Отношения в области стандартизации предлагается
урегулировать специальным законом
На сайте Минпромторга России размещен проект федерального закона "О
стандартизации в Российской Федерации" (далее - Проект). Разработчики
Проекта предлагают выделить из Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом
регулировании) и объединить в отдельный документ нормы, регулирующие
деятельность в сфере стандартизации продукции, работ и услуг. По мнению
авторов Проекта, нормы Закона о техническом регулировании, регламентирующие
отношения в области стандартизации, носят бессистемный, фрагментарный
характер.
В Проекте предлагается в основном сохранить существующую систему
стандартизации, но расширить полномочия национального органа по
стандартизации и конкретизировать правовое положение остальных звеньев
данной системы.
Разработку национальных стандартов предлагается сделать плановой. Для
этого национальный орган по стандартизации должен будет утверждать на
среднесрочную перспективу программу по стандартизации, включающую программу
разработки национальных стандартов, программу научно-исследовательских работ
в области стандартизации, а также перспективные программы развития
стандартизации по приоритетным направлениям.
Кроме того, предлагается разработать правила применения национальных
стандартов других стран, а также региональных, межгосударственных стандартов
и других документов по стандартизации. Порядок их применения будет
определять национальный орган по стандартизации.
Некоторые национальные стандарты предлагается сделать
обязательными для применения
По мнению разработчиков Проекта, принцип добровольности стандартизации
должен распространяться не на все национальные стандарты и своды правил: в
случаях, предусмотренных законодательством, их применение должно стать
обязательным. В Проекте предлагается определить один такой случай.
Все национальные стандарты планируется классифицировать по видам в
зависимости от объекта и содержания устанавливаемых требований: например,
стандарты на продукцию, на услуги, на термины и определения. Одним из видов
будут стандарты основополагающие, среди которых будут выделяться
организационно-методические и общетехнические. Основополагающие национальные
стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации,
устанавливающие организационно-методические положения для определенной
области деятельности, предлагается сделать обязательными для
применения.
Планируется изменить национальную систему
стандартизации
Как было указано выше, в целом национальную систему стандартизации
предлагается сохранить. Однако планируется расширить полномочия органов
государственной власти.
Авторы Проекта предлагают наделить один из федеральных органов
исполнительной власти полномочиями по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области стандартизации. В частности,
предполагается, что он будет координировать деятельность других органов в
области стандартизации, а также устанавливать правила для национального
органа по стандартизации.
Как и в настоящее время, ключевым звеном в системе стандартизации будет
национальный орган по стандартизации (на сегодняшний день им является
Росстандарт). Он сохранит все полномочия, предусмотренные Законом о
техническом регулировании, но на него будут возложены и новые функции. В
частности, национальный орган по стандартизации будет должен:
- составлять перечни национальных стандартов, ссылки на которые
приводятся в законодательных и нормативных правовых актах РФ, нормативных
документах федеральных органов исполнительной власти;
- регистрировать национальные стандарты других государств;
- обеспечивать проведение экспертизы проектов общероссийских
классификаторов и вносимых в них изменений;
- создавать и вести федеральный информационный фонд стандартов. В него
планируется включать информацию о деятельности в сфере стандартизации.
Данная информация будет частично совпадать с той, которая в настоящее время
содержится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов. Однако из Проекта неясно, как эти информационные ресурсы будут
соотноситься между собой.
Для иных федеральных органов исполнительной власти также предлагается
ввести ряд дополнительных обязанностей, в частности обязанность обеспечивать
применение документов по стандартизации при организации государственных
заказов. Аналогичными функциями предлагается наделить органы государственной
власти субъектов РФ.
Разработчики Проекта предлагают определить правила функционирования
технических комитетов по стандартизации. Планируется, что указанные комитеты
будут разрабатывать новые национальные стандарты, вносить предложения по
отмене устаревших, а также нести ответственность за соответствие
национальных стандартов, предварительных национальных стандартов
современному уровню научно-технического развития.
Предлагается ввести два новых вида технических комитетов по
стандартизации:
1) проектные технические комитеты, которые будут создаваться на временной
основе для проведения определенных работ по стандартизации в случаях, если
соответствующие технические комитеты отсутствуют или работы по
стандартизации затрагивают интересы нескольких технических комитетов;
2) технический комитет по общероссийским классификаторам, который будет
проводить экспертизу проектов соответствующих классификаторов и вносимых в
них изменений.
Отметим, что в Законе о техническом регулировании функции технических
комитетов не конкретизированы: в ч. 4 ст. 14 лишь указано, что данные
комитеты осуществляют деятельность в соответствии с положениями о
них.