КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 06.06.2019
Трудовое право-2019: сложные вопросы, тенденции и практика
На ежегодной конференции "Коммерсантъ" эксперты расскажут о том, как создать системный мониторинг трудовых рисков, как достичь баланса между социальными гарантиями и внедрением необходимых практик, а также обсудят актуальные судебные кейсы.
Лица, управляющие многоквартирными домами, могут скорректировать размер платы за содержание
жилого помещения начиная с того месяца, с которого коммунальная услуга по обращению с ТКО начинает предоставляться региональным оператором
Минстрой России указывает, что действующее законодательство позволяет лицу, управляющему многоквартирным домом (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный кооператив), произвести в одностороннем порядке изменение размера платы за содержание жилого помещения без решения общего собрания собственников только в том расчетном месяце, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО, и только в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
В субъектах РФ, перешедших на новую схему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с
ТКО.
Верховным
Судом РФ обобщена практика применения судами правовых норм, регулирующих добровольное личное страхование, связанное с предоставлением потребительского кредита
В целях обеспечения эффективной защиты нарушенных прав и законных интересов страхователей, выгодоприобретателей и страховщиков, правильного и единообразного применения законов при рассмотрении дел соответствующей категории Верховным Судом РФ выработаны следующие правовые позиции:
- при подключении заемщика к программе добровольного страхования до сведения потребителя должна быть доведена информация о характере оказываемых финансовых услуг, об условиях их оплаты, в том числе информация о праве на отказ от участия в программе страхования;
- обязательный досудебный порядок урегулирования спора по требованиям, возникающим из договора добровольного личного страхования граждан, действующим законодательством не предусмотрен;
- при присоединении к программе страхования и внесении заемщиком соответствующей платы за такое присоединение застрахованным является имущественный интерес заемщика, который по данному договору является страхователем;
- по общему правилу досрочное погашение заемщиком кредита само по себе не может служить основанием для применения последствий в виде возврата страхователю части страховой премии за неистекший период страхования;
- определение группы инвалидности за пределами срока действия договора добровольного личного страхования в результате заболевания, возникшего в период действия договора добровольного личного страхования, не может служить основанием для отказа страховщика в выплате страхового возмещения;
- сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным;
- если по условиям договора добровольного страхования жизни и здоровья заемщика выплата страхового возмещения обусловлена остатком долга по кредиту и при его полном погашении страховое возмещение выплате не подлежит, то в случае погашения кредита до наступления срока, на который был заключен договор страхования, такой договор страхования прекращается досрочно на основании пункта 1 статьи 958 ГК РФ, а уплаченная страховая премия подлежит возврату страхователю пропорционально периоду, на который договор
страхования прекратился досрочно;
- страховщик по договору добровольного личного страхования несет ответственность за убытки, возникшие вследствие несвоевременного осуществления выплаты страхового возмещения, которым обеспечивается исполнение кредитного обязательства.
Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов
изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2019 года
Минстрой России в дополнение к письмам от 10.04.2019 N 12661-ДВ/09, от 17.05.2019 N 17798-ДВ/09 сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2019 года, в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, прочих работ и затрат, а также оборудования.
Указанные прогнозные индексы разработаны с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Минстроем России дополнительно актуализированы рекомендуемые величины прогнозных индексов
изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2019 года
Минстрой России в дополнение к письмам от 10.04.2019 N 12661-ДВ/09, от 17.05.2019 N 17798-ДВ/09, от 04.06.2019 N 20003-ДВ/09 сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2019 года, в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Указанные прогнозные индексы разработаны с использованием данных за I квартал 2019 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Отсутствие критериев определения объектов (площадей) как обособленных не позволяет установить справедливый и обоснованный размер налогового бремени в случае сдачи их в аренду
Конституционный Суд РФ признал статью 1 Закона Мурманской области "О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области" и положения таблицы N 5 приложения к нему (в действующей редакции - статья 1 данного Закона и таблица N 4 приложения N 1 к нему) не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают определенности в отношении объекта налогообложения и налоговой базы применительно к патентной системе
налогообложения и, как следствие, не обеспечивают экономической обоснованности взимания налога при применении индивидуальными предпринимателями данной системы налогообложения в случае сдачи в аренду (наем) помещений (площадей) как частей объекта, указанного налогоплательщиком в заявлении на получение патента.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Согласно статье 1 Закона Мурманской области "О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области" во взаимосвязи с таблицей N 5, являющейся частью приложения к данному Закону (в действующей редакции - статья 1 данного Закона и таблица N 4 приложения N 1 к нему), размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности "Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков,
принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности" установлен в зависимости от количества обособленных объектов (площадей): при количестве обособленных объектов (площадей) до 1 включительно размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляет 600 000 рублей; при количестве обособленных объектов (площадей) от 2 и более - 600 000 рублей в расчете на каждый обособленный объект (площадь), но не более 10 000 000 р
ублей (Законом Мурманской области от 8 октября 2015 года N 1902-01-ЗМО условие "при количестве обособленных объектов (площадей) до 1 включительно" изменено на условие "при 1 обособленном объекте (площади)").
Такая нормативная дифференциация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от сдачи в аренду помещений не позволяет однозначно установить, что рассматривается в качестве обособленного объекта, и это порождает вопрос о том, что является действительным объективным экономическим показателем конкретного объекта в рамках патентной системы налогообложения в Мурманской области, который позволил бы определить справедливый и обоснованный размер налогового бремени
для каждого индивидуального предпринимателя, сдающего помещения в аренду.
Правоприменительные органы исходили из необходимости определения обособленных объектов на основании заключенных налогоплательщиком договоров аренды. Соответственно, в случае сдачи в аренду здания или ряда помещений в одном здании на основании одного договора аренды это будет считаться одним обособленным объектом для целей налогообложения. Но если тот же индивидуальный предприниматель сдаст в аренду здание или ряд помещений в нем по отдельным договорам аренды, то налоговая нагрузка возрастет многократно
при тех же самых характеристиках недвижимого имущества. В таком случае определение количества обособленных объектов исходя из количества заключенных договоров аренды - притом что площадь помещения, сдаваемого в аренду по этим договорам, может существенно различаться - приводит к тому, что размер налогового бремени может увеличиваться непропорционально полученному налогоплательщиком от данного вида деятельности доходу.
Таким образом, отсутствие в оспариваемых нормах Закона Мурманской области "О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области" критериев определения объектов (площадей) как обособленных для целей установления размера потенциально возможного к получению годового дохода не только свидетельствует о пробеле в правовом регулировании, но и приводит, с учетом правоприменительной практики восполнения этого пробела, к нарушению принципов равенства налогообложения и экономического
основания налога.
Одновременно Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43, статьи 346.47 и пункта 1 статьи 346.48 Налогового кодекса РФ, предоставляющие субъектам РФ полномочие устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении деятельности по сдаче в аренду (наем) помещений, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают необходимость использования для
этой цели таких характеристик обособленных объектов (площадей), которые реально влияют на возможный экономический результат от сдачи их в аренду (наем) и не подразумевают определения количества обособленных объектов (площадей) исключительно исходя из количества договоров аренды (найма), заключенных налогоплательщиком, без учета площади сдаваемых в аренду (наем) помещений.
В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что законодателю Мурманской области надлежит внести в Закон Мурманской области "О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области" необходимые изменения, обеспечив вступление их в законную силу с 1 января 2020 года.
Впредь до внесения таких изменений при определении количества обособленных объектов (площадей) для целей установления размера потенциально возможного к получению годового дохода при применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения в связи со сдачей в аренду (наем) помещений, принадлежащих им на праве собственности, на территории Мурманской области надлежит использовать количество объектов недвижимого имущества, указанное налогоплательщиком в заявлении на выдачу
патента.
Разъяснено, кто может приобретать контейнеры для их установки в местах накопления ТКО
Сообщается, в частности, что в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1156, складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, необходимая валовая выручка регионального оператора включает, в том числе, расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Вместе с тем, прямо в законодательстве не определены лица, обязанные приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах
накопления ТКО.
Таким образом, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Квалификационный экзамен аудитора: что изменилось в порядке проведения?
Минфином России сообщено о новшествах в порядке проведения экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденном приказом Минфина России от 14 ноября 2018 г. N 232н.
В ходе экзамена проверяется наличие у претендента компетенций, необходимых и достаточных для участия в аудиторской деятельности в качестве аудитора.
Экзамен проводится в три этапа: 1 - оценка понимания теоретических основ каждой области знаний; 2 - проверка наличия компетенций, обеспечивающих углубленное понимание каждой области знаний и способность находить решения при выполнении конкретных видов заданий; 3 - проверка наличия компетенций в их взаимосвязи (претенденту предлагается решить комплексную задачу).
Все этапы экзамена сдаются с помощью компьютерной техники.
Тесты и задания первого и второго этапов экзамена формируются по модульному принципу. Данные этапы экзамена считаются пройденными при условии сдачи всех модулей.
При рассмотрении решения комплексной задачи оценивается каждая составляющая этой задачи.
Предусмотрены гарантии соблюдения интересов претендентов. Это, в том числе, возможность выбора пункта приема экзамена из числа определенных ЕАК, а также повторной сдачи модулей любого этапа экзамена и решения комплексной задачи. Кроме того, претендент вправе подать апелляцию при нарушении процедуры экзамена.
Новый порядок вступает в силу с 31 марта 2020 года.
Установлен
порядок осуществления электронного взаимодействия между Банком России и СРО актуариев при ведении госреестра СРО актуариев
Указывается, в частности, что некоммерческая организация, соответствующая требованиям Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" вправе направить в Банк России заявление о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев, в том числе в форме электронных документов. Заявление подается в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России
с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета".
Также установлено, что в срок, не превышающий 30 дней со дня возникновения изменений в сведениях, содержащихся в реестре, СРО должна направить в Банк России в электронном виде заявление о внесении изменений в реестр и подтверждающие документы.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Определен порядок отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов
Постановлением устанавливается:
- перечень оснований отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений и городских округов;
- перечень оснований отнесения сточных вод, принимаемых в централизованную систему водоотведения (канализации), к сточным водам, учитываемым в целях отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения (канализации) поселений и городских округов;
- порядок определения объемов сточных вод, принимаемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения.
Расширен список сильнодействующих веществ для целей статьи 234
"Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" и других статей Уголовного кодекса РФ
В указанный список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 964, включены такие вещества, как "Прегабалин", "Тапентадол", "Тропикамид".
Для целей статьи 234 УК РФ в отношении указанных веществ также установлен крупный размер.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 декабря 2019 года.