Здоровье Мамы и Дитя Развивающие игры для детей 7 лет
«Говорящие рисунки». Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в Древнем Египте и Ассирии, Японии и Китае. Попробуйте и вы, рассказав все это ребенку, поиграть с ним в нарисованные истории. Это не так уж сложно, надо только объяснить ребенку, что рисунки, с помощью которых они пересказываются, должны быть совсем простыми и понятными. Давайте попробуем нарисовать начало одной из историй, допустим такой: Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка.
Как видите, запись предельно схематична, но полностью отражает все, что произошло. Придумайте сами, как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку, попробуйте сделать это вместе с ребенком. Надеемся, что вы освоите такое письмо, тогда можно будет загадывать друг другу нарисованные истории (чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог понять и рассказать, о чем здесь говорится).
Развитию любознательности, наблюдательности, логического мышления ребенка поможет игра «Что плавает, что тонет». Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем, почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите парные предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвоздь и другие вещи из этих
материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. Он проверит свои предположения, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Предметы нужно предлагать не попарно, а в случайном порядке. Плавающие вещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие — на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть, и раньше), ребенок, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удается, «натолкните»
его на правильный вывод, обращая внимание на разницу в свойствах парных предметов из различного материала.
«Четвертый лишний» — логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию, а четвертый — нет. Правильно определив «лишнюю», не подходящую к остальным картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и мука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь
и заяц и т. п. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачки решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что ребенок не догадается убрать зайца и оставить вместе огурец, репу и морковь: более важным ему покажется не разлучать зайца с морковкой. Покажите правильный ответ: «Огурец, репа и морковка — овощи, они подходят друг к другу. А заяц не овощ, он лишний, поэтому его надо убрать». Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на
этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
А для игры «Задом наперед» нужно заготовить десять пар изображений. Можно нарисовать самим, качество рисунка не имеет особого значения. Пары картинок должны быть такими: 1) гнездо с яйцом — птичка; 2) мальчик в постели — он же идет с портфелем; 3) гриб маленький — гриб большой; 4) бабушка вяжет носки — носки связаны; 5) мальчик грязный — мальчик моется в душе; 6) женщина стирает белье — белье сушится; 7) мальчик едет на велосипеде — велосипед
сломан; 9) дети играют в кубики, в комнате порядок — пустая комната, игрушки разбросаны; 10) у мальчика воздушный шар — мальчик без шара, шар в воздухе.
Ведущий говорит: «Я кладу картинки и рассказываю вам историю». Раскладывает первые две картинки и рассказывает: «В гнездышке лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». А теперь я кладу картинки задом наперед». Меняет картинки местами. «А теперь вы расскажите другую историю по этим картинкам». Правильная история: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко». Варианты рассказов, данных детьми, сравниваются, выбирается правильный ответ-рассказ,
противоположный первому. Выигрывает тот, кто дал противоположный рассказ. Аналогичным образом анализируются остальные пары изображений. За одну игру можно рассмотреть 3—4 пары. Потом можно придумать такие пары противоположностей самим. Важно чтобы рассказ ребенка был действительно новым, а не повторением старого.
«Вниз по реке». Эта игра поможет подготовить руку ребенка к письму в школе. Нарисуйте узкие волнистые линии — это будут извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести свой кораблик, так чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая руки от карандаша, никуда не заезжая и точно следуя за изгибами нарисованной вами реки. Если вы раньше уже играли с ребенком в подобную игру, усложните условия, сделайте нарисованные вами линии более узкими и неритмичными. Вот некоторые реки: