КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 14.07.2015
Трудовой договор – как избежать ошибок и рисков
Грамотно составить трудовой договор или проверить уже подготовленный поможет онлайн-сервис «Конструктор договоров» в системе КонсультантПлюс.
Конструктор не только подскажет обязательные условия договора и их формулировки, но и поможет разобраться в особенностях для разных ситуаций, например, если нужно оформить работника-иностранца или учесть сдельную оплату труда.
КонсультантПлюс
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 14.07.2015
Функции уполномоченного органа управления в сфере космической деятельности от имени Российской Федерации будет осуществлять создаваемая Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
Федеральным законом устанавливаются:
правовое положение Корпорации;
цели, полномочия, функции и виды деятельности;
порядок создания, реорганизации и ликвидации;
порядок формирования имущества Корпорации;
полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении Корпорации, а также определяются органы ее управления.
В целях осуществления процедур передачи Корпорации федерального имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации предусматривается переходный период, который действует со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до завершения процедуры передачи Корпорации указанного имущества, но не более пяти лет. В указанный переходный период Корпорация будет осуществлять от имени Российской Федерации права собственника имущества в отношении соответствующих государственных унитарных
предприятий и федеральных государственных учреждений.
В связи с принятием Федерального закона "О государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" внесены изменения в 28 законодательных актов
Изменения в основном юридико-технического характера связаны с созданием упомянутой государственной корпорации, наделением ее полномочиями нормативно-правового регулирования в сфере космической деятельности, формированием ее имущественного комплекса, а также последующей передачей ей полномочий и функций Федерального космического агентства.
Правила эшелонирования в воздушном пространстве РФ приведены в соответствие со стандартами и практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
Эшелонирование - это вертикальное, горизонтальное (продольное, боковое) рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы.
Федеральные правила использования воздушного пространства РФ дополнены понятием горизонтального эшелонирования - рассредоточения воздушных судов в горизонтальной плоскости.
Установлены минимальные интервалы горизонтального эшелонирования, а также скорректированы минимальные интервалы вертикального и продольного эшелонирования.
Уточнено также, что системой наблюдения обслуживания воздушного движения является система радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, первичного обзорного радиолокатора, вторичного обзорного радиолокатора или любая другая наземная (воздушная, морская) система, позволяющая опознать воздушное судно и обеспечивающая уровень безопасности полетов и характеристики, не хуже обеспечиваемых моноимпульсным вторичным обзорным радиолокатором.
Устранена правовая неопределенность в вопросе последствий несоблюдения нотариальной формы соглашения об уплате алиментов
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 100 Семейного кодекса РФ несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 ГК РФ.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ статья 165 ГК РФ изложена в новой редакции, и последствия несоблюдения обязательной нотариальной формы сделки теперь содержатся в пункте 3 статьи 163 ГК РФ.
Федеральный закон привел указанную норму Семейного кодекса РФ в соответствие с изменениями, внесенными в ГК РФ.
Подписано Постановление, направленное на защиту средств материнского капитала
Из перечня организаций, с которыми могут заключаться договоры займа на приобретение или строительство жилого помещения с целью направления средств материнского (семейного) капитала, исключены микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, работающие менее трех лет со дня государственной регистрации.
Определены цели деятельности, задачи и функции единого института развития в жилищной сфере
Единый институт развития в жилищной сфере - это акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства РФ об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию.
Единый институт развития в жилищной сфере осуществляет свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.
К основным задачам единого института развития в жилищной сфере отнесены, в том числе:
содействие развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе стимулированию строительства жилья экономкласса, наемных домов;
содействие развитию рынка ипотечных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, повышению их ликвидности;
содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации государственных или муниципальных программ в жилищной сфере;
содействие комплексному освоению территории, в том числе в части выполнения мероприятий по благоустройству, созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;
содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур.
Определены функции единого института развития в жилищной сфере, особенности управления его некоммерческими организациями, дочерними хозяйственными обществами, регламентированы положения об отчетности, аудите, финансовом контроле деятельности единого института развития в жилищной сфере, особенности его реорганизации и ликвидации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
При наличии прибора учета только горячей или только холодной воды размер платы за водоотведение рассчитывается как сумма фактически потребленного ресурса, по которому имеется прибор учета и норматива потребления ресурса, не учитываемого прибором учета
Минстрой России напомнил также, что в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается как сумма показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов.
В закон о федеральном бюджете внесены изменения, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований на 2015 год
Основные характеристики бюджета сохранены в прежних размерах.
Изменения связаны с сокращением финансирования отдельных мероприятий и направлением бюджетных средств на другие цели.
Так, в частности, по решению Правительства РФ Агентство по страхованию вкладов вправе за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации осуществить:
оплату акций ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания", в целях приобретения и последующей передачи по договорам аренды, лизинга самолетов "Сухой Суперджет 100", облигациями федерального займа в размере 30 000 000,0 тыс. рублей;
оплату акций ОАО "Российские сети" для последующего приобретения дополнительно размещаемых акций "Ленэнерго" в целях рефинансирования и погашения привлеченных кредитов и займов, финансирования инвестиционной программы в части исполнения обязательств по договорам технологического присоединения потребителей и погашения кредиторской задолженности указанного общества облигациями федерального займа в размере до 32 000 000,0 тыс. рублей.
Вносимыми поправками предусматривается также, что в 2015 году могут быть предоставлены бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ сверх установленного объема бюджетных ассигнований.
Кроме того, увеличиваются объемы субсидий организациям ОПК, в том числе на осуществление инновационных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.
Для резидентов свободного порта Владивосток устанавливается льготный налоговый режим
Налоговый кодекс РФ дополняется новыми положениями, предусматривающими, в частности:
критерии для получения статуса резидента свободного порта Владивосток (организация зарегистрирована на территории свободного порта Владивосток, не применяет специальные налоговые режимы, не является участником КГН и пр.);
пониженную ставку налога на прибыль и условиия ее применения (в течение первых 5 лет в размере 0 процентов - в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет; в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ: в течение первых 5 лет - в размере не выше 5 процентов, в следующие пять лет - не менее 10 процентов);
заявительный порядок возмещения НДС при наличии договора поручительства управляющей компании, предусматривающего обязательство уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне им полученные.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Положения закона в отношении заявительного порядка возмещения НДС применяются за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года.
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделена бюджетными полномочиями
Согласно поправкам в статью 241 Бюджетного кодекса РФ Роскосмос в целях исполнения возложенных на него государственных функций наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, главного администратора, администратора доходов федерального бюджета, получателя бюджетных средств и государственного заказчика.
В ряд законодательных актов внесены поправки технического характера
Изменения, предусматривающие исправление технических и лингвистических ошибок, внесены в законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве)", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Установлены правила списания заказчиком начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым завершено поставщиком в полном объеме в 2015 году
Задолженность подлежит списанию в следующих случаях:
1) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта;
2) если общая сумма неуплаченной задолженности составляет не более 20 процентов цены контракта и до окончания 2015 года поставщик уплатил 50 процентов задолженности.
Заказчик обеспечивает сверку с поставщиком неуплаченной задолженности.
Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика.
Поставщику заказчик направляет уведомление о списании задолженности с указанием ее размера. Форма такого уведомления приведена в приложении к приказу.
Отчетность кредитных организаций дополнена новой формой 0409303 "Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам"
Отчет составляется кредитными организациями (включая небанковские кредитные организации) в целом по организации с месячной периодичностью по всем действовавшим в течение отчетного месяца договорам на предоставление ссуд, заключенным с заемщиками.
Помимо этого внесены уточнения в некоторые формы отчетности, в том числе:
0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)",
0409118 "Данные о концентрации кредитного риска";
0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III")".
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте РФ. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте РФ текст документа может быть изменен.
В целях расширения интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона будет создан свободный порт Владивосток
Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, а именно устанавливает:
особенности осуществления государственного ветеринарного надзора на территории свободного порта Владивосток;
особенности осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу РФ, расположенных на территории свободного порта Владивосток;
особенности осуществления санитарно-карантинного контроля на территории свободного порта Владивосток;
особенности осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий на территории свободного порта Владивосток;
особенности регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возникающих в связи с функционированием территории свободного порта Владивосток;
упрощенный визовый порядок въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации для иностранных граждан;
особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов свободного порта Владивосток;
особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток;
особенности осуществления градостроительной деятельности на территории свободного порта Владивосток;
особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении резидентов свободного порта Владивосток;
особенности лицензирования отдельных видов деятельности на территории свободного порта Владивосток;
предоставление резидентам свободного порта Владивосток льгот по налогам;
применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента свободного порта Владивосток;
применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободного порта Владивосток.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" вносятся соответствующие изменения в отдельные законодательные акты
Изменения, касающиеся особенностей осуществления на территории свободного порта Владивосток, в числе прочего, государственного ветеринарного надзора и карантинного фитосанитарного контроля (надзора), государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, трудовой деятельности, градостроительной деятельности, лицензирования, таможенного регулирования, внесены в 24
законодательных акта, в том числе, в Федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в Закон РФ "О ветеринарии", в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Земельный кодекс РФ и другие.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Право требования к заказчику по контракту на оказание услуги по предоставлению кредита может быть передано исполнителем в залог Центральному банку РФ
Согласно поправке в Закон о контрактной системе в сфере закупок право требования по такому контракту может передаваться в залог Центральному банку РФ в обеспечение исполнения обязательств исполнителя по кредитам Центрального банка РФ, а в случае обращения взыскания на заложенное право требования к заказчику - перейти к Центральному банку РФ.
Установлен запрет на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнен положением, согласно которому местом регистрации участника закупки не должна являться офшорная зона. В связи с этим устанавливается обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участника закупки таким требованиям.
Количество окон обслуживания в МФЦ должно обеспечивать время ожидания в очереди не более 15 минут
Если загруженность МФЦ не позволяет обеспечить достижение данного показателя, учредителем центра принимается решение об увеличении количества окон обслуживания.
Кроме того, уточнены требования к графику работы МФЦ на территории муниципального образования с численностью свыше 25 тыс. человек: возможность обращения заявителей в вечернее время до 20 часов должна обеспечиваться не менее чем в один из рабочих дней в неделю. При этом допускается сокращение графика (режима) работы МФЦ в выходной день.
В схему территориального планирования Российской Федерации в области транспорта внесены изменения в части строительства транспортного перехода через Керченский пролив
Предполагается, кроме того, строительство железнодорожных и автомобильных подходов к нему, сухогрузного района морского порта Тамань и автомобильной дороги федерального значения М25. Изменения содержат описательную часть и карту планируемого размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.
Утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды
В Перечне отдельными разделами выделены летучие органические соединения, стойкие органические загрязнители, загрязняющие вещества для водных объектов и для почв, обладающие особой токсичностью, устойчивостью к разложению, способностью к биологической аккумуляции и трансграничному переносу.
Перечень сформирован с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью, данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
В перечне приводится разделение загрязняющих веществ для атмосферного воздуха, водных объектов и почв.
Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, отнесены к конфиденциальным
К сведениям конфиденциального характера относятся сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", другими нормативными правовыми актами принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты этих лиц, если законодательством такие
сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Кроме того, в перечень сведений конфиденциального характера включены сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц (кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве").
Переоформить лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации необходимо до 1 января 2017 года
Ранее срок переоформления данных документов для приведения образовательной деятельности в соответствие с новым Законом об образовании был установлен иной - до 1 января 2016 года.
Определено, что организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также реорганизованной в форме присоединения к ней иной образовательной организации временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия ранее выданного реорганизованной организации свидетельства о государственной аккредитации.
Кроме того уточнено, что правом на прием в вузы без вступительных испытаний победители и призеры олимпиад могут воспользоваться в течение четырех лет, следующих за годом проведения олимпиады.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Минздраву России предоставлены полномочия по установлению перечня медицинских противопоказаний к направлению несовершеннолетних в оздоровительные организации
Прием ребенка в оздоровительную организацию должен осуществляться при наличии заключения участкового врача-педиатра или врача общей практики о состоянии его здоровья, об отсутствии контактов с инфекционными больными и сведений о проведенных профилактических прививках.
До настоящего времени не было перечня заболеваний, которые являлись бы противопоказаниями для направления в оздоровительную организацию. Принятым законом установлено, что такой перечень утверждается Минздравом России.
Для участия в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации медицинская организация должна отвечать установленным критериям
Клиническая апробация представляет собой практическое применение разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи для подтверждения доказательств их эффективности. Медицинская помощь в рамках клинической апробации оказывается при наличии заключений этического комитета и экспертного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Установлено 10 критериев, в том числе:
осуществление медицинской организацией в соответствии с учредительными документами медицинской деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, а также проведение клинических исследований лекарственных препаратов и клинических испытаний медицинских изделий;
наличие у медицинской организации структурных подразделений, коечного фонда, включая отделения реанимации и интенсивной терапии, обеспечивающих оказание медицинской помощи по соответствующим профилям с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи;
укомплектованность структурных подразделений медицинской организации медицинскими работниками, обеспечивающими оказание медицинской помощи, составляющая не менее 70 процентов рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации;
доля врачей-специалистов, имеющих квалификационные категории, в общей численности врачей медицинской организации не менее 30 процентов;
доля медицинских работников с высшим медицинским образованием, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук, в общей численности медицинских работников с высшим медицинским образованием не менее 5 процентов;
наличие опыта в реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ;
наличие опыта взаимодействия с иностранными научными и медицинскими организациями в рамках международного сотрудничества или участие в международных клинических исследованиях (испытаниях) или научных программах.
Подписан закон, запрещающий лицам, осужденным или подвергавшимся уголовному преследованию за оправдание нацизма, занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с воспитанием несовершеннолетних
Лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против мира и безопасности человечества, не допускаются к деятельности с участием несовершеннолетних
В частности, такая деятельность запрещается для лиц, совершивших действия, направленные на реабилитацию нацизма.
Указанные лица, кроме того, не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями.
Действие закона не распространяется на лиц, уголовное преследование которых было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам.
Утвержден порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности
Аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности. По результатам аккредитации лицу выдается свидетельство об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.
Кроме того, установлены требования: к содержанию свидетельства об аккредитации; к юридическому лицу, обратившемуся с заявлением об аккредитации; процедуре аккредитации; порядку аннулирования свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.
Предусмотрена уголовная ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, проект межевания земельного участка
Уголовная ответственность устанавливается за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых они были подготовлены, которая наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Те же деяния, причинившие особо крупный ущерб, повлекут более суровое наказание.
Кроме того, скорректированы положения об уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом.
Уточнены положения об административной ответственности за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого
деяния. При этом размер штрафа за указанные правонарушения составит от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Россией ратифицирован Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС от 23 декабря 2014 года
Кроме того, ратифицированы:
- Протокол от 08.05.2015 о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и отдельные международные договоры, в связи с присоединением Киргизии к ЕАЭС;
- Протокол от 08.05.2015 об условиях и переходных положениях по применению Киргизией Договора о ЕАЭС и отдельных международных договоров и актов органов ЕАЭС в связи с ее присоединением к ЕАЭС;
- Протокол от 08.05.2015 о присоединении Армении к подписанному 23.12.2014 Договору о присоединении Киргизии к ЕАЭС.
Переходные положения по применению Киргизией права ЕАЭС касаются, в том числе, особенностей совершения таможенных операций, особенностей перевозки товаров под таможенным контролем, статуса товаров и таможенных процедур, а также таможенных платежей, таможенного контроля и иных особенностей.