КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.02.2016
Налоговые последствия новых положений ГК РФ о сделках, обязательствах и договорах
На семинаре будут рассмотрены основные нововведения первой части ГК РФ, которые необходимо учитывать при налоговой проверке, будут описаны их налоговые последствия, представлены рекомендации по минимизации налоговых рисков.
Законопроект об ограничении деятельности коллекторских агентств внесен в
Госдуму
В связи с отсутствием в действующем законодательстве законодательных механизмов, направленных на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников - физических лиц, предлагается издание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.
Законопроектом определяются в том числе общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, способы взаимодействия с должником, ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (в частности, не допускаются направленные на возврат долгов действия кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, связанные в том числе с применением к должнику физической силы либо угрозой, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или
повреждения, оказанием психологического давления на должника).
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, не допускается направленное на возврат долга взаимодействие с должником (непосредственное взаимодействие) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по месту жительства должника, известному кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, частое взаимодействие посредством личных встреч (более одного раза в неделю), при взаимодействии посредством
телефонных переговоров (более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц).
В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, должнику должны быть сообщены ФИО физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, ФИО или наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени или в его интересах. Должник вправе направить через нотариуса кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, заявление с указанием на осуществление взаимодействия только через указанного
должником представителя или на отказ от взаимодействия.
Устанавливается, что юрлицо приобретает права и обязанности лица, осуществляющего деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности со дня внесения сведений о нем в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о нем из реестра.
Определяются требования к юрлицу (в том числе регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов - не менее 10 млн рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве и др.), к работникам такого юрлица.
Устанавливается порядок осуществления контроля за деятельностью таких юрлиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписаний об устранении нарушений.
За нарушение требований законодательства о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов предлагается установить административную ответственность
В связи с разработкой проекта Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" предусматривается внесение изменений в том числе в федеральные законы "О персональных данных", "О кредитных историях", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О потребительском кредите (займе)", а
также в КоАП РФ.
В частности, предлагается установить административную ответственность в том числе за:
совершение кредитором или лицом, действующим от его имени или в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат долгов, нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов (штраф для граждан - от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей);
аналогичное нарушение, совершенное юрлицом, включенным в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности (штраф для должностных лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или администравное приостановление деятельности до 90 суток);
незаконное осуществление лицом, не включенным в реестр, действий, которые могут осуществляться только включенным в реестр юрлицом (штраф для граждан - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 200 тысяч до 2 миллионов рублей).
Утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в
среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы
В частности, федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади в месяц установлен на 2015 год в размере 126 рублей, на 2017 год - 132 рубля, на 2018 год - 137 рублей. Кроме того, установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2016 - 2018 годы.
Федеральные стандарты устанавливаются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Федеральные стандарты, утвержденные настоящим Постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2016 года.
ФНС России подготовлен очередной обзор судебной практики по делам, связанным
с государственной регистрацией юридических лиц и ИП
В обзоре содержатся, в частности, следующие разъяснения:
поскольку при первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения;
поскольку срок исполнения действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица на основании определения суда о завершении конкурсного производства наступил, а производство по апелляционной жалобе заявителя возбуждено не было, суды признали законными действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи;
ограничения на государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя до истечения года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, признанного банкротом, не применяются;
поскольку заявление физического лица (бывшего руководителя общества) не отвечало требованиям пункта 1.3 статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), не содержало информацию, предусмотренную формой заявления N Р14001, у инспекции не имелось оснований для его рассмотрения в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ, и вынесения по нему решения об исключении
из ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Разъяснены особенности заполнения и представления сведений о доходах физических лиц по
форме 2-НДФЛ
Сообщается, в частности, что с целью обеспечения полноты формирования и достоверности данных, содержащихся в информационном ресурсе "Сведения о физических лицах", а также исключения приема от налогового агента Справок с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской
Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)" равном "643".
Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физических лиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.
Установлен порядок направления
субъектом кредитной истории, пользователем кредитной истории и финансовым управляющим запросов в Центральный каталог кредитных историй
Субъект кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, обратившись с соответствующим запросом в письменной форме в любую кредитную организацию (головной офис, филиал или дополнительный офис кредитной организации).
В Указании приводится, в частности, порядок идентификации субъекта (пользователя) кредитной истории и финансового управляющего, порядок представления согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета, порядок направления запроса в ЦККИ и получения ответа, сроки информирования субъекта (пользователя) кредитной истории и финансового управляющего о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Со дня вступления настоящего Указания в силу признается утратившим силу Указание Банка России от 31 августа 2005 года N 1612, регламентирующее порядок направления запросов в ЦККИ, с внесенными в него изменениями.
Внесены уточнения в порядок направления и получения информации из Центрального каталога кредитных историй
В частности, установлено, что идентификация личности финансового управляющего осуществляется на основе паспорта гражданина РФ или при его отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, и судебного акта об утверждении финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) запрашиваемого субъекта кредитной истории - физического лица. В случае если с запросом обратился представитель финансового управляющего, помимо проверки указанных
документов проверяется наличие у представителя оформленного в соответствии с законодательством РФ документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий, и сверяются данные, указанные в этих документах.
Запрос финансового управляющего (ответ ЦККИ на такой запрос) направляется в порядке, аналогичном для субъектов кредитных историй - физических лиц.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Для кредитных кооперативов установлены числовые значения и порядок расчета
финансовых нормативов
Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ изменены финансовые нормативы, которые обязан соблюдать кредитный потребительский кооператив.
Указание устанавливает формулы расчета финансовых нормативов (в том числе для кооперативов второго уровня), а также определяет их числовые значения с учетом применения дифференцированного подхода в зависимости от числа членов (пайщиков) кооператива.
Так, например, в числе таких нормативов - соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН1).
Минимальное допустимое числовое значение норматива ФН1 установлено в пределах от 2 до 5 процентов в зависимости от числа пайщиков кооператива.
Банком России согласован Федеральный стандарт актуарной деятельности "Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования иного, чем страхование жизни"
Настоящий федеральный стандарт устанавливает требования к порядку проведения актуарных расчетов величины страховых резервов и проверке их адекватности обязательствам по договорам страхования иного, чем страхование жизни.
Указанный федеральный стандарт должен применяться в каждом из следующих случаев:
- при проведении актуарием обязательного актуарного оценивания деятельности страховщика в части оценки страховых обязательств по договорам страхования и (или) перестрахования иного, чем страхование жизни;
- если основная задача, поставленная актуарию, состоит в подготовке вывода о фактическом объеме совокупных страховых обязательств организации, деятельность которой являлась объектом актуарного оценивания;
- указание на необходимость применения настоящего федерального стандарта содержится в задаче, поставленной актуарию.
Актуарию следует руководствоваться применимыми положениями настоящего федерального стандарта при решении иных задач, связанных с актуарной оценкой страховых обязательств по договорам страхования, иного чем страхование жизни.
Настоящий федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его опубликования в "Вестнике Банка России".
Новый порядок исчисления срока исковой давности не должен лишать кредитора права на судебную защиту
Конституционный Суд РФ признал часть 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о применении к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года (даты вступления в силу отдельных положений данного
Закона), положения абзаца второго пункта 2 статьи 200 ГК РФ о том, что срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования.
В силу указанной нормы Федерального закона установленные положениями ГК РФ (в редакции данного Закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года. При этом согласно абзацу второму пункта 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня
предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства.
В результате распространения действия нового порядка определения начала течения срока исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, на правоотношения, возникшие до принятия указанного Закона, кредитор, предъявивший к должнику через 2 месяца после опубликования данного Закона требования об исполнении существовавших между сторонами более 10 лет обязательств, не имеет возможности защитить в судебном порядке свои нарушенные права.
Федеральный законодатель вправе внести коррективы в переходные положения данного Закона, установив разумный срок, в течение которого исковая давность не считается истекшей и кредитор может рассчитывать на получение эффективной судебной защиты.
МЧС России разработаны рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора
Методическими рекомендациями определены, в частности:
- права и обязанности должностных лиц органов федерального государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций и лиц, в отношении которых осуществляются проверки;
- сроки проведения проверок;
- общие требования к планированию и проведению проверок;
- особенности проведения плановых проверок с учетом риск-ориентированного подхода, внеплановых, документарных, выездных проверок;
- особенности проведения проверок субъектов надзора, эксплуатирующих отдельные виды объектов, опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, объекты, расположенные в районах возможного воздействия опасных природных факторов, объекты, на которых обращаются опасные производственные объекты;
Действующий функционал единой
информационной системы в сфере закупок предусматривает кодирование закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с ОКПД2
При определении соответствующего кода ОКПД2 Минэкономразвития России рекомендует использовать соответствующие переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим, размещенные по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.