ВАС РФ разъяснил применение норм Гражданского кодекса РФ в отношении договоров, связанных с недвижимостью, предполагаемой
к созданию или приобретению в будущем
Разъяснено значение наличия или отсутствия права собственности продавца на создаваемое или приобретаемое в будущем недвижимое имущество на момент заключения договора (отсутствие у продавца в момент заключения договора права собственности на имущество само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным). Разъяснены также, в частности, возможность индивидуализации объектов недвижимости не только в тексте договора, но и в дополнительных документах (например в акте приема-передачи),
и вопросы, необходимые к выяснению при рассмотрении споров, связанных с неисполнением договора купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Обращено внимание на обстоятельства, которые следует учитывать при разграничении таких договоров, связанных с недвижимостью, как купля-продажа, подряд и простое товарищество. Разъяснены вопросы, имеющие значение для действительной квалификации договора, поименованного как предварительный, и обращено внимание на особенности заключения договора купли-продажи будущего жилого помещения. В постановлении особо отмечено, что утвержденные им разъяснения не подлежат применению при рассмотрении споров, связанных с
созданием недвижимого имущества по закону о долевом участии в строительстве.
В связи с изменениями, внесенными в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Пленумом ВАС РФ подготовлены разъяснения по вопросам
единообразного применения судами норм Кодекса, касающихся пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
Согласно изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом от 23.12.2010 N 379-ФЗ, в частности, основания пересмотра судебных актов разделены на новые и вновь открывшиеся обстоятельства, установлен перечень таких обстоятельств, уточнен порядок подачи заявлений в связи с указанными обстоятельствами.
В связи с этим в Постановлении Пленума ВАС РФ содержатся разъяснения по вопросам пересмотра судебных актов по таким, в частности, обстоятельствам, как:
- отмена судебного акта или постановления иного органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
- признание недействительной сделки, повлекшей принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
- признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, а также решения Европейского Суда по правам человека;
- изменение в постановлении Пленума ВАС РФ или в постановлении Президиума ВАС РФ практики применения правовой нормы.
Признаны утратившими силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.1998 N 17, от 12.03.2007 N 17, от 14.02.2008 N 14 по вопросам, касающимся применения АПК РФ при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.
Оплата учредителями
уставного капитала страховщика, а также источники происхождения вносимых физлицами в уставный капитал денежных средств должны быть подтверждены документально
Для получения лицензии на осуществление страхования (перестрахования) соискатель лицензии обязан представить пакет документов, в том числе подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу (УК).
Согласно утвержденному Минфином РФ "Перечню документов..." для подтверждения оплаты УК денежными средствами представляются копии платежных документов, а также выписки банка по операциям на счетах заявителя, подтверждающие зачисление денежных средств.
Если оплата УК осуществлялась неденежными средствами, представляются, в частности? копии документов: о праве собственности учредителя на соответствующее имущество, актов приемки-передачи имущества, заключений независимых оценщиков об оценке вносимого в УК имущества.
Необходимо также подтвердить отсутствие факта использования учредителями заемных средств для оплаты УК. Для этого представляются, в частности, бухгалтерская отчетность учредителя (выписка из книги доходов и расходов), справки о полученных физлицами доходах, налоговые декларации.
На 2012 год уточнены объемы тарифных квот в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы для ввоза на территорию РФ и помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего
потребления, за исключением товаров из стран СНГ
Установлены следующие объемы тарифных квот, в том числе:
мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код ТН ВЭД ТС 0201) - 30 тыс. тонн;
свинина свежая, охлажденная или замороженная (код ТН ВЭД ТС 0203) - 320 тыс. тонн;
свиной тримминг (коды ТН ВЭД ТС 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2) - 30 тыс. тонн;
замороженное обваленное мясо кур домашних (код ТН ВЭД ТС 0207 14 100 1) - 80 тыс. тонн;
Для участия в отборе заявок на заключение договоров банковского депозита о размещении средств страхового резерва ФСС РФ кредитной организации необходимо подать заявку по утвержденной
форме
Правилами формирования, размещения и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 N 390) предусматривается возможность размещения средств страхового резерва на банковские депозиты в кредитных организациях. ФСС РФ осуществляет отбор заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита.
ФСС РФ утверждена форма заявки, которую необходимо направить в Фонд в день проведения отбора заявок (до 17 часов по московскому времени в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа).
Информация о дате проведения отбора заявок размещается на сайте Фонда в сети Интернет.
ФТС РФ даны разъяснения по вопросам определения места совершения правонарушений и надлежащего извещения
лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, о времени и месте составления протоколов
В частности, разъясняется, что в частях 4 - 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за следующие нарушения в сфере валютного законодательства:
невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары;
невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары;
несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами;
По мнению ведомства, местом совершения нарушений, ответственность за которые предусмотрена названными частями 4 - 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является:
для юридического лица - место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;
для индивидуального предпринимателя - место жительства.
Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен
для целей налогообложения".
Документ уже был официально опубликован в "Российской газете", поэтому можно уверенно говорить о том, что поправки вступят в силу с 1 января 2010 г. Однако не все изменения будут применяться сразу после вступления Закона в силу - самим актом предусмотрен ряд переходных положений, в соответствии с которыми новый порядок определения цены товара будет вводиться в деловой оборот постепенно.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ), практически полностью изменяет принципы определения цены товаров для целей налогообложения. Этот Закон расширяет перечень взаимозависимых лиц и изменяет основы определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным. Кроме того, в документе описывается порядок определения прямого или косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях. Устанавливаются и особенности контролируемой сделки.
Разберем подробнее наиболее важные изменения, которые коснутся налогового законодательства в связи с принятием данного документа.
Взаимозависимые лица
Закон N 227-ФЗ дополняет Налоговый кодекс РФ новым разделом V.1, посвященным взаимозависимым лицам. Судебная практика, связанная со спорами о наличии аффилированности в отношениях между налогоплательщиками, преимущественно складывается из многочисленных споров о том, как толковать то или иное из указанных в Налоговом кодексе РФ оснований для признания сторон сделки взаимозависимыми. По новым правилам перечень таких оснований будет значительно расширен. С одной стороны, это даст инспекциям больше возможностей
для применения неблагоприятных налоговых последствий. Однако, с другой стороны, это должно избавить налогоплательщиков от необоснованных претензий в том случае, если их отношения с контрагентами явно не подпадают ни под один из указанных в новой редакции Кодекса случаев - дело в том, что перечень таких случаев, состоящий из 11 пунктов, будет закрытым.
В действующей редакции Налогового кодекса РФ признание лиц взаимозависимыми регулируется ст. 20. Эта норма будет применяться в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Если же доходы и расходы будут учтены после этой даты, то в отношении таких сделок будет применяться новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. 105.1, 105.2 НК РФ).
В ст. 105.2 НК РФ будет прописан порядок определения доли прямого и косвенного участия организаций и физлиц в других организациях.
Кроме того, организации и физлица будут вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям. Правда, сделать это они смогут только в случае, если на особенности отношений между ними может повлиять хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- условия заключенных ими сделок;
- результаты заключенных ими сделок;
- экономические результаты их деятельности;
- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.
При этом в целях взаимозависимости, как и ранее (согласно ст. 20 НК РФ), учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать лица взаимозависимыми может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).
Контролируемые сделки
Понятие контролируемых сделок не отражено в действующей редакции Налогового кодекса, но оно будет введено Законом N 227-ФЗ. Именно определение и характеризация особенностей таких сделок стали одними из самых серьезных камней преткновения в ходе пятилетнего рассмотрения этого документа еще в стадии законопроекта.
Итак, контролируемые сделки - это сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на их соответствие рыночным. Для признания всех перечисленных ниже видов сделок контролируемыми необходимо, чтобы они соответствовали одному условию: в результате их совершения хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС.
К контролируемым сделкам в первую очередь относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). К таковым приравнивается совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников и между взаимозависимыми лицами. Таким образом, перепродажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу будет контролироваться, даже если напрямую никаких операций такие лица между собой не проводили. Отметим: для того, чтобы сделка заинтересовала инспекцию, внимание к себе должен
привлечь посредник. Повышенное внимание обратят на себя посредники, которые не выполняют в совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров, работ, услуг, а также не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи. Другими словами, данная норма фактически направлена против включения в схему сделки фиктивных посредников исключительно ради уменьшения налоговых обязательств.
Также особо будут контролироваться сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России или являются резидентами РФ, если:
- сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Впрочем, такой лимит будет действовать с 2014 г., а до этого он будет постепенно понижаться: в 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб.;
- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Одновременно предметом такой сделки должно являться добытое полезное ископаемое, по которому и уплачивается этот налог в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. Для данной нормы никаких переходных предложений не предусмотрено: указанный лимит необходимо учитывать уже со следующего года;
- сумма дохода по сделкам превышает 100 млн руб. за год и среди сторон сделки есть как плательщики ЕСХН или ЕНВД, так и налогоплательщики, применяющие иные системы налогообложения (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково", применяющий освобождение от налога на прибыль или перечисляющий данный налог по нулевой ставке, и хотя бы одна из сторон таковым не является. При этом сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
- в сделке участвуют резидент особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, и нерезидент ОЭЗ (пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Лимит для таких сделок также составляет 60 млн руб., однако соответствующие нормы будут применяться только с 1 января 2014 г.
Кроме того, будут контролироваться сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Предметом подобных сделок должны являться такие товары, как нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Лимит доходов для всех этих сделок также составит 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
Отдельная категория контролируемых сделок - это соглашения, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорах, и доходы по которым превышают те же 60 млн руб. в год (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Законом предусмотрено несколько исключений. Не признаются контролируемыми следующие сделки:
1) между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. На данный момент положения о такой группе планируется внести в Налоговый кодекс РФ. Следовательно, невозможно точно сказать, с какого момента указанное исключение начнет действовать;
2) с лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
- у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
- отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицам, контролируемыми согласно пп. 2 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
В соответствии с положениями Закона, у налогоплательщиков, совершающих контролируемые сделки, появляется ряд новых прав. В частности, плательщик вправе сразу уплатить налоги исходя из рыночных цен. Также он может уплачивать НДС, НДПИ и авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ) за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки. Во втором случае по окончании года налогоплательщик обязан самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги (п.
6 ст. 105.3 НК РФ).
О совершении всех контролируемых сделок, проводимых в течение года, налогоплательщик обязан будет оповещать инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Нарушение срока подачи уведомления или представление документа, содержащего недостоверные сведения, будет караться штрафом в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Форма уведомления инспекции налогоплательщиком будет установлена ФНС России.
Налоговые проверки
Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок, проводить которые будет ФНС России. Это проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Отметим, что проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверок налоговые органы больше не смогут, так как прямой запрет на это установлен в п. 1 ст. 105.15 НК РФ. Однако проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот
же период.
Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются:
- уведомление о контролируемых сделках, поданное самим налогоплательщиком;
- извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
- выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.
Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения контролирующим ведомством указанных уведомления или извещения. ФНС РФ будет вправе провести проверку за срок до трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.
Методы, которыми вправе пользоваться ФНС при проведении таких проверок, подробно описаны в рассматриваемом Законе.
Главный вопрос, который волнует налогоплательщиков, - это ответственность в случае, если проверяющий орган выявит отклонение цены сделки от рыночных цен. Такая ответственность установлена новой редакцией Налогового кодекса РФ: штраф за неуплату налога в результате применения нерыночных цен составит 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Впрочем, в указанном размере санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся
в 2017 г. В 2012 и 2013 гг. штраф назначаться не будет, а в 2014 - 2015 гг. сумма штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Если по результатам проверки ФНС России доначислила одному из участников сделки налоги, то другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства. Причем такую симметричную корректировку можно провести только после того, как контрагент, привлеченный к ответственности, исполнит соответствующее решение ФНС России в части недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).
Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Такое соглашение крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России, предусмотрев в нем:
- виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение (по остальным контролируемым сделкам, осуществляемым налогоплательщиком, будет действовать общий порядок контроля ценообразования);
- порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;
- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
- срок действия соглашения (до трех лет);
- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения.
За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб., что само по себе делает эту возможность доступной только для крупного бизнеса. Однако если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).