Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Приглашение в мир математики

  Все выпуски  

Почему единица это ни простое, ни составное число



Почему единица это ни простое, ни составное число
2015-08-03 21:13 noreply@blogger.com (Alexey Izvalov)
Определение простого числа гласит:
Простым называется натуральное число, которое имеет ровно два делителя: единицу и само себя.

Иногда в этом определении забывают о наличии двух разных делителей и рассуждают так:
Единица делится на 1? - да
Единица делится на себя? - да
Значит, 1 - число простое!

Однако, число 1 - уникально (с этого, кстати, начинается доказательство Мартина Гарднера того, что у всех чисел есть интересное свойство). Называть единицу простым ошибочно вот по чему.

Есть основная теорема арифметики. Согласно ей любое натуральное число представляется в виде произвдеения простых чисел единственным способом.На ней базируется множество последующих теорем теории чисел. Но если включить единицу во множество простых, основная теорема арифметики нарушится.

Ведь, например, 12 = 2231 = 112231 = 132231 = 1102231 = ...

Поэтому число 1 не относят ни к простым, ни к составным.

Почему римляне не развили алгебру
2015-08-05 02:32 noreply@blogger.com (Alexey Izvalov)
Алгебра у древних римлян не вызывала особого интереса. Они без всяких вычислений знали, что Х = 10.

Нашёл на hijos.ru

Блог о занимательной математике достиг уже таких масштабов, что можно переходить к моей давней задумке - давать к каждому посту пару ссылок на связанные темы (как в передаче Connections на Дискавери).

Вот:
Для кого нужна алгебра по мнению сержанта Колона.
Откруда появилось римское обозначение десятки.




Объём додекаэдра
2015-08-19 17:25 noreply@blogger.com (Alexey Izvalov)
Как-то я публиковал ссылку на оригинальный календарь в форме додекаэдра. Очень хорошая форма для календаря: 12 граней на 12 месяцев.

Я сегодня узнал, что объём додекаэдра с ребром а вычисляется по очень красивой формуле.

$V=a^3\frac{(15+7\sqrt5)}{4}\,$

Разбор задач 7-12 для 3 и 4 классов математической олимпиады Кенгуру(уровень М3-4 2015)
2015-08-19 19:02 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
В этом выпуске мы завершим разбор простых задач математической олимпиады "Кенгуру-2015" для 3 и 4 классов и перейдём к средним.

Задача 7.Карточки с картинками(3 балла).
У Красунчика есть 5 карточек, вот они:
задача олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса

Есть карточки, на которых с одной стороны нарисован цветок, а с другой - собака. А есть такие, на которых с одной стороны нарисована кошка, а с другой - дерево. Сколько карточек с цветочками у Красунчика?

Варианты ответа:
А:1;Б:2;В:3;Г:4;Д:5;

Решение
Из условия понятно, что на карточках рисунки с двух сторон. Нам надо определить, какие рисунки на тех сторонах, которые не видны. Так как "одна" и "другая" стороны карточки равноценны, то утверждения из условия работают в обе стороны. Выходит, на первой карточке под деревом нарисована кошка. На второй под собакой - цветок. На третьей под кошкой - дерево. На четвёртой карточке снова под собакой нарисован цветок. И на пятой под цветком нарисована собака. Выходит, всего карточек с цветками три: вторая, четвёртая и пятая.

Кстати, двусторонние карточки используются в одной классической задаче на математическую логику, о которой мы как-нибудь расскажем в разделе Занимательной математики.

Правильный ответ: В3

Задача 8.Зонтик "Кенгуру"(3 балла).
задача олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 классаНа моём зонтике написано слово KANGAROO, как показано на рисунке. На каком из предложенных в ответах рисунков тоже изображён мой зонтик?
Эта задача проходит через несколько классов и использовалась для мониторинга уровня учеников.

Варианты ответа:
А:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса;Б:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса;В:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса;Г:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса;Д:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса;

Решение

Продолжение »

Разбор задач 13-18 для 3 и 4 классов математической олимпиады Кенгуру (уровень М3-4 2015)
2015-08-19 19:02 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
Задача 13.Расставь игрушки(4 балла).
У Красунчика 4 игрушки: автомобиль, кукла, мяч и кораблик. Он хочет поставить их в ряд на полку. Автомобиль должен быть рядом с кораблём, а кукла - рядом с автомобилем. Сколькими способами он может расставить их так, чтобы эти условия выполнялись?
задача олимпиады Кенгуру по математике для 3-4 класса


Варианты ответа:
А:2-мя;Б:4-мя;В:5-ю;Г:6-ю;Д:8-ю;

Решение
Вот и задача на комбинаторику в 3 классе! В расположении игрушек в условии даны две жёсткие пары: (Автомобиль - Корабль) и (Кукла - Автомобиль). Приглядевшись, понимаем, что эти две пары на самом деле тройка: (Кукла - Автомобиль - Корабль). Эти три игрушки должны стоять на полке рядом. Причём стоять они могут как в таком порядке, так и в обратном: (Корабль - Автомобиль - Кукла).

Оставшаяся игрушка, Мяч, может стоять как слева от этой тройки, так и справа. Всего получается 4 способа:
1. Мяч - Кукла - Автомобиль - Корабль
2. Кукла - Автомобиль - Корабль - Мяч
3. Мяч - Корабль - Автомобиль - Кукла
4. Корабль - Автомобиль - Кукла - Мяч

Правильный ответ: Б4-мя способами

Задача 14.Велосипедная прогулка по парку(4 балла).
ответ на задачу Кенгуру по математике для 3 и 4 класса на движение велосипедиста по паркуПетя ездит на велосипеде по парку (схема парка - на рисунке). Свой маршрут он начинает с точки S и движется в направлении стрелки. На первом перекрёстке мальчик поворачивает направо, на втором - налево, потом снова направо, затем - опять налево, и так далее, в таком же порядке. Через какой перекрёсток НЕ будет проезжать Петя?

Продолжение »

Разбор самых простых задач математической олимпиады Кенгуру для 5-6 класса (задачи 1-6 уровня Ш-2015)
2015-08-20 01:40 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
В уровне "Школьник" в Международной математической олимпиаде "Кенгуру" соревнуются ученики 5 и 6 классов. В этом уровне, как в в последующих, участникам даётся уже 30 задач, на выполнение которых выделяется 75 минут. Максимальное количество баллов, которые может набрать участник, равно 30+40+50 = 120.

Давайте начнём разбор решений и ответов с самых простых задач. Многие из них можно предложить и ученикам начальной школы, которые увлекаются математикой.

Задача 1.Половинка(3 балла).
В какой из изображённых в ответах фигур, закрашена ровно половина площади?

Варианты ответа:
А:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Б:;В:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Г:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Д:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;

Решение
Легко видеть, что ровно половина площади закрашена в ответе Б. А если время не поджимает, можно в качестве разминки пятикласснику предложить определить, какая часть каждой фигуры закрашена (и попутно вспомнить,что такое дробь).
В ответе А закрашена одна третья часть. В ответе Б - одна вторая, в ответе В - три четверти, в ответе Г - одна четверть. а в ответе Д закрашены две пятые.

Правильный ответ: Б

Задача 2.Зонтик "Кенгуру"(3 балла).
решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответыНа моём зонтике написано слово KANGAROO, как показано на рисунке. На каком из предложенных в ответах рисунков изображён НЕ мой зонтик?

Варианты ответа:
А:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Б:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;В:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Г:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;Д:решения задач олимпиады Кенгуру по математике для 5 и 6 класса и их ответы;

Решение
Эта задача почти такая же, как изадача для 3-4 классов, но чуть сложнее. Требуется найти конфигурацию, которой нет на зонтике, а не единственную, которая на нём есть.
Продолжение »

В избранное