Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 27.06.2019


Сроки давности привлечения к административной ответственности

В систему КонсультантПлюс включен новый справочный материал "Сроки давности привлечения к административной ответственности". Справка содержит сроки давности по наиболее распространенным нарушениям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Yandex Zen Twitter
"Горячие" документы от 27.06.2019
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

    Верховный Суд РФ утвердил разъяснения по правонарушениям в области дорожного движения

    Верховный Суд РФ, в частности, указывает, что к административной ответственности за оставление места ДТП подлежит привлечению в том числе водитель транспортного средства, спровоцировавшего аварию, если он знал о ДТП и умышленно покинул его место. В данном случае ответственность должна наступать по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ - лишение прав от 1 до 1,5 лет либо административный арест до 15 суток.

    Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

    Отмечается, что парковка с нарушением правил остановки или стоянки транспортных средств является длящимся правонарушением. В связи с этим, в случае выявления такого административного правонарушения, лицо может быть привлечено к административной ответственности за допущенное нарушение однократно до его пресечения (задержания транспортного средства) либо до добровольного прекращения лицом противоправного действия.

    Также рассмотрены вопросы, связанные, в частности, с привлечением к ответственности за нечитаемые или подложные номера, установку не соответствующих требованиям световых приборов, управлением транспортным средством с неисправностями, управлением транспортным средством без прав или в состоянии опьянения, отказом от прохождения освидетельствования, передачей управления лицу, не имеющему прав или находящемуся в состоянии опьянения, нарушением правил остановки и стоянки.

    Не подлежащими применению признаются пункты 1 - 12.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".


  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 19 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

    Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения особенностей применения кассационного порядка пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений

    Постановление издано в связи с началом деятельности кассационных судов и апелляционных судов общей юрисдикции, а также кассационного и апелляционного военных судов.

    Обращено внимание судов на то, что статьей 401.3 УПК РФ предусмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции: с назначением судебного заседания без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании (порядок сплошной кассации); с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании (порядок выборочной кассации). Определены виды решений, которые могут быть пересмотрены в порядке сплошной и выборочной кассации.

    Если кассационная жалоба, представление в отношении осужденного были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда), то следующей надлежащей судебной инстанцией по кассационной жалобе, представлению в отношении этого же лица вне зависимости от оснований и субъектов обжалования является Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

    Суд кассационной инстанции вправе не согласиться с просьбой об отзыве жалобы, представления, поступивших после назначения судебного заседания в порядке сплошной кассации либо принятия судьей решения об их передаче с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании в порядке выборочной кассации, продолжить судебное разбирательство и проверить законность решений, вступивших в законную силу, при наличии оснований для отмены или изменения судебного решения, влекущих улучшение положения осужденного или иного лица, в отношении которого ведется кассационное производство по делу.

    Если при подаче кассационной жалобы, представления в порядке как сплошной, так и выборочной кассации заявителем пропущен годичный срок, в течение которого при пересмотре судебного решения допускается поворот к худшему, то он восстановлению не подлежит вне зависимости от причины его пропуска. Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в тех случаях, когда в порядке сплошной кассации постановление о назначении судебного заседания либо в порядке выборочной кассации постановление о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения.

    Круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду неправильного применения уголовного закона или существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, в частности на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания или применение иных мер уголовно-правового характера и на решение по гражданскому иску.

    С даты начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда) признано утратившим силу аналогичное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2.


  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 18 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации"

    Верховным Судом РФ разъяснены особенности привлечения к уголовной ответственности за реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей

    Отмечается, что уголовная ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающей требованиям безопасности, наступает только при условии ее реальной опасности жизни и здоровью человека.

    О реальной опасности продукции может свидетельствовать, в частности, наличие в ней в момент производства, хранения, перевозки или сбыта веществ или конструктивных недостатков, которые при употреблении или ином использовании в обычных условиях могли повлечь смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека, а о реальной опасности работ или услуг - такое их качество, при котором выполнение работ или оказание услуг в обычных условиях могло привести к указанным тяжким последствиям.

    Все деяния, перечисленные в статье 238 УК РФ, характеризуются умышленной формой вины. Также необходимым условием наступления уголовной ответственности является совершение деяний в целях сбыта продукции.

    Потерпевшим по уголовному делу о таком преступлении может быть признано физическое лицо независимо от того, состояло ли оно в договорных отношениях с лицом или организацией, осуществлявшими производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

    Если уголовная ответственность за нарушение специальных требований или правил установлена в других статьях Особенной части УК РФ, то содеянное не должно квалифицироваться по статье 238 УК РФ независимо от того, совершены эти деяния при производстве или обороте товаров и продукции, выполнении тех или иных работ, оказании услуг. Например, нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств при оказании услуги по перевозке пассажиров, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, следует квалифицировать по части 5 статьи 264 УК РФ, а не по части 3 статьи 238 УК РФ.

    Незаконные производство и/или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, стоимость которой превышает сто тысяч рублей, если эта продукция являлась опасной для жизни или здоровья человека, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171.3 и статьи 238 УК РФ.

    Признаны недействующими на территории РФ Постановления Пленума Верховного Суда СССР:

    от 05.04.1985 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за выпуск из промышленных предприятий недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции и за выпуск в продажу таких товаров в торговых предприятиях";

    от 16.08.1984 N 20 "Об ответственности руководителей самодеятельных туристских групп за нарушение правил безопасности при проведении походов и путешествий, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия".


  • <Письмо> Росприроднадзора от 31.05.2019 N СР-04-05-32/14600 "О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы"

    Разъяснен порядок представления на государственную экологическую экспертизу проектной документации объектов НВОС I категории

    В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года пп. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капстроительства, относящихся к объектам I категории НВОС, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, сообщается, в частности, следующее.

    К объектам I категории НВОС могут быть отнесены объекты капитального строительства и (или) иные объекты, а также совокупность объектов, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

    Следовательно, если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то такой объект будет являться частью объекта I категории НВОС, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, будет подлежать государственной экологической экспертизе.

    Кроме того, указывается, что если в проектную документацию объекта капитального строительства, являющегося составной частью объекта либо самостоятельным объектом I категории НВОС, внесены изменения, влекущие представление такой проектной документации на экспертизу с целью повторной оценки в объеме указанной экспертизы после 1 января 2019 года, такая проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе и в отношении объектов, введенных в эксплуатацию или получивших разрешение на строительство до 1 января 2019 года.


  • Постановление Правительства РФ от 26.06.2019 N 814 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации")

    С 1 июля 2019 г. по 30 ноября 2019 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды

    Целями эксперимента являются, в числе прочего:

    апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации духов и туалетной воды для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту духов и туалетной воды, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости таможенных и налоговых платежей;

    осуществление участниками эксперимента первичного наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы мониторинга на основании состава сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товарную единицу духов и туалетной воды.

    Участниками эксперимента являются: уполномоченные органы; участники оборота духов и туалетной воды (на добровольной основе); общество с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ" как оператор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.


  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"

    В НК РФ предлагается закрепить положения, связанные с функционированием национальной системы прослеживаемости товаров

    Предложенный Минфином России проект направлен на реализацию обязательств Российской Федерации по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренных проектом соглашения, одобренным распоряжением Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. N 74.

    Согласно проекту прослеживаемость товаров представляет собой организацию их учета и операций, связанных с их оборотом. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Правительством РФ.

    В отношении таких товаров устанавливается порядок формирования регистрационного номера партии товара (при реализации соответствующий номер необходимо будет включать в счет-фактуру или документ об отгрузке (лицами, не являющимися плательщиками НДС)).

    Налогоплательщики будут обязаны в установленные сроки уведомлять налоговые органы о перемещении таких товаров и об их остатках через оператора электронного документооборота.

    Прослеживаемость прекращается при исключении товаров из перечня, утвержденного Правительством РФ, а также в установленных случаях (например, реализация товара конечному потребителю для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, фактический вывоз товара с территории РФ, утилизация, утрата).

    В случае возврата товара в торговый оборот прослеживаемость товара будет возобновлена.

    Предполагается, что контроль за такими операциями будет осуществляться на основе налоговой декларации по НДС, отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и иных документов о деятельности налогоплательщика.


  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 811 "О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности"
  • Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 798 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу измерения и учета объемов производства и оборота биоэтанола"

    Установлены требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле

    Так, указанные автоматические средства измерения должны обеспечивать в том числе:

    измерение концентрации денатурирующих веществ с относительной погрешностью не более 2,5 процента;

    в случае остановки автоматического средства измерения - сохранение результатов измерения и учета концентрации денатурирующих веществ и их сохранность при изменении или прекращении подачи энергии от внешних источников в течение 5 лет, а также предотвращение искажения и подделки результатов измерений и учета;

    учет измеренных показателей концентрации денатурирующих веществ при температуре +20 градусов C.

    Основное технологическое оборудование для производства биоэтанола оснащается указанными автоматическими средствами измерения в соответствии с порядком, утвержденным Минфином России, в местах, обеспечивающих возможность и достоверность измерения и учета соответствующих показателей, а также прекращение подачи биоэтанола в случае остановки автоматических средств измерения при невозможности переключения на резервное средство измерения.

    Определен состав информации, представляемой в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств организациями, использующими основное технологическое оборудование для производства биоэтанола, требования к комплексу технических устройств и программному обеспечению программно-аппаратных средств.

    Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".


  • <Информация> ФНС России "Граждане могут заявить о разрушении объекта капстроительства для прекращения его налогообложения"

    ФНС России напомнила о возможности прекратить начисление налога на объект недвижимости на основании заявления гражданина о разрушении объекта

    Сообщается, что с 29 июня 2019 года физлица - владельцы налогооблагаемых объектов недвижимости могут представлять в любую налоговую инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта капстроительства. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 24.05.2019 N ММВ-7-21/263@.

    К заявлению налогоплательщик может приложить подтверждающие документы (справку местной администрации, документ органов госпожнадзора, акт обследования, уведомление о завершении сноса объекта и т.п.). Если документы не представлены, налоговая инспекция сама запрашивает сведения у соответствующих органов (организаций).


  • Письмо Минфина России от 11.06.2019 N 21-08-11/42596 "Об уплате НДФЛ"

    Минфин России разъяснил требования по заполнению в платежках реквизита "107"

    Данный реквизит имеет 10 знаков и используется для указания периодичности или конкретной даты уплаты налогового платежа.

    Периодичность может быть месячной, квартальной, полугодовой и годовой. В этой связи в первых двух знаках реквизита необходимо указать, соответственно: МС, КВ, ПЛ, ГД.

    Знаки 3 и 6 - разделительные, в них ставится точка.

    В 4-м и 5-м знаках указывается: номер месяца (от 01 до 12), либо номер квартала (01 - 04), либо номер полугодия (01 или 02), либо, для годового платежа, - два нуля.

    В 7 - 10-м знаках указывается год, за который производится уплата.

    Например: МС.02.2013; КВ.01.2013; ПЛ.02.2013; ГД.00.2013.

    В случае перечисления сумм за прошлые налоговые периоды, в реквизите указывается период, за который производится доплата.


  • Письмо Минтранса России от 14.05.2019 N ДЗ/10239-ис "О заполнении путевых листов"

    В самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты

    Сообщается, в частности, что обязательными реквизитами путевого листа являются его наименование и номер, сведения о сроке его действия, о собственнике (владельце) транспортного средства, о транспортном средстве и водителе.

    Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов.

    На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

    Форма типового бланка путевого листа Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" не установлена. В самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в данном Приказе.


  • Информация Банка России "О надбавках к коэффициентам риска в зависимости от ПДН и ПСК"

    Повышены надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, предоставленным с 1 октября 2019 года

    В целях ограничения закредитованности населения, Банком России введены надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам.

    Надбавки установлены с учетом полной стоимости кредита (ПСК) и уровня показателя долговой нагрузки заемщика (ПДН).

    Предусмотрена также шкала надбавок для необеспеченных потребительских кредитов, по которым показатель долговой нагрузки (ПДН) не рассчитывается.

    Действующие надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, предоставленным с 1 апреля по 1 октября 2019 года (приведены в информации справочно), несколько ниже.

    Согласно пояснению Банка России повышение надбавок будет способствовать снижению стимулов банков к расширению необеспеченного потребительского кредитования.


  • <Информация> Минфина России "Таблица соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации"

    Минфин России разработал таблицу соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

    В таблице содержатся наименования форм обоснований бюджетных ассигнований с указанием кодов по ОКУД и соответствующие КБК.


  • Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 804 "О внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47"

    Уточнен порядок применения правил ведения раздельного учета

    Согласно внесенным изменениям Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не применяются организациями, осуществляющими ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном Минфином России, при использовании полученных ими на основании государственных контрактов (договоров) средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ, до полного исполнения государственных контрактов (договоров).


  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 806 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778"

    В связи с продлением контрсанкционных мер в отношении ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778

    В частности, в преамбулу указанного постановления включена ссылка на Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", а кроме того, используемые по тексту названного постановления слова "по 31 декабря 2019 г." заменены словами "по 31 декабря 2020 г.".


  • Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 802 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864"

    Введены формулы расчета для определения объемов финансирования соцуслуг по обеспечению льготников санаторными путевками, бесплатным проездом и медикаментами

    Расчет финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляется в том числе исходя:

    из средней стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортной организации;

    расчета нормативов финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего социальную помощь в виде обеспечения лекарственными препаратами, в виде санаторно-курортного лечения, в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно, а также проезда в пригородном сообщении.

    Принятым постановлением введены формулы расчета указанных показателей.


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1085 и пункта 1 статьи 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Э.М. Ворона"

    Поскольку правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью, являются по своему характеру длящимися, то в случаях увеличения расходов на посторонний уход потерпевший вправе рассчитывать на справедливое изменение размера причитающегося ему возмещения

    Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 1085 и пункт 1 статьи 1087 ГК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что наличие судебного решения о взыскании в пользу несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), признанного инвалидом и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бессрочно расходов на постоянный посторонний уход не исключает возможности в порядке возмещения причиненного ему вреда взыскать в последующем необходимые расходы, в том числе на услуги сиделки, или увеличить размер взыскания таких расходов, если судом установлено изменение обстоятельств, влияющих на определение размера возмещения, и гражданин не имеет права на получение соответствующей помощи и ухода бесплатно или за частичную плату либо при наличии такого права он был фактически лишен возможности получить такую помощь качественно и своеврем енно.

    Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

    Потребность лица, признанного инвалидом I группы с детства, у которого вследствие повреждения здоровья наступила полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности, в постороннем уходе - как в его количественной, так и качественной составляющей - может меняться с течением времени в зависимости от степени повреждения здоровья, нуждаемости потерпевшего в таком уходе, иных обстоятельств или изменения этих обстоятельств.

    К таким обстоятельствам относятся, в частности, увеличение объема осуществляемых мероприятий по постороннему уходу в связи с достижением несовершеннолетним потерпевшим совершеннолетнего возраста; принятие уполномоченной организацией решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании с разработкой - исходя из потребности гражданина в социальных услугах - индивидуальной программы такого обслуживания и отказ в предоставлении социальных услуг в рамках такого обслуживания в случае, когда гражданин не имеет права на их бесплатное или иное льготное получение либо при наличии такого права фактически лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно; заключение возмездного гражданско-правового договора на оказание необходимых ему услуг по постороннему уходу и т.д.

    В подобных ситуациях в случаях увеличения расходов на посторонний уход потерпевший вправе рассчитывать на справедливое изменение размера причитающегося ему возмещения. Поэтому решение вопроса о возмещении потерпевшему расходов на посторонний уход должно осуществляться в том числе с учетом такого характера этих отношений, когда в его пользу ранее было вынесено судебное решение о взыскании в возмещение вреда, причиненного здоровью, расходов на посторонний уход. В противном случае было бы поставлено под сомнение само конституционное предписание об обеспечении государством потерпевшему доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

    В контексте конституционно-правового предназначения пункта 3 статьи 1085 и пункта 1 статьи 1087 ГК РФ статья 1090 ГК РФ, регламентирующая отдельные - специальные - случаи последующего изменения размера возмещения вреда, не может рассматриваться в качестве нормативно установленного исключения из общего правила об определении размера возмещения вреда в рамках деликтных обязательств в полном объеме и, таким образом, не препятствует взысканию потерпевшим необходимых расходов на услуги сиделки как способу постороннего ухода в случае, если ранее в его пользу вынесено судебное решение о взыскании бессрочно расходов на постоянный посторонний уход, в котором вопрос об оплате услуг сиделки не исследовался.

    Соответственно, если с момента вынесения в пользу потерпевшего судебного решения о взыскании в возмещение вреда, причиненного здоровью, расходов на посторонний уход обстоятельства изменились - в рамках длящихся отношений по возмещению вреда, - эти, а также иные заслуживающие внимания факты, позволяющие достоверно установить необходимость таких расходов, их разумность и обоснованность, при рассмотрении вновь предъявленного требования о взыскании расходов на посторонний уход подлежат учету в полной мере.

    Суд при рассмотрении в конкретном деле вопроса о взыскании в возмещение вреда, причиненного здоровью, расходов на посторонний уход, которые потерпевший произвел (должен будет произвести) на основании заключенного с частным лицом договора об оказании услуг, связанных с посторонним уходом (услуг сиделки), и размер которых увеличился по сравнению с ранее взысканными решением суда в его пользу расходами на постоянный посторонний уход, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела,  учитывая - исходя из необходимости обеспечения баланса интересов потерпевшего и причинителя вреда - реальную нуждаемость потерпевшего (в зависимости от причиненного вреда здоровью) в услугах сиделки и возможность качественного и своевременного предоставления ему в конкретном населенном пункте подобного рода социальных услуг в рамках законодательства о социальном обеспечении граждан, включая наличие у него права на их получение бесплатно или за частичную плату.

    Следовательно, возможность предоставления потерпевшему социальных услуг, наличие права потерпевшего на их предоставление бесплатно или за частичную плату также относятся к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим вновь возникший спор, связанный со взысканием расходов на посторонний уход (услуги сиделки). Это предполагает и квалификацию судом как разумных и добросовестных (пункт 5 статьи 10 ГК РФ) действий потерпевшего по заключению гражданско-правового договора об оказании услуг, связанных с посторонним уходом (услуг сиделки), который с целью минимизировать расходы до заключения такого договора обращался в уполномоченные организации с заявлением о предоставлении социального обслуживания и получил отказ в оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому бесплатно или за частичную плату либо был фактически лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно. Суды общей юрисдикции при рассмотрении требований подобного ро да должны учитывать в рамках дискреционных полномочий все фактические обстоятельства, связанные с возмещением расходов, которые потерпевший произвел или должен будет произвести в связи с причинением вреда здоровью.

    Таким образом, пункт 3 статьи 1085 и пункт 1 статьи 1087 ГК РФ предполагают, что наличие судебного решения о взыскании в пользу несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), признанного инвалидом и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бессрочно расходов на постоянный посторонний уход не исключает возможности в порядке возмещения причиненного ему вреда взыскать в последующем необходимые расходы, в том числе на услуги сиделки, или увеличить размер взыскания таких расходов, если судом установлено изменение обстоятельств, влияющих на определение размера возмещения.

    Иное означало бы несоразмерное и не имеющее правовых оснований ограничение права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в полном объеме и не обеспечивало бы ему - в условиях, когда невозможно восстановление нарушенных функций органов и систем организма вследствие характера и степени повреждения, - улучшение условий его жизнедеятельности, а следовательно, вело бы к нарушению прав потерпевшего, здоровью которого противоправными действиями иных лиц был причинен вред.


  • Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 800 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

    Установлен порядок заключения с коммерческой организацией соглашений о передаче функций гарантирующего поставщика

    Определены, в частности:

    - требования к коммерческой организации, с которой гарантирующим поставщиком, зоны деятельности которого расположены на территории нескольких субъектов РФ, может быть заключено соглашение о передаче функций гарантирующего поставщика;

    - порядок уведомления о передаче функций гарантирующего поставщика уполномоченных федеральных органов, уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ, совета рынка, иных заинтересованных органов;

    - обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика;

    - порядок, основания и сроки принятия уполномоченным федеральным органом решения о соответствии (несоответствии) организации, с которой заключен договор, требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

    - обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика, возникающие в случае подтверждения уполномоченным федеральным органом власти ее соответствия требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

    - порядок и сроки принятия уполномоченным федеральным органом власти решения о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика и требования к такому решению.

    Указанное решение о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика может быть принято не позднее 31 декабря 2020 года.

    Кроме того, установлен порядок осуществления расчетов между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии - гарантирующим поставщиком при получении сетевой организацией уведомления от данного поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с планируемым заключением соглашения о передаче функций гарантирующего поставщика.


  • Обзор: "Изменения в закупках по Закону 223-ФЗ в 2018 - 2019 годах"
  • Обзор: "Новшества, с которыми бухгалтеры столкнутся в III квартале"

Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (27.06.2019)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2019 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное