Д. Умеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
П. Выполняет простые поручения с предметами: "принеси, положи, открой н закрой ящик" и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
Р. Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре - произвольное использование знакомых слов; существование особого "жаргона" (облегченные слова).
1 год 4 мес.-1 год 6 мес.
Д. Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.
П. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.
Р. По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.
1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.
Д. Частично раздевается - носки, шапка - с небольшой помощью взрослых.
П. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.
Р. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.
1 год 10 мес.-2 года
Д. Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается - ботинки, носки, шапку.
П. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
Р. При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.
Развитие от 2 до 3 лет.
2 года - 2 года 6 мес.
Д. Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки.
П. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает н укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню, принеси чашку''). Целый день остается чистым.
Р.Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
2 года 7 мес. - 3 года
Д. Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
П. Воображение в игре (стул - машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры - например, играя с куклой, говорит; "я - мама", "я - доктор".
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: "ты будешь зайчик".
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
Р. Называет имена родителей. Часто задает вопросы ("почемучка "). Говорит о себе "я".
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления