последствия, оптимизируется механизм расчетов и платежей и российская валюта начнет свободно торговаться на международных денежных рынках, можно будет полностью перейти к расчетам за российский экспорт исключительно в рублях.
Сейчас удачный момент для введения полной обратимости рубля. Власть в общем-то удержалась от многочисленных популистских искушений нарушить базовый экономический принцип: "национальный доход не размножается делением". У России уже несколько лет профицитный бюджет, значительное положительное сальдо торгового баланса. Политическая ситуация стабильна, а с около 150 миллиардами долларов золотовалютных резервов государство может не опасаться атак валютных спекулянтов на рубль. Резервы превышают всю денежную базу примерно в 1,8 раза. Более того, ЦБ за счет одних ЗВР может выкупить чуть не 90 процентов всей денежной массы.
Но потребуется еще демонтировать важнейшее препятствие - недоверие к рублю. "Тайное хранение валюты является бессмыслицей" - эта фраза из страшного сна пациента психиатрической больницы в "Мастере и Маргарите" стала со временем выражением абсурда, который сопровождает денежную систему, не интегрированную с международными финансовыми рынками, и недоверием к рублю. Многие миллиарды долларов в чулках у граждан и на зарубежных счетах инвесторов не работают в российской экономике из-за опасений вкладываться в рубль. Главная причина недоверия - инфляция. Поэтому в ближайшее время необходимо направить главные усилия государства на прекращение роста цен, в первую очередь - прямо и косвенно регулируемых государством. Тогда будет выполнено и последнее условие достижения фактической полной конвертируемости рубля - доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов
«Российская газета» 24.11.2005

Еврокомиссия может принять меры против России

Европейская комиссия рассматривает возможность принятия мер против России в ответ на запрет импорта мяса и мясных продуктов из Польши.
Об этом заявил в среду в Европарламенте европейский комиссар по торговле Питер Мэндельсон. «Я нахожусь с тесном контакте с польским правительством в связи с серьезными проблемами, возникшими в связи со спором между Польшей и Россией по вопросу об импорте мяса, - сказал он. - Мы рассматриваем меры, которые можем принять. Мы принимали меры в прошлом и имеем возможность принимать меры в будущем».
В начале мая этого года Ветеринарная служба России приняла решение о запрете ввоза из Польши говядины (кроме бескостной), баранины, субпродуктов (кроме сердца, печени и почек), а также другой продукции, полученной от жвачных животных. Такое решение было принято на основе информации об имевшем место в Польше случае заболевания крупного рогатого скота энцефалопатией или «коровьим бешенством», передает ИТАР-ТАСС.
«Взгляд» 24.11.05

В 2007 году пошлина на вывоз лесоматериалов будет увеличена до 10%

В 2007 году пошлина на вывоз необработанных лесоматериалов будет увеличена до 10%. Такое решение было принято на заседании межведомственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которое провел глава Минэкономразвития Герман Греф.
«Московская правда» 24.11.05

Китаянка пыталась вывезти из России предметы старины и искусства

Во вторник, 22 ноября, сотрудники Гродековской таможни предупредили вывоз в КНР предметов старины и искусства.
Как сообщили в пресс-службе ДВТУ, при досмотре пассажиров на Пограничном таможенном посту у китаянки, выезжающей из России, в сумке среди личных вещей были обнаружены несколько пакетов, в которых находились: 6 серебряных монет 1924-1925 гг. выпуска, 3 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени и 2 ордена Отечественной войны II степени. Кроме того, жительница Поднебесной везла к себе на Родину фотоаппарат с кассетами, выпущенный Московским оптико-механическим заводом предположительно в 20-х годах прошлого столетия. И это еще не все. В отдельном пакете находились 3 старинные миниатюры – роспись по шелку, с портретами юноши, девушки и женщины в одеждах 19 века. На солидный возраст миниатюр указывали изысканные рамки из инкрустированного металла.
Как сообщила китаянка – она коллекционирует предметы русской старины. Последние экспонаты были приобретены ею на рынке в Хабаровске.
Все эти предметы гражданка КНР не внесла в декларацию. Оно и понятно, на вывоз подобных вещей нужны разрешительные документы, государственные награды могут везти их владельцы или родственники.
По данному факту сотрудниками Гродековской таможни начато административное расследование. Задержанные предметы переданы на искусствоведческую экспертизу, которая определит их культурную и историческую ценность. По ее результатам будет принято решение о наказании нарушительницы.
«ИА Дейта.RU» 24.11.2005.



 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.world.review.news2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное