КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 12.01.2018
Удобная работа с практикой высших судов
Банк "Решения высших судов" в системе КонсультантПлюс разделен на два подбанка, документы которых можно изучать отдельно:
- Постановления пленумов и обзоры;
- Решения по конкретным делам.
Это сделает удобнее анализ решений высших судов – можно получить сводный список решений или выбрать нужный тип документов и изучить только их. Об этом и других изменениях в системе
Установлен порядок обращения за назначением ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка
Обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами РФ, постоянно проживающие на территории РФ, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином РФ, и
размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Заявление о назначении выплат может быть подано орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган ПФ РФ в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
В заявлении о назначении выплат указываются, в числе прочего:
сведения о заявителе, в том числе, сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, кем и когда выдан), сведения о принадлежности к гражданству, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования РФ (при наличии), сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем
личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
сведения о ребенке, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, очередность рождения (усыновления), сведения о принадлежности к гражданству);
сведения о доходах семьи заявителя;
реквизиты счета заявителя, открытого в российской кредитной организации.
Достоверность представленных сведений, указанных в заявлении о назначении выплат, а также информированность заявителя об ответственности за достоверность представленных сведений подтверждаются подписью заявителя.
В случае рождения (усыновления) двух и более детей заявитель подает заявление о назначении ежемесячной выплаты:
в отношении одного ребенка - в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения;
в отношении второго ребенка - в территориальный орган ПФ РФ.
Заявление о назначении выплат с документами могут быть направлены в форме электронных документов, которые:
- подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-Ф3 "Об электронной подписи" и статьями 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- представляются с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
лично или через представителя при посещении органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориального органа ПФ РФ;
- посредством многофункционального центра;
- с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" без электронных носителей.
В приложении приводится Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.
ФНС России сообщила коды операций для формирования налоговой отчетности в связи с введением в России системы "tax free"
Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность компенсации сумм НДС иностранным гражданам при приобретении ими товаров на территории РФ и вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС.
При реализации услуг по компенсации НДС иностранным гражданам применяется ставка НДС 0 процентов. Порядок подтверждения обоснованности применения данной ставки налога определен ст. 165 НК РФ.
До внесения изменений в форму и порядок заполнения налоговой декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) ФНС России рекомендует:
операцию по реализации услуг по компенсации сумм НДС гражданам иностранных государств отражать в 4 разделе налоговой декларации, а также в разделах 5 и 6 под кодом 1011431;
в книге продаж при регистрации документа (чека) для компенсации НДС применять код вида операции 35;
в отношении вычетов сумм НДС, исчисленных организациями розничной торговли в случаях, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 171 НК РФ, - применять рекомендуемый код вида операции 36.
Кроме того отмечено, что до внесения изменений в раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет..." налоговой декларации вышеуказанные операции по реализации товаров и применения налоговых вычетов организациями розничной торговли следует отражать по строке 010 или 020 и строке 120 указанного раздела 3 соответственно.
Изъятие и удержание в режиме хранения в качестве вещественных доказательств в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, должно быть обоснованным и необходимым
Конституционный Суд РФ признал положения части первой статьи 81.1 и пункта 3.1 части второй статьи 82 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что при решении на их основании уполномоченными лицами органов предварительного следствия и дознания в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности вопроса об изъятии, приобщении к материалам
уголовного дела и удержании в режиме хранения в качестве вещественных доказательств предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности и принадлежащих на законных основаниях лицам, не являющимся в этих уголовных делах подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия (юридическим лицам, которые не контролируются подозреваемыми, обви
няемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия), указанные вещественные доказательства не должны изыматься у их собственников или владельцев, если обеспечение их сохранности и проведение с ними необходимых следственных действий, а равно предотвращение их использования для совершения преступлений не требуют - с учетом их особенностей и иных обстоятельств конкретного дела - такого изъятия; после проведения с ними необходимых следственных действий, потребовавших
изъятия, они незамедлительно возвращаются собственнику или владельцу на ответственное хранение.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что финансовые, материальные и прочие потери собственников или владельцев изъятого имущества и других лиц, включая публично-территориальные образования, при изъятии предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности, могут значительно превышать последствия изъятия вещей той же стоимости, но иного целевого назначения. Следовательно, требуется специальный подход к
разрешению в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности вопросов о признании указанных предметов вещественными доказательствами, их изъятии и удержании в режиме хранения, предполагающий, что такие изъятие и удержание должны быть скорее исключением, обусловленным обстоятельствами конкретного дела и особенностями этих предметов, в том числе информации, источниками которой они служат и которая необходима для раскрытия преступл
ения.
Это, однако, не означает, что предметы, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности, не могут быть изъяты у лица, не имеющего статуса подозреваемого, обвиняемого и не несущего по закону материальную ответственность за их действия, если такое изъятие является вынужденно необходимым для расследования уголовного дела и вынесения справедливого приговора, поскольку иначе объективно невозможно обеспечить сохранность и
доказательственную ценность указанных предметов, избежать уничтожения следов преступления, а равно если без такого изъятия имущество может быть использовано для продолжения преступной деятельности. Вместе с тем обязанность обосновать необходимость такого изъятия, в том числе при возникновении судебных споров по соответствующим вопросам, лежит на уполномоченных лицах органов предварительного следствия и дознания, причем одной только ссылки на то, что данный предмет обладает
свойствами вещественного доказательства, недостаточно для обоснования необходимости его изъятия.
Оценка судом законности и обоснованности изъятия у собственника или владельца того или иного имущества в связи с приобщением его к уголовному делу в качестве вещественного доказательства не может, по смыслу статей 81 и 82 УПК РФ, ограничиваться установлением формального соответствия закону полномочий применяющих данную меру должностных лиц органов предварительного расследования, - суд должен прийти к выводу, что иным способом обеспечить решение стоящих перед уголовным судопроизводством задач
невозможно; в таких случаях должны приниматься во внимание как тяжесть преступления, в связи с расследованием которого решается вопрос об изъятии имущества, так и особенности самого имущества, в том числе его стоимость, значимость для собственника или владельца и общества, возможные негативные последствия изъятия имущества; в зависимости от указанных обстоятельств дознаватель, следователь и затем суд, решая вопрос о признании имущества вещественным доказательством, должны
определять, подлежит ли это имущество изъятию либо в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 1 части второй статьи 82 УПК РФ оно может быть сфотографировано, снято на видео- или кинопленку и возвращено собственнику или владельцу на хранение до принятия решения по уголовному делу. Такой механизм защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц применим и к оценке правомерности изъятия предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при
осуществлении предпринимательской деятельности.
Нормы федерального законодательства, регламентирующие порядок увольнения сотрудника органов внутренних дел, должность которого сокращается, признаны не противоречащими Конституции РФ
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащееся в нем положение не предполагает возможность применения предусмотренного им основания расторжения контракта по инициативе (по выбору) руководителя федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в отношении сотрудника органов внутренних дел - одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в случае, когда при сокращении замещаемой ею должности в процессе осуществления организационно-штатных мероприятий она отказывается от перевода на иную вакантную должность.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел и его увольнение со службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возможно, если только данным Федеральным законом не предусмотрены иные последствия невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную
должность в органах внутренних дел (отказа от перевода), либо если отсутствуют иные, прямо предусмотренные им основания увольнения, в большей степени соответствующие обстоятельствам, послужившим причиной увольнения, либо если данное основание увольнения выбрано самим увольняемым со службы в органах внутренних дел сотрудником в порядке реализации права, предоставленного ему частью 8 той же статьи.
Поскольку, таким образом, увольнение сотрудника органов внутренних дел в связи с невозможностью перевода или его отказом от перевода на иную должность в органах внутренних дел может производиться в тех случаях, когда указанным Федеральным законом не предусмотрено специальное основание увольнения сотрудника, отказавшегося от перевода на иную должность, и осуществляется по объективным причинам (в случае отсутствия возможности перевести увольняемого сотрудника органов внутренних дел на иную
равнозначную или нижестоящую должность) или по воле увольняемого сотрудника органов внутренних дел (при его отказе от замещения предложенных вакантных должностей либо в случае выбора им данного основания увольнения), данное основание увольнения обоснованно не включено в перечень оснований увольнения по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, содержащийся в части 6 статьи 82 названного Федерального зако
на.
Соответственно, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель при решении вопроса об увольнении сотрудника органов внутренних дел, должность которого сокращается, связан требованиями Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязывающими его выбрать то основание увольнения, которое прямо предписано названным Федеральным
законом для соответствующих обстоятельств увольнения (тем более если определенное основание увольнения или отнесение его к основаниям увольнения по инициативе указанных должностных лиц сопряжено с предоставлением специальных гарантий, в том числе обусловленных реализацией конституционных положений о защите материнства и детства), либо - если увольняемому сотруднику органов внутренних дел предоставлено право выбора основания увольнения со службы - волеизъявлением самого сотруд
ника. В противном случае допускался бы произвольный выбор указанными должностными лицами основания увольнения сотрудника органов внутренних дел, должность которого сокращается, ущемлялись бы права сотрудников органов внутренних дел, а сам пункт 3 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утрачивал бы качество определенности.
До 30 января 2018 года необходимо сдать расчеты по страховым взносам за 2017 год
Форма и формат расчета утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
Сообщается также, что во избежание ошибок в расчетах рекомендуется использовать программу автоматизации процесса подготовки документов налоговой и бухгалтерской отчетности, расчета по страховым взносам "Налогоплательщик ЮЛ" и программу проверки файлов на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности TESTER.
На сайте ФНС России реализован раздел, посвященный международному автоматическому обмену, где публикуются
не только разрабатываемые проекты документов, но и ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков
Кроме того, сообщается, что на сайте ФНС России опубликованы проекты форматов для обмена информацией в рамках многосторонних соглашений с иностранными юрисдикциями. Организации финансового рынка и другие заинтересованные стороны уже могут приступать к тестированию этих форматов для обеспечения максимально удобного их применения.
Во II чтении принят законопроект, направленный на повышение
качества корпоративного управления в хозяйственных обществах
Законопроектом, в числе прочего:
устанавливается, что в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль;
предусматривается, что устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании, устав непубличного общества - сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии, а если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, - сведения об этом с указанием таких случаев;
уточнены вопросы, при решении которых акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров;
к информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества отнесено, помимо прочего заключение внутреннего аудита, осуществляемого в публичном обществе;
устанавливается, что условия трудового договора с должностным лицом или руководителем структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества;
предусматривается, что достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии общества является обязательным либо избрание ревизионной комиссии непубличного общества осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных уставом этого общества, и такие случаи предусматривают подтверждение (проверку) достоверности
данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности этого общества.
Внесены поправки в бюджетную классификацию, предусматривающие уточнение порядка применения кодов КОСГУ
В частности, скорректированы наименования некоторых кодов статей КОСГУ, в том числе: 130 - "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат"; 140 - "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба".
Кроме того, введена детализация статей 120 - 140, 180, 290 КОСГУ, отдельные статьи дополнены новыми подстатьями, а также в новой редакции изложены тексты ряда статей, в том числе 410 - 430.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Обновлен порядок осуществления информационного обмена с Банком России в электронном виде через личный кабинет
Речь идет о взаимодействии Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, саморегулируемыми организациями актуариев, респондентами, представляющими первичные статистические данные, а также с иными лицами в соответствии с законодательством РФ.
В частности, согласно новому порядку участники информационного обмена направляют электронный документ в Банк России посредством личного кабинета. Ранее предусматривалось также использование для этих целей сетевого интерфейса, который используется для направления электронных документов в Банк России без авторизации в личном кабинете.
Кроме того, предусмотрено направление Банком России участнику информационного обмена ответов на его запросы путем их размещения в личном кабинете.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня его вступления в силу признается утратившим силу Указание Банка России от 21.12.2015 N 3906-У, которым был утвержден ранее действовавший порядок такого взаимодействия.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Минкультуры России напоминает об изменениях в законодательстве, регулирующем вопросы ввоза и вывоза культурных ценностей
Речь идет о Федеральных законах от 28.12.2017 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела" и от 28.12.2017 N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Сообщается, что внесенные изменения регулируют вопросы ввоза в Россию и вывоза из страны культурных ценностей в государства, не входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также предоставляют налоговые льготы негосударственным организациям, осуществляющим ввоз культурных ценностей.
В частности:
вводится новая категория культурных ценностей, постоянный вывоз которых из РФ будет запрещен: это культурные ценности, имеющие особое значение;
устанавливается перечень документов, необходимых для выдачи разрешительных документов на вывоз и временный вывоз культурных ценностей, а также перечень оснований для отказа в выдаче разрешительных документов;
устанавливаются обязательные требования к страхованию временно вывозимых культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях и архивах;
устанавливается новый порядок и размер взимания государственной пошлины за выдачу разрешительного документа на вывоз и временный вывоз культурных ценностей;
вводится новый вид государственной пошлины - за выдачу паспорта на музыкальный инструмент;
вводятся налоговые льготы негосударственным организациям, осуществляющим ввоз культурных ценностей, при наличии экспертного заключения, содержащего вывод об отнесении ввозимого предмета к культурным ценностям.
Кроме того, будет проводиться аттестация экспертов по культурным ценностям и появится реестр этих специалистов.
Разъяснены особенности проведения медико-экономического
контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи
В соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, все случаи оказания медицинской помощи, предъявленные к оплате медицинской организацией, должны пройти медико-экономический контроль, в процессе которого производится установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на
основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС территориальной программе ОМС, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи. Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) включает перечень дефектов (нарушений), сгруппированных в разделы. В разделе 5 Перечня перечислены нарушения, связанные исключительно с оформ
лением и предъявлением на оплату счетов и реестров счетов, выявляемые на этапе медико-экономического контроля.
Медико-экономическая экспертиза проводится в целях установления соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации; экспертиза качества медицинской помощи - в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации, степени достижения запланированного результата. Данные экспертизы проводятся на основании первичной медицинской документации и выявление нарушений раздела 5 на этапах медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи невозможно.
При этом результаты медико-экономического контроля (в том числе и случаи, не принятые к оплате) могут являться основанием для проведения медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Случаи выявления дефектов раздела 5 Перечня страховой медицинской организацией на медико-экономической экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи являются основанием для проведения контроля со стороны территориального фонда, в том числе с целью выявления нарушений в организации и проведении в полном объеме первичного медико-экономического контроля страховой медицинской организации.
В организациях
по добыче угля должны применяться единые принципы обеспечения безопасного ведения работ, контроля соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда
Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда должно включать следующие разделы:
"Система управления промышленной безопасностью" (СУПБ);
"Производственный контроль";
"Система управления охраной труда".
Подробно раскрыто содержание каждого раздела. В частности, раздел "Система управления промышленной безопасностью" должен включать подразделы:
"Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности (ПБ)";
"Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации";
"Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ";
"Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ";
"Порядок проведения консультаций с работниками и их представителями по вопросам обеспечения ПБ" и др.
В приложении приведена схема совмещения обязанностей работников в области промышленной безопасности и охраны труда.
Исключено истребование от граждан, уволенных с военной службы, справки о составе семьи при
определении размера предоставляемого им жилья
Сведения о составе семьи гражданина, уволенного с военной службы, теперь будут указываться им в заявлении, подаваемом в орган местного самоуправления, в котором он состоит в очереди на получение жилого помещения.
Орган местного самоуправления, в котором гражданин, уволенный с военной службы, состоит в очереди на получение жилого помещения, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления, будет запрашивать в военном комиссариате по месту воинского учета гражданина выписку из его личного дела о составе семьи, путем направления межведомственного запроса в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем
межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, предусмотрено, что в заявлении о назначении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, членами семей погибших (умерших) военнослужащих также будут указываться сведения о количестве граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации.
В первом чтении принят законопроект, закрепляющий механизм взаимодействия государственных и частных партнеров в сфере IT-технологий
Законопроектом предлагаются в качестве объекта соглашений государственно-частного партнерства и концессионного соглашения объекты IT-инфраструктуры, а именно: программы для ЭВМ, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе в составе сайтов в сети Интернет и государственных информационных систем или их совокупности).
При этом предусматривается, что концессионером по такому концессионному соглашению, частным партнером не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные и (или) российские юридические лица), решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом.
Допущенное обществом нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 15.07.2016), выразившееся в неразмещении на интернет-сайте необходимой информации, не может быть квалифицировано как противоправное деяние
В ходе проведения контроля за соблюдением требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, либо поставку продовольственных товаров в торговые сети, установленных частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), антимонопольный орган выявил факт отсутствия на сайте общества в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров, а также актуальной информации о существенных условиях такого договора.
Поскольку осуществляя торговую деятельность посредством организации торговой сети, общество не разместило указанную информацию на своем интернет-сайте, тем самым не исполнило обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ установила, в частности, следующее.
Согласно части 1 статьи 14.41 КоАП РФ, административная ответственность наступает за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, правонарушением признается непредоставление соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на запрос, полученный со стороны контрагента.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ, необходимо установить факт получения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запроса от контрагента о предоставлении упомянутой информации, на который (запрос) хозяйствующий субъект не ответил, то есть не предоставил запрашиваемую контрагентом информацию.
Доказательств того, что какой-либо контрагент обращался к обществу с запросом о предоставлении упомянутой информации, получив который, общество не предоставило такую информацию, материалы дела не содержат.
В то же время ответственность за неразмещение соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на интернет-сайте часть 1 статьи 14.41 КоАП РФ не предусматривает.
Такой вывод следует, исходя из исторического и систематического способов толкования правовых норм, содержащихся в части 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ и части 1 статьи 14.41 КоАП РФ. Так, изначально в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для
заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора могла быть реализована двумя способами: либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса.
В соответствии с частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ ответственность была предусмотрена за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом указанной информации.
За неразмещение такой информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" административная ответственность не была предусмотрена.
После исключения Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" слов "или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса" соответствующие изменения в часть 1 статьи 14.41 КоАП РФ внесены не были, хотя другие изменения,
касающиеся ответственности указанных хозяйствующих субъектов за правонарушения в данной сфере, этим же Законом были предусмотрены.
Учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся государственный орган и лицо, привлекаемое к административной ответственности, расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается. Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ, наступает лишь за те действия, которые прямо предусмотрены диспозицией указанной нормы.
Таким образом, допущенное обществом нарушение требований части 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ (в редакции, действующей с 15.07.2016), выразившееся в неразмещении на интернет-сайте необходимой информации, не может быть квалифицировано, как противоправное деяние, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.