В Государственную Думу внесен проект
Федерального закона "О специальной оценке условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом
последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально
вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса
и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных
факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений
от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения
средств защиты.
По результатам специальной оценки условий труда устанавливается класс
(подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по
степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса - оптимальные,
допустимые, вредные и опасные.
Проектом регламентируются правовые и организационные основы и
порядок проведения специальной оценки условий труда, определяется правовое
положение, права и обязанности работодателя и работника в связи с
проведением специальной оценки условий труда, права и обязанности
организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в
Федеральную государственную информационную систему учета результатов
специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких
сведений возлагается на организацию, проводящую специальную
оценку.
Законопроектом установлено, что организация, проводящая специальную
оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
указание в уставных документах организации на осуществление ею в качестве
основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий
труда;
наличие в штате организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат
эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и
занятых в организации на постоянной основе, в том числе не менее одного
эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач
по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим
лабораторным исследованиям;
наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории
(центра), аккредитованной национальным органом Российской Федерации по
аккредитации;
организация должна быть застрахована в системе обязательного страхования
ответственности организаций, проводящих специальную оценку условий
труда.
В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую
выплату в размере причиненного работодателю - заказчику специальной оценки
условий труда, и (или) работнику, в отношении рабочего места которого
проводилась специальная оценка условий труда, и иным третьим лицам реального
ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или
признанного страховщиком, но не более чем в размере страховой суммы по
договору обязательного страхования ответственности, минимальный размер
которой не может быть менее десяти миллионов рублей.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований о проведении
специальной оценки условий труда осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его
территориальными органами.
Работники также вправе через профсоюзную организацию осуществлять
контроль за проведением специальной оценки условий труда.
Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014
года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2016
года.
При этом предусмотрено, что организации, аккредитованные ранее в качестве
организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям
труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока
действия имеющегося аттестата аккредитации испытательной лаборатории
(центра), сведения о которой содержатся в реестре аккредитованных
организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, но не более чем до
31 декабря 2018 года.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в
соответствии с действовавшим ранее порядком, будут действительны до
окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года.
В отдельные
законодательные акты предлагается внести изменения, инициированные
Федеральным законом "О специальной оценке условий труда"
Законопроект представляет собой пакет законодательных инициатив,
направленных на формирование и закрепление механизма экономического
стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и
охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет
проведение специальной оценки условий труда.
Соответствующие изменения предлагается внести, в частности, в
федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах",
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации", "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования".
В связи с введением специальной оценки условий труда законопроектом
вводятся терминологические изменения в отдельные федеральные законы в
области здравоохранения, в том числе, "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании", "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Изменения и дополнения, касающиеся усиления ответственности за нарушение
условий труда, вносятся в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
Вступление в силу федерального закона намечено на 1 января 2014 года, за
исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления
их в силу.
Средства компенсационного фонда
объединения туроператоров в сфере выездного туризма должны размещаться в
кредитных организациях, отвечающих определенным требованиям
Такими требованиями, в частности, являются:
наличие у кредитной организации собственных средств (капитала), размер
которых (рассчитываемый по методике Банка России) не может быть менее 5
млрд. рублей по состоянию на последнюю отчетную дату;
срок деятельности кредитной организации не менее 5 лет с даты ее
регистрации;
неприменение к кредитной организации в течение не менее 6 месяцев до
даты заключения договора, на основании которого в ней размещаются средства
компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма,
мер воздействия за нарушение установленных Банком России обязательных
нормативов деятельности банков;
отсутствие у кредитной организации задолженности по уплате налогов и
других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ по состоянию на
последнюю отчетную дату;
наличие у кредитной организации присвоенного рейтинга долгосрочной
кредитоспособности - не ниже уровня "ВВ-" по классификации
рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings),
"Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) или не ниже уровня
"Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис
Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service).