И наконец, игры, которые уже сейчас помогут готовить ребенка к обучению в школе.
Первые шаги к математике
Поставьте перед ребенком 5 одинаковых чашек и посадите 4 кукол. Спросите, хватит ли всем куклам чашек для чая. Если ваш ребенок еще не умеет считать, дайте каждой кукле чашку. Оставшаяся чашка подскажет ребенку, что чашек больше, чем кукол. Помогите ребенку объяснить почему так получилось («кукол больше, чем чашек»).
Играть можно с разными предметами (сравнивать количество кукол и стульев, ложек, вилок, тарелок). Сна чала лучше предлагать ребенку группы предметов в пределах 5, затем - можно увеличить количество до 10.
Ситуации для сравнения вначале должны быть такими, чтобы ребенок мог сравнивать количество предметов, наложив или приложив один и другому, позднее можно предлагать такие предметы, которые можно было бы соотносить на глаз (например, реальные предметы мебели в комнате). Если ребенку трудно, можно протянуть от одного предмета к другим веревочки или прочертить линии мелом.
«Купим пуговицы». В этой игре для сравнения количества предметов ребенок использует фишки, которые он отбирает- в нужном количестве. Один из играющих — покупатель, другой — продавец. Покупателю нужно купить в магазине столько пуговиц, сколько петель на новом пальто куклы.
Из коробки с фишками ребенок - покупатель берет фишки и раскладывает на пальто (коробку с оставшимися фишками после этого лучше закрыть, чтобы они не отвлекали ребенка). Фишки, разложенные на пальто, ребенок собирает и идет с ними в магазин. Он говорит продавцу, показывая собранные в ладони фишки: «Вот столько нужно пуговиц».
Продавец отбирает столько пуговиц «с прилавка», сколько фишек принес покупатель. Для этого он подкладывает к разложенным пуговицам принесенные фишки. Вот так:
Правильность отбора пуговиц покупатель проверит, положив их на петли пальто.
Можно проводить подобные игры на другом материале. Поиграть, например, в «библиотеку», отбирая столько книг, сколько пришло детей в детсад, где записывают столько детей, сколько есть в детсаду мест (кроватей). Сначала нужно использовать фишки, похожие как-то на предметы (либо по форме, либо по цвету), потом можно перейти к фишкам, не имеющим с предметами внешнего сходства.