КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 10.01.2019
ТОП изменений законодательства с 1 января 2019 года
Повышение ставки НДС, новый МРОТ, отмена налога на движимое имущество, новые обязанности для продавцов – об этих и других важных изменениях нового года рассказали эксперты КонсультантПлюс.
Все ключевые изменения января - в Правовом календаре в системе КонсультантПлюс.
Рекомендована временная форма представления сведений о контролирующих лицах международной
компании, зарегистрированной в порядке редомициляции
В настоящее время ФНС России разрабатывается проект приказа об утверждении формы (формата) сведений о контролирующих лицах международной компании, порядка заполнения формы и порядка представления в электронном форме.
До утверждения данного приказа рекомендовано применять форму и руководствоваться порядком ее заполнения, предусмотренными приложениями к настоящему письму.
При этом ФНС России напоминает условия, при которых иностранная организация признается международной холдинговой компанией (в соответствии со статьи 24.2 НК РФ).
Транспортный налог 2019: снижен коэффициент к ставке налога для дорогостоящих машин и отменена льгота для большегрузов
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в НК РФ, в том числе:
для физлиц отменяется применение повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5 при расчете транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили. Для машин средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более трех лет, при расчете налога будет применяться только повышающий коэффициент 1,1;
для организаций прекращает действовать федеральная льгота, уменьшающая налог в отношении ТС массой свыше 12 тонн на величину платы, внесенной в систему "ПЛАТОН".
С учетом изменений скорректирован порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу.
ФНС России обобщил
практику рассмотрения Конституционным и Верховным Судом РФ в IV квартале 2018 года споров по вопросам налогообложения
В Обзоре приводятся, в частности, следующие позиции высших судов:
положения НК РФ не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами;
органы местного самоуправления вправе разъяснять налогоплательщикам положения только местных налоговых законов, но не актов федерального налогового законодательства;
вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), при этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм НДС, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически
исполнены;
пониженные ставки налога на прибыль иностранных организаций, предусмотренные Соглашением об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр в отношении дивидендов не применимы, если дивиденды транзитно перечисляются через подконтрольную кипрскую компанию в компанию, расположенную в иной юрисдикции;
в случае превышения порогового значения соотношения контролируемого заемного и собственного капиталов, проценты, начисленные по кредитным договорам с иностранной организацией могут быть переквалифицированы в дивиденды, выплаченные в адрес иностранной компании, владеющей капиталами заемщика и заимодавца;
контролирующая организация должна уведомлять о контролируемых иностранных компаниях даже в случае отсутствия у них доходов в виде прибыли;
ликвидация ОС не может считаться основанием для восстановления НДС, поскольку объекты физически перестают существовать, а не начинают использоваться в необлагаемой деятельности;
вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно приводить к исчислению налога на добавленную стоимость дополнительно к сумме арендных платежей, который невозможно предъявить к оплате арендатору;
реализация исправительными колониями товаров, произведенных с использованием труда осужденных, не облагается налогом на прибыль;
ограничение права на применение налоговой льготы не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно, не способны привести к выводу из-под налогообложения основных средств, принятых на учет до 1 января 2013 года;
если выплаченные гражданину - участнику организации денежные средства не превышают величину произведенного им в соответствующей части вложения, имущественное положение налогоплательщика не улучшается, а приводится в состояние, имевшее место до оплаты доли в уставном капитале, что свидетельствует об отсутствии дохода;
для целей уплаты земельного налога формулировки "ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц" и "ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем" являются равнозначными;
для целей признания подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 гг.;
признание налоговым органом права налогоплательщика на налоговую льготу не освобождает налогоплательщика от доказывания права на льготу в судебном процессе;
из положений НК РФ не следует, что налогоплательщик, уплативший налог за один из предыдущих периодов в излишнем размере, ограничен в возможности производить уплату налога за текущий период с учетом остатка платежей по налогу, накопленного на его лицевом счете, задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует;
правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты страховых взносов по итогам 2013 года считается совершенным в 2014 году, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 1 января 2015 года;
с момента отзыва лицензии, а также с даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства банк-гарант утрачивает возможность осуществить выплату по гарантии непосредственно при предъявлении к нему бенефициаром требования о платеже, в связи с чем, банковская гарантия по существу утрачивает обеспечительную функцию;
лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, в связи с чем сроки для привлечения к административной ответственности, определяются в соответствии с редакцией КоАП РФ, действовавшей на дату совершения правонарушения.
В доход государства может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает возможности обращения в доход Российской Федерации имущества, которое было приобретено депутатом представительного органа муниципального образования до замещения им этой публичной должности, притом что он или его супруга (супруг) ранее не замещали должности,
перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 данного федерального закона.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям:
юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо
презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе;
закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из Конституции РФ критериями необходимости и соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае
необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своего поведения;
предусматривая для совершивших правонарушения лиц наказания, ограничивающие право собственности, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им пределы имущественной ответственности в совокупности с правилами ее наложения позволяли в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания;
конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют по общему правилу необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
Предусмотренное статьей 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, имеет специальную цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, подлежащими контролю согласно данному федеральному закону, и этим ограничены пределы ее применения. Указанная цель
предопределяет допустимость названной формы реагирования на факты коррупционных проявлений на основании презумпции, в силу которой несоответствие расходов законным доходам свидетельствует о совершении деяния коррупционной направленности, а не какого-либо иного правонарушения.
Следовательно, при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в доход Российской Федерации может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам.
В Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 года), указано, что не подлежат контролю за расходами сделки, совершенные супругом (супругой) лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, в течение отчетного периода,
но до вступления в брак с этим лицом; имущество, полученное по таким сделкам, не может быть обращено в доход Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ.
Таким образом, в случае приобретения лицом имущества до замещения им должности депутата представительного органа муниципального образования, если это лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", это имущество не может быть обращено в доход Российской Федерации на основании данного федерального закона, а значит, в
отношении этого имущества не возникает закрепленная статьей 3 данного федерального закона обязанность представлять сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по его приобретению.
Иное означало бы возможность подмены процедурой обращения в доход Российской Федерации имущества, предусмотренной Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", других охранительных правовых механизмов, регламентируемых налоговым, административно-деликтным и уголовным законодательством, и, следовательно, лишение граждан гарантий, установленных соответствующими нормативными актами.
В Госдуму внесен законопроект о
регулировании бухгалтерского учета в бюджетной сфере
В законе о бухгалтерском учете предлагается заменить упоминание "организации государственного сектора" на наименование "организации бюджетной сферы".
Кроме того, законопроектом предусматривается создание самостоятельного органа - Совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, к функциям которого отнесено проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (указанными стандартами дополнен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета).
Также, в частности, в законе предлагается закрепить обязательность исполнения всеми работниками экономического субъекта требований главного бухгалтера (иного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии смогут применять налоговый режим для самозанятых лиц
Налог на профессиональный доход - это новый специальный налоговый режим, который введен в порядке эксперимента в четырех регионах России: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. С 1 января 2019 года на него в добровольном порядке могут перейти физические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в этих регионах.
Сообщается, что применять указанный специальный налоговый режим можно не только с российским паспортом.
Граждане ЕАЭС могут зарегистрироваться в России в качестве самозанятых.
Для этого необходимо получить ИНН, подав в любой налоговый орган заявление и предъявив паспорт. После получения ИНН в инспекции можно получить логин-пароль от Личного кабинета.
После чего гражданин ЕАЭС может регистрироваться в качестве самозанятого - с помощью мобильного приложения или веб-версии кабинета.
Подробно узнать о новом налоговом режиме можно на специальном сайте npd.nalog.ru.
ФНС России приступила к формированию государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО)
Использование данного ресурса упростит представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Начиная с отчетности за 2019 год, представлять годовую бухгалтерскую отчетность можно вместе с аудиторским заключением о ней либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в Банк России (для организаций, обязанных представлять бухгалтерскую отчетность в Банк России).
Установлены требования к программно-техническим средствам, используемым организаторами распространения информации в сети "Интернет" для проведения оперативно-розыскной деятельности
Приказом определены:
- функциональные требования к программно-техническим средствам;
- требования, предъявляемые к программно-техническим средствам в части параметров обработки информации;
- требования к интерфейсу взаимодействия между уполномоченным органом безопасности и программно-техническими средствами организатора распространения информации;
- требования к форматам сообщений;
- описание протокола взаимодействия уполномоченного органа и программно-технических средств организатора распространения информации;
- требования, предъявляемые к функционированию канала управления кпд1;
- требования, предъявляемые к функционированию канала данных кпд2;
- требования, предъявляемые к функционированию канала мониторинга кпд3;
- требования, предъявляемые к функционированию канала неформатированных данных кпд4.
Приказ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Правительство РФ будет определять кредитные организации, не имеющие права размещения временно свободных средств ФФОМС, страховых взносов и средств стахового резерва в связи с ограничением ими операций из-за санкций
Внесены поправки в:
Правила размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации;
Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изменениями, в том числе:
уточнены требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные средства ФФОМС, средства страховых взносов и средства страхового резерва (в частности, снижено с 250 млрд. рублей до 1 млрд. рублей требование к размеру собственных средств (капитала), установлено требование о наличии кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для РФ не ниже определенного уровня);
предусмотрено право Правительства РФ определять из числа кредитных организаций, соответствующих установленным требованиям, кредитные организации, не имеющие права на размещение временно свободных средств ФФОМС, средств страховых взносов и средств страхового резерва, в случае применения кредитной организацией ограничений по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, отдельных предприятий (организаций) в связи с применением к РФ мер санкционного воздействия, а также наличия
рисков (угроз) применения кредитной организацией таких ограничений.
Минздрав России разъяснил, как определять с 1 января 2019 года референтную цену при обосновании НМЦК
и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при закупках лекарственных препаратов
Разъяснены положения Приказа Минздрава России от 26.10.2017 N 871н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения".
Переход на расчет и использование референтных цен на лекарственные препараты для медицинского применения, в отношении которых определена взаимозаменяемость, будет осуществлен в 2019 году поэтапно. При этом взаимозаменяемость будет определяться между группами лекарственных препаратов, объединенных по принципу равенства значений международных непатентованных наименований, лекарственных форм и дозировок (между СМНН), которые используются в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от
15.11.2017 N 1380, за исключением закупки по решению врачебной комиссии.
Референтные цены будут рассчитываться по мере определения взаимозаменяемости для СМНН и после их расчета передаваться в единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Минздрав России будет информировать о ходе расчета референтных цен и их передачи в ЕИС дополнительно.
С 1 января 2019 года в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) будут рассчитаны значения цен порядка 3000 позиций СМНН (средневзвешенные цены по РФ). Рассчитанные значения цен будут передаваться в ЕИС и отображаться в поле "Референтная цена, руб." при формировании описания объекта закупки в планах-графиках закупок, а также опубликованы на сайте службы технической поддержки ЕГИСЗ. Порядок получения доступа к данным приведен по адресу
https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/829 в документе "Инструкции по работе с данными ЕСКЛП". Рассчитанные значения цен являются справочными и могут быть приняты к сведению заказчиками при обосновании НМЦК.
При обосновании с 1 января 2019 года НМЦК заказчику необходимо принимать за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата минимальное значение из цен, рассчитанных им с одновременным применением всех методов, предусмотренных Приказом N 871н. В связи с отсутствием референтной цены на закупаемый лекарственный препарат на дату формирования НМЦК, следует использовать минимальное из рассчитанных другими предусмотренными приказом 871н методами значение.
Амбулаторный набор для введения инсулина и резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг
Правительством РФ утверждены новые перечни медицинских изделий:
- имплантируемых в организм человека при оказании помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Предоставление отдельным категориям граждан набора социальных услуг, в том числе обеспечение их медицинскими изделиями по рецептам бесплатно, предусмотрено законом о государственной социальной помощи.
Определен порядок установления и расширения
территории морского порта
Установление границ территории морского порта осуществляется на основании решения Правительства РФ.
Инициатором установления границ территории морского порта может выступать правообладатель (собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор) земельного участка (земельных участков), на котором располагается (планируется к строительству) объект инфраструктуры морского порта, а также водопользователь участка (участков) акватории, использующий его для целей морского транспорта, или капитан морского порта.
Инициатор представляет капитану морского порта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельного участка (земельных участков), участка (участков) акватории в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением, в частности, следующих материалов:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке (земельных участках), планируемом к включению в границы морского порта;
копия договора аренды (для договоров аренды сроком менее 1 года) - для арендатора;
сведения (информация) об основаниях и правах водопользования участком (участками) акватории, используемым или планируемым к использованию для целей морского транспорта;
согласие собственника земельного участка (земельных участков) на включение земельного участка (земельных участков) в планируемые к установлению границы территории морского порта (кроме земельного участка (земельных участков), который находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ либо государственная собственность на который не разграничена);
проект текстового описания местоположения границ территории морского порта, включающего перечень географических координат характерных точек границ этой территории и перечень координат характерных точек границ территории морского порта, расположенных вне акватории, в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
карта-схема проектируемых границ территории морского порта в графическом виде, в масштабе, позволяющем отобразить их на листе формата A3, а также схема проектируемых границ территории морского порта и земельного участка (земельных участков), предлагаемого для включения в границы территории морского порта, на кадастровом плане территории;
обоснование необходимости установления границ территории морского порта.
Изменение границ территории морского порта осуществляется в следующих целях:
включение земельного участка (земельных участков), на котором планируются реконструкция существующих и (или) строительство новых объектов инфраструктуры морского порта, а также их эксплуатация;
включение участка (участков) акватории, на котором планируется создание искусственных земельных участков на основании решения о расширении территории морского порта или на основании разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте;
включение земельного участка (земельных участков), на котором расположены объекты инфраструктуры морского порта, в отношении которых не планируется реконструкция;
включение земельного участка (земельных участков), в отношении которого установлены зоны с особыми условиями использования территорий, связанные с размещением объектов инфраструктуры морского порта либо осуществлением деятельности в морском порту;
включение участка (участков) акватории, необходимого для обеспечения безопасности мореплавания в порту;
исключение земель, земельного участка (земельных участков) и (или) участка (участков) акватории, на которых деятельность в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, не осуществляется;
включение (исключение) части земельного участка для устранения пересечений границ территории морского порта с границами земельного участка (земельных участков), территориальных зон, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Постановлении приводятся перечни сопутствующих документов, а также порядок согласования и принятия необходимого решения.
Установлены требования к обследованию изотермических
резервуаров для хранения сжиженных газов, эксплуатируемых на опасных производственных объектах
Руководство рекомендуется применять при обследовании технического состояния вертикальных цилиндрических стальных изотермических резервуаров наземного типа для хранения сжиженных углеводородных газов и жидкого аммиака при температуре не ниже минус 105 градусов Цельсия и избыточном давлении, не превышающем 0,02 Мпа.
Устанавливается, что обследование технического состояния изотермических резервуаров включает в себя: периодический наружный осмотр изотермического резервуара и контроль работы его систем с целью визуальной оценки его технического состояния в режиме эксплуатации; полное техническое диагностирование изотермического резервуара с применением методов неразрушающего контроля и выводом изотермического резервуара из эксплуатации; частичное техническое диагностирование изотермического резервуара в режиме
эксплуатации.
Руководством устанавливаются требования к:
типам, конструктивным решениям и основным параметрам изотермических резервуаров;
периодическому наружному осмотру изотермического резервуара в режиме эксплуатации;
Верховный Суд РФ признал недействующими Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации
Верховный Суд РФ признал не действующими со дня принятия Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации, утвержденные приказом Российского авиационно-космического агентства от 28 июня 2000 г. N 104, и приказ генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 21 октября 2002 г. N 149 "О применении федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации".
Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса РФ федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются нормативными актами, регулирующими отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации, они принимаются в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, согласно которому федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства РФ, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, при этом федеральные авиационные правила в области экспериментальной авиации утверждаются и вводятся в действие Российским авиационно-космическим агентством
(пункт 6 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 344, действующей до 20 июля 2010 г.).
Таким образом, утверждение федеральных авиационных правил в области экспериментальной авиации на день принятия Правил относилось к полномочиям Российского авиационно-космического агентства.
В силу части 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в
Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).
Из содержания общих положений Правил следует, что они определяют порядок организации летно-испытательной работы, выполнения испытательных полетов, управления полетами и их обеспечения в авиационных организациях экспериментальной авиации и являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства РФ, регулирующего отношения в области деятельности экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в
том числе на юридических лиц, осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной и другой техники, организацию летно-испытательной работы, выполнение испытательных полетов, управление полетами и их обеспечение (пункт 1.1).
В свою очередь, взаимосвязанный с Правилами Приказ, пункты 1 и 2 которого введены в действие с 1 января 2003 г., предписывает впредь до утверждения новой редакции федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации пункты 1.2, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.12, 5.14, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.22, 5.23 и приложение N 11 к Правилам применять в части, не противоречащей Федеральным авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным приказом
Министра обороны РФ, Минтранса России и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 (пункт 1).
Из содержания Правил и Приказа следует, что их положения затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, имеют межведомственный характер, следовательно они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию, однако данные правила введения в действие нормативных правовых актов не были соблюдены.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил: если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять
решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).
Фактическое применение Правил и Приказа со дня принятия (каждого из них) не может подменять собой установленный порядок введения в действие нормативных правовых актов. Подобный способ легализации нормативных правовых актов, для которых необходимы обязательная государственная регистрация в Минюсте России и официальное опубликование, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Поскольку отсутствие в настоящее время принятых и введенных в действие в установленном порядке федеральных авиационных правил в области экспериментальной авиации указывает на недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Суд считает необходимым возложить на Минпромторг России обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный
полностью не действующим.