НДС не учитывается при начислении законной неустойки за просрочку доставки грузов по железной дороге
26 октября на сайте ВАС РФ было размещено Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5328/12 (далее - Постановление) по делу о взыскании с перевозчика законной неустойки за просрочку доставки порожних вагонов.
Президиум ВАС РФ в Постановлении указал, что при расчете законной неустойки за нарушение обязательств перевозчика по доставке грузов железнодорожным транспортом НДС не учитывается. Ранее в судебной практике по данному вопросу не было единообразного подхода.
Суть спора
Спор возник в результате того, что компания-перевозчик доставила порожние вагоны с нарушением сроков. Грузоотправитель обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с перевозчика неустойки, размер которой он определил на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ [1] (далее - Устав). При расчете неустойки грузоотправитель исходил из размера провозной платы с учетом НДС.
Позиции судов
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в полном объеме и признал, что база для взыскания неустойки определена истцом верно. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, а требования истца удовлетворил частично. Суд апелляционной инстанции, в отличие от суда первой инстанции, посчитал, что для расчета законной неустойки необходимо использовать размер провозной платы, начисленной без учета НДС. Суд кассационной инстанции отменил определение суда апелляционной инстанции и оставил
в силе решение суда первой инстанции.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум ВАС РФ поддержал позицию суда апелляционной инстанции, постановлением которого требования истца были удовлетворены частично. Президиум ВАС РФ признал правомерным взыскание с ответчика неустойки, которая рассчитывалась на основании размера провозной платы, начисленной без учета НДС.
Как указал Президиум ВАС РФ, в соответствии с п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, который установлен транспортными уставами и кодексами. Тарифы в отношении перевозок железнодорожным транспортом определены в Прейскуранте N 10-01, утвержденном Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 [2]. В соответствии с ним НДС не является составляющей при расчете тарифа
за перевозку, то есть не входит в размер платы за перевозку в том смысле, который ему дан в Уставе.
По мнению Президиума ВАС РФ, буквальное толкование ст. 97 Устава предусматривает в качестве базы для начисления законной неустойки именно провозную плату без учета сумм НДС.
Также отметим, что истец в надзорной жалобе сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 (далее - Постановление N 5451/09), в котором была сформулирована позиция по вопросу о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности по договору. В Постановлении N 5451/09 Президиум ВАС РФ указал, что НДС включается в ту часть долга, на которую начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами, поскольку обязанность по уплате НДС возникает у
продавца вне зависимости от того, оплачен ли долг покупателем.
В Постановлении Президиум ВАС РФ также исследовал указанный довод истца, однако отклонил его на том основании, что истец является заказчиком, а пени начислены в связи с нарушением исполнения не денежного обязательства, а обязательства по доставке груза.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с толкованием, содержащимся в Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.
Судебная практика по данному вопросу
Отметим, что ранее в судебной практике по данному вопросу встречались две позиции.
Некоторые суды придерживались позиции, аналогичной той, которую высказали суды первой и кассационной инстанций по данному делу: НДС учитывается при определении базы для исчисления законной неустойки в отношении железнодорожных перевозчиков (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2011 N КГ-А40/652-11 по делу N А40-53788/10-32-433).
Однако позиция, обозначенная в Постановлении, встречается в судебной практике гораздо чаще (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-7780/12 по делу N А60-44528/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.10.2012 по делу N А33-3299/2011).