Минэкономразвития России предлагает упростить проведение "малой приватизации"
На сайте открытого правительства (http://zakon.government.ru) для общественного обсуждения размещен разработанный Минэкономразвития России проект федерального закона (далее - Проект), который предусматривает значительное упрощение для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - предприниматели) процедуры выкупа государственного и муниципального недвижимого
имущества.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ [1] (далее - Закон N 159-ФЗ) предприниматели имеют право в некоторых случаях по своей инициативе выкупать недвижимость, арендуемую у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Указанные собственники не могут отказать предпринимателям в такой продаже (ч. 2 и 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ). При этом собственники вправе определить только цену выкупаемого имущества (ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ). Также предприниматели имеют
преимущественное право покупки арендуемого недвижимого имущества при его продаже по инициативе собственника. При этом стоимость выкупаемого имущества равна рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком.
Минэкономразвития России предлагает изменить процедуру покупки предпринимателями недвижимого имущества, что и является целью разработки Проекта. В случае его одобрения выкупить государственное и муниципальное имущество сможет большее количество предпринимателей.
Изменение условий льготной приватизации имущества
Закон N 159-ФЗ содержит ряд требований, при одновременном соблюдении которых можно приобрести государственное и муниципальное имущество на льготных условиях. Авторы Проекта предлагают существенно изменить некоторые требования, что позволит расширить сферу действия указанного Закона.
1. Согласно действующей редакции Закона N 159-ФЗ имущество, которое может быть приобретено на льготных условиях, должно непрерывно находиться у предпринимателя в аренде не менее двух лет к моменту вступления в силу данного Закона. Соответственно, если в 2008 г. этот срок был равен двум годам, то для реализации преимущественного права на приобретение имущества в настоящее время предприниматель должен его арендовать непрерывно более шести лет, что существенно снижает число лиц, которые могут воспользоваться
льготным порядком приватизации имущества.
Авторы Проекта предлагают приблизить требование о нахождении имущества во владении предпринимателей к текущему моменту. Для реализации преимущественного права на приобретение имущества нужно будет непрерывно владеть им в течение двух лет до 1 сентября 2012 г.
2. В настоящее время Закон N 159-ФЗ позволяет субъектам РФ ограничивать площадь помещений, которые предприниматели могут выкупить из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Проектом предлагается исключить данное положение.
3. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органы госвласти и местного самоуправления вправе составлять перечни имущества, которое может использоваться только для предоставления предпринимателям и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Нормы Закона N 159-ФЗ не распространяются на имущество, включаемое в данные перечни. В Проекте предлагается сделать
возможной покупку такого имущества по инициативе предпринимателя при соблюдении двух условий:
а) если предприниматель непрерывно арендует данное имущество не менее пяти лет до 1 сентября 2012 г.;
б) если имущество входит в перечень, разработанный органами госвласти или местного самоуправления, не менее пяти лет до дня подачи заявления о его приобретении.
4. Нормы Закона N 159-ФЗ имеют ограничения по срокам действия. Согласно его действующей редакции упрощенный порядок приватизации имущества с 1 июля 2013 г. применяться не будет. Авторы Проекта предлагают продлить этот срок до 1 июля 2015 г.
Изменение процедуры льготной приватизации имущества
1. Согласно Закону N 159-ФЗ при приобретении недвижимого имущества предприниматели могут вносить плату единовременно либо в рассрочку. Период предоставления рассрочки устанавливается законами субъектов РФ. Авторы Проекта предлагают определить минимальный срок для такого способа оплаты имущества, равный трем годам. Отметим, что в настоящее время региональными законами для одних случаев предусмотрены более короткие сроки, а для других - более длинные. Так, для Москвы предельный срок выплаты стоимости приобретаемого
имущества в рассрочку равен одному году, для Московской области - трем, а для Ленинградской - пяти годам [2].
Проектом также предлагается установить правила определения размера единовременных выплат при оплате имущества в рассрочку. Равные суммы нужно будет вносить ежемесячно или ежеквартально.
2. Закон N 159-ФЗ предусматривает, что предприниматель может заключить договор купли-продажи недвижимого имущества в течение 30 дней с момента получения от собственника имущества соответствующего предложения. По окончании этого периода преимущественное право на приобретение недвижимого имущества утрачивается.
Согласно Проекту течение указанного срока приостанавливается, если предприниматель оспаривает рыночную стоимость, исходя из которой определяется цена выкупаемого имущества. Однако с даты вступления в силу судебного решения по делу о таком оспаривании течение срока возобновляется.