КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 25.03.2013
Юридический форум
России
3-4 апреля 2013 г., Москва, "Марриотт Роял Аврора" (Москва, ул.
Петровка, 11/20)
5 апреля 2013 г. , Лондон, Hotel Lancaster London (Лондон, Lancaster
Terrace)
Компания "КонсультантПлюс" - информационный
партнер. Ключевая тема форума - как повысить привлекательность и
конкурентоспособность российского права и тем самым привлечь инвесторов в
российскую экономику.
Минпромторг России предлагает закупать для
государственных и муниципальных нужд только лекарства российского и
белорусского происхождения
На сайте Минпромторга России размещен проект постановления Правительства
РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения
заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств"
(далее - Проект). Документом предлагается установить дополнительное
требование к участникам размещения заказа на поставки лекарственных средств
для государственных и муниципальных нужд. Таким требованием может стать
наличие в заявке участника размещения заказа предложения о поставке только
товаров, страной происхождения которых является Россия или Белоруссия.
Планируется, что исключением из этого правила станут случаи, когда в
реестр лекарственных средств РФ внесено менее двух российских или
белорусских производителей лекарств, в отношении которых размещается
заказ.
Из текста Проекта не ясно, что следует понимать под страной происхождения
лекарственных средств. Предполагается, что в случае принятия Проекта
Минпромторг России в течение месяца после этого утвердит критерии, в
соответствии с которыми лекарственные средства, произведенные на территории
РФ с использованием компонентов иностранного происхождения, смогут быть
отнесены к лекарственным средствам российского происхождения. Обратим
внимание, что в отношении белорусских лекарств, закупаемых для
государственных и муниципальных нужд в РФ, утверждение таких критериев
Минпромторгом России не требуется. Можно предположить, что в этих целях
будет применяться Соглашение правительств государств СНГ от 20.11.2009
"О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве
Независимых Государств".
Авторы Проекта планируют распространить требование о поставке
исключительно российских и белорусских лекарств на участников размещения
заказов для региональных или муниципальных нужд только в случае, если
соответствующий заказ размещается для исполнения расходных обязательств,
частично или полностью финансируемых из средств целевых межбюджетных
трансфертов.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ),
предложенные в Проекте ограничения будут действовать только при размещении
заказов путем проведения торгов. В отношении запроса котировок или
размещения заказа у единственного поставщика по общему правилу упомянутые
ограничения действовать не будут. Например, будет возможна поставка
лекарственных средств иностранного производства при размещении заказа у
единственного поставщика для ликвидации последствий обстоятельств
непреодолимой силы. Исключение, вероятно, составят случаи, когда заказ
размещается у единственного поставщика вследствие представления единственной
заявки либо признания только одного участника размещения заказа участником
конкурса или аукциона (п. п. 8 - 11 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). В таких
случаях участники размещения заказа у единственного поставщика должны
соответствовать требованиям, установленным при проведении торгов.
Напомним, что подобное требование о стране происхождения поставляемых для
госнужд товаров установлено Постановлением Правительства РФ от 30.03.2012 N
269. Оно касается участников размещения заказов на поставки вещевого
имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти, в которых
предусмотрено ношение форменной одежды.
Ростехнадзор планирует утвердить общие требования к
обоснованию безопасности опасного производственного объекта
На сайте Ростехнадзора размещен разработанный им проект приказа "Об
утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
"Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного
объекта" (далее - Проект). Данный документ разработан в связи с
вступлением в силу поправок к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(далее - Закон о промышленной безопасности), внесенных Федеральным законом
от 04.03.2013 N 22-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о промышленной безопасности требования
промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации
и ликвидации опасного производственного объекта в определенных случаях могут
быть установлены не в федеральных нормах и правилах, а в обосновании
безопасности такого объекта. Это возможно, если при эксплуатации,
капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного
объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности,
установленных федеральными нормами и правилами, либо таких требований
недостаточно, либо они не установлены.
Обоснование безопасности должно разрабатываться лицом, осуществляющим
подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного
производственного объекта в соответствии с техническим заданием заказчика
(инвестора). При этом заказчик в техническом задании должен, помимо прочего,
кратко обосновать необходимость разработки обоснования безопасности, а также
требования, необходимые для его разработки. Обоснование безопасности должно
содержать технические и организационно-технические нормы применительно к
конкретному опасному производственному объекту. Технические требования,
установленные в обосновании безопасности, должны быть конкретными, они
должны также допускать возможность проверки их соблюдения.
Проектом планируется установить общие требования к структуре и содержанию
обоснования безопасности опасного производственного объекта. Предполагается,
что по общему правилу в обоснование безопасности должно будет включаться
четыре раздела, а именно:
- общие сведения;
- результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и
связанной с ней угрозы;
- условия безопасной эксплуатации опасного производственного
объекта;
- требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и
ликвидации опасного производственного объекта.
Предполагается, что в рамках общих сведений необходимо будет указать, в
частности, перечень отступлений от требований федеральных норм и правил с
обоснованием их необходимости и списком мероприятий, компенсирующих эти
отступления, а также недостающие требования промышленной безопасности для
данного производственного объекта.
При описании результатов оценки риска аварии необходимо будет указывать
кроме прочего методологию анализа опасностей и оценки риска, перечень
наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска.
Описание условий безопасной эксплуатации опасного производственного
объекта должно включать в себя, в частности, сведения о режимах нормальной
эксплуатации опасного производственного объекта, о технологических защитах,
блокировках, автоматических регуляторах, а также перечень систем
противоаварийной автоматической защиты.
Предполагается, что разработке обоснования безопасности должно
предшествовать определение принципиальных технических решений (относящихся
как к объекту в целом, так и к его отдельным частям, инженерным
конструкциям), анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного
производственного объекта.
Напомним, что на основании абз. 2 ч. 4 ст. 3 Закона о промышленной
безопасности обоснование безопасности, а также вносимые в него изменения
подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования
безопасности без положительных заключений экспертизы не допускается. В
Проекте предложено регламентировать вопросы, которые должны быть
проанализированы в рамках экспертизы. Среди таких вопросов, в частности,
достаточность мероприятий, компенсирующих отступления от требований
промышленной безопасности, обоснованность условий безопасной эксплуатации
опасного производственного объекта.
Отметим, что в соответствии с Законом о промышленной безопасности
обоснование безопасности направляется организацией, эксплуатирующей опасный
производственный объект, в Ростехнадзор при регистрации такого объекта в
государственном реестре.