КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 30.07.2020
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции
В КонсультантПлюс можно оценить перспективы и риски споров в судах общей юрисдикции. Рассмотрены споры: трудовые, за нарушение санэпиднорм, с потребителями, по кадастровой оценке, споры по бытовым вопросам (разводы, жилищные, страховые).
По каждой ситуации – обстоятельства дела, требования, что нужно доказать истцу, причины отказа в иске, встречные требования ответчика, примеры судебных решений.
ФССП разъяснены вопросы исполнения постановлений о взыскании денежных средств со счетов должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 сроком до 06.10.2020 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Отмечено, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
С учетом изложенного ФССП сообщает, что при поступлении заявления от сторон исполнительного производства при наличии всех установленных законодательством условий судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства.
Минздрав России рекомендует субъектам РФ не торопиться с принятием решений о снятии ограничений и переводе коечного фонда, предназначенного для пациентов с COVID-19, в штатный режим работы
Отмечается, что поэтапное снятие ограничительных мер осуществляется только при достижении трех индикаторных показателей в соответствии с Методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020:
Rt - коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции;
СКФ - наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19;
ОТ - показатель тестирования на 100 тысяч населения.
Вместе с тем в ряде субъектов РФ снимаются ограничительные мероприятия, при этом, по данным мониторинга, проводимого Минздравом России, по состоянию на 07.07.2020 в 66 субъектах РФ, в которых показатель СКФ выше 50%, фактически занято большее число инфекционных коек, чем планировалось к развертыванию на 28.04.2020 в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198 "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19", и количество ежедневно госпитализируемых пациентов не имеет тенденции к снижению, а в части регионов даже возрастает.
Учитывая изложенное, перед принятием решения о снятии ограничительных мероприятий необходимо проводить комплексную оценку эпидемиологической ситуации, учитывать динамику показателя заболеваемости, уровень летальности и занятость коечного фонда.
При этом руководители субъектов РФ могут оценивать долю (в %) свободного коечного фонда на отчетную дату от общего числа фактически развернутых в субъекте РФ коек для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Росаккредитация напоминает о введении уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере техосмотра ТС в случаях, когда такая аккредитация обязательна
Сообщается, что 27 июля 2020 г. вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 207-ФЗ "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Ответственность наступает, если в результате предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству или совершено противозаконное деяние, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере (за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 УК РФ).
Разъяснен порядок действий для получения государственной услуги по аккредитации.
Внесены уточнения в форму налогового уведомления, на основании которого физлица уплачивают налоги
Согласно поправке в уведомлении не будет указываться срок уплаты налогов. Включено примечание, содержащее отсылку к нормам Налогового кодекса РФ, устанавливающее, что срок уплаты налога на доходы физических лиц установлен пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), транспортного налога - пунктом 1 статьи 363 Кодекса, земельного налога - пунктом 1 статьи 397 Кодекса, налога на имущество физических лиц - пунктом 1 статьи 409 Кодекса.
Налоговая инспекция доказала, что изменение валюты договора было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды
По условиям инвестиционного договора с иностранной компанией налогоплательщик был обязан вернуть инвестору вложенную им денежную сумму и 70% прибыли от реализации товарной продукции.
На основании дополнительного соглашения валюта инвестиционного договора была изменена с рубля на доллары США на дату получения денег. В результате такой конвертации обязательства заказчика перед инвестором выросли вдвое. Затем стороны заключили договор новации, предусматривающий замену первоначального обязательства общества (по возврату инвестиций и выплате 70% прибыли) заемным обязательством на оставшуюся часть долга (за пользование займом начиная с даты подписания договора, с общества взимались проценты в размере 15% годовых).
В результате общество выплатило инвестору денежные средства сверх фактически полученных сумм инвестиций. При этом полученный таким образом доход инвестора должен был облагаться налогом.
Кроме того, общество уменьшало налоговую базу по налогу на прибыль на курсовые разницы и суммы процентов, начисленных по договору займа.
Налоговый орган пришел к выводу, что изменение валюты договора и распространение изменений на правоотношения, возникшие на дату передачи денежных средств, не обусловлены экономическими и другими разумными причинами.
При рассмотрении налогового спора суды согласились с выводами налогового органа, что основной целью совершения указанных сделок являлось уклонение от налогообложения.
Арбитражный суд ДВО согласился с позицией налогового органа, который квалифицировал непропорционально распределенную долю чистой прибыли как дивиденды
По уставу налогоплательщика чистая прибыль распределялась между двумя его участниками следующим образом: российский участник (доля которого составляет 51%) имел право на 1%, кипрский участник (доля участия 49%) имел право на 99% чистой прибыли.
В отношении пропорционально распределенной прибыли чистой прибыли (49%) налогоплательщик исполнил обязанности налогового агента и удержал налог по ставке 5%, предусмотренной межправительственным соглашением об избежании двойного налогообложения, а в отношении оставшихся 50% налог не удержал.
Отменив решения нижестоящих судов, Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение налогового органа, в соответствии с которым прибыль, распределенная кипрскому участнику непропорционально его доле участия в капитале, является "дивидендами" (п. 3 ст. 10 соглашения), а значит, налогоплательщику следовало исполнить обязанности налогового агента и удержать с этой части прибыли налог по ставке 5%.
Утверждены Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей
Методические рекомендации разработаны в целях составления бюджетных смет федеральных казенных учреждений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Особенности по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, включенных в состав настоящих Методических рекомендаций, применяются по отношению к формам обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, утвержденных приказом Минфина России от 20.06.2018 N 139н.
Банком России даны рекомендации по расчету коэффициентов при формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
Правила формирования резервов предусмотрены Положением Банка России от 16.11.2016 N 558-П.
Сообщается, что при расчете страховых резервов в соответствии с приложениями 1 - 3 к Положению N 558-П страховщики определяют промежуточные величины (безразмерные коэффициенты), которые участвуют в итоговой оценке величины страховых резервов.
В связи с тем, что точность вычисления коэффициентов оказывает существенное влияние на величину страховых резервов, расчет коэффициентов следует проводить с точностью не менее 7 знаков после запятой.
Перераспределены обязанности между подразделениями Банка России по контролю и надзору за соблюдением законодательства участниками рынка ценных бумаг
В частности, установлено, что с 30 июля 2020 года Департамент инфраструктуры финансового рынка реализует полномочия Банка России в сфере контроля и надзора за деятельностью:
центрального депозитария, в том числе в отношении его деятельности как небанковской кредитной организации;
профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария;
профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
специализированных депозитариев, за исключением контроля за прекращением ими паевого инвестиционного фонда;
репозитариев;
организаторов торговли;
клиринговых организаций, включая клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента;
небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов, в том числе в отношении их деятельности как небанковской кредитной организации;
операторов товарных поставок;
операторов инвестиционных платформ;
кредитных рейтинговых агентств;
саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих специализированные депозитарии;
саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих депозитарии;
саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих регистраторов;
ценовых центров.
Отменены с 30 июля 2020 года аналогичные приказы Банка России от 14.01.2019 N ОД-47 и от 28.12.2018 N ОД-3400.
Вольфсбергской группой разработана обновленная анкета по оценке благонадежности и надлежащей проверке финансовых учреждений - респондентов
Анкета рекомендуется для использования в рамках установления корреспондентских отношений. Также опубликованы руководство по заполнению анкеты, ответы на актуальные вопросы и глоссарий применяемых терминов и понятий.
Анкета составлена с учетом положений Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендаций ФАТФ).
Перечень вопросов, предлагаемый в анкете, может представлять практический интерес для российских кредитных организаций для формирования подходов к внутрибанковским правилам при установлении и поддержании корреспондентских отношений с зарубежными банками-респондентами.
Анкета размещена на официальном сайте Вольфсбергской группы в информационно-телекоммуникационной сети
Для справки: Вольфсбергская группа является ассоциацией тринадцати глобальных банков (Banco Santander, Bank of America, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Societe Generale, Standard Chartered Bank и UBS), целью которой является разработка рекомендаций по управлению рисками, связанными с совершением финансовых преступлений.
В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги
Такими бумагами являются, в частности:
биржевые облигации Акционерного общества "ДОМ.РФ", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-08-00739-A-001Р;
биржевые облигации публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-10-00122-A-002Р;
биржевые облигации Публичного акционерного общества "Российские сети", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-02-55385-E-001Р;
биржевые облигации Публичного акционерного общества "СИБУР Холдинг", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-01-65134-D, 4B02-02-65134-D;
биржевые облигации Акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество), имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-03-40046-N, 4B02-05-40046-N, 4B02-07-40046-N.
Установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета НФО доходов, расходов и прочего совокупного дохода
Некредитная финансовая организация (НФО) должна отражать доходы, расходы и прочий совокупный доход на счетах бухгалтерского учета по символам отчета о финансовых результатах (ОФР) в соответствии с частями V - VIII приложения 2 к Положению Банка России от 24 марта 2020 года N 713-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядке его применения".
Положение устанавливает требования к отражению доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета, а также особенности отражения операций в иностранной валюте и операций с драгоценными металлами, а также других доходов и расходов (в том числе доходы от восстановления (уменьшения) резервов под обесценение, доходы от восстановления убытков от обесценения активов и пр.).
Обновлены формы ФСН для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой
Утверждены, в том числе годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие с отчета за 2020 год:
N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";
N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях";
N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении".
В частности, форму N 4-ОС предоставляют юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие природоохранную деятельность.
Признаны утратившими силу аналогичные формы, утвержденные ранее.
В заработную плату, помимо вознаграждения за труд, должны быть включены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда с COVID-19
Согласно п. 83.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденных приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. N 711, в фонд заработной платы включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Кроме того, согласно п. п. 84.1.9 и 84.1.10 Указаний в фонде заработной платы работников, в частности, учитываются доплаты и надбавки к тарифным ставкам (должностным окладам) за сложность, напряженность, специальный режим работы, а также повышенная оплата труда на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Учитывая вышеизложенное, при заполнении формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" выплаты стимулирующего характера за особые условия труда в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции учитываются в фонде начисленной заработной платы работникам.
Обновлена сводная номенклатура ценообразующих строительных ресурсов
В номенклатуру включены строительные ресурсы, стоимость которых определяется по видам объектов капитального строительства и (или) по видам выполняемых при строительстве работ и составляет более 80 процентов совокупной сметной стоимости строительства.
Расширены перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов
В новой редакции изложены:
перечень специализированных ценообразующих строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений;
перечень специализированных ценообразующих строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
перечень специализированных ценообразующих строительных ресурсов объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и сооружений, участвующих в технологическом процессе транспорта нефти и нефтепродуктов.
Расширен перечень информации, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в сети "Интернет"
Установлено, что обязательному размещению в открытом доступе подлежит, в том числе, информация:
- касающаяся формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными в целях заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, в объеме, установленном Постановлениями Правительства РФ от 21 марта 2020 г. N 319, от 16 июля 2020 г. N 1048, от 12 февраля 2020 г. N 133;
- о продукции, включенной в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, включающая в себя, в частности, следующие сведения:
наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), а также коды единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ таких операций (условий) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий);
информация о соответствии количества баллов, достаточного для целей закупок промышленной продукции (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий);
номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) (при наличии);
наименование, номер и дата утверждения одного из следующих документов, содержащих требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции:
технические условия;
стандарт организации;
технологический регламент;
дата подписания, номер и срок действия заключения;
статус выданного заключения (действующее или недействующее).
Уточнен порядок закупки кабелей и проводов волоконно-оптических, электронных и электрических, включенных в перечень иностранной продукции, ограниченной к закупкам для госнужд
Установлено, в частности, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, за исключением государств - членов ЕАЭС, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр или произведенной на территории государства - члена ЕАЭС;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующих признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, а для радиоэлектронной продукции, произведенной на территории государства - члена ЕАЭС, - акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом государства - члена ЕАЭС, с указанием в таком акте информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ФТС России информирует об изменениях в порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами ЕАЭС
24 июля 2020 г. вступило в силу соответствующее Постановление Правительства РФ N 891.
Оно предусматривает следующие нововведения:
- переход на полностью электронный документооборот (исключение бумажной формы представления статистической формы);
- увеличение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (до десяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным);
- упрощение порядка представления статистической отчетности для участников ВЭД, перемещающих товары в адрес физических лиц в рамках интернет-торговли (в части заполнения графы 2 "Покупатель");
- участник внешнеэкономической деятельности, подавший статистическую форму с некорректными сведениями, не привлекается к административной ответственности при условии представления в таможенный орган новой статистической формы, содержащей достоверные сведения, взамен ошибочной в 10-дневный срок со дня обнаружения факта представления недостоверных сведений;
- представление статистической формы возможно только заявителем.
Минобрнауки России обобщило наиболее типичные нарушения в порядке представления диссертаций к защите, а также при оформлении аттестационных дел
В частности, рекомендовано обратить внимание на следующие нарушения требований Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842:
- размещение текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети "Интернет" после приема диссертационным советом диссертации к предварительному рассмотрению;
- представление отзыва научного руководителя соискателя ученой степени кандидата наук или отзыва научного консультанта соискателя ученой степени доктора наук после приема диссертационным советом диссертации к предварительному рассмотрению, в том числе, когда указанные отзывы датированы более поздним числом, чем дата проведения заседания по приему диссертационным советом диссертации к предварительному рассмотрению;
- превышение диссертационным советом сроков принятия диссертации к защите: двух месяцев со дня подачи в диссертационный совет всех необходимых документов - для соискателя ученой степени кандидата наук; четырех - для соискателя ученой степени доктора наук;
- прием диссертационным советом отзывов "официальных оппонентов" и/или "ведущей организации", оформленных до дня проведения заседания диссертационного совета по принятию диссертации к защите и назначения официальных оппонентов и ведущей организации;
- прием диссертационным советом отзывов официальных оппонентов и/или ведущей организации, оформленных позднее чем за 15 дней до дня защиты, и/или размещение на сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, и в федеральной информационной системе государственной научной аттестации указанных отзывов позднее чем за 10 дней до дня защиты;
- заключение диссертационного совета о присуждении ученой степени подписывается с нарушением установленного срока либо дата подписи заключения отсутствует.
Сначала подтверждение, потом изменения - Росздравнадзор разъяснил порядок внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье зарегистрированных медицинских изделий
Сообщается, что внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье медицинских изделий, зарегистрированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N 299, осуществляется после принятия решения о подтверждении государственной регистрации медицинских изделий.
Предложен порядок ведения медицинской документации в форме электронных документов
Проектом устанавливаются требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, их регистрации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, предоставлению доступа к медицинской документации, ведение которой осуществляется в форме электронных медицинских документов.
Медицинская организация, осуществляющая ведение документооборота в сфере охраны здоровья в форме электронных документов, должна быть зарегистрирована в Федеральном реестре медицинских организаций Единой системы, сведения о медицинских работниках указанной медицинской организации, которые формируют и подписывают электронные медицинские документы, должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников Единой системы.
Доступ к электронным медицинским документам предоставляется гражданам посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
С 1 января 2021 года вступает в силу порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС природного и техногенного характера
Согласно утвержденным Правилам, резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов устанавливаются создавшим их органом.