Совет Федерации одобрил закон, регулирующий труд
дистанционных работников
27 марта Совет Федерации одобрил принятый Госдумой в третьем чтении
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее - Закон). На стадии рассмотрения
Госдумой РФ он проходил как проект Федерального закона N 88331-6 "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации".
Данным документом предполагается закрепить особенности регулирования
труда дистанционных работников. В случае вступления Закона в силу нормы
трудового права будут применяться к дистанционным работникам с учетом
установленных в нем особенностей. Под дистанционной работой в Законе
понимается выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне
места нахождения работодателя, а также вне территории или объекта, прямо или
косвенно находящихся под его контролем. При этом обязательным признаком
дистанционной работы является использование для выполнения трудовой функции
и взаимодействия работника и работодателя информационно-телекоммуникационных
сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Это отличает данную
категорию работников, в частности, от надомников.
Трудовой договор с дистанционным работником, согласно Закону, может быть
заключен путем обмена электронными документами, подписанными усиленными
квалифицированными подписями работника и работодателя. В этом случае
документы, предъявляемые работником при заключении договора, также
направляются работодателю в форме электронного документа. В случае если
трудовой договор заключен путем обмена электронными документами,
работодатель обязан не позднее трех календарных дней со дня его заключения
направить дистанционному работнику надлежащим образом оформленный экземпляр
договора на бумажном носителе по почте заказным письмом.
Не исключается также возможность заключения трудового договора в обычном
порядке, то есть в письменной форме на бумажном носителе. Напомним, что в
соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в
письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с
ведома или по поручению работодателя. Вероятно, данная норма может
применяться и по отношению к дистанционным работникам.
Закон предусматривает, что в случае, когда договор о дистанционной работе
заключается путем обмена электронными документами с работником, впервые
заключающим трудовой договор, последний должен самостоятельно получить
свидетельство государственного пенсионного страхования. Напомним, что по
общему правилу, закрепленному в ч. 4 ст. 65 ТК РФ, данное свидетельство
оформляется работодателем.
Сведения о дистанционной работе могут по соглашению сторон не вноситься в
трудовую книжку, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка
дистанционному работнику может не оформляться. При отсутствии такого
соглашения дистанционный работник обязан предоставить работодателю трудовую
книжку лично либо направить ее по почте заказным письмом с
уведомлением.
По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного
работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное прямо не
предусмотрено трудовым договором.
В соответствии с Законом в трудовом договоре о дистанционной работе
помимо прочего устанавливаются:
- порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о
выполненной работе;
- порядок и сроки обеспечения работника необходимыми для исполнения
обязанностей по трудовому договору оборудованием, программно-техническими
средствами, а также средствами защиты информации. При этом в трудовом
договоре может быть предусмотрена обязанность работника использовать при
исполнении своих трудовых обязанностей только оборудование и средства,
предоставленные либо рекомендованные работодателем;
- порядок предоставления дистанционному работнику ежегодного
оплачиваемого отпуска и иных отпусков. Вместе с тем, данный порядок должен
соответствовать Трудовому кодексу РФ и иным актам, содержащим нормы
трудового права.
Основания расторжения трудового договора о дистанционной работе по
инициативе работодателя также должны быть установлены в трудовом
договоре.
В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ работодатель обязан при прекращении
трудового договора ознакомить работника с соответствующим приказом
(распоряжением). Согласно Закону такое ознакомление может происходить в
форме обмена электронными документами. При этом работодатель в день
прекращения трудового договора обязан направить дистанционному работнику по
почте заказным письмом с уведомлением бумажную копию указанного приказа
(распоряжения), оформленную надлежащим образом.
При рекламировании биологически активных добавок,
возможно, придется предупреждать о том, что они не являются лекарствами
Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона N 246197-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и
статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях" (далее - законопроект). Авторы данного документа
предлагают сопровождать рекламу биологически активных добавок (БАД)
предупреждением о том, что они не являются лекарственными средствами.
Предполагается, что продолжительность такого предупреждения в
радиопрограммах должна составлять не менее трех секунд, а при показе
телепрограмм, демонстрации кино- и видеопродукции - не менее пяти. Кроме
того, в последнем случае указанному сообщению должно быть отведено не менее
семи процентов площади кадра. При размещении рекламы иными способами
(например, в печатных изданиях) предупреждение должно занимать не менее 10
процентов рекламной площади.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О
рекламе" (далее - Закон о рекламе) при рекламировании БАД запрещено, в
частности, создавать впечатление, что они являются лекарственными средствами
либо обладают лечебными свойствами. В то же время законодательство не
обязывает рекламодателей предупреждать об обратном. Однако в соответствии с
действующими нормами информация о том, что БАД не является лекарством,
должна содержаться на этикетке (п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03).
Разработчики законопроекта предлагают дополнить ст. 14.3 КоАП РФ новым
составом административного правонарушения, заключающимся в несоблюдении
требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, а
также БАД. Предполагается, что за данное нарушение организации будут
уплачивать штраф от 200 до 500 тыс. руб. Напомним, что в настоящее время за
подобные нарушения ответственность наступает по общему основанию,
предусмотренному в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о
рекламе). Согласно указанной норме для организаций установлен штраф в
размере от 100 до 500 тыс. руб.
Следует обратить внимание, что исходя из действующей редакции ч. 6 ст. 38
Закона о рекламе ответственность за нарушение требований к рекламе БАД несут
только рекламодатели. В законопроекте предлагается применять соответствующие
нормы также к рекламораспространителям.
Кроме того, планируется установить ответственность
рекламораспространителей наравне с рекламодателями за иные нарушения. К
таким нарушениям, относятся, в частности, следующие:
- указание на лечебные свойства объекта рекламирования (за исключением
рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и изделий);
- реклама стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является
приобретение алкогольной продукции (за исключением мероприятий, проводимых в
целях ее реализации);
- реклама деятельности медиаторов, не прошедших соответствующего
профессионального обучения.