КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 17.09.2013
Аннотации к судебным решениям в
КонсультантПлюс
Аннотации с обстоятельствами дела и решением суда в КонсультантПлюс
экономят время юриста! В короткой аннотации дана вся важная информация из
судебного решения. Аннотации включены прямо в список судебных решений,
которые вы получаете по запросу. Узнайте больше об этом и других
преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super
В нотариальную деятельность в Российской
Федерации предлагается ввести новые виды нотариальных действий,
обеспечивающих современный гражданский оборот и потребности субъектов
экономической деятельности, а также внедрить современные
информационные технологии
Проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности
в Российской Федерации" содержит гораздо больше норм, регулирующих
собственно нотариальные действия, в том числе большее количество глав об
отдельных видах нотариальных действий, составляющих отдельный раздел закона;
в частности, в них включены нормы, регулирующие нотариальное оформление
новых видов отношений субъектов экономической деятельности, таких как
удостоверение медиативных соглашений, ведение дел хозяйственных партнерств и
инвестиционных товариществ, передача запросов в Центральное бюро кредитных
историй, удостоверение протоколов юридических лиц.
Гораздо более подробно регулируется и нотариальное
делопроизводство, в частности отдельной главой - ведение нотариального
архивного фонда, подлежащего передаче в государственный архив на постоянное
хранение. Законопроект учитывает и развитие информационных технологий,
устанавливая более широкое внедрение электронных документов.
Порядок определения размера нотариального тарифа законопроект
возлагает на Правительство РФ, устанавливая только, что его размер должен
обеспечивать реализацию принципов самофинансирования нотариата и его
доступности (в настоящее время конкретные размеры тарифа установлены
непосредственно законом).
Еще одним новшеством законопроекта, в частности, являются основания и
порядок создания государственных нотариальных контор: они могут создаваться
субъектами РФ в случаях, если конкурс на приобретение статуса нотариуса,
занимающегося частной практикой в данном нотариальном округе, признан
несостоявшимся и не произведено временное изменение территории деятельности
нотариуса.
Стороны смогут оформить сделку в
соответствии с нормами права страны, которыми регулируется сделка
Госдума приняла во втором чтении проект Федерального закона N 47538-6/6,
который содержит ряд существенных изменений, касающихся международного
частного права (далее - Законопроект). Данные поправки могут затронуть,
например, лиц, совершающих сделки с иностранными гражданами или
организациями на территории России либо за границей. В случае принятия
Законопроекта новые правила вступят в силу с 1 ноября 2013 г.
В частности, в Законопроекте предлагается изменить подход к определению
того, право какой страны применимо к форме сделки. Предполагается, что для
соблюдения формы сделки необходимо будет руководствоваться правом страны,
которому подчинена сделка. При этом стороны смогут отступить от этого общего
правила и оформить ее в соответствии с нормами права страны места совершения
сделки. В таком случае негативные последствия для сторон в виде риска
признания сделки недействительной из-за несоблюдения ее формы не
наступят.
Для указанных положений предусмотрено несколько исключений. Так,
планируется установить императивное правило, согласно которому если сама
сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней
подлежат в России обязательной государственной регистрации, то форма такой
сделки подчиняется российскому праву. Если одной из сторон по сделке
является потребитель, то он может по своему усмотрению избрать в качестве
права, применимого к форме сделки, право страны места своего
жительства.
В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 1209 ГК РФ форма сделки
подчиняется праву места ее совершения. Возможность подчинить ее праву,
регулирующему саму сделку, либо праву иной страны в законодательстве
отсутствует. При этом сделку, совершенную за границей, нельзя признать
недействительной из-за несоблюдения формы, если она отвечает требованиям
российского права к форме такой сделки. В случае принятия Законопроекта
последнее правило будет распространяться только на ситуации, когда одной из
сторон по сделке выступает лицо, чьим личным законом является российское
право. Отметим, что данное положение не лишает возможности применить к таким
сделкам иные, кроме недействительности, последствия несоблюдения формы
сделки.
Также среди новшеств, предлагаемых Законопроектом, можно отметить
включение в часть третью Гражданского кодекса РФ новой ст. 1217.1, которая
будет регулировать вопросы определения права, подлежащего применению к
отношениям представительства. Например, в соответствии с этой нормой будут
определены особенности установления применимого права в отношении отдельных
видов представительства (представительство в сделке с недвижимостью,
представительство в суде, в том числе третейском). Будет установлено,
нормами права какой страны регулируются содержание, срок действия
доверенности, объем правомочий представителя и др.
Кроме того, Законопроект уточняет положения Гражданского кодекса РФ об
определении права, подлежащего применению к обязательствам, которые
возникают вследствие недобросовестной конкуренции. Сейчас регулирование
этого вопроса ограничивается лишь указанием на то, что к подобным
обязательствам применяется право страны, рынок которой затронут такой
конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства
(ст. 1222 ГК РФ).
Согласно рассматриваемому документу для определения применимого права в
данном случае может быть принята во внимание не только страна, рынок которой
был затронут, но и страна, рынок которой лишь подвергается опасности быть
затронутым недобросовестной конкуренцией. Аналогичное правило предполагается
установить и для случаев ограничения конкуренции.
Указанные положения планируется сделать императивными: стороны не смогут
выбрать применимое право к обязательствам, возникшим вследствие
недобросовестной конкуренции или ее ограничения.
Из Налогового кодекса РФ предлагается
исключить положения, устанавливающие размеры и особенности взимания
госпошлины за совершение нотариальных действий
Законопроект подготовлен в рамках работы по совершенствованию системы
организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности. В новом
законе о нотариате предполагается установить в том числе общие правила
определения и уплаты единых тарифов за совершение нотариальных действий.
В целях исключения противоречий между нормами права соответствующие
изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ.
Ряд федеральных
законов приведут в соответствие с новым законом о нотариате, предлагаемым к
принятию
Изменения, отражающие уточненные полномочия и порядок организации
нотариата, предполагается внести, в частности, в ГК РФ, законодательные акты
о рынке ценных бумаг, государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, об исполнительном производстве.
В соответствии с этими изменениями будут урегулированы процедуры
исполнения денежных обязательств, основанных на нотариально удостоверенной
сделке, установлена обязанность информирования нотариуса по его запросу в
рамках ведения наследственного дела о ценных бумагах, установлена презумпция
законности нотариально удостоверенной сделки с недвижимым имуществом,
исполнительная надпись нотариуса определена в качестве исполнительного
документа без каких-либо оговорок.
Передвижной пункт кассовых операций
банка не может открываться при наличии у банка запрета на открытие
филиалов
Установлен порядок открытия (закрытия) и организации работы передвижного
пункта кассовых операций банка (филиала) (далее - ППКО).
Банк (филиал) вправе открывать ППКО, который является его внутренним
структурным подразделением, организованным на базе автотранспортного
средства.
Банк (филиал) вправе организовать работу ППКО в пределах территории,
подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему
надзор за деятельностью данного банка, в том числе:
в местах выполнения работ вахтовым методом и в полевых (экспедиционных)
условиях;
на таможенных постах;
в населенных пунктах с численностью населения до 10 тысяч человек;
в местах проведения всероссийских и региональных массовых мероприятий, а
также официальных всероссийских и международных спортивных соревнований -
на период их проведения;
в зоне чрезвычайных ситуаций - на период ликвидации последствий;
в радиусе двухсот метров от местонахождения головного офиса, филиала или
внутреннего структурного подразделения этого же банка (филиала), в
помещениях которого проводятся ремонтные работы - на период их проведения и
если в этих пределах отсутствуют иные филиалы этого же банка.
ППКО организуется на базе технически исправного автотранспортного
средства, оборудованного броневой защитой, а также
навигационно-мониторинговыми системами с выведением сигнала на организацию,
с которой банком (филиалом) заключен договор на оказание охранных услуг,
средствами радиосвязи, переговорными устройствами, предназначенными для
обеспечения безопасности кассовых работников ППКО, водителя и обеспечения
сохранности наличной валюты РФ, наличной иностранной валюты и иных
ценностей, находящихся в ППКО.
Подготовлен проект Указания Банка России, ограничивающего
использование наличных расчетов индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами
Данное Указание не распространяется на Банк России, банковские операции,
наличные расчеты между физическими лицами, не являющимися ИП, а также на
платежи, осуществляемые в соответствии с таможенным и налоговым
законодательством.
Проект Указания содержит, в частности, исчерпывающий перечень целей, на
которые ИП и ЮЛ вправе расходовать поступившие в их кассы наличные денежные
средства (выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, выплаты
социального характера, выдача работникам под отчет и др.). Установлено
также, что участники наличных расходов (за исключением кредитных
организаций) не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы,
на иные цели, не указанные в данном перечне.
Предельный размер наличных расчетов, как и в настоящее время, установлен
в размере, не превышающем 100 тыс. рублей в рамках одного договора. При
этом уточнено, что данный предельный размер наличных расчетов
распространяется на исполнение гражданско-правовых обязательств,
предусмотренных договором или вытекающих из него и исполняемых как в период
действия договора, так и после окончания срока его действия.
Пособие по уходу за ребенком матерям, уволенным в период
отпуска по беременности и родам, будет исчисляться исходя из среднего
заработка
В "Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного
довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного
пособия по уходу за ребенком..." внесено дополнение, согласно которому
матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное
пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка,
рассчитываемого в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ.
Напомним, что до внесения изменений в Федеральный закон "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" указанным выше
женщинам пособие по уходу за ребенком выплачивалось в фиксированных
размерах. При этом женщинам, уволенным в период отпуска по уходу за
ребенком, такое пособие выплачивалось в размере 40 процентов среднего
заработка.
Определением Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П
дифференциация размеров пособий в зависимости от периода увольнения женщины
с работы была признана необоснованной. В этой связи соответствующие поправки
были внесены в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" (Федеральный закон от 07.05.2013 N 86-ФЗ). Изменения
вступили в силу с 19 мая 2013 года.
Утверждена новая форма
сертификата на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров
Форма утверждена в соответствии с Положением о ввозе в Российскую
Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой
деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках
ЕврАзЭС и Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской
Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при
осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися
участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 181.
Приказ Росздравнадзора от 04.02.2008 N 290-Пр/08 "Об утверждении
формы сертификата на право ввоза (вывоза) наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров" признан утратившим силу.
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
не подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге
Сообщается, что с 1 сентября 2013 года Банк России определен в качестве
органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор в сфере
деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. В
этой связи, а также исходя из пункта 2 Положения о постановке на учет в
Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности
которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 23.04.2013 N 364, сельскохозяйственные кредитные
потребительские кооперативы не подлежат постановке на учет в
Росфинмониторинге.
Документы по постановке на учет, поступающие от сельскохозяйственных
кредитных потребительских кооперативов в Росфинмониторинг, а также его
территориальные подразделения, подлежат возврату.
Регламентированы
процедуры предоставления российским организациям специального разрешения на
осуществление деятельности по проведению независимой экспертизы товаров и
технологий, которые могут быть использованы для создания вооружения и
военной техники, в целях экспортного контроля
Утвержденный административный регламент устанавливает, в частности:
круг заявителей (ими являются российские юридические лица);
порядок информирования о предоставлении данной государственной услуги (в
т.ч. указываются почтовый, электронный адреса и телефоны ФСТЭК
России);
срок предоставления государственной услуги (140 дней с даты регистрации
в ФСТЭК России необходимых документов, с учетом процедуры получения
соответствующего решения Комиссии по экспортному контролю России);
исчерпывающий перечень необходимых документов, которые имеются в
распоряжении государственных, муниципальных органов власти, но которые
заявители вправе представлять самостоятельно;
внутренние процедуры ФСТЭК России, связанные с предоставлением данной
государственной услуги;
процедуры выдачи заявителю свидетельства о предоставлении специального
разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы, а также
переоформления и аннулирования свидетельства;
формы контроля за исполнением регламента;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий либо
бездействия ФСТЭК России и ее должностных лиц при предоставлении данной
государственной услуги.
Новая полугодовая форма федерального статистического
наблюдения N 1-закупки "Сведения о закупочной деятельности"
вводится в действие с отчета за январь - июнь 2014 года
Сведения по форме предоставляют юридические лица (кроме
микропредприятий), осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с
положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Признана утратившей силу форма федерального статистического
наблюдения N 1-закупки, утвержденная приказом Росстата от 30 августа 2012 г.
N 473.