Привлечение к административной ответственности за нарушение лицензионного законодательства, повлекшее нарушение прав потребителей, не должно осуществляться за пределами установленного срока давности
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой, устанавливая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства РФ о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, она - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает распространения указанного срока на
привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Анализ нормативного содержания части 3 статьи 14.1 КоАП РФ свидетельствует, что объективная сторона предусмотренного ею административного правонарушения может выражаться в любых имевших место при осуществлении предпринимательской деятельности действиях (бездействии), нарушающих требования, которые установлены специальным разрешением (лицензией) и под которыми, как следует из Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 2, пункт 7 статьи
3 и части 1 и 2 статьи 8), понимается совокупность требований, предъявляемых к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и направленных на предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Указанные действия (бездействие) - во взаимосвязи с иными составообразующими признак
ами - служат основанием привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение безотносительно к характеру наступивших последствий (в частности, наличия или отсутствия нарушения прав конкретных потребителей).
Это означает, что установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от
наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В то же время при квалификации противоправных действий (бездействия) по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что они могут не только являть собой формальное нарушение требований и условий специального разрешения (лицензии), но и одновременно затрагивать (ущемлять) права физических или юридических лиц, вовлеченных в соответствующую сферу предпринимательской деятельности.
Если осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекло за собой нарушение прав потребителей, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по статье 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований" КоАП РФ. В этом случае постановление по делу об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 14.4 КоАП РФ, может быть, как это прямо оговорено частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса, вынесено не позднее одного года со дня его совершения (обнаружения).
Если же нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется правоприменителями, в том числе судами, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства РФ, что в рамках действующего правового
регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей.
Как следствие, разрешая вопрос об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, компетентные субъекты обязаны, в том числе посредством организации межведомственного взаимодействия, обеспечить при применении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, части 3 статьи 14.1 КоАП РФ соблюдение
общего (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности, что само по себе не может препятствовать наложению на них в надлежащем порядке административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или частью 2 статьи 14.4 данного Кодекса, в течение специального (годичного) срока давности, установленного применительно к нарушениям законодательства РФ о защите прав потребителей.
В противном случае не только прямо нарушалось бы требование части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, запрещающей подвергать лицо, привлекаемое к административной ответственности, административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, - придание указанным законоположениям противоположного смысла расходилось бы с положениями Конституции РФ, возлагающими на Российскую Федерацию как правовое государство и на действующих от ее имени должностных лиц обязанность неукоснительного соблюдения
законов, с тем чтобы гарантировать каждому на основе юридического равенства, несовместимого с неопределенностью правового регулирования, государственную защиту от произвольного привлечения к административной ответственности, в том числе за пределами срока давности, предусмотренного за конкретное административное правонарушение.
Таким образом, часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства РФ о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное
правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
Данный вывод не исключает права потребителей требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их правам нарушением предусмотренных специальным разрешением (лицензией) требований и условий осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей".
Минстрой России предлагает учитывать в подрядных договорах по капремонту повышение НДС
Сообщается, что Минстрой России предполагает внести изменения в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.
Предусматривается, что стороны договора подряда смогут заключить дополнительное соглашение к уже заключенному договору подряда, если в нем не предусмотрена ставка НДС, действующая с 1 января 2019 года, и пропорционально увеличить стоимость по такому договору.
Минстрой России обращает внимание, что установленная стоимость по договору подряда в любом случае должна быть ниже, чем предельная стоимость выполнения работ, которая согласована собственниками помещений в многоквартирном доме. Таким образом, предлагаемое изменение не повлияет на уровень взноса на капитальный ремонт, уплачиваемого гражданами, и не увеличит предельную стоимость проводимого капитального ремонта, согласованную общим собранием собственников.
Формировать систему обращения
с твердыми коммунальными отходами будет вновь созданный "Российский экологический оператор"
Компания создается в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.
Функции и полномочия учредителя компании от имени Российской Федерации осуществляет Минприроды России.
Компания осуществляет, в частности, следующие функции и полномочия:
участвует в разработке и реализации государственных программ, проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также региональных программ в указанной области;
осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства РФ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в указанной области;
заключает в пределах своей компетенции соглашения с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
проводит экспертизу территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и готовит рекомендации по их корректировке;
участвует в подготовке заключаемых между субъектами РФ соглашений по вопросам транспортирования твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории одного субъекта РФ, в другие субъекты РФ, а также обработки, утилизации, обезвреживания и размещения указанных отходов на территориях этих субъектов;
осуществляет функции заказчика, оператора и (или) разработчика информационных систем в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
осуществляет разработку мер по привлечению частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
организует и осуществляет финансирование инвестиционных проектов (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и подключению таких объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры;
осуществляет эмиссию облигаций в целях финансирования инвестиционных проектов, приобретает ценные бумаги, выпущенные в указанных целях, владеет и распоряжается ими, предоставляет эмитентам таких ценных бумаг гарантии (поручительства);
участвует в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном и (или) о муниципально-частном партнерстве;
осуществляет выкуп земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
приобретает имущество, необходимое для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая здания и сооружения, оборудование по обработке, утилизации отходов, специальную технику, владеет, распоряжается этим имуществом и осуществляет его эксплуатацию;
приобретает доли, владеет, распоряжается долями в уставных капиталах организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и проектных компаний, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и модернизации объектов обращения с отходами.
Имущество компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, инвестирования указанных денежных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе поступивших от публично-правовых образований, доходов, полученных компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Органами управления компании являются наблюдательный совет компании, правление компании и генеральный директор компании. Положение о наблюдательном совете компании утверждается Правительством РФ.
В состав наблюдательного совета компании входят Заместитель Председателя Правительства РФ, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министр промышленности и торговли Российской Федерации и генеральный директор компании, являющийся членом наблюдательного совета компании по должности.
Председатель наблюдательного совета компании и члены наблюдательного совета компании назначаются Правительством Российской Федерации сроком на три года.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Минприроды России подготовлены рекомендации по заполнению хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с НВОС, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
В Методических рекомендациях приводятся указания по заполнению каждой из граф отчета; источники получения хозяйствующими субъектами информации, необходимой для заполнения отчета; формула расчета показателей, необходимых для заполнения формы отчета, иные рекомендации.
Банк России рекомендует кредитным организациям применять риск-ориентированный подход
при осуществлении внутреннего "противолегализационного" контроля
Сообщается, что ряд уполномоченных банков совершают трансграничные переводы наличных денежных средств без открытия банковских счетов, обладающие рядом признаков, с целью оплаты по договору, предусматривающему поставку товара в РФ, сокрытия осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности на территории РФ, уклонения от постановки на учет в уполномоченных банках внешнеторговых (импортных) контрактов для целей осуществления валютного контроля.
Результаты анализа деятельности отдельных кредитных организаций, через которые проводились такие переводы денежных средств, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне организации и осуществления внутреннего "противолегализационного" контроля, несмотря на наличие очевидных признаков проведения клиентами сомнительных операций.
Банк России рекомендует кредитным организациям скорректировать процедуры внутреннего "противолегализационного" контроля за переводами денежных средств, используя риск-ориентированный подход.
ИП, принявшие решение перейти
с УСН, ЕСХН, ЕНВД на спецрежим для "самозанятых", обязаны уведомить об этом налоговый орган в месячный срок
На территориях некоторых субъектов РФ с 1 января 2019 года вводится специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД).
В случае принятия решения о переходе на НПД необходимо в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД уведомить налоговый орган о прекращении применения УСН, ЕСХН, ЕНВД (приведены приказы ФНС России, содержащие рекомендованные формы уведомлений).
В случае ненаправления данного уведомления или направления уведомления с нарушением срока постановка на учет в качестве плательщика НПД будет аннулирована.
Депутаты предлагают отменить с 1 января 2020 года предельную величину базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование
В настоящее время действует порядок исчисления страховых взносов с учетом предельной величины базы (дохода физлица, определяемого нарастающим итогом с начала года), в пределах которой исчисление страховых взносов производится по общему тарифу 22%, а с суммы превышения - по пониженному тарифу 10%.
Данное обстоятельство негативно сказалось на бюджете ПФР - бюджет стал формироваться с дефицитом, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.
Теперь в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий исчисление страховых взносов на ОПС со всего дохода физлица за расчетный период, без ограничения.
В связи с предложением отменить
предельную базу для исчисления страховых взносов на ОПС, предлагается скорректировать отдельные законодательные положения
Законопроектом предлагается исключить из текстов некоторых законов упоминание, касающееся предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС:
в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации";
в Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 213-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…".
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года.
До утверждения нового формата представления в электронной форме деклараций об обороте спиртосодержащей
продукции хозяйствующим субъектам необходимо подавать декларации по старым правилам
Отмечается, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1719 "О внесении изменений в Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, и Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда", в числе прочего, Минфину России поручено в 3-месячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также поря
док их заполнения.
Вместе с тем, до момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций представление деклараций должно осуществляться в соответствии с действующим форматом, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" и
порядком заполнения декларации, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Уточнены требования к раскрытию информации о системе оплаты труда в кредитной организации
Банком с базовой лицензией и небанковской кредитной организацией осуществляется раскрытие информации, предусмотренной подпунктом 10.3 пункта 10 приложения к Указанию Банка России от 6 декабря 2017 года N 4638-У.
Банком с универсальной лицензией обеспечивается раскрытие информации о системе оплаты труда в соответствии с разделом XII приложения к Указанию Банка России от 7 августа 2017 года N 4482-У.
Актуализирован порядок составления кредитной организацией плана восстановления величины собственных средств (капитала) и его согласования с Банком России
В Указание Банка России от 1 декабря 2015 года N 3871-У внесены технические поправки в связи с признанием утратившей силу Инструкции Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков" и изданием аналогичной Инструкции Банка России от 28.06.2017 N 180-И.
Кроме того, уточнено наименование структурного подразделения Банка России, в которое направляется план восстановления величины собственных средств (капитала) (структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Скорректирован порядок уведомления Банка России об информационном агентстве, в котором банк размещает информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами
Согласно изменениям, внесенным в абзац третий пункта 3 Указания Банка России от 27 февраля 2014 года N 3194-У "О порядке раскрытия кредитными организациями информации о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами", слова "территориальное учреждение Банка России, в которое представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с Указанием Банка России от 16 июля 2012 года N 2851-У "О правилах составления и представления отчетности
кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2012 года N 25382 ("Вестник Банка России" от 19 сентября 2012 года N 55)" заменены словами "структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации".
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Обновлен порядок размещения на сайте Банка России информации о применении к банку запрета на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов физлиц
Установлено, что информация о запрете должна содержать, в том числе, указание на положения закона о страховании вкладов, в соответствии с которым введен запрет, а также наименование уполномоченного органа Банка России и дату принятия им решения о введении запрета, дату, с которой введен запрет, полное наименование банка, в отношении которого введен запрет.
Банк России должен удалить информацию о запрете с сайта не позднее 5 рабочих дней со дня признания утратившей силу лицензии на осуществление указанных операций, имеющейся у такого банка, а в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций - в день размещения на сайте информации о ее отзыве.
Признано утратившими силу Указание Банка России от 11.11.2009 N 2330-У, которым был утвержден ранее действовавший порядок.
Банком России рекомендован минимальный срок для исполнения предписания об устранении микрофинансовыми организациями
выявленных нарушений
Сообщается, что с 1 января 2018 года вступили в силу некоторые нормативные акты Банка России по вопросам раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В этой связи Банк России рекомендует в отношении микрофинансовых организаций, допустивших нарушения при составлении годовой отчетности за 2018 год и промежуточной отчетности за отчетные периоды с 1 января 2019 года по 30 сентября 2019 года, давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотренные пунктом 7 части 4 статьи 14 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", сроком исполнения не менее 180 дней.
Разработано
руководство по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий в отношении производственных объектов магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов
Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также рекомендации по процедуре проведения и оформлению результатов количественного анализа риска аварий, которые используются при разработке:
проектной документации на строительство или реконструкцию опасных производственных объектов магистральных трубо- и газопроводов (далее - ОПО МГ);
документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;
декларации промышленной безопасности ОПО МГ;
обоснования безопасности ОПО МГ;
плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;
плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.
Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 декабря 2018 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
С 1 января 2019 года госпошлину при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно
не платить
Сообщается, что такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса.
В других случаях представления документов в регистрирующий орган размер государственной пошлины остался прежним: 4000 рублей за регистрацию юридического лица, 800 рублей за внесение изменений в устав и ликвидацию; 800 рублей за регистрацию индивидуального предпринимателя и 160 рублей за прекращение его деятельности.