КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 07.02.2019
Доказывание и взыскание убытков и судебных расходов: правовые и практические аспекты
На семинаре будет проанализирован успешный опыт доказывания убытков. Участники получат методологические и правовые знания, которые повысят вероятность успешного сопровождения судебных дел.
Лекторы: Карапетов А.Г., Тай Ю.В. и др.
Дневной семинар повышения квалификации юристов состоится 26-27 февраля в Москве.
Индивидуальный предприниматель не должен нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение и тем самым находиться в худшем положении по сравнению с другими категориями страхователей
Конституционный Суд РФ признал статью 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной частью третьей статьи 17
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, данный Кодекс закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5).
Для целей недопущения привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение в главе 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" КоАП РФ, а именно в примечании к статье 15.3 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе", содержится положение, в силу которого административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в этой статье, статьях 15.4 - 15.9 и 15.11 данного Кодекса,
применяется к лицам, указанным в его статье 2.4, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это примечание действует без изменений с момента введения в действие КоАП РФ.
Статьи, на которые распространяет свое действие примечание к статье 15.3 КоАП РФ, устанавливают административную ответственность только для должностных лиц (за исключением части 1 его статьи 15.6, предусматривающей ответственность также и для граждан). С учетом того, что глава 16 Налогового кодекса РФ содержит ряд схожих составов налоговых правонарушений, предполагается, что это примечание направлено на недопущение привлечения субъекта правонарушения к двойной ответственности за одно и то же деяние
(в данном случае - в налоговой сфере).
Схожее исключение из общего правила в части привлечения к ответственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наравне с должностными лицами закреплено и в примечании к статье 15.33 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации" КоАП РФ. Вместе с тем
каких-либо специальных исключений в том, что касается привлечения к ответственности за совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 данного Кодекса, не сделано.
Положение статьи 50 (часть 1) Конституции РФ, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП РФ посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся
публично-правовой, носящей, по общему правилу, карательный, а не восстановительный характер.
Действующее правовое регулирование не содержит специальных норм, определяющих соотношение мер ответственности, предусмотренных частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статьей 15.33.2 КоАП РФ, применительно к ситуациям, когда нарушение установленных законодательством РФ требований, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного
страхования в органы ПФ РФ, допущено индивидуальным предпринимателем. Как свидетельствует правоприменительная практика, не исключается привлечение к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя, ранее уже привлеченного к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона за несвоевременное или неполное (недостоверное) представление указанных сведений за тот же отчетный период (а равно наоборот: при
влечение к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона такого лица, уже привлеченного к ответственности по статье 15.33.2 КоАП РФ), - несмотря на то что объективную сторону обоих составов правонарушений составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.
Подобный подход не только ведет к нарушению статьи 50 (часть 1) Конституции РФ, но и противоречит принципу равенства, провозглашенному в ее статье 19 (части 1 и 2), который выступает одним из конституционных критериев оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Нарушение этого принципа заключается в том, что индивидуальный предприниматель ставится в худшее положение по сравнению с другими категориями страхователей (юридическими лицами и гражданами, осуществляющими прием на работу по трудовому договору, а также заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы), для которых в данном случае не возникает риск быть подвергнутым наказанию дважды.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФ РФ, с тем чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.
Уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов РФ
Так, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ отнесено осуществление мер по защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на региональном уровне.
К вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена разработка и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на уровне местного самоуправления.
Установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре
Согласно настоящему Федеральному закону, непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством РФ порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В случае повторного нарушения размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Утверждена типовая форма соглашения об информационном взаимодействии с МВД России организаций, в которых осуществляется регистрация граждан по месту пребывания
Устанавливается, что администрация гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений в течение суток с даты прибытия гражданина РФ в соответствующее место пребывания и выбытия из него предоставляют информацию об этом в территориальный орган МВД России. Информация предоставляется на бумажных носителях или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Администрация учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, предоставляет указанные сведения в течение 7 рабочих дней с даты прибытия гражданина РФ в соответствующее место пребывания и выбытия из него. Информация предоставляется на бумажном носителе или с использованием сетей электросвязи.
Информационное взаимодействие осуществляется на основе заключенного администрациями учреждений и организаций соглашений об информационном взаимодействии с МВД России. В соглашении устанавливаются, в частности:
- общие положения об информационном взаимодействии;
- порядок осуществления взаимодействия сторон;
- порядок разрешения споров;
- срок действия соглашения;
- заключительные положения;
- реквизиты и подписи сторон.
Для заключения соглашения поставщик информации направляет в территориальный орган МВД России на региональном уровне проект соглашения, содержащий сведения о наименовании поставщика информации, адресе его местонахождения и выбранном способе передачи информации. Территориальный орган МВД России в течение 10 рабочих дней проводит проверку представленной информации, и, в случае ее подтверждения, присваивает поставщику информации идентификационный номер ведомственного сегмента МВД России системы "Мир" и
передает его поставщику информации вместе с подписанным соглашением об информационном взаимодействии.
Срок выдачи загранпаспортов при подаче документов по месту пребывания сокращен с 4 до 3 месяцев
Соответствующие изменения внесены в Приказ МВД России от 16.11.2017 N 864 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" и Приказ МВД России от 27.11.2017 N 889 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской
Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации".
Утверждена обновленная форма заявки на предоставление федеральной субсидии региональному бюджету на проведение комплексных кадастровых работ
Субсидии предоставляются в рамках ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)".
В новой форме заявки, в частности, размер субсидии и значения показателей результативности указываются как на текущий год, так и на плановый период (два последующих года).
Заявка представляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в Росреестр не позднее 1 марта года, предшествующего году выполнения работ. К заявке прилагаются документы, перечень которых приведен в приложении к приказу.
Утверждена также форма отчета об исполнении условий предоставления субсидии.
Признаны утратившими силу Приказы Росреестра от 24.02.2016 N П/0086 и N П/0087, которыми были утверждены ранее действовавшие формы заявок.
Утверждены типовые правила пользования транспортной подвесной канатной дорогой
Типовые правила определяют:
- порядок организации и условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади;
- требования к информированию пассажиров, находящихся в подвижном составе канатной дороги, в том числе в кабинах, креслах, и на станциях канатной дороги.
Определено, в частности, что навигация на станциях и информирование пассажиров в подвижном составе должны дублироваться на английском языке.
В соответствии с типовыми правилами региональные органы власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают правила пользования канатной дорогой, которые могут учитывать региональные особенности ее функционирования.
Минпромторг России предлагает расширить перечень товаров, запрещенных для госзакупок
В установленный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планируется включить, в том числе, шкафы холодильные для пищевой промышленности, витрины холодильные для пищевой промышленности, печи хлебопекарные неэлектрические, печи кондитерские неэлектрические, сковороды
газовые промышленные, мясорубки электрические промышленные, машины для нарезания хлеба, машины месильно-перемешивающие, машины для просеивания муки и др.
Кроме того, уточняется порядок подтверждения соответствия отдельных товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Определены требования к бизнес-плану соискателя лицензии на осуществление страхования, перестрахования
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, включен бизнес-план соискателя лицензии. Настоящим Указанием устанавливаются требования к содержанию такого бизнес-плана.
Так, бизнес-план соискателя лицензии на осуществление страхования, перестрахования (далее - соискатель лицензии) должен состоять из титульного листа, оглавления, описательной части и приложений к нему.
Текст бизнес-плана соискателя лицензии должен быть разделен на разделы (главы). Оглавление бизнес-плана должно быть оформлено на отдельной странице.
Указанием устанавливаются требования к содержанию каждой из частей бизнес-плана соискателя лицензии.
Напомним, что согласно части 9 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховые организации, созданные до дня вступления указанного Федерального закона в силу, обязаны представить бизнес-план в орган страхового надзора до истечения одного года после дня вступления в силу указанного Федерального закона в силу.
Все акционеры преобразуемого акционерного общества имеют право на получение доли в уставном капитале во вновь создаваемом юрлице
По мнению Банка России, акционеры, голосовавшие против принятия решения о преобразовании акционерного общества либо не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу и не предъявившие свои акции к выкупу, в том числе акционеры, связь с которыми утеряна, имеют право на доли (паи) в уставном (складочном) капитале вновь создаваемого юридического лица, пропорционально количеству принадлежащих им акций реорганизуемого акционерного общества.
Определен порядок обеспечения жильем сотрудников органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России
Федеральный закон направлен на реализацию положений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2018 N 16-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в связи с запросом Северо-Кавказского окружного военного суда".
Указанным Постановлением часть 5 статьи 36 Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данная норма в силу неопределенности своего нормативного содержания не дает однозначного ответа
на вопрос, какой именно государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган - обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 года.
Настоящим Федеральным законом устанавливается, что обеспечение жилыми помещениями (служебными жилыми помещениями) военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, граждан РФ, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, а также членов их семей, принятых на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) до 1 января 2017 года Минобороны России, ФСБ России и Росгвардией, осуществляется
указанными федеральными органами исполнительной власти.
Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры на малоинтенсивных железнодорожных участках
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение работы устройств железнодорожной инфраструктуры на малоинтенсивных железнодорожных участках с требуемым уровнем безотказности, безаварийности, долговечности и качества.
В функции данных специалистов входит:
- выполнение работ по подготовке маршрута следования поездов при выполнении ремонтных работ на железнодорожной станции, оборудованной диспетчерской централизацией малоинтенсивных линий;
- выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту аналогового и абонентского оконечного оборудования, устройств и сооружений железнодорожной электросвязи на малоинтенсивных железнодорожных участках;
- организация и контроль выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации оборудования и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на малоинтенсивных железнодорожных участках.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Репетиторы, сиделки и помощницы по хозяйству отнесены к застрахованным лицам в системе ОМС
Законом дополнен перечень лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, отнесенных к категории застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей в системе ОМС.
Теперь наряду с индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и арбитражными управляющими, к указанным категориям отнесены, в частности физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ (физлица, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги другому физлицу для личных, домашних
и (или) иных подобных нужд).
Согласно Налоговому кодексу РФ в 2018 - 2019 годах физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ освобождены от уплаты НДФЛ в отношении доходов от оказания услуг, поименованных в пункте 70 статьи 217 НК РФ (репетиторство, уход за детьми, больными и престарелыми людьми и т.д.).
Принятым Законом указанные лица на этот же период освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС.
ПФР подготовлена информация о размерах ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) льготным категориям граждан
Разъяснено следующее:
если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты;
если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам (или НПА), ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо НПА;
чернобыльцы, а также, в частности, Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Соцтруда имеют право получать ЕДВ одновременно на основании закона о данных категориях граждан и на основании других законов и НПА по вопросам соцобеспечения.
К информации прилагается таблица, в которой указаны конкретные категории граждан и размеры ЕДВ с учетом индексации на 4,3% с 1 февраля 2019 года.
Банк России разрешил вложение средств пенсионных накоплений НПФ в акции российских компаний на IPO при соблюдении определенных условий
Предусмотрено, что сделки НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, связанные с инвестированием в акции российских акционерных обществ, которые впервые публично размещаются на организованных торгах и/или которые впервые предлагаются к публичному обращению путем предложения неограниченному кругу лиц, допускается совершать без соблюдения установленных Положением N 580-П требований, если:
сделки совершаются на условиях предпоставки ценных бумаг со стороны контрагента или на организованных торгах на условиях поставки против платежа;
совокупное количество приобретенных в состав пенсионных накоплений фонда акций не превышает 5 процентов от общего количества указанных акций;
совокупная стоимость акций составляет не менее 50 миллиардов рублей;
эмитенту акций присвоен рейтинг не ниже уровня рейтинга эмитента облигаций, установленного Советом директоров Банка России;
эмитентом акций заключен договор о поддержании (стабилизации) цен на указанные акции, стороной которого является российская биржа.
Также уточнены критерии, которым должны соответствовать облигации, входящие в состав пенсионных накоплений фонда.
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.
Казначейство России обращает внимание на обязательность указания СНИЛС руководителя организации в заявке на включение (изменение) информации об организации в Сводный реестр ГИИС "Электронный бюджет"
Разъясняется, что в Сводный реестр государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) включается информация по форме согласно Приложению N 3.1 к Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденному Приказом Минфина России от 23.12.2014 N
163н (далее - Порядок N 163н), об иных неучастниках бюджетного процесса, заключивших контракты, договоры, соглашения в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов (договоров, соглашений) и открывающих лицевые счета в ТОФК в соответствии с законодательством РФ (далее - иные юридические лица).
В соответствии с пунктом 8.6 Приложения N 3.1 к Порядку N 163н при формировании Заявки на включение (изменение) информации об организации в Сводный реестр ГИИС "Электронный бюджет" поле "СНИЛС руководителя организации (лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица) в соответствии со сведениями страхового свидетельства об обязательном пенсионном страховании руководителя организации" является обязательным для заполнения.
ФНС России привела описание чеков ККТ при предоставлении и погашении займа для оплаты товаров (работ, услуг)
В рекомендациях по формированию кассового чека рассмотрена ситуация, когда часть стоимости товара оплачена покупателем наличными денежными средствами, а на оставшуюся стоимость ему предоставлена рассрочка платежа.
При внесении денежных средств был сформирован кассовый чек и выдан покупателю на бумажном носителе. Окончательный расчет произведен банковской картой в том же самом месте на той же ККТ.
Установлен порядок организации и проведения Банком России проверок кредитных и некредитных финансовых организаций и направления им актов по итогам проведения проверок
Указывается, что в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении поднадзорных организаций, уполномоченные представители (служащие) Банка России осуществляют действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности поднадзорной организации с проведением наличных или безналичных расчетов, или без их проведения.
Контрольное мероприятие проводится на основании решения о его проведении, принимаемого Председателем Банка России или заместителем Председателя Банка России. Поручение на проведение контрольного мероприятия должно подписываться руководителем (его заместителем) территориального учреждения Банка России, сотрудники которого будут проводить контрольное мероприятие. В поручении указывается персональный состав лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, численностью не менее 2-х человек. В
случае изменения персонального состава уполномоченных представителей составляется дополнение к поручению.
Контрольное мероприятие (за исключением дистанционного) проводится с применением видеозаписи или фото- и киносъемки или с привлечением двух свидетелей, не являющихся работниками Банка России или поднадзорной организации.
По окончании контрольного мероприятия составляется акт о его проведении, в который включаются, помимо прочего, сведения о выявленных нарушениях обязательных требований или об их отсутствии.
Копия акта о проведении контрольного мероприятия должна направляться в поднадзорную организацию не позднее 10 рабочих дней со дня проведения контрольного мероприятия в порядке, определенном Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета". В случае выявления
нарушений непосредственно при проведении контрольного мероприятия, акт о проведении контрольного мероприятия составляется незамедлительно после завершения контрольного мероприятия.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.
Банк России напомнил о порядке анализа финансового положения контрагентов - субъектов малого бизнеса
Сообщается, в частности, что анализ финансового положения контрагентов - субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется с использованием информации, примерный перечень которой предусмотрен в приложении 2 к Положению Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".
Перечень используемых источников информации для анализа финансового положения контрагентов - субъектов МСП включается во внутренние документы кредитной организации. При классификации элементов расчетной базы резерва, относящихся к контрагентам - субъектам МСП, классифицируемых на портфельной основе, вышеуказанная информация анализируется на момент принятия решения о включении элементов расчетной базы резерва в соответствующий портфель однородных требований (условных обязательств кредитного
характера).
Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг будет осуществляться исходя из показателей их деятельности
В Положение Банка России от 27.07.2015 N 481-П включены новые лицензионные требования и условия, согласно которым лицензиат должен ежеквартально оценивать значения показателей своей деятельности согласно утвержденным показателям (к ним относятся, в том числе, объем сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных в течение квартала за счет клиентов при осуществлении брокерской деятельности, количество клиентов по договорам на брокерское обслуживание по состоянию на последний календарный день квартала и
др.).
Кроме того, установлено лицензионное требование по организации и осуществлению лицензиатами внутреннего аудита при определенных условиях.
Также уточнены, в том числе, лицензионные требования и условия для лицензиатов, осуществляющих депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (соискателей указанных лицензий), для лицензиатов - кредитных организаций, осуществляющих брокерскую и/или дилерскую деятельность и/или деятельность по управлению ценными бумагами (соискателей лицензий на осуществление вышеуказанных видов деятельности, являющихся кредитными организациями).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
МСЗОУ 3000 (пересмотренный) содержит требования, руководство по применению и прочие пояснительные материалы в отношении заданий по подтверждению, обеспечивающих разумную и ограниченную уверенность
Задание, обеспечивающее уверенность - задание, в рамках которого целью практикующего специалиста является получение достаточных надлежащих доказательств для формирования вывода, призванного повысить степень уверенности предполагаемых пользователей, за исключением ответственной стороны, в результате оценки или измерения оцениваемого предмета задания с использованием критериев.
Задания, обеспечивающие уверенность, включают как задания по подтверждению, в которых иная, чем практикующий специалист, сторона проводит количественную или качественную оценку оцениваемого предмета задания в соответствии с критериями, так и задания по непосредственной оценке, в которых практикующий специалист проводит количественную или качественную оценку оцениваемого предмета задания в соответствии с критериями. Настоящий стандарт также может быть применен к заданиям по непосредственной оценке,
обеспечивающим разумную и ограниченную уверенность, с учетом необходимых изменений и дополнений, требуемых обстоятельствами задания.
МСЗОУ 3000 распространяется на задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов, как описано в Международной концепции заданий, обеспечивающих уверенность. Когда предмет задания, рассмотренный в другом МСЗОУ, относится к предмету конкретного задания, этот другой стандарт применяется наряду с настоящим стандартом.
При выполнении задания, обеспечивающего уверенность, перед практикующим специалистом стоят следующие цели:
- получить либо разумную уверенность, либо ограниченную уверенность в том, что информация о предмете задания не содержит существенных искажений;
- сформировать вывод относительно результата количественной или качественной оценки оцениваемого предмета задания в форме письменного заключения, в котором содержится выражение ограниченной либо разумной уверенности, а также описана основа для вывода;
- проинформировать о требованиях настоящего стандарта и других соответствующих стандартов, как это изложено далее.
Во всех случаях, когда разумная или ограниченная уверенность не могут быть получены, а формирование вывода с оговоркой в заключении практикующего специалиста в сложившихся обстоятельствах не является достаточным для целей информирования предполагаемых пользователей финансовой отчетности, настоящий стандарт требует, чтобы практикующий специалист отказался от вывода или отказался от задания, если отказ от задания разрешается применимыми законами или нормативными актами.
МСЗОУ 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" следует рассматривать вместе с Предисловием к Сборнику Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
МСЗОУ 3402 применяется с целью предоставления заключения в отношении средств контроля, вероятно относящихся к системе внутреннего контроля организации-пользователя
Стандарт применяется только в тех случаях, когда обслуживающая организация несет ответственность за надлежащую структуру средств контроля или по иным основаниям может формировать подтверждение в отношении структуры средств контроля.
Настоящий стандарт не применяется к заданиям, обеспечивающим уверенность:
- цель которых состоит в предоставлении заключения о том, функционируют ли средства контроля обслуживающей организации согласно описанию,
- цель которых состоит в том, чтобы предоставить заключение о средствах контроля обслуживающей организации, не являющихся средствами контроля, связанными с услугой, вероятно имеющей отношение к системе внутреннего контроля организации-пользователя, в отношении подготовки финансовой отчетности.
МСЗОУ 3410 регламентирует выполнение заданий в отношении оценки и составления отчета организации о выбросах парниковых газов
Стандарт не регламентирует и не содержит конкретных указаний по выполнению заданий, обеспечивающих уверенность, в отношении:
- отчетов о выбросах, отличающихся от выбросов парниковых газов, например оксидов азота (NOx) и диоксида серы (SO2);
- иной информации, связанной с парниковыми газами, например о влиянии жизненного цикла продуктов на окружающую среду;
- инструментов, процессов или механизмов, таких как проекты по компенсационным квотам, используемым другими организациями для получения вычетов по выбросам.
Как в случае заданий, обеспечивающих разумную уверенность, так и в случае заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность, в отношении отчета о выбросах парниковых газов, практикующий специалист выбирает комбинацию процедур, обеспечивающих уверенность, которые могут включать инспектирование, наблюдение, подтверждение, пересчет, повторное применение, аналитические процедуры и направление запросов. Определение процедур, обеспечивающих уверенность, которые необходимо выполнить в рамках конкретного задания,
является предметом профессионального суждения. Поскольку отчеты о выбросах парниковых газов охватывают широкий круг вопросов, то характер, сроки и объем процедур, по всей вероятности, будут значительно различаться в зависимости от заданий.
МСА 700 установлены требования к порядку формирования, а также к форме и содержанию аудиторского заключения
Стандарт устанавливает обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности и применяется к аудиту полного комплекта финансовой отчетности общего назначения.
Стандарт направлен на соблюдение принципа последовательности в аудиторском заключении, но при этом признает необходимость обеспечения гибкости, позволяющей учитывать конкретные обстоятельства отдельных юрисдикций. Соблюдение последовательности в формулировках аудиторского заключения при проведении аудита в соответствии с Международными стандартами аудита повышает доверие к нему на мировом рынке, упрощая идентификацию тех аудиторских заданий, которые выполнялись в соответствии с признанными в мире
стандартами. Кроме того, принцип последовательности способствует лучшему пониманию пользователями аудиторских заключений и выявлению необычных обстоятельств в случае их возникновения.
В МСА 805 представлены особенности применения МСА с цифровыми кодами 100 - 700 к аудиту отдельного отчета финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи
Отдельный отчет финансовой отчетности или отдельный элемент, группа статей или статья финансовой отчетности могут быть подготовлены в соответствии с концепцией общего или специального назначения. В случае их подготовки в соответствии с концепцией специального назначения к аудиту также применяется МСА 800 (пересмотренный)
Стандарт не применяется к заключению аудитора компонента, представленному по результатам выполнения работ в отношении финансовой информации компонента по запросу команды аудитора группы для целей аудита финансовой отчетности группы.
В приложении к документу приведены примеры аудиторских заключений независимого аудитора об отдельном отчете финансовой отчетности и отдельном элементе финансовой отчетности.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Утверждена форма заключения таможенного эксперта (эксперта) и порядок его заполнения
Заключение заполняется в виде электронного документа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта. В случае производства таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов - подписями таможенных экспертов, входящих в состав комиссии.
Заключение оформляется в виде документа на бумажном носителе в случае производства таможенной экспертизы экспертом или комиссией экспертов и заполняется экспертом, а в случае производства таможенной экспертизы комиссией экспертов - экспертами, входящими в состав комиссии.
Установлено, что формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускающей различных толкований и не требующей для своей интерпретации специальных и (или) научных знаний.
В Приказе приводится порядок заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта).
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Крымские рыбоводы, осуществляющие деятельность на основании документов, выданных до вхождения Крыма в состав России, смогут заключить договоры пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов
Закон об аквакультуре дополнен положением, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с разведением водных организмов в поверхностных водных объектах, которые расположены в Крыму и Севастополе или прилегают к ним и использование которых для указанной деятельности подтверждается документами, на основании которых она осуществлялась до дня вступления в силу федерального конституционного закона о принятии Крыма в Россию, вправе заключить до
1 января 2021 года договор пользования рыбоводным участком в отношении указанных водных объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на оставшуюся часть срока.
Порядок заключения таких договоров устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В перечень стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, внесены изменения: включена Япония и исключены Мексика и Кабо-Верде
Согласно закону о персональных данных трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться только в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- предусмотренных международными договорами РФ;
- предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя РФ, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
- защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет
Установлено, что воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны, в числе прочего, направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Генпрокуратура России будет взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения антикоррупционных ограничений
Случаи, в которых Генпрокуратура России будет осуществлять такое взаимодействие, должны быть предусмотрены федеральными законами.
Генпрокуратура России при необходимости вправе направить запрос в Банк России, который, в свою очередь, обращается в центральный банк и/или иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета и вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами
территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов, наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и/или иностранных финансовых инструментов.
Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры России и Банка России будут определяться соглашением.
Генпрокуратура России предоставляет полученную от Банка России информацию органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений. Данные органы, подразделения и должностные лица не вправе раскрывать третьим лицам информацию о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Решение о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, и об изменении его вида при наличии неурегулированных разногласий будет приниматься Правительством РФ
Предусмотрено, что при наличии разногласий по вопросам о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, или об изменении его вида федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечивает их обсуждение с органом исполнительной власти субъекта РФ в целях урегулирования этих разногласий. В случае недостижения согласия протокол согласительного совещания,
подписанный руководителями указанных органов или их заместителями, и проект соответствующего акта направляются в Правительство РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, исключена возможность создания по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Расширен перечень категорий турецких граждан, на которых не распространяется действие ограничительных мер по въезду в РФ
С 1 января 2016 года в ответ на недружественные действия Турции Указом Президента РФ было приостановлено действие соглашения с Турцией об условиях взаимных поездок граждан.
Настоящим Указом определено, что данные ограничения не распространяются на граждан Турции:
- имеющих действительные специальные паспорта и направляемых в Россию в краткосрочные командировки, в том числе в дипломатические представительства и консульские учреждения Турции, находящиеся в РФ;
Данные исключения действуют при условии принятия Турцией на основе принципа взаимности аналогичных мер в отношении соответсвующих категорий граждан РФ.