КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 23.07.2015
Новые правовые позиции высших судов по актуальным темам
Позиции высших судов по актуальным вопросам смотрите в КонсультантПлюс в банке «Правовые позиции высших судов».
В числе новых тем - заключение договоров в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ) и применение нормы о том, какие деньги могут быть использованы в качестве средства платежа (ст. 140 ГК РФ). В банке – позиции судов по теме, аннотации, подборка судебных актов.
КонсультантПлюс
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 23.07.2015
Регламентирован порядок лицензирования образовательной деятельности региональными органами власти, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям РФ в сфере образования, переданным для осуществления региональным органам власти, относится в том числе лицензирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ.
Перечень таких уполномоченных органов и их контактная информация приведены в приложении к Регламенту.
Регламентом определено, что принятие такими органами решения о предоставлении лицензии или об отказе осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов. Решение о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней.
Определено, что уполномоченный орган принимает решение о возврате соискателю заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:
- лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии не отнесено к компетенции уполномоченного органа;
- для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии не вправе реализовывать;
- в случае выявления факта, подтверждающего неуплату или неполную уплату госпошлины;
- если соискателем не представлены надлежащим образом оформленное заявление о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемые к нему документы.
Банк России предупреждает о возможной уголовной ответственности за приобретение поддельного полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Банк России сообщает, что в последнее время участились случаи распространения полисов ОСАГО по значительно заниженным ценам. В связи с этим Банк России напоминает, то стоимость полисов рассчитывается исходя из тарифов, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по
обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Кроме того, Банк России рекомендует проверять наличие действующей на момент приобретения полиса лицензии у страховой компании, а при приобретении полиса у агента - наличие у него соответствующей доверенности.
Проверить действительность страхового полиса можно на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков по адресу www.autoins.ru.
Приобретение и использование заведомо поддельного или незаполненного бланка полиса ОСАГО может квалифицироваться как противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ.
Уточнен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в сфере труда
Лица, осуществляющие федеральный государственный надзор в сфере труда, уполномочены направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, без необходимости наличия заключений государственной экспертизы условий труда.
Данные лица также уполномочены предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о специальной оценке условий труда.
Установлено также, что государственные инспекторы труда при проведении проверок исполняют обязанности, предусмотренные статьей 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Установлено также, что срок проведения плановой проверки в рамках такого надзора в отношении малых предприятий может быть продлен до 50 часов (ранее - до 15 часов).
ФСС России ответил на вопросы, возникающие у получателей государственной социальной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение
Разъяснено, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение страховщику необходимо представить программу реабилитации пострадавшего, составленную бюро медико-социальной экспертизы; заключение военно-врачебной комиссии о наличии медицинских показаний к соответствующему виду реабилитации и заявление застрахованного лица (его представителя). Компенсация при самостоятельном приобретении путевки не предусмотрена. Указывается, кроме того, какие категории граждан имеют право на получение
государственной социальной помощи в виде государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, разъяснено, что предоставление путевок происходит в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявлений и на основании медицинских показаний.
С 1 января 2010 года полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы по Соглашению с Министерством здравоохранения Правительству г. Москвы. Аналогичные соглашения заключены еще с 21 субъектом РФ, поэтому жители данных субъектов могут обеспечиваться путевками за счет бюджетов субъектов РФ чаще, чем жители иных субъектов РФ.
Дополнительно сообщается, что законодательством не предусмотрена возможность предоставления путевок на санаторно-курортное лечение в летнее время в санаторно-курортные учреждения "южного направления" по выбору гражданина, предоставление путевок в учреждения зарубежных государств, а также компенсация расходов за самостоятельное приобретение путевки на санаторно-курортное лечение. Граждане, получившие путевки на санаторно-курортное предоставляется также право бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, указанная в медицинском заключении, является для них полной нормой труда и не влечет уменьшения оплаты труда
Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, статьей 92 ТК РФ и статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Неполное рабочее время, в отличии от сокращенного рабочего времени, устанавливается в соответствии со статьей 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица,
осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Работники-инвалиды не входят в перечень лиц, по заявлению которых работодатель обязан установить неполное рабочее время.
В связи с изложенным, время ежедневной работы (смены) для инвалида, указанное в медицинском заключении, является для него максимальной продолжительностью ежедневной работы (смены) и полной нормой труда и не влечет пропорционального уменьшения оплаты труда.
Что является страховым случаем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иные ответы от ФСС РФ
ФСС РФ подготовлен обзор наиболее часто поступающих вопросов, касающихся несчастных случаев на производстве. В частности, сообщается:
на какие выплаты имеют право лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
на чей лицевой счет в кредитных учреждениях должны перечисляться суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на получение страховых выплат, являющимся несовершеннолетними (детей или их законных представителей);
как получить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
на основании каких документов оплачиваются дополнительные расходы на обеспечение лиц, пострадавших на производстве, техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортными путевками.
Налоговые органы при администрировании земельного налога должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости
Сообщается, в частности, что согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня
соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии положением статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившим в силу с 22 июля 2014 года, устанавливающим, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного
года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Минфин России изложил свою позицию по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц
Сообщается, в частности, что при приобретении супругами в общую совместную собственность у отца одного из супругов квартиры с привлечением средств целевого кредита другой супруг вправе получить имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, исходя из величины оплаченных расходов, подтвержденных платежными документами, или на основании заявления супругов о распределении расходов на приобретение указанного объекта недвижимости, но не более установленных
статьей 220 НК РФ размеров, в том случае, если не будет установлена взаимозависимость указанных лиц.
Даны разъяснения по вопросу предоставления имущественного налогового вычета судьям, получающим не облагаемое налогом на доходы физических лиц ежемесячное пожизненное содержание
Сообщается, в частности, что поскольку государственное социальное обеспечение судей осуществляется, в том числе, посредством выплаты им пенсии на общих основаниях либо не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания вместо пенсии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения, на судей, пребывающих в отставке, достигших соответствующего пенсионного возраста и получающих не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание вместо пенсии, могут распространяться положения пункта
10 статьи 220 НК РФ.
Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июнь 2015 года составила 9,5380
Величина коэффициента по сравнению с прошлым налоговым периодом (май 2015 года) увеличилась с 9,3174 до 9,5380.
Это связано с изменением показателей, исходя из которых он рассчитывается. Первый показатель - средний уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В июне 2015 года данный показатель определен на уровне 60,67, что ниже, чем в прошлом налоговом периоде (в мае - 63,07 долл. США за баррель).
Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение повысилось и составило 54,5086 (в мае - 50,5895).
Даны разъяснения по вопросу применения ставки налога на прибыль 0% медицинскими и образовательными организациями в случае переоформления лицензии в течение налогового периода
Сообщается, в частности, что если организация, осуществляющая образовательную и (или) медицинскую деятельность, включенную в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, до переоформления лицензии по основаниям, установленным Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", продолжала осуществлять лицензируемый вид деятельности, то при выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 18 указанного Закона, факт переоформления лицензии в течение
налогового периода не может служить основанием для признания утраты права на применение такой организацией налоговой ставки 0 процентов.
Разъясняется порядок учета доходов федеральных казенных учреждений
Сообщается, в частности, что согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
В указанной норме доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от реализации товаров, не поименованы.
С учетом изложенного, доходы федеральных казенных учреждений от выполнения работ и оказания услуг не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом доходы от реализации товаров, по мнению Минфина России, должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Внесены изменения в Инструкцию Банка России N 139-И
В частности, в расчеты нормативов достаточности капитала включены дополнительные коды, некоторые положения изложены в новой редакции, кроме того, отдельные изменения внесены в приложение 1 "Перечень расшифровок кодов, используемых при расчете обязательных нормативов".
Расширен список субъектов РФ и муниципальных образований, которые могут являться обязанными лицами по векселям и правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России
В указанный список включены Владимирская область, Пермский край, Приморский край, Ростовская область, Сахалинская область, г. Кострома.
Разработаны методические рекомендации для участников финансового рынка, осуществляющих депозитарную деятельность, с целью их ориентирования на выявление и пресечение операций недобросовестных хозяйствующих субъектов
В документе приводятся случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами депозитариев операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, а также рекомендации Банка России при обнаружении депозитариями соответствующих признаков таких операций.
Разработаны методические рекомендации для кредитных организаций с целью их ориентирования на выявление операций, осуществляемых недобросовестными хозяйствующими субъектами
В документе приводятся случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами кредитных организаций и контрагентами по сделкам с кредитными организациями операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, а также рекомендации Банка России кредитным организациям при обнаружении
ими соответствующих признаков таких операций.
Разработаны методические рекомендации для участников финансового рынка, осуществляющих брокерскую деятельность, с целью их ориентирования на выявление операций, осуществляемых недобросовестными хозяйствующими субъектами
В документе приводятся случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами брокеров и контрагентами по сделкам с брокерами операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, а также рекомендации Банка России брокерам при обнаружении ими соответствующих признаков таких
операций.
В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги
В соответствии с решением Совета директоров Банка России в Ломбардный список Банка России включены, в частности, следующие ценные бумаги:
биржевые облигации Акционерного Коммерческого Банка "НОВИКОМБАНК" акционерное общество, имеющие идентификационные номера выпусков 4B020202546B, 4B020502546B;
биржевые облигации Общества с ограниченной ответственностью "Русфинанс Банк", имеющие идентификационный номер выпуска 4B020901792B;
облигации Общества с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг Финанс", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-08-36383-R;
биржевые облигации Открытого акционерного общества "Синергия", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-04-55052-E.
Минкомсвязь России предлагает установить административную ответственность за предоставление пользователям публичного Wi-Fi доступа без их идентификации
Проектом предусмотрены изменения в закон о связи и в КоАП РФ, согласно которым:
- предоставление доступа в Интернет в общественных местах осуществляется только после идентификации оператором связи пользователей и используемого ими оборудования;
- предоставление безвозмездного доступа в Интернет в общественных местах абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем допускается только при условии заключенного договора между оператором связи и таким абонентом об идентификации пользователей и используемого ими оборудования;
- нарушение порядка идентификации пользователей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Иностранные граждане получат разрешения на работу по строительству объектов к чемпионату мира по футболу в России в ускоренном и упрощенном порядке
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых к трудовой деятельности юридическими лицами или физическими лицами, заключившими гражданско-правовые договоры на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для проведения в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу, установлены правила ускоренной и упрощенной выдачи: разрешений на временное проживание, на привлечение, использование иностранных работников и разрешений на работу, а также приглашений на въезд в РФ.
В частности, выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам осуществляется территориальным органом ФМС России независимо от распределения по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
При этом срок принятия решений о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, либо решений об отказе в выдаче соответствующих разрешений - 15 дней, а срок выдачи таких разрешений или уведомлений об отказе в их выдаче - 5 дней со дня принятия решения.
Основания и порядок продления срока содержания обвиняемых под стражей после возвращения судом уголовного дела прокурору должны быть уточнены законодателем
КС РФ признал положения частей 3 - 7 статьи 109 УПК РФ в их взаимосвязи с частью 3 статьи 237 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (в том числе в нормативной связи с иными положениями статьи 237, статьями 6.1 и 217 УПК РФ) они предполагают, что при возвращении уголовного дела прокурору продление срока содержания обвиняемого под стражей, превышающего предусмотренный для стадии
предварительного расследования предельный срок содержания под стражей, допускается лишь при сохранении оснований и условий применения данной меры пресечения, для обеспечения исполнения приговора и на устанавливаемый судом разумный срок, определяемый с учетом существа обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, и времени, необходимого для их устранения и обеспечения права обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела, а также не исключают возможность при
менения предусмотренных законом средств компенсаторного характера в случае несоразмерно длительного содержания под стражей при обстоятельствах, связанных с необходимостью устранения препятствий рассмотрения уголовного дела судом.
Суд также отметил, что признанием указанных положений не противоречащими Конституции РФ не исключается полномочие федерального законодателя в процессе совершенствования правового регулирования судебной защиты права на свободу и личную неприкосновенность:
внести в него изменения, направленные на уточнение оснований и порядка продления срока содержания обвиняемых под стражей после возвращения судом уголовного дела прокурору, на усиление гарантий разумности этого срока и защиты обвиняемых от несоразмерно длительного содержания под стражей;
предусмотреть в дополнение к действующему правовому регулированию специальные правила, регламентирующие основания и порядок продления срока содержания обвиняемых под стражей на время, необходимое для устранения выявленных судом препятствий к судебному рассмотрению уголовного дела и обеспечения права обвиняемых на ознакомление с его материалами перед направлением данного дела в суд для его рассмотрения по существу.