КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 10.09.2015
Изменения в Гражданском кодексе – 2015
На конференции обсудят влияние очередных изменений в ГК РФ на российский бизнес и прозрачность экономических взаимоотношений, оценят первые результаты работы в новых условиях, основные тенденции развития законодательства на 2016 год.
Конференция состоится 25 сентября в отеле «Марриотт Роял Аврора» (Москва).
С 1 января 2017 года предлагается ввести новый порядок индексации выплат,
пособий и компенсаций
Согласно проекту индексацию выплат, пособий и компенсаций предполагается осуществлять исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год. Соответствующий коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ.
Устанавливаются единые для всех рассматриваемых социальных выплат периодичность и срок индексации - один раз в год с 1 февраля текущего года.
Проектом предусматривается внесение соответствующих изменений в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проектом также предлагается положения отдельных законодательных актов РФ, касающиеся порядка индексации социальных выплат, поименованных в статье 1 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании
утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приостановить до 1 января 2017 года. Согласно проекту вступление в силу данного положения предусматривается с 1 января 2016 года. Остальные положения вступают в силу с 1 января 2017 год
а.
Предлагается новый порядок составления и утверждения проекта федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
В связи с высокой неопределенностью и волатильностью на финансовых и сырьевых рынках законопроектом предлагается:
- составление и утверждение проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ только на 2016 год (с приостановлением до 1 января 2016 г. положений Бюджетного кодекса РФ в отношении планового периода для федерального уровня, кроме прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики);
- внесение до 25 октября 2015 г. (с приостановлением до 1 января 2016 г. положения Бюджетного кодекса РФ о внесении не позднее 1 октября) в ГД ФС РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на 2016 год, а также документов и материалов к ним;
- отказ от применения "бюджетного правила" - требований к определению общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в связи с существенным прогнозируемым сокращением общего объема доходов и составлением проекта федерального бюджета только на 2016 год.
В целях продления на 2016 год норм об особенностях исполнения договоров и заключения новых договоров проектом предусматривается:
- продлить право получателей средств федерального бюджета заключать договоры, срок оплаты которых за пределами 2016 года, в соответствии с ранее доведенными лимитами бюджетных обязательств по решению Правительства РФ;
- сохранить положение о том, что договоры (соглашения), по которым получателем средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда РФ) приняты обязательства, подлежащие оплате в 2017 году, по инициативе получателя средств бюджета в связи с недоведением ему лимитов бюджетных обязательств на указанный год не расторгаются.
Установлен порядок разработки бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период
Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период разрабатывается на 18-летний период каждые 6 лет. В 2015 году бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период разрабатывается на период до 2030 года.
Разработку бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза), включая методическое и организационное обеспечение, осуществляет Минфин России. Бюджетный прогноз утверждается распоряжением Правительства РФ.
Бюджетный прогноз разрабатывается с учетом 3-х вариантов прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период (базовый, консервативный и целевой) и иных показателей социально-экономического развития РФ на долгосрочный период.
В приложении приведены требования к составу и содержанию бюджетного прогноза.
Разъяснены вопросы, касающиеся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях
Банком России даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
что следует понимать под опытом работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в целях исполнения Указания Банка России от 05.12.2014 N 3470-У;
является ли подтверждением опыта работы в сфере ПОД/ФТ наличие у сотрудника некредитной финансовой организации документа о прохождении обучения по ПОД/ФТ;
какие квалификационные требования предъявляются к ответственному сотруднику некредитной финансовой организации, являющейся в соответствии с законодательством малым предприятием или микропредприятием, осуществляющей одновременно деятельность управляющей компании и профессионального участника рынка ценных бумаг;
каким документом должно подтверждаться прохождение сотрудниками некредитной финансовой организации обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа или повышения квалификации в сторонней организации;
может ли ответственный сотрудник (сотрудник подразделения по ПОД/ФТ) совмещать свою деятельность с работой по совместительству, связанной с выполнением аналогичных либо иных функций в других некредитных финансовых организациях.
Банком России разъяснены некоторые вопросы,
касающиеся применения отдельных норм действующего законодательства в отношении среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) (ПСК)
Сообщается, что в соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и в порядке, установленном Указанием Банка России от 29.04.2014 N 3249-У "О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)", Банк России ежеквартально рассчитывает и опубликовывает ПСК по
категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение ПСК подлежит применению.
Для микрофинансовых организаций предусмотрены в том числе такие категории, как "Потребительские микрозаймы с обеспечением в виде залога" и "Потребительские микрозаймы с иным обеспечением".
В случае если в договоре потребительского займа предусмотрены несколько видов обеспечения исполнения обязательств, одним из которых является залог, к указанному договору применяются среднерыночные и предельные значения ПСК категории потребительских займов "Потребительские микрозаймы с обеспечением в виде залога", при использовании иного обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского займа, за исключением залога, применяется категория потребительских займов
"Потребительские микрозаймы с иным обеспечением".
Банк России напоминает участникам рынка микрофинансирования о порядке направления в Банк России документов на бумажных носителях
Сообщается, что документы, направляемые в Банк России в соответствии с Указанием Банка России N 3510-У от 28.12.2014, а также ответы на предписания Банка России, запросы в Банк России, ответы на запросы Банка России необходимо направлять в адрес структурного подразделения центрального аппарата Банка России или территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью участника рынка микрофинансирования.
Приложением 1 Распоряжения Банка России N Р-462 от 05.06.2014 определен список МФО, КПК, СРО КПК, контроль и надзор за которыми осуществляет Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России.
Контроль и надзор за участниками рынка микрофинансирования, не указанными в указанном приложении, осуществляют территориальные учреждения Банка России согласно приложению 2 Распоряжения N Р-462.
Отчетность участников рынка микрофинансирования представляется в Банк России в электронном виде через личный кабинет ("Финансовые рынки/Личный кабинет участника финансового рынка") без досылки бумажных экземпляров в соответствии с Указаниями для ломбардов, МФО, ЖНК, КПК, СКПК.
В случае направления участником рынка микрофинансирования ответа на запрос (предписание) Банка России через личный кабинет досылка бумажного экземпляра не требуется.
Даны разъяснения о порядке определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных во время
применения ПСН, в целях включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при применении УСН
Сообщается, в частности, что определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе индивидуальных предпринимателей на УСН с патентной системы налогообложения, в целях включения данной остаточной стоимости в состав расходов, учитываемых при применении УСН, главой 26.2 НК РФ не предусмотрено.
Исходя из этого индивидуальные предприниматели при переходе на УСН с патентной системы налогообложения на дату такого перехода остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения патентной системы налогообложения, не определяют и, соответственно, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитывают.
Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка определения остаточной стоимости основных средств, полученных организацией
(концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности
Сообщается, в частности, следующее.
Пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление
амортизации таких объектов и имущества.
Учитывая изложенное, остаточная стоимость основных средств организации (концессионера), полученных от собственника (концедента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности, учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Поэтому в случае если остаточная стоимость основных средств, полученных организацией (концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению, превышает 100 млн. рублей, данная организация (концессионер) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
ФСС России обратил внимание на
неправомерность произведенных в I полугодии 2015 года расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ
Сообщается, в частности, что с 01.01.2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") включены в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и с сумм выплат, начисленных в их пользу,
должны уплачиваться страховые взносы в Фонд по тарифу 1,8%.
Право на получение страхового обеспечения данная категория застрахованных лиц приобретает при условии уплаты за них страховых взносов не менее чем за шесть месяцев до наступления страхового случая, то есть фактически право на получение пособия по временной нетрудоспособности рассматриваемой категории застрахованных лиц может быть приобретено не ранее чем с 01.07.2015.
Вместе с тем в отчетности региональных отделений Фонда за I квартал 2015 года и I полугодие 2015 года отражены данные по расходам на выплату пособия по временной нетрудоспособности, числу случаев и числу оплаченных дней данной категории застрахованных лиц (форма 0503127) (специализированный) "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного
администратора, администратора доходов бюджета", таблица 19 "Показатели расходов по пособиям").
В связи с этим обращается внимание на неправомерность произведенных в I полугодии 2015 года расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации.
Сообщается, что территориальные органы страховщика имеют право не принимать к зачету расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, если они произведены: на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; с нарушением законодательства РФ о социальном страховании; без подтверждающих документов.
ФСС России подготовлена информация по вопросу выплаты пособия по
временной нетрудоспособности, не полученного застрахованным лицом при жизни в связи с его смертью
В письме приводятся нормы законодательства, которыми, в частности, могут руководствоваться при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой указанного пособия, проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Заказчик вправе осуществлять все закупки у единственного поставщика в соответствии с
законом о контрактной системе при соблюдении ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных указанным законом
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Федерального закона от 04.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В частности, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
Также закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк,
театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
Кроме того, Законом N 44-ФЗ установлены ограничения по годовому объему закупок, производимых у единственного поставщика.
Разъяснены отдельные вопросы осуществления закупок автономными учреждениями
Сообщается, что автономные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядке в случае предоставления таким учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. В
остальных случаях применяется Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принятыми и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Заказчик вправе в положении о закупке самостоятельно установить способ закупки - "закупка у единственного поставщика" и определить размеры такой закупки в денежном эквиваленте. В то же время злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, автономное учреждение обязано применять Закон "О контрактной системе в сфере закупок…" в случае, когда положение о закупке таким учреждением не утверждено и не размещено на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ, либо в случае, когда размещен правовой акт автономного учреждения, отменяющий ранее размещенное
положение о закупке.
Установлены правила проведения поверки средств
измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке
Поверку осуществляют аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эталоны единиц величин, используемые при поверке, должны также быть аттестованы в установленном порядке.
Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерения.
Правилами, кроме того, установлен порядок представления средства измерения на поверку, порядок проведения поверки средства измерения, требования к знаку поверки, требования к содержанию свидетельства о поверке.
В приложениях к приказу приведена форма свидетельства о поверке средства измерений, форма свидетельства о поверке эталона, извещение о непригодности эталона к применению, примеры рисунков знаков поверки, примеры рисунков знаков поверки поверительных клейм различного исполнения.
Утверждены методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных
Страховая стоимость урожая сельскохозяйственной культуры, посадок и размер утраты (гибели) сельскохозяйственных животных исчисляется в полных рублях.
Устанавливается формула, по которой определяется страховая стоимость урожая сельскохозяйственной культуры конкретного вида. При расчете используется официальная статистическая информация о ценах на отдельные виды продукции по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования.
Признается утратившим силу приказ Минсельхоза России от 14.03.2013 N 133 "Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных".
Минобрнауки
России даны разъяснения о порядке формирования списков на зачисление в вузы в 2015/2016 учебном году
Сообщается, что зачисление на места в рамках контрольных цифр приема по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам проводится поэтапно:
- зачисление без вступительных испытаний на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права и квоты целевого приема;
- первый этап зачисления по общему конкурсу - зачисление на 80 процентов конкурсных мест;
- второй этап зачисления по общему конкурсу - зачисление на 100 процентов конкурсных мест.
В начале второго этапа зачисленные на первом этапе исключаются из конкурсного списка, в соответствии с которым они зачислены, и количество мест в конкурсном списке уменьшается на количество заполненных мест.
Если после первого этапа зачисления по общему конкурсу какое-либо количество заполненных мест освобождается (в связи с тем, что лица, включенные в приказ о зачислении на первом этапе, отозвали документы, а также в связи с зачислением указанных лиц по более высокому приоритету), то освободившиеся места добавляются в соответствующий конкурсный список и используются вузом для зачисления поступающих на втором этапе.
На втором этапе осуществляется зачисление поступающих до заполнения 100 процентов конкурсных мест по общему конкурсу.