С 1 января 2015 года в России вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг
Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации.
С заявлением о проведении налогового мониторинга может обратиться организация, отвечающая одновременно нескольким критериям:
совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДПИ) за предшествующий год составляет не менее 300 млн рублей;
суммарный объем полученных доходов за предшествующий год - не менее 3 млрд рублей;
совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд рублей.
За периоды проведения налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки (за исключением установленных случаев).
В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
В случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.
Предлагается упрощенный порядок возврата зарубежных активов
Согласно законопроекту упрощенный порядок возврата активов представляет собой освобождение от уплаты налогов и сборов, пени и штрафов, которые согласно налоговому законодательству РФ должны быть уплачены в бюджет в связи с осуществлением операций за пределами территории РФ (получение налогооблагаемых в Российской Федерации доходов за пределами территории РФ, в том числе в виде долей/акций иностранных компаний, а также в результате владения ими, в результате осуществления деятельности за пределами
территории РФ с созданием видимости осуществления деятельности независимой иностранной компанией и иные), а также от уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства РФ, при условии перечисления на расчетные счета в Российской Федерации денежных средств и легализации владения тайно хранимым имуществом.
Предусматривается, что плательщики в период с 1 января 2015 года и по 30 июня 2015 года праве перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в российских банках, а также декларировать расположенное за пределами РФ имущество, без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества.
Плательщики, осуществившие возврат активов, обязаны по 31 августа 2015 года подать заявление о возвращаемых активах и самостоятельно исчислить и уплатить заявительный платеж.
Заявительный платеж рассчитывается по налоговой ставке 2,5% - сумма денежных средств, зачисленных на счет лица в банках Российской Федерации со счетов любых лиц, расположенных за пределами территории РФ.
Дата легализации возвращенного имущества определяется по его рыночной стоимости в следующем порядке:
- в отношении недвижимого имущества и транспортных средств - дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус собственника имущества, что подтверждается правоустанавливающим документом согласно законодательству страны, где расположено данное имущество;
- в отношении долей, акций, иных прав участия в иностранных компаниях - дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус владельца, акционера, участника иностранной компании, что подтверждается правоустанавливающими документами согласно законодательству страны - резидента иностранной компании;
- в отношении движимого имущества - дата, указанная физическим лицом-плательщиком в заявлении о возвращаемых доходах как дата приобретения права собственности на имущество; дата принятия имущества в состав собственного имущества в бухгалтерском учете организации-плательщике или в налоговом учете в случае освобождения плательщика от обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ.
Законопроектом установлено, что при условии подачи заявления о возвращаемых активах и уплаты заявительного платежа плательщик в отношении имущества и денежных средств, указанных в заявлении о возвращаемых активах:
- освобождается от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации данного имущества и денежных средств;
- не может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
- у него не могут запрашиваться любые документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения данных денежных средств и имущества.
Утвержден временный порядок подачи документов в Верховный Суд РФ в электронном виде
посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Суда в сети Интернет
Согласно утвержденному Временному порядку подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ (далее - Суд), лица, участвующие в деле, а также лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт (статья 42 АПК РФ), вправе направлять в Суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте Суда в сети Интернет. Для этого указанные лица регистрируются в системе "Мой Арбитр", размещенной на официальном сайте Суда.
Порядком регламентируются:
условия подачи документов в электронном виде;
требования к подаваемым документам;
порядок подачи документов по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции по правилам АПК РФ;
порядок подачи документов в Верховный Суд РФ в целях проверки судебных актов.
Предусматривается, что при поступлении в Суд по каналам электронной почты (без заполнения специальных форм документов, предусмотренных Порядком) заявлений, жалоб, представлений или прочих связанных с судебным делом процессуальных документов такие документы Судом не принимаются как поданные в нарушение Порядка, о чем сообщается заявителю. Представление документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, Порядком не регулируется.
Заявление о принятии обеспечительных мер, заявление об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов могут быть поданы в Суд только на бумажном носителе, поскольку АПК РФ не предусматривается подача этих документов в электронном виде. Ходатайство о принятии обеспечительных мер, изложенное в исковом заявлении, апелляционной жалобе, кассационной жалобе (представлении), надзорной жалобе (представлении), поданное в электронном виде, считается неподанным.
Обращения по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в Верховный Суд РФ в электронном виде, поскольку согласно части 4.1 статьи 30.13 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях в Верховном Суде РФ осуществляется по правилам КоАП РФ.
До 31 декабря 2014 года продлен срок подачи заявления для участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений
Ранее данный срок ограничивался 1 октября 2013 года. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, подавшие заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Исключение установлено для получателей любых видов пенсий и пожизненного содержания судей в отставке, за исключением военных пенсионеров и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц.
Заявления работников о добровольной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии должны представляться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в виде электронных документов, в случае если среднесписочная численность работников организации превышает 25 человек (ранее - 100 человек).
Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя теперь должно осуществляться не единым платежом, а отдельными платежами и оформляться отдельными платежными поручениями.
Пенсионный фонд РФ уполномочен по результатам проверки достоверности сведений об уплате дополнительных страховых взносов осуществлять корректировку сведений о средствах пенсионных накоплений, отражает ее в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, в случае сдачи в течение года еще одной квартиры в аренду вправе приобрести
дополнительный патент
Патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (наем) жилых помещений действителен только в отношении объектов, указанных в патенте.
Если в течение налогового периода произошло увеличение объектов, передаваемых в аренду, то в отношении этих объектов индивидуальный предприниматель вправе получить новый патент или применять в отношении них иной режим налогообложения.
Так, например, Законом Московской области от 06.11.2012 N 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области" по указанному виду предпринимательской деятельности установлены следующие размеры потенциально возможного дохода в зависимости от общей площади сдаваемых в аренду объектов:
до 70 кв. метров включительно - 189 540 рублей;
свыше 70 до 150 кв. метров включительно - 913 162 рубля;
свыше 150 кв. метров - 2 196 663 рубля.
Таким образом, например, в отношении сдаваемой в течение 2014 года в аренду квартиры площадью 71 кв. метр сумма налога исчисляется исходя из дохода 913 162 рубля. Если впоследствии ИП заключает договор на сдачу в аренду еще одной квартиры площадью 40 квадратных метров, то ему необходимо получить еще один патент и исчислить налог с дохода в сумме 189 540 рублей.
К первому чтению подготовлен текст законопроекта о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний
Законопроект направлен на пресечение использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды и устанавливает порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами.
В этой связи в Налоговый кодекс РФ вводятся новые понятия "иностранная структура без образования юридического лица", "иностранные финансовые посредники", "публичные компании" и устанавливается обязанность сообщать об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими
лицами.
Контролируемым иностранным компаниям и контролируемым лицам посвящен новый раздел Налогового кодекса РФ, в котором, в частности, устанавливаются условия отнесения иностранной организации к контролируемой иностранной компании, критерии признания физических лиц и организаций контролирующими лицами, порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании; ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим лицом сумм налога с прибыли
контролируемой иностранной компании.
В соответствии со вступающими в силу с 1 января 2015 года изменениями природоохранного законодательства
разработан проект перечня областей применения наилучших доступных технологий
Применение наилучших доступных технологий (НДТ) является нововведением природоохранного законодательства (Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ) и направлено на комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
НДТ представляет собой самый лучший из существующих процессов производства того или иного вида продукции с минимальным объемом образования отходов.
Использование НДТ дает хозяйствующим субъектам право воспользоваться мерами государственного экономического стимулирования, в частности при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проектом к областям, где применяются НДТ, отнесены, в частности:
- добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;
- добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;
- добыча нефти и природного газа;
- производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;
- добыча и обогащение угля и антрацита;
- производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;
- захоронение отходов производства и потребления;
- производство основных органических химических веществ;
- производство полимеров;
- убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства;
- очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов.
Принят закон, направленный на повышение эффективности электронного документооборота при информационном
взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами
Налоговый кодекс РФ дополнен новым понятием "личный кабинет налогоплательщика", определены цели его использования, требования к электронному документообороту посредством данного ресурса и установлен порядок взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
Уточнен порядок взыскания обязательных платежей за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (в части, касающейся взыскания задолженности с организаций, которым открыты лицевые счета в соответствии с бюджетным законодательством).
Отдельные поправки коснулись порядка постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах иностранной организации, а также российской организации, созданной в результате реорганизации.
Установлена возможность признания налоговыми органами безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящейся по состоянию на 1 января 2015 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по установленным основаниям.
Освобождена от уплаты госпошлины государственная регистрация прав на недвижимое имущество Союзного государства
и сделок с ним
Соответствующее дополнение внесено в статью 333.35 НК РФ.
Закон принят в целях принятия дополнительных мер по урегулированию вопросов собственности Союзного государства в целях исполнения протокольных решений Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 24 июля 2013 г. N 25 "О выявлении и инвентаризации имущества Союзного государства" и N 26 "О вопросах собственности Союзного государства".
Уточнена сфера применения изъятий ограничительного характера для осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия
Действие процедур согласования, установленных Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение:", распространено на случаи совершения иностранными инвесторами сделок, предусматривающих приобретение ими основных производственных средств и стоимость которых составляет 25 и более процентов стоимости активов, а также на случаи совершения иных операций, в результате которых устанавливается контроль над этими
хозяйственными обществами.
Не будут подлежать предварительному согласованию сделки, приобретателем по которым является организация, находящаяся под контролем субъекта Российской Федерации, а также в том случае, когда иностранный инвестор находится под контролем лица, осуществляющего контроль над хозяйственным обществом.
Уточняются содержание понятий "группа лиц", "соглашение", а также перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе:
исключена деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, если она осуществляется хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством пищевых продуктов;
включены услуги в российских портах по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;
уточнены критерии осуществления деятельности редакции и (или) издателя периодического печатного издания для целей настоящего закона.
С 1 января 2015 года вступают в силу правила ведения реестра договоров, заключенных
заказчиками по результатам закупки
В реестр включается, в частности, следующая информация:
сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе);
информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;
информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров.
Обеспечение ведения реестра в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством путем формирования на основании информации и документов реестровых записей или внесения в них изменений.
Установлено, что:
включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 г.;
до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение указанного реестра осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений Правил, утвержденных настоящим Постановлением, в части включения документов в реестр договоров, заключенных по результатам закупки, вступающих в силу с 1 января 2016 года.
В новой редакции изложены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд
В частности, внесены изменения в порядок утверждения планов закупок, порядок их формирования, правила внесения изменений в утвержденные планы закупок.
Также в новой редакции изложены требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг.
Банки обязаны раскрывать информацию о квалификации и опыте работы руководства
Информация по утвержденному перечню должна размещаться на официальном сайте банка и содержать, в частности, следующие сведения: о наименовании занимаемой должности, об основном и дополнительном профессиональном образовании, о трудовой деятельности за пять лет, предшествующих назначению на должность.
За несоблюдение данного требования банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Уточнены положения ряда законодательных актов,
касающиеся правил ведения бухгалтерского учета
Большая часть поправок связана с приведением текстов законодательных актов в соответствие с применяемой терминологией (в том числе слова "бухгалтерская отчетность" заменены словами "бухгалтерская (финансовая) отчетность").
Кроме того, в частности:
уточнены полномочия Банка России в сфере регулирования бухгалтерского учета;
конкретизирован перечень субъектов экономической деятельности, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета (в частности к ним отнесены некоммерческие организации, независимо от объема поступившего имущества за предшествующий отчетный год, и исключены организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту);
к случаям, при которых резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту, отнесено проведение зачета встречных требований между резидентами, экспортирующими газ природный в газообразном состоянии, и нерезидентами по договорам о купле-продаже таких ресурсов и договоров транзита газа через территории зарубежных государств;
введено требование об отражении показателей консолидированной финансовой отчетности в российской валюте.
В случае изменения организационно-правовой формы организации в связи с приведением ее в соответствие с нормами ГК РФ
перерегистрации ККТ не требуется
ФНС России объясняет это тем, что в указанном случае изменение наименования организации не приводит к необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы организации, содержащие его прежнее наименование.
По имуществу, приобретенному за счет бюджетных инвестиций, организация вправе учесть амортизационную премию в составе расходов при исчислении налога на прибыль
Соответствующее разъяснение содержится в письме Минфина России, направленном в налоговые органы для использования в работе.
Производители аминокислот из выращенных и переработанных в России зерновых и масличных культур, а также из сахарной свеклы смогут получать господдержку
Производители такой продукции теперь признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, что дает им право получать государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Статус сельскохозяйственного товаропроизводителя имеют организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство определенных Правительством РФ видов сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию при условии, что в их доходе доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Расширен список замещаемых видов моторного топлива посредством включения в него иных альтернативных видов моторного топлива
В соответствии с Федеральным законом, альтернативные виды моторного топлива (в частности, биодизель, биоэтанол, биотопливо), способствующие замещению бензина и дизельного топлива, используемые транспортными средствами в качестве моторного топлива, отнесены к числу целевых показателей, подлежащих включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральным законом к полномочиям Счетной палаты Российской Федерации, в частности, отнесены:
осуществление экспертизы законопроектов, приводящих к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
проведение аудита (контроля) деятельности юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о
финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
экспертиза доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направленного Государственной Думой, подготовка и представление соответствующего заключения;
предоставление федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг.
Федеральным законом также определяются категории работников аппарата Счетной палаты РФ, являющихся инспекторами Счетной палаты РФ, уточняются вопросы оплаты их труда, а также вносится ряд изменений организационного характера.
ФАС России будет выявлять превышение уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука
прерываемых ею теле- и радиопрограмм
При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой программы или передачи.
Федеральным законом установлено, что соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею программы или передачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в программах и передачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.
Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею программы или передачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства РФ о рекламе.
Федеральный закон вступает в силу по истечении двухсот дней после дня его официального опубликования.
Усилены социальные гарантии военнослужащим, сотрудникам и пенсионерам правоохранительных органов
Законом, в частности:
увеличивается размер пенсий инвалидам III группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, а также пенсии семьям по случаю потери кормильца;
военнослужащим предоставлено право на безвозмездный проезд к местам проведения реабилитационных отпусков, а в органах внутренних дел устанавливается право на бесплатный проезд к местам проведения медико-психологической реабилитации;
уточняется порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
конкретизируются полномочия руководителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства РФ по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел РФ;
регламентируется порядок формирования и использования фонда денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.
В доступных для плательщиков местах должны быть размещены реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление отдельных
видов доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Банк России просит территориальные учреждения направить в кредитные организации (филиалы) реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление отдельных видов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также коды классификации доходов бюджетов РФ, администрируемые структурными подразделениями центрального аппарата Банка России, за исключением Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, для размещения ими на стендах или в других
доступных для плательщиков местах.
В приложении к письму приводятся реквизиты для заполнения платежных поручений, а также коды классификации доходов бюджетов РФ.
Пункт 2 Решения N 750 "О классификации термочувствительной бумаги" в части его действия в отношении самоклеящейся бумаги с термочувствительным слоем признан не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза
При рассмотрении дела Суд пришел к выводу о несоблюдении Комиссией Таможенного союза при подготовке проекта решения пунктов 4, 5, 7, 11 - 13 Положения о порядке принятия Комиссией Таможенного союза (далее - КТС) решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров (утвержден Решением КТС от 18 июня 2010 года N 296), повлекшем нарушение положений пункта 7 статьи 52 ТК ТС.
Таким образом, по мнению Суда, допущенные КТС нарушения отдельных норм таможенного законодательства ТС при принятии пункта 2 Решения N 750 в оспариваемой части повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных ему международными договорами, заключенными в рамках ТС.