ВАС РФ признал неправомерным введение в действие новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций начиная с отчетности за 2010 год
Новая форма налоговой декларации, ее формат в электронном виде и порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@. На основании пункта 2 Приказа он применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2010 года.
Суд, принимая во внимание, что данным Приказом для налогоплательщиков закреплена обязанность по представлению налоговой декларации по новой форме, а также предусмотрена необходимость раскрытия дополнительных сведений о доходах и расходах налогоплательщика в приложении N 4 (отсутствовавшего ранее), счел введение в действие Приказа с приданием ему обратной силы нарушающим порядок, установленный налоговым законодательством.
Поскольку Приказ был опубликован 18 февраля 2011 года, судом сделан вывод о том, что его действие должно распространяться на декларирование, представляемое за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся после 28 февраля 2011 года.
Отметим, что заявителем оспаривалось также упомянутое выше приложение N 4, возлагающее на налогоплательщиков дополнительную обязанность по предоставлению сведений, в т.ч. не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Однако суд не нашел противоречий между указанным приложением и установленным главой 25 НК РФ порядком ведения налогового учета. Суд пояснил, что налоговый учет осуществляется не только для целей формирования сведений, необходимых для исчисления налога, но и для обеспечения
достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщика для целей осуществления налогового контроля.
ВАС РФ разъяснил применение норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в делах о банкротстве индивидуальных предпринимателей
В постановлении изложено содержание и разъяснена взаимосвязь статей указанного закона, а также АПК РФ, устанавливающих основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом и регулирующих процедуры подачи в арбитражный суд соответствующего заявления, разъяснен смысл законодательных норм, определяющих кредиторов, правомочных предъявлять требование о признании индивидуального предпринимателя банкротом, и норм, определяющих процедуры банкротства, которые могут применяться к индивидуальному
предпринимателю.
Разъяснены законодательные нормы, регулирующие процедуры наблюдения и конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя, в т.ч. даны рекомендации по определению связанной с процедурой наблюдения оптимальной даты заседания суда по рассмотрению дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, подробно разъяснены нормы, регулирующие арест имущества должника, в частности, жилых помещений, а также имущества супругов должников. Обращено внимание на правомочие суда определять необходимость
проведения собрания кредиторов для принятия решения о признании должника банкротом.
Разъяснено применение норм закона о банкротстве в отношении требований к индивидуальному предпринимателю-должнику по делу о банкротстве, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В постановлении отмечены и разъяснены также нормы, регулирующие проведение торгов по продаже имущества должника - индивидуального предпринимателя (главным образом - порядок перечисления покупателями задатка), назначение вознаграждения временному управляющему, а также, в частности, сроки возможной повторной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Роспотребнадзор прокомментировал введение с 1 августа 2011 года федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей
Сообщается, что с 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который вносит изменения, в том числе, в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя его основные принципы
и направления.
В связи с внесенными изменениями Роспотребнадзором будет проведена необходимая работа, направленная на организационно-методическое обеспечение проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности, а также на оптимизацию действующей
системы статистического наблюдения в области обеспечения защиты прав потребителей.
Разъясняется также, что во всех выявленных случаях причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей, связанных с приобретением или использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах), должен в обязательном порядке разрешаться вопрос о возмещении соответствующего имущественного вреда посредством участия в судебной защите
прав пострадавших потребителей в рамках полномочий, предоставленных органу государственного надзора в соответствии с новой редакцией статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Кроме того, в новой редакции статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" закреплено положение о том, что орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
В связи с этим сообщается, что с 1 августа 2011 года давать такого рода разъяснения вправе только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Разъяснены приказы ФСФР
РФ, определяющие особенности исполнения требований закона об инсайдерской информации (о составлении списков инсайдеров и перечней инсайдерской информации) в период с 31.07.2011 по 31.12.2011
ФСФР РФ сообщила, что перечни инсайдерской информации, которой обладают эмитенты ценных бумаг, организации-монополисты, организаторы торговли на финансовых рынках и профессиональные участники этих рынков, клиринговые организации, депозитарии, а также информационные и рейтинговые агентства, должны быть утверждены этими лицами и раскрыты на официальных сайтах в сети Интернет до 31.12.2011 включительно.
Списки инсайдеров, которые должны составляться обладателями инсайдерской информации, составленные до 30.12.2011, а также внесенные в них до 30.12.2011 изменения могут быть переданы организаторам торговли на финансовых рынках в любой день в течение переходного периода (начинающегося, как было упомянуто, с 31.07.2011), но не позднее 18 часов по московскому времени 30.12.2011.
Уведомления об операциях, совершенных инсайдером в течение переходного периода со дня его включения в список инсайдеров и до завершения переходного периода или его исключения из списка (в случае исключения из списка инсайдеров до завершения переходного периода), могут быть направлены этим инсайдером в адрес организации, включившей указанное лицо в свой список инсайдеров, а также в адрес ФСФР России в любой день в течение переходного периода, но не позднее 31.12.2011.
Кроме этого ФСФР РФ дала рекомендации в отношении содержания списков инсайдеров, а именно о лицах, рекомендуемых к включению в списки инсайдеров до утверждения перечней инсайдерской информации, и о порядке (главным образом - о формальных основаниях) включения конкретных лиц в списки инсайдеров.
Министерству
экономического развития РФ поручено выявлять нормативные правовые акты министерств и ведомств, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности
Соответствующая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти будет проводиться Минэкономразвития РФ в том числе и на основании письменных обращений представителей предпринимательского сообщества.
В случае выявления в указанных актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, Минэкономразвития РФ вносит в Минюст РФ предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его части. Минюст РФ, в свою очередь, вносит представление об отмене или изменении акта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а в случае неисполнения такого представления вносит предложение об отмене или изменении акта в Правительство РФ.
Минэкономразвития РФ также обязано направлять в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, на основе и во исполнение которых изданы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Полномочия Федеральной службы по тарифам уточнены в связи с изменениями в регулировании сферы электроэнергетики и теплоснабжения
Установлено, что Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, устанавливает для них систему отчетности о применении тарифов. ФСТ РФ уполномочена рассматривать разногласия по вопросам тарифов между нижестоящими органами регулирования, теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями,
осуществлять контроль за обоснованностью установления и изменения тарифов в сфере теплоснабжения, определять правила предоставления информации, связанной с государственным регулированием тарифов в указанной сфере.
В электроэнергетике ФСТ РФ предоставлено полномочие по регулированию тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую производителями гарантирующим поставщикам, к числу покупателей которых относится население, а также поставляемую производителями отдельным субъектам оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии. Уточнено полномочие ФСТ РФ по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую
в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (ФСТ РФ вправе осуществлять это полномочие в отношении источников тепловой энергии с генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более).
ФСТ РФ вправе устанавливать надбавки к ценам на электроэнергию, производимую на основе возобновляемых источников энергии, а также производимую субъектами оптового рынка, генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих общей административной границы.
ФСТ РФ предоставлено также полномочие по определению порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ, касающихся перехода к регулированию тарифов в электроэнергетике с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также продления срока действия долгосрочного периода регулирования. Кроме этого, в частности, к функциям ФСТ РФ отнесено осуществление контроля за соблюдением субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии стандартов раскрытия информации
по вопросам тарифов.
Определены порядок, правила применения, форма и размеры единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза
В соответствии с утвержденным Положением единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.
Изображение единого знака обращения продукции (EAC Евразийское соответствие - Eurasian Conformity) представляет собой сочетание трех стилизованных букв "E", "A" и "C", графически исполненных с применением прямых углов, имеющих одинаковые высоту и ширину, составляющих точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне.
Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
Установлен мораторий на внесение изменений в ТН ВЭД ТС - с 25 июля 2011 года, и изменение ставок ввозных таможенных пошлин - с 25 августа 2011 года до 1 января 2012 года
Такое решение принято в связи с подготовкой новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, вступающей в силу с 1 января 2012 года.
Кроме того, утвержден План-график работ по подготовке новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС).
Признано недействующим положение Инструктивно-методических указаний
по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, устанавливающее дополнительное условие применения понижающего коэффициента при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы, в т.ч. за размещение отходов производства и потребления, и установлен коэффициент 0,3, применяемый при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Пунктом 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям в качестве дополнительного условия применения данного понижающего коэффициента предусматривается размещение природопользователем отходов на принадлежащих ему территориях.
Поскольку указанное дополнительное требование не соответствует условиям применения понижающего коэффициента, установленным Правительством РФ, Верховный Суд РФ признал недействующим упомянутый выше пункт 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям.
В случае отсутствия документов Таможенного союза, устанавливающих обязательные ветеринарные требования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять международные
стандарты, рекомендации и руководства
Сообщается, что стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений, Комиссии "Кодекс Алиментариус" следует применять в случае отсутствия документов Таможенного союза или документов национального законодательства, действующих на территории Таможенного союза, устанавливающих:
обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения;
обязательные фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции;
обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения.
Кроме того, в случае, если ветеринарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории Таможенного союза, являются более ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска жизни или здоровью человека, животных или растений в соответствующей части применяются международные стандарты.
Скорректированы лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности
Установлено, что лицензионным требованием и условием в том числе является наличие у лицензиата - руководителя организации (за исключением медицинских организаций) и у его работников, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой или розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего либо среднего фармацевтического (ветеринарного) образования и необходимого стажа работы по
специальности (для руководителя организации), как для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, так и для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
С 1 января 2012
года студентам образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, будет ежемесячно вручаться стипендия Правительства РФ
Проект перечня таких программ Минобрнауки РФ представит в Правительство до 1 октября 2011 года.
Всего предусмотрено 1500 премий в размере 2 тыс. рублей (для студентов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования) и 3500 премий (для студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования) в размере 4 тыс. рублей.