Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Новости


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Customs-news
 
В рассылке «Customs-news» размещаются новости таможенного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, консультации по вопросам в сфере таможенного дела, статьи ведущих юристов по проблемам применения положений законодательства.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

н
о
в
о
с
т
и
новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 
Наличный досмотр

В начале августа, в самый разгар туристского сезона, вступили в действие поправки к федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", регулирующие порядок ввоза и вывоза наличной валюты. К чему может привести незнание новых правил, рассказывает юрист Максим Черниговский.
Рубль стал валютой Изменения введены федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Новый закон вносит изменения не только в правила ввоза и вывоза наличной валюты, но затрагивает и другие вопросы валютного регулирования и контроля, в частности облегчает порядок открытия и ведения счетов российских резидентов в заграничных банках, иностранных инвестиций в российские ценные бумаги, разрешает принимать платежи в иностранной валюте от физических лиц - нерезидентов за гостиничные, транспортные и другие услуги, оказываемые населению, вносит изменения в другие законодательные акты. Но для большинства представителей среднего класса, не занятых в сфере внешнеэкономической деятельности, новый закон будет ассоциироваться именно с вопросом провоза наличных через границу. Ведь значительная часть граждан не реже одного раза в год пересекает границы России, отправляясь в отпуск или зарубежную командировку.
В чем же суть новых правил? Во-первых, если раньше ввозить наличную валюту можно было без ограничений, то теперь ввоз валюты и приравненных к ней валютных ценностей на сумму больше $10 тыс. разрешается лишь при обязательном составлении письменной декларации. А ведь раньше для нерезидентов, то есть для физических лиц, не проживающих на территории России или проживающих менее чем 183 дня в году, существовал мощный стимул для письменного декларирования: они могли вывезти из России не больше той суммы, что ввезли. Изменилось и понятие подлежащей декларированию валюты. По старым правилам имелась в виду исключительно наличная иностранная валюта. Теперь же к ней приравнены и наличные российские рубли, и дорожные чеки, и внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, например векселя. Все, что вы ввезли и не забыли указать в декларации, вы можете и вывезти без всяких ограничений. В этой части правила почти не изменились, разве что россиян уравняли в правах с нерезидентами. Однако если вы ничего не ввозили или ввезли без надлежащего декларирования, то вывезти за границу вы можете только сумму в рублях и иностранной валюте, не превышающую в совокупности $10 тыс. Это правило распространяется как на резидентов, так и нерезидентов. При этом без письменного декларирования можно вывозить деньги (в том числе рубли) на сумму до $3 тыс. Если больше, то только на условиях письменного декларирования. В то же время можно вывозить на условиях письменного декларирования дорожные чеки на любую сумму, в том числе и больше $10 тыс. Эмиссионные ценные бумаги оцениваются, исходя из их номинальной стоимости, а иные ценные бумаги - исходя из суммы, право на получение которой эта бумага удостоверяет.
Ужесточая требования к заполнению таможенной декларации, закон отменяет обязательную предварительную регистрацию перемещений за границу ценных бумаг в документарной форме. Теперь предварительная регистрация необходима лишь для открытия счета в иностранном банке. По-прежнему нет никаких ограничений при вывозе за границу пластиковых карт, выпущенных российскими банками.

Первые жертвы

Первыми, кто почувствовал на себе изменения, оказались туристы, вылетавшие в первой половине августа за границу на отдых. Обычно мы берем с собой как валюту, так и рубли, чтобы по возвращении домой доехать от аэропорта до дома. Многие туристы предпочитают брать с собой дорожные чеки. И конечно, многие предпочитают не пользоваться за границей пластиковыми картами, особенно в тех странах, где можно ожидать мошенничества либо где это невыгодно. И если по старым правилам такие туристы не обязаны были письменно декларировать валюту, то теперь у части из них такая потребность возникла. Ведь теперь, напомним, им следует учитывать и рубли, и дорожные чеки. Если с учетом рублей и чеков сумма больше $3 тыс., вы должны подавать декларацию.
Что произойдет, если вы этого не сделали? Согласно ст. 16.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации и подлежащей обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В случае санкций за административные правонарушения (а также для целей налогообложения и уголовной ответственности в виде штрафа) 1 МРОТ составляет 100 руб., то есть штраф в данном случае - от 1 тыс. до 2, 5 тыс. руб.
Гораздо хуже, если вывозимая сумма вместе с рублями и дорожными чеками превышает $10 тыс., а вы задекларировали только иностранную валюту на сумму в пределах $10 тыс. В этом случае вас могут обвинить в нарушении ч. 2 ст. 16.3 КоАПа - в несоблюдении ограничений экономического характера на вывоз товаров (валюта с точки зрения закона тоже товар) с таможенной территории Российской Федерации. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ (от 1 тыс. до 2 тыс. руб.) с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Представьте, каково это - лишиться перед посадкой на борт всех денег. А ведь вам еще предстоят определенные траты во время отдыха. Конечно, такое обвинение при данных обстоятельствах весьма спорно и, скорее всего, рассыплется, если вы его будете обжаловать в суде. Однако бороться с таможенниками будет сложно, и вот почему.

Административный процесс

Представьте себе картину. Уже объявлена регистрация вашего рейса, вы проходите через зеленый коридор таможни, и тут вас останавливает таможенник и обнаруживает нарушение в оформлении декларации. В действие вступает раздел IV КоАПа - "Производство по делам об административных правонарушениях". В соответствии со ст. 28.5 КоАПа немедленно после обнаружения административного правонарушения должностное лицо, в данном случае таможенник, должно составить протокол. Ст. 28.2 КоАПа предусматривает составление протокола в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, то есть самого выезжающего. В случае изъятия денег как предмета административного правонарушения требуется составить еще и протокол об изъятии (ст. 27.10 КоАПа) либо сделать соответствующую отметку в протоколе об административном правонарушении. Скорость составления протокола законом не регламентируется. Однако по общим правилам КоАПа общий срок административного задержания, в частности для составления протокола, составляет три часа.
Понятно, что у пассажира нет этих трех часов: у него самолет. Понятно также, что в условиях цейтнота обнаружение нарушений в сфере таможенного регулирования гораздо более "взяткоемкий" административный процесс, чем, например, процедура привлечения к уголовной ответственности нарушителя правил дорожного движения.
У вылетающего два пути: дать взятку таможеннику (что мы, конечно, не можем рекомендовать по этическим соображениям) либо попытаться решить все по закону с минимальными потерями. Сделать это достаточно непросто, но в принципе возможно. Прямо на месте составления протокола напишите от руки доверенность на имя провожающего, поручив ему представлять ваши интересы в качестве защитника. В соответствии со ст. 25.5 КоАПа защитником правонарушителя может быть как адвокат, чьи полномочия удостоверяются ордером, так и иное лицо, на которое оформлена доверенность. При этом КоАП не требует в отличие от Гражданского процессуального кодекса, чтобы такая доверенность была удостоверена нотариально. Если таможенник не принимает написанную от руки доверенность, требуйте внесения в протокол этого обстоятельства. Пригрозите, что, если он не отпустит вас, продолжив составление протокола с вашим защитником, и вы из-за него опоздаете на самолет, вы взыщите с него убытки. В общем, чем увереннее вы будете себя вести, тем больше вероятности, что вам удастся улететь вместе с другими пассажирами вашего рейса.
Административное задержание в целях составления протокола - не взятие под стражу в связи с уголовным преступлением. У вас не то что есть право на один телефонный звонок - вы можете звонить сколько угодно. Поэтому, если вы чувствуете, что опаздываете на рейс, свяжитесь с авиакомпанией. В отдельных случаях вам могут пойти навстречу - например, поменять время вылета на следующий рейс.
Если вы все же опоздали на рейс, но при этом уверены, что при привлечении к административной ответственности были нарушены ваши права, обращайтесь в суд с жалобой на неправомерные действия должностного лица. В случае, если суд подтвердит вашу правоту, следующий иск вы можете предъявить Федеральному казначейству. И взыскать убытки из-за срыва отдыха по вине таможенника.
«Коммерсантъ-Деньги» 15.08.2005.

ВАС РФ учит таможенников считать стоимость товаров

«Постановление ВАС — это попытка повлиять на судебную практику, так как большинство судебных споров между таможенниками и участниками ВЭД происходят из-за разногласий, связанных с определением стоимости товаров,— говорит руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина.— По статистике, в прошлом году таможенники проиграли свыше 80% дел по корректировке стоимости».
Размер и порядок определения таможенной стоимости грузов действительно остается главной причиной споров между таможенными органами и участниками ВЭД. Причем конфликты на этой почве нередко возникают из-за поведения самих таможенников, которые идут в суд, даже если знают, что неправы. «Часто начальник таможни осознает, что неправ, но, несмотря на это, все равно идет в суд,— рассказывает источник в ФТС.— Это происходит потому, что он боится принять решение, ведь начальство может обвинить его в преднамеренном занижении таможенной стоимости».
ВАС напоминает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки. Он является основным в соответствии с «Законом о таможенном тарифе». «По разным оценкам, при определении таможенной стоимости в более чем 90% случаев используется этот метод»,— говорит сопредседатель комитета по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), менеджер компании «Эрнст энд Янг» Галина Донцова. Также в постановлении указан четкий перечень условий, при которых этот метод не может применяться. К примеру, исчислять таможенный платеж методом по цене сделки нельзя, если данные, использованные декларантом, не подтверждены документально либо не являются достоверными.
«Основное назначение постановления — обобщение судебной практики по спорам о таможенной стоимости, а также предоставление арбитражным судам общих сведений о правилах определения таможенной стоимости, неких пояснений, помогающих судам в рассмотрении дел. Эти же пояснения могут быть полезны и участникам внешнеэкономической деятельности»,— говорит Галина Донцова. «Постановление будет служить инструкцией по обжалованию споров»,— добавляет руководитель по таможенному праву и валютному регулированию компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Владимир Чикин.
Впрочем, эксперты считают, что ВАС не решил одну из самых важных проблем, связанных с определением таможенной стоимости. Это вопрос предоставления документов, подтверждающих достоверность стоимости декларируемых товаров. ВАС указал на статью 323 Таможенного кодекса и на статью 15 закона «О таможенном тарифе», которые обязывают участников ВЭД представлять объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости.
Между тем, на практике участник ВЭД не всегда может выдать все документы, запрашиваемые таможней. «Если таможенник сомневается в стоимости груза, он имеет право запросить дополнительные документы. Не у всех импортеров они есть. Например, экспортную декларацию выдают не все страны. В результате, если участник ВЭД не может предъявить этот документ, он вынужден согласиться с той стоимостью, какую считает достоверной таможенник»,— говорит Владимир Чикин.
«Ibk.ru» 16.08.2005.

Договориться с таможней стало проще

Само собой, взаимоотношения таможни и ее клиентов - потенциально обоюдоострые, порой на таможенной границе конфликтов не избежать.
Согласно старому Таможенному кодексу, участник внешнеэкономической деятельности, обиженный на таможню, должен был жаловаться в вышестоящие инстанции на стражей Меркурия исключительно письменно. Разбор каждой такой "телеги" занимал немалое время, что уж говорить о судебных делах, возбужденных против таможни, которые затягивались порой на разорительный для бизнесменов срок. Для них время - деньги.
Теперь же, по упрощенному порядку, закрепленному в ныне действующем Таможенном кодексе, действия или бездействие таможенных служащих могут быть обжалованы практически тут же, как говорится, не отходя от кассы. Для этого декларантам необходимо соблюсти два условия: стоимость перемещаемого через границу товара не должна превышать 1,5 миллиона рублей, и при возникновении проблем участнику внешнеэкономической деятельности следует устно обратиться к непосредственному начальнику таможенника, с которым произошел конфликт. Если таможенный служащий допустил ошибку, она будет тут же исправлена, а если требования заявителя признают незаконными - его пошлют дальше по инстанциям искать справедливость.
Результат устного общения контролеров с подконтрольными не замедлил сказаться. В прошлом году 14 процентов устных обращений клиентов Архангельской таможни были признаны обоснованными, в этом году их процент, исходя из общего количества устных жалоб, вырос до 50. И жаловаться стали чаще, и с каждым спорным случаем разбираться предметнее и основательней.
Новый порядок разговора с таможней касается абсолютного большинства ее клиентов. По данным Архангельской таможни, число зарегистрированных участников внешнеэкономической деятельности в нашем регионе остается год от года стабильным - их около четырех сотен. Из них лишь десятки - солидные производственные структуры, перемещающие через границу крупные и суперкрупные партии товаров. Им в любом случае договариваться с таможней приходится письменно.
Размах внешнеторгового оборота в нашем регионе впечатляет. Экспорт по итогам на конец июля превысил 1 миллиард 200 миллионов долларов. Объем импортных товаров, прошедших через нашу таможню - в десятки раз меньше, чем экспортных. В стоимостном выражении импорт приблизился за тот же период к 56 миллионам долларов. Так что в основном нашим таможенникам приходится специализироваться на оформлении экспортных внешнеторговых операций.
Везут же от нас нефть и нефтепродукты, лес и пиломатериалы, где-то ближе к концу в списке экспортных товаров значатся транспортные средства, машины и оборудование, мебель. А ввозят к нам в область из-за границы в основном продовольствие, продукцию химической и фармацевтической промышленности, одежду, обувь, печатные издания.
«Правда Севера» 16.08.2005 (150)

Пожилые самосвалы подорожают

СЕГОДНЯ "РГ" публикует постановление правительства РФ от 12.08.05 № 512" Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 7 лет ". Сразу обрадуем, новые ставки не касаются легковых иномарок, а значит, частным лицам, простым автовладельцам, переживать нечего. Пошлины касаются бывших в употреблении иностранных грузовиков, самосвалов и прочей тяжелой техники и тягачей, ввозимых в Россию и предназначенных для выполнения серьезных строительных работ и перевозок. Кроме того, относятся только к юридическим лицам, осуществляющим внешнеторговую деятельность. В перечне девять позиций. Так, например, первый пункт касается только бывших в эксплуатации самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья. Разнообразят эти наименования только различные требования, зависящие от объемов двигателей и содержания в выхлопных отработанных газах. Да и ставка на них теперь единая - один евро за "кубик" для перевозки грузов. Раньше по номенклатурам, перечисленным в этом постановлении, ставка была 10 процентов от таможенной стоимости. Теперь этот тариф сделали более четким, выраженным в конкретных евро-цифрах.
«Российская газета» 16.08.2005.


До 1 января 2006 года граждане России и Украины могут пользоваться внутренними паспортами для пересечения границы двух стан

Граждане России и Украины до 1 января 2006 года по-прежнему могут пользоваться внутренними паспортами для проезда на сопредельную территорию. Об этом сообщает Департамент информации и печати Министерства иностранных дел России, который прокомментировал заявление первого заместителя главы МИД Украины Антона Бутейко о том, что Россия добивается перехода на загранпаспорта с 2006 года.
"Между Россией и Украиной ведутся переговоры по пересмотру перечня документов, содержащихся в российско-украинском соглашении о взаимных безвизовых поездках граждан от 1997 года", - сообщает МИД РФ. В частности собеседник отметил, что в мае 2005 года с украинской стороной достигнута договоренность о целесообразности исключения из указанных перечней некоторых видов документов, дающих право на пересечение российско-украинской государственной границы.
Вместе с тем, внутренние паспорта и свидетельства о рождении (для детей) до конца 2005 года остаются действительными для взаимных поездок граждан.
"Что касается вопроса о других возможных изменениях в перечне после 1 января 2006 года, то в случае их возникновения российская и украинская стороны до конца 2005 года обсудят этот вопрос на соответствующих консультациях", - отметили в МИД РФ.
Напомним, 9 августа первый заместитель Министра иностранных дел Украины А. Бутейко сообщил, что "российская сторона настаивает на поездках по загранпаспортам". "Наша позиция отличается от российской", - сказал А. Бутейко. Он отметил, что в настоящее время между Украиной и Россией по этому вопросу проходят переговоры, которые могут завершиться уже в сентябре 2005 г.
«ЛИГАБизнесИнформ» 15.08.2005


 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.world.review.news2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное