Д.(Двигательное развитие, моторика).Попытка приподнять голову, лежа на
животе
П. (Психическое развитие).Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми.
Р. (Речевое развитие). При общении издает тихие тайные звуки - короткое гуление, гукание.
2 месяц
Д.Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает
голову непостоянно.
П. Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым.
Р. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.
3 месяца
Д. Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым
углом, лежа на животе.
П. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук.
Р. Певучее гуление.
4 месяца.
Д. Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. Переворачивается со спины
на бок. Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
П. При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых).
Р. Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.
5 месяцев.
Д. Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит
при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка. Переворачивается со спины на живот.
П. Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них.
Р. Подолгу певуче гулит.
6 месяцев.
Д. При тракции за руки из положения лежа на спине - садится. Сидит в подушках или при поддержке
взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.
П. Прекращает плакать, когда берут на руки.
Р. Начало лепет - произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги - "ма", "ба"
7 месяцев.
Д. Самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам
на спину. Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.
П. Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).
Р. Подолгу лепечет.
8 месяцев.
Д. Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба
или печенья, обсасывает грызет его.
П. При назывании взрослым (вопрос "где" ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте.
Р. Громко повторно (сам) произносит различные слова; "ма-ма-ма", "ба-ба-ба".
9 месяцев.
Д. Сидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
П. По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например "ладушки", "до свидания", "дай ручку", "открой рот" и т.д.
На вопрос "где" ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Р. Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.
10 месяцев.
Д.Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
П. По просьбе берет и подает знакомые предметы ("дай мяч, дай пялю"). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации.
Р. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.
11 месяцев.
Д. Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры.
П. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове "нельзя"). Показывает части своего тела.
Р.Первые лепетные слова: "ма-ма.", "ба-ба"; упрощенные слова- обозначения; "кис-кис", "ав-ав", "бай" и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием ("ам-ам" - еда).
1 год
Д. Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее.
Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот.
П. Выполняет несколько простых инструкций: "дай то-то, иди ко мне" и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.
Р. Первые слова: "мама, папа, дай". Появление слов-меток: "бах" - падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.
Подробнее о развитии ребенка, здоровье ребенка на сайте Наши Дети