Включение банком в кредитный договор с гражданином условия о допустимости
уступки требования и передачи информации, относящейся к банковской тайне, третьему лицу, не обладающему статусом кредитора, является нарушением прав потребителей
Роспотребнадзор проанализировал судебную практику по делам с участием территориальных органов Роспотребнадзора и кредитных организаций, связанным со случаями неправомерного включения в договоры с гражданами условий, предусматривающих переуступку прав требования кредитора третьему лицу, не наделенному специальным правом на заключение и исполнение сделок с потребителями.
Среди выявленных территориальными органами нарушений присутствовало включение в кредитные договоры с потребителями условия о праве кредитного учреждения уступить полностью или частично свои права требования по договору третьим лицам, а также права на раскрытие необходимой для совершения такой уступки информации о заемщике, кредите, процентах, а также иной информации.
Согласно проанализированной в Письме позиции судов включение в договор условия о возможности уступки банком права требования возврата кредита третьим лицам может привести к тому, что право требования к гражданину-заемщику будет передано лицам, не являющимся кредитными организациями, в том числе коллекторам.
Таким образом, подчеркивается, что органами судебной власти была подтверждена правовая позиция Роспотребнадзора, суть которой сводится к недопустимости уступки прав требования (цессии) без комплексной оценки ее соответствия требованиям закона или меняющей существо изначальных правоотношений.
Вместе с тем Роспотребнадзор продолжает констатировать не только продолжение практики переуступки прав требования кредиторов - исполнителей возмездных услуг коллекторам, то есть лицам, не являющимся субъектами законодательства о защите прав потребителей и не имеющих банковской лицензии как документа, подтверждающего специальное право кредитной организации находиться с гражданами в правоотношениях на основании заключенных договоров об оказании отдельных видов финансовых услуг (кредитных договоров), но и ее
распространение на другие социально значимые секторы потребительского рынка, в частности, на сферу жилищных правоотношений (ЖКХ).
В связи с этим Роспотребнадзор обращает внимание территориальных органов на следующее:
о всех поступающих фактах угроз и других незаконных действий, допускаемых коллекторами в отношении граждан, территориальным органам следует незамедлительно направлять соответствующие обращения граждан в правоохранительные органы на предмет выявления уголовно наказуемых деяний;
практические результаты соответствующей деятельности и правоприменительной практики следует публиковать в сети Интернет, СМИ и в других информационных ресурсах, призванных обеспечивать просвещение потребителей;
необходимо активизировать работу по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и общественными организациями по вопросам защиты прав потребителей, в целях реализации программ повышения потребительской грамотности и развития у населения устойчивых навыков самозащиты права.
Для страховых организаций, осуществляющих реорганизацию, Росстрахнадзором разъяснены
особенности представления отчетности
Особенности формирования бухгалтерской отчетности, а также отчетности и иных документов, представляемых в связи с необходимостью внесения изменений в единый государственный реестр субъектов страхового дела, зависят от формы проводимой реорганизации (сообщается об увеличении количества реорганизаций в форме присоединения, обусловленных изменением требований к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций с 1 января 2012 года).
Для случаев реорганизации в форме присоединения сообщается, в частности, о порядке суммирования числовых показателей отчетов организации, продолжающей свою деятельность, и присоединяемой организации, об особенностях представления данных о страховых резервах и иных показателях на начало и на конец отчетного периода, о порядке раскрытия информации в отношении присоединяемой организации.
Обращено внимание на необходимость соблюдения требований законодательства в отношении специализации и видов страхования, указанных в лицензиях реорганизуемых организаций. Указано, в частности, на невозможность присоединения одного или нескольких обществ к другому обществу, не имеющему лицензии на те же виды страховой деятельности или страхования, без предварительной передачи страхового портфеля договоров таких видов страхования. В случае отказа страхователей (застрахованных лиц, выгодоприобретателей) от замены
страховой организации, страховые обязательства в определенных случаях превращаются в денежные обязательства. Соответствующие сведения (перечень страхователей, суммы и сроки обязательств) должны быть представлены в орган страхового надзора.
Разъяснены требования к составу и содержанию документов, подтверждающих оплату уставного капитала.
Утверждена новая форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние
на безопасность объектов капитального строительства
Новая форма свидетельства предписывает в обязательном порядке включать в него сведения о виде объекта капитального строительства в соответствии с его опасностью и сложностью, а в поле свидетельства с информацией о допустимой стоимости работ по одному договору указывать общее наименование вида работ (т.е. "строительство, реконструкция и капитальный ремонт" либо "подготовка проектной документации").
Приказ Ростехнадзора от 13.11.2010 N 1042, утвердивший предыдущую форму свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, признан утратившим силу. При этом установлено, что свидетельства, выданные до вступления в силу данного Приказа (утвердившего новую форму), действуют до 1 января 2013 года.
В соответствии с изменениями, внесенными в "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), прямо установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Ранее было установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, "регулируются в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ".
Уточнено, что под розничной ценой на газ понимается цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, а к "населению" относятся не только физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, но и наймодатели, исполнители коммунальных услуг, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Определено также, что при установлении регулируемых цен (тарифов) на газ может применяться метод индексации, учитывающей средние параметры ежегодного изменения оптовых цен на газ и прогнозный уровень инфляции.