КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 29.03.2013
Юридический форум
России
3-4 апреля 2013 г., Москва, "Марриотт Роял Аврора" (Москва, ул.
Петровка, 11/20)
5 апреля 2013 г. , Лондон, Hotel Lancaster London (Лондон, Lancaster
Terrace)
Компания "КонсультантПлюс" - информационный
партнер. Ключевая тема форума - как повысить привлекательность и
конкурентоспособность российского права и тем самым привлечь инвесторов в
российскую экономику.
2. Собственные формы первичных учетных
документов >>>
3. Унифицированные формы первичных учетных
документов >>>
4. Особенности применения унифицированных форм
первичных учетных документов по учету труда и его оплаты >>>
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 06.12.2011 N
402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не
содержатся требования о необходимости составления первичных учетных
документов по унифицированным формам. Означает ли это, что абсолютно все
ранее применявшиеся унифицированные формы не обязательны к
использованию?
Вопрос оформления первичных учетных документов
чрезвычайно важен для хозяйствующих субъектов. Ведь документы, оформленные в
соответствии с законодательством, в частности, подтверждают для целей
исчисления налога на прибыль произведенные налогоплательщиком расходы, а
также доказывают обоснованность применения вычетов по НДС. Поэтому
использование документов, формы которых не соответствуют установленным
требованиям, может повлечь неблагоприятные для хозяйствующих субъектов
последствия.
1. Составление первичных учетных
документов
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни.
Отметим, что до 1 января 2013 г. согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N
129-ФЗ) указанный документ составлялся по каждой хозяйственной операции.
Однако понятия "хозяйственная операция" и "факт хозяйственной
жизни" не идентичны.
Факт хозяйственной жизни - это сделка,
событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на
финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его
деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N
402-ФЗ). В Законе N 129-ФЗ не было определено
понятие "хозяйственные операции", но из п. 2 ст. 1 этого Закона следовало, что
таковыми признавались все операции, осуществляемые организациями в процессе
деятельности.
Таким образом, содержащееся в Законе N 402-ФЗ понятие
"факт хозяйственной жизни" шире понятия "хозяйственная
операция", которое использовалось в Законе N 129-ФЗ. И здесь возникает
главный вопрос, волнующий специалистов: какие факты хозяйственной жизни
могут оформляться первичными учетными документами, которые составлены по
формам, самостоятельно разработанным организацией, а когда применение
унифицированных форм остается обязательным? Ведь постановления Госкомстата
РФ, которыми утверждались унифицированные формы первичной учетной
документации, не отменены.
2. Собственные формы первичных
учетных документов
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением
организаций государственного сектора), должен утверждать руководитель
организации. При этом в указанном Законе нет требования об обязательном
применении унифицированных форм. Напомним, до 1 января 2013 г. применять
самостоятельно разработанные формы первичных документов можно было только в
случае, если необходимая форма отсутствовала в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Однако
заметим, что даже при составлении первичных документов не по унифицированным
формам налогоплательщикам удавалось отстоять в суде правомерность признания
расходов (подробнее см. в Энциклопедии
спорных ситуаций по налогу на прибыль).
Разрабатывая собственные формы первичных
учетных документов, можно взять за основу унифицированные формы, добавив или
удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р
6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования
к оформлению документов".
При разработке следует учитывать, что
первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты,
перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N
402-ФЗ:
- наименование и дата составления
документа;
- наименование экономического субъекта,
составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного
измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- подписи, фамилии (с инициалами), а также
должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность
ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления
свершившегося события.
Необходимо иметь в виду, что перечень
реквизитов по отдельным первичным учетным документам может быть расширен
другими нормативными актами. Например, требования к реквизитам путевого
листа содержатся в Приказе
Минтранса России от 18.09.2008 N 152, принятом во исполнение ч.
1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта".
Как уже говорилось, руководителю организации
необходимо утвердить применяемые формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N
402-ФЗ).
Следует также обратить внимание на то, что
первичный учетный документ может быть составлен в электронном виде (ч. 5 ст. 9 Закона N
402-ФЗ). А как известно, для обмена электронными документами нужно, чтобы у
участников электронного документооборота были совместимыми форматы
документов. Соответственно, при разработке собственных форм документов и их
форматов возникнет сложность в осуществлении электронного документооборота.
Отметим, что на основе унифицированных форм уже разработаны и Приказом ФНС
России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ утверждены рекомендуемые форматы широко
применяемых документов: товарной
накладной (ТОРГ-12) и акта
приемки-сдачи работ (услуг). В электронном виде эти документы можно передать
в налоговый орган (для подтверждения расходов в целях исчисления налога на
прибыль и для иных целей по запросу инспекции) и контрагентам.
3. Унифицированные формы первичных
учетных документов
С 1 января 2013 г. требование о применении
унифицированных форм при составлении первичных учетных документов в Законе N 402-ФЗ
отсутствует, но их использование привычно для многих хозяйствующих
субъектов. Кроме того, самостоятельная разработка форм документов, отличных
от унифицированных, требует времени, специальных знаний и дополнительных
затрат на настройку программного обеспечения под новые бланки, а применение
таких форм может вызвать затруднения в работе как внутри организации, так и
с контрагентами.
Запрета на использование унифицированных форм
в Законе N 402-ФЗ не
содержится, поэтому их по-прежнему можно применять, утвердив такое решение в
учетной политике или отдельным приказом руководителя.
Кроме того, отказываться от применения всех
унифицированных форм довольно рискованно.
В Информации
N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил, что обязательными к применению остаются
формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в
соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например,
формы кассовых документов).
Действительно, Положением
о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на
территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П)
предусмотрено применение следующих унифицированных форм:
- книга учета принятых и выданных кассиром
денежных средств (форма
N КО-5);
- расчетно-платежные и платежные ведомости (формы N Т-49 и Т-53).
Указанные формы утверждены Постановлениями
Госкомстата РФ от 18.08.1998 N
88, от 05.01.2004 N 1.
Отметим, что это не все унифицированные формы,
которые и в 2013 г. обязательны к применению, несмотря на предоставленную
свободу разработки собственных форм.
Кроме того, неприменение унифицированных форм
документов при учете труда и его оплаты может повлечь нежелательные для
организаций последствия. Вопросу применения этих форм посвящен следующий
раздел настоящего спецвыпуска.
Есть и другие обязательные к применению формы
первичных документов. Однако требование, содержащееся в ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ,
общее: формы должен утвердить руководитель экономического субъекта. Поэтому
во избежание разногласий с контролирующими органами использование
унифицированных форм лучше утвердить приказом руководителя либо
предусмотреть в учетной политике.
4. Особенности применения
унифицированных форм первичных учетных документов по
учету труда и его оплаты
Отдельного внимания заслуживает вопрос
применения унифицированных форм для оформления событий, которые происходят в
сфере трудовых отношений (прием на работу, увольнение работника,
предоставление ему отпуска и др.).
По мнению Роструда, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть с
1 января 2013 г., негосударственные организации вправе использовать формы
первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (Письмо
от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).
В качестве примера Роструд упоминает личную
карточку работника (форма N Т-2) и отмечает, что первичный
учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные
ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Форма личной карточки работника (форма N Т-2), как и иные унифицированные
формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, утверждена
Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N
1).
В то же время необходимо принимать во
внимание, что требования о применении этой унифицированной формы для ведения воинского учета
установлены п.
27 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от
27.11.2006 N 719 в соответствии с п.
6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе").
Рассматривая вопрос об оформлении первичных
документов при направлении работника в служебную командировку, Минтруд
России в Письме
от 14.02.2013 N 14-2-291 отметил, что соответствующие документы (в
частности, командировочное удостоверение) должны быть составлены по формам,
утвержденным Постановлением N 1.
Минфин России в Информации
N ПЗ-10/2012 указал, что с 1 января 2013 г. остаются обязательными к
применению формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными
органами в соответствии с другими федеральными законами и на основании таких
законов.
Кроме того, необходимо отметить, что
требования к первичным учетным документам, содержащиеся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ,
можно лишь частично применить к документам, используемым для оформления
событий в сфере трудовых отношений. Так, в ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
предусмотрена возможность составления первичного учетного документа в
электронном виде. В то же время Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового права, такой возможности не допускают.
Например, в абз.
3 п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные
командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N
749, прямо установлено, что отчет работника о работе, выполненной в
командировке, представляется работодателю в письменной форме.
Унифицированные формы служебного задания, отчета о его выполнении и
командировочного удостоверения также содержатся в Постановлении N 1.
С учетом изложенного можно прийти к выводу,
что оформление документов с использованием самостоятельно разработанных форм
для учета труда и его оплаты может вызвать претензии со стороны проверяющих
органов, поскольку в новой форме могут быть не учтены (не полностью учтены)
требования трудового законодательства, предъявляемые к конкретному
документу.
Например, личная карточка работника должна
содержать графы, в которые необходимо вносить сведения о выполняемой работе,
переводе на другую постоянную работу и увольнении (п. 12
Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой
книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). В то же время данные сведения не
входят в перечень, приведенный в ч. 2 ст. 9 Закона N
402-ФЗ.
Таким образом, что касается составления
документов по учету труда и его оплаты, то в настоящее время организациям
целесообразнее использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1. И, как уже отмечалось,
применение данных унифицированных форм в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
необходимо утвердить либо отдельным приказом руководителя организации, либо
приложением к учетной политике.