Налоговые органы предложено наделить полномочиями по проверке банков
27 ноября на сайте Минфина России был опубликован проект закона, предусматривающий внесение изменений в часть первую Налогового кодекса РФ (далее - законопроект).
Авторы законопроекта предлагают дополнить Налоговый кодекс РФ положениями о проведении налогового контроля в отношении банков. Предметом проверок будет контроль за соблюдением банками положений ст. ст. 46, 60, 76, 86 и 93.1 НК РФ. В первых четырех из указанных статьей установлены специальные обязанности, связанные с перечислением налогов и сборов, пеней и штрафов по поручению клиентов банка. Речь идет о перечислении сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о приостановлении по решению налогового
органа операций по счетам в банках и т.д. Статья 93.1 НК РФ предписывает любому лицу, не обязательно банку, предоставлять по запросу налогового органа документы, касающиеся деятельности налогоплательщика, в отношении которого налоговый орган проводит проверку.
Проверки соблюдения специальных обязанностей будут проводиться сотрудниками налоговых органов на территории банка. В целом их процедура схожа с процедурой проведения выездных проверок, установленной правилами ст. 89 НК РФ. Совпадают требования к частоте проведения проверок, к правилам истребования документов проверяемого банка, к оформлению результатов проверки.
Отличия состоят в том, что продлить срок проведения проверки банка можно только до четырех месяцев, возможность продления проверки в исключительных случаях до шести месяцев не предусмотрена.
Отметим, что в настоящее время налоговые органы не наделены полномочиями по проведению проверок кредитных организаций на предмет исполнения ими специальных обязанностей (ст. ст. 46, 60, 76 и 86 НК РФ). При этом право налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением банками законодательства о налогах и сборах закреплено в российском законодательстве (п. 15 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). Но для его реализации необходим подзаконный акт: соответствующий
порядок должна утвердить ФНС России по согласованию с ЦБ РФ. Такую же позицию по вопросу о полномочиях налоговых органов на проведение налоговых проверок в отношении банков высказал Президиум ВАС РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10 по делу N А32-46798/2009-33/633).
Впрочем, отсутствие у налоговых органов упомянутых полномочий не означает, что контроль совершенно не осуществляется. Проверки в отношении кредитных организаций вправе проводить Банк России по запросам налоговых органов (см., например, <Письмо> Банка России N 169-Т, ФНС РФ N ММ-22-1/944@ от 15.12.2009 "Об усилении взаимодействия Банка России и ФНС России по вопросу поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации").
Кроме того, гл. 18 НК РФ предусматривает последствия нарушений банками специальных обязанностей, и налоговые органы могут привлекать банки к ответственности, в том числе на основании документов, имеющихся у налоговой инспекции к моменту вынесения решения (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 16535/10 по делу N А07-3777/2010).