Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Customs-news


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Customs-news
 
В рассылке «Customs-news» размещаются новости таможенного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, консультации по вопросам в сфере таможенного дела, статьи ведущих юристов по проблемам применения положений законодательства.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

н
о
в
о
с
т
и
новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 
Таможня себя поправила

Федеральная таможенная служба (ФТС) России разработала пакет из 138 поправок в Таможенный кодекс (ТК) РФ. По словам главы правового управления ФТС Галины Баландиной, большинство поправок связано с исправлением неточностей и восполнением пробелов в кодексе, а также с изменениями в смежном законодательстве (Налоговом кодексе, законах о таможенном тарифе и о валютном регулировании). Как отметила госпожа Баландина, среди предлагаемых изменений выделяется пакет из 23 первоочередных поправок, нацеленных на унификацию ТК в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Поправки, в частности, касаются критериев ограничения пунктов ввоза и мест декларирования импортной продукции. ФТС в своем законопроекте предлагает дать правительству право вводить пункты пропуска "для убытия с территории РФ отдельных видов товаров". До сих пор специализированные таможни существовали только для ввоза отдельных видов продукции -- например, бытовой электроники. Как считает начальник правового управления ФТС, спецтаможни необходимы для решения проблемы бесконтрольного вывоза леса и металлолома из России. В ФТС полагают, что эти дополнения должны вступить в силу уже с 1 января 2006 года. Между тем известно, что ВТО, отстаивая свободу торговли, выступает против создания спецпунктов пропуска для отдельных категорий товаров.

Помимо отмеченных мер ФТС предлагает ужесточить правила перемещения физлицами товаров, предназначенных для личных целей. Планируется снизить нормы беспошлинного ввоза, ужесточить процедуры определения товаров для личных целей и их таможенной стоимости, отказаться от применения единых ставок таможенных пошлин в отношении транспортных средств. Также предусматриваются меры по борьбе с импортом контрафактной продукции и более жесткому регулированию транзитных перевозок.

В первоочередном пакете поправок содержатся и нормы, определяющие статус товаров, ввозимых из Белоруссии. Как отметила Галина Баландина, в связи с тем, что белорусские товары ввозятся беспошлинно, "эта страна иногда злоупотребляет своими соседскими преимуществами". "В первую очередь это касается импорта якобы белорусского сахара и телевизоров",-- указала представитель ФТС. Для разрешения проблем таможенники предлагают наделить их правом требовать подтверждения страны происхождения отдельных видов товаров при их ввозе с территории Белоруссии.
"Коммерсантъ-Деньги" № 44(549) от 07.11.2005г

"Тойоту" оценят по-новому

Подержанные иномарки теперь и на Дальнем Востоке будут растаможивать по цене производителей.

СЕГОДНЯ при оформлении на Дальневосточной таможне подержанных иномарок можно указать практически любую цену - даже в 50 долларов. Однако к 10 ноября Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) собирается завершить работу над новым мини-каталогом таможенной стоимости иномарок, ввозимых в Россию из Японии и других азиатских стран. А с 1 января 2006 года этот документ должен стать официальным руководством к действию, то есть таможенная стоимость будет ориентирована на цены производителей иномарок.

Так что мелким торговцам автомобилями уже не удастся занизить их "ввозную цену" - таможенники будут оценивать авто по официальным мини-каталогам. Предполагается, что таможенная стоимость ввозимых автомобилей должна быть не менее 1-2 тысяч долларов.

Мини-каталоги уже начали составлять специалисты шести таможен Дальнего Востока, через которые идет основной поток ввозимых автомобилей. А с 7 по 10 ноября руководство Дальневосточного таможенного управления объявило днями открытых дверей для всех, кто занимается ввозом автомобилей в этом регионе и хочет внести свои предложения по созданию мини-каталога достоверных цен на ввозимые иномарки. Этот "жест гласности" был настоятельно рекомендован дальневосточникам Федеральной таможенной службой (ФТС) после громкого скандала в начале октября, связанного с неожиданным введением в регионе мини-каталога.

Тогда, напомним, были организованы массовые пикеты во Владивостоке и Находке, на которых люди требовали отменить новые правила. В результате руководство ФТС временно приостановило действие каталогов с тем, чтобы их доработать и провести разъяснительную кампанию в СМИ. Кроме того, для того чтобы снять напряжение, было дано указание: все автомобили, ввезенные на 10 октября 2005 года, оформлять по-старому.

Между тем в беседе с "РГ" руководитель ФТС Александр Жерихов назвал ситуацию с пикетами "провокацией со стороны серых импортеров", которые не хотят лишаться огромных незаконных прибылей, получаемых от неуплаты таможенных платежей. По данным таможни, через порты Дальнего Востока в этом году было ввезено около 150 тысяч автомобилей. Больше трети из них задекларировано от 50 до 400 долларов за автомобиль. Ежегодные потери федерального бюджета при этом составляют порядка 130-150 миллионов долларов. Между прочим, в европейской части нашей страны уже давно при оформлении автомобилей пользуются ценовыми каталогами. На Дальнем Востоке их не было. Теперь эту практику придется ломать. Мера, конечно, не популярная, но иных подходов быть не может. Как сказал Жерихов: "Закон един для всех".

Впрочем, если импортер представит реальные документы, подтверждающие "задекларированную цену авто" (договор, счет-фактуру), то у таможенного инспектора вообще не будет оснований обращаться за информацией к мини-каталогу.

Кстати

Следующим шагом таможенных органов на Дальнем Востоке, по словам заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой, будет борьба с так называемыми автомобильными конструкторами.

То есть с широко распространенной практикой ввоза отдельных автомобильных частей, из которых затем собираются машины, оформляемые на старые документы. Планируется, что до конца года таможенники введут в действие новую систему оценки запчастей. В итоге бизнес "конструкторов" станет не выгодным, поскольку стоимость всех запчастей, необходимых для сборки авто, в совокупности дорастет до цены готовой иномарки.
«Российская газета» 07.11.05

Утопия российских виноделов

После двухмесячного перерыва таможенники начали выдавать акцизные марки импортерам вина из СНГ. Но импортеры не спешат радоваться. И на то у них есть веские основания.

Без выдаваемой Федеральной таможенной службой России акцизной марки импортный алкоголь не может продаваться на территории страны. В конце июля Госдума приняла закон N102-ФЗ "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Он предусматривает введение в России с 1 января 2006 года новых акцизных марок для импортируемого алкоголя. После того как в СМИ появились сообщения, что к 1 января новые марки напечатать не успеют, а чиновники еще и не думали приступать к подготовке нормативной базы для реализации этой законодательной инициативы, импортеры бросились "страховать" свой бизнес. Надо было успеть за оставшиеся до нового года месяцы завезти в страну "стратегический запас".

Хотя нововведение касается всех импортеров алкоголя, с начала сентября остановился импорт в Россию молдавского вина. Есть две версии, почему именно молдаване попали под удар.

Версия техническая. Молдавские импортеры сами спровоцировали ажиотаж. Они первыми ближе других приняли к сердцу новацию российских законодателей. Что понятно: в структуре российского винного импорта Молдавия занимает первое место - 52, 9% рынка в натуральном выражении. К тому же практически все ведущие импортеры молдавского вина владеют в Молдавии производственными мощностями. В результате импортеры молдавского вина увеличили объем подаваемых в ФТС заявок на акцизы в 3-4 раза. Почуяв легкие деньги, в ФТС подали заявки и невесть откуда возникшие фирмы-однодневки. Благо, "по нашему законодательству, чтобы подать заявку на получение марки, не нужно даже иметь лицензию на торговлю алкоголем. Эти "фирмы" запросили по 30-50 млн. марок", - рассказал "Профилю" председатель совета директоров холдинга "Винный мир" Петр Каныгин. Весь этот молдавский ажиотаж привел к физическому дефициту марок на вино из стран СНГ, который простым звонком в типографию о дополнительном тираже не решается. Акцизные марки печатаются на средства госбюджета, средства выделяются на основании данных об объеме рынка в предыдущие годы и прогноза его роста, так что доптираж - дело не быстрое.

Версия политическая. Российские власти развернули настоящую торговую войну против Молдавии. Цель - давление на строптивого в отношениях с Россией президента соседней республики Владимира Воронина. Будет ли Молдавия экспортировать в Россию вино (а это 85% алкогольной продукции республики) - серьезный аргумент на переговорах.

Нынешнее настроение импортеров отражает позиция коммерческого директора "Дионис-клуба" Олега Ильницкого: "Нас больше волнует не ситуация с марками, нас волнуют ответы на вопросы, связанные со 102-м законом. А ответов этих нет. Нет новых марок, не ясна ситуация с их наклейкой - кто будет клеить, где клеить? Когда ФТС начнет выдавать новые марки?"

Не исключено, что в ближайшее время импортерам предстоит волноваться еще больше. После срыва недавних российско-молдавских переговоров по приднестровской проблеме отечественные виноделы в лице Союза виноградарей и виноделов России инициировали обращение в правительство о начале расследования в отношении импорта молдавских вин. В союзе поясняют, что молдавские и российские вина продаются в одной ценовой категории, но объемы продаж молдавских вин на порядок больше. В союзе не скрывают, что рассчитывают на введение квот на молдавскую продукцию по завершении расследования.
Петр Каныгин аккуратен в оценке инициативы: "К квотам отношение у нас исключительно осторожное. Российские виноделы хотят воспользоваться политической конъюнктурой, которая существует между Россией и Молдавией. И она такова, что введение квот вполне возможно. Но многие в России забывают, что это может нанести серьезный ущерб российскому бизнесу, у которого в Молдавии серьезные активы".

Ильницкий не верит в успех подобного предприятия: "Если с помощью этой меры кто-то надеется увеличить производство российских вин, то это утопия. Потребитель сам выберет, что ему пить. И скорее всего, это будет вино не местного производства".
Или вообще не вино. Хорошо, если не водка.
«Профиль» 07.11.2005.

Infowatch защитит информацию Федеральной таможенной службы

Компания InfoWatch, разработчик систем защиты предприятий от внутренних ИТ-угроз, сообщает о победе в конкурсе на разработку системы защиты от утечки конфиденциальной информации для Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.

ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Служба включает 129 таможен, разделенных на 7 территориальных управлений во всех 89 субъектах РФ. «В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к данной информации не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Контроль за выполнением данных требований является одним из приоритетов нашей работы», - сказал Владимир Юрьевич Скиба, начальник отдела информационной безопасности ФТС России.

В соответствии с положениями конкурса InfoWatch выполнит опытно-конструкторскую работу по созданию технологической платформы для выявления каналов утечки из Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Основной задачей решения является централизованный контроль над действиями пользователей (должностных лиц центрального аппарата ФТС России, ГНИВЦ ФТС России и таможенных органов) с информацией ограниченного доступа. В процессе реализации проекта будут внедрены механизмы оперативного анализа и аудита данных об информационных потоках для принятия оперативных мер по выявлению и локализации каналов утечки данных.

Проект отличается модульным принципом построения и трехуровневой архитектурой, включающей несколько функциональных подсистем. Целевая подсистема включает в себя совокупность целевых функций: мониторинг действий пользователей на Автоматизированных рабочих местах (АРМ), уведомление об инцидентах Администратора безопасности.

Вспомогательная подсистема обеспечивает создание и настройку политик, хранение данных, поиск по архиву инцидентов, экспортирование отчетов, связь с другими аналитическими, отчетными и мониторинговыми системами. Наконец, обеспечивающая подсистема берет на себя функции транспортировки данных, системы аутентификации, обеспечения взаимодействия модулей.

Спектр работ также включает разработку ряда внутриведомственных нормативных документов по обращению с конфиденциальной информацией, регламентов, проведение категоризации данных и тренинг специалистов. Практическая реализация проекта будет базироваться на технологиях InfoWatch. В ее сопровождении примут активное участие представители ФСБ России и Бюро оперативно-технических мероприятий МВД России.

«Многочисленные скандалы, связанные с утечкой конфиденциальной информации выводят на первый план необходимость внедрения адекватных мер противодействия. Мы поддерживаем решение ФТС создать эффективную систему защиты данных, которое подчеркивает серьезные намерения руководства Службы, однозначно выводит ее в авангард современных тенденций и дает положительный пример другим государственным и коммерческим организациям», - сказал Евгений Преображенский, генеральный директор InfoWatch.
«CyberSecurity.ru» 07.11.05

Акцизное обострение

Вслед за импортерами алкоголя с проблемами из-за введения новых акцизных марок столкнулись и российские производители: срок действия старых марок истекает с нового года, а чиновники уже сейчас ограничили их продажу. Производители прогнозируют многомиллионные убытки - на декабрь приходится пик продаж крепкого алкоголя. Национальная алкогольная ассоциация (НАА) уже направила в Минфин письмо с просьбой разрешить ситуацию.

Впрочем, не все производители разделяют опасения НАА.

Поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступают в силу 1 января 2006 года. В частности, закон вводит единые акцизные марки как для российской, так и для импортной продукции.

Старые марки должны прекратить хождение с 1 января. В середине сентября стало известно, что импортеры алкоголя просят правительство отложить введение новых марок, так как Федеральная таможенная служба на тот момент не разместила заказы на новые марки в "Гознаке". Производители опасались, что они не успеют получить новые марки, и импорт встанет (об этом "Бизнес" писал 19 сентября).

Теперь на эту проблему обратили внимание и российские производители. НАА отправила открытое письмо в Министерство финансов с просьбой "принять срочные меры по стабилизации работы отрасли", рассказал "Бизнесу" председатель правления НАА Павел Шапкин. По его словам, запасы марок старого образца подходят к концу, и у производителей начались серьезные проблемы их с получением. Особенно это сказывается на акцизах для продукции объемом 0, 5, 0, 7 и 1 л, которая занимает большую часть рынка. "До вступления в силу нового закона еще почти два месяца, при этом декабрь - пик продаж алкогольной продукции. Если производителям придется ограничить отгрузки продукции из-за нехватки марок, отрасль понесет многомиллионные убытки", - говорит Шапкин.

Он напоминает, что в 2003 году, когда акцизы меняли в последний раз, по этой же причине некоторые заводы стояли по два месяца.

"Не исключено, что чиновники искусственно поднимают ажиотаж вокруг отсутствия акцизных марок. Возможно, кто-то хочет заработать, продавая их по ценам выше рыночных", - предполагает Шапкин.

Существование проблемы признает директор по маркетингу группы компаний "Русский алкоголь" (подмосковный завод "Топаз") Вадим Касьянов. "Проблемы с получением марок у нас начались уже в ноябре", - говорит Касьянов. В пресс-службе "Топаза" уточнили, что в октябре компания заказала 14, 6 млн. марок, а получила всего 94 млн. А в ноябре производство на заводе и вовсе останавливалось.

"Во вторник и среду из-за отсутствия марок на "Топазе" стояли четыре линии по производству продукции емкостью 0, 5, 0, 7 и 1 л, а это 95% всех отгрузок. В итоге нам выделила марки не федеральная, а областная администрация. Этих марок заводу хватит на 12 дней", - уточнила РR-директор "Русского алкоголя" Жанна Олейник. Она отметила, что продажи алкогольной продукции в зимние месяцы увеличиваются в полтора раза. Впрочем, кризиса на рынке из-за акцизных марок ожидают не все крупные производители водки. Так, президент

ТПГ "Кристалл" (владеет одноименными заводами в Калуге и Обнинске) Сергей Зивенко считает, что никакой проблемы нет. "Как раз после проблем 2003 года все крупные компании стали осторожными, и каждый закупил большое количество акцизов заранее, если кто и пострадает - так это мелкие производители", - уверен Зивенко. К тому же непонятно, почему производители написали в Минфин, ведь акцизами занимается ФНС, добавляет Зивенко. Скептически настроен и заместитель гендиректора торгового дома "Черноголовский" (сбытовая структура группы "ОСТ") Андрей Сергеенков. "Подобная проблема возникает зимой каждый год, но не было еще ни одного года, чтобы прилавки с алкогольной продукцией пустовали. Я уверен, что оптовики уже закупили товар как минимум на два месяца вперед", - отмечает Сергеенков.
«Бизнес» 07.11.2005.

Мираж или оазис?

Инновации. 2 ноября был прекращен прием заявок на образование особых экономических зон (ОЭЗ). Как и ожидалось, заявки прислала примерно половина субъектов Федерации.

Половина регионов работала в авральном режиме, чтобы успеть представить заявки (большая их часть поступила в последний день).

А другая половина не проявила вовсе никакого интереса к созданию у себя ОЭЗ. Очень странно, учитывая, что в 2006 году государство планирует вложить в ОЭЗ 8 млрд рублей. Более того, некоторые губернаторы остались глухи даже к мольбам инвесторов. Например, Московская область так и не представила заявку на создание ОЭЗ для сборки автомобилей, хотя концерн Volkswagen готов был открыть там предприятие мощностью до 200 тыс автомобилей в год.

Такие странности могут свидетельствовать либо о низком качестве самого закона об ОЭЗ, либо о некомпетентности властей в регионах, либо о том и другом сразу.

Существующий закон об ОЭЗ находился на стадии проекта три с половиной года. Разработка его началась тогда, когда правительство признало, что прежние свободные экономические зоны были не чем иным, как внутренними офшорами, и взяло решительный курс на закрытие этих налоговых форточек. Тогда же с новой силой заговорили о зарубежном опыте, вновь модным стало слово "технопарк". Впрочем, и после этого сколько-нибудь решительных действий предпринято не было. Говорят, дело сдвинулось с мертвой точки после посещения Владимиром Путиным Индии, где программа создания технопарков принесла видимые плоды. Так это или нет, но в том, как быстро начали развиваться события, видна высшая политическая воля. Законопроект об ОЭЗ, пробывший в коме три с половиной года, вдруг стал законом в рекордные сроки. На прием заявок было отведено полтора месяца, а на отбор победителей - и вовсе 20 дней. Возможно ли за такие сроки подготовить качественные проекты и провести их всестороннюю оценку? В правительстве считают, что можно. В некоторых регионах -и подавно. Например, в первый же день приема заявок, когда Герман Греф посещал Амурскую область, ее губернатор Леонид Коротков подал запрос, где функциональное назначение ОЭЗ было обозначено как "трансграничные функции". У пораженных чиновников МЭРТ, очевидно, создалось впечатление, что руководство области захотело осуществить вечную мечту любителей быстро разбогатеть - получить свой личный метр государственной границы, точнее говоря, 20 квадратных километров приграничной территории, свободной от любых пошлин. Поэтому в приеме заявки было отказано.

Между тем подобных заявок могло бы и не быть, если бы в законе более конкретно были прописаны критерии их отбора. Фактически сейчас условие для создания ОЭЗ одно - там должны располагаться производства товаров с высокой степенью переработки и весь отбор осуществляется РосОЭЗ и МЭРТ исходя из собственных субъективных суждений для каждого случая отдельно. Впрочем, чиновники и так не слишком загружены работой. Многие губернаторы, поняв, что новые ОЭЗ не будут уже офшорными кормушками, потеряли к ним всякий интерес.

Вообще-то подталкивать губернаторов к участию в программе ОЭЗ должен бизнес. Но предприниматели, оказывается, не слишком в этом заинтересованы, а те, кто заинтересован, недостаточно влиятельны, чтобы "раскачать" губернаторов на заявку или правительство - на изменение закона к лучшему. Правительство при этом и не задумалось о более широком привлечении бизнеса к планированию и реализации программы ОЭЗ. Лишь 31 октября было заявлено о привлечении к проекту специалистов РСПП. С одной стороны, лучше поздно, чем никогда, с другой - какое отношение имеет "профсоюз олигархов" к решению проблем малого и среднего бизнеса в рамках ОЭЗ?

В то время как крупные бизнесмены произносят дежурные фразы о "новой экономике" и "технологическом прорыве", представители малого и среднего бизнеса скептически указывают на недостатки закона. Производители программных продуктов заявляют, что необходим еще один тип ОЭЗ - ГТ-парки, те самые, которые так восхитили Владимира Путина в Индии. Специалисты утверждают, что закон об ОЭЗ крайне недружественен производителям программного обеспечения. На возврат НДС им как экспортерам рассчитывать не приходится, так как для этого необходимо подтверждение факта пересечения границы товаром. А для интеллектуальных продуктов, передающихся "по проводам", механизм такого подтверждения в нашей стране не предусмотрен.

Снижение ЕСН до 14% - для них облегчение, но не такое уж большое. Отрасль, где оплата труда - это около 70% затрат, особенно чувствительна к ЕСН, даже к такому урезанному. Похоже, наши чиновники все же не слишком тщательно изучали опыт Индии, где все эти проблемы решены, а для урегулирования любых вопросов действует режим "одно окно" и сроки таможенного оформления товаров не превышают трех дней.

Что дает ОЭЗ резидентам?

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на НИОКР, снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусматривается пониженная ставка ЕСН - с 26 до 14%. Резиденты всех ОЭЗ на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, в них будет действовать режим свободной таможенной зоны. Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

По расчетам МЭРТ, издержки на преодоление административных барьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5-7%, технико-внедренческих - на 3-5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ 8-12%, а снижение производственных издержек составит 5-7%.

Ожидается положительный эффект и для экономики в целом.

Каждая ОЭЗ (а их на данном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд рублей инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд рублей в год. Будут созданы 14 тыс. рабочих мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд рублей.
«Финанс» 07.11.2005

Декларация соответствия

С 31 октября Федеральное агентство связи начало регистрировать декларации на сотовые телефоны по новым правилам. Впрочем, по словам представителей агентства и игроков рынка, новые правила уже фактически действуют с февраля текущего года и своим приказом Мининформсвязи лишь формализовало существующий порядок. Предполагалось, что механизм декларирования позволит значительно сократить сроки допуска мобильников на российский рынок, но фактически этого не произошло. Зато теперь, радуются вендоры, процесс получения разрешительной документации гораздо менее зависим от чиновников.

Чтобы импортное оборудование могло продаваться на российском рынке, производитель должен подтвердить его соответствие отечественным стандартам качества и гигиеническим требованиям.

Сотовые телефоны для этого должны были проходить сертификацию Министерства информатизации и связи РФ. Первые годы, когда мобильники только появились на российском рынке, получение документа занимало от полугода, а для спутниковых телефонов растягивалось до года. Такие сроки вызывали раздражение и постоянные жалобы вендоров. Два года назад, когда руководители Мининформсвязи впервые заговорили о возможности отмены сложного порядка сертификации, предполагалось, что декларирование позволит значительно сократить сроки получения производителями разрешений на продажу на российском рынке новых моделей сотовых телефонов.

По старому порядку для получения сертификата производитель должен был сначала обратиться в министерство для получения предписания на проведение испытательных работ. Результаты испытания утверждались на специальной комиссии министерства, которая и выдавала сертификат. Теперь вендоры напрямую договариваются с сертификационными центрами о проведении испытаний и по их итогах подают на регистрацию в Россвязь декларацию. Причем в документе дается лишь ссылка на то, что телефон был протестирован такой-то лабораторией - протоколы и результаты испытаний остаются у производителя. Если декларация заполнена правильно и в ней дана ссылка на лабораторию, аккредитованную министерством, Россвязь обязана зарегистрировать декларацию.

Казалось бы, такой порядок должен значительно облегчить жизнь вендорам. Но на практике, как заявили "Бизнесу" в Alcatel, изменения в порядке сертификации практически никак не ускорили для производителей получение необходимых документов, поскольку значительная часть времени уходит именно на их оформление и утверждение. Впрочем, тут следует учесть то обстоятельство, что за время, пока действовал порядок сертификации, производители научились работать по этой схеме и сумели сократить срок получения разрешительной документации до двух месяцев. К тому же, поясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, вендоры начинают все необходимые процедуры за несколько месяцев до выхода модели на рынок, поэтому небольшое сокращение срока для них не принципиально.

Но у вендоров иное мнение.

Как заявил "Бизнесу" глава представительства Motorola в России и СНГ Сергей Козлов, "в нашей практике процесс подтверждения соответствия мобильных телефонов занимает у производителей до полутора месяцев. Много это или мало, судите сами, учитывая, что средняя продолжительность жизни большинства моделей телефонов на рынке не более полугода". Таким образом, даже уменьшение сроков получения разрешительной документации на месяц для вендоров является принципиальным. Поскольку сейчас поставщики выдают на российский рынок модели практически одновременно с выходом их в Европе и Азии, возможность максимально сократить подготовительный этап, считают специалисты, прямо влияет на конкурентоспособность.

В Nokia "Бизнесу" пояснили, что механизм декларирования был задействован одновременно со старым механизмом сертификации чуть меньше года назад и приказом заканчивается так называемый "переходный" период, когда действовали оба механизма - сертификации и декларирования. Действительно, соглашается Муртазин, приказ Мининформсвязи №114 от 20 сентября "Об утверждении правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей сотовой подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800", по сути, лишь формализовал уже действующий порядок.Правила, по его словам, носят скорее разъяснительный характер.

За этот год (с февраля, как уточняют участники рынка), пока министерство обкатывало новый порядок, у вендоров не раз возникали сложности в процессе получения разрешительной документации. В первые месяцы, рассказал "Бизнесу" коммерческий директор сертификационного центра "Связь-сертификат" Дмитрий Жданкин, было очень много отказов в регистрации сертификатов (производители допускали ошибки при их заполнении) и сама Россвязь утрясала механизм их регистрации.

Кроме того, если сертификаты могли получать непосредственно иностранные компании, то выдавать декларации министерство предписало, по словам Жданкина, только российским юридическим лицам. Поскольку большинство представительств производителей не было зарегистрировано в России как самостоятельные юридические лица, вендорам пришлось прибегнуть к помощи посредников. Впрочем, по информации Муртазина, осенью министерство все-таки позволило регистрировать декларации, оформленные на зарубежные компании.

Но все же, считает Жданкин, производители мобильных телефонов гораздо больше приобрели, чем потеряли, с появлением нового порядка сертификации телефонов. Прежде всего теперь этот процесс, по его мнению, гораздо менее зависим от чиновников. Если раньше компаниям каждый раз приходилось дожидаться утверждения результатов испытаний на заседании комиссии, которое проходило раз в месяц, то теперь процесс регистрации происходит более "автоматизировано".

Это важно, уверен Жданкин, поскольку когда в прошлом году проходила реформа правительства и состав комиссии не переутверждался несколько месяцев, то сертификация мобильников "стала".

Игроки рынка по-разному оценивают срок, который тратят на получение разрешительной документации. Motorola, как было уже указано, говорит о полутора-двух месяцах, глава сертификационной лаборатории Института сотовой связи Владимир Арефьев называет срок в один месяц, а в Alcatel утверждают, что регистрируют декларацию в течение двух недель. По словам Жданкина, крупные компании, которые работают на российском рынке давно и часто выводят на рынок новые модели, как правило, хорошо разбираются действующем механизме и поэтому декларируют телефоны в более короткие сроки, чем новички. У последних могут возникать сложности с заводом, который неправильно ответил на их запрос, с русификацией сопроводительной документации и проч.

Всего, по оценкам Жданкина, в год в России сертифицируется (декларируется) около 300-350 моделей. Арефьев называет такую же цифру. А Муртазин из Mobile Research Group полагает, что на российский рынок в год выводится около 200-220 новых моделей, а в 2003 году этот показатель был на уровне 140-160 моделей. Все специалисты уверены, что в ближайшие годы это количество увеличится незначительно, поэтому и новых производителей, нуждающихся в сертификации мобильников, не появится.

Сейчас, по информации Арефьева, испытания GSM-телефонов проводят 8-10 лабораторий. Из них, по его словам, четыре лидера, на долю которых приходится около 80% тестируемых моделей.

Среди них Арефьев называет НИИР, СОНИИР, "Связь-сертификат" и Институт сотовой связи. По словам Муртазина, рынок сертификации телефонов считается весьма консервативным не только потому, что объемы работ за последний год-полтора стабилизировались, но и потому что "зайти" на него со стороны практически невозможно.

Само по себе проведение испытаний, утверждает аналитик, не представляет больших сложностей. Главное в работе сертификационных центров- личные связи с производителями и чиновниками. Как правило, каждый производитель работает с одним и тем же конкретным сертификационным центром и меняет его достаточно редко.

И вендоры, и представители центров отказываются рассказывать о том, кто с кем из них работает. Как сообщил "Бизнесу" на условиях анонимности один из игроков рынка, аргументом в пользу выбора сертификационного центра может быть, например, то, что "папа руководителя лаборатории - замминистра связи".

Сейчас сертификационные центры проходят процедуру аккредитации в Россвязи в соответствии с новыми правилами.

Руководители центров не слишком охотно об этом рассказывают. Но Муртазин уверен, что проблем с аккредитацией у лабораторий не возникнет именно потому, что "всесвои и давно проверены".

Для сертификационных центров, утверждает Жданкин, новый порядок практически ничего не изменил. "То количество параметров, которые мы должны проверить, осталось практически прежним, объем работ, соответственно, тоже",- уточнил он. А вот для потребителей, по мнению Жданкина, перевод разрешительной документации в форму деклараций ухудшил ситуацию. "Все-таки сертификат являлся полноценной государственной бумагой, и министерство подходило к его выдаче, наверное, более ответственно",- считает он. Теперь формально получение разрешительной документации в России соответствует международным нормам, хотя в связи с присоединением страны к ВТО министерству все равно пришлось бы ввести добровольный порядок сертификации мобильных телефонов.
"Бизнес" (ИД "Секрет фирмы"); 07.11.05

Мобильное "похмелье"

Попытка силовых органов уменьшить масштабы "серого" импорта сотовых телефонов потерпела фиаско. По некоторым оценкам, за последние два месяца объем легального сотового рынка не только не вырос, но и уменьшился с 10% до 7%. Напомним, что в августе этого года МВД и Федеральная таможенная служба арестовали несколько крупных партий телефонов на общую сумму более $60 млн. По данным Mobile Research Group, в 2004 году объем российского рынка сотовых телефонов составил 25 млн. трубок, тогда как официально в страну было ввезено всего 2, 9 млн.

Несмотря на призывы руководителей силовых структур не драматизировать ситуацию, рынок ответил на действия борцов с "серым" импортом 15 - 20-процентным повышением цен на телефоны. К настоящему времени произошла коррекция цен, в результате которой они снизились до уровня +10% по сравнению с докризисными.

Участники рынка предпочитают не вспоминать о "черном августе" и ищут в произошедшем положительные стороны. Руководитель службы по связям с общественностью компании Dixis Татьяна Москалева считает, что августовский кризис заставил многие фирмы перестроить бизнес, отказавшись от услуг посредников. "С начала сентября этого года все мобильные телефоны, представленные в наших магазинах, мы ввозим самостоятельно", - говорит она. К настоящему времени на импорт товара без посредников уже перешли или планируют перейти практически все крупные ритейлеры: "Беталинк", "Евросеть", "Связной", "Северен".

Впрочем, осенние аресты телефонов особенно "обелить" российский рынок не смогли. Павел Караулов, управляющий партнер Divizion, отмечает, что "объемы "серых" поставок увеличились в два раза по сравнению с докризисным уровнем". При этом наблюдается увеличение "чемоданного" ввоза. "В глазах западных партнеров российский бизнес стал выглядеть криминальным и рискованным, что негативно сказывается на имидже страны в целом, - говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. - Да и собираемость налогов значительно уменьшилась. Теперь даже ту небольшую часть телефонов, которую раньше декларировали, стали ввозить контрабандой".

Ценовые колебания были не единственным и даже не главным последствием осеннего кризиса. Он способствовал структурным изменениям на рынке сотовой розницы. За два осенних месяца ряд мелких ритейлеров, которые оказались не в состоянии справиться с обрушившимися на них проблемами, были поглощены крупными сетями. Так, Divizion подписал франчайзинговый договор с сетью "Сеть+" (60 салонов), a Dixis заключил франчайзинговые договоры с компаниями "Комстар-Телеком", "Радиотехник", "Интерантенна-Омск" и "Мобильный центр" (в общей сложности владеют 80 салонами). "Беталинк", в свою очередь, приобрел 20 салонов, которые ранее работали по франшизам Divizion и Dixis. "Евросеть" завершила поглощение сети "Техмаркет" (157 торговых точек).

Выиграло ли от ареста телефонов государство - большой вопрос. Но то, что кризис оказался выгоден крупным сетям, -очевидно.
«Компания» 07.11.2005.

DaimlerChrysler ударил по тормозам

Автолюбители не смогут оценить качество отечественной сборки машин Mercedes

Концерн DaimlerChrysler AG (DC), целый год вынашивавший планы создания собственного сборочного производства легковых автомобилей Mercedes в России, неожиданно решил отказаться от проекта. "DaimlerChrysler изучил возможности и проверил рамочные условия для осуществления производственного проекта, - говорит глава отдела корпоративных коммуникаций ЗАО "ДаймлерКрайслер автомобили РУС" Елена Дивакова, - поскольку эти рамочные условия не могут признаться удовлетворительными, то проект временно приостановлен".

Несмотря на то что весной на свет появилось постановление правительства N 166, предусматривающее отмену или снижение до 3-5% пошлин на импорт автокомпонентов для промышленной сборки, DaimlerChrysler хотел больших преференций. Во время последних переговоров с российскими чиновниками концерн, по информации "Газеты", обсуждал вопрос о снижении не только таможенной ставки, но и налогов уже непосредственно при сборке своих автомобилей в России. И, по всей видимости, таких преференций не получил.

Между тем если бы конечная стадия переговоров прошла удачно, то сборка легковых автомобилей марок Mercedes, Chrysler и Jeep могла бы быть налажена под Санкт-Петербургом уже к концу этого года. По такому плану собирался действовать бывший глава концерна. Юрген Шремп. Он даже успел поделиться своей идеей с Владимиром Путиным. Однако не так давно из-за недовольства акционеров Шремпу пришлось покинуть свой пост.

Смена руководства заставила концерн сделать переоценку российского проекта, полагают эксперты. "Мне вообще непонятно, почему концерн изначально решил строить завод в России, - говорит генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов, - существующая в нашей стране схема стимулирования иностранных автопроизводителей не дает больших выгод, тем более для таких брендов, как Mercedes-Benz". Степень локализации уже через четыре с половиной года должна достичь 30%, поясняет Тараканов. А создаваемый завод должен выпускать не менее 25 тыс. автомобилей ежегодно. При этом сейчас DC продает в России всего около 4 тыс. машин в год.

Еще более категоричен в своих высказываниях руководитель проекта центра экспертных программ Всероссийской организации качества Ефим Добринский: "В России нет отечественных производителей автокомпонентов, которые по качеству смогли бы удовлетворить запросам DC". Большую часть комплектующих концерну придется везти из-за границы, а это означает, что цена на произведенную здесь машину будет ненамного меньше той, которая запрашивается за импортную, считает Добринский.

Впрочем, даже если небольшого удешевления дорогих моделей концерна (прежде всего это касается марки Mercedes-Benz) за счет локализации все же удалось бы достичь, на продажи это повлияло бы несильно. Покупатели "трехлучевых" авто, как правило, обеспеченные люди, которые предпочитают качество экономии в несколько тысяч евро. Отечественные потребители традиционно относятся с опаской ко всему, к чему приложил руку российский рабочий.
«Газета» 07.11.2005.

В Курганской области изъята крупнейшая партия марихуаны - 885 кг

В Курганской области изъята крупнейшая партия марихуаны - 885 килограммов, сообщили в понедельник в пресс-службе УФСКН по Уральскому федеральному округу.

"В минувшую пятницу в зоне деятельности Макушинского таможенного поста сотрудники управления ФСКН России по Курганской области, Курганской таможни, Пограничной службы ФСБ России по Курганской и Тюменской областям изъяли 885 килограммов марихуаны", - сказал представитель ФСКН.

Наркотик был обнаружен в специально оборудованном тайнике в фургоне большегрузного автомобиля. В документах груз был обозначен как "лук репчатый", добавил он.

По словам представителя ФСКН, двое граждан, сопровождавших груз, задержаны.

В настоящее время на территории Уральского федерального округа продолжаются оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
РИА "Новости" 07.11.2005.

Начальник таможенного поста уличен во взяточничестве

Приморской транспортной прокуратурой предъявлено обвинение в получении взятки начальнику таможенного поста «Матвеевский» Хасанской таможни Сергею ПАНФЕРОВУ. Как сообщила старший помощник прокурора Приморского края Ирина НОМОКОНОВА, приморской транспортной прокуратурой при получении взятки от иностранного гражданина задержан начальник таможенного поста «Матвеевский» Хасанской таможни подполковник таможенной службы Сергей Панферов.

По данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «в» части четвёртой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение должностным лицом взятки, совершённое с вымогательством).

Как полагает следствие, четвёртого ноября текущего года Панферов, находясь в своём служебном кабинете, из корыстных побуждений вымогал и на своё требование получил взятку в виде трёхсот долларов США от иностранца за совершение входящих в его должностные обязанности действий, связанных с выпуском товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.

Следствием шестого ноября 2005 года Панферову предъявлено обвинение в получении взятки. Предварительное расследование по данному уголовному делу производится Приморской транспортной прокуратурой.
ИА "Дейта.ру" 07.11.2005


 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.world.review.news2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное